Украшения. Аксессуары. Дизайн ногтей. Цвета. Нанесение. Ногти

Слабые места танков второй мировой войны. Скрываемая правда о нацистском чудовище, убивавшем союзников: «Танк Тигр — это потеря времени Сравнение танков тигр и кв

"Тигр" или кто?

Многих до сих пор волнует вопрос, какой же танк был лучшим танком Второй Мировой войны. Они тщательно сравнивают таблицы ТТХ, говорят о толщине брони, бронепробиваемости снарядов и еще о многих других цифрах из таблиц ТТХ. В разных источниках приведены разные цифры, поэтому начинаются споры о достоверности источников. За этими спорами забывается, что сами по себе цифры в таблицах еще ни о чем не говорят...

Авиация СССР

Вспомни тот МиГ

Истребитель И-200 (в дальнейшем - МиГ-1 и МиГ-3) можно назвать дальним потомком И-16, во многом от него отличавшимся, но сохранившим тем не менее отдельные «родовые черты». .

Первым из истребителей нового поколения в январе 1940 года вышел на испытания самолет авиаконструктора А.С, Яковлева И-26, позднее переименованный в Як-1 .

Наиболее ярким представителем «деревянного стиля» в со-ветской истребительной авиации времен войны был самолет авиаконструкторов С.А. Лавочкина, В.П. Горбунова и М.И. Гудкова И-301, получивший при запуске в серию обозначение ЛаГГ-3, а также его дальнейшее развитие — Ла-5 и Ла-7

Самолеты Люфтваффе

Вот такая Штука

Пренебрежительная оценка пикировщика Ю-87 была в нашей литературе столь же общим местом, что и восхвале-ние штурмовика Ил-2...

РАЗРУШИТЕЛИ ГОРОДОВ

Дать наиболее достоверную оценку эффективности действий немецкой бомбардировочной авиации можно опираясь только на свидетельства понесшей потери от ее воздействия стороны. То есть по докладам и донесениям командиров разных уровней Красной Армии. И эти донесения свидетельствуют о высокой результативности немецких летчиков...

Многие исследователи считают, что сравнивать эти машины некорректно, так как они находятся в различных "весовых категориях".

"Пантера".

Однако, сравнивать все-таки можно и нужно, тем более что эти танки неоднократно сталкивались на поле боя.

"Тигр".

Во многих работах, посвященных истории танк "Тигр" , встречаются разночтения о бронепробиваемости его 88-мм орудия, а также о стойкости его брони при обстреле из советских орудий. Не вдаваясь в дискуссию, предлогаю ознакомиться с двумя советскими документами - обстрелом захваченного "Тигра" танков Т-34 и KB перед этим сражением. Эти документы интересны тем, что стрельба велась реальными боевыми снарядами с реальных дистанций, а не приведенными зарядами с одного расстояния, как это чаще всего делалось на полигонах. Итак, первый документ:"Отчет по испытанию обстрелом танков Т-34 и KB из 88-мм немецкой танковой пушки, проведенный на НИБТ полигоне 12-го мая 1943 года.

КВ-1.

ВЫВОДЫ.

1. Бронебойный снаряд немецкой 88-мм танковой пушки пробивает лобовую броню корпусов танков КВ-1 и Т-34 с дистанции 1500 метров.
2. Осколочно-фугасный снаряд немецкой 88-мм танковой пушки производит незначительные разрушения сварных швов в брони корпусов танков КВ-1 и Т-34 и не выводит танки из строя.
3. Бронепробиваемость бронебойного снаряда отечественной 85-мм зенитной пушки приближается к бронепробиваемости бронебойного снаряда немецкой 88-мм танковой пушки с дистанции 1500 метров.
В отдельных случаях бронебойный снаряд 85-мм пушки, при обстреле 75-мм брони с дистанции 1500 метров разрывался преждевременно на поверхности брони, производя при этом вмятину диаметром 100-мм глубиною 35-мм.
4. Броня и сварные швы корпуса танка КВ-1 при попадании снарядов разрушаются меньше, чем у корпуса танка Т-34.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

1. Бронебойный снаряд немецкой 88-мм танковой пушки, установленной на танке T-VI "Тигр", пробивает лобовую часть корпусов танков КВ-1 и Т-34 с дистанции 1500 метров.
При попадании в лобовой лист корпуса танка Т-34 снаряд рикошетирует, но в броне делает пролом.
Отечественная 85-мм зенитная пушка по своим боевым данным приближается к немецкой 88-мм танковой пушке, и пригодна для борьбы с немецкими танками T-VI "Тигр".
Для увеличения бронестойкости броневых корпусов танков КВ-1 и Т-34 необходимо улучшить качество брони и сварных швов".
Здесь следует добавить, что на полигоне в подмосковной Кубинке испытывался "Тигр" из состава 502-го батальона тяжелых танков, захваченный под Ленинградом в начале 1943 года.
Следующее знакомство частей Красной Армии с новым немецким тяжелым танком произошло летом 1943 года во время боев на Курской дуге. Здесь, на Центральном фронте в полевых условиях также было произведено испытание обстрелом одного из захваченных "Тигров", входившего в состав 505-го батальона тяжелых танков:
"Отчет о производстве опытных стрельб артиллерии 9-го танкового
Результаты обстрела корпуса танка Т-34 88-мм пушкой танка "Тигр" с дистанции 1500 метров корпуса по танку T-VI, проведенных 20-го и 21-го июля 1943 года.


таблица бронепробиваемости.

