Украшения. Аксессуары. Дизайн ногтей. Цвета. Нанесение. Ногти

Теоретические аспекты социально-культурной деятельности. Специфика организации социально-культурной деятельности Перечислить учреждения и организации социально культурной сферы

1. санаторно-курортные, спортивно-оздоровительные, туристско- экскурсионные центы

4. парки культуры и отдыха

5. концертно-зрелищные организации

6. библиотеки

Социальная политика направлена на создание наиболее благоприятных, оптимальных условий для отдыха, для развития духовных и творческих способностей людей.

Этим целям подчинена и СК работа с отдыхающими здравниц (курортов, санаториев, домов и баз отдыха, профилакториев) и туристами (на турбазах, теплоходах).

Отличительной чертой организации досуга в санаторно-курортных, спортивно-оздоровительных, туристско-экскурсионных центрах является организация отдыха, укрепление здоровья, духовное обогащении и всестороннее развитие личности.

Отдыхающие в здравницах и на турбазах различаются по возрасту, национальности, профессии, социальному положению, образованию. Все это, а также ограниченность пребывания в здравнице или туристском маршруте ведет к тому, что и возникающая здесь досуговая общность носит преходящий характер, и не всегда отличается сплоченностью.

Информационно-развивающая просветительная функция досуговой деятельности ставит целью санитарное просвещение, направленное на обучение людей способам профилактики заболеваний и укрепление здоровья, привитие навыков активного отдыха и физической культуры, ознакомления с лечебными возможностями здравниц.

Коммуникативная – функция организации общения отдыхающих для обсуждения актуальных вопросов и тем, непринужденного обмена информацией о текущих событиях, профессии, образе жизни, интересах и увлечениях- также бесспорно, помогает сплочению досуговой общности.

Рекреативная – максимально способствует полноценному отдыху людей, восстановлению их физических и духовных сил, организацию активных досуговых занятий, обеспечивающих смену впечатлений, плюс эмоциональный настрой, снятие напряжения и усталости.

В досуговых программах для отдыхающих все эти функции тесно связаны между собой, дополняют друг друга.

По своей направленности содержание досуга в здравницах и туристических учреждениях включает в себя:

  • концертно-зрелищное и кинообслуживание – это проведение концертов и спектаклей профессиональных и самодеятельных коллективов, смотров, фестивалей и конкурсов, просмотр кино и телефильмов.
  • Библиотечную работу – подбор изданий краеведческого профиля: справочников, путеводителей, книг о природе культуре края; организация литературных вечеров, обзор и анализ книг, книжные выставки.
  • Театральные и спортивные праздники; организация тематических вечеров, дискотек, игровых конкурсов и т.д.

Особой популярностью пользуются экскурсии.

В работе с очередным потоком отдыхающих велика роль хорошо продуманной и поставленной рекламы. О предстоящих мероприятиях, экскурсиях. Отдыхающие вправе рассчитывать на знакомство с составом культорганизаторов. Эта информация помогает каждому удовлетворять свои потребности, выбрать форму досуговой деятельности и найти соответствующих партнеров.

По своей направленности клубные структуры – это СКИ, где реализуется профессиональная деятельность специалистов в области организации досуга.

Клуб – рассматривается с 2-х позиций.

1. Как клубное учреждение подведомственное министерству культуры, и другим ведомствам и организациям, живущим по установленным государством правовым нормам.

2. Как добровольное объединение людей в целях общения, связанного с различными интересами.

Структурные единицы клуба, как учреждения являются творческие студии, любительские объединения, коллективы художественной самодеятельности и технического творчества, клубы по интересам.

Ведущее место в функционировании клубного учреждения занимает комплекс задач, связанный с проблемами культурной самореализации, проявления социальной активности и инициативы личности.

Музеи - научно-исследовательские и научно-просветительные учреждения, занимающиеся комплектованием, хранением, изучением и популяризацией документов и памятников истории, материальной и духовной культуры.

Музеи бывают – исторические

Научно-технические

Мемориальные

Художественные

Литературные

Музеи прикладного искусства

Краеведческие музеи древнего зодчества

Музейные комплексы под открытым небом

Парки культуры и отдыха - это социально-культурные институты, главными функциями которых является организация массового отдыха и развлечений, проведение информационно-просветительной и физически-оздоровительной работы с населением.

Парки различают - массовые-детские

Лесопарки

Природные парки-заповедники

Ботанические парки и зоопарки

Спортивные парки и гидропарки

Зоны отдыха (парковые зоны и сектора)

Парковые зоны и парки: Площадка для массовых представлений с эстрадами, зона аттракционов, детский городок, танцевальная площадка. Спортивный сектор, закрытые сооружения (комната смеха и т.д.), зеленый парковый массив, водоёмы, торговые павильоны, службы питания, подсобные помещения.

Концертно-зрелищные учреждения культуры (УК) - включают в себя театры, концертные организации, спортивно-зрелищные комплексы, цирки, кинотеатры. Они ориентированы на демонстрацию образцов ценностей культуры.

Все они не существуют вне аудитории, вне непосредственного контакта с ней исключение составляет кино, где такой контакт опосредован техническими средствами, позволяющими тиражировать творческий результат. Это делает массово доступной кинопродукцию, в то время, как театр, спектакль, концерт, спорт, зрелище представляет собой индивидуальные события.

Библиотеки - самостоятельные учреждения культуры, где собираются, хранятся фонды печатной продукции, производится ее специальная обработка, распространение и организация использования в обществе.

- массовые

- специфические

Для массовых библиотек основным являются не книжные фонды как таковые, а их использование читателем, т.е. они не несут так называемой мемориальной функции – не хранят обязательный экземпляр печатной продукции, подлинных, универсальных документов.

Отсюда большая значимость блока функции социализации, направленных на образование, разностороннее информирование. Создание условий для саморазвития человека, его самообразования.

Вывод: социально-культурные институты организуют и координируют деятельность людей в социально-культурной сфере. Посредством управления процессами сохранения, трансляции, освоения и развития культурных ценностей.

1.Жарова Л.С. Деятельноть учреждений культуры: Учеб. пособие. – М.: МГУКИ, 2000.

2.Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: Учебное пособие. – М., 1995.

3.Новаторов В.Е. Культурно-досуговая деятельность: Словарь-справоч-ник. – Омск, 1992.

4.Первушина, О.В. Социально-культурная деятельность (теорет. основы): Учеб. пособие. – Барнаул, 2002.

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите основные типы учреждений социально-культурной сферы.

2. Раскройте понятия клуба, музея, библиотеки, парка культуры и отдыха.

3. Раскройте содержание деятельности основных типов учреждений культуры.

ТЕМА 1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ И ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО СЕРВИСА

1.2. Отрасли и предприятия социально-культурной сферы

В экономической литературе выделен ряд структур социально-культурной сферы.

По характеру деятельности выделяются:

Отрасли духовно-созидательной деятельности (наука, искусство);
- отрасли исполнительской деятельности (образование, здравоохранение, физическая культура);
- отрасли деятельности по созданию социальных условий существования общества (политическое и государственное управление, охрана порядка, оборона) 8 .

По характеру удовлетворяемых потребностей различают:

Социально-бытовой сектор (торговля, общественное питание, бытовое обслуживание, жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт, связь и т. п.);
- сектор социально-культурных услуг (просвещение, образование, искусство, здравоохранение, физкультура);
- сектор деловых услуг (юридических, информационных, финансовых, технический сервис и т. д.).

По выполняемым функциям выделяются:

Отрасли, влияющие на становление и развитие личности (образование, наука);
- отрасли, обеспечивающие сохранение здоровья, увеличение продолжительности жизни (здравоохранение, социальное обеспечение);
- отрасли, обеспечивающие проведение досуга и отдыха (туризм, санаторно-курортные услуги);
- отрасли, производящие материальные услуги (коммунально - бытовые, торговые и т. д.).9

В понимании состава и структуры социально-культурной сферы нет единства. Ее теоретические определения в ряде случаев не совпадают со статистическими выкладками по отраслевой структуре хозяйства.

Ниже дается один из вариантов отраслевой структуры социально-культурной сферы с указанием основных видов предприятий каждой отрасли. При этом используется наиболее широкий подход к границам социально-культурной сферы и структуре ее отраслей.

Образование и воспитание: учреждения общего образования (школы и интернаты); учреждения профессионально-технического образования; высшие и средние специальные учебные заведения; учреждения по переподготовке и повышению квалификации кадров; школы, обучающие обработке информации; библиотеки; учреждения дошкольного воспитания.

Здравоохранение: клиники, больницы, дома сестринского ухода, консультации, поликлиники, амбулатории, фельдшерско-акушерские пункты, родильные дома, санатории, хосписы.

Индустрия туризма: турфирмы; национальные туристские администрации; предприятия размещения; рекреационные базы; транспортные предприятия, специализирующиеся на обслуживании туристов; предприятия, производящие товары для туризма.

Индустрия развлечений: учреждения культуры и искусства (театры, музеи, оркестры, музыкальные группы, антрепренерские и концертные организации), дискотеки, игротеки, выставки и ярмарки, ботанические сады и зоопарки, клубы отдыха, организации клубного типа.

Индустрия питания: рестораны, кафе, столовые, бары.

Физическая культура и спорт: спортивные базы, гимнастические и спортивные клубы, спортивные ассоциации.

Бытовые услуги: предприятия по ремонту и индивидуальному пошиву одежды и обуви, ремонту бытовой техники, изготовлению металлоизделий, ремонту и техническому обслуживанию автомототранспортных средств, ремонту и изготовлению мебели, химической чистке и крашению, ремонту и строительству жилья и других построек, предприятия транспортно-экспедиторских услуг, прачечные, фотографии, бани и душевые, парикмахерские, предприятия проката, ритуальных услуг.

Жилищно-коммунальные услуги: предприятия жилищного хозяйства (ЖКК, ЖКО и т. п.); предприятия коммунального хозяйства; предприятия пассажирского транспорта (автобазы, транспортные кооперативы и т. п).

Юридические услуги: юридические консультации, суды, адвокатские конторы.

Научно-исследовательские услуги: научно-исследовательские организации, конструкторские бюро, проектные и проектно-изыскательские организации, опытные заводы, ВУЗы.

Консультационные услуги: консалтинговые фирмы, технопарки.

Финансовые услуги: банки, пункты обмена валюты, организации по страхованию, аудиторские фирмы.

Радио- и телевещание: телестудии, комитеты по радиовещанию, студии звукозаписи.

Издательское дело, журналистика: типографии, издательства, газеты.

Социальная служба: службы профессиональной реабилитации, воспитательные дома, собесы, приюты.

Связь: учреждения связи и их подразделения, обслуживающие население.

Военно-полицейский аппарат: комиссариаты, органы и службы охраны порядка, исправительно-трудовые учреждения.

Развернутой общедоступной статистики объемов производства указанных отраслей не существует. Имеются данные по отдельным отраслям и отдельным аспектам деятельности социально-культурной сферы размерам производства. Один из аспектов - структура платных услуг важнейших отраслей социально-культурной сферы. В середине 90-х гг. она характеризовалась следующими данными (табл. 3).

Таблица 3

Структура объема платных услуг населению России 1994 г., в % 10

В Томской области в 1998 г. 11 структура платных услуг характеризова-лась следующими данными: бытовые услуги составили 25,7% от объема всех оказанных услуг; пассажирские - 25,1%; услуги связи - 10,4%; жилищно-коммунальные - 17,7%; по содержанию детей в дошкольных учреждениях - 4,6%; учреждений культуры - 1,0%; туристско-экскурсионные - 0,8%; физической культуры и спорта - 0,2%; медицинские - 2,2%; санаторно-оздоровительные - 0,8 %; правового характера и банковских учреждений - 7,5 %; другие - 4,0 %.

Абсолютный объем платных услуг населению России за 90-е гг. резко упал. В 1994 г. он составил 22,4 млрд. руб., или 30%, по отношению к объему 1990 г. Это связано прежде всего с тем, что падение уровня доходов в первую очередь сказывается на спросе населения на услуги. Аналогичный индекс за те же годы по продуктам питания - 84%, по непродовольственным товарам - 102%, по алкогольным напиткам - 118% 12 . В 1996 г. объем платных услуг населению России еще более уменьшился и составил 20,0 млрд. руб. 13 В Томской области в 1998 г. объем платных услуг населению составил 33,5% по отношению к 1991 г. 14

Составляющие ресурсной базы организаций социально-культурной деятельности. Информационно-методический центр Комитета по культуре Ленинградской области. Книжные магазины "Буквоед" и "Дом книги". Районная библиотека (на примере "Центра деловой книги").

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Описание элементов ресурсной базы социально-культурной сферы: нормативно-правового, кадрового, финансового, материально-технического, информационно-методического, природного. Понятие благотворительной деятельности, спонсорства и коммерциализации.

    контрольная работа , добавлен 21.11.2010

    Основные подходы к рационализации и повышению эффективности деятельности предприятий социально-культурной сферы. Реализация программы по повышению эффективности деятельности учреждений и организаций социально-культурной сферы на примере ОАО "Горизонт".

    реферат , добавлен 27.11.2012

    Принципы и функции социально-культурной деятельности общественных организаций в Российской Федерации. Анализ основной сферы деятельности и опыта работы общественной организации на примере Совета общественного самоуправления микрорайона "Карпинский".

    курсовая работа , добавлен 19.11.2010

    Определение сущности и содержания социально-культурной реабилитации, её нормативно-правовая база. Деятельность учреждений и организаций с лицами с ограниченными возможностями. Краткий анализ социальной работы в центре для несовершеннолетних в Орле.

    курсовая работа , добавлен 30.01.2014

    Массив правовых и организационно-технологических документов и инструктивной информации, определяющий организационный порядок подготовки и проведения социально-культурной деятельности. Финансовый, материально-технический и морально-этический ресурсы.

    презентация , добавлен 29.05.2012

    Основные понятия современной социально-культурной деятельности. Общественно-добровольное формирования, фонд, движения и учреждения и их роль в развитии социально-культурной сферы. Особенности социализации детей и подростков в культурно-досуговой сфере.

    реферат , добавлен 11.09.2014

    История и теоретические основы социально-культурной деятельности, ее закономерности, представление об основных сферах ее реализации. Характеристика основных ее субъектов, ресурсной базы. Содержание и функции современных социально-культурных технологий.

    учебное пособие , добавлен 10.12.2010

Ресурсная база социально-культурной деятельности

Социально-культурную деятельность можно представить в виде организации ресурсов для выполнения целей и задач, достижения конкретных результатов.

Социально-культурные институты классифицируют по самодостаточности ресурсного обеспечения.

Существуют разные виды ресурсов, характеризующих ресурсную базу:

  • нормативный ресурс – совокупность организационно-технологических и нормативных документов, инструктивной информации, предопределяющая порядок подготовки и осуществления социокультурной деятельности;
  • кадровый, или интеллектуальный ресурс – номенклатура специалистов, технического и вспомогательного персонала, созданная по интеллектуальному и профессиональному уровню, соответствующих функциям организации и гарантирующих производство качественных культурных услуг и благ;
  • материально-технический ресурс – содержит имущество, специальное оборудование, инвентарь для производства, использования культурного продукта, создания необходимой среды для предоставления досуговой, культурной, просветительской деятельности; недвижимость, обеспечивающую деятельность объектов культурного назначения;
  • финансовый ресурс – включает бюджетное и внебюджетное финансирование;
  • социально-демографический ресурс – совокупность физических лиц, которые проживают на конкретной территории (поселок, город, микрорайон), отличающиеся по этническим, социальным, возрастным, профессиональным и другим признакам;
  • информационно-методический ресурс – включает все средства и способы информационно-методического, организационно-методического обеспечения, повышения квалификации и переподготовки кадров в сфере социально-культурной деятельности;
  • морально-этический ресурс – способствует реализации норм, требований, принципов, определяющих согласованность норм общения, профессионально-нравственных позиций, поведения участников деятельности в социокультурной сфере, базирующихся на доброй воле и совпадении интересов.

Типология объектов социально-культурной сферы

В современном мире широко применяется матрица, сопоставляющая социально-экономическое положение объектов культуры и механизмы развертывания профильной и коммерческой деятельности . Матрица позволяет создать типологию объектов социокультурной сферы, зависящих от их экономического статуса:

  1. Объекты сферы социально-культурной деятельности федерального и государственного назначения (музеи, театры, творческие коллективы, заповедники и др.), представляющие общенациональное культурное достояние. Пользуются финансовой поддержкой как государственных, так и негосударственных организаций, могут предоставлять услуги высокой стоимости.
  2. Объекты сферы социально-культурной деятельности регионального назначения, находящиеся на бюджетном финансировании (полном или частичном). Характерны: неустойчивое экономическое и хозяйственное положение, слабая материально-техническая база, формально существующий (или отсутствующий) расчетный счет в банке, нестабильное положение, текучесть кадров.
  3. Учреждения и организации, нуждающиеся в больших инвестициях со стороны ресурсодержателей (муниципальных органов, доноров, спонсоров и меценатов) в свои программы и проекты. Характерны: использование различных форм собственности, свобода выбора финансирования, видов культурной деятельности.
  4. Отраслевые учреждения и организации, пребывающие на полной или частичной самоокупаемости. Характерны: активная хозяйственная позиция, самостоятельность в выборе видов культурной деятельности и досугового обслуживания, инвестирование своего развития, внешних программ и проектов.

Замечание 1

Социально-экономический статус объекта культуры, искусства, образования, досуга, спорта является результатом взаимопроникновения и пересечения ряда характерных параметров, расширяющих представление об объекте как о специфическом социальном институте культуры современного региона.

Классификация социально-культурных институтов, основанная на особенностях их ресурсной базы

В зависимости от характера использования и назначения ресурсной базы социально-культурные институты делят на:

  • однопрофильные, предоставляющие разнообразие культурной деятельности на основе одного вида, жанра, направления, формы культуры, искусства, досуга, спорта и т.д.;
  • многопрофильные, предусматривающие развитие разных направлений деятельности одновременно – социокультурной, досуговой, просветительской;
  • прокатные, или посреднические, обеспечивающие проведение на своей базе мероприятий общественно-политического и культурного назначения.

Согласно программно-целевому принципу материально-технического и финансового обеспечения предусмотрено целевое использование ресурсной базы институтов социокультурной сферы.

Основные организационно-правовые субъекты социально-культурной сферы – учреждения. Учреждения, как и иные некоммерческие организации, появились в ответ на неспособность коммерческих структур удовлетворить совокупный общественный спрос на социальные общественные блага (образование, науку, здравоохранение, культуру и т.д.). Территориальный признак учитывает количество учреждений по месту их расположения в масштабе района, города, области, края и т.д.

Под системой учреждений социально-культурной сферы понимается вся совокупность социально-культурных, досуговых учреждений, действующих в пределах того или иного территориального образования.

Под сетью учреждений социальной-культурной сферы понимается объединение (сеть библиотек, сеть клубов…), в основу которого положен территориальный или ведомственный признак.

Ведомственный признак учитывает численность учреждений по их подчиненности, по финансированию:

Государственные и муниципальные (местный бюджет);

Общественные (профсоюзные, различных обществ);

– коммерческие и -частные (ЧП и др.);

Ведомственные (Дом Учителя, ДОРА и т.д.)

До 1917 г. Сеть КДУ была развита слабо.Её развитием занималось не правительство, а российские просветители (Радищев, Фонвизин и др., конец 18 века) Это были библиотеки, музеи, театры как формы внешкольного образования:

1830 – публичные библиотеки;

1834 – библиотеки в 18 городах России середина 19 в. – воскресные школы, народные театры и др., создавались по инициативе революционно настроенной интеллигенции.

70-е годы – сельские, городские библиотеки (к 90-м годам – около 3 тысяч);

– общедоступные профессиональные театры;

80-е годы – воскресно-вечерние школы для рабочих;

90-е годы – народные дома и народный театр;

Растет сеть школ для взрослых.

Народные дома строились на средства владельцев заводов и фабрик и вмещали в себя библиотеку, читальню, зрительный зал и чайную.

К 1903 году насчитывалось около 10 тысяч бесплатных библиотек в сельской местности.

Таким образом, к 1917 году создана сеть учреждений – школы и курсы для взрослых, народные дома, народные университеты, публичные библиотеки. Сеть была малочисленной, КПУ находились в крупных городах до Урала.

С начала 21 века сеть клубных учреждений возрастает:

Возрождается киносеть

Увеличивается музейная сеть

Сеть театров (в т.ч. негосударственных)

Сеть частных клубов игорного направления

Музей – научно-исследовательское или научно-просветительское учреждение, осуществляющее хранение, комплектование, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры.

Во многих случаях причины возникновения музеев похожи на те, по которым, за несколько веков до этого, возникли национальные государства. Музеи в первую очередь были призваны проводить государственную идеологию, а также быть собирателями, накопителями и распространителями информации, сформированной этой идеологией. Они должны были обслуживать государственную политику и проводить ее на местах. В ответ на это государство направляло в учреждения культуры часть своих финансовых и других материальных ресурсов. В частности, музеям вменялось в обязанность собирать и хранить все связанное с культурой, общественной и естественной историей данной страны или территории.

Музейный фонд – совокупность памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, находящихся в ведение музеев, постоянно действующих выставок, научных учреждений и учебных заведений. В музейный фонд также входят коллекции и отдельные предметы, собираемые различными экспедициями и имеющие музейную ценность.

Типы музеев – научно-просветительские, исследовательские, учебные.

Профили музеев – исторический, технический, сельскохозяйственный, естественно-научный, искусствоведческий, литературный, мемориальный, комплексный, краеведческий и др.

Музеи бывают исторические (Экспозиции посвящены историческим событиям), краеведческие (рассказ о родном крае и населяющих его людях –краеведческий музей), зоологические(в экспозицию входят чучела животных и др.), музеи предприятий, музеи, посвященные определенным видам деятельности), в настоящее время даже во многих школах открыты «Комнаты Славы» — небольшие музеи с экспозицией о наиболее выдающихся выпускниках. Наибольшую славу снискали музеи живописи («Третьяковская галерея», «Эрмитаж», «Музей изобразительных искусств»), а также музеи, посвященные историческим личностям («Музей Пушкина», «Музей Ленина», «Музей-усадьба Толстого» и др.)

Очень популярны в наше время так называемые «кунсткамеры» — музеи восковых фигур, экспозиции которых пытаются наиболее достоверно воспроизвести известных личностей или других людей (выставка «Двор императрицы Екатерины», «Аномалии человеческого тела» и т.д.) Музей может быть посвящен какому-либо одному событию («Малая земля», музей-панорама в Новороссийске). Экспозиции музея могут располагаться на своем историческом месте («Курская дуга» — музей под открытым небом).

Клуб – общественная организация, добровольно объединяющая группы людей в целях общения, связанного с различными интересами, а также для отдыха и развлечения. Клубные учреждения – массовые культурно-просветительские учреждения, организующие досуг и способствующие развитию творческих способностей населения.

Все действующие в России КДУ подразделяются на несколько типов, каждый из которых включает группу однородных учреждений, обладающих характерными признаками.

Библиотеки – подразделяются по назначению и характеру работы, составу книжных фондов, масштабам деятельности, музеи, клубные учреждения, санаторно-курортные, спортивно-оздоровительные и туристско-экскурсионные Центры (с находящимися на их базе библиотеками, музеями, клубами и пр.), социально-культурные комплексы и центры, зрелищные учреждения искусств (мюзик-холлы, театры, цирки, филармонии и пр.), учреждения лекционной пропаганды (лектории, планетарии), выставки и выставочные залы (возрождаются также ВДНХ), учреждения для детей и подростков (Дома Детского творчества, Центры Эстетического Воспитания и др.). Большое распространение получают в наши дни виртуальные учреждения культуры (Интернет-салоны, Интернет-клубы).

За последние 10 лет произошли огромные изменения в системе КДУ. В наши дни гражданам предоставлен большой выбор, появились КДУ, рассчитанные на определенные слои населения по опыту работы на Западе (клубы бизнесменов, клубы лидер-леди). Отрицательно то, что сократилась сеть сельских КДУ (клубов, ДК, библиотек), т.к. государство не в состоянии содержать эту сеть.

Поскольку учреждения культуры в настоящее время финансируются ничтожно малыми суммами по сравнению с теми, которые требуются для нормального функционирования культурно-досуговой работы, администрация КДУ вынуждена часть искать свои пути решения материальной проблемы.

В 1928 году в Москве был заложен ЦПКиО, таким образом, было положено начало созданию новых учреждений культуры – парков Культуры и Отдыха. После ВОВ ПКиО, как и другие учреждения культуры, значительно расширили сферу своей деятельности, все чаще включаясь в проведение массовых праздников.

Парк как учреждение культуры представляет собой участок земли с естественной или посаженной растительностью, Аллеями, водоемами и др., предназначенный для прогулок, развлечения, проведения массовых праздников для населения, а также работы различных аттракционов. ПКиО – учреждение сезонное, работающее лишь в теплое время года – с конца весны до начала осени.

Основные направления деятельности парка:

– проведение традиционных (и национальных) праздников совместно с городскими центрами культуры (в т.ч. национальными);

– проведение музыкальных и песенных фестивалей;

– проведение творческих встреч с деятелями искусств;

– проведение спектаклей и концертов с участием творческих коллективов города;

– проведение театрализованных праздников, народных гуляний, ярмарок (Масленица, День Города, День Нептуна и др. – с привлечением творческих, торговых организаций);

– проведение семейных дней отдыха;

– проведение познавательно-игровых и музыкальных программ для детей младшего и среднего школьного возраста и для подростков, молодежных дискотек;

– проведение мероприятий для людей среднего и старшего возраста с учетом их творческих интересов (любительские объединения, вечера «Для тех, кому за…);

– оказание платных услуг населению (аттракционы, прокат костюмов, фонограммы, услуги художника-оформителя).

СКЦ и Центры досуга — это государственное учреждение культуры, в состав которых входят клубы и кружки различного направления, коллективы художественной самодеятельности, методические отделы. Основными задачами СКЦ и ЦД являются:

– создание условий для активного отдыха населения;

– предоставление возможностей творческой самореализации;

– личности или коллектива художественной;

– самодеятельности;

– оказание услуг населению (в т.ч. платных);

– методическая помощь организаторам КДД школ, клубов, других организаций;

– игровая и концертная деятельность.

СКЦ и Центры досуга выполняют следующие функции:

– развлекательные – предоставление условий для игровой деятельности (групповые, индивидуальные, массовые игры, игровые автоматы);

– физкультурно – оздоровительные – организация спортивно-развлекательных мероприятий, создание условий для занятия спортом;

– образовательные – организация кружков, клубов по интересам и любительских объединений с целью обучения определенным навыкам какой-либо деятельности;

– стимулирование творческой активности – проведение театрализованных представлений, концертов, выставок, литературно-художественных программ;

– досуговое общение – проведение утренников для детей и вечеров отдыха для взрослых разных возрастов;

– информационные – оказание методической, сценарной и организационной помощи в проведении мероприятий школам, д/садам, клубам, предприятиям и организациям.

А также СКЦ и ЦД осуществляют создание творческих и технических мастерских, прокат инвентаря и костюмов, выполнение социально-творческих заказов.

Осуществляя свои творческие задачи, СКЦ и ЦД ставят перед собой главную цель в работе: создание единой концепции, определяющей качественную сторону культурно-массовой работы города, внедрение новых прогрессивных форм работы, сохранению, совершенствованию и развитию самодеятельных коллективов. Основными направлениями деятельности Социально-культурного центра является: развитие культурной жизни города, создание благоприятной культурной среды, поддержка различных форм социально-культурной деятельности населения города, удовлетворение общественных потребностей в культурно-досуговой деятельности, развитие народного творчества. Основная задача Центров досуга – предоставление платных услуг населению и создание условий для активного отдыха.

СКЦ и ЦД имеют свой устав, руководит ими директор, но в обсуждении всех проектов принимают участие представители всех объединений СКЦ и ЦД. Художественный совет контролирует работу директора.

На базе СКЦ и ЦД могут действовать следующие кружки, объединения и коллективы художественной самодеятельности:

– хоры и капеллы;

– хореографические коллективы;

– ансамбли песни и пляски

– самодеятельные театральные коллективы;

– вокальные группы;

– эстрадные студии;

– студии и театры моды;

– кружки по интересам для взрослых и детей (прикладные, творческие, технические);

– цирковые труппы;

Методический отдел СКЦ и ЦД занимается разработкой сценариев и подготовкой и организацией досуговых, концертных и иных программ. В обязанности материально-технического и административно-хозяйственного отделов входит обеспечение КДД необходимыми материалами. При СКЦ и ЦД необходимы художник-оформитель (разработка и изготовление декораций), заведующий музыкальным оформлением (запись музыкальных фонограмм, подбор музыки к сценариям, музыкальное оформление концертов, спектаклей, игровых программ, утренников, вечеров отдыха.

Санатории и курорты – лечебно-профилактические учреждения для лечения природными и физио-терапевтическими средствами и активного отдыха граждан. КДД в санаторно-курортных учреждениях предполагает проведение конкурсных программ из расчета на возраст отдыхающих групп, эстафет, массовых праздников (День Нептуна) и танцевальных вечеров. Нередки в санаторно-курортных, особенно детских, учреждениях (лагеря «Орленок», «Океан») так называемые «творческие заезды», когда группы отдыхающих набираются исходя из их творческих пристрастий (исполнители эстрадной песни, «юные художники», активисты самодеятельности). Широко развита в курортной сети самодеятельность отдыхающих (знаменитые конкурсы «Алло, мы ищем таланты»).

Спортивно-оздоровительные учреждения – к ним в настоящее время относятся физкультурно-оздоровительные комплексы, деятельность которых направлена на организацию населения всех возрастов в спортивные клубы по интересам, проведение соревнований и спартакиад.

Туристско-экскурсионные учреждения – в наше время это, прежде всего, туристско-экскурсионные бюро, сеть которых в последнее время широко развита в нашей стране.

Туризм как вид активного досуга был широко развит в советское время. Каждый трудящийся имел возможность при желании посетить не только отечественные туристические маршруты – практиковался выезд туристических групп в страны социалистической направленности. С приходом новых, рыночных отношений, международный туризм стал менее доступен всем слоям общества (из материальных соображений), но зато значительно расширил свои границы. Сейчас можно посетить практически любую страну.

В настоящее время в России работают более 15000 организаций, основной деятельностью которых является туризм, и более 35000 – туризм в том числе. С созданием новой рыночной инфраструктуры туризма успешно решаются вопросы пополнения государственного бюджета за счет туристической деятельности, стимулирования развития других отраслей народного хозяйства (торговли, транспорта, связи, производства товаров народного потребления), а также конституционных прав граждан на отдых.

Туризм – одна из динамично развивающихся отраслей России, хотя его государственная поддержка производится по остаточному принципу.

В туристической индустрии с 1991 по 20086 годы создано и сохранено около 800 тыс. рабочих мест.

2 ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ НА ПРИМЕРЕ Г. КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

По количеству культурно-досуговых учреждений и самодеятельных коллективов, в том числе детских, по числу клубных формирований и числу участников в них край входит в России в первую десятку. Они остаются центрами самой массовой, общедоступной досуговой деятельности, позволяющей реализовать населению свои интересы и увлечения, творческие способности.

Музеи края располагают уникальными коллекциями, которые принимали участие в российских и международных выставочных проектах: «Золото амазонок» (Франция, г. Тулуза), «Арнольд Шенберг и Василий Кандинский. Диалог живописи и музыки», «Звук и образ. Музыка в русском искусстве XI-XX в.в.» (г.Москва), «В.В.Кандинский. Из фондов российских музеев» (Япония, г. Токио), «Наталья Гончарова. Годы в России» (г. Санкт-Петербург), «Малевич и кинематограф» (Португалия, г. Лиссабон), «Червовая дама русского авангарда» (г. Москва). Ежегодно государственные и муниципальные музеи края посещает около 2 миллионов человек.

Значительную нишу в организации досуга населения края занимает деятельность учреждений культурно — досугового типа системы Министерства культуры РФ.

В крае сохранена и развивается вся многопрофильная сеть учреждений — это библиотеки, культурно-досуговые учреждения и парки, музеи и театры, концертные организации, кинотеатры и киноустановки, учебные заведения культуры и искусства.

В Краснодарском крае на 1 января 2010 года насчитывается 1041 общедоступных (публичных) библиотек Минкультуры Российской Федерации, из них 829 находятся в сельской местности, 4 библиотеки уровня субъекта Федерации.

Численность муниципальных библиотек края увеличилась на 3 единицы:

— Муниципальное образование Брюховецкийи район: Сельская библиотека дома культуры «Луч» муниципального учреждения «Культурно-досуговый центр» Брюховецкого сельского поселения;

— Муниципальное образование Лабинский район: муниципальное учреждение муниципального образования Лабинский район «Межпоселенческая бииблиотека»;

— Муниципальное образование Курганинский район: Сельская библиотека пос.Первомайский муниципального учреждения культуры «Курганинская межпоселенческая централизованная библиотечная система».

Крупнейшие библиотеки края:

Библиотеки уровня субъекта Федерации: ГУК «Краснодарская краевая универсальная научная библиотека им. А.С. Пушкина» ; ГУК «Краснодарская краевая детская библиотека имени братьев Игнатовых»; ГУК «Краснодарская краевая юношеская библиотека имени И.Ф.Вараввы»; ГУК «Краснодарская краевая специальная библиотека им. А.П. Чехова»;

Крупнейшие библиотеки муниципального уровня:

— центральная городская библиотека (ЦГБ) г. Новороссийска;

— ЦГБ г. Сочи;

— ЦГБ г. Армавира;

— центральная детская библиотека г. Армавира;

— ЦГБ г. Краснодара;

— ЦГБ г. Туапсе;

— ЦГБ г. Кропоткин;

— ЦГБ города-курорта Анапа.

В 2010 году Краснодарская краевая универсальная научная библиотека им. А.С. Пушкина отметила свой 110-летний юбилей. К этой дате были подготовлены издания:

— библиографический путеводитель «Библиотека им. А.С. Пушкина на страницах книжных и периодических изданий 2000-2010 гг.» (Краснодар, 2010);

— библиографический указатель «Пушкинка в XXI веке. Издательская деятельность библиотеки 2000-2010» (Краснодар, 2010).

ККУНБ им. А.С. Пушкина является крупнейшей на Кубани библиотекой, информационным центром, подлинным центром образования и культуры, а также обладательницей самого богатого в крае универсального фонда — 1,2 мл. экземпляров. Богатейшее собрание редких книг и рукописей насчитывает свыше 10 тысяч томов, в том числе книги 16 века, Межигорского и Донского монастырей. Краеведческий фонд насчитывает более 50 тыс. томов — национальное достояние не только Кубани, но и всей России. Наиболее уникальна его дореволюционная коллекция.

В 2009 году поступило новых изданий в библиотеку 12011 экз. и до 700 наименованийпериодических изданий.

Библиотека постоянно востребована жителями города и края. В 2009 году обслужено 46667 пользователей самых разных категорий: ученых, специалистов, студентов и пенсионеров. Книговыдача составили 1 462 000 тыс. экз. Библиотеку посетили 156 тыс. человек.

Структура библиотеки включает 26 подразделений, из них в 10 отделах обслуживания открыто 16 кафедр выдачи литературы, обеспечивающих дифференцированное обслуживание читателей.

Библиотека им. братьев Игнатовых – документально появление ЦГДБ им. КИМ, как самостоятельной единицы зафиксировано 8 августа 1933 г. Детская библиотека была тогда единственным в городе учреждением по внешкольному воспитанию. Постоянного помещения не было. За 1933 год библиотека переезжала из одного района в другой 6 раз. На комплектование было выделено 500 рублей. В фонде насчитывалось 2070 экз. (более половины – на украинском языке). Читателей было в два раза больше, чем книг. Фонд библиотеки – почти 200 000 документов. Количество записей в базах данных – почти 200 тысяч. Библиотека выписывает более 300 наименований периодических изданий. У нас читают более 30 000 детей и подростков.

Сегодня в структуру библиотеки им. А.П. Чехова входят 4-е филиала в городах Армавир, Ейск, Краснодар, Лабинск и 36 библиотечных пунктов выдачи литературы, 20 из которых – при библиотеках края, 14 – при первичных организациях ВОС и 2 при образовательных специализированных учебных заведениях г. Армавира.

Пользователями библиотеки являются более 5800 жителей Краснодарского края с разными категориями инвалидности, разного возраста, социального положения, имеющие разные интересы и запросы, в том числе дети и подростки. Ежегодно в среднем читателям выдается более 250 тысяч экземпляров документов, действует 32 кружка громкого чтения, 11 кружков по изучению Брайля, проводиться более 1600 массовых мероприятий.

Детская художественная школы им. В.А Пташинского города Краснодара была включена в энциклопедию «Одаренные дети -будущее России», которую выпускает издательство «Спец-Адрес».

Детская художественная школа в Краснодаре была основана в 1947 году. С 1953 по 1968 годы учебное заведение возглавлял Владимир Пташинский - талантливый художник, педагог и коллекционер, внесший огромный вклад в становление школы и развитие социально-культурной сферы края. В 1990 году Краснодарской детской художественной школе было присвоено его имя.

В настоящее время в художественной школе на трех отделениях обучаются более 600 учащихся в возрасте от 8 до 18 лет и старше. В учреждении работают 14 педагогов, имеющих высшую квалификационную категорию, двое - звание «Заслуженный работник культуры Кубани», пятеро являются членами Союза художников РФ.

В школе открыты классы истории искусств и декоративно-прикладного искусства; мастерская керамики и зал компьютерной техники; современным оборудованием оснащен медиа-класс.

Краснодарская краевая универсальная научная библиотека имени А.С. Пушкина основана 10 февраля 1900 года в честь 100-летия со дня рождения поэта. Сегодня она является крупнейшим хранилищем отечественной и зарубежной литературы на территории Кубани, центром информации, образования и культуры, краеведческой библиографии и методическим центром для библиотек края.

Книжные фонды библиотеки насчитывают 1 млн. 200 тыс. единиц хранения и включают книги, журналы, газеты, ноты, грампластинки, лазерно-оптические диски, видеокассеты.

Ежегодно библиотеку посещают свыше 45 000 читателей, им выдается свыше 1,5 млн. изданий.

Собрание редких книг насчитывает свыше 10 тысяч томов, в числе которых уникальная коллекция книг кирилловского шрифта XVI века, книги из Межигорского, Донского монастырей, прижизненные издания произведений русских писателей, более 50 тыс. томов — национальное достояние не только Кубани, но и всей России. Наиболее уникальна его дореволюционная коллекция.

Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник имени Е.Д.Фелицына — одно из ведущих музейных учреждений краеведческого профиля России. Головной музей создан в 1879 году, музей-заповедник образован в 1977 году. Указом Президента Российской Федерации отнесен к объектам федерального (общероссийского) значения.

В состав музея-заповедника входят головной краеведческий музей в Краснодаре, Тимашевский музей семьи Степановых, Анапский археологический музей, Темрюкский историко-археологический музей, Таманский музейный комплекс.

Музей является методическим центром для музеев Северо-Кавказского региона, координатором работы Южного филиала Научного совета исторических и краеведческих музеев при Министерстве культуры и массовых коммуникаций РФ.

В фондах музея-заповедника хранится более 350 тысяч подлинных экспонатов, в том числе уникальные коллекции древнего декоративно-прикладного искусства, археологии, материалы по природе, истории, этнографии Кубани.

Фондовые выставки музея с успехом экспонировались в Москве, Санкт-Петербурге, регионах России, а также в Германии, Франции, Колумбии, Югославии, Швейцарии, Японии. Значительным событием в культурной жизни стал показ во Франции и России выставки «Золото амазонок», организованной совместно с музеями Ростовской области.

В 2007 году на родную землю возвращены регалии Кубанского казачьего войска, выставка которых в музее стала важной вехой на пути восстановления исторической справедливости, возрождения казачьих традиций.
Ежегодно музей-заповедник посещают более 500 тысяч жителей и гостей Кубани, активно проводятся выставки, краевые смотры и конкурсы.
Музей-заповедник обладает кадрами высшей квалификации, среди которых доктора и кандидаты наук, разработчики и участники международных, российских и региональных проектов и программ. Ежегодно проводятся научные конференции, традиционные «Фелицынские чтения», «Степановские чтения», публикуются книги, сборники статей и сообщений.

Музей стал инициатором сотрудничества с клубами исторической реконструкции, другими общественными молодежными объединениями. С 2007 года в крае проводится фестиваль клубом исторической реконструкции «Черноморское порубежье».

Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник имени Е.Д.Фелицына использует опыт Государственного исторического музея, Российского этнографического музея и музеев Северного Кавказа.

Краснодарский краевой художественный музей, основанный екатеринодарским любителем искусств Федором Акимовичем Коваленко в 1904 г., в настоящее время является одним из ведущих музеев художественного профиля юга России.

В собрании музея, насчитывающем более 11 тысяч единиц хранения, имеются уникальные коллекции древнерусской иконописи, отечественного искусства XVIII-XX веков, зарубежного искусства XVII-XIX веков, японской ксилографии, произведений художников Кубани.

В конце XX века в фонды музея были переданы личные коллекции академика Л.Ф.Ильичева, заслуженного художника России А.Е.Глуховцева, А.И.Слуцкого, ставшие неотъемлемой частью историко-культурного наследия Кубани.

По составу художественного собрания музей входит в число лучших провинциальных музейных учреждений страны. Музей активно участвует в международных, российских и региональных проектах: («Золотая карта России», «Эрмитаж Югу России», «Великая утопия», «Москва-Берлин», «Амазонки авангарда», «Диалог живописи и музыки», «Малевич и кинематограф», «Варшава - Москва. Москва - Варшава. 1900 — 2000», «В.В.Кандинский», «Россия и авангард», «Здравствуй, Родина!», «Борис Кустодиев», »Молодая палитра» и др.

Произведения из фондов музея с успехом экспонировались в Италии, Франции, Германии, США, Австралии, Португалии, Японии, Польше, Китае и других странах мира.

В музее открыт информационно-образовательньтй центр «Русский музей: виртуальный филиал», имеющий огромное значение для популяризации отечественного художественного и историко-культурного наследия среди молодежи.

Постоянное внимание музей уделяет просветительской и благотворительной деятельности, реализуя долгосрочный партнерский проект для детских домов «Мозаика добра», обслуживая передвижными выставками и мультимедийными программами города и районы Кубани.

Музей выступил инициатором проведения в крае общеевропейской культурной акции «Ночь музеев», ставшей новым традиционным весенним молодежным праздником.

Краснодарский краевой выставочный зал изобразительных искусств образован в 1989 году. Первая выставка состоялась в 1990 году. Зал — это основная выставочная площадка Южного федерального округа. За годы функционирования стал одним из наиболее посещаемых учреждений культуры, центром популяризации современного изобразительного искусства, произведений художников России и Кубани, традиционным местом проведения региональных художественных выставок »Юг России. Мир Кавказу», краевых профессиональных конкурсов в области изобразительного искусства «БИЕННАЛЕ».

Новороссийский исторический музей-заповедник один из крупнейших музеев-заповедников военно-исторического профиля России, в состав которого входят, кроме основных экспозиций, объекты периода Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, памятник-ансамбль «Малая земля», дом-музей Н.А.Островского, выставочный зал.

Головной музей образован в 1916 году. Новороссийский государственный исторический музей-заповедник был создан в 1987 году. В 1995 году музей отнесен к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения.

В фондах музея-заповедника хранится более 150 тысяч подлинных предметов, реликвий военного времени, памятников истории и природы, этнографических материалов.

Ежегодно объекты музея-заповедника посещают около 200 тысяч жителей и гостей края. Выставочная и просветительская деятельность музея играет важную роль в военно-патриотическом и нравственном воспитании молодежи Кубани.

За создание стационарных выставок «Старый Новороссийск» и «Природа Новороссийского района» группа сотрудников музея-заповедника была удостоена премии администрации Краснодарского края в области науки, образования и культуры. Музей активно ведет научно-исследовательскую работу по периоду Великой Отечественной войны, организует научно-практические конференции, осуществляет публикации в российских и региональных изданиях по проблемам военной истории и музейным коллекциям, активно участвует в краевых и городских акциях и фестивалях.

Краснодарский государственный академический театр драмы основан в январе 1920 года как »первый советский драматический театр имени Луначарского». Первоначально он располагался в здании Зимнего тетра (ныне Краснодарская филармония), с 1973 года – в новом здании на площади Октябрьской революции с большим и камерным залами. В 1980 году театр удостоен ордена Трудового Красного Знамени. В 1996 году театру присвоено звание »академический».

В репертуаре Краснодарского театра балета Юрия Григоровича 14 спектаклей русской и мировой музыкальной классики. Театр участвовал в фестивалях искусств Европы, Америки, стран Азии. Четырежды с большим успехом гастролировал в Санкт-Петербурге на сцене Мариинского театра.

Первое упоминание о Краснодарском краевом театре кукол относится к апрелю 1939 года. В духе времени он назывался «Краснодарским разъездным колхозно-совхозным кукольным театром». У истоков создания первого на Кубани театра для детей стоял С. Маршак.

Среди концертных организаций края особое место принадлежит Государственному академическому Кубанскому казачьему хору, которым более трех десятилетий бессменно руководит народный артист России и Украины, лауреат Государственной премии России, Герой труда Кубани В.Г.Захарченко. Выдающийся творческий коллектив страны, ведущий начало от Кубанского Войскового певческого хора, Государственный академический Кубанский казачий хор имеет славную, самобытную, отмеченную высокими художественными достижениями историю. Коллектив дважды становился лауреатом Всероссийских конкурсов государственных народных хоров, лауреатом многочисленных международных конкурсов и фестивалей награжден орденом Дружбы народов, удостоен Государственной премии им. Т. Г. Шевченко Республики Украина. Его радушно принимали зрители более 100 стран мира. Он достойно несет знамя самобытного казачьего искусства Кубани.

В крае успешно работает творческое объединение «Премьера», которому в 2007 году присвоено имя его создателя народного артиста России, лауреата Государственной театральной премии им. Ф.Волкова, Героя труда Кубани Л.Г. Гатова. В составе творческого объединения Музыкальный театр и Театр балета Юрия Григоровича, Молодежный театр и Новый театр кукол, Музыкальный шоу-театр «Премьера», симфонический, джазовый, духовой оркестры, «Премьер-оркестр» струнных инструментов, ансамбли «Криница» и «Родник», детский театр песни и другие творческие коллективы. Творческие коллективы ТО «Премьера» много гастролируют за рубежом, успешно представляют российское искусство на престижных фестивалях в Германии и Японии. Артисты побывали в гастрольных поездках во Франции, Испании, Португалии, Италии, Ливане, Турции, США, Великобритании.

Краснодарская филармония создана 10 мая 1939 года. На сцене Краснодарской филармонии выступали такие мастера искусств, как Людмила Зыкина, Иосиф Кобзон, Борис Штоколов, Зураб Соткилава, Николай Петров, Анна Нетребко, Валерий Гергиев.

Сегодня Краснодарская филармония — одна из крупнейших на юге России концертных организаций, обладающая богатым творческим потенциалом, и обогащённая достижениями современной концертной практики, продолжает лучшие традиции российского филармонического дела. В 2007 году распоряжением губернатора края А.Н.Ткачева Краснодарской филармонии присвоено имя выдающегося российского композитора, народного артиста СССР Г.Ф.Пономаренко, чей жизненный и творческий путь был связан с Кубанью более четверти века. В 2009 году Краснодарская филармония отмечает 70 летие.

Сеть дошкольного образования Кубани представлена широким спектром образовательных услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, потребности семьи.

В настоящее время развиваются дошкольные учреждения с различными приоритетными направлениями деятельности детей. Продолжают развиваться вариативные формы дошкольного образования. Широко распространены группы кратковременного пребывания детей в детском саду, в том числе и для детей с ограниченными возможностями в здоровье.

Большое внимание уделяется содержанию образования дошкольников, используются вариативные программы, средства обучения, особое внимание уделяется региональному компоненту образовательных программ и предшкольной подготовке детей с 5,5 лет. Все это значительно обогащает содержание дошкольной ступени образования.

Особое внимание в крае уделяется созданию благоприятных условий в детских садах для полноценного развития детей, а также педагогическим технологиям, направленным на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Коррекционная помощь детям, имеющим проблемы в здоровье и развитии, оказывается квалифицированными специалистами.

Систематическая работа по оздоровлению дошкольников, поиск и разработка новых форм работы с детьми в данном направлении, создание необходимых условий и имеющаяся база для оздоровления детей позволяют ежегодно снижать заболеваемость.

В 2010 году принята краевая долгосрочная целевая программа «Развитие системы дошкольного образования Краснодарского края» на 2010-2015 годы». Реализация программы позволит построить более 20 новых детских садов и ввести свыше 8,5 тыс. дошкольных мест.

Программа «Создание развивающей среды и укрепление материально-технической базы дошкольных учреждений» позволила приобрести и обновить на 50% игровое и спортивное оборудование детских садов. На эти цели израсходовано 85,5 млн. рублей.

Отдельное место в сфере просвещения, науки и культуры региона занимают высшие учебные заведения края — крупные научно-образовательные учреждения, осуществляющие подготовку специалистов практически по всем отраслям знаний. В крае работает 11 государственных учреждений высшего образования. Это — классический, аграрный, технологический, медицинский университеты, университет культуры и искусств, университет физической культуры, спорта и туризма, Армавирский педагогический университет, Морская академия им. Ф.Ф. Ушакова, Сочинский университет туризма и курортного дела и другие. Кроме того, на Кубани открыли свои филиалы ведущие вузы страны, такие как Российский торгово-экономический университет (в г. Краснодаре), Российский университет дружбы народов (в г. Сочи), Российский государственный социальный университет и другие.

Дошкольное образование остается одним из приоритетных направлений в системе образования Кубани. Предстоит решить много проблем и задач, направить усилия на его модернизацию и преобразование.

В 2010 году в системе общего образования функционировало 1195 дневных общеобразовательных учреждений (ОУ) с контингентом учащихся 481214. Среди общеобразовательных учреждений имеются 48 начальных школ, из них 19 школ-детских садов. Так же 196 основных и 944 средняя, из них 47 гимназий, 21 лицей и одна школа с углубленным изучением отдельных предметов. Кроме того, в крае осуществляют образовательную деятельность 5 казачьих кадетских корпусов, одна кадетская морская школа-интернат, одна школа-интернат с первоначальной летной подготовкой. Так же в крае функционирует 24 негосударственные общеобразовательные школы.

Продолжается работа по развитию сети классов и групп кадетской и казачьей направленности, количество которых с каждым годом увеличивается.

На базе учреждений профессионального образования открываются ресурсные центры по подготовке высококвалифицированных кадров.

В учреждениях начального профессионального образования обучение осуществляется по профессиям для промышленной, агропромышленной, строительной, транспортной сфер, санаторно-курортного комплекса, сферы торговли и обслуживания.