Украшения. Аксессуары. Дизайн ногтей. Цвета. Нанесение. Ногти

Менеджер образования эффективный менеджмент в образовательной организации. Менеджмент в образовании - прихоть или объективная необходимость? Менеджмент образовательного учреждения

9. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: учебное пособие для студентов высш. учебных заведений. М: Академия, 2001. 304 с.

10. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. М., 1999.

11. Шадриков В. Д. Деятельность и способности. М., 1994.

12. Шадриков В.Д. Проблема системогенеза профессиональной деятельности. М., 1982.

Журавлева Л. В.

Менеджмент в современных образовательных учреждениях

Принимая во внимание тот факт, что социальные системы, в том числе и образовательный процесс, подчиняются субъективным законам, правилам и принципам, установленным самим человеком, можно сделать вывод, что научной основой управления образовательными системами являются конкретные цели, принципы и методы управленческой деятельности. Однако специфика предмета, продукта, орудия и результата труда преподавателей обусловливает и разработку специфических принципов, методов и приемов их менеджерской деятельности. Достижение предусмотренных целей менеджмента требует от руководителя учебного заведения широкого кругозора и гуманитарного мышления, в контексте которого он должен уметь определять четкие задачи, которые предстоит решать социальному институту - учебному заведению. Мы считаем, что основные принципы образовательного менеджмента, как деятельностной системы, определяются следующими факторами:

во-первых, отражают периодичность и последовательность, как отдельных действий исполнителя, так и всей деятельности в целом;

во-вторых, предусматривают правила выполнения отдельных видов работы за конкретный отрезок времени;

в-третьих, устанавливают требования к квалификации и составу исполнителей, определенных для конкретной деятельности;

в-четвертых, определяют количество необходимой информации и её основные источники с позиций условия оптимальности (необходимости и достаточности);

в-пятых, определяют и предусматривают основные правила контроля, учета и результатов деятельности исполнителей.

Применительно к учебному заведению и управлению им понятие «образовательная система» можно определить как «множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям образования, воспитания и обучения подрастающего поколения и взрослых людей» .

Если вспомнить методологические установки общего менеджмента, то менеджмент в образовательной системе также организует деятельность по модели -вход, процесс, выход, контроль. Но особенностью менеджмента образовательной деятельности является понимание, что развитие и саморазвитие образовательного процесса - главное условие его существования. Образовательный процесс как

деятельностная система находится постоянно в непрерывном развитии, обладая колоссальной способностью к совершенствованию при условии четкой научной организации управления им, и, наоборот, проявляет склонность к деградации при отсутствии или плохой организации менеджмента. Никакого человека, в принципе, заставить делать «как надо» нельзя, если он того сам не захочет. Управлять познавательным самообразовательным процессом - это значит, в первую очередь, направлять, помогать, поправлять на основе четкого планирования, организации мотивации и контроля этого процесса в целом.

Известные четыре функции менеджмента - планирование, организация, мотивация и контроль - имеют две общие характеристики: все они требуют принятия решений, и для всех необходима коммуникация (общение как механизм). Можно сказать, что принятие решений и коммуникация - это связующие процессы элементов системы образовательного института. Мы понимаем суть «принятия решения» как выбор человеком предпочтений из нескольких альтернатив. Выбор того или иного решения основывается на иерархии ценностей или культуры человека. Разобраться в предпочтениях подчиненных, понять мотивы, изменить иерархию ценностей, хотя бы в малом, составляет главное содержание деятельности руководителя-менеджера, организатора-менеджера. Из теории менеджмента мы знаем, что основным требованием для принятия эффективного объективного решения является наличие точной исходной информации (вход). Единственным способом получения такой информации является коммуникация, то есть процесс обмена информацией и ее смысловыми значениями между двумя и более людьми. Как мы заметили ранее, коммуникация важна и в четырех других функциях менеджмента - планировании, организации, мотивации и контроле. Коммуникабельность есть ведущая способность эффективного менеджера. Коллектив, или команду менеджеров часто называют менеджментом организации. Совокупная деятельность всех менеджеров, по сути, определяет успех или неудачу всего учреждения. Менеджмент формирует кадры, устанавливает систему отношений между людьми, включая их в процесс коллективной трудовой деятельности. Поэтому можно сказать, что управленцы учебных заведений являются учителями учителей. В этой связи одной из важнейших задач менеджмента в учебном заведении является содействие развитию учителей: повышению компетенций, личностному росту, в том числе нравственному духовному развитию. Подразумевается, что топ-менеджеры - директора, заместители директоров школ - сами имеют высокий уровень компетенций и высокий уровень общей культуры. Менеджмент обязан выполнять функцию мотивации учителей в равной степени с контролем, это является существенным отличием от административного управления, где гипертрофирован контроль, а ответственность за неуспех полностью возлагается либо на учителя, либо на ученика. Это противоречит теории менеджмента, где прогнозируются результаты и учитываются условия достижения цели. Поэтому при хорошем менеджменте разрабатываются несколько вариантов развития событий, в том числе и нежелательные, и «заготавливаются» - планируются заранее - действия менеджеров и учителей. Механизм функции мотивации также является коммуникацией, при которой речевой задачей является воодушевление, поддержка, положительный настрой, обсуждение перспективного видения результатов деятельности учителей и учеников. Умелые менеджеры уделяют постоянное внимание настроению, положительному отношению к деятельности учителей, карьерному росту сотрудников, обсуждению их перспектив. Менеджерская деятельность связана с анализом и

диагностированием ситуаций, определением главных задач, основных противоречий и доминирующих тенденций; выдвижением управленческих альтернативных вариантов действий, оценкой каждой альтернативы, определением наиболее соответствующих требованиям действий; разработкой конкретной программы действий, которая будет эффективна с точки зрения перевода данной управленческой ситуации в более благоприятную. Сила современного менеджмента, с одной стороны, в том, что он позволяет превратить человеческие знания, опыт и достижения научно-технического прогресса в производительную силу, а с другой - в созидательном применении информационных технологий, способствующих наращиванию информационного потенциала работников, что инициирует творчество и инновационные процессы.

Нужно ли все то, что способен сделать менеджмент для современной России? В российской действительности произошли перемены в экономике и обществе, они оказались глубже и радикальнее, чем ожидалось. Реформирование системы высшего образования действительно должно обеспечить страну человеческими ресурсами, главными ресурсами, которые бы обладали конкурентными преимуществами.

Образовательный менеджмент персонала как циклично программируемый процесс является главным фактором получения образовательного продукта соответствующего качества и образовательного результата соответствующего уровня. Специфика образовательного менеджмента заключается в своеобразии предмета, продукта и результата труда менеджера. Из своеобразия этих феноменов вытекают задачи менеджмента, главной из которых является разрешение постоянных противоречий между формализмом и творчеством. Главным инструментом труда менеджера является речь, основанная на общении людей с привлечением материальных и операциональных средств, а также с учетом условий и знаний о способах достижения цели. Все перечисленные факторы достижения цели менеджера являются средствами, знания о которых являются профессиональными .

Среди практиков бытует мнение, что при наличии спроса на образование нет необходимости привлекать теорию менеджмента персонала. Но если оценить это суждение с точки зрения не сиюминутных доходов, а должного продукта образования, то открывается целый пласт проблем, требующих внимания. Наш опыт и анализ литературы показал, что к этим проблемам следует отнести:

Отсутствие внимания к ценностным ориентирам личности сотрудников, обусловленных работать в команде;

Отсутствие комплекса развивающих возможностей для личности преподавателя и менеджера образования;

Отсутствие у преподавателей и менеджеров опыта субъектов собственной деятельности, а значит, и навыка работать со смыслом своей деятельности;

Неумение работать в команде на образовательный и экономический результат;

Недостаточная компетенция преподавателей и менеджеров (по И.А. Зимней);

Неразработанность системы мотивации и стимулирования согласно российской культуре;

Отсутствие навыков принятия решений каждодневных проблем, в том числе и морального выбора в менеджменте .

Теория и практика показывают, что основной причиной невысокой эффективности управления образовательным процессом является, с одной стороны, непонимание менеджерами и преподавателями системного подхода и, с другой стороны, нарушение его закономерностей: подмена эклектичным набором решений конъюнктурного

характера, замена деятельностного подхода комплексом абстрактных и надуманных решений. Попытка таких модернизаций приводит к еще более серьезным противоречиям между субъектами, взаимодействующими в образовательном процессе, следствием чего и является жесткое разделение субъектов взаимодействия на субъект и объект. Возникает также диссонанс между целями, средствами и содержанием деятельности, что, в свою очередь, приводит к несоответствию полученного результата с поставленными целями

Мы полагаем, что все эти причины могут быть устранены, если менеджмент, опирающийся на методологические принципы учреждения, ляжет в основу при принятии решений по всем вопросам жизнедеятельности учебного учреждения.

В последние годы в России весьма отрадным, отчасти неожиданным, стал рост общественного интереса к профессиональному образованию в области менеджмента. Оно осуществляется в рамках принятого в 1994 г. образовательного стандарта, а также классификатора направлений специализации высшего профессионального образования. Специальность «менеджмент» (№№ 061100) включает в себя несколько десятков специализаций .

Менеджмент насчитывает в своей истории около ста лет, он прошел апробацию в странах с самыми различными культурами и уровнями экономического развития и во всех системах доказал свою жизнеспособность и эффективность. За рубежом значимость менеджмента была особенно ясно осознана в 30-е годы ХХ века. Уже тогда стало очевидным, что эта деятельность превратилась в профессию, область знаний, в самостоятельную дисциплину, а социальный слой менеджеров - в весьма влиятельную общественную силу, способную принимать эффективные решения для снятия проблем.

Как методология решения проблем, менеджмент организаций основан на системном подходе и указывает на последовательность взаимосвязанных операций, которая состоит из выявления, конструирования решения проблемы и реализации этого решения для получения ожидаемого результата.

Процесс решения представляет собой проектирование, конструирование, оценку и отбор альтернативных систем по критериям методологических оснований, а также (в случае негосударственных учреждений) отбор по стоимости, времени, эффективности и риску с учетом отношений между предельными значениями этих величин. Выбор границ этого процесса определяется условием, целью и возможностями его реализации. Все вышеперечисленные процессы осуществляются через механизм общения. Организация учреждения как открытая система находится в двустороннем постоянном взаимодействии с окружающей средой. Она забирает из внешней среды ряд ресурсов, перерабатывает и поставляет их обратно в виде образовательных результатов. Деятельность менеджеров любой организации представляет собой «потоки» энергии различных ресурсов (денег, людей, информации). Потоки энергии движутся не в одном направлении, один поток «внутрь» системы, а другой - «наружу». Деятельность менеджеров образует контуры с положительными и отрицательными обратными связями, но иногда она имеет нулевой эффект. Поскольку менеджмент есть целенаправленная деятельность группы сотрудников, то фактический результат должен быть близок к планируемому. Образовательный менеджмент есть как бы образовательный процесс для взрослых (учителей и менеджеров) с поисками смыслов, принципов взаимодействий, мотивов и рефлексий. Этот процесс упреждает образовательную деятельность и направлен на строительство системы, или, как часто называют, на строительство «команды». Этим процессом управляет топ-менеджмент образовательной структуры.

Важно еще раз подчеркнуть, что методологические принципы являются исходными управляющими в любой деятельности менеджера. При создании теории-модели образовательного института особое внимание уделяется отбору членов команды топ-менеджеров. Это внимание фокусируется на ценностных ориентирах их личностей. Правило «без морального совершенства управлять людьми можно, но искусство управления невозможно» - является в образовательном институте аксиомой, не требующей доказательства.

Одной из многообещающих современных стратегией для непрерывного и действенного менеджмента образовательной системы является организация развития способностей персонала функционировать как профессиональное обучающееся сообщество. Этот термин автору встретился в американской профессиональной литературе, и под ним американские коллеги понимают следующее. Сообщество, в отличие от организации, объединяет не понятия «структура» и «эффективность», а общие интересы сотрудников. Таким общим интересом может быть личностный и профессиональный рост как действие, воодушевляемое постоянной жаждой обновлений. Наконец, обучающееся сообщество профессионально в том смысле, что его члены не довольствуются базовыми знаниями и умениями в своей области, а постоянно развиваются, чтобы иметь возможность достигать новых целей.

Первый толчок развитию профессиональных обучающихся сообществ был дан в США, когда в докладе Национальной комиссии по улучшению образования (1983 г.) было заявлено, что безопасность страны находится под угрозой из-за низкого стандарта качества американской школы. Было предпринято несколько попыток реформировать систему образования. Реформы проходили как по линии ужесточения стандартов, так и в направлении введения инноваций. Однако в конце 90-х годов стало ясно, что «ни одна из стратегий, используемых в проходящей образовательной реформе, не вызвала ощутимых изменений» . Анализ ситуации привел целый ряд исследователей -Кавея (Covey), Друкера (Drucker), Сенжа (Senge), Хенди (Handy) и других - к выводу о необходимости создания профессиональных обучающихся сообществ как лучшей стратегии улучшения системы образования .

Р. Дюфур (R. DuFour) и Р. Икер (Robert Eaker) выделяют следующие характеристики профессионального обучающегося сообщества:

1. Общность миссии, видения и ценностей. Миссия школы - это скорее ответ на вопрос, почему некая задача является первостепенной, а не на вопрос, как решить текущие проблемы быстрее и эффективнее. Иными словами, в миссии указывается цель организации. Для создания профессионального обучающегося сообщества важно сформулировать миссию с учетом двух важных вопросов: чему должны научиться наши студенты и что мы будем делать, если они этому не научатся. Видение же дает организации представление о возможном лучшем будущем и служит для членов школьного сообщества стимулом, мотивирует их к совместной работе. Отмечается, однако, что последнее происходит лишь в случае совместной и никогда не прекращающейся работы над конструированием видения. В эту работу должны быть включены не только учителя и персонал школы, но и родители, представители бизнеса и общественности, сами учащиеся. Видение должно базироваться на исследовании проблем. Если миссия говорит о том, зачем существует школа, а видение показывает то, какой школа станет, то ценности - это показатель того, как представление о будущем школы претворяется в жизнь. Ясность ценностей, разделяемых членами организации, позволяет усилить ощущение эффективности своего труда, способствует достижению

согласия по ключевым организационным целям, позволяет снять напряженность в работе и стресс. Еще более важно то, что общность ценностей задает направление деятельности каждого и позволяет работать относительно автономно и принимать в любой ситуации решения, опираясь на общее представление о ценностях.

2. Коллективное обсуждение проблем. «Движущей силой улучшения, роста и обновления профессионального обучающегося сообщества является коллективное обсуждение проблем». Вслед за Россом, Смитом и Робертсом Ричард Дюфур и Роберт Икер выделяют четыре ступени в процессе коллективного обсуждения проблем. Первая ступень - публичная рефлексия, когда члены коллектива говорят и спорят о своих представлениях. На второй ступени команда приходит к общему пониманию. Третья ступень - команда вырабатывает последовательность действий в соответствии с достигнутым общим пониманием. На четвертой ступени члены команды согласованно претворяют план действий в жизнь.

3. Сплоченность команды. Сплоченная команда, члены которой имеют общие цели, является базовой структурой профессионального обучающегося сообщества. «Один учитель может рассказать о причинах Гражданской войны, сообщить грамматические правила или таблицу умножения. Но для того, чтобы превратить школу в профессиональное обучающееся сообщество, необходимы коллективные усилия» . Объединенные структуры поддерживают эти усилия, так как они «дают возможность учителям проверить свои идеи по поводу преподавания и повысить свой уровень, слушая идеи других учителей» (Wildman & Niles, 1987); «помогают справиться со страхом риска, поощряя и оказывая моральную поддержку» (Fielding & Schalock, 1985); «усиливают изменения в школьной культуре и приверженность инициативам по улучшению школы» (Klein et al., 1996).

Создание сплоченной среды описывается и как «единственный наиболее важный фактор» успешности инициатив по улучшению школы, и как «первоочередное дело» для тех, кто хочет повысить эффективность работы своей школы .

Ричард Дюфур (Richard DuFour) и Роберт Икер (Robert Eaker) выделяют, по крайней мере, четыре необходимых условия создания эффективной сплоченной команды. Во-первых, ежегодно и ежедневно должно выделяться особое время для создания сплоченной команды, общения, коллегиальной работы, планирования. Причем это время не является дополнительным, а регулируется расписанием и включается в рабочее время. Во-вторых, цель объединения должна быть ясна членам команды. Командой становятся люди, которые нуждаются друг в друге для того, чтобы достичь определенной цели. Третье условие создания команды заключается в том, что персонал школы нуждается в поддержке и обучении (training), чтобы работать эффективно. В фокусе всех усилий и обсуждений должны быть инструкции, расписание, оценка работы, практика и стратегия повышения эффективности работы школы. Четвертое условие - это принятие и осознание учителями ответственности работать сообща. Недостаточно выделить в расписании время для коллективного обсуждения проблем, так как важно принятие и осознание каждым своей роли в общей работе.

4. Направленность на действие и эксперимент. Профессиональные обучающиеся сообщества ориентированы на действие. Члены таких организаций превращают желание в действие и представление в реальность. «Они не просто действуют, они не терпят бездействия» . Важной составляющей направленности на действие является желание экспериментировать - выдвигать и проверять гипотезы. В то время как традиционные организации пытаются в случае провала эксперимента

установить вину, обучающиеся сообщества считают неудавшиеся эксперименты частью процесса - возможностью научиться, а затем начать снова более разумно претворять решения в жизнь.

5. Непрерывное совершенствование. Члены профессионального обучающегося сообщества принимают тот факт, что миссия и представление о будущем (видение) суть идеал, которого невозможно достичь полностью, но к которому необходимо постоянно стремиться.

6. Ориентированность на результат. Профессиональное обучающееся сообщество понимает, что все усилия, направленные на то, чтобы выработать общую миссию, видение и ценности, способствовать коллективному обсуждению проблем, создать сплоченную команду, действовать и непрерывно совершенствоваться, должны оцениваться по результату, а не по намерению.

Роль руководителя в профессиональном обучающемся сообществе в контексте рассматриваемой нами стратегии имеет особый вес. Важность эффективного руководства в любой реформе является общепризнанной. Трудно представить осуществление школьной реформы без сильного управления со стороны компетентного руководителя. Руководитель может играть ключевую роль в создании условий, которые позволят школе стать профессиональным обучающимся сообществом (Louis, Kruse, & Raymond, 1996; Newmann & Wehlage, 1995). Сама идея профессионального обучающегося сообщества предполагает, что его руководитель должен обладать определенными, отличающими его от руководителей других структур, характеристиками. Важной характеристикой является тот факт, что в профессиональном обучающемся сообществе руководство осуществляется скорее посредством общего видения перспектив и ценностей, чем посредством распоряжений и проведения мероприятий. Руководитель профессионального обучающегося сообщества привлекает членов педагогического коллектива в процесс принятия решений и дает возможность действовать индивидуально. Он снабжает коллектив информацией, способствует обучению персонала, обеспечивает персонал данными, необходимыми для принятия решений. Руководитель профессионального обучающегося сообщества ориентирован на результат и упрочивает доверие тем, что моделирует собственное поведение сообразно видению и ценностям школы.

Несомненно, важной фигурой в профессиональном обучающемся сообществе является учитель. «Учителя - это пульс школы. Важные для улучшения школы изменения каждый отдельный учитель должен проявлять на уровне урока. Невозможно создать хорошую школу без хороших учителей так же, как невозможно создать профессиональное обучающееся сообщество без учителей-профессионалов» .

Важной отличительной чертой профессионального обучающегося сообщества является та роль, которая отведена родителям. По заключению департамента образования США, «тридцать лет исследований подтверждают, что в обучении детей роль семьи и родителей является центральной» .

Энн Хендерсон и Нэнси Берла приводят следующие данные:

Когда родители вовлечены в процесс обучения, студенты достигают большего, вне зависимости от социально-экономического статуса, этнической или расовой принадлежности, уровня образования родителей.

Чем больше вовлечены родители, тем существеннее достижения студентов.

Когда родители принимают участие в образовании детей, последние выказывают более позитивное отношение и поведение, более склонны к получению среднего и высшего образования.

Заинтересованность родителей важна не только на начальном этапе, но и для всех возрастов и уровней.

Наиболее точно предсказать успешность школьного обучения ребенка можно, зная те пределы, в которых семья может: 1) создать дома условия, способствующие обучению; 2) высказать высокие, но разумные ожидания о будущих достижениях и карьере детей; 3) быть вовлеченными в процесс образования детей.

Профессиональное обучающееся сообщество, где общность интереса к непрерывному и качественному образованию позволяет сотрудничать в достижении цели педагогам, родителям, обществу, самим учащимся, является, на наш взгляд, интересным и многообещающим опытом, определенные результаты которого могут быть использованы и на почве отечественного образования.

Литература

1. Журавлева Л.В. Инновационные образовательные технологии: теория и практика: коллективная монография. Воронеж: ВГПУ, 2009.

2. Журавлева Л.В. Теоретические и практические основы профессиональной подготовки менеджеров сферы образования: дис. ... канд. пед. наук. Липецк: ЛГПУ, 2003.

3. Методы системного педагогического исследования: учебное пособие / Под ред. Н. В. Кузьминой. Л.: ЛГУ, 1980.

4. Симонов В.П. Педагогический менеджмент. 50 ноу-хау в области управления образовательным процессом: учебное пособие. М.: Российское педагогическое агентство, 1995. 226 с.

5. Banks, James A. The Social Construction of Difference and the Quest for Educational Equality/1 Education in a New Era / Edited by Brandt R.S. ASCD (Association for Supervision and Curriculum Development). Alexandria, Virginia USA, 2000, pp. 20-45.

6. DuFour, Richard. Eaker, Robert. Professional Learning Communities at Work: Best Practices for Enhancing Student Achievement / National Educational Service Bloomington, Indiana. Association for Supervision and Curriculum Development Alexandria, Virginia, 1998, 338 p.

7. ^oks, Вell. Teaching Community: A Pedagogy of Hope. Еdited by Gloria Watkins / Routledge: New York and London, 2003, 197 p.

8. Pipho, Chris. Governing the American Dream of Universal Public Education / Education in a New Era / Edited by Brandt R.S. ASCD (Association for Supervision and Curriculum Development). Alexandria, Virginia USA, 2000, pp. 5-19.

Несмотря на то, что management в буквальном смысле означает «управление», эти понятия не тождественны.

Менеджмент - это управление экономическими процессами во всех сторонах человеческой деятельности.

Управление же является более широким понятием и включает в себя в качестве составной части и менеджмент.

Менеджмент - представляет собой современную структуру управления образовательными учреждениями, ориентированную на лучшее удовлетворение общественных потребностей путем производства образовательных услуг в условиях рыночной экономики. Это совокупность приемов и методов управления, используемых для повышения эффективности создания экономических благ. Менеджмент является и наукой, и искусством, и практической деятельностью по более продуктивному управлению интеллектуальными, материальными и финансовыми ресурсами для наилучшего функционирования и достижения более высоких результатов учебным заведением и любой другой организацией.

Менеджмент в сфере образования включает в себя следующие основные компоненты:

Прогнозирование и планирование деятельности учебных заведений, правильная постановка целей, их субординация по степени важности;

Рациональная расстановка кадров, распределение обязанностей, установление связей между подсистемами и управление этими связями;

Организация системы образовательной информации и эффективности её использования;

Мониторинг, контроль, анализ и своевременная корректировка для предупреждения и ликвидации недостатков;

Надлежащая квалификация и опыт менеджеров образовательных учреждений и система повышения их мастерства.

Менеджер - человек, профессионально осуществляющий функции управления на базе современных научных методов руководства (профессиональный руководитель). Менеджер должен быть организатором инновационного процесса - результата творческой деятельности, направленной на разработку, создание и распространение новых видов продукции, современных технологий, внедрение современных организационных форм и методов управления.

В зависимости от функциональных обязанностей и роли, которую играют менеджеры в процессе управления образовательными учреждениями, выделяют три группы (уровня) менеджеров в школе:

1 уровень директор и его заместители

2 уровень руководители методических и других творческих объединений педагогов

3 уровень учителя и другие педагогические работники

К 1 уровню, высшему относятся директор и его заместители. По уставу ОУ руководство всей его деятельностью осуществляет директор, который организует работу и руководит всеми видами деятельности учреждения: учебно-воспитательной, финансово-хозяйственной, социально-экономической. Он несёт ответственность за результаты работы, выполняет обязательства перед учредителем, родительской общественностью, заказчиками. Директор без доверенности действует от имени ОУ, представляет его во всех организациях и учреждениях, распоряжается имуществом школы, заключает договоры, выдает доверенности, открывает в банках расчетные и другие счета.

В пределах своей компетентности директор издает приказы и другие распоряжения, обязательные для всех работников ОУ, применяет меры поощрения и налагает взыскания на работников, в соответствии с трудовым законодательством принимает и увольняет работников.

Явление ОУ директор ведет на принципах оптимального единоначалия с самоуправлением коллектива. Он реализует представленные учреждению права, связанные с его деятельностью и по установленному им распределению обязанностью между должностными лицами, находящимися в его подчинении. В решении хозяйственных дел директору помогает его заместитель по хозяйственной части.

Заведующий хозяйством, назначенный директором, отвечает за сохранность школьных зданий и школьного имущества, материально-техническое обеспечение учебно-воспитательного процесса, за соблюдение санитарно-технического режима, за своевременную подготовку школы к началу учебных занятий, за противопожарную охрану и правильную организацию работы обслуживающего персонала.

На этом же уровне управления ОУ находятся и заместители директора по учебно-воспитательному процессу (УВП) ((завучи), которые организуют учебно-воспитательный процесс и его научно-методическую базу.

Их основные задачи следующие:

Обеспечить жизнедеятельность коллектива ОУ на базе четкой организации

Изыскать возможность для обновления учебно-воспитательного процесса в соответствии с прогнозируемыми состояниями;

Организовать работу методической службы, направленную на развитие профессионального мастерства педагогов.

Вторая группа менеджеров ОУ - руководители методических и других творческих объединений. Эта группа не входит в административный персонал и не наделена властными полномочиями. Деятельность руководителей методобъединений учителей по той или иной учебной дисциплине более конкретна и предметна, глубока, поскольку приближена к содержанию и методике преподавания определенного программного курса.

Для успеха деятельности менеджера этой группы особенно важна компетентность в той области знания, которая объединяет учителей соответствующей специальности. Ко второй группе надо отнести и классных руководителей.

Третью группу менеджеров занимают сами педагогические работники, учителя, организующие управление учебно-познавательной деятельностью учащихся.

Преподаватель ставит цели деятельности и добивается, чтобы цели были осознаны и приняты учениками.

Объектом управления педагогов выступают учащиеся и их деятельность.

Компетентность ОУ установлена в ст. 32 Закона РФ «Об образовании». В ней записаны полномочия ОУ.

Управление государственного, муниципального ОУ строится на принципе единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления являются:

Общее собрание;

Совет, попечительский совет;

Педагогический совет;

Другие формы. Порядок выборов органов самоуправления и их компетенция определяются уставом ОУ.

По уставу школы высшим органом самоуправления является Конференция, которая:

Избирает Совет школы, его председателя и определяет срок их полномочий

Принимает Устав школы, её законы и вносит в них изменения;

Утверждает основные направления развития школы, повышения качества учебно-воспитательного процесса.

Решения Конференции и Совета школы, принятые в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством, обязательны для администрации и всех членов коллектива школы.

Непосредственное управление ОУ осуществляет администрация во главе с руководителем, прошедшим соответствующую аттестацию. Порядок назначения руководителя определяется в уставе ОУ. Ст. 35 Закона РФ «Об образования» содержит 3 варианта избрания и назначения руководителя.

Таким образом, в соответствии с Уставом руководитель государственного (муниципального) ОУ может быть:

1. Избран коллективом ОУ;

2. Избран коллективом ОУ при предварительном согласовании кандидатуры с учредителем

3. Избран коллективом ОУ с последующим утверждением учредителе»

4. Назначен руководителем с предоставлением Совету ОУ права вето;

5. Назначен учредителем

6. Нанят учредителем.

Процесс стратегического управления школой, как и любые другие процессы управления, нуждается в системе, которая будет его осуществлять, - внутришкольной системе стратегического управления.

Система внутришкольного управления - это «целеустремлённая» система, служащая не просто для реализации функции управления с помощью управленческой деятельности, но прежде всего - для получения при этом определённых результатов. Поэтому систему управления в этом понимании вполне разумно и естественно рассматривать без отрыва от этих результатов, вместе с ними, рассматривая их в качестве важнейшей системообразующей части (точно так же как результаты обучения включаются в характеристику системы обучения, а школу как систему невозможно описать и понять, не рассматривая результаты жизнедеятельности).

Управляющий совет в школе

Федеральный закон № ФЗ-83 прямо не влияет на установленные к моменту его выхода в свет полномочия и функции управляющего совета в школе, однако отдельные существенные изменения в порядке организации финансово-хозяйственной деятельности бюджетного образовательного учреждения позволяют ввести в практику новые функции и полномочия управляющего совета, а также расширить уже апробированные и закреплённые за ним ранее.

ПОЛНОМОЧИЯ

Закон № 83-ФЗ позволяет управляющему совету реализовать следующие полномочия (если они закреплены в уставе школы):

Утверждать или согласовывать финансовый план, штатное расписание, смету расхождения средств, полученных школой из внебюджетных источников, включая средства от приносящей доход деятельности (от реализации платных образовательных услуг и иной приносящей доход деятельности, предусмотренной уставом школы, порядок и условия оплаты труда лиц, занятых в приносящей доход деятельности, включая деятельность по реализации платных дополнительных образовательных услуг; утверждать отчёт руководителя о выполнении финансового плана, об исполнении сметы расходования средств, полученных из внебюджетных источников, включая средства от приносящей доход деятельности (от реализации платных образовательных услуг) и иной приносящей доход деятельности, предусмотренной уставом школы.

Финансовый план школы будет состоять из двух принципиально различных разделов, включающих сметы расходования денежных средств. В первом разделе - расходы бюджетных средств, полученных школой в качестве финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания.

Второй раздел представляет собой план, а скорее - прогноз поступления внебюджетных средств (средств, полученных от приносящей доход деятельности, целевых безвозмездных взносов и благотворительных пожертвований физических и юридических лиц, спонсорских взносов) и смету расходования этих средств, полученных из внебюджетных источников, включая средства от приносящей доход деятельности (от реализации платных образовательных услуг и иной приносящей доход деятельности, предусмотренной уставом школы).

Финансовое планирование

Новая законодательная реальность позволяет расширить полномочия управляющего совета не только в контроле расходования бюджетных и внебюджетных средств на стадии заслушивания и утверждения отчётов руководителя по финансовым вопросам, утверждения или согласования финансового раздела публичного доклада школы, но также и в финансовом планировании деятельности, в формировании ресурсной базы школы.

В ведение управляющего совета теперь правомерно передать утверждение или согласование раздела финансового плана о привлечении внебюджетных средств, включая доходы от реализации платных дополнительных образовательных услуг от иной, предусмотренной уставом приносящей доход деятельности (добровольные денежные и имущественные безвозмездные взносы, благотворительные пожертвования и т.д.). Управляющему совету можно доверить планирование и привлечение дополнительных внебюджетных доходов от спонсоров и благотворителей.

Управляющий совет, в зависимости от состава его членов, имеет возможность не только принимать принципиальные решения о регламентации такой деятельности в школе, но и принимать силами своих членов непосредственное участие в привлечении спонсоров и спонсорских взносов. Участие управляющего совета также видится и в планировании расходования привлечённых в таком порядке средств.

Бюджетное финансирование

Закон № 83-ФЗ предусматривает отказ от финансирования по смете. Как новой ситуации видится участие управляющего совета в финансовом планировании контроле за исполнением бюджета школы?

Пока не установились порядок и практика финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания государственным (муниципальным) учреждением, трудно прогнозировать роль и возможности влияния управляющего совета на размер бюджетного финансирования школы.

Можно предположить, что учредитель, заинтересованный в развитии государственно-общественного характера управления в образовании, найдет роль место для управляющего совета и муниципального общественного совета по образованию при обсуждении проекта муниципального задания и объёмов его финансового обеспечения.

В том случае, если ранее были предусмотрены процедуры контроля управляющим советом за исполнением сметы бюджетного финансирования, это не отменяет участия управляющего совета в контроле исполнения финансового плана школы. Управляющий совет может, согласно уставу, утвердить или не утвердить отчёт руководителя об исполнении муниципального задания и исполнении финансового плана школы. Управляющий совет оценивает использование бюджетного финансирования и с позиций выполнения руководителем программы развития школы. Сохраняется роль управляющего совета в утверждении или согласовании публичного доклада, в котором есть раздел о финансовой отчётности как по бюджетным, так и внебюджетным средствам.

Можно прогнозировать расширение полномочий управляющего совета при утверждении или согласовании финансового плана школы взамен согласования бюджетной заявки как при планировании исполнения муниципального задания так и планировании расходования средств из внебюджетных источников (от приносящей доход деятельности, включая реализацию дополнительных платных образовательных услуг, благотворительные пожертвования и целевые безвозмездные взносы, спонсорские взносы). Регламентация

Поскольку увеличивается масштаб деятельности школы по оказанию платных дополнительных образовательных услуг, встаёт вопрос о функциях управляющего совета в регламентации этой деятельности.

Полномочия и, соответственно, функции управляющего совета в вопросах регулирования деятельности, приносящей доход, в частности, деятельности по оказанию платных дополнительных образовательных услуг, определяются уставом школы, где могут быть предусмотрены следующие полномочия управляющего совета: утверждение (согласование) перечня и порядка реализации платных дополнительных услуг, утверждение (согласование) существенных условий и текстов договоров школы с потребителем платных дополнительных образовательных услуг.

В этом случае управляющий совет вправе и обязан устанавливать, реализацию каких платных дополнительных образовательных услуг необходимо организовать руководителю школы и педагогическому коллективу; определять расценки на такие услуги (но не выше расценок, установленных учредителем); разрабатывать систему и процедуры оценки качества таких услуг и удовлетворённости услугами основных потребителей - учащихся и их родителей.

Для решения этих вопросов управляющему совету необходимо организовать взаимодействие с педагогическим советом школы. Именно его экспертные заключения и рекомендации позволят управляющему совету правильно ориентироваться в организации платной образовательной деятельности, исходя из имеющихся ресурсов (прежде всего, кадровых) и возможностей привлечь ресурсы извне.

Возможна ситуация, когда про роль и функции управляющего совета в вопросах реализации платных дополнительных образовательных услуг ничего не сказано, но при этом за ним закреплено право согласовывать или утверждать программу развития школы. В этой программе может быть предусмотрен специальный раздел о развитии приносящей доход деятельности и, в частности, деятельности по оказанию платных дополнительных образовательных услуг.

В этом разделе на планируемый промежуток времени управляющий совет может установить перечень таких услуг, которые школа должна оказать в установленные программой развития сроки, а также принципы и порядок реализации таких услуг.

Рамками и ориентирами для такого рода решений управляющего совета должны служить Правила оказания платных образовательных услуг (утверждены постановлением Правительства РФ от 5 июля 2001 г. № 505 в редакции постановления Правительства РФ от 1 апреля 2003 г. № 181), нормативные правовые акты соответствующих органов местного самоуправления, устанавливающие условия реализации платных образовательных услуг подведомственными образовательными учреждениями и предельные допустимые расценки на них.

Именно в этом правовом поле управляющий совет вправе определять задачи развития платной дополнительной образовательной деятельности в соответствующем разделе программы развития школы. Утверждённая или согласованная управляющим советом программа развития, таким образом, становится локальным правовым актом школы, обязательным для исполнения.

Преимущества

Можно указать на преимущества, которые имеет управляющий совет в рении вопросов организации приносящей доход деятельности:

Общественное участие в разработке маркетинговой стратегии платных образовательных услуг повышает шансы сделать её ориентированной на потребителя;

Стратегия ценообразования, согласованная с общественностью, также будет больше ориентирована на реальный потребительский спрос и может получить конкурентные преимущества в сравнении с аналогичными стратегиями других образовательных учреждений;

Управляющий совет в некоторых случаях (в зависимости от привлечённых в него членов) может заметно расширить возможности школы в привлечении дополнительных квалифицированных кадров и ресурсов работодателей (особенно в вопросах профильного обучения и профориентационной деятельности);

Наконец, очень важно, что коллегиальные (с участием общественности и потребителей) решения такого рода вопросов, как взаимоотношения с потребителем, могут содержать меньше рисков: реже возникают претензии, включая судебные иски, в порядке, предусмотренном Законом РФ «О защите прав потребителей».

Внебюджетные средства

С утверждением в мае 2010 года Федерального закона № 83-ФЗ заработанные школой от реализации платных дополнительных образовательных услуг денежные средства исключены из составов соответствующих бюджетов - муниципального или государственного (в зависимости от того, кто является учредителем). Таким образом, эти средства снова стали внебюджетными средствами, которыми школа вправе распоряжаться самостоятельно по решению того органа управления школы, за которым право такого решения закреплено Иначе говоря эти средства не могут быть включены в финансовое обеспечение муниципального (государственного) задания школе из соответствующего бюджета.

Практика федерального эксперимента 2004-2006 годов по апробации модели управляющих советов школы, расширение общественного участия в управлении образованием в последние годы позволили апробировать такие роли и полномочия управляющего совета, как утверждение или согласование сметы расходования средств из внебюджетных источников, утверждение отчетов руководителя об исполнении такой сметы.

Новая законодательная ситуация позволяет закрепить и расширить роль и полномочия управляющего совета в решении такого рода вопросов. В этом случае повышается роль и ответственность управляющего совета в общем ресурсном планировании развития школы. Соответственно, решая вопросы организации платных дополнительных образовательных услуг, управляющий совет будет основываться не только на учёте мнений и интересов потребителя этих услуг, но также учитывать задачи ресурсообеспечения школы, эффективного исполнения её дополнительных ресурсов.

В школах, заинтересованных совместно со своим учредителем в развитии государственно-общественного характера управления, роль управляющего совета в финансовой сфере может расшириться до его участия в формировании ресурсной базы школы, включая и планирование развития кадрового ресурса только с количественной, но и с качественной стороны: участия в планировании затрат на повышение квалификации педагогического персонала, утверждении или согласовании штатного расписания школы.

2.6. Формирование заказа на образовательные услуги на федеральном уровне

Концепция социально-экономического развития России до 2020 года предусматривает высокий уровень общественного участия в управлении образовательной системой через органы государственно-общественного управления. Принятый в 2010 году федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования рассматривается как инструмент консолидации государственного, социального и гражданского заказов образованию, а значит, требует демократических подходов к его внедрению.

Социальный и гражданский заказ системе образования

Демократизация образования и образовательной деятельности в целом обеспечивается стандартом, предусматривая прямое и непосредственное участие общественности, то есть родителей учащихся, представителей общественных организаций и бизнеса в управлении образованием, решении ключевых вопросов его развития посредством муниципальных общественных советов, Управляющих советом школ, процедуры общественной экспертизы.

Личность, общество и государство - это трио заказчиков, которые определяют цели, содержание и результаты образовательного процесса, формируют социальный заказ системе образования: государству нужен здоровый и свободный человек. Система образования должна сделать всё возможное для воспитания граждан-патриотов, имеющих полноценное общее образование, психологически готовых к конкуренции, перемене стиля и места жизни, работы; обладающих свободой мышления и готовностью к творчеству, стремлением к самореализации поддерживать своё здоровье. Социальный заказ находит отражение и в гражданском заказе системе образования, выражаемом непосредственными потребителями образовательных услуг - учащимися и их родителями.

В самом общем виде гражданский заказ можно сформулировать как требование на обеспечение современного качественного образования, доступного каждому учащемуся, независимо от места его проживания.

Нет сегодня общепринятых критериев объективной оценки выполнения гражданского заказа, за исключением, пожалуй, одного - успешности человека, получившего образование, на рынке труда (в пределе - на рынке глобальном). Если призвать этот критерий обоснованным и спроецировать его на общее среднее образование, можно с достаточной степенью надёжности предположить, что задача этого уровня – создание условий, обеспечивающих развитие в ребёнке и подростке неких базовых компетентностей, необходимых ему для становления в качестве обладателя персонального человеческого потенциала высокой потребительной стоимости.

Формирование гражданского заказа на уровне отдельного образовательного учреждения заключается а том, чтобы отразить образовательные запросы учащихся и их родителей в основной образовательной программе образовательного учреждения. Центром любой образовательной программы становится ребёнок, относительно удовлетворения образовательных интересов, которого договариваются две стороны - школа и родительское сообщество.

Общественный договор государства, общества и образовательной системы

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования по своему общественному статусу реализует современную миссию российского образования - формирование российской идентичности как важнейшего условия развития гражданского общества, укрепления российской государственности, социокультурной модернизации страны.

ФГОС - это общественный договор о солидарной ответственности государства, общества и образовательной системы за качество предоставляемого образования . Смысл договора - согласованный социальный образовательный заказ на подготовку граждан страны, отвечающих по своим духовно-нравственным установкам, знаниям, навыкам и компетенциям потребностям инновационной экономики, идеалам демократии, правового государства, общечеловеческим и традиционным национальным ценностным установкам.

Инструмент реализации ФГОС начального общего образования на практике в каждом образовательном учреждении - основная образовательная программа начального общего образования, формируемая в соответствии со спецификой образовательного учреждения, гражданским заказом и требованиями стандарта. Эта программа содержит обязательную и вариативную часть, формируемую участниками образовательного процесса. В содержании программы учитывается тип и вид образовательного учреждения, а также образовательные потребности и запросы учащихся. На основании этого в вариативной части закладывается гражданский заказ образовательному учреждению, формируемый родителями и учащимися.

В стандарте впервые закреплены требования к созданию условий, обеспечивающих возможность:

Участия учащихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в разработке основной образовательной граммы общего образования, проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, а также в формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов учащихся;

Эффективного использования времени, отведённого на реализации образовательной программы, формируемой участниками образовательного процесса, в соответствии с запросами учащихся и их родителей (законных представителей), спецификой образовательного учреждения и с учётом особенностей субъекта РФ.

Анкета для родителей (законных представителей)

В Саратовской области существует положительный опыт реализации этой позиции стандарта, который позволяет выявить, сформулировать и структурировать заказ Учащихся, их родителей или их законных представителей образовательному учреждению на образовательные услуги. Методика формирования заказа, используемая в муниципальном общеобразовательном учреждении «Лицей № 3 им. А.С. Пушкина г. Саратова» (директор Т.А. Денисова, кандидат педагогических наук) позволяет разработать образовательную программу ступени начального общего образования с учётом индивидуализации образовательных маршрутов как классов в целом, так и отдельных учащихся сначала изучаем образовательные потребности учащихся посредством заполнения анкет родителями (зконными представителями) (см. табл. 1).

Сегодня менеджмент рассматривается как наука, искусство по мобилизации интеллектуальных, материальных и финансовых ресурсов для эффективного и действенного функционирования организации. В управлении соединяются воедино организационно – технические, психолого-педагогические аспекты, связанные с управлением людьми для организации коллектива на достижение общей цели.

Менеджмент в образовании является особой управленческой подотраслью, имеющей свою специфику и присущие только ей характерные черты. Эта специфика заключается в особенностях предмета, продукта, орудий и результатов труда менеджера образования. Предметом труда менеджера образовательного процесса является управленческая деятельность. Основные компетенции менеджера: способность к системному концептуальному видению ситуации и процессов в области образовательного менеджмента, выбирать и использовать конкретные методологические подходы и принципы при разработке фундаментальной основы исследования; способность актуализировать и систематизировать знания по образовательному менеджменту как отрасли науки и практики; способность выявлять актуальные для образовательной организации проблемы и противоречия и выстраивать логику поэтапных исследовательских шагов по разрешению выявленной проблемы; умение использовать современные методологические инструменты с учетом специфики исследований в области образовательного менеджмента; способность организовать и контролировать поисковую работу и проводить мониторинг профессиональных исследований; готовность прогнозировать результаты собственных решений и действий и осуществлять мотивационный самоменеджмент исследовательской деятельности. Продуктом труда информация о учебно-воспитательный процесс. Орудием труда является слово, речь. Результатом труда менеджера является уровень грамотности, воспитанности и развития объекта менеджмента – учащихся .

В практике зарубежного опыта менеджмент в образовании рассматривается как «сосредоточение на процессе принятия наиболее важных решений в школе» . Основная идея образовательного менеджмента базируется на децентрализации управления в системе образования, – в ее контексте педагог (или руководитель образовательной организации) должен быть наделен правами участвовать в разработке и принятии наиболее важных для своей школы решений. Многочисленные попытки перенести без изменений опыт зарубежного менеджмента в практику нашей действительности не дали ожидаемых результатов, поэтому на сегодняшний день существует актуальная потребность его переработки, адаптации и внедрения с учетом специфики национальных традиций, менталитета, законодательной базы образования, профессиональной направленности и других факторов. Лишь в таком случае использование достижений менеджмента может существенно обогатить профессиональную подготовку сотрудников системы образования и повысить уровень ее общего развития и управления в системе образования в целом.

Внедрение педагогического менеджмента в практику деятельности современного образовательного учреждения вызвано необходимостью осуществления адекватного управления в условиях реформирующегося российского образования, когда образовательные учреждения уходят от единообразия, предоставляют населению вариативные образовательные услуги, развиваются, на основе демократизации, участвуют в инновационных процессах. Но такое значительное изменение объекта управления – школы, дошкольного образовательного учреждения и т. д. – требует изменения и субъекта управления.

Обобщая изложенное, можно прийти к выводу о том, что менеджмент в образовании выступает как комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления образовательными системами, направленный на повышение их эффективности.

Перечислим основные функции менеджмента в образовании:

Разработка целенаправленных решений,

Организация выполнения принятых решений, создание надлежащих условий для эффективной работы образовательного учреждения, каждого участника образовательного процесса, обеспечение мотивов и стимулов их деятельности;

Контроль выполнения решений .

К методам управления в образовательном менеджменте применимы все основные концепции применительно к процессам управления, а именно: экономические методы (экономическое стимулирование); административные методы – регламентация деятельности исполнителей, ее нормирование, работа с кадрами, методы психолого-педагогического воздействия – обеспечение благоприятного психологического климата, стимулирование творчества и инициативы, прогнозирование социальных перспектив развития образовательного учреждения; методы общественного воздействия – развитие демократии коллективов, введение лояльной конкуренции, толерантности, повышение престижа и имиджа как профессии педагога, так и образовательного учреждения в целом.

Цикл менеджмента состоит из планирования, организации, мотивации и контроля. Все эти функции являются базовыми и объединены коммуникационной связью для принятия решений. Функции управления в образовательном менеджменте отличаются характерными особенностями и представлены следующими: информационно – аналитическую; мотивационно – целевую; планово – прогностическую; организационно – исполнительскую; контрольно – диагностическую; регулятивно – коррекционную функции (П. И. Третьяков) . Все они взаимосвязаны и последовательно, поэтапно сменяют друг друга, образуя единый управленческий цикл.

Рассмотрим содержание этих функций.

Обновление управления общеобразовательной школой связывается, прежде всего с формированием системы информационно – аналитической деятельности как главного рычага управления. Причем в каждой подсистеме выделяется три уровня информации:

Для школы – административно – управленческой (директор, заместитель по учебно – воспитательной работе, заместитель по внеклассной и внешкольной работе, заместитель по административно –хозяйственной части, диспетчер и др.); уровень коллективно – коллегиального управления (совет школы, педагогический совет, методический совет, общественные организации); уровень ученического самоуправления.

Следовательно, информационно – аналитическая функция является одной из основных в управлении образовательным учреждением и сущность ее заключается в систематической работе с управленческими и педагогическими кадрами.

Вторая функция образовательного менеджмента – мотивационно – целевая. Основная задача ее заключается в такой организации, при которой сотрудники педагогического коллектива выполнят работу в соответствии с делегированными им обязанностями и планом, с учетом потребностей достижения собственных и коллективных целей. Обеспечить способы, средства для всех участников педагогического процесса, удовлетворять эти потребности – важнейшая задача менеджеров образования.

Прогнозирование и планирование можно определить, как деятельность, направленную на оптимальный выбор идеальных и реальных целей и разработку программ их достижения. Как одна из основных процессов управления планово – прогностическая функция должна на всех уровнях отвечать ряду требований – соответствовать единству целевой установки и условий реализации; единству долгосрочного и краткосрочного планирования; осуществлению принципа сочетания государственных и общественных начал; обеспечению комплексного характера прогнозирования и планирования; обеспечивать стабильность и гибкость планирования на основе прогнозов. Планирование как один из основных процессов в управлении на всех уровнях должно отвечать ряду принципиальных требований:

Единство целевой установки и условий реализации;

Единство долгосрочного и краткосрочного планирования;

Сочетание государственных и общественных начал;

Комплексный характер прогнозирования и планирования;

Стабильность и гибкость планирования на основе прогнозов.

Системный подход к прогнозированию и планированию требует при определении целей и задач образовательного учреждения комплексного обоснования путей их реализации, учета всех аспектов развития системы образования: политических, экономических, правовых, социальных и педагогических. Этот подход обеспечивает сочетание перспективного прогнозирования и текущего планирования, согласованность прогнозов и планов на всех уровнях управления. .

Для того, чтобы осуществить то, что спланировано, необходимо определить, назвать людей, кто будет выполнять намеченное, то есть субъектов управления, сформулировать, что должен выполнять каждый субъект, иначе говоря, определить его функциональные обязанности. Следовательно, основными направлениями реализации организационно – исполнительской функции являются: реализация личностно – ориентированного подхода к организации деятельности; научно и практически обоснованное распределение функциональных обязанностей внутри аппаратов управления руководителями школы и членами педагогического коллектива; рациональная организация труда; формирование относительно автономных систем внутришкольного управления.

Рассмотрим контрольно – диагностическую функцию образовательного менеджмента.

Внутришкольный контроль является одним из видов деятельности администрации совместно с представителями общественных организаций по установлению соответствия функционирования и развития всей системы учебно – воспитательной работы школы на диагностической основе общегосударственным требованиям (нормативам). В современных условиях контрольно – диагностическая функция внутришкольного управления должна как никогда, занять особое место в целях стимулирования деятельности учителя и ученика. Сочетание административного и общественного контроля внутри учреждения образования с самоанализом, самоконтролем и самооценкой каждого участника педагогического процесса входит в практику работы школ и других учреждений образования. Процесс управления требует надежной обратной связи управляющей и управляемой подсистем на любом уровне. Именно контроль как технология в различных его формах и методах (способах, средствах и воздействиях) обеспечивает такую обратную связь, являясь важнейшим источником информации для каждого участника процесса. . с

Таковы в общем виде функции образовательного менеджмента.

Следует отметить, что процессный подход к определению функционального состава менеджмента (в том числен и в образовании) принят и на нормативном уровне. Согласно руководящим указаниям ГОСТ Р ISO 9001:2000 в образовании, «образовательные организации должны определить свои процессы, состоящие из нескольких дисциплин, включают административные службы и другие формы поддержки, а также ряд других служб, относящихся к следующему:

Стратегическому процессу определения роли образовательной организации в социально-экономической среде;

Предоставлению преподавательских кадров провайдерами обучения;

Поддержанию рабочей среды;

Разработке, анализу и обновлению учебных планов и программ;

Отбору и приему поступающих;

Отслеживанию и оценке обучения студентов;

Окончательной оценке для предоставления студенту ученой степени, степени с дипломом, подтверждения, степени бакалавра или квалификационного аттестата;

Вспомогательным службам учебного-обучающего процесса, отслеживающим выполнение программы, предоставляющим студенту поддержку до окончания им/ею курса и получения ученой степени или квалификационного аттестата;

Внутренним и внешним коммуникациям;

Измерению учебного процесса .

Осветим кратко личностные характеристики менеджера образования. Представители американской школы менеджмента Г. Вудкок и Д.Френсис обобщили результаты многолетних исследований в области управления и составили перечень наиболее важных качеств руководителя. На вопрос о том, какие качества в отношении своего руководителя больше всего ценят учителя, получили такие ответы: справедливость, порядочность и честность – 76%; понимание жизненных проблем, человечность, доброта – 25%; умение организовывать работу, управленческая компетентность – 24%; требовательность – 4%

Российский психолог Л.И.Уманский отмечает следующие качества способного организатора: практичность ума (способность использовать теоретические знания, учитывать особенность ситуации), общительность (потребность, постоянная готовность и умение контактировать с людьми), активность (умение действовать настойчиво, активно, самостоятельно выходить на выполнение служебных задач), инициативность (активное проявление творчества, выдвижения идей, деловитость), настойчивость (умение доводить до логического завершения начатое дело), самообладание (способность к самоконтролю чувств, проявление выдержки в сложных ситуациях), работоспособность (выносливость, способность длительное время напряженно работать без ощущения усталости), наблюдательность (умение замечать выдающееся, сохранять в памяти детали), организованность (способность подчиняться определенным режимным моментам, проявлять последовательность в поступках), самостоятельность (способность работать в автономном режиме и уметь отстаивать собственное мнение)

Считаем необходимым определить еще некоторые присущие менеджерам образования черты, которые обеспечивают эффективность управления. Прежде всего, это – организаторская интуиция – это способность предвидеть последствия принимаемых управленческих решений, а также принимать управленческие решения при отсутствии достаточной информации.

В особых черт руководителей, которые обладают организаторскими способностями, относят способность к эмпатии – умение понимать других людей. Про таких руководителей говорят, что они обладают психологическим тактом, который помогает легко устанавливать деловые и личные контакты.

Итак, к основным личностным характеристикам менеджера в сфере образования следует отнести: способность управлять собой, наличие четких личных целей, направленность на постоянный личностный рост, умение оперативно решить проблемы, изобретательность и способность к инновациям, способность оказывать влияние на окружающих, знание современных управленческих подходов, способность управлять, обучать и развивать подчиненных. способность формировать и развивать эффективные рабочие группы.


Библиографический список
  1. ГОСТ Р 52614.2-2006 Системы менеджмента Руководящие указания по применению ГОСТ Р ИСО 9001-2001 в сфере образования. Quality management systems. Guidelines for the application of GOST R ISO 9001-2001 ineducation ОКС 03.120.10 ОКСТУ 0025 Дата введения 2007-06-01
  2. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. – М.: Просвещение, 1989. -224 с.
  3. Вудкок М., Фрэнсис Д. Роскрепощенный менеджер. Для руководителя-практика: Пер. с англ. – М.: Дело, 1991. – 320с.
    Давыденко Т.М. Рефлексивное управление школой: теория и практика. – Москва-Белгород, 1995. 251с.
  4. Лазарев В.С. Системное развитие школы. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
  5. Моисеев А.М. «Программно-целевое управление развитием образования», М., 2001.
  6. Третьяков П.И. «Оперативное управление качеством образования в школе», М., 2004.
  7. Уманский Л.И. Критерии и характеристики общественной активности личности и контактной группы как коллектива // Социально-психологические аспекты общественной активности личности и коллектива школьников и студентов. Ярославль, 1975.
Количество просмотров публикации: Please wait

Российская система образования — сфера, в которой активно внедряются различные инновационные концепции. В числе таковых — педагогический менеджмент. Может показаться, что это явление совместимо, главным образом, со сферой бизнеса или политикой. Однако его возможно внедрять и в педагогическую практику. Каким образом? Каковы наиболее примечательные характеристики данной концепции?

Понятие педагогического менеджмента

Что такое педагогический менеджмент в образовании? Данный термин, очевидно, обозначает некие процессы, связанные с управлением. Традиционно под менеджментом принято понимать активность, осуществляемую в бизнесе или, к примеру, в политике. Но в последнее время в России начинает набирать популярность менеджмент в образовании.

Процесс управления предполагает наличие субъекта и объекта. Данная характеристика актуальна также и для такого явления, как менеджмент в образовании. Субъектом управления в данном случае будут сотрудники учреждения, в котором реализуются учебные программы. Объектом — сама образовательная организация, а также процессы, проходящие в ней. Задача менеджмента соответствующего типа — совершенствование учебного процесса, повышение его эффективности, оптимизация с точки зрения трудовых и финансовых затрат деятельности учебного заведения в корреляции с требуемыми результатами.

Национальная специфика

Менеджмент в образовании может характеризоваться национальной спецификой. Например, в учебных заведениях США он связан с наделением преподавателей школ значительным объемом полномочий, позволяющим планировать и оптимизировать процесс обучения. В России, в свою очередь, работники общеобразовательных организаций — если говорить о государственных и муниципальных учреждениях, - обязаны в общем случае придерживаться программ, утверждаемых на региональном или даже федеральном уровне. Вследствие этого российский менеджмент в образовании становится прерогативой преимущественно частных учебных заведений. Хотя, безусловно, в некоторых аспектах организации учебного процесса в государственных школах он также может применяться — например, в части внеклассных занятий или, как вариант, оптимизации бюджетных расходов.

Системообразующие факторы педагогического менеджмента

Современные исследователи считают, что педагогический менеджмент в образовании характеризуется рядом факторов, влияющих на механизмы его реализации. В числе таковых:

Специфика системообразующих элементов менеджмента как самостоятельной среды социальной активности;

Цели управления;

Методы, задействуемые субъектами менеджмента;

Задачи, которые стоят перед менеджером в системе образования;

Ключевые принципы, на которые опирается преподаватель при выстраивании соответствующих управленческих коммуникаций;

Функции, характеризующие педагогический менеджмент;

Критерии качества управленческой активности.

Некоторые исследователи полагают, что к факторам педагогического менеджмента допустимо относить также результаты деятельности сотрудников школ, направленной на реализацию соответствующих управленческой активности. Исследуем теперь выявленные факторы, характеризующие менеджмент в сфере образования, подробнее.

Системообразующие элементы

Статус системообразующих элементов в педагогическом менеджменте, безусловно, будут иметь его субъекты и объекты. К первым будут относиться сотрудники образовательных организаций на различных должностях. Это могут быть директора школ, их заместители, учителя. Объекты активности в рамках педагогического менеджмента — это, в свою очередь, учащиеся. В некоторых случаях в рамках указанных категорий может наблюдаться субординация, вследствие чего субъекты могут временно приобретать статус объектов — например, если речь идет о взаимоотношениях директора и подчиненных ему сотрудников школ.

Следующий системообразующий элемент, который включает в себя менеджмент в образовании — это учебный процесс и непосредственно связанные с ним коммуникации, характерные для школы — например, педсоветы. Участие в соответствующих мероприятиях, так или иначе, принимают все субъекты и объекты педагогического менеджмента. Учебный процесс — важнейший системообразующий элемент, консолидирующий интересы и приоритеты лиц, которые вовлечены в социальные коммуникации в рамках реализации образовательных программ.

Цели управления

Следующий фактор, отмеченный нами — это цели управления. Чем может быть обусловлено внедрение механизмов педагогического менеджмента в том или ином образовательном учреждении? Многое зависит от конкретного уровня учебных программ. Так, менеджмент в профессиональном образовании, реализуемый в вузах и колледжах, может быть направлен на повышение эффективности освоения студентами различных прикладных навыков. Если речь идет об учебном процессе в общеобразовательной школе, то внедрение соответствующих управленческих практик может быть обусловлено необходимостью более эффективного расходования бюджетных средств — например в части закупки материалов, распределения рабочих часов.

Цель применения тех или иных управленческих подходов может быть обусловлена необходимостью внедрения каких-либо новшеств в системе образования. Данная инициатива чаще всего сопровождается некими ожидаемыми позитивными результатами. Чаще всего задействование инновационных методов педагогического менеджмента связано с решением той или иной проблемы, которая характерна для системы образования в целом, конкретной учебной программы или же отражает специфику отдельного учебного заведения.

Вполне возможно, что цели внедрения концепций педагогического менеджмента будут локализованы, то есть направлены на достижение результата в рамках конкретного урока, серии занятий или же учебной программы по отдельно взятому предмету. Например, если перед учителем школы стоит задача подготовить детей к годовой контрольной работе, то он может спланировать содержание предшествующих ей уроков соответствующим образом, чтобы учащиеся постепенно освоили необходимые навыки для решения заданий, которые будут с высокой вероятностью присутствовать на контрольной работе.

Целью внедрения методов педагогического менеджмента может быть реализация воспитательных программ. Например, тех, что связаны с подготовкой детей старших классов к прохождению службы в вооруженных силах. Методы педагогического менеджмента в этом случае могут быть направлены на оптимизацию расписания соответствующих занятий относительно основных, которые предусмотрены школьной программой, или составление графика необходимых внеклассных мероприятий, например строевой подготовки в армейских частях.

Методы

Другой значимый фактор педагогического менеджмента — методы, задействуемые его субъектами. Подходов к их классификации достаточно много. В числе наиболее распространенных:

Экономические (предполагающие оптимизацию бюджетных расходов в корреляции с учебными программами);

Административно-распорядительные (посредством таковых субъекты педагогического менеджмента могут отдавать распоряжения в адрес объектов);

Социально-психологические (предполагают задействование эффективных алгоритмов коммуникаций между субъектами и объектами).

Как правило, отмеченные методы задействуются в различных сочетаниях или все одновременно.

Задачи

Следующий системообразующий элемент — задачи менеджера в образовании. Чаще всего они представлены в следующем перечне:

Сформировать инструментарий, необходимый для достижения целей;

Подготовить нужные кадры;

Получить в пользование необходимые ресурсы — финансовые, организационные;

Внедрить выбранные концепции менеджмента на практике;

Проанализировать эффективность работы.

Разумеется, указанный спектр задач может расширяться, дополняться, конкретизироваться.

Принципы педагогического менеджмента

Основы менеджмента в образовании включают алгоритмы, на базе которых формируются принципы соответствующих управленческих активностей. Во многом они носят субъективный характер, то есть каждый участник учебного процесса может определять их, исходя из личных приоритетов. Но можно выделить и общие принципы, широко распространенные и практикуемые в российском педагогическом менеджменте. Изучим их подробнее.

Рационализм

Во-первых, это принцип рационализма. Действия менеджера в системе образования должны быть направлены, прежде всего, на улучшения, которые можно пронаблюдать в виде конкретных показателей — например, в части реальной экономии бюджетных средств вследствие более эффективной организации учебного процесса. Преподаватель должен формировать образовательные программы, основываясь на конкретных показателях и определяя те, которые нужно улучшать в приоритетном порядке.

Социальная ориентированность

Во-вторых, это принцип социальной ориентированности. Не важно, реализуется ли менеджмент в дошкольном образовании, на уровне средних учебных заведений или в вузах — активность преподавателя должна быть направлена на достижение общественно значимых целей. Тех, что важны как для локальных социумов, как-то отдельно взятый класс, группа, курс, так и для общества в целом.

Стабильность

В-третьих, это принцип стабильности. В ходе внедрения концепций педагогического менеджмента должны выбираться те методы, которые способны обеспечивать устойчивые результаты при неоднократном повторении их использования в тех же условиях. Безусловно, если речь идет о каких-то совершенно новых, не испытанных кем-либо ранее подходах, то возможен некий эксперимент, но он не должен нарушать функциональности устоявшихся к тому моменту социальных коммуникаций и структуры действующих учебных программ.

Последовательный подход к инновациям

В этом смысле инновационный менеджмент в образовании не должен быть революционным. Если речь идет, скажем, о внедрении дистанционных методов обучения, то их единовременное задействование во всех учебных программах школы может быть не самым рациональным шагом. Следует приспосабливать его только к тем дисциплинам, в отношении которых соответствующий механизм коммуникаций наилучшим образом подходит — например, это может касаться занятий по информатике.

Функции

Следующий важнейший элемент педагогического менеджмента — функции. Современные исследователи выделяют несколько таковых.

Прежде всего, это функция планирования. Она важна в части последовательного решения целей и задач, поставленных руководством школы или иного учебного заведения. Например, если цель внедрения соответствующих управленческих концепций — профессиональная переподготовка, менеджмент в образовании может быть задействован как инструмент составления алгоритма ее проведения, адаптированного к текущим учебным программам. То есть учителя, работающие в школе, могут ходить на необходимые занятия по переподготовке, в то время как их всегда кто-то сможет заменить на основном рабочем месте.

Исключительно важна мотивирующая функция педагогического менеджмента. Она заключается в формировании у учеников повышенного интереса к обучению. На практике это может выражаться, к примеру, во внедрении инновационных концепций. В числе тех, что требуют задействования широкого спектра инструментов, которые содержит в себе менеджмент в образовании — дистанционное обучение. Как мы отметили выше, соответствующий формат реализации учебных программ должен внедряться в школьную практику постепенно, с тем, чтобы эффективность его применения была устойчивой. Педагогический менеджмент в дистанционном обучении может быть полезен также и с целью адаптации учеников к новшествам учебного процесса с точки зрения их дисциплины. Рассматриваемый формат прохождения образовательных программ может предполагать нахождение учащихся не в классе, а у себя дома или, например, на территории другого учебного заведения, вследствие чего восприятие детьми учебного процесса может быть несколько иным, чем в случае, когда они осваивают материал в классе.

Другая значимая функция педагогического менеджмента — контролирующая. Ее сущность - в осуществлении субъектом управления, мониторинга активности объектов, как в процессе внедрения тех или иных решений, так и с целью проверки их исполнения по факту соответствующей модернизации учебного процесса.

Критерии качества менеджмента

Следующий элемент педагогического менеджмента — критерии качества соответствующих активностей. Исследователи приводят следующий их перечень:

Практическая эффективность, прослеживаемая на примере конкретных цифр (экономия бюджета, улучшение среднего балла успеваемости);

Уровень положительного социального восприятия внедряемых концепций (в среде субъектов и объектов педагогического менеджмента);

Наличие косвенных показателей улучшения качества образовательного процесса (например, больший процент выпускников школы, поступивших в престижные вузы).

Как мы отметили выше, в числе возможных задач, при решении которых может задействоваться менеджмент в образовании — переподготовка специалистов. В этом случае критерием эффективности соответствующих концепций может быть рост интереса к учителям, работающим в школе, со стороны других учебных заведений города.