1. На поле боя был испытан танк "Тигр", подбитый нашими войсками. В стрельбе по танку были пропущены расчеты 37-мм М3А, 45-мм, 76-мм и 85-мм пушки. Стрельба велась по неподвижному танку бронебойными и подкалиберными снарядами всех указанных систем в положении, когда танк идет на огневую позицию в лоб и фланговым движением.

РЕЗУЛЬТАТЫ.

а). При стрельбе в лобовую броню танка ни один снаряд из всех систем, пропущенных в стрельбе на дистанции до 200 м, броню не пробивает.
На дистанции до 400 м 45-мм и 76-мм снаряды выводят из строя вооружение и дают заклинивание башни. С дистанции 400 м бронебойный 85-мм снаряд входит в броню и остается на глубине до 12 см.
б). При стрельбе в бок танка (по борту) 37-мм снаряд ее не пробивает, делает малые вмятины, пробивает катки и гусеницы с дистанции 300-400 м.
45-мм подкалиберный снаряд пробивает броню как борт, так и башню, с дистанции-200 м и ближе, бронебойный снаряд броню не пробивает.
76-мм бронебойный снаряд броню не берет, на всех дистанциях, делает заклинивание башни и вмятины в боковой броне до 30-40 мм. Подкалиберный снаряд пробивает броню с дистанции 400 м и ближе.
85-мм бронебойный снаряд пробивает броню с 1200 м и ближе, как бортовую, так и башни.

При организации противотанковой обороны по борьбе с T-VI надо строить оборону с учетом флангового огня. Задача орудий ПТО подпустить "Тигр" на ближнюю дистанцию прямого выстрела для 76-мм и 85-мм орудий (76-мм ведет огонь подкалиберными снарядами) и бить его, если есть возможность, фланговым огнем с задачей - иметь прямое попадание в бортовую броню".
Здесь следует пояснить, что 85-мм бронебойный тупоголовый снаряд выпускался до начала 1944 года, после чего был сменен в производстве новым остроголовым бронебойным, имевшим более высокие характеристики по бронепробиваемости. Именно остроголовые бронебойные снаряды входили в боекомплект танков Т-34-85. Кроме того, не следует забывать, что примерно с весны 1944 года броня немецких танков становится более хрупкой из-за дефицита легирующих элементов. Этот факт отмечается во всех советских отчетах по немецкой броне, начиная с весны - лета 1944 года. Но до этого времени война шла еще целых полгода, и в это время задача борьбы с танками "Тигр" была очень непростой, требовавшей от экипажей тридцатьчетверок большого мужества и мастерства. И они с этой задачей справлялись, хотя зачастую дорогой ценой, приближая нашу Победу.
В связи с этим хочется привести три небольших фрагмента воспоминаний советских танкистов, воевавших в годы войны на "тридцатьчетверках"
Так, бывший командир танка Т-34 рассказывал следующее:
"Боялись мы этих "Тигров" на Курской дуге, честно признаюсь. Из своей 88-миллиметровой пушки он, "Тигр", болванкой, то есть бронебойным снарядом, с дистанции две тысячи метров прошивал нашу "тридцатьчетверку" насквозь. А мы из 76-миллиметровой пушки могли поразить этого толстобронированного "зверя" лишь с дистанции пятьсот метров и ближе новым подкалиберным снарядом. Причем этим самым снарядом - а их выдавали под расписку по три штуки на танк - я должен был угодить между опорными катками в борт, за которыми размещались снаряды, под основание башни - тогда ее заклинит, постволу пушки - тогда он отлетит, по задней части, где расположены бензобаки, а между ними мотор, - "Тигр" загорится, по колесу-ленивцу, ведущему колесу, по опорному катку или гусенице - значит, повредить ходовую часть. Все же остальные части "Тигра" нашей пушке не поддавались и бронебойные отскакивали от его брони, как от стенки горох".
Стрелок-радист из 32-ой танковой бригады 29-го танкового корпуса 5-ой гвардейской танковой армии С.Б.Басс вспоминал следующее:
"Помню, стреляли по "Тигру", а снаряды отскакивали, пока кто-то не сбил сначала его гусеницу, а затем всадил снаряд в борт. Но танк не загорелся, а танкисты начали выпрыгивать через люк. Мы их расстреливали из пулемета".
Еще одно свидетельство танкиста 63-ей гвардейской танковой бригады Уральского добровольческого танкового корпуса Н.Я.Железнова:
"Пользуясь тем, что у нас 76-мм пушки, которые в лоб могут взять их броню только с 500 метров, они стояли на открытом месте. А попробуй подойди? Он тебя сожжет за 1200— 1500 метров! Наглые были! По существу, пока 85-мм пушки не было, мы, как зайцы, от "Тигров" бегали и искали возможность как бы так вывернуться и ему в борт влепить. Тяжело было. Если ты видишь, что на расстоянии 800-1000 метров стоит "Тигр" и начинает тебя "крестить", то, пока водит стволом горизонтально, ты еще можешь сидеть в танке, как только начал водить вертикально - лучше выпрыгивай! Сгоришь! Со мной такого не было, а вот ребята выпрыгивали. Ну а когда появился Т-34-85, тут уже можно было выходить один на один".
Подводя итог изложенному можно сказать, что у Т-34-76 выстоять против "Тигра" в открытом бою было немного. Поэтому экипажи "тридцатьчетверок" при столкновении с немецкими тяжелыми танками старались действовать из засад, поражая их в борта или корму. Появление танка Т-34-85 в целом уровняло шансы - новая 85-мм пушка могла поразить "Тигр" в лоб на дистанции 1300-1500 метров. Правда, немецкий танк имел превосходство перед Т-34 в бронировании, но это "тридцатьчетверка" могла скомпенсировать своей большей маневренностью и подвижностью.

Т-34-85.

Как известно, первое боевое применение "Пантер" имело место на южном фасе Курской дуги в июле 1943 года. Тогда же советские специалисты смогли познакомиться с этой боевой машиной. Уже с 20-го по 28-ое июля 1943 года на участке прорыва нашего фронта немецкими войсками вдоль шоссе Белгород - Обоянь шириной 30 и глубиной 35 километров специальная комиссия ГАБТУ КА произвела осмотр подбитых танков "Пантера". По итогам обследования был составлен отчет, озаглавленный "Борьба с немецкими тяжелыми танками "Пантера". Он интересен тем, что это первый документ такого рода и содержит некоторые интересные статистические выкладки.
Из 31 изученной машины 22 (71%) было подбито артиллерией, из них:
- в башню - 4 (18%);
- в борт корпуса - 13 (59%);
- в корму корпуса - 5 (23%).
Кроме того, три танка (10%), подорвались на минах, один (3%) был разбит прямым попаданием авиабомбы, один, застрял на стрелковом окопе и четыре (13%) вышло из строя по техническим причинам.
Из 24 "Пантер", подбитых артиллерийским огнем десять танков сгорело, что составляет 45% от общего числа подбитых танков. В отчете особо отмечалось, что "при попадании снаряда в моторное отделение, независимо от места входа снаряда (борт или корма), танки "Пантера" горят".
Всего на 24 "Пантерах" было насчитано 58 снарядных попаданий, которые распределились следующим образом:
а) в лобовую часть танка - 10 попаданий (все рикошетировали);
б) в башню - 16 попаданий (сквозные пробития);
в) в борт - 24 попадания (сквозные пробоины);
45-мм бронебойные и подкалиберные - 15 (31%) и 85-мм бронебойными - 5 (10%). При этом две "Пантеры" имели по 6 и 8 снарядных попаданий, шесть от 3 до 4, а остальные 1-2.
Одна "Пантера" после отхода немцев подверглась пробному обстрелу из 76-мм пушки танка Т-34. Всего было сделано 30 выстрелов бронебойными снарядами с дистанции 100 метров, из них 20 по верхнему и десять по нижнему лобовым листам. Верхний лист пробоин не имел, все снаряды срикошетировали, в нижнем листе была только одна пробоина.
На основании осмотра подбитых "Пантер" было сделано заключение, что они поражаются:
а) противотанковым ружьем -в нижний бортовой лист корпуса с дистанции 100 метров и ближе (под прямым углом);
б) подкалиберным снарядом 45-мм пушки - за исключением лобовой части;
в) бронебойным снарядом 76-мм пушки - за исключением лобовой части;
г) бронебойным снарядом 85-мм зенитной пушки;
г) корма - 7 попаданий (сквозные пробоины);
д) пушка - 1 попадание (ствол пробит).
Как видно, наибольшее количество попаданий (47) приходится на борт, башню и корму танков, что было охарактеризовано как "правильные действия противотанковых средств Красной Армии и быстрое освоение ими способов борьбы с новыми танками "Пантера"".
Что касается калибра снарядов, пробивших броню, то большинство из них составляли 76-мм бронебойные снаряды - 28 (59%), а также д) противотанковыми минами (гусеницы).
Небезынтересно привести "выводы", содержащиеся в отчете:
"1. На Белгородском направлении немецкие войска в период своего наступления в июле месяце 1943 года впервые применили тяжелые танки "Пантера". Танки T-VI "Тигр" применялись в незначительном количестве. Танки "Пантера" применялись на всем периоде наступления, а танки "Тигр" только в начальный период наступления.
2. Тяжелый танк "Пантера" является более мощным танком, чем танки Т-34 и KB и имеет преимущество в лобовой защите и артиллерийском вооружении. Необходимо отметить, что у танка "Пантера" смотровые отверстия водителя и радиста закрываются крышками заподлицо с лобовым листом, поэтому снаряды от них рикошетируют. В танке Т-34 верхний лобовой лист ослаблен за счет выступающих люка механика-водителя и маски курсового пулемета. Попадание снарядов в эти места вызывает разрушение верхнего лобового листа.
3. Тактика применения танков "Пантера" имеет следующие особенности:
а) танки используются в бою в основном по дорогам или в районе дорог;
б) танки "Пантера" не применяются отдельно, а как правило их эскортируют группы средних танков T-III и T-IV,
в) танки "Пантера" открывают огонь с дальних дистанций, используя свое преимущество в артиллерийском вооружении, сфемясь не допустить к сближению наши танки;
г) во время атаки "Пантеры" двигаются в одном направлении, не меняя курса, стремясь использовать свое преимущество в лобовой защите:
д) при обороне танки "Пантера" действуют из засад;
е) при отходе "Пантеры" отходят до ближайшего укрытия задним ходом, стремясь не подставлять борта под артиллерийский огонь.

При отходе немцы все подбитые и неисправные танки "Пантера" взрывают. Подрыв производится специальным зарядом, возимом на танках. Заряд имеет детонатор, поджигаемый через бикфордов шнур, шнур зажигается специальным зарядом.
75-мм танковая пушка образца 1943 года, установленная на танке "Пантера", поражает наши Т-34 с дальних дистанций 1-1,5 километра".
Таким образом, в 1943 году "тридцатьчетверка" при столкновении "лоб в лоб" с "Пантерой" имела мало шансов и могла противопоставить огню Pz V только маневр и скорость. Справедливости ради следует сказать, что на поле боя столкновения "лоб в лоб", когда противники шли прямо друг на друга, были не частым явлением. А при маневрировании 76-мм орудие Т-34 без труда могло поразить "Пантеру" в борт корпуса иди башни с дистанции 600-800 метров, а при благоприятных условиях и с еще более дальней дистанции. А с появлением танка Т-34-85 превосходство "Пантеры" в вооружении было ликвидировано.

