Украшения. Аксессуары. Дизайн ногтей. Цвета. Нанесение. Ногти

Устное высказывание школьников на олимпиадах по русскому языку. Как победить в республиканской олимпиаде

Устное высказывание – это не только одно из олимпиадных заданий, не только подготовленное выступление на конференции, собрании и др.; это, если задуматься, наш повседневный акт общения – в более «упрощенном» виде. Если в быту мы не особо изобретательны – не вклиниваем в речь метафоры, не изобретаем эпитеты, не используем цитаты, то для речи подготовленной – для достижения поставленной цели – многое из этого пригодится. Итак, устное высказывание должно быть эффективным , т.е. должно соответствовать цели выступления и ожидаемым результатам.

Чтобы сделать речь эффективной , необходимо руководствоваться некоторыми полезными принципами .

Во-первых, необходимо держать зрительный контакт . Аудитория не верит тому, кто «сидит» в своем листочке, – такой человек не создает впечатление уверенного, отлично владеющего материалом оратора. Безусловно, не нужно и судорожно бегать глазами по слушателем – это также не придаст Вам веса в их глазах. Не нужно и выбирать одну «жертву» своего выступления: этому человеку будет некомфортно под Вашим испепеляющим взглядом, а другие почувствуют себя лишними на этом выступлении.

Итак, выберите несколько своих «точек» опоры – например, Ваш преподаватель, одноклассник или директор школы, и по очереди обращайтесь к ним, при этом не забывая «скользить» и по членам жюри, и по слушателям, и по гостям конференции. Безусловно, удобнее и спокойнее держать контакт с хорошо знакомым человеком, который будет подбадривать Вас кивком или улыбкой, но и о других не забывайте.

Во-вторых, ведите себя естественно. Излишнее подергивание, посвистывание, резкие движения руками-ногами выдают неуверенность и волнение. Поэтому успокойтесь, глубоко вздохните, расслабьтесь, подумайте о чем-нибудь приятном. Умейте контролировать себя – это полезное качество не только при устном выступлении. Говорите спокойно и четко, дышите ровно – установите для себя приемлемый «темп» происходящего и не отклоняйтесь от него.

Сделайте свое общение с аудиторией живым и увлеченным – это охарактеризует Вас как многостороннюю личность, отличного специалиста и блестящего оратора. Безусловно, у Вас есть обработанный до «блеска» конспект выступления, где указаны примеры, ключевые слова, важные замечания и др., но это вовсе не значит, что шаг влево-вправо – расстрел. Е сли Вы чувствуете в себе уверенность говорить «свободно» - отрывайтесь от конспекта, не теряя при этом нить повествования, т.е. не уходя от плана высказывания. Поясняйте примеры, вспоминайте истории из жизни! Более разговорный тон сможет расположить к Вам аудиторию и сделать атмосферу выступления более доверительной.

Запомните, что для живого общения нужна практика : если Вы не чувствуете в себе уверенности говорить так, лучше не рискуйте – вернее, рискуйте, но не своим выступлением. Опытным «ораторам» же следует помнить, что нельзя скатываться до сленга и жаргона – все же границы следует уважать, а также необходимо помнить о временном регламенте : если у Вас всего 10 минут на выступлении, вряд ли нужно вспоминать о всех речевых оборотах дядюшки Петра Никоноровича и о его любимой рыбалке, даже если они и являются темой беседы.

В-третьих, держите голосовой контакт. Не делайте выступление монотонным : активно используйте возможности речевого аппарата – выделяйте голосом особенно важные места, акцентируйте внимание на нужных моментах доклада и др. Спокойное, «одинаковое» звучание усыпляет слушателя – и, как следствие, снижает интерес к произносимому.

Особенно важен этот совет при члени лирических произведений, где сам Бог (и автор, конечно же) велел передать всю гамму выплеснутых на бумагу чувств.

Используя голосовой контакт, не забывайте, что не стоит пугать слушателей резкими вскрикиваниями или душещипательными воплями, пусть они и подразумеваются автором. Выступление – не цирк и не увеселительное мероприятие, поэтому будьте живым и позитивным, но меру все же знайте.

Помните, что ненужные слова и обороты отвлекают слушателей от сути излагаемого, что может «скомкать» даже неординарную мысль.

И, наконец, в-пятых, следите за тем, чтобы структура Вашего высказывания была понятна не только Вам, но и Вашему адресату. Любая речь требует логичного изложения, поэтому продумайте структуру своего выступления : заинтересуйте слушателя зачином, привлеките его внимание; последовательно изложите свои доводы в основной части выступления, подавайте их «дозированно», не перегружая фактами, аргументируйте свои мысли, проиллюстрируйте их; лаконично подведите итоги, очертите круг сфер, где можно было бы продолжить исследование и др.

Закончив выступление, не расслабляйтесь на сто процентов – как правило, Вас ожидают еще вопросы аудитории. Не бойтесь их! Вы – автор своего проекта, поэтому можете излагать свою точку зрения на вопрос, по-своему его аргументировать. Если Вам сложно отвечать «с ходу», заранее обговорите с научным руководителем возможные наиболее частые вопросы, отметьте сильные и слабые стороны своей работы и кратко обоснуйте свою позицию по каждому пункту.

Устное выступление – это не только 10 минут «тематического» выступления, но и красивая, грамотная речь в обычной жизни.

Остались вопросы? Не знаете, как правильно выступать с устным высказыванием? Записывайтесь на урок к репетиторам.

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Устное высказывание – это не только одно из олимпиадных заданий, не только подготовленное выступление на конференции, собрании и др.; это, если задуматься, наш повседневный акт общения – в более «упрощенном» виде. Если в быту мы не особо изобретательны – не вклиниваем в речь метафоры, не изобретаем эпитеты, не используем цитаты, то для речи подготовленной – для достижения поставленной цели – многое из этого пригодится. Итак, устное высказывание должно быть эффективным , т.е. должно соответствовать цели выступления и ожидаемым результатам.

