Украшения. Аксессуары. Дизайн ногтей. Цвета. Нанесение. Ногти

Слова с непроизносимыми согласными и проверочными словами. Дидактические материалы по русскому языку для начальной школы

Задание 1. Переписать слова, подбирая к каждому из них такое однокоренное слово, в котором за корнем следует гласный.

Безгласный, вкусный, властный, гигантский, горестный, громоздкий, доблестный, захолустный, интересный, комендантский, корыстный, костный, местный, невестка, ненавистный, ненастный, объездчик, окрестность, опасный, повестка, послать, постлать, прелестный, пристрастный, сверстник, свистнуть, сердце, словесный, солнце, тростник, ужасный, участвовать, хлестнуть, хрустнуть, целостный, чествовать, чудесный, устный, шефствовать, явственный, яростный.

Задание 2. Д :

A.злос…ный нарушитель;

B.окрес…ные леса;

C.громоз…кий шкаф;

D.редкос…ный экспонат;

E.хлёс…кая речь.

Задание 3. Выбрать вариант с непроизносимым согласным Т :

A.прекрас…ное настроение;

B.чудес…ный день;

C.безопас…ность движения;

D.прелес…ная девушка;

E.обстановка глас…ности.

Задание 4. Выбрать вариант с непроизносимым согласным Т :

A.встреча ровес…ников;

B.дружба сверс…ников;

C.интерес…ный собеседник;

D.искус…ная мастерица;

E.блес…нуть в вышине.

Задание 5. Выбрать слово с непроизносимым согласным В :

A.че…ствовать героев;

B.уча…ствовать в турнире;

C.я…ственно слышать;

D.вкусные я…ства на столе;

E.ше...ствовать над классом.

Задание 6. Выбрать вариант, где встречается слово с непроизносимым согласным Д :

A.Беда завис…ника в его зависти.

B.Без труда не может быть чистой и радос…ной жизни..

C.Чес…ный нечес…ному не товарищ.

D.Человек сер…цем могуч, дерево – корнями.

E.Тайна, извес…ная троим, уже не тайна.

Задание 7. Вставить, где нужно, пропущенные буквы. Подобрать проверочные слова.

Чес…ный ответ, интерес…ная книга, бесхитрос…ные слова, лес…ный отзыв, перекрес…ный огонь, вирус…ная инфекция, парус…ный спорт, час…ное лицо, трос…никовые заросли, кризис…ная ситуация, словес…ное искусство, безвкус…ная пища, опытный наез…ник, дружба ровес…ников, сверс…ники моего сына, че…ствовать гостя, чу…ствовать усталость.

Задание 8. Вставить пропущенные буквы. Записать данные слова в два столбика: с непроизносимой согласной и без непроизносимой согласной.

Горес…ный, древес…ный, безглас…ный, опас…ный, добес…ный, ненас…ный, беспристрас…ный, целос…ный, ярос…ный, захолус…ный, неподвлас…ный, искус…ный, бессовес…ный, гиган…ский, гнус…ный, сверс…ник, ровес…ник, предвес…ник, педчу…ствовать, уча…ствовать, хлес…нуть, хрус…нуть, съес…ное, безмол…ствовать, окрес…ность, объез…чик, аген…ство, мес…ность, хулиган…ский, шампан…ское.

Задание 9. Переписать, вставляя пропущенные буквы. В скобках указывать проверочные слова.

1. Зал настороженно безмол…ствовал. 2. Ещё двести шагов – и мы в безопасности. (Арсеньев ) 3. Осень в этом году была поз…няя. (Короленко ) 4. Дудников всадил лопату в землю с такой силой, что трес…нул держак. (Шолохов ) 5. В числе восьми детей был один ровес…ник мне. (Герцен ) 6. Тут, на плитах и на жаровнях, жарились и варились, шипя, разные яства. (Гончаров ) 7. Безденежье меня приковало к ненавис…ной мне деревне. (Толстой ) 8. Гармонист играл так залихватски, с такими икус…ными переливами, что старик не удержался от соблазна послушать. (Марков) 9. Всё моё семейство здра…ствует и шлёт вам поклон. (Чехов ) 10. Пахло пересохшей горячей глиной и близким пас…бищем. (Федин ) 11. Эскадра че…ствовала своих героев. (Степанов ) 12. Уча…ствовал он и в славной Бородинской битве. (Куприн ) 15. Солдаты с бескорыс…ным любопытством следили за тем, куда самолеты полетят. (Казакевич )

В современной орфографии правило формулируется таким образом:

Для того чтобы не разрушился смысл слова, надо в целости сохранить его составные части (корень и т.д.) или слоги. Например:

Сол нце - сол нечный Со-Ла на Че » - в значении «общая среда, или энергия для человеков».