Техника, которая участвовала во Второй мировой войне по обе стороны фронта, порой более узнаваема и «канонична», чем даже ее участники. Ярким тому подтверждением является наш пистолет-пулемет ППШ и немецкие танки «Тигр». Их «популярность» на Восточном фронте была такова, что едва ли не в каждом втором танке врага наши солдаты видели именно Т-6.

Как все начиналось?

К 1942 году немецкие штабы окончательно осознали, что «молниеносной войны» не получилось, зато явственно видна тенденция позиционного затягивания. Кроме того, русские танки Т-34 позволяли эффективно бороться с немецкими частями, оснащенными Т-3 и Т-4. Прекрасно зная, что такое танковый удар и какова его роль в войне, немцы приняли решение о разработке совершенно нового тяжелого танка.

Справедливости ради заметим, что работы по проекту шли еще с 1937 года, но только в 40-х требования военных приняли более конкретные очертания. Над проектом тяжелого танка работали сотрудники сразу двух фирм: Henschel и Porsche. Фердинанд Порше был любимцем Гитлера, а потому совершил один досадный промах, сильно поторопившись… Впрочем, об этом мы еще поговорим.

Первые прототипы

Уже в 1941 году предприятия Вермахта предложили «на суд публики» два прототипа: VK 3001 (H) и VK 3001 (Р). Но в мае того же года военные предложили обновленные требования к тяжелым танкам, в результате чего проекты пришлось серьезно пересматривать.

Именно тогда появились первые документы по изделию VK 4501, от которого ведет свою родословную немецкий тяжелый танк «Тигр». От конкурентов требовалось предоставить первые образцы уже к маю-июню 1942 года. Количество работ было катастрофически велико, так как обе платформы немцам пришлось конструировать фактически заново. Весной 1942 года оба прототипа, оснащенные башнями Friedrich Krupp AG, были привезены в «Волчье логово», дабы продемонстрировать фюреру новую технику в день его рождения.

Победитель состязания

Выяснилось, что у обеих машин имеются существенные недостатки. Так, Порше настолько «увлекся» идеей создания «электрического» танка, что его прототип, будучи очень тяжелым, с трудом мог развернуться на 90°. У Хеншеля тоже было не все ладно: его танк с большими сложностями смог разогнаться до требуемых 45 км/ч, но при этом его мотор нагрелся так, что возникла реальная угроза пожара. Но все же победил именно этот танк.

Причины просты: классическая конструкция и более легкое шасси. Танк же Порше был настолько сложным и требовал такое количество дефицитной меди для производства, что даже Гитлер был склонен отказать своему любимому инженеру. С ним вполне согласилась и приемная комиссия. Именно немецкие танки «Тигр» от компании "Хеншель" и стали признанным «каноном».

О торопливости и ее последствиях

Здесь следует заметить, что сам Порше еще до начала испытаний был настолько уверен в своем успехе, что приказал начать производство не дожидаясь результатов приемки. К весне 1942 году в цехах завода уже стояло ровно 90 готовых шасси. После провала на испытаниях нужно было решать, что с ними делать. Выход нашелся - мощное шасси было использовано для создания САУ "Фердинанд".

Эта самоходка стала не менее известной, чем если бы сравнивать ее с Т-6. "Лоб" этого монстра не пробивался почти ничем, даже прямой наводкой и с дистанции всего 400-500 метров. Неудивительно, что экипажи советских танков «Федю» откровенно побаивались и уважали. Впрочем, пехота с ними была не согласна: «Фердинанд» не имел курсового пулемета, а потому многие из 90 машин были уничтожены магнитными минами и противотанковыми зарядами, «заботливо» подкладываемыми прямо под гусеницы.

Серийное производство и доработки

В конце августа того же года танк пошел в производство. Как ни странно, но в тот же период интенсивно продолжались испытания новой техники. Впервые продемонстрированный Гитлеру образец к тому времени уже успел пройти по дорогам полигонов 960 км. Выяснилось, что на пересеченной местности машина могла разгоняться до 18 км/ч, причем горючего при этом сжигалось до 430 л на 100 км. Так что немецкий танк «Тигр», характеристика которого приводится в статье, из-за своей прожорливости доставлял немало проблем службам снабжения.

Производство и усовершенствование конструкции шло в единой связке. Были изменены многие внешние элементы, в том числе и ящики ЗИП. Тогда же по периметру башни стали ставить небольшие мортирки, специально предназначенные для и мин типа "S". Последняя предназначалась для уничтожения вражеской пехоты и была весьма коварна: будучи выпущена из ствола, она взрывалась на небольшой высоте, густо засыпая пространство вокруг танка мелкими металлическими шариками. Помимо этого, специально для маскировки машины на поле боя были предусмотрены отдельные дымовые гранатометы NbK 39 (калибр 90 мм).

Проблемы с транспортировкой

Важно отметить, что немецкие танки «Тигр» стали первыми в машинами, которые серийно оснащались техникой для подводного вождения. Это было связано с большой массой Т-6, которая не позволяла перевозить его по большинству мостов. Вот только на практике оборудование это практически не использовалось.

Качество ее было на высоте, так как еще на испытаниях танк без всяких неполадок провел в глубоком бассейне более двух часов (с работающим мотором), но сложность монтажа и необходимость инженерной подготовки местности делали использование системы невыгодной. Сами танкисты считали, что немецкий тяжелый танк Т-VI «Тигр» просто завязнет в более-менее илистом дне, так что старались не рисковать, используя более «стандартные» способы переправы через реки.

Он также интересен тем, что для этой машины было разработано сразу два типа гусениц: узкие 520 мм и широкие 725 мм. Первые использовались для перевозок танков на стандартных железнодорожных платформах и, при возможности - для движения своим ходом по дорогам с твердым покрытием. Второй тип гусениц был боевым, его использовали во всех остальных случаях. Каким было устройство немецкого танка «Тигр»?

Особенности конструкции

Сама конструкция новой машины была классической, с задним расположением МТО. Всю переднюю часть занимало отделение управления. Именно там располагались рабочие места механика-водителя и радиста, который попутно выполнял обязанности стрелка, управляя курсовым пулеметом.

Средняя часть танка была отдана под боевое отделение. Сверху устанавливалась башня с пушкой и пулеметом, там же находились рабочие места командира, наводчика и заряжающего. Также в боевом отделении размещался весь боекомплект танка.

Вооружение

Основным орудием была пушка KwK 36 калибра 88 мм. Она был разработана на основе печально известной зенитки «ахт-ахт» того же калибра, которая еще в 1941 году уверенно подбивала все танки союзников практически со всех дистанций. Длина ствола орудия - 4928 мм, с учетом - 5316 мм. Именно последний был ценной находкой немецких инженеров, так как позволял снизить энергию отдачи до приемлемого уровня. Вспомогательным вооружением являлся 7,92-мм пулемет MG-34.

Курсовой пулемет, которым, как мы уже говорили, управлял радист, размещался в лобовом листе. Заметим, что на командирской башенке, при условии использования специального крепления, можно было разместить еще один MG-34/42, который в этом случае использовался в качестве зенитного вооружения. Здесь следует отметить, что эта мера была вынужденной и часто использовалась немцами в Европе.

В общем и целом самолетам не мог противостоять ни один немецкий тяжелый танк. T-IV, «Тигр» - все они являлись легкой добычей авиации союзников. У нас же ситуация была совершенно иной, так как вплоть до 1944 года у СССР просто не было достаточного количества штурмовиков для атак тяжелой немецкой техники.

Поворот башни осуществлялся за счет гидравлического поворотного устройства, мощность которого составляла 4 кВт. Мощность забиралась с коробки передач, для чего использовался отдельный передаточный механизм. Механизм был чрезвычайно эффективным: на максимальных оборотах башня поворачивалась на 360 градусов всего за минуту.

Если по каким-то причинам двигатель был заглушен, но требовалось повернуть башню, танкисты могли использовать ручное поворотное устройство. Его недостатком, помимо высокой нагрузки на экипаж, было то обстоятельство, что при малейшем наклоне ствола поворот был невозможен.

Силовая установка

Следует заметить, что немецкие танки Второй мировой войны («Тигр» не исключение), несмотря на свою «бензиновость», славы «зажигалок» не получили. Это было связано как раз с разумным расположением бензобаков.

В движение машину приводили два мотора Maybach HL 210P30 в 650 л.с. или Maybach HL 230P45 в 700 л.с (которые ставились начиная с 251-го «Тигра»). Моторы V-образные, четырехтактные, 12-ти цилиндровые. Заметим, что имел точно такой же движок, но один. Охлаждался мотор двумя жидкостными радиаторами. Кроме того, по обеим сторонам движка были установлены отдельные вентиляторы, улучшающие процесс охлаждения. Кроме того, был предусмотрен отдельный обдув генератора и выхлопных коллекторов.

В отличие от отечественных танков, для заправки мог использоваться только высокосортный бензин с октановым числом не менее 74. Четыре бензобака, размещенные в МТО, вмещали 534 литров топлива. При движении по твердым на сотню километров затрачивалось 270 литров бензина, а при пересечении бездорожья расход возрастал сразу до 480 литров.

Таким образом, технические характеристики танка «Тигр» (немецкого) не предполагали его длительных «самостоятельных» маршей. Если только была минимальная возможность, немцы старались подвезти его поближе к полю боя на железнодорожных составах. Так выходило заметно дешевле.

Характеристики ходовой части

На каждый борт приходилось по 24 опорных катка, которые не только располагались в шахматном порядке, но и стояли сразу в четыре ряда! На опорных катках использовались резиновые бандажи, на прочих они были стальными, но применялась дополнительная система внутренней амортизации. Заметим, что немецкий танк Т-6 «Тигр» имел очень существенный недостаток, который так и не удалось устранить: из-за предельно высокой нагрузки очень быстро изнашивались бандажи опорных катков.

Начиная приблизительно с 800-й машины на все катки стали ставить стальной бандаж и внутреннюю амортизацию. Для упрощения и удешевления конструкции наружные одинарные катки были также исключены из проекта. Кстати, а сколько вообще стоил Вермахту немецкий танк «Тигр»? Модель образца начала 1943 года оценивалась, по разным источникам, в диапазоне от 600 тысяч до 950 тысяч рейхсмарок.

Для управления использовался штурвал, похожий на мотоциклетный руль: за счет использования гидравлического привода танк весом в 56 тонн легко управлялся усилием одной руки. Переключить передачу можно было буквально двумя пальцами. Кстати говоря, КПП этого танка была законной гордостью конструкторов: роботизированная (!), четыре передачи вперед, две - назад.

