Украшения. Аксессуары. Дизайн ногтей. Цвета. Нанесение. Ногти

Описать о природе. Урок литературного чтения: Описание природы (словесный пейзаж)

От умения правильно излагать свои мысли во многом зависит то, как вас будут понимать окружающие. Именно по этой причине русский язык - это один из основных предметов школьной программы. Начинается он с чистописания в первом классе и преподается в течение всего периода обучения. Для многих достаточно проблематично научиться писать без ошибок - об этом говорит культура речи человека, то, как он выражается и разговаривает. Некоторые педагоги считают, что умение правильно говорить во многом определяет грамотность индивида и его умение выражать свои мысли. Именно по этой причине образовательная программа направлена скорее не на заучивание правил русского языка, а на развитие умения стилистически верно построить свои рассуждения. С этой целью в школе проводится большое количество работ, направленных на описание. Примеры их достаточно просты: или, скажем, о том, как ребенок провел каникулы.

Такие задания позволяют ученику развить умение правильно подбирать нужные слова и, как следствие, грамотно выражаться.

Что такое описание

Описанием называется любой отрывок текста или изречение, раскрывающее смысл увиденного или услышанного. По сути, то же описание природы сводится к речевому переносу увиденного на бумагу. Как правило, впервые с таким типом текста человек сталкивается в школе на уроках русского языка. Современные образовательные программы построены таким образом, что младшие школьники среднего звена, а именно пятый-шестой класс, пишут сочинения, в которых требуется сделать, например, описание цветов или человека. На самом деле в таком задании нет ничего сложного или необычного, однако у ребенка могут возникнуть определенные трудности по той причине, что он никогда прежде не описывал что-либо связным текстом.

Виды описания

Вообще, все описания можно условно разделить на две большие группы: живого и неживого. К первому типу следует отнести людей, животных, растения, природу, словом, все, что можно считать одушевленным. Второй тип также достаточно распространен: сюда относят описание города, времен года, вещей, техники. Несмотря на такое разделение, способы ведения повествования могут перекликаться, так как в сочинениях непременно должна присутствовать некоторая литературность изложения, предполагающая использование средств художественного выражения. Конечно, это приходит со временем, и первые сочинения вовсе не будут похожи на идеально написанные тексты. Но при должном уровне начитанности ребенка с течением времени он научится подходящими словами изображать все, что угодно, будь то описание природы или человека.

План описания

Несмотря на то что на уроках преподаватель обязан дать ученикам тот план, по которому следует производить описание, примеры подобных работ могут быть различными. Попытаемся рассмотреть некий универсальный способ написания таких сочинений. Во-первых, нужно выделить для себя основные моменты, на которых будет строиться структура работы, а именно вступление, основную часть, заключение или вывод.

Важно заметить, что в таких работах отсутствует. Это логично, потому что сложно его выделить, если задачей является, например, описание города. Каждая часть имеет свой размер. Вступление - небольшое, пара общих предложений, задающих тон всему сочинению. Основная часть - более развернутая, здесь будут основные моменты. Заключение - это общее впечатление от описанного объекта. Во вступлении следует сказать о том, как был создан объект - если это картина, то кем и когда была написана, если здание, то кто его архитектор. Об основной части будет сказано ниже, а в заключении пишут, как правило, о том, понравился или не понравился объект и почему.

Как выражать свои мысли

При написании подобной работы очень важным является то, как автор будет вести повествование. Одним из наиболее удачных приемов описания считается выбор самых ярких деталей и их подробный разбор. Существует еще один способ, заключающийся в общем обзоре всех имеющихся деталей. Здесь очень важно угадать, если это, например, Художник мог сделать определенный акцент, который нужно уловить. В таком случае описание будет ярким. Еще очень важным моментом является то, что необходимо точно подбирать выражения, дабы читатель работы смог явно себе представить описываемый объект. Конечно, такое мастерство присуще лишь талантливым писателям, но упорным трудом можно добиться неплохих результатов.

Описание в школе

Наиболее острым вопросом являются школьные описания, так как именно здесь обнаруживаются первые трудности. Вообще, в заданиях используют лишь некоторые виды работ, разобрав которые, можно успешно справиться с любой задачей. Тому, как это сделать, и будет посвящена вторая часть статьи. Как правило, задания по описанию базируются на различных картинах известных художников.

Наверняка художественное описание природы - это то, с чем в первую очередь сталкивается каждый ученик. Не нужно этого бояться, ведь существует определенный план, следуя которому, можно без особых трудностей справиться с задачей. Итак, имеется задание, требующее выполнить описание. Примеры рассмотрим ниже.

Описание пейзажа

Во-первых, необходимо в точности следовать плану, который был представлен выше. Нас интересует именно основная часть, так как она вызывает наибольшее количество вопросов. Существует такое правило: при описании любой картины следует двигаться в одном направлении. Что это значит? Все довольно просто. Если имеется пейзаж, то описывать объекты необходимо, например, сверху вниз или наоборот. Это позволит не забыть ни одной детали и составить целостное представление о картине. Далее при движении требуется выбирать любой объект и описывать его положение в общей композиции, не забывая использовать выражения, так как это сделает изложение более литературным.

Также немаловажным моментом считается то, как автор назвал свою картину. Из этого можно сделать вывод о том, на что следует обратить особое внимание. Если, например, он назвал картину «Лето», это значит, что следует обратить внимание на все атрибуты этого времени года и постараться найти их на полотне. В таком случае описание лета будет достаточно успешным. Например, описание подобной картины вкратце может выглядеть следующим образом: "На картине художника N перед нами предстает живописный пейзаж, запечатленный в знойную летнюю пору. Солнце находится в зените, поэтому можно сделать вывод о том, что сейчас полдень. Стоит спокойная погода, ветра нет, не двигаются. Яркие тона на поле подчеркивают, что сейчас июнь - самая сочная пора" и так далее.

Описание людей

Вторым по популярности заданием можно считать описание различных портретов. По сути, оно мало чем отличается от любого другого вида, но принцип здесь немного другой. Если требуется сделать пример можно рассмотреть в любом произведении классической литературы. Автор-профессионал легко «пробегается» по внешнему виду героя, рассматривая его одежду, лицо и останавливая внимание на каких-то отличительных чертах, что позволяет оживить повествование. Такой прием будет очень выигрышно смотреться в любой работе. Но необходимо иметь чувство меры, а именно - не зацикливать внимание на одной детали. Сама суть описания состоит в том, чтобы за минимально короткое время наиболее точно передать главные черты объекта.

Описание растений

Излюбленной темой многих художников является изображение растений, именно поэтому нередко приходится сталкиваться с проблемой их описания. Здесь следует обратить внимание на то, что, как правило, такие объекты небольшого размера, поэтому автор картины акцентирует внимание на деталях.

Описание цветов может служить ярким примером. Если картина - это натюрморт, то придется постараться, чтобы заметить все черты, которые передал художник. Капельки росы, сломанные тычинки или лепестки неправильной формы - все это те важные детали, которые передают настроение картины, и, следовательно, они должны быть отражены в описании. В общем и целом, кардинальных отличий нет. Единственное, на что следует обратить внимание, - это краски. Цвет растения может играть довольно значимую роль, поэтому необходимо обратиться к материалам, которые раскрывают значение цветовых символов.

Другие описания

Помимо пресловутых картин, еще одним типом заданий может явиться описание каникул. Наверное, каждый писал о том, как он провел их, непременно включая в свой рассказ описание лета. Здесь стоит обратить внимание на некоторые общие детали, которые ассоциируются с тем или иным временем года, тем, что легко представит себе любой. Тогда работа будет выглядеть очень выигрышно.

Заключение

Конечно, можно дать массу советов по поводу того, как нужно делать описание. Примеры не будут лишними, однако они могут оказаться При написании любых работ очень важен стиль. Его наличие в большинстве случаев может существенно помочь, даже если человек не владеет информацией. Заимствование чужих мыслей может привести к притуплению писательского таланта, который есть у каждого. А это, в свою очередь, чревато тем, что в старших классах или на экзаменах ученику будет трудно сконцентрироваться и правильно изложить свои мысли. Если ребенок самостоятельно способен выполнить описание того или иного объекта, значит, он не просто умеет правильно выражать свои мысли, но делает это уверенно и быстро. Бесспорно, этому нужно учиться, и здесь будет полезна лишь практика. Знать русский язык - это обязанность каждого гражданина России.

Июнь-Хлеборост . Пробудилась к началу лета природа и теперь наступает ее активный рост, поэтому и месяц называют - Хлеборост. Колосится рожь, сады наполняются бурно цветущей зеленью. Солнце поднимается высоко над небосклоном и начинает печь еще сильнее, день становится длинным, а вечер долгим и теплым.

Июнь: теплом окутывает землю

Описание природы лета в самом ее начале,в июне (I - II неделя) .
Пришло лето. Июнь. Природа летом цветет, поспевает, сады полны зелени, луга покрыты широким шлейфом зеленой травы. В небе неспешно парят, словно огромные корабли, тяжелые кучевые облака. И хотя месяц май под конец баловал теплыми и по-летнему жаркими днями, первые июньские дни нередко прохладные, порой дождливые. Огорчаться не стоит, ведь затяжная пасмурная погода в начале месяца ненадолго. Сухой антициклон принесет теплые ветра, а высоко стоящее в небе солнце обеспечит теплую и жаркую погоду. В июне температура воздуха умеренная без резких скачков и составляет в среднем +15 +17° C.

Лету нужно время, чтобы разгореться. Впереди еще долгие жаркие, знойные и просто теплые приятные деньки, когда солнце просыпается рано, а заходит очень не скоро, давая вволю нагуляться, прежде чем погрузиться в сумерки. А вот и солнце начинает припекать, наступают жаркие дни. Зелень вовсю цветет, одаривая съедобными травами. Небосклон голубой и чистый, время от времени проплывают по нему пушистые облака. Прогретый воздух источает аромат цветения.

И, вдруг, неожиданно, жаркое летнее солнце сменяют надвинувшиеся тучи. Небо стремительно темнеет. Ведь только что было солнце, а теперь его поглотила грозная тьма, надвигаясь фронтом, покрывает все живое во мрак. Природа настораживается, птицы затихают, лишь сильные порывы ветра с каждым разом усиливаясь, готовы сорвать ветви с макушек деревьев на своем пути.

Первыми залпами ударяет гром, и тут же, водой как из ведра, заряжает ливень. Неба не видно, лишь отблески молний с треском чередуются с раскатами грома. Гроза стихает так же неожиданно, как и началась. Небо светлеет, вспышки молний становятся реже, раскаты грома уходят в сторону. Проглядывают первые лучи солнца, ярко отражаясь в лужах. И снова жизнь летнего леса оживает, птицы радостно щебечут, животные выходят из укрытий. Тем временем в лесу, в самых потаенных темных местах появляются первые грибы.

Начало лета в народном календаре

"Ласточка утро начинает, а соловей вечер кончает "

В самом наступлении лета, издревна на Руси совершался уникальный обряд "крещение кукушки". После полного ухода зимы, холодных ветров и ненастий, надобно было задобрить летнюю природу на новые растительные силы, добрую погоду и на благородный урожай. В древней Руси описание лета с первых дней было так. Ранним утром в первое воскресенье лета русские девушки уходили в лес, чтобы найти траву ятрышник - ее называли кукушкины слезки, и затем, срывали, несли в избу, чтобы шить наряды, каждая для своей кукушки. Затем кукушек кумовали, встречаясь между собой, люди обнимались и целовались. Ведь породнясь друг с другом, став ближе, вместе они приближали к себе щедрость лета.

В июне всходит хлеб, не даром месяц июнь называли "хлеборостом". Всю первую декаду месяца на полях происходил активный сев, начиная с дней Фалалея-Огуречника и Олены, 2 и 3 июня, из названия которых видно, что в эти дни сажали огурцы, лен, запоздалую пшеницу, а также ячмень с гречихой. 7 июня появлялась тля, питающаяся соками растений, выделяя медвяные росы. К 11 июню на Федосью-Колесницу уже всходили колосья хлеба, к этому времени сажали бобы. С самого раннего рассвета до позднего заката люди трудились в поле, чтобы успеть до окончания сева, который приходился на вторую половину июня ко дню равноденствия.

Лето в русской поэзии

Лето… Одно из самых удивительных, красивых и ярких времен года. Летняя природа особенная, впечатляющая. У каждого лето ассоциируется с чем-то своим: звуками, запахами ощущениями. Это сочные луговые травы, аромат полевых цветов и даже сумрак, прохлада елового леса. Все природное великолепие лета нашло отражение в творчестве знаменитых русских поэтов. Они посвятили прекрасной поре огромное количество романтических, волнующих строк.

Настоящим гимном пробуждающейся природе является ода летнему утру Сергея Есенина. Его лето теплое, умытое серебристой росой, очаровательное в своем спокойствии. Эта восхитительная природная идиллия ежедневно разлетается с наступлением дня на осколки повседневных забот, чтобы следующим утром возродиться снова.

Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
"С добрым утром!"

Афанасий Фет в своем творчестве глубоко описывает природу летом, в частности, строки стихотворения «Я пришел к тебе с приветом…», вызывают ассоциацию со зрелостью чувств, взаимоотношений. Аллегоричность строк передает особую остроту жизни и смысловую наполненность через романтические чувства, легкость бытия и ауру беспечности.

Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;

Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришел я снова,
Что душа все так же счастью
И тебе служить готова;

Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь - но только песня зреет.

Лето бывает разным. Каждый видит его по-своему, испытывая порой смешанные и противоречивые, но неизменно сильные чувства.

Июнь: солнце идет на поворот

Описание летней природы июня (III - IV неделя) .
Продолжает цвести сирень, запах свежей травы разносится по округам. Летняя природа наполняет воздух растительными благовониями. Вот уже и тополь распустил пух в семенах, чтобы только дождаться легких порывов ветра, разносящих новую жизнь по округе. В лесу, в стоймах и водоемах разносится запах пряностей, уже не цветочный, а сладкий травный.

Вовсю поспевает зелень, а вот уже и земляника проклюнулась к концу месяца. А за ней уже и черника поспевает, только успевай собирать. В утренние часы слышен крик ласточек, днем в водоемах квакают лягушки, а вечер заканчивается колыбельной песней соловья. Это время описывает летнюю природу как самое благодатное теплое время года для работы в поле, вечерних прогулок и ночных посиделок у костра.

По парковым аллеям проносится легким ветром белая метель из тополиного пуха, эдакая зима в пушистых теплых снегах. Полянки покрыты белыми головками полчища одуванчиков, словно сотни маленьких астронавтов высадились на землю. Вот-вот ветер, покачивая одуванчики из стороны в сторону, сорвет семена в парашутиках и понесет восвояси. Слышен писк птенцов, доносящийся с крон деревьев, родители едва успевают прокормить прожорливых взрослеющих птенцов. Молодняк растет быстро, не заметишь, как уже выскочит из гнезда, раз-два и полетел.

Вторая половина месяца в народном календаре

"Солнце с Петра-поворота смягчает ход, месяц на прибыль идет"

В июне цветут самые разные растения, лекарственные травы, поднимается Иван-да-Марья, на каждом шагу подорожники, лютики, приглаживается теплыми ветрами Иван-Чай. Лесные опушки рассыпаются в сочных точках ягод. В лесу можно насобирать много спелой земляники, а чуть позже на кустиках повыше покраснеет и дикая клубника.

Наступает день 25 июня - точка солнцеворота. С этого времени солнце поворачивает в сторону сокращения дней. Теперь по утрам низко над землей траву покрывает холодная роса. Эту природную воду можно пить, потому что она очень чистая, собранная из осевших паров воздуха, летняя роса не содержит отложения солей. Под конец июня 29 числа приходит Тихон, и, действительно, солнце сокращает ход, да, и птицы стихают. Солнце медленно, неспешными шагами зависает на небосклоне. Только в тени укрытия лиственных деревьев есть спасение от нарастающих в силе раскаленных лучей. Лето переходит в жаркий июль.

Лето в русской живописи

Русские художники очень красочно и разнообразно передают картину летнего пейзажа. Здесь можно увидеть и величественные зеленые деревья, и колосящееся поле, и необыкновенное бирюзовое небо с легкими нежными белыми облаками.


(Картина Б. В. Щербакова "Июнь в Подмосковье")

Описание летней природы необыкновенно красочно представлено на картине Б. В. Щербакова "Июнь в Подмосковье", где изображена настоящая зелень леса. С переднего правого угла в глубину картины, извиваясь проложенным руслом, лежит ровная гладь реки. По обе её стороны стоят могущественные деревья, похоже, что это сосны в вперемешку с лиственными породами. Справа, почти у реки одиноко стоит стройная березка. На переднем плане слева - стога убранного сена. Верхнюю часть картины занимает чистое небо, на котором видны только пушистые белые облака.

Урок литературного чтения

Описание природы (словесный пейзаж). Эпитет.

по программе «Литературное чтение»

Учебные задачи:

· познакомиться с изобразительными средствами в лирическом стихотворении;

· развивать умения анализировать лирическое стихотворение, понимать замысел поэта, находить авторские приемы создания словесного пейзажа;

· формировать умение осознанно, грамотно, выразительно читать лирическое стихотворение.

Время проведения : 2 четверть.

Возраст учащихся : 3 класс .

Количество часов: 2 часа.

Материал учебника: 3 класс, 2 книга, с. 50-51.

Для работы по творчеству можно использовать портрет писателя, а также небольшую биографическую справку о нем.

УЧИТЕЛЬ. Читая разные произведения в учебнике и других книжках, тебе не раз приходилось встречаться с описаниями природы. Вспомни, какие замечательные авторы (писатели и поэты) являются мастерами словесного пейзажа . Назови имена авторов, чьи описания природы тебе запомнились!

УЧИТЕЛЬ. Давай уточним, что такое словесный пейзаж. Выскажи свою версию и своему соседу. А затем посмотри, как определяется понятие «словесный пейзаж» в Словарике читателя в конце учебника. Перенеси это определение в свою тетрадь.

Пейзаж – описание природы, т. е. словесное изображение какого-либо явления действительности путём перечисления его характерных признаков.

данном случае дано более развернутое определение понятия, чем в учебнике «Литературное чтение». В работе с детьми можете воспользоваться им).


УЧИТЕЛЬ. Сегодня мы познакомимся с одним из стихотворений Ивана Алексеевича Бунина. Познакомься с текстом стихотворения . Когда будешь читать произведение, подумай, с каким настроением автор описывает природу.

На доске появляется запись: С каким настроением рассказывает автор об осени? Опиши авторское настроение !

Листопад

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Берёзы жёлтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, ёлочки темнеют,

А между клёнами синеют

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И осень тихою вдовой

Сегодня на пустой поляне,

Среди широкого двора,

Воздушной паутины ткани

Блестят, как сеть из серебра.

Сегодня целый день играет

В дворе последний мотылёк

И, точно белый лепесток,

На паутине замирает,

Пригретый солнечным теплом;

Сегодня так светло кругом,

Такое мёртвое молчанье

В лесу и в синей вышине,

Что можно в этой тишине

Расслышать листика шуршанье.

УЧИТЕЛЬ. Как ты думаешь, часто ли меняется настроение? Найди те фрагменты стихотворения, в которых тебе хотелось изменить интонацию во время чтения. Выдели эти слова и выражения в тексте.

(Ученики берут карандаши и делают выделения в тексте согласно предложенному заданию.)

*** Выделены фрагменты текста, в которых происходит смена настроения. Они указаны в самом стихотворении синим цветом. Именно так предлагают выделить строки сами ученики 3 класса.)

КОММЕНТАРИЙ. Поэт удивительно тонко чувствует состояние осенней природы. Он создаёт яркую, точную картину золотой осени. Вначале (в 1 строфе) звучат интонации восхищения, искреннего любования этой картиной: здесь столько красок, что нельзя взгляда оторвать!

Начиная со 2 строфы, автор детально выписывает каждый штрих осени. Он наблюдает за осенним лесом, и то, что видят его глаза, запечатлевается в этой строфе. Чувство восхищения природой не покидает его и здесь. В конце строфы стихотворение звучит более спокойно, размеренно, умиротворённо , поскольку поэт говорит о том, что осень полностью ступает в свои владения.

То, что описывается в 3 строфе, происходит в настоящем времени. Герой, который оказывается очевидцем осенних «событий» (их можно назвать!), наслаждается красками преображающегося леса и звуками, которые дарит ему осень. В этой строфе звучит нотки умиротворения, блаженства, спокойствия .

Наконец, 4 строфа, которая перекликается с 1, закольцовывает текст. И опять поэт с чувством восхищения, даже благоговения описывает природу, передаёт своё внутреннее состояние. Его зачаровывает осенний лес, он немеет от красоты и множества ярких оттенков осени.

УЧИТЕЛЬ. Вы на предыдущих уроках познакомились с новым изобразительным средством языка. (Ученики называют сравнение, вспоминают, с какой целью авторы используют это средство для создания образа). Найди сравнения в этом стихотворении. Выдели их в тексте. Прочитай найденные тобой строки.

(Ученики берут карандаши и делают выделения в тексте согласно предложенному заданию. Затем зачитывают указанные в тексте фрагменты.)


Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Берёзы жёлтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, ёлочки темнеют,

А между клёнами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И осень тихою вдовой

Вступает в пёстрый терем свой.

Сегодня на пустой поляне,

Среди широкого двора,

Воздушной паутины ткани

Блестят, как сеть из серебра.

Сегодня целый день играет

В дворе последний мотылёк

И, точно белый лепесток,

На паутине замирает,

Пригретый солнечным теплом;

Сегодня так светло кругом,

Такое мёртвое молчанье

В лесу и в синей вышине,

Что можно в этой тишине

Расслышать листика шуршанье.

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Заворожённый тишиной...

КОММЕНТАРИЙ. В этом стихотворении мастерски использует сравнения для создания осенено пейзажа. Ученики постепенно, шаг за шагом, находят каждое сравнение и поясняют: какой предмет сравнивается? На каком основании происходит сравнение с другим предметом? Например: «Лес, точно терем расписной…» В этой фразе осенний лес неслучайно сравнивается с теремом.

Терем – верхний жилой ярус хором (древнерусских больших жилых домов), сооружавшийся над сенями). Терем – самая яркая, верхняя часть дома, которую можно было увидеть издалека. Поэтому и осенний лес сравнивается с теремом на том основании, что его красота бросается в глаза человеку. Осенний лес в пору золотой осени, обладающий всеми красками, поистине царское зрелище. Им, как теремом, любуются, восхищаются.

Ученики обязательно поясняют природу сходства указанных предметов, в диалоге проясняют то, что не совсем понятно после первого прочтения.

УЧИТЕЛЬ. А теперь найди в 1 строфе самые яркие определения-признаки , с помощью которых автор описывает осенний лес. Выдели их. Обязательно проверь себя, советуясь с ребятами и учителем.

На доске появляется запись: Найти в 1 строфе определения-признаки . С какой целью использует их поэт в стихотворении?

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный ,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

КОММЕНТАРИЙ. Слова расписной, лиловый, золотой, багряный, весёлый, пёстрый – это признаки, которые создают яркий образ осеннего леса. Такие определения придают стихотворению живость, эмоциональность, выразительность.

В речь ученика начальной школы активно входят прилагательные, поэтому обращение к новому изобразительному средству языка – эпитету , выделению его в тексте, умение любоваться точным, удачно найденным словом становится уместным и значимым в развитии эмоционально-речевой сферы личности читателя.

УЧИТЕЛЬ. А почему терем расписной ? Попробуйте дать свой ответ. (Ученики предлагают свои версии. Затем обсуждают их.)

Послушайте ответ, который на этот вопрос дал другой ученик 3-го класса. Обсудите его с ребятами в группе! Согласны ли вы с мнением ученика?

(Ученики обсуждают ответ ученика: приводят доказательства своих обсуждений.)

УЧИТЕЛЬ. А теперь поясните, как вы понимаете значение каждого определения. Чтобы проверить себя, обращайтесь к толковому словарю.

Что значит «лиловый»?

Что значит «багряный»?

Что значит слово «золотой»?

На какой вопрос отвечают все три слова: расписной, лиловый, багряный?

(Ученики поясняют значение слов, отвечают на вопросы.)

*** Расписной – расписанный кистью, живописью, красками; пестрый.

Лиловый – светло-фиолетовый, сиреневый; смесь цветов розового и голубого, голубоватый, ало-голубой.

Багряный – багровый, красный.

УЧИТЕЛЬ. В этом стихотворении Иван Алексеевич Бунин использовал особое изобразительное средство – художественное определение (эпитет). А ученики одного третьего класса придумали такую модель, которая отражает признаки эпитета. Правы ли они? Рассмотри Модель эпитета и загляни в Словарик читателя .

*** Ученики высказывают свои суждения, преобразовывают модель, могут составить свою. Только это сделать лучше вначале, перед показом данной модели.

УЧИТЕЛЬ. Вы познакомились с новым изобразительным средством – эпитетом. Оно помогает авторам создавать образы природы. Каждый из вас теперь, надеюсь, сможет создавать свои тексты, в которых расскажет о природе, своём отношении к ней. Что же такое эпитет? Дайте своё определение. Запишите его в тетради.

Эпитет – художественное, красочное определение, придающее тексту живость, эмоциональность, выразительность.

Изобразительные средства – это средства языка, основанные на особых приёмах употребления слова, помогающие автору создавать образы в произведениях.

Лирическое стихотворение – это произведение, в котором изображается состояние души, переживания героя, приобретающие признаки художественного образа.

УЧИТЕЛЬ. Я думаю, пора каждому из вас попробовать написать творческую работу! Заполни пустые места в рассказе. Впиши слова, выражающие твоё (авторское) отношение к событиям. Прочти свое сочинение в классе, обсуди его с ребятами.

Очень____________________история

Третий день, как за окном идёт ________________ дождь. Он как будто __________________, что ночью________________________, и к ночи_______________ ещё больше. ______________________без перерыва.

В первый день, когда на улице появляются _____________________зонтики, из окна казалось, что улица___________________. Было_______________и______________ настроение. И лица у всех были такие, что сразу подумаешь: «___________________________». А ___________________дождь ___________________. И сейчас на улице___________________, как во время_____________________. А ___________________дождь стучит и________________.

УЧИТЕЛЬ. Какие изобразительные средства помогли тебе дополнить этот текст? Приведи примеры, поясни свою точку зрения.

Дополнительный материал к урокам по данной теме

УЧИТЕЛЬ. Вам известно замечательное стихотворение об осени «Листопад». В нём автор создал яркий, незабываемый образ этого времени года. Я предлагаю обратиться к произведениям других видов искусств. Это живописные картины художников, которые представляют образы осенней природы. Рассмотрите их внимательно!

3. Текст о жанре живописи

Образы в живописи

Пленэром (в переводе с французского «открытый воздух») называют натурные пейзажи, создаваемые непосредственно на природе. Плэнер позволяет проследить изменения окружающей среды в разное время суток, в зависимости от погоды, света, времени года и найти новые художественные средства выражения различных состояний природы.

Если бы меня вдруг спросили, как правильно описывать природу в фиках, да еще в фэнтезийных, я бы недоуменно пожала плечами. А вот на вопрос, как ты описываешь ее, матушку, я бы ответила - вот так, как напишу ниже. Поэтому я не беру на себя важности рассмотрения всех возможных вариантов, отмечу лишь те, которыми пользуюсь я. Сразу надо взять в расчет, что среди нас мало Пришвиных с Паустовскими, не говоря уже про Тургеневых с их охотничьими записками, и все же у природы нет плохой погоды, а вот без природы фик явно что-то теряет. Давайте подумаем, почему: 1) Да потому что все мы дети природы и живем в ней, даже если за окном не проглядывает и деревца. Ведь природа это все: небо, солнце и вода, а с ними, родными, обязательно соприкасаются наши герои. 2) Потому что описание природы - это красиво, если подобрать правильные эпитеты и вообще уметь правильно взглянуть на окружающий нас мир. 3) Потому что словами мы пытаемся создать перед мысленным взором читателя картинку, а в этой картинке, как на фотографии, всегда есть задний план - и в большинстве случаев - это природа. 4) Потому что в фиках мы пытаемся раскрыть чувства героев, а сравнение с природой помогают нам лучше передать переживания. Вспомните только с уроков литературы бедного князя Болконского с его дубом! 5) И так далее и тому подобное… Каждый из нас может написать еще энное количество особо значимых лично для него пунктов. И это хорошо. Значит - описание природы действительно нужно. Теперь перейду к своему пониманию необходимости природы, а именно где и когда я включаю свои описания. Чтобы далеко не уходить от заявки, то сразу опишу необходимость описаний природы в фэнтези. В данном жанре мы знакомим читателя с вымышленным миром и, как ребенку, объясняем ему нашу фантазию по средствам сравнения с окружающей нас реальностью. Типа, вот у нас небо голубое, а у них фиолетово-розовое будто бы при закате. Картинка в мозгу кликнула - пассаж удался. Или же мы описываем мир, который очень похож на тот, в котором мы живем, тогда описаниями природы мы подтверждаем данный факт. Вообще природа в фэнтези необходима для погружения читателя в новый, неизвестный ему мир. Итак, отсюда сразу выводим пунктик описательного характера: 1) Описание природы создает картинку перед глазами, поэтому тут важно не растекаться мыслию по древу, а сразу найти тот дуб, который в картинке стоит на переднем плане. Тут иногда достаточно описать цвет неба, количество деревьев на заднем плане и состояние травы на данный момент. Не-пришвинский читатель от более подробного описания устает. Но искушенного читателя можно именно тут убить наповал богатством языка, который открывается в описательной части природы - паутинка дрожала словно тонкая шаль на плечах девушки… Или лучше как у Есенина - словно я весенней гулкой ранью проскакал на розовом коне… Откуда взялся розовый конь, спросите вы? Да, многие критики сначала считали, что просто для ритма и рифмы, то есть красивого словца, а оказалось, что белый конь на заре действительно розовый, но только наблюдательный глаз поэта поймал его и облек в слова. Посему для хороших описаний нужен не только богатый язык, но и наблюдательность - можно бродить по улицам и фоткать, а можно просто сохранять в альбом понравившиеся фотографии природы, найденные в интернете, и потом, как в школе, писать сочинение с картинки. Так, пора ставить точку, потому что о картинках можно говорить вечно. 2) Пункт второй мне очень близок - я пытаюсь природой усилить драматизм повествования, то есть в работу идут сравнения двух видов: - природа страдает или радуется вместе с героем. Типа, по Розенбауму, “загрустила дождями природа”. Тут опишем хмурое небо и хмурое лицо, стекающие по щекам дождинки вперемешку со слезами, и вот читатель плачет вместе с героем, ведь ему сочувствует сама природа. - природе наплевать, то есть герой рыдает, а на дворе смеются солнечные зайчики. Такое очень даже уместно, когда герои не поняты миром - ни людям, ни природе нет до них дела. И все же иногда контраст тоже показывает глубину переживаний. Типа, ему бы сейчас скакать с воробьями по весенним лужам, а у него нет даже сил поднять ногу, чтобы перешагнуть эту самую лужу. 3) Пункт - рефлексивный. Герой сидит и смотрит на природу, как тот самый князь Андрей. Вот я тоже покрылся коркой и устал от жизни - красивый сверху и трухлявый внутри. Отлично - вот и место действия и состояние героя. Ну как-то так. Быть может, не совсем, что хотел автор, но я попыталась написать драблл. Если кому-то понравится, я с удовольствием разовью каждый пункт. Пока это так, мозговая атака по теме заявки. Всем спасибо за прочтение! И хорошей погоды в ваших фиках!

Музыка для счастья – нежная гитара

Первый аккорд – легкий, дуновение ветра, едва-едва пальцы касаются струн. Исчезающе тихий звук, ми-минор, проще и нет ничего...
Первая снежинка – легкая, полупрозрачная, несомая почти неощутимым ветром. Она – предвестница снегопада, разведчица, первой спустившаяся к земле...

Второй аккорд – ловко переставленны пальцы левой руки, правая уверенно и мягко ведет по струнам. Вниз, вниз, вверх – просто и дает самый простой звук. Готовится не метель и не шторм – всего лишь снегопад. Ничего сложного в нем быть не может. Снежинки начинают лететь чаще – передовые отряды основных сил, сверкающие ледяные звездочки.

Дальше аккорды сменяют друг друга тягуче и ласково, так, что ухо почти не замечает перехода от одного звука к другому. Перехода, который всегда звучит резко. Вместо боя – перебор. Восьмерка. Вступление отыграно и пусть это не инструментал, который звучит торжествующе и радостно во время летнего ливня или тягуче и завораживающе в метель, пусть это всего лишь сложенные вместе аккорды музыка удивительно подходит снегу за окном, белым бабочкам зимы, ледяным крохотным звездам, которые все танцуют, танцуют свой танец в ночном небе...

В музыку вплетается пение – тихое, слова не различимы, ускользают от восприятия, мешаются с снегопадом и мерным, естественным стуком сердца. Четкий ритм и спокойная сила звучат в них. Нет конца у песни, она просто мягко сплетается с танцем снежинок и незаметно уходит, оставляя небо и снег наедине...
Холод и тьма скрадывают звуки и движения, примиряют город с зимой...

А Повелитель Снегопада, отыгравший на одной из крыш свою партию, мягко убирает в чехол свою гитару, властную над стихиями. На плечах и на волосах его снег, вспыхивают и гаснут рыжие веселые искры – снежинки отражают свет далеких огней. В окнах дома напротив – свет. Там люди, которые не знают, как плетут кружево стихий...

Лестница – обычная лестница девятиэтажного дома. Двери, вечно занятый кем-то лифт, тусклый свет лампочки на площадке... Повелитель Снегопада идет пешком, придерживая гитару, тихо и медленно ступая по ступенькам. С девятого этажа на первый, осторожно, чтобы не потревожить теплое чувство расслабленного довечивого счастья, каждый раз приходящего после выполненной игры...
И привычно-злой вопрос открывшей дверь матери:
– Когда ты уже перестанешь играть в свои игры и начнешь наконец думать?
Бьет по открытой душе как ножом. Подламываются мягкие снежные крылья, данные исполнением настоящего и остается только непонимание и обида.
За что же она бьет по самому больному? За что?..

Ночью гулял по городу дикий ветер, перемешанный со снегом. Ломал ветви деревьев, рвал провода, заметал дороги...
Это снова пела гитара Повелителя Снегопада.