Чтобы сделать речь эффективной , необходимо руководствоваться некоторыми полезными принципами .

Во-первых, необходимо держать зрительный контакт . Аудитория не верит тому, кто «сидит» в своем листочке, – такой человек не создает впечатление уверенного, отлично владеющего материалом оратора. Безусловно, не нужно и судорожно бегать глазами по слушателем – это также не придаст Вам веса в их глазах. Не нужно и выбирать одну «жертву» своего выступления: этому человеку будет некомфортно под Вашим испепеляющим взглядом, а другие почувствуют себя лишними на этом выступлении.

Итак, выберите несколько своих «точек» опоры – например, Ваш преподаватель, одноклассник или директор школы, и по очереди обращайтесь к ним, при этом не забывая «скользить» и по членам жюри, и по слушателям, и по гостям конференции. Безусловно, удобнее и спокойнее держать контакт с хорошо знакомым человеком, который будет подбадривать Вас кивком или улыбкой, но и о других не забывайте.

Во-вторых, ведите себя естественно. Излишнее подергивание, посвистывание, резкие движения руками-ногами выдают неуверенность и волнение. Поэтому успокойтесь, глубоко вздохните, расслабьтесь, подумайте о чем-нибудь приятном. Умейте контролировать себя – это полезное качество не только при устном выступлении. Говорите спокойно и четко, дышите ровно – установите для себя приемлемый «темп» происходящего и не отклоняйтесь от него.

Сделайте свое общение с аудиторией живым и увлеченным – это охарактеризует Вас как многостороннюю личность, отличного специалиста и блестящего оратора. Безусловно, у Вас есть обработанный до «блеска» конспект выступления, где указаны примеры, ключевые слова, важные замечания и др., но это вовсе не значит, что шаг влево-вправо – расстрел. Е сли Вы чувствуете в себе уверенность говорить «свободно» - отрывайтесь от конспекта, не теряя при этом нить повествования, т.е. не уходя от плана высказывания. Поясняйте примеры, вспоминайте истории из жизни! Более разговорный тон сможет расположить к Вам аудиторию и сделать атмосферу выступления более доверительной.

Запомните, что для живого общения нужна практика : если Вы не чувствуете в себе уверенности говорить так, лучше не рискуйте – вернее, рискуйте, но не своим выступлением. Опытным «ораторам» же следует помнить, что нельзя скатываться до сленга и жаргона – все же границы следует уважать, а также необходимо помнить о временном регламенте : если у Вас всего 10 минут на выступлении, вряд ли нужно вспоминать о всех речевых оборотах дядюшки Петра Никоноровича и о его любимой рыбалке, даже если они и являются темой беседы.

В-третьих, держите голосовой контакт. Не делайте выступление монотонным : активно используйте возможности речевого аппарата – выделяйте голосом особенно важные места, акцентируйте внимание на нужных моментах доклада и др. Спокойное, «одинаковое» звучание усыпляет слушателя – и, как следствие, снижает интерес к произносимому.

Особенно важен этот совет при члени лирических произведений, где сам Бог (и автор, конечно же) велел передать всю гамму выплеснутых на бумагу чувств.

Используя голосовой контакт, не забывайте, что не стоит пугать слушателей резкими вскрикиваниями или душещипательными воплями, пусть они и подразумеваются автором. Выступление – не цирк и не увеселительное мероприятие, поэтому будьте живым и позитивным, но меру все же знайте.

Помните, что ненужные слова и обороты отвлекают слушателей от сути излагаемого, что может «скомкать» даже неординарную мысль.

И, наконец, в-пятых, следите за тем, чтобы структура Вашего высказывания была понятна не только Вам, но и Вашему адресату. Любая речь требует логичного изложения, поэтому продумайте структуру своего выступления : заинтересуйте слушателя зачином, привлеките его внимание; последовательно изложите свои доводы в основной части выступления, подавайте их «дозированно», не перегружая фактами, аргументируйте свои мысли, проиллюстрируйте их; лаконично подведите итоги, очертите круг сфер, где можно было бы продолжить исследование и др.

Закончив выступление, не расслабляйтесь на сто процентов – как правило, Вас ожидают еще вопросы аудитории. Не бойтесь их! Вы – автор своего проекта, поэтому можете излагать свою точку зрения на вопрос, по-своему его аргументировать. Если Вам сложно отвечать «с ходу», заранее обговорите с научным руководителем возможные наиболее частые вопросы, отметьте сильные и слабые стороны своей работы и кратко обоснуйте свою позицию по каждому пункту.

Устное выступление – это не только 10 минут «тематического» выступления, но и красивая, грамотная речь в обычной жизни.

Остались вопросы? Не знаете, как правильно выступать с устным высказыванием? Записывайтесь на урок к

blog.сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

font-size:14.0pt;line-height:115%; font-family:" times new roman>Олимпиада по русскому языку и литературе I (школьный) этап республиканской олимпиады учебный год

Задание 1. Укажите слова, в которых совпадает количество гласных и согласных звуков.

1) Аллея; 4). Театры;

2) Воробьи; 5) Медальоны.

3) Бояться;

Задание 2. Объясните значение слов.

Преамбула, прерогатива, прецедент, презентабельный, предвзятый, превратный.

За каждый правильный ответ 0,5 балла

Задание 3. Замените иноязычные слова синонимичными русскими словами, сложными по образованию.

Каллиграфия, демократия, библиофил, орфография , гуманный, оптимистический, эквивалентный, капризный. За каждый правильный ответ 0,5 балла

Задание 4. Определите, какие пары слов являются формами одного и того же слова, а какие – формами разных слов.

Накормить – накормлен: злить – злющий; петь – поющий; отпереть – отпирать; отпереть – отпирая; шить – ушить; шесть – шестерых; красный – краснеть; заплесневел – заплесневелый; дружеский – дружески; пиши – пишите; белят – белеет; белый – белизна; широкий – широченный

Задание 5. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые? Расставьте знаки препинания.

Многие историки говорят (1) что Бородинское сражение не выиграно французами (2) потому (3) что у Наполеона был насморк (4) что (5) ежели бы у него не было насморка (6) распоряжения его до и во время сражения были бы еще гениальнее (7) и Россия бы погибла. За каждый правильный ответ 0,5 балла

Задание 6. К пословицам и поговоркам стран Востока подберите русские с теми же значениями.

У каждого человека есть хорошая мысль: пять человек – пять хороших мыслей.

Остерегайся воды, текущей тихо; берегись того, кто глаза опускает.

В родник, откуда пьют воду, камень не бросают.

Убежал от дождя – попал под худую крышу.

Отрабатывай глину, пока она влажная. За каждый правильный ответ 1 балл

Задание 7. Какая ошибка допущена в тексте?

89 ямальских школ в рамках реализации национального проекта «Образование» до конца этого года будут подключены к Всемирной сети Интернет. Это существенный прорыв в мир новых информационных технологий , позволяющих поднять качество обучения.

1) орфографическая 2) пунктуационная 3) речевая 4) грамматическая За каждый правильный ответ 1 балл

Задание 8. Укажите, какой частью речи являются выделенные слова.

1) Одни ворота были закрыты, другие - распахнуты настежь.

2) В этом матче мяч залетел только в одни ворота.

3) В группе были одни девушки.

4) В корзинке для рукоделия лежали три катушки ниток, набор иголок и одни ножницы.

5) Мама разрешила мне купить только одни туфли.

За каждый правильный ответ 1 балл

Задание 9. В стихотворении А. Гитовича «Сказка Андерсена» подчеркните все

сказуемые. Определите их типы. Постройте линейные и структурно-смысловые схемы сложных предложений. Укажите разновидности сложных

предложений.

Когда поэт в беде,

Угнетена Природа

И робок свет восхода

На облачной гряде.

И к беднякам в оконце,

Повсюду и везде.

Опаздывает солнце,

Когда поэт в беде. За каждый правильный ответ 1 балл

Задание 10. Приведённые ниже цитаты - вторые строчки из разных стихотворений. Вспомните первую строчку, название стихотворения и адресата .

1) ...Недолго нежил нас обман..Голубка дряхлая моя...

2) ... Передо мной явилась тыХраните гордое терпенье...

Темы устных высказываний (15 баллов)

Билет 1

1. Ткань нашей жизни соткана из перепутанных нитей, добро и зло соседствуют в ней (О. Бальзак) .

2. Ласковое слово - что вешний день.

Билет 2

1. Одиночество лучше, чем плохой товарищ (Кабус) .

2.»Совесть, благородство и достоинство – вот оно, святое наше воинство» Б. Окуджава.

Билет 3

1. Писатель должен много писать, но не должен спешить

2. Жизнь ничего не дарует без тяжких трудов и волнений. Гораций

Билет 4

1. Раны лечатся временем, а горе дружбой. Аркадь Кулешов

2. «Главный воспитатель человека – его жизненный опыт». Согласны ли вы с мнением поэта? Е. Евтушенко

Билет 5

1. Кто всякому друг, того я другом своим не считаю Ж. Мольер

2. «Добро» и «зло» телевидения.

Билет 6

1. Где равенству конец, не может быть и дружбы Д. Обер

2. Как бы вы ответили на вопрос «Что угрожает литературному языку?»

Билет 7

1. Жизнь – это то, что люди больше всего стремятся сохранить и меньше всего берегут. Ж. Лабрюйер

2.Великий писатель должен охватывать все стороны человеческого существования. А. Моруа

Билет 8

1.Что посеешь в юности, то пожнешь в зрелости .

2. Литература – это руководство человеческого разума человеческим ростом. В. Гюго

Билет 9

1. Плохо живут те, которые всю жизнь лишь собираются жить. Публий Сир

2. «Кто не любит родную природу –тот не знает народной души. Н. Рыленков

Билет10

1. Лишь тот постигает жизнь, кто проникает в ее глубины. С. Цвейг

2. Чтобы хорошо говорить, нужно много учиться.

Билет 11

1. Украшение дома – друзья, его посещающие Р. Эмерсон

2. Талант-это сила жить

Билет 12

1.Мобильная связь в повседневной жизни.

2. "Самая трудная вещь - требование к себе" А. Макаренко

Билет 13

1. Герой нашего времени: какой он?

2. Друг мне тот, кому все могу говорить.

Билет 14

1. Дружба удваивает радости и сокращает наполовину горести. Ф. Бэкон

2. Если хочешь, чтобы у тебя было мало времени, ничего не делай.

Билет 15

1. Во многой мудрости много печали. (Библия)

2. Красивые мысли нередко служат костылями хромым мыслям. Г. Гейне

Текст для написания отзыва (10 класс)

Андрей Дементьев

В мастерской у скульптора

Я не знаю, как ты все постиг:

проступает в камне женский лик,

будто бы в окне рассвет весенний.

Я не знаю, что тебе дороже:

Тайна мысли иль улыбки миг.

Сколько лиц…

А лик один и тот же,

Всё один и тот же женский лик.

Видимо, резец твой заколдован.

Видно, камень у тебя такой,

что бы ни работалось –

и снова

женский лик под ласковой рукой.

Проступает в камне женский лик.

Боль его – в твоей любви начало.

Словно в камне музыка звучала,

а до нас донесся только крик.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ОТЗЫВА

(Максимальный балл - 35)

I . Анализ содержания произведения (10 баллов):

- определение темы, анализ основной проблематики (2 балла);

- анализ системы образов (1 балл);

- определение особенностей сюжета, композиции (1 балл);

- учет вертикального контекста, общая эрудиция автора работы (1 балл);

- личностное отношение к прочитанному (1 балл);

- наличие и убедительность аргументации (1 балл);

- отсутствие фактических ошибок (1 балл).

И. Анализ изобразительно-выразительных средств (10 баллов):

- многоуровневость анализа: метрика, строфика, рифма; тропы и стилистические
фигуры; фонетические , лексико-фразеологические, словообразовательные,
морфологические , синтаксические , графические средства изобразительности (4 балла);

- целостность анализа: определение роли изобразительно-выразительных средств
в раскрытии темы, идеи, проблематики произведения, в выявлении авторской позиции,
взаимосвязь уровней (2 балла);

- учет жанрово-стилевой специфики произведения (2 балла);

- выявление особенностей авторского стиля (2 балла).

III . Грамотность (10 баллов): по критериям оценки творческих работ учащихся.

IV . Композиция работы: соразмерность и взаиморасположение частей

уместность отступлений и под. (3 балла).

У. Творческий характер работы (2 балла):

- нестандартность оценки прочитанного (1 балл);

- оригинальность формы (1 балл).

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УСТНОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ

1. Содержание высказывания:

- соответствие теме, отсутствие необоснованных отступлений от темы;

Полнота раскрытия темы (наличие достаточного количества подтем для раскрытия темы);

- глубина раскрытия темы;

- аргументированность суждений, использование в качестве аргументов не только личного опыта участников олимпиады, но и примеров из литературных произведений, исторических фактов и т. п.;

- отсутствие фактических ошибок.

2. Построение высказывания:

Логичность;
- связность;

- композиционная четкость, соразмерность частей высказывания;

- цельность и завершенность.

3. Речевое оформление:

- богатство и выразительность речи (объем активного словарного запаса;
- разнообразие грамматических конструкций, экспрессивность);

- уместность речи, соответствие заданному стилю, жанру, типу речи;

- правильность речи (соблюдение норм русского литературного языка: орфоэпических , акцентологических, словообразовательных, морфологических,
синтаксических, речевых - оценка снижается на 0,5 балла за каждую ошибку).

4. Творческий характер высказывания:

- нестандартность трактовки темы,

- оригинальность композиции, формы высказывания .

5. Ответы на вопросы жюри.

Максимальная оценка - 15 баллов, (содержание высказывания - 5 баллов, построение - 2 балла, речевое оформление - 5 баллов, творческий характер высказывания 1 балл, ответы на вопросы жюри - 2 балла).


Предварительный просмотр:

Сценарий школьной научно-практической конференции

«Гимн слову».

Темы выступлений:

1. Вульгаризмы в нашей речи.

3. Молодежный жаргон.

4. Неоправданное употребление заимствованных слов.

5. Мы портим русский язык – язык портит нас…

Исследовательские и проектные работы:

1. Молодежный жаргон в моей школе.

3. Вульгаризмы на телевидении. Самая вульгарная молодежная телепередача.

Конкурс плакатов «Долой «словесный мусор»!

Тезисы выступлений.

«Вульгаризмы в нашей речи»

В сферах внелитературной речи и литературного языка особняком стоят вульгаризмы – лексический строй с непристойной экспрессией. Среди вульгаризмов различают неприличные и непристойные формы. Таким образом, можно сделать следующее уточнение нашего понимания сущности вульгаризмов: все оскорбительные, бранные слова и грубые проклятия мы относим к неприличным формам: к непристойным формам – нецензурные слова и выражения.

«Ибо кто же из нас, стариков, не испытывает острой обиды и боли, слушая, на каком языке изъясняется иногда наше юношество!

Фуфло, шмакодявка, хахатура, шикара – в каждом этом слове мне чудится циничное отношение к людям, вещам и событиям.

В самом деле, может ли питать уважение к девушке тот, кто называет ее чувихой или кадришкой ? И, если, влюбившись в нее, он говорит, что вшендябился , не ясно ли: его влюбленность совсем не похожа на ту, о которой мы читаем у Блока.

С глубокою тоскою узнал я о литературной беседе, которую вели в библиотеке три школьника, выбиравшие интересную книгу:

Возьми эту: ценная вещь . Там один так дает копоти !

Эту не бери! Лабуда ! Пшено !

Вот эта жутко мощная книжка!»

Вульгарные слова – порождение вульгарных поступков и мыслей, и потому нетрудно заранее представить себе, какой развинченной, развязной походкой пройдет мимо тебя молодой человек, который вышел прошвырнуться по улице, и когда во дворе к нему подбежала сестра, сказал ей: - Хиляй в стратосферу !

На каждом слове этого жаргона печать того душевного убожества, которое Герцен называл тупосердием.

Еще и тем неприятен жаргон, что он не допускает никаких интонаций, за исключением самых элементарных и скудных. Ведь только грубые интонации возможны в той примитивной среде, где люди щеголяют такими словами:

Вместо компания они говорят – кодла ,

Вместо будешь побит – схлопочешь ,

Вместо хорошо – блеск, сила, мирово, мировецки ,

Вместо наелись досыта – железно нарубались ,

вместо неудачник – слабак,

вместо рассказывать анекдоты – травить анекдоты,

вместо познакомиться с девушкой – клеиться к ней и т.д.

Русский язык могуч и велик!

Из уважения к предкам

Не позволяйте калечить язык

Эллочкам – людоедкам!

Но мне кажется, борьба с этим «людоедским « жаргоном была бы куда плодотворнее, если бы она начиналась в школе – там, где и зарождается жаргон. Слишком уж заразительна, прилипчива, въедлива эта вульгарная речь, и отказаться от нее не так-то легко.

Жил-был этот, как его,

Ну, значит, и того,

Жило это самое

Со своею мамою.

Был еще один чудак –

Это, в общем, значит так,

И его любимый зять.

Звали зятя

Так сказать,

А жену звали ну…

А соседа звали это…

А его родители –

Видишь ли

И видите ли…

А еще какой-то э-э-э

Жил на верхнем этаже…

И дружили они все…

Ну и значит, и вообще.

Это своеобразные заполнители пауз. Паузы между предложениями, словосочетаниями, группами слов должны быть непременно. Но нет необходимости заполнять их чем-либо! Кроме того, постоянное произнесение каких-либо звуков обедняет беседу, не дает возможности подумать ни говорящему, ни его партнеру по общению.

№1

Начни возвращать словам их смысл. Не произноси их бездумно, а каждый раз вспоминай, что каждое из них означает. Этот способ не применим к слову «собственно», но вот вспомнить, что слово «короче» - часть выражения «короче говоря», совсем несложно.

№2

Попробуй заменить слова каким-нибудь звуком, как это делают с нецензурными словами на ТВ. С одной стороны, это поможет тебе отслеживать ненужные слова в своей речи и говорить их бессознательно. С другой стороны – все-таки неприлично все время пикать, бибикать или присвистывать при разговоре. Поэтому шанс, что ты скоро очистишь свою речь, довольно велик.

№3

Наказывай себя штрафом. Сказал « типа » и день без сладкого. Произнес « кстати » не к месту – немедленно три приседания. Очень действенный метод, но трудновыполнимый, если не обладаешь железной волей.

№4

№5

Читай больше! Это обогатит твой словарный запас. И в следующий раз тебе не придется, подыскивая нужное слово, прятаться за « как бы » и « типа ».

Молодежный жаргон

В последние десятилетия особенно резко изменились условия функционирования языка. Прежде всего, это касается устной публичной речи. Расширение рамок публичной речи (телевидение, радио, митинги, собрания и т.д.) дало возможность приобщить к ней новые слои населения. Кроме того – и это главное – изменился сам характер речи. Также общество начала нового столетия характеризуется повышенным интересом к жаргонизмам, в современном русском языке можно наблюдать тенденцию к увеличению количества жаргонной лексики в его составе. Если раньше жаргонизмы употреблялись только в непринужденном общении хорошо знающих друг друга людей, то теперь их можно услышать в радио- и телепередачах и увидеть на страницах самых разных газет.

Жаргон может возникать в любом коллективе. Существует жаргон школьников, жаргон студентов, молодежный и армейский жаргоны.

Так к молодежному жаргону относятся слова: ботаник – отличник, усердный ученик; клевый, классный – высшая ступень положительной оценки; крутой, круто – выше всяких похвал, напрягать – утомлять, докучать и т.п.

Причины возникновения жаргонных слов различны. Чаще всего жаргон возникает в результате стремления к специфической для данного коллектива речевой экспрессии, к выражению особого (ироничного, пренебрежительного, презрительного) отношения к жизни. Это своеобразная коллективная языковая игра, которая оканчивается с выходом человека из данного коллектива.

Например, слова: шпора (шпаргалка), пара (двойка), физра (физкультура), природа (природоведение), содрать (списать) активно употребляются в речи школьниками (школьный жаргон), но не встречаются в речи взрослых людей, употреблявших эти слова ранее.

В других случаях жаргон является средством языкового обособления, языковой конспирации. К этой категории относится, например, жаргон асоциальных элементов, преступной среды.

В последние годы, в связи с активным развитием средств массовой информации, стали довольно распространенными многие жаргонные слова: водила, видак, обуть, челнок, наколоть, ящик, комп, наехать, кинуть . Они употребляются и в речи людей, и, что грустно, в газетных и журнальных статьях.

«Страшно не то, что молодежь изобретает особый жаргон. Страшно, когда, кроме жаргона, у нее ничего нет за душой. Если человек с детства знал Льва Толстого, Чехова, Пушкина, Диккенса, он мог, конечно, баловаться жаргоном, но ему было что помнить…

Если же помнить нечего, если человек знает только жаргон и не имеет понятия о подлинной человеческой речи, а значит и о подлинных человеческих чувствах, тогда нечего пенять на жаргон. Тогда надо бороться не с жаргоном, а с бескультурьем».

Об отношении к жаргонизмам в речи пишут в блогах сами школьники:

«Я считаю, что жаргонизмы разрушают не только наш великий, могучий русский язык, но и самого человека как личность. В наше время резко изменились условия функционирования языка. Речевая культура испытывает сильный натиск иностранных слов и сленгов, особенно это заметно в школьной среде. Чем же так опасны жаргоны, какие последствия ведут за собой? Зачем мы их используем в своей речи?

Основной функцией жаргона является выражение принадлежности к автономной социальной группе. Их в основном употребляют школьники для снятия стресса, выражения своих эмоций, ошибочно считая это модным. Многие считают жаргонизмы временным явлением в их жизни, но со временем они становятся необходимыми словами и чем старше школьник, тем осознанней он относится к своей речи.

Использование сленга и жаргонов приводит к отклонениям от норм поведения, отрицательно влияет на психику и мировоззрение, порождает негативные эмоции и агрессию к окружающим. С этим нужно бороться! Сегодня жаргон школьников – это объективная реальность. Но запрещать употреблять жаргонизмы бессмысленно, т.к. это все равно не приведет к желаемому результату. Люди как употребляли, так и будут употреблять их в речи.

Ведь такую лексику можно услышать и по радио, и в телепередачах, и увидеть на страницах самых разных журналов и газет. «Снижение» и огрубление речи в наши дни связано с недостаточностью языковой и общей культуры, снижением уровня интеллигентности говорящих и пишущих, низком интеллекте. Влияние современного телевидения на культуру речи наших подростков невероятное. Взять, к примеру, показ телесериала «Реальные пацаны»?!!! Может быть, все же стоит задумываться о цензуре таких фильмов? Кто отвечает за это? Чему может «хорошему» научиться наша молодежь? А ведь никого уже такими фильмами не шокируешь. Становится просто страшно от мыслей за будущее нашего языка и молодого поколения. Хочется иногда крикнуть всем взрослым: «SOS! Спасите наши души!!!»

Неоправданное употребление заимствованных слов

«Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, - значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус» -

В.Г. Белинский

Л. М. Кольцова, руководитель Центра русского языка Воронежского госуниверситета пишет:

«Особое беспокойство вызывает наплыв американизмов, который уже в 80-е, 90-е годы русские лингвисты считали беспрецедентным в истории русского языка. Сейчас же, по наблюдениям исследователей, ежедневно на головы людей обрушивается более пятидесяти новых иноязычных слов».

Человек оказывается в очень сложном положении, которое когда-то описал в фельетоне «Крик души» Виктор Славкин: «Начальнику ЖЭК №5 от жильца квартиры №37 Соломонова К.П. Заявление. В последнее time совсем доконали соседи, life дала трещину. В моей family (семье) началось натуральное заболевание по нервам – заговариваемся. Встанешь morning , голова полна words , а днем эти выражения из нашего рта так и лезут. Скажите соседям, пусть перестанут хулиганить atnight … Helpme ! A то хана. Отец family трех peopleSelimonoff K . P .»

Сейчас в этом рассказе читатель и не оценит юмора, потому что макароническая речь стала обычной для нашего времени.

Проблема не в том, что словарный состав языка вбирает в себя названия новых предметов, явлений, а в том, что эти названия не осваиваются, остаются непонятными для читателя, слушателя, зрителя.

Если даже давно и прочно вошедшие в язык слова «геноцид», «антибиотик», «иммунитет» толкуются соответственно «дружба народов», «микроб», «зараза» «средне образованным» человеком, то, что говорить о таких модных словечках, которые порхают бабочками по телевизионным «ток-шоу», звучат в интервью с известными людьми, в новостных передачах. Иноязычные слова, не имеющие для русского человека внутренней формы, глубины значения, ассоциативных связей, оценочного компонента, т.е. живой жизни, очень удобны для того, чтобы маскировать ужас происходящего.

У молодых людей, вырастающих в условиях «расцветшего» и «ожившего» языка, не вызывают каких-либо чувств слова «путана», «киллер», «киднеппинг», «коррупция» и т.п. Один школьник спокойно говорит другому: «А я в институт не пойду. Буду секьюрити или киллером».

Прав Н.И. Белоусов, когда говорит о том, что «преобразователям» вряд ли удалось так лихо «кинуть» всю Россию, если бы они не придумали загадочные «ваучеры», «маркетинги», «консалтинг», «киллеров» и «дилеров», под которыми были замаскированы убийцы и вымогатели, воры и грабители.

Такое отношение к языку – это целенаправленное разрушение национального самосознания русского человека. И проблема эта касается каждого из нас.

Агрессия заимствований, засоряющих речь, затемняющих ее смысл, вызывает протест у людей, понимающих, что многому из того, что сейчас необдуманно заимствуется, место – в мусорной корзине, а не в языковой копилке нашей жизни.

«Никогда не стояла так остро проблема речевой дезориентированности носителей русского языка и крупномасштабного разрушения их языковой компетентности, вызванных необдуманным речевым «модничаньем» плохо подготовленной части населения и активной деятельностью наших средств массовой информации. Это чревато серьезными последствиями для русской культуры в целом, тем, что происходящие изменения угрожают самобытности русского языка как высочайшего достижения нашей культуры».

Язык и Народ – только в русском понятье – одно.

Лишь Русской Душе в дни раздумий и тяжких сомнений

В дорогу напутственное вечное русское слово дано!

Мы портим русский язык – язык портит нас…

«Для каждого интеллигентного человека дурно говорить, должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать». А.П.Чехов

Как известно, важнейшим компонентом русского менталитета является и наш родной русский язык. Нельзя не отметить, что по своей значимости, несмотря на все катаклизмы нашего времени, он по-прежнему входит в «клуб» мировых языков. Казалось бы, все говорящие по-русски должны гордиться этим. Однако зачастую русский язык мы портим, засоряя речь различными вульгаризмами и жаргонными словечками, типа кореш, рожа, балдеть, заткнись, отвали и т.п. Особенно этим страдает подрастающее поколение. Часто на улице можно услышать слова: «Пошли домой, блин, козлиха! » (Это так старшая сестра, лет 14-15, «вежливо» обратилась к своей младшей сестре, заигравшейся во дворе со сверстниками). Подобные фразы можно услышать, к великому стыду, и в речи значительной части молодежи. Более того, речевой болезнью нашего времени стала «мода» и на широкое употребление так называемой ненормативной лексики. Нельзя не признать, что в последние годы она прочно вошла в повседневную речь многих говорящих по-русски, в том числе и в речь учеников школы.

Эта нецензурщина стала настолько повседневным, обыденным явлением, что люди просто не обращают на это никакого внимания. Видимо, считают это чуть ли не характерной особенностью русского менталитета. На этот счет у Михаила Задорнова есть даже один сатирический монолог, в котором говорится, что мат зачастую служит для связи слов в предложении. Без него «говорящий» не сможет связать и двух слов.

Дошло до того, что нецензурные слова и выражения можно услышать в некоторых современных кинофильмах и телепередачах. Известные популярные артисты с упоением читают сочиненные ими матерные стихи, оскорбляют матерными словами журналистов, и что самое страшное, утверждают с экрана, что мат – это часть русского языка, который можно употреблять в обыденной речи.

Вне всякого сомнения, бранная, вульгарная, матерная лексика уродует не только нашу речь, но и нашу душу, и если не бороться с этим социальным злом, будут расшатаны стилистические нормы русского языка, представления человека о добре и зле, а этого допустить нельзя.

Я буду бороться за русский язык до последнего вздоха!

Мои полководцы – великие Пушкин и Даль.

Я с ними иду по тернистым Познанья дорогам.

Они открывают мне тропы в заветную даль.

Давно эпитафии пишутся Слову родному,

Но шёпотом нежным и громом небесным опять

Идёт к Человеку могучее русское Слово:

Совет и Спасенье, Надежда, Любовь, Благодать.

Учитель русского языка: Яцук Т.А.

МОУ Мальчевская СОШ

Ростовская обл.,

Миллеровский р-н,

Ст. Мальчевская,

Ул. Голдобина 1.



УСТНОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ

НА ОЛИМПИАДАХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Устное высказывание – одно из трех заданий (наряду с комплексной работой по языку и литературе и отзывом о лирическом произведении), с помощью которых оценивается уровень знаний и умений учащихся на олимпиадах по русскому языку. Продолжительность такого высказывания составляет 2–3 минуты (но не более 5 минут). Учащимся предлагается выбрать одну из трех тем , которые можно охарактеризовать так:


  • тема № 1 предполагает высказывание, содержание которого основывается на теоретических знаниях по языку (например, «Влияют ли заимствования на самобытность языка?» или «Почему глагол называют “великим тружеником”?» );

  • тема № 2 связана с русской и мировой литературой (например, «Современная литература: упадок или поиск новых путей?» или «Он и Она в русской поэзии» );

  • тема № 3 обращена к социально-философской проблематике (например, «Существует ли мода на профессии?», «Человек и природа: в поисках утраченной гармонии», «Герой нашего времени... Кто он?» ).

Устное высказывание оценивается по следующим критериям :
1. Содержание высказывания : соответствие теме, полнота и глубина ее раскрытия; аргументированность утверждений, использование в качестве иллюстративного материала не только примеров из личного опыта, но и фактов, почерпнутых из иных источников, (литература, история, наука и др.).

2. Построение высказывания : логичность, связность, композиционная четкость, соразмерность частей высказывания, цельность и завершенность.

3. Речевое оформление высказывания :богатство и выразительность речи; уместность и соответствие речи избранному стилю и жанру; правильность речи, т. е. соблюдение таких важных для устного высказывания норм, как орфоэпические, акцентологические, словообразовательные, морфологические, синтаксические и речевые.

4. Творческий характер высказывания :нестандартность трактовки темы, оригинальность композиции высказывания.

5. Ответы на вопросы жюри по теме устного высказывания: как правило, это 2-3 вопроса, которые также оцениваются с точки зрения глубины, композиционной стройности, речевого оформления и оригинальности.
Остановимся более подробно на содержании и композиции устного высказывания. Как правило, оно состоит из трех частей – вступления, основной части и заключения.

Вступление является своеобразной прелюдией к основной части устного выступления, в силу этого целесообразно учитывать следующие требования ,которые предъявляются к этой части текста:
1. Вступление не должно быть большим по объему, иначе оно кажется необоснованно затянутым.

2. В начале устного высказывания необходимо избегать общих фраз, т. е. утверждений несомненно правильных, но всем известных, избитых. Они не несут дополнительной смысловой нагрузки, а лишь снижают впечатление и дают определенную негативную установку на восприятие остального содержания высказывания (например, «опять ничего нового», «как скучно и банально»).

3. Вступление не должно быть как банальным, так и излишне «экстравагантным», т. е. содержать необдуманные, спорные, противоречивые и просто неэтичные высказывания, которые могут быть превратно истолкованы слушателями. Последнее обстоятельство можно объяснить возрастными особенностями школьников, которым в 15-17 лет бывают свойственны как некоторая инфантильность суждений, категоричность высказываний, содержащих критику старых авторитетов, так и желание поразить нестандартностью и независимостью мышления .

Одним из недостатков устных высказываний учащихся является «скомканное», невнятное вступление. Это объясняется извечной проблемой, которую можно назвать «я не знаю, как начать». Поэтому целесообразно познакомить учеников с различными вариантами содержательного наполнения этой части устного высказывания.

С учетом специфики устных выступлений на олимпиаде по русскому языку во вступительной части высказывания органично будет звучать:
1) объявление темы высказывания и ее краткая характеристика (например, важность, сложность, злободневность и актуальность и т. п.);

2) ознакомление с планом выступления;

3) объяснение причин заинтересованности темой (такое вступление привлекает внимание слушателя, поскольку содержит личностно окрашенный момент);

4) раскрытие сути центрального понятия темы; это делается в тех случаях, когда в названии темы имеется термин, требующий расшифровки (например, если учащемуся предложена тема «Герой нашего времени... Кто он?», то во вступлении можно раскрыть суть понятия «герой» или «герой нашего времени»);

5) обзор темы, т. е. краткое сообщение истории ее разработки или трактовки;

6) вопрос или серия вопросов; в этом случае в основной части высказывания должна быть сделана попытка дать на него (них) ответ.
Таковы традиционные способы содержательного наполнения вступительной части к устным высказываниям. Использование одного или нескольких предложенных вариантов вступления поможет учащимся решить вопрос, с чего начать свое выступление.

Как уже отмечалось ранее, одним из критериев оценки устных выступлений на олимпиаде является их творческий характер . Придать такой характер высказыванию может необычное, интригующее вступление . Роль интриги в привлечении внимания заключается в «вуалировании» исходного материала . Поскольку начало хорошо запоминается, производит впечатление и «формирует» своеобразную установку на последующее восприятие остального высказывания, то именно в этой части можно располагать элементы, несущие заряд необычного. Перечислим некоторые приемы придания вступительной части устного высказывания творческого и интригующего характера :
1) пересказ яркого факта из жизни или фрагмента литературного произведения, где содержится ключ к пониманию характера предложенной темы или проблемы;
2) цитата из литературного произведения (воспроизведение стихотворного или прозаического отрывка), раскрывающая суть проблемы;
3) афоризм, пословица или поговорка, с помощью которых можно ярко очертить смысл проблемы;
4) высказывания русских или зарубежных критиков и деятелей культуры, в которых заключается суть описываемой проблемы;
5) несколько суждений или отзывов авторитетных лиц о произведении, отдельном герое, определенной теме или проблеме, причем эти высказывания могут «вступать в заочный спор» друг с другом. Такое вступление к устному высказыванию приобретает полемический характер, предполагающий построение основной части высказывания как доказательство истинности одного суждения и ложности всех остальных утверждений.

Таким образом, перечисленные варианты (как традиционные, так и творческие, «интригующие») представляют собой достаточно широкий, хотя далеко и не окончательный набор приемов, овладение которыми должно помочь учащимся избежать «общих фраз» и облегчить процесс создания вступления к устному высказыванию.

Основная часть устного высказывания представляет собой собственно рассуждение школьников на избранную тему. В этой части ученики выдвигают конкретные утверждения (тезисы) и для подтверждения истинности или ложности этих положений приводят соответствующие доказательства. В качестве доказательств в устных высказываниях школьников можно использовать:


  • факты , события, имевшие место в объективной реальности;

  • примеры из языка или литературного произведения;

  • авторитетные высказывания – изречения русских и зарубежных лингвистов, литературоведов, деятелей культуры;

  • ценностные аргументы , т. е. ссылки на нормы морали и нравственности;


Основные претензии чаще можно предъявить к формулировке тезиса рассуждения . Нередко она характеризуется излишней категоричностью. Приведем несколько примеров таких «категоричных» утверждений (таблица 3).

«Категоричная» формулировка тезиса рассуждения определенным образом «загоняет» школьников в угол, поскольку любое из приведенных утверждений может быть поставлено под сомнение в ходе ответов на вопросы жюри. Например, тезис «к "настоящим" книгам

Таблица 3

при выдвижении тезиса рассуждения


Тема высказывания


Примерная формулировка тезиса


1. Согласитесь ли вы с мнением, что литература – это то, что читают два раза, а журналистика – то, что читают один раз?


1. Да, я соглашусь с этим мнением, действительно, к «настоящим» книгам хочется вернуться, чтобы перечитать их, а статью достаточно прочитать один раз …


2. Какой должна быть экранизация литературного произведения.


2. Уверена, что любая экранизация будет хуже литературного оригинала, потому что


3. Свобода или ограничение – колыбель творчества?


3. Творчество возможно, если есть свобода и нет ограничений.

прочитать один раз » можно опровергнуть доводом, что не числом прочтений определяется качество книги, а силой ее воздействия; «умную» и обстоятельную статью также хочется перечитать несколько раз, чтобы обдумать ее содержание.

Утверждение «любая экранизация будет хуже литературного оригинала » также может быть с легкостью опровергнута приведением в качестве примера кинофильма «Собачье сердце» (реж. В. Бортко). Эта экранизация, по мнению некоторых кинокритиков, в определенных отношениях даже глубже своей литературной основы.

Тезис «творчество возможно, если есть свобода и нет ограничений » также является довольно спорным, поскольку современность постоянно доказывает нам, что отсутствие ограничений ведет к вседозволенности.

Заключение – завершающая часть устного высказывания. Его значение не менее важно, чем вступления («конец – делу венец»), поскольку неудачная концовка может испортить впечатление от всей речи. Чтобы этого не произошло, необходимо помнить о следующих требованиях, предъявляемых к заключению.
1. Оно должно иметь небольшой объем, т. е. выводы следует излагать достаточно лаконично. Не нужно производить повторного доказательства и разъяснения уже рассмотренных положений (это делается в основной части устного высказывания).

2. Содержанию заключения должна быть присуща последовательность и завершенность. Непоследовательность при формулировании выводов и их противоречие друг другу, незаконченность умозаключений снижают впечатление от всего выступления.
Как правило, в заключении содержится:
1) итог всего высказывания, обобщение тех мыслей, которые были высказаны в основной части, т.е. определенные выводы;

2) краткий повтор главных мыслей, идей, тезисов основной части высказывания.
Для придания содержанию заключения предельной четкости и ясности целесообразно использовать вводные слова, характерные для перечисления (во-первых, во-вторых, в-третьих и т. д).

Чтобы концовка устного высказывания приобрела необычный, «творческий» характер, в нее можно включить:
1) риторический вопрос, содержащий в своей структуре утвердительный или отрицательный ответ, который достаточно очевиден;

2) цитату (прозаическую или стихотворную) из литературного произведения, где в сжатой, а иногда и афористичной форме дается яркая и меткая обобщающая оценка проблемы;

3) афоризм, пословицу, поговорку.
Кроме того, во вступлении и заключенииможноиспользовать принцип кольца , при котором концовка высказывания «закругляет» его, т. е. связывает с началом . Это достигается повторением в заключительной части высказывания начальных фраз вступления. После изложения учащимися в основной части высказывания своих мыслей по избранной теме повторенные в концовке начальные фразы вступления могут приобретать более глубокий смысл или совсем иное содержательное наполнение.

При обдумывании содержания устного высказывания непосредственно на олимпиаде можно порекомендовать учащимся следующий порядок работы над его частями:
основная часть → заключение → вступление.
Целесообразность такой последовательности объясняется тем, что только после четкого представления о содержании основной части высказывания можно подводить определенные итоги и делать соответствующие выводы. Работа над вступлением, на наш взгляд, вообще должна осуществляться в последнюю очередь. Целесообразность именно такого порядка действий была отмечена еще в эпоху античности. Так, Цицерон писал: «Только тщательно обдумав и рассмотрев все дело в целом, только подыскав и подготовив все источники доказательств, можно думать о том, как начало следует применить» . Как уже отмечалось ранее, многие школьники часто не знают, с чего же начать высказывание, это усугубляется стрессовой ситуацией и ограниченностью во времени на подготовку устного высказывания. На поиск первых фраз может быть потрачено слишком много времени, которого потом не хватит на обдумывание середины и концовки. А начинать надо с главного, с того, что хочешь сказать по поводу избранной темы, т. е. с основной части работы. В данном случае необходимо раз и навсегда отказаться от мысли, что процесс создания текста обязательно должен осуществляться в последовательности «вступление → основная часть → заключение». Разве научные работы начинают писать с введения, а повести или романы – с первой главы? Конечно же, нет; чаще всего начало создается в последнюю очередь. Очевидно, что и при работе над устным высказыванием подумать о том, «с чего начать», целесообразно в самом конце. Только после того, как получено представление о содержании основной части и заключения, можно подобрать удачный вариант вступления.


Харламов, И. Ф. Педагогика: учебное пособие / И. Ф. Харламов. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 1997.