В отличие от наших танков, где мехводом мог быть только очень опытный человек, от профессионализма которого зачастую зависела жизнь всего экипажа, за штурвал «Тигра» мог сесть практически любой пехотинец, до того управлявший хотя бы мотоциклом. Из-за этого, кстати, должность мехвода «Тигра» чем-то особенным не считалась, тогда как механик-водитель Т-34 был едва ли не главнее командира танка.

Броневая защита

Корпус - коробчатый, его элементы собирались «в шип» и сваривались. Броневые листы катанные, с присадками хрома и молибдена, цементированная. Многие историки критикуют «коробчатость» «Тигра», но, во-первых, и без того недешевую машину так можно было хоть сколько-то упростить. Во-вторых, что еще важнее, вплоть до 1944 года на поле боя не было ни одного танка союзников, который бы мог поразить Т-6 в лобовую проекцию. Ну если только не в упор.

Так что немецкий тяжелый танк T-VI «Тигр» на время создания был очень защищенной машиной. Собственно, за это его и любили танкисты Вермахта. Кстати, как советское оружие пробивало немецкий танк «Тигр»? Точнее, какое оружие?

Лобовая броня имела толщину 100 мм, борт и корма - 82 мм. Некоторые военные историки считают, что из-за «рубленых» форм корпуса с «Тигром» с успехом могла бороться наша ЗИС-3 калибра 76 мм, но здесь есть несколько тонкостей:

  • Во-первых, в лоб поражение более-менее гарантировалось разве что с 500 метров, но некачественные бронебойные снаряды частенько не пробивали качественную броню первых «Тигров» даже в упор.
  • Во-вторых, что еще важнее, на поле боя была широко распространена «полковушка» калибра 45 мм, которая в лоб Т-6 не брала в принципе. Даже при попадании в борт пробитие могло гарантироваться разве что метров с 50-ти, да и то не факт.
  • Пушка Ф-34 танка Т-34-76 также не блистала, и даже использование подкалиберных «катушек» ситуацию исправляло слабо. Дело в том, что даже этого орудия надежно брал борт «Тигра» только с 400-500 метров. Да и то - при условии, что «катушка» была качественной, что бывало далеко не всегда.

Так как советское оружие пробивало немецкий танк «Тигр» далеко не всегда, танкистам был дан простой приказ: стрелять бронебойными только тогда, когда есть 100% вероятность попадания. Так можно было сократить расход дефицитного и очень дорогого Так что советское орудие могло подбить Т-6 только при совпадении нескольких условий:

  • Малой дистанции.
  • Удачного ракурса.
  • Качественного снаряда.

Так что вплоть до более-менее массового появления Т-34-85 в 1944 году и насыщения войск самоходками СУ-85/100/122 и «зверобоев» СУ/ИСУ 152 «Тигры» были очень опасными противниками наших солдат.

Характеристики боевого применения

О том, как высоко ценился немецкий танк Т-6 «Тигр» командованием Вермахта, говорит хотя бы тот факт, что специально под эти машины была создана новая тактическая единица войск - тяжелый танковый батальон. Причем это была отдельная, автономная часть, имевшая право на самостоятельные действия. Что характерно, из 14 созданных батальонов первоначально один действовал в Италии, один - в Африке, а оставшиеся 12 - в СССР. Это дает представление об ожесточенности боев на Восточном фронте.

В августе 1942 года «Тигры» были «апробированы» под Мгой, где наши артиллеристы подбили от двух до трех участвовавших в испытании машин (всего их было шесть), а в 1943 году наши солдаты сумели захватить первый Т-6 почти в идеальном состоянии. Сразу были проведены испытания обстрелом немецкого танка «Тигр», которые дали неутешительные выводы: танк Т-34 с новой техникой фашистов на равных бороться уже не мог, а мощности стандартной 45-мм полковой противотанковой пушки вообще не хватало для пробития брони.

Считается, что наиболее массовый случай использования «Тигров» в СССР имел место во время Курской битвы. Планировалось, что будет задействовано 285 машин этого типа, но в реальности Вермахт выставил 246 Т-6.

Что касается Европы, то к моменту высадки союзников там имелось три тяжелых танковых батальона, оснащенных 102 "Тиграми". Примечательно, что к марту 1945 года в мире оставалось около 185 танков этого типа на ходу. Всего их было выпущено примерно 1200 штук. Сегодня во всем мире есть один ходовой немецкий танк «Тигр». Фото этого танка, который находится на Абердинском полигоне, регулярно появляются в СМИ.

Почему сформировалась «тигробоязнь»?

Высокая эффективность использования этих танков во многом обусловлена прекрасной управляемостью и комфортными условиями работы экипажа. Вплоть до 1944 года на поле боя не было ни одного танка союзников, который бы мог вести бой с «Тигром» на равных. Много наших танкистов погибло, когда их машины немцы поражали с расстояния в 1,5-1,7 км. Случаев, когда Т-6 подбивали малым числом, очень редки.

Гибель немецкого аса Витмана - тому пример. Его танк, прорывавшийся через «Шерманов», был в конце концов добит с дистанций пистолетного выстрела. На один подбитый «Тигр» приходилось по 6-7 сгоревших Т-34, а у американцев статистика с их танками была еще печальнее. Конечно, «тридцать четверка» - машина совсем иного класса, но именно она в большинстве случаев противостояла Т-6. Это еще раз подтверждает героизм и самоотверженность наших танкистов.

Основные недостатки машины

Основным недостатком являлась высокая масса и ширина, делавшая невозможной транспортировку танка на обычных железнодорожных платформах без предварительной подготовки. Что касается сравнения угловатой брони «Тигра» и «Пантеры» с рациональными углами обзора, то на практике Т-6 все равно оказывался более грозным противником для советских и союзнических танков за счет более рационального бронирования. У Т-5 была очень хорошо защищена лобовая проекция, зато борта и корма оказались практически голыми.

Что куда хуже, мощности даже двух движков было мало для движения столь тяжелой машины по пересеченной местности. На болотистых почвах он просто вяз. Американцы даже разработали особую тактику борьбы против «Тигров»: они заставляли перекидывать немцев тяжелые батальоны с одного участка фронта на другой, в результате чего уже через пару недель половина Т-6 (как минимум) оказывались в ремонте.

Несмотря на все недостатки, немецкий танк «Тигр», фото которого есть в статье, был очень грозной боевой машиной. Быть может, с экономической точки зрения он обходился недешево, но сами танкисты, в том числе и наши, обкатывавшие трофейную технику, оценивали этого «кота» очень высоко.

Представим себе следующую ситуацию: дуэль между Тигром и ИС-2 в идеальных (ровная местность, дистанция до 1000 м) и равных (качество прицелов, уровень подготовки наводчиков, полный боекомплект, пушка с клиновым затвором) условиях. При этом заложим 50 % вероятность поражения первым выстрелом и договоримся, что оба танка дадут промах, но обязательно должны попасть вторым снарядом, что в реальной жизни часто и бывало. Что же происходит дальше?

Заряжающий ИС-2 берет из боеукладки, расположенной в кормовой нише башни, 25-кг снаряд и вкладывает его в ствол, затем прибойником досылает его вперед так, чтобы ведущий поясок прочно заклинился в начале нарезов канала ствола. Опытный заряжающий досылает снаряд рукой, что ускоряет процесс. Затем заряжающий берет 15-кг гильзу с зарядом с правой стенки башни (мы договорились, что боекомплект полный, а значит, после первого выстрела в башне еще осталась одна гильза с зарядом, за следующей придется "нырять" вниз, поскольку остальные гильзы расположены в корпусе ИС-2), вкладывает ее в ствол и досылает. При этом затвор закрывается автоматически. Заряжающий докладывает "Готово", командир танка произносит - "Огонь", а наводчик, который за время заряжания успел откорректировать прицел, нажимает на спуск и производит выстрел. Впрочем, стоп! При всех наших условиях у самого тренированного заряжающего на все выше сказанное уйдет минимум 20 секунд, а значит, как ни горько это признать, он не успеет закончить процесс заряжания, потому-что на 8-й секунде в башню ИС-2 влетит 88-мм немецкий снаряд, а на 16-й - второй! Таким образом, при первом промахе "Тигр" со скорострельностью своей пушки 6-8 выстр/мин не оставил ИС-2 ни одного шанса на второй выстрел. Даже если бы наших танков было два, то "Тигр", поразив первый ИС-2, успевал бы дать первый выстрел по второму на 4 секунды раньше ответного. В итоге получается, что для гарантированного поражения одного "Тигра" вторым выстрелом необходимо иметь три танка ИС-2.

Некоторые данные

Танк, орудие Броня, мм / наклон, гр Бронебойность на дистанции 1000 м, мм / гр Скорострельность, выстр/мин
ИС-2, 122-мм Д-25Т лобовая корпуса - 120 / 60° лобовая башни - 150 / округлая 142 / 90° 2...3
Тигр, 88-мм KwK 36 лобовая корпуса - 100 / 8° лобовая башни - 190 / 0° 100 / 60° 6...8

Из приведенных данных следует, что с 1000 м Тигр не мог пробить ни лоб корпуса, ни тем более башни ИС-2. Для этого ему было необходимо приблизиться минимум на 500...600 м. И еще необходимо учитывать, что это верно только для ИС-2 раннего выпуска, т.к. после введения на нашем танке "спрямленного носа" (см. М. Барятинский, ИС-2, создания), "танковая пушка KwK 36 L/56 не пробивала лобовую броню ИС-2 при стрельбе с любой дистанции".

Для нашего же танка складывается обратная ситуация - с 1000 м он уверенно пробивал лобовую броню корпуса Тигра. Если же снаряд попадал в лоб башни немецкого танка, даже не пробивая ее, разрыв гарантированно повреждал ствол пушки и Тигр оставался безоружным.

Т.о. с 1000 м Тигр мог повредить, но не уничтожить ИС-2. Итак, немецкий танк делает второй выстрел - 88-мм снаряд повреждает гусеницу. Третий выстрел Тигра совпадает со вторым ИС-2. Немецкий снаряд сбивает прицел, 122-мм снаряд ИС-2 - проламывает броню Тигра. Немецкий танк уничтожен, русский - поврежден. И это при самом плохом для нашего танка раскладе.

Предположим другую ситуацию. Экипаж немецкого танка знает, что ему необходимо приблизиться к ИС-2 на дистанцию 500...600 м. При средней скорости Тигра на местности 25...30 км/ч на преодолжение 500 м у него уйдет около минуты. На ходу немецкий танк стрелять не может, т.к. отсутствие стабилизатора орудия сведет вероятность попадания к нулю. ИС-2 наоборот, имеет время для произведения 3-х выстрелов.

Т.о, при подобной встрече тет-а-тет Тигру было вступать в бой весьма невыгодно.


В этой схватке, казалось бы, победитель предопределен. 45-тонный немецкий средний танк, вооруженный отличным орудием, способным с нескольких километров пробить броню большинства средних и тяжелых танков союзников, оснащенный отличными приборами наблюдения и прицелами, намного превосходил легкий советский танк Т-70.

Вес последнего – 9,8 тонны, два человека в экипаже, номинальная броня и 45-мм танковая пушка образца 1932/38 гг., а еще скорострельность всего 3-5 выстр./мин. (командиру приходилось быть и заряжающим, и наводчиком).



Это случилось 26 марта 1944 года, тогда танк Т-70 младшего лейтенанта Григория Пегова вел разведку, во время которой обнаружил танковую колонну противника. Она намеревалась нанести контрудар по наступающим частям Красной Армии. Этого допустить было нельзя.

Пегов замаскировал свой танк и приготовился к бою, который должен был стать для него последним – во главе колонны шли грозные немецкие кошки – "Пантеры".



Подпустив их на 150 метров, Пегов открыл огонь. Первыми несколькими выстрелами был пробит борт "Пантеры," и она загорелась, второму танку Пегов перебил гусеницу, после чего экипаж поврежденной машины ретировался. Решив, что наткнулись на мощную противотанковую оборону, немцы поспешили отступить. "Золотую Звезду" Григорий Пегов получил, но только 24 марта 1975 года.

Т-34-76 против 12 "Тигров"



Т-34-76 – средний советский танк, который с появлением "Тигров" и "Пантер" больше не мог успешно бороться с танками вермахта. Его 76-мм пушка не пробивала в лоб новейшие танки, а "Тигр" могла взять только в борт с дистанции менее 100 метров. Броня в 45 мм больше не спасала от огня немецких орудий, оптика была не лучшего качества, да и расположена неудобно.


"Тигр" имел неприступную лобовую броню, отличную оптику и мощное 88-мм орудие, которое поражало Т-34 с нескольких километров - снаряды срывали башни с тридцатьчетверок при попадании. И все же, когда 25 января 1944 года при прорыве Корсунь-Шевченковского "мешка" 12 танков "Тигр" вышли на командный пункт 49-й танковой бригады под началом Александра Бурды, создав угрозу уничтожения штаба, комбриг, у которого на тот момент имелся всего один Т-34-76, принял решение вступить в бой. Бурда в одиночку атаковал 12 тяжелых танков противника и сжег два из них.

За это время штаб бригады успел выйти из-под огня, и ценные документы были спасены, но в тридцатьчетверку Бурды попало сразу несколько болванок. Комбриг был смертельно ранен осколками от отколовшейся брони. 24 апреля 1944 года гвардии подполковнику Александру Федоровичу Бурде было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза, всего на счету советского танкиста-аса было 30 подбитых танков противника.

Т-34-85 против "Королевского тигра"

"Тигр II" или "Королевский тигр" – самый защищенный серийный тяжелый танк гитлеровской Германии. Его наклонная лобовая 150-мм броня была неуязвима для большинства танковых и противотанковых пушек союзников. Снаряд 88-мм пушки "Королевского тигра" мог пробить 80-мм вертикальную бронеплиту с дистанции 4 км, а великолепная оптика позволяла стрелять на такое расстояние. С дистанции в километр снаряд пробивал 240-мм броню.

Т-34-85 мог похвастаться только хорошей подвижностью и маневренностью, а также 85-мм орудием, установленным в новой просторной башне с 90-мм лобовой броней. Толщина лобовой детали корпуса осталась неизменной – 45 мм.



Август 1944 года, Сандомирский плацдарм, наступление 501-го тяжелого танкового батальона вермахта.

Разведка Красной Армии сработала оперативно, и визит немецких тяжеловесов ждали замаскированные в копнах сена Т-34-85. Командир одного из них, Александр Оськин, не знал, что новые танки противника практически неуязвимы.

Утром 11 "Королевских тигров" пошли в атаку. Выстрел Т-34-85 пробил борт одного из тяжелых танков, и над ним тут же взметнулось пламя, затем от меткого огня танка Оськина загорелся второй, третий успел повернуть башню в сторону советского танка, но тридцатьчетверка оказалась быстрее, и над "Королевским тигром" снова взметнулось пламя.



Позже в одном из боев, в котором участвовал экипаж Оськина, три "Королевских тигра" были захвачены полностью исправными. 23 сентября 1944 года Александру Оськину присвоено звание Героя Советского Союза.

С топором против Pz.38(t)


Красноармеец Иван Середа совершил, казалось бы, невозможное. Вооруженный топором, он вступил в бой с немецким танком (чешского производства) Pz.38(t), вышел из него победителем и взял в плен экипаж немецкой машины.

Все началось с того, что в августе 1941 года в районе Даугавпилса немцы на трофейном Pz.38(t) заметили дымок советской походной кухни. Нисколько не сомневаясь в своем превосходстве, они решили атаковать. Возле кухни находился только один боец – красноармеец Иван Середа, который готовил обед.

Увидев немецкий танк, вместо того чтобы бежать, солдат подхватил топор, которым колол дрова, и ринулся в атаку на танк. Экипаж Pz.38(t) немедленно захлопнул все люки и поспешил укрыться за броней, открыл огонь из пулемета.



Середу это нисколько не смутило, он забрался на танк и загнул ударами топора ствол пулемета, закрыл смотровые щели куском брезента. Затем начал стучать обухом топора по броне, при этом отдавая приказы несуществующим красноармейцам. Спустя некоторое время полностью деморализованный немецкий экипаж сдался.

В итоге, когда подошли однополчане Середы, они увидели не только обед, но и трофейный танк, а также связанный экипаж рядом. Ивану Середе звание Героя Советского Союза было присвоено 31 августа 1941 года.