Серд це - серд ечный . Древняя смысловая расшифровка слова: «Середа Че » - в значении «середина человека», при том, что Ц = Ч .

Позд ний - опозд ать . Древняя смысловая расшифровка слова: «По ЗаДа… » - в значении «по тому, что после имеющегося, данного…».

Груст ный - груст ить . Чест ный - чест ь .

В обоих случаях содержится в корне звукосочетание «ст », которое в древнем полнозвучии реконструируется в «СоТа » - в значении «сочетание, соединение твердое, устойчивое».

Видите, пропуск какой-либо буквы равнозначен потере древнего осмысленного слога, т.е. разрушению смысла слова .

А когда говорят об «исключениях», то в первую очередь вспоминается банальная фраза о том, что в русском языке исключений больше, чем правил. Это, конечно же, говорит о том, что полная формализация русского языка в принципе невозможна. Похоже, особенно наглядно это увидели сейчас, при попытке «компьютеризации» русского языка. Если в школе худо-бедно вытягивают на «троечника», на посредственность, то компьютерное «правописание» (или проверка правописания) и вовсе сталкивает людей на уровень бездумия (или слабоумия).

Во вторую очередь, сейчас нередко приходится сталкиваться с ограниченностью современного формального (знакового, плоского) подхода к объемному, многомерному Живому Русскому Языку, когда современное языкознание не в состоянии убедительно и логично объяснить даже некоторые простые явления, списывая их в разряд «исключений из правила».

Например:

Блес нуть (хотя блеск, блестеть ), Плес нуть (хотя плескать ), Лест ница (хотя лесенка ).

Так бывает, когда смыслы утрачиваются, а «необъяснимые» явления начинают объяснять «разрушениями» или искусственными обоснованиями. Например, говорят, что в подобных словах исторически произошло упрощение групп согласных, типа: блес(т, к) нуть.

Но при этом не хотят подумать о древнем состоянии Языка, когда корни слов выделяли не формально, жестко, однозначно, а очень гибко, по смыслу, с учетом объема контекста.

Поэтому речь нужно вести не об «упрощении групп согласных », а о разном смысловом наполнении слова в контексте .

К примеру, если «ЛеСъ » - это, по смыслу составляющих слово звуков речи, «гармоничная структура восходящей энергии». А вот «Бъ-Лесъ-Тъ » - это «устойчиво во все стороны направленный ЛеС», т.е. светящийся, сияющий. Когда Т меняется на К , получается «Блес-Къ » (в конце редуцированный звук О), т.е. «светящаяся оболочка ЛеСа» или его сияние.

Такие же смысловые нюансы, уместные каждый в своем месте по смыслу, в случае: Плеснуть (модель древней формы «По- Лес-Н …») и Плеск По- Лес-Ко »).

Точно так же в случае Лест ница и Лес енка разговор пойдет не о «чередовании» «С - СТ » или упрощении, а о том, что современный русский язык утратил древний смысл слова «Лес». Лес - это не «земля, заросшая деревьями », как считается в современном словаре, а прежде всего, по смыслу, «восходящие энергии ». Именно поэтому в сказках для перехода в другой мир поднимались по «мировому древу» или просто «высокому, до самого неба, дереву», т.е. «восходили по лесу », отсюда и «лестница (или лествица )», отсюда же и «лесина (или лесенка )». С разными смысловыми нюансами.

В итоге, выходит, что к формальному правилу о непроизносимых согласных в словах, по недоразумению «привесили в нагрузку» или чтобы нарочно запутывать (чтоб было где недоумевать и спотыкаться ищущим смысл школярам, не понимающим, чего хотят от них учителя!) «исключения», которые к рассматриваемому правилу никакого отношения не имеют.

Кстати говоря, такая же ситуация со словами: лосниться и лоск , кануть и капнуть , сгинуть и гибнуть .

Их нельзя рассматривать в рамках одного правила с непроизносимыми согласными звуками.

Но обосновывать подробно каждый случай, как проделали свыше, уже нет особой необходимости. Понятно и без этого.

Плохо только, что современный формальный (бессодержательный или бессмысленный) подход порождает бездумное отношение к письму, т.е. когда немало школьников и выпускников школ непроизносимые согласные ищут там, где их нет и не может быть , например, в таких словах, как:

чудесн ый (чудесен), опасн ый (опасен), прекрасн ый (прекрасен), вкусн ый (вкусен)…

Статистически чаще ошибаются в словах: честв овать (честь), участв овать (участие)…

А вот случаи с иностранными словами предлагается просто запомнить:

дерматин, инцидент, прецедент, трансцендентальный…

Хотя они тоже объяснимы по смыслу, мы стараемся уделять внимание преимущественно словам и написаниям Живого Русского Языка.

Теперь о различении кажущихся в произношении похожими слов, у которых разное происхождение и смысл:

ровесн ик

(от слова ровесный - диал. «одинаковый», от рово - «временна я мера», имевшего в косвенных падежах наращение -ес-). Или же иначе, «Рово Вес» как «равный вес», как бы сбалансированный, равновесный.

сверст ник

(от др.-русск. съвьрстьныи - «одинаковый по длине, возрасту», которое восходит к общеслав. верста - «мера длины», с помощью суффикса -ИК - совр. -НИК). Иначе: «с Версты» - т.е. тот, с кем пройдено одинаковое расстояние.

яст ва

(«разнообразные кушанья» - устар.; образовано с помощью суффикса -ТВ- от Ясти с корнем: Яс-);

яв ственный

(от Яв ь, Яв иться с помощью суффикса -СТВ -; ср. также с родственными: яв ный, яв ление)

участ вовать

(«сотрудничать в чём-либо»; ср.: составная част ь). Здесь корень: част ь , далее суффикс -ВОВА -.

чувст вовать

(«способность ощущать, испытывать внешние воздействия»). Здесь корень Чув -; далее суффикс -СТВ -.

шествовать

(«торжественно идти»). Здесь корень: шест , далее суффикс -ВОВА -. Отсюда же шеств ие, путешеств ие с суф. -В-.

шеф ствовать

(«оказывать помощь, быть шефом»); от слова Шеф (франц. Chef, или англ. chief). Отсюда же шеф ство с суф. -СТВ-.

косн ый

(от Косой : «тяготеющий к старому, привычному»: косный чиновник ). Корень Кос - и суф. -Н -.

костн ый

(от Кость : кост ный мозг, кост ная ткань). Корень Кост - и суф. -Н -.

В этих примерах нужно видеть, прежде всего, состав слов (корень и т.д.)!

Ну и несколько примеров с иностранными словами:

И, напоследок, о еще одном случае, в котором часто допускают ошибку, не замечая ни формального состава слова, ни смысла слова.

26 августа 2016

Сегодня погода ненастная,

И я такая несчастная.

Сеет дождь совершенно ужасный.

Скорей бы снова стало ясно,

И засияло б солнце красное,

И стало бы вокруг прекрасно!

Никто не любит дождливую погоду, потому что нельзя пойти играть с друзьями. Чем же заняться, сидя дома, когда за окном идёт дождь? Может быть, изучить, как пишутся непроизносимые согласные в корне слова?

Правило

Чтобы правильно писать такие слова, нужно выучить правило:

Применим оно к словам из стихотворения:

Сегодня погода ненастная (ненаст ье),

И я такая несчастная (несчаст ье).

Сеет дождь совершенно ужасный (ужасен - нет т ).

Скорей бы снова стало ясно (ясен - нет т ),

И засияло б солнце красное (красен - нет т ),

И стало бы вокруг прекрасно (прекрасен - нет т )!

Так помогает проверить непроизносимые согласные в корне слова правило. Оно очень простое, его нужно обязательно выучить наизусть.

Подбери проверочное слово

Поиграем в игру «проверочное слово». К каждому из данных ниже примеров подберите проверочное однокоренное слово

  • известный, вестник, повестка (весточка, вести, известие, весть);
  • грустный (грусть, грустить);
  • здравствуй (здравие, здоровье, здоровый);
  • звёздный (звезда, звёздочка);
  • капустный (капуста);
  • местность (место, местечко);
  • ненастный (ненастье);
  • поздний (опоздать, опоздание);
  • радостный (радость);
  • свистнуть (свист, свистит);
  • сердце (сердечко, сердечный);
  • солнце (солнечный);
  • тростник (тростинка);
  • участник (участие);
  • честный (честь);
  • опасный (опасение);
  • чудесный (чудеса);
  • ужасный (ужасен);
  • интересный (интересен).

Второклассники начинают изучать непроизносимые согласные в корне слова. 2 класс уже должен уметь подбирать проверочные слова.

Видео по теме

Слова для запоминания с непроизносимыми согласными

Не всегда есть возможность применить правило. Существуют такие слова, в которых непроизносимые согласные в корне слова нельзя проверить. Они называются словарными, их правописание нужно выучить:

  • лестница - ряд ступенек или перекладин;
  • праздник - день, когда отмечается какое-либо знаменательное событие;
  • чувства - внутреннее переживание, эмоциональное состояние;
  • сверстники - люди одного возраста;
  • ровесники - синоним слова "сверстники".

Найди слова, в которых есть непроизносимые согласные в корне слова

Необходимо развивать умение находить слова с непроизносимыми согласными среди других. Для этого нужна тренировка. Здесь даны предложения, найдите в них слова с непроизносимыми согласными.


В этих предложениях использованы слова с разными орфограммами, среди них «Непроизносимые согласные в корне слова», примеры таких слов: вестник, радостный, прелестный, чудесный, прекрасный, звёздное, капустница, повестку, поздняя, тростниках, местности.

Распредели слова на две группы

Слова для распределения: небе…ый (небесный), сви…уть(свистнуть), древе…ый (древесный), колё…ый (колёсный), ус…ый (устный), интере…ый (интересный), хру…уть (хрустнуть), запа…ой (запасной), виру…ый (вирусный), радо…ый (радостный), согла…ый (согласный), ко…ый (костный).

Такое задание помогает развивать умение классифицировать слова по орфографическому признаку: есть непроизносимый согласный в корне слова или нет непроизносимого согласного.

Загадки

Давайте поиграем в загадки. Нужно угадать и записать последнее слово в предложении:

  • На заре в оконце заглядывает _______________(солнце).
  • Моя любовь откроет дверцу в твоем ____________(сердце).
  • В ночи морозной горят огни на небе _____________(звёздном).
  • Он правдолюб известный, лжи не потерпит, потому что __________(честный).

Такое задание будет интересно выполнить при изучении темы «Непроизносимые согласные в корне слова». 3 класс справится с такой работой легко и весело.

Мини-диктанты

А теперь напишем маленький диктант. Выбирай любой:

Утро прекрасное! Только что прошёл дождик. Капустные грядки умыты и свежи. Солнечные лучи пригревают, и хорошо пахнет сырой землёй. На сердце радостно от этого прекрасного утра. Здравствуй, лето!

Неудачная охота

Охота не удалась. Ненастный был день. Солнце скрылось за тучами, пошёл грустный мелкий дождь. Мы выбрались из леса. Местность была нам известна. На этом пастбище летом пасли деревенское стадо. Недалеко виднелся шалаш пастуха. В нём мы отдохнём после неудачной охоты.

Весна пришла

Ненастные дни закончились, наступила весна. Птички весело поют, греет солнце, радостно журчат ручьи. Местность покрылась травкой, под деревьями зацвели ландыши. Раскрылись почки на деревьях. Здравствуй, весна!

Все эти диктанты предназначены для проверки знаний по теме «Непроизносимые согласные в корне слова». 3 класс должен справляться с такими заданиями.

Вставьте слова в тексте

Был очень интересный текст, но жук-буквоед съел некоторые буквы в словах. Что же делать? Надо вернуть первоначальный вид словам, в которых есть непроизносимые согласные в корне слова.

Изве…ый писатель написал рассказ о князе, который был непобедим в боях. В слове…ом портрете говорится о вла…ом характере и ужа…ом облике князя. Этот князь участвовал в походе и подвергался опа…остям. Сам он был так жесток, что только раз пощадил одного старика.

Однажды после победы он устроил праз…ичный пир. Стол ломился от вку…ых я..тв. Но радо…ный пир прервался. Со...це скрылось за тучами и наступило нена…тье. Подул сильный ветер, грянул гром, сверкнула молния. Князь почу…твовал сильную боль, а потом упал на землю без чу…ств. Гру…но бы закончилась эта повесть, но тут появился колдун. Он был рове…ник века. Этот старый маг чуде…ным образом оживил князя и сказал: «Здра…твуй, князь! Ты однажды спас меня от смерти, я вернул тебе долг!».

Составим предложения из слов

Когда все научились писать диктант, можно перейти к более сложному заданию - составлению предложений. Для этого используем слова, в которых есть изучаемая орфограмма «Непроизносимые согласные в корне слова». Примеры таких слов: на школьном празднике, радостных лиц, участникам концерта, прекрасные цветы, красивую местность, известный писатель, интересном рассказе, вестники весны, поздней осенью, ненастной погоды, грустный вид.

С этими словами можно составить, например, такие предложения:


Придумывая предложения с использованием слов, в которых есть непроизносимый согласный в корне слова, третьеклассники лучше всего их запоминают.

Способ проверки

Примеры

1. Изменить число

Зуб– зубы , локти -локо ть

2. Изменить падеж

Книжка – книже к

3. Заменить существительное неопределённой формой глагола

Ошибка – ошиба ться, молотьба – молоти ть

4. Использовать уменьшительные суффиксы

Прут– прути ки, справка – справо чка

5. Заменить краткие формы прилагательных полными, а полные – краткими

Свеж– свежи й, узкий - узо к

6. У глаголов прошедшего времени изменить род

Лез– лез ла, нёс- нес ла

7. Глаголы в неопределённой форме или в повелительном наклонении поставить в настоящем или будущем времени

Грызть – грызу , готовь – приготовя т

8. Заменить существительное прилагательным, а прилагательное - существительным

песчаный – песо к, рожь - ржа ной

Непроизносимые согласные в корне слова

Способ проверки

Примеры

Для проверки непроизносимого согласного в корне необходимо подобрать такое родственное слово, чтобы этот согласный оказался перед гласным или перед сонорным: агентство (агенты), здравствовать (здравие), окрестности (перекресток), пастбище (пасти), свистнуть (свистеть), яростный (в ярости), явственный (явный, явиться)

1. Подобрать в качестве проверочного слова глагол

Поздний – опозда ть

2. Подобрать в качестве проверочного слова существительное

Тростник – трости

3. Подобрать в качестве проверочного слова существительное с предлогом

Безжалостный – без жалости

Запомните! Ровесник Сверстник

Примеры для орфографической разминки:

Кровь (крови ), мороз(мороза ), хлеб(хлеба ), молотьба (молоти ть), просьба (проси ть), сказка (сказы вать), свадьба (сваде бный), ложка (ложе к), крошка (кроши ть), водопроводчик (водопроводо м), разметчик (размети ть), загадка (гада ть), шутка (шути ть). Честный (чест ь), доблестный (доблесть ), вестник (вести ), гигантский (гигант ), здравствуй (здраво ), известный (извести е), костный (кость ), корыстный (корысть ), лестный (лесть ), местный (место ), несчастный (счасть е), постлать (пости лать), сердце (серде чный), солнце (солне чный).

Диагностический набор №1 Правописание согласных в корне слова

Рабочая часть

Контрольная часть

Колонка № 1

Колонка №2

10 попла_ки

Колонка №3

Колонка №4

7 бережли_

8 трудолюби_

10 се_ (возраст)

Колонка №5

Колонка №6

1 ужас_ный

2 корыс_ный

3 вкус_ный

4 гиган_ский

5 опас_ный

6 извес_ный

7 чудес_ный

8 окрес_ный

10 поверхнос_ный

1 запас_ный

2 грус_ный

3 редкос_ный

4 целос_ный

5 безмолс_вующий

6 неснос_ный

7 чес_вовать

8 учас_вовать

9 громоз_кий

10 крепос_ной

Упражнение № 1. Вставьте нужную букву, изменив число существительных

Упражнение № 2. Измените род глаголов прошедшего времени

Упражнение № 3. Замените краткие формы прилагательных полными.

Упражнение № 4. Выберите нужную букву, проверив формой родительного падежа

Упражнение № 5. Выберите нужную букву, проверив формой родительного падежа множественного числа.

Упражнение № 8. Проверьте глаголом

Упражнение № 9. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму.