Украшения. Аксессуары. Дизайн ногтей. Цвета. Нанесение. Ногти

Возникновение первых древних государств. Причины возникновения государства

П ервые государства стали появляться в Месопотамии, в Иране и в IV тыс. до н.э. , который царил до освоения , серебра и золота, подходил к концу на этих территориях, но в других частях планеты продолжать развиваться. Впрочем, даже сегодня в удаленных уголках нашего мира можно встретить небольшие поселения, живущие общинами первобытного строя.

Чем обусловлено появление государства? В первую очередь, главным фактором являлся именно климат. Если человек занимается земледелием и скотоводством в относительно благоприятных условиях, при теплом климате и с достаточным количеством воды, то продукты пропитания постепенно накапливались, что позволяло заниматься другой деятельностью, имея в достатке пищу.


При достаточных запасах еды уже можно было посвящать себя ремеслу, изучая каменные и металлические вещи, а также посуду, украшения. Своими изделиями уже можно было делиться с соседями, которые взамен отдавали что-то свое – продукты питания, например.

Чем больше селение, тем важнее самоорганизация, поэтому практически везде были своего рода руководители. Как правило, это были люди преклонного возраста с накопленным опытом и знанием обрядов. Если возникали какие-то конфликты, распри или ссоры, то шли как раз к старейшине, который, на первых порах, имел только авторитет, но никакой выгоды от своего положения.


Но с увеличением численности нужно было не просто руководить людьми, но и планировать. Например, требовались общественные работы на реках, в лесах. Людей нужно было настроить, объяснить перспективу и выгоды от совместных усилий. И если все получалось, то излишки того же зерна уже были общественным достоянием в виде запаса на случай неурожая или для обмена с общинами поблизости.

Старейшины не могли совмещать такую многоплановую и трудоемкую работу по организации коллективного труда с личным хозяйством, поэтому со временем руководители стали трудиться для общего блага, получая часть совместно произведенных продуктов из запаса.

Учитывая крепкую родственную связь между жителями соседних селений, часть вопросов должна была решаться совместно. Сообщества для решения таких вопросов и выбирали своих представителей вождей-жрецов.

Постепенно, сначала скрепленные родственными узами, а позже соседскими, поселения объединяются в городские образования, которые и станут первыми городами-государствами.

Знать, которая возглавляла первые прототипы государств, развивалась как класс постепенно. Сначала появлялись другие жилища, особые формы быта и предметы роскоши. Со временем пропасть между вождями и соплеменниками увеличивалась, но не была существенной и принципиальной.

О прочности первых государственных образований говорило наличие монументальных сооружений. Такое могло появиться только при усилиях большого количества людей, организованных по работе. Например, таковыми являются храмы, мегалиты и пирамиды в Древнем Египте.

По мнению ученых, первые государственные образования, которые возглавляли вожди, просуществовали с III тыс. до н.э. и вплоть до раннего Средневековья.

Образование

Когда и почему появились первые государства? Где появились первые государства? Какое государство появилось первым?

27 апреля 2014

Первые государства появились в южных регионах нашей планеты, там, где для этого были наиболее благоприятные природно-географические условия. Они зародились примерно в один период порядка пяти тысяч лет назад.

С чем связано появление нового типа социальных отношений

Когда и почему появились первые государства, то есть их происхождение, - один из спорных вопросов в науке. Согласно версии известных немецких философов Карла Маркса и Фридриха Энгельса, государство возникает в процессе усиления социального неравенства, повышения роли собственности и появления класса состоятельных людей. Им, в свою очередь, требуется специальный аппарат для защиты своих интересов и сохранения влияния на соплеменников. Бесспорно, это явление имело место, но не только оно способствовало появлению государства. Существует также теория, согласно которой новый тип организации общества стал следствием необходимости контролировать и распределять ресурсы, своеобразный верховный распорядитель хозяйственных объектов, с целью эффективного их развития, такой способ организации государства наиболее применим к Древнему Египту, где ирригационная система выступала главным хозяйственно-экономическим объектом.

Критерии их появления

Когда и почему возникли первые государства? Это закономерный процесс, происходивший повсеместно, но в разные периоды. В древнее время основой жