Украшения. Аксессуары. Дизайн ногтей. Цвета. Нанесение. Ногти

Типы морских кораблей. По каким признакам классифицируют морской транспорт

Согласно историческим данным, первое документально зафиксированное использование парусов в целях мореплавания относится к IV тысячелетию до н.э. Именно тогда, в древнем Египте появилось первое : барки, использовавшиеся для передвижения по Нилу и прибрежным районам, впервые были оснащены парусами из циновок. Изначально парус играл роль вспомогательного движителя при попутных направлениях ветра. Но со временем стало главным, практически полностью вытеснив вёсла. Постепенно паруса и усложнялись и становились всё разнообразнее.

Классификация парусных судов

Основным толчком к развитию парусников стала эпоха великих географических открытий XV-XVI веков. В это время резко меняются районы плавания и ставящиеся перед судами задачи. А, следовательно, появляются новые требования к конструкции и эксплуатационным качествам судов. С этих пор начинается непрерывное совершенствование и усложнение , появляются всё новые и новые узкоспециализированные типы парусных судов .

Начиная с XVII-XVIII веков, с развитием единой морской терминологии, возникает насущная необходимость в классификации всех судов по типам. Главным классифицирующим признаком для кораблей становится вид установленного на них . Второстепенными признаками типа парусного судна являлись число мачт и его предназначение, а для военных кораблей также калибр и количество пушечного вооружения. Рассмотрим виды парусных судов с различным вооружением.

Всё многообразие можно разделить на три большие группы по виду преобладающих парусов:

  • Смешанного типа.

Помимо этого, все суда принято разделять на:

  • Большие.
  • Малые.

К большим относятся те из них, что несут как минимум две мачты. Малыми условно считаются небольшие парусные суда, имеющие 1 или полторы мачты (вариант, когда одна из мачт намного ниже).

Парусники с прямым вооружением

Представляют собой наиболее древнее изобретение, использовавшееся ещё со времён античности. Они устанавливались на египетские, финикийские, греческие, полинезийские и римские суда и лодки ещё задолго до нашей эры. Не потеряли они своей актуальности и в наше время. Их отличительной чертой является четырёхугольная форма – в виде правильного прямоугольника или трапеции. Верхней шкаториной они крепятся к рее или гафелю, а нижней к гику, нижней рее или непосредственно к палубе.

Плюсом прямых парусов считается простота работы с ними, их легко ставить и убирать. Они имеют хорошую движущую силу при попутных ветрах, однако, при боковых и встречных ветрах использовать их крайне затруднительно либо вообще невозможно. Для движения, минимальный угол между направлением ветра и плоскостью паруса должен превышать 65-67 о, а это делает лавирование практически невозможным. Наименование парусов зависит от названия мачт, на которых они установлены и порядкового нахождения по ярусам.

Типы парусных судов , с преобладающими прямыми парусами:

  • Корабль. В данном случае имеется в виду «корабль» не как судно вообще, а наименование, обозначающий большой парусник с тремя и более мачтами. При этом на них должны стоять исключительно прямые паруса.
  • Барк. Может также иметь свыше 3-х мачт, но от корабля отличается тем, что на бизань-мачте у него установлены косые паруса, в то время, как на всех остальных – только прямые.
  • Бригом называется судно меньшего размера. При этом он всегда имеет лишь две мачты.

Парусники с косым вооружением

Были изобретены гораздо позже прямых, только в средние века. Первыми их стали использовать, предположительно, арабские мореплаватели. От них косой парус был перенят европейцами, где и распространился достаточно широко как в качестве самостоятельного, так и в виде дополнения к прямым. Несомненное преимущество косого паруса перед прямым — возможность движения при боковых и даже встречных направлениях ветра. Большие суда, имеющие в качестве основных косые паруса, именуются шхунами. В зависимости от конструктивных особенностей они, в свою очередь, подразделяются на несколько видов:

  • Гафельная. Оснащается гафельным парусом, натягивающегося между гафелем вверху и гиком внизу, а передней шкаториной закрепляется непосредственно к мачте.
  • Бермудская. Паруса такого типа имеют вид треугольника. Основание у него закрепляется на гике, а передняя кромка – на мачте.
  • Стаксельная – к такому типу относятся шхуны, на которых основными парусами являются стаксели (косые паруса, устанавливаемые на штаг впереди мачт).
  • Марсельная – с косым фоком, но в дополнение к нему оснащается прямым парусом-марселем.

Последние два вида, если судить по их , правильнее было бы отнести к судам смешанного типа. Но, в морской исторической традиции за ними закрепилось наименование «шхуна», что определяет их как суда с преобладающим косым вооружением.

Парусники со смешанным вооружением

К судам со смешанным вооружением относят те из них, у которых оба вида парусов представлены приблизительно в равной пропорции. Сюда включают два вида судов:

  • Бригантина – 2-мачтовое судно, причём на грот-мачте ставятся косые, а на фок-мачте лишь прямые паруса.
  • Баркентина – несёт не меньше 3-х мачт. На фок-мачте имеются прямые паруса, на всех же последующих – исключительно косые.

Малые парусники

Сегодня подавляющее большинство современных парусных судов относится к малому классу — яхт и лодок. Небольшие парусные суда , как и их крупнотоннажные «собратья» могут подразделяться на группы по типу парусов.

Небольшие парусные суда и их виды:

Небольшой парусник может нести как 1, так и 2 (полторы) . К 2-мачтовым судам относят кечи и иолы. Оба вида несут бизань и грот-мачты, а различаются расположением рулевого баллера. У кеча он находится сзади бизань-мачты, в то время, как у иола — впереди. Кроме того, эти два вида небольших парусных судов имеют и разную площадь бизани. У кеча её площадь превышает 15% и может достигать до ¼ от общей площади парусов. У иола же размер бизани несколько скромнее, и редко превышает 10% от всей площади парусов. И кеч, и иол, могут нести либо гафельные, либо бермудские паруса – в этой ситуации они именуются «бермудский кеч», или, например, «гафельный иол».

Одномачтовые малые парусники разделяются на такие виды:

  • Тендер. Имеет единственную мачту, сдвинутую к миделю. Стандартный набор парусов: грот ( либо ), топсель, и кливеры. Как и остальные малые парусники, в зависимости от типа грота, бывают гафельными или бермудскими.
  • Шлюп имеет косой парус на грот-мачте, и единственный . В некоторых случаях над гафельным гротом устанавливается дополнительно топсель.
  • Кэт, малый парусник, имеющий наиболее простое вооружение, состоящее из единственного косого паруса.

Помимо этого, современные яхты и лодки могут классифицироваться по типу материала, из которого выполнен их корпус:

  • Стальной.
  • Стеклопластиковый.
  • Деревянный.
  • Армоцементный.

По количеству корпусов парусные лодки могут быть однокорпусными, двухкорпусными (катамараны) и даже трёхкорпусными (тримараны). По наличию киля небольшие парусные суда бывают:

  • Килевые – имеют массивный киль, играющий роль балансира, предотвращающий опрокидывание яхты при волнении. Увеличивает остойчивость благодаря смещению центра тяжести ниже ватерлинии.
  • Швертботы. Имеет шверт – подъёмный киль, который при необходимости можно убрать, тем самым уменьшив осадку лодки.
  • Так называемые «компромиссные» яхты, совмещающие в своей конструкции преимущества обоих вышеперечисленных типов.

, взлёта и посадки самолётов

Авиатра́нспорт - специальное судно, предназначенное для транспортировки авиационной техники, но в отличие от авианосца, не приспособленное для взлёта и посадки самолётов или вертолётов .

Автомобилево́з - специализированное сухогрузное судно для перевозки автомобилей .

Ка́бельное судно (кабелеукладчик ) - судно для прокладки, ремонта и обслуживания морских и океанических линий связи и электропередачи.

Кабеста́нное судно (кабестан ) - речное самоходное судно, распространённое в XIX веке на Волге .

Каботажное судно - судно, выполняющее каботажные перевозки.

Кама́ра - греческое название небольшой, узкой, лёгкой лодки народов Восточного Причерноморья в древности .

Карако́ра , корокора - парусно-гребное судно Молуккских островов .

Ка́пер - судно, занимавшееся каперством .

Капуда́на - флагманский корабль (каторга) турецкого капдан-паши .

Кле́пер - небольшое северное морское судно типа шхуны , но меньшего размера (длина 12-15 м, ширина 3,5-5 м, осадка 1,2-2 м, грузоподъемность 15-20 тонн). Имело 1-2 мачты с 1 реем и гафельными парусами. Благодаря длинному корпусу с плавными обводами, обладало хорошей мореходностью . Другое значение - тип складной байдарки .

Коза́ - гребная рыбацкая лодка, распространённая на Чёрном и Азовском морях. .

Комя́га - 1. Грузопассажирское парусно-гребное судно XVII века на Черноморском побережье Турции и Крыма, вместимостью 85-90 человек. 2. Небольшая рыболовецкая лодка XVII-XVIII веков на побережье Крыма. 3. Баржа, используемая как паром на Дону .

Кочма́ра , кочмора - большая парусная одномачтовая лодка поморов , применявшаяся для промысла или транспортных целей .

Люгер - небольшое трёхмачтовое военное судно первой половины XIX в. с вооружением 10-16 пушек. Применялись для посыльной службы.

М

Магазин - плавучий склад.

Многокорпусное судно - судно, корабль или катер, состоящие более чем из одного водоизмещающего корпуса. Изучены и применяются двух- и трёхкорпусные суда. К двухкорпусным судам относятся катамаран (см.), дуплус (см.), трисек (см.), проа (см.). К трёхкорпусным судам или кораблям относятся судно с аутригерами (см.), тримаран (см.), трикор (см.). Все типы многокорпусных судов отличаются повышенной площадью палуб (и внутренним объёмом конструкций), простым обеспечением поперечной остойчивости, в той или иной мере лучшей мореходностью, повышенной непотопляемостью и безопасностью плавания. Многокорпусные суда наиболее эффективны для перевозки пассажиров в салонах или каютах, колёсной техники, лёгких контейнеров, для размещения научных лабораторий и боевых постов надводных кораблей. Широко применяются двухкорпусные суда, началось применение судов и кораблей с аутригерами. Построено четырёхкорпусное судно с малой площадью ватерлинии, предложены пятикорпусные корабли и суда.

Монитор - Броненосный башенный корабль береговой обороны с небольшой осадкой. Водоизмещение мониторов: морских - до 8000 т, речных - до 1900 т. Вооружение: 2-3 орудия крупного калибра (до 381 мм). Получил типовое название по наименованию первого корабля этого класса «Монитор», построенного в США в 1861-62.

Н

Неф - старинное парусное судно, ставшее по мере развития в XVI веке крупным кораблем с прямыми парусами и сильным артиллерийским вооружением; прообраз парусных кораблей.

О

П

Пароходофрегат - военный корабль переходного периода от парусного к паровому флоту, имевший в качестве двигателя паруса и паровую машину.

Пакетбот - двухмачтовое парусное судно для перевозки почты и несения посыльной службы. Водоизмещение 200-400 т, вооружение от 12 до 16 пушек.

Пинасс - трехмачтовое судно XVII-XVIII веков.

Пинка - парусное коммерческое судно в Северной Европе вместимостью около 200 т. В XVIII веке пинки использовались в качестве военных судов на Балтийском море.

Плашкоут - плоскодонная барка с высокими бортами; употреблялась для промежуточных опор наплавных мостов. Плашкоутные мосты удобны тем, что их в любой момент можно отвести в стороны, чтобы освободить часть или всю ширину реки.

Понтон (от лат. ponto - мост на лодках) - плавучее сооружение для поддержания на воде различных устройств за счёт собственного запаса плавучести.

Прам - плоскодонное артиллерийское парусное судно XVIII в. Вооружение от 18 до 38 пушек применялось для действий на мелководье, у берегов и в реках против крепостей и береговых укреплений

Проа - двухкорпусное судно, состоящее из большего центрального корпуса и меньшего дополнительного, называемого также «аутригером».

Р

Рефрижераторное судно - грузовое судно специальной постройки, оборудованное холодильными установками для перевозки скоропортящихся грузов.

Военный корабль это корабль, принадлежащий вооруженным силам государства, имеет внешние опознавательные знаки государственной принадлежности, находится под командованием офицера, который состоит на службе своего государства, а также укомплектован экипажем, который подчиняется регулярной дисциплине. Военный корабль, находящийся под флагом своего государства, имеет суверенитет, гарантирующий от вмешательства официальных лиц иного государства. Военные корабли являются собственностью страны, и где бы они не находились, подчиняются только ее законам.

На каждом боевом корабле, как правило, устанавливается несколько видов оружия, из которых один - главный, предназначенный для решения основных задач, а остальные - вспомогательные, для выполнения дополнительных задач и самообороны. Для управления оружием, обеспечения кораблевождения, связи и наблюдения за обстановкой корабли оснащаются радиоэлектронными и другими техническим средствами. Корабли приводятся в движение паросиловыми, дизельными, дизель-электрическими, газотурбинными, комбинированными или ядерными энергетическими установками. В зависимости от предназначения, водоизмещения, вооружения и других качеств корабли подразделяются (классифицируются) на классы, подклассы и типы, а также в ряде флотов с целью определения старшинства, в частности ВМФ РФ и ВМС Украины, корабли разделяют на ранги.

КЛАССЫ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ СОВРЕМЕННЫХ БОЕВЫХ КОРАБЛЕЙ

ПО ВООРУЖЕНИЮ И НАЗНАЧЕНИЮ

Авианесущие корабли - в качестве главного вооружения имеют самолеты и вертолеты, используемые при решении боевых задач, а также для транспортировки грузов и людей, связи между кораблями соединения. Оборудованы средствами обеспечения базирования и функционирования летательных аппаратов.

Крупные боевые корабли, предназначенные для уничтожения подводных лодок, надводных кораблей и судов противника в море, обеспечения высадки морских десантов, огневой поддержки сухопутных войск и решения других боевых задач на море.

Эсминцы (эскадренные миноносцы) - это боевые корабли, предназначенные для уничтожения подводных лодок и надводных кораблей (судов) противника, ведения противолодочной и противовоздушной обороны своих надводных кораблей и судов на переходе морем и в бою, для обеспечения высадки морских десантов, морских перевозок, огневой поддержки войск на побережье, минных постановок и решения других задач.

Противолодочные корабли (большие противолодочные корабли, малые противолодочные корабли) - предназначены для борьбы с подводными лодками, обеспечения противолодочной обороны соединений кораблей, конвоев и десантов на переходе морем. Противолодочные корабли способны действовать как в удаленных районах морей и океанов, так и на прилегающих к территории страны морях. Для этого противолодочные корабли оборудованы гидроакустическими комплексами для поиска и обнаружения подводных лодок, их классификации, слежения за ними и выдачи целеуказаний по оружию. На вооружении данные корабли имеют противолодочные ракеты и торпеды, реактивные бомбометы для метания глубинных бомб. А также зенитные ракеты и артиллерийские комплексы. Как правило, имеют на борту противолодочные вертолеты.

Минно-тральные корабли - предназначены для противоминной обороны

Ракетно-артиллерийские корабли - в качестве главного вооружения имеют управляемое ракетное оружие и артиллерию

Сторожевые корабли - предназначены для несения дозорной службы, противолодочной обороны, противовоздушной обороны и противокорабельной охраны соединений и конвоев

Корабли специального назначения (штабные, разведывательные)

ПО РАЙОНУ ПЛАВАНИЯ

корабли дальней морской зоны

корабли прибрежного плавания

корабли внутреннего плавания (речные) и смешанного плавания

ПО СПОСОБУ ДВИЖЕНИЯ

водоизмещающие корабли

подводные корабли (ракетный стратегического назначения (РПКСН), атомные с крылатыми ракетами, многоцелевые атомные подводные лодки с торпедным или торпедно-ракетным вооружением, неатомные подводные лодки с торпедным или торпедно-ракетным вооружением)

с динамическими принципами поддержания - корабль на подводных крыльях, корабль на воздушной каверне

ПО ТИПУ ГЛАВНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ УСТАНОВКИ

с атомной энергетической установкой

с газотурбинной энергетической установкой

с дизельной энергетической установкой

ПО АРХИТЕКТУРНО-КОНСТРУКТИВНОМУ ТИПУ И ЧИСЛУ ГРЕБНЫХ ВАЛОВ

однокорпусные корабли

двухкорпусные корабли

однопалубные (многопалубные) корабли

одновальные (двухвальные) корабли

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ СУДА (СУДА ОБЕСПЕЧЕНИЯ)

Вспомогательные военные суда или суда обеспечения вспомогательного флота это суда, которые не являются военными кораблями, однако принадлежат вооруженным силам или находятся под их исключительным контролем и имеют внешние опознавательные знаки государственной принадлежности. Вспомогательные военные суда не предназначены для выполнения боевых задач. Основным их назначением является боевое или тыловое обеспечение действий флота в море и на рейдах. Военные суда обеспечения могут комплектоваться как военным экипажем, так и гражданским персоналом (командой). Вспомогательные суда являются военными, независимо от того, кто управляет судном командир (офицер) или капитан (гражданское лицо). Вспомогательные военные суда имеют такой же суверенный иммунитет, как и военные корабли в связи с тем, что они принадлежат государству, или временно эксплуатируются на государственной некоммерческой службе. Как и военные корабли, вспомогательные суда имеют исключительный суверенитет над действиями экипажа (судовой команды) и пассажиров, находящихся на их борту.

В зависимости от назначения и тактико-технических характеристик, вспомогательные суда, как и военные корабли, разделяются на классы, а в пределах классов - на подклассы с учетом дальности плавания, тоннажа или специализации.

ТИПЫ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ КОРАБЛЕЙ

Вспомогательные суда подразделяются на учебные корабли, плавбазы, опытовые суда, поисково-спасательные, госпитальные, суда-погрузчики, суда-торпедоловы, кабельные суда, гидрографические суда, транспорты и так далее.

ТИПЫ СУДОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

К судам обеспечения относятся базовые плавсредства, которые включают - буксиры, баржи, плавкраны и тому подобные суда.

Подводя итог данной публикации, хотелось бы отметить, что морские стратегии ведущих государств мира, основанные на геополитических реалиях XXI века, привели к изменению способов и приемов ведения морских сражений и организации сил флотов. Прежде всего, это связано с созданием в США, Великобритании, Франции, Италии, Германии и ряде других стран сил быстрого развертывания, ядром которых стали авианосцы и универсальные десантные корабли. В связи с этим, одной из основных тенденций развития флотов есть новый этап их «авианизации». По мнению специалистов, в XXI веке авианосцы вернут себе роль «хребта» ВМС великих держав.

Как известно, авианосцы составляют основу авианосной ударной группы, в которую входят современные боевые корабли различных классов. Так эсминцы в свою очередь по боевым возможностям приближаются к крейсерам, фрегаты - к , - к фрегатам.

Широкое распространение получили патрульные катера. В данной публикации проявляется тенденция к созданию многоцелевых катеров, построенных по модульному принципу, на которых в зависимости от задач может быстро изменяться комплект вооружения.

Военно-морские воздействия XXI века, в первую очередь в локальных конфликтах, характеризуются проведением воздушно-наземно-морской операции в прибрежных районах. Для амфибийных сил при этом определяющим стало проведение «загоризонтной» десантной операции, главными средствами доставки десанта которой стали транспортно-десантные вертолеты. Все это привело к возрастанию роли десантных кораблей с наличием авиационных средств и снижению роли десантных кораблей, не имеющих на вооружении штатного группового базирования вертолетов и конвертопланов.

Таким образом, к наиболее перспективным кораблям амфибийных сил следует отнести универсальные десантные корабли и десантные вертолетоносные корабли-доки, а производство танко-десантных кораблей с прямой высадкой будет ограниченным.

Кроме атомных подводных лодок, состоящих на вооружении ВМС некоторых ведущих стран мира, в последнее время активно наблюдается развитие неатомных подводных лодок, которые характеризуются низкой себестоимостью, и позволяет покупать их менее богатым странам. Кроме того, преобладают АПЛ по такому важному критерию как акустическая скрытность. Создание неатомных подводных лодок с воздухо-независимыми энергетическими установками предоставляет значительные преимущества. Считается, что именно данный класс подводных лодок станет основой подводных сил неядерных государств в ближайшем будущем.

В настоящее время кораблем называют военное судно. Танкеры, балкеры, сухогрузы, пассажирские лайнеры, контейнеровозы, ледоколы и прочие представители технического парка гражданских или торговых флотов в эту категорию не входят. Но когда-то, на заре судоходства, когда человечество еще заполняло на лоциях белые пространства неясными очертаниями новых островов и даже материков, любой парусник считался кораблем. На борту каждого из них были пушки, а команда состояла из отчаянных молодцев, готовых на все ради наживы и романтики дальних странствий. Тогда же, в эти неспокойные века, произошло деление на виды кораблей. Список с учетом современных дополнений получился бы очень длинным, поэтому стоит сосредоточиться на парусниках. Ну, может быть, добавить можно и некоторые гребные суда.

Галеры

Попасть на них - доля незавидная. Такое наказание в стародавние времена ждало отпетых преступников. И в Древнем Египте, и в Финкии, и в Элладе они уже были. Со временем появлялись другие виды кораблей, но галеры использовались до Средних веков. Главной движущей силой служили те самые каторжники, но помощь им иногда оказывали паруса, прямые или треугольные, установленные на двух-трех мачтах. По современным понятиям суда эти не были большими, их водоизмещение составляло всего 30-70 тонн, а длина редко превышала 30 метров, но в те далекие времена размеры кораблей вообще не были гигантскими. Гребцы сидели рядами, по оценке специалистов-историков, не более чем в три горизонтальных яруса. Вооружение галер представлено баллистами и носовыми таранами, в более поздние века эти боевые средства дополнялись и артиллерией. Ход, то есть скорость перемещения, контролировали надсмотрщики, задавая ритм особыми тамбуринами, а в случае необходимости и плетью.

Барки

Виды парусных кораблей нашим современникам известны мало, но кое-какие из них все же знакомы по регулярно проходящим парадам и международным регатам. В России сохранены барки «Седов» и «Крузенштерн». Эти корабли не только демонстрируют всему миру свою красоту, но и способствуют воспитанию молодых моряков, проходящих на них практику, в традициях

Итак, барк (название вида происходит от фламандского слова «bark») представляет собой судно с числом мачт от трех до пяти. Все его паруса прямые, за исключением косоугольной оснастки бизани (кормовой мачты). Барки - суда довольно крупные, например «Крузенштерн» имеет длину около 115 метров, ширину 14 м, экипаж из 70 человек. Так как построен он в 1926 году, когда паровые двигатели уже были широко распространены, то в его конструкции присутствует и вспомогательная энергетическая установка мощностью почти в полторы тысячи киловатт, нагруженная на два постоянного шага. Скорость судна и сегодня не кажется малой, под парусами ход этого барка достигает 17 узлов. Назначение типа, в общем-то, обычное для торгового флота XIX века - доставка смешанных грузов, почты и пассажиров по морским линиям.

Бригантина поднимает паруса

Фактически те же барки, но с двумя мачтами, называются бригантинами. Все различаются по своему назначению и судоходным качествам. Бригантины выделяются быстроходностью и легкостью. Парусная оснастка смешанная, на фоке (передней мачте) ветрила прямые, а на гроте косые. Любимое судно пиратов всех морей. В исторических источниках упоминаются бригантины с так называемым «бермудским гротом», то есть треугольным парусом, натянутым между ликтросом и передней шкаториной, но ни один из сохранившихся представителей вида не может им похвастаться. Впрочем, эти нюансы интересны только специалистам.

Фрегаты

По мере развития флота некоторые виды военных кораблей появлялись, другие исчезали, а третьи приобретали иной смысл. Примером может служить фрегат. Это понятие пережило более поздние типы, такие как броненосцы, дредноуты и даже линкоры. Правда современный фрегат примерно соответствует советскому понятию большого противолодочного корабля, но звучит короче и как-то красивее. В изначальном смысле оно означает трехмачтовое судно с одной артиллерийской палубой на 20-30 пушек. К слову «фрегат» начиная с XVII столетия долгое время добавляли прилагательное «дюнкеркский», означавшее преимущественное использование в отдельной зоне морского театра военных действий, примыкавшего к Па-де-Кале. Тип этот отличался быстроходностью. Затем, по мере увеличения радиуса автономности, их стали называть просто фрегатами. Водоизмещение - среднее для того времени, примерно Самый знаменитый русский фрегат назывался «Паллада», на нем в 1855 году была предпринята славная экспедиция к берегам Восточной Азии под командованием адмирала Е. В. Путятина.

Каравеллы

«Она прошла как каравелла…» - поется в известной эстрадной песенке. Невредно изучить виды перед тем, как сочинять тексты к будущим хитам. Комплимент получился несколько двусмысленным. Не каждая девушка захочет быть сравненной с грузоподъемным, крупным и довольно тяжелым судном. К тому же у каравеллы нос высоко задран, в чем также можно углядеть нежелательный намек.

Впрочем, в основном у этого типа, безусловно, хорошие мореходные свойства. Знаменит он более всего тем, что Колумб совершил свою экспедицию к берегам Нового Света именно на трех каравеллах («Санта-Мария», «Пинта» и «Нинья»). Внешне их можно отличить по упомянутым приподнятым бакам (носовым надстройкам), а также по парусной оснастке. Мачты три, фок с прямыми, а остальные - с латинскими (косыми) парусами.

Назначение - дальние морские и трансокеанские походы.

От слова «каравелла» морфологически происходит русское слово «корабль». Оно дало название и знаменитому французскому пассажирскому авиалайнеру, очень красивому.

Клиперы

Для быстрого плавания создаются все виды судов не всегда запоминаются, но есть исключения. Скажет кто-то слово «крейсер», и тут же все вокруг подумают что-то - одни «Аврора», другие «Варяг». По поводу клиперов вариант всего один - «Катти Сарк». Это судно с длинным и узким корпусом вошло в историю по нескольким причинам, но главным и важнейшим его качеством стала скорость. Доставлять чай из Китая, быстро привозить почту в дальние колонии и выполнять особо деликатные поручения королевы было уделом клиперов и их команд. И выполняли свою работу эти суда до самого появления пароходов, а в некоторых случаях и позже.

Галеоны

Перебирая старинные виды боевых кораблей, нельзя не вспомнить о Великой Армаде, соперничавшей с Британским флотом в XVI столетии. Главной единицей этой грозной силы был испанский галеон. Сравниться по совершенству с ним не могло ни одно парусное судно того времени. По своей сути это усовершенствованная каравелла, с уменьшенной надстройкой бака (тот самый «задранный нос» практически исчез) и удлиненным корпусом. В результате старинные испанские судостроители добились повышения устойчивости, снижения сопротивления волнам и, как следствие, увеличения скорости. Маневренность также улучшилась. Другие виды военных кораблей XVI столетия выглядели рядом с галеоном более короткими и слишком высокими (это был недостаток, в такую цель легче попасть). Очертания юта (кормовой надстройки) приобрели прямоугольную форму, а условия экипажа стали комфортнее. Именно на галеонах появились первые гальюны (уборные), отсюда и происхождение этого слова.

Водоизмещение этих «линкоров XVI века» колебалось от 500 до 2 тыс. тонн. Они, наконец, были очень красивыми, их украшали искусной резьбой, а нос венчала величественная скульптура.

Шхуны

Есть виды больших кораблей, ставших «рабочими лошадками», предназначенными для перевозки самых разнообразных грузов. Среди них особое место занимают шхуны. Это многомачтовые суда, отличающиеся тем, что не менее двух их оснасток косоугольные. Они бывают марсельными, стаксельными, бермудскими или гафельными, в зависимости от того, какие именно мачты снабжены косыми парусами. При этом нужно учитывать, что грань между двухмачтовой брамсельной или марсельной шхуной и бригантиной очень условна. Тип этот известен с XVII столетия. Наибольшего распространения он достиг в торговом американском флоте, в частности Волк Ларсен, персонаж Джека Лондона, со своей командой охотится на именно на шхуне. По сравнению с ней другие виды кораблей труднее управляются (Если верить Дж. Лондону этот процесс доступен даже одинокому моряку). Чаще всего шхуны были двух- и трехмачтовыми, но известны случаи, когда оснастка была куда многочисленнее. Своеобразный рекорд был поставлен в 1902 году, когда на воду спустили судно с семью мачтами («Томас Даблю Лоусон», верфи Куинси).

Другие виды кораблей

Фото парусников, прибывших на международную регату со всего света, публикуется в газетах, журналах и на страницах сайтов. Такой парад - всегда событие, красота этих судов несравнима ни с чем. Барки, бригантины, корветы, фрегаты, клиперы, кэчи, яхты представляют все виды кораблей, сохранившиеся, к счастью, до наших дней. Это зрелище отвлекает от повседневности и уносит зрителя в минувшие века, полные приключений и романтики дальних странствий. Настоящий моряк должен овладеть искусством парусной навигации, так считают во многих странах и у нас в том числе. Забравшись по вантам наверх, развернув паруса и вдохнув вольный ветер моря, можно занимать свои места у современных пультов управления сухогрузов, танкеров балкеровозов и круизных лайнеров. Такому моряку смело можно доверять судьбу груза и жизни пассажиров, он не подведет.

В преддверии дня ВМФ «Защищать Россию» старается разобраться, чем корвет отличается от фрегата, большой противолодочный корабль — от большого десантного, а судно — от корабля.

«Мы катались на кораблике!» — может кричать маленькая девочка, сойдя, например, с судна на воздушных крыльях «Метеор», доплыв на нем от Адмиралтейской набережной Петербурга до Петергофа. Если случайно рядом будет проходить настоящий морской волк в тельняшке, с трубкой, деревянным протезом вместо ноги и попугаем на плече, кричащим про пиастры, то он подумает, что девочка с родителями только-только сошла, скажем, с борта гвардейского , являющегося флагманом российского Черноморского флота.

Потому что корабль может принадлежать только военным морякам. А у гражданских — суда.

С точки зрения филологии, моряк будет не совсем прав, ибо судно — родовое понятие, которое также обозначает и вид. Суда бывают военными и гражданскими. Военные называются кораблями, гражданские — судами. Но морского волка, конечно, никто не станет поправлять. Наоборот, он взревет на тему: «Не плавают, а ходят! Корабли по морю ходят!»

Никто уже не помнит, почему корабли по морю именно ходят, но если все-таки задать моряку (неважно, гражданском или военному) этот вопрос, то почти со стопроцентной вероятностью вы узнаете, ЧТО на самом деле плавает. «Плавает руно в проруби» (слово «руно» менее поэтичные, но брутальные мореманы заменяют созвучным).

Корабли ходят по той же причине, по которой художники пишут, а не рисуют картины, бухгалтеры меряют год квАрталами, а не квартАлами, газовики строят исключительно газопрОводы вместо газопровОдов, а нефтяники ведут дОбычу нефтИ.

Профессиональный дискурс. В общем, надо запомнить, что ходят и по палубе корабля, и по морю на нем самом. Что будет, если филолог спросит моряка «почему тогда у вас капитаны дальнего плавания, а не капитаны дальнего хода?», никто не знает. Такой рисковый эксперимент не проводился.

У кораблей есть своя классификация (с учетом истории развития императорского/советского/российского флота и разных традиций у нас и на Западе, можно уверенно утверждать, что их несколько). В ВМФ России входят не только боевые корабли, но и суда обеспечения.

Корабли классифицируются, прежде всего, по рангам, которые зависят от водоизмещения.

Внутри рангов своя классификация, в зависимости от назначения. Как, например, у автомобилей: легковые могут быть полицейскими, или развозящими пиццу, или собирающими почту, а грузовые — перевозить сыпучие грузы, или жидкие, или замороженные.

Корабль водоизмещением больше 5000 тонн относится к кораблям первого ранга. Таким водоизмещением обладают авианосцы.

У российского флота в настоящее время он один — — 61000 тонн.

Хотя, если быть точным, «Кузнецов» относится к классу тяжелых авианесущих крейсеров. Также водоизмещением более 5000 тонн обладают крейсеры и некоторые эскадренные миноносцы (эсминцы), противолодочные (БПК), учебные и десантные (БДК) корабли. Внутри этих классификаций есть другие. Крейсеры могут быть: тяжелыми атомными (), ракетными («Варяг»), тяжелыми атомными подводными стратегического назначения (подлодки ), ракетными подводными стратегического назначения (подлодки ). Кораблем первого ранга командует капитан первого ранга (аналог в сухопутных войсках — полковник). По уставу корабль первого ранга приравнивается к полку.

С авианосцем все более-менее понятно. Его задача — доставлять авиасоединения до театра военных действий, попутно умея защищать себя.

Крейсер — это сам себе флот.

Как многоцелевой корабль, вооруженный, прежде всего, крылатыми ракетами, он может действовать вне основных сил флота, а может и с ними, выполняя задачи по охранению отряда кораблей. Крейсер — такой корабль, который ощетинился вооружением: ракетным, минно-торпедным, артиллерийским. Кроме того, крейсер может нести вертолеты. — филологическое наследие империи. Торпеды — самодвижущиеся мины, по мнению русских корабелов XIX века — ставились на корабли, действующие в составе эскадры. Так появились эскадренные миноносцы. С точки зрения западной морской классификации, эсминец — это корабль водоизмещением больше 6000 тонн, то есть корабль первого ранга в нашей классификации, по своему функционалу близкий к БПК, но вооруженный слабее, чем крейсер.

Эсминцы являются универсальными кораблями, действующими как для поддержки десанта и охранения, так и против сил неприятеля.

Они несут не только зенитно-артиллерийское, ракетное, противолодочное и минно-торпедное вооружение, но и могут быть площадкой для вертолета Ка-27 (). Большие противолодочные корабли (например, ) близки крейсерам, поскольку хорошо вооружены. Они превосходят водоизмещением большие десантные корабли, задачей которых является, прежде всего, доставка десанта в точку (например, являющийся кораблем второго ранга).

Корабли второго ранга выталкивают из воды от 1500 до 5000 тонн.

Командует ими капитан второго ранга (сухопутный подполковник). К ним относятся сторожевые, ракетные, десантные корабли 2 ранга и некоторые подлодки (проекты или ). Сторожевые корабли называются также корветами (например, головной корвет «Стерегущий» новейшего российского ). С фрегатами возникает явная путаница, поскольку их водоизмещение до 5000 тонн заставляет относить их к кораблям второго ранга, по функционалу их можно считать сторожевыми кораблями, но в советском флоте класса «фрегат» не существовало.

Кораблями третьего ранга — это не будет сюрпризом — командует капитан третьего ранга (на суше — майор). Их водоизмещение — от 500 до 1500 тонн.

Ракетные, артиллерийские, десантные и противолодочные корабли 3 ранга, плюс тральщики 3 ранга.

Тральщики — специальные корабли, задача которых не атаковать противника (ударные корабли) или охранять корабельную группу и сухопутные объекты (сторожевые), а искать и уничтожать мины и заграждения. В отличие от кораблей первого/второго рангов (больших десантных и больших противолодочных) корабли третьего ранга являются малыми: артиллерийскими (МАК «Астрахань», также называется корветом), ракетными (МРК «Штиль»), противолодочными (МПК «Муромец») и малыми десантными на воздушной подушке (МДКВП «Мордовия»).

Корабль четвертого ранга находится под командованием капитан-лейтенанта, старшего лейтенанта, лейтенанта.

Тут впервые исчезает слово «корабль», на смену которому приходит «катер»: десантный, артиллерийский, ракетный, противодиверсионный, а также тральщики 4-го ранга.

Водоизмещение — от 100 до 500 тонн.

Алексей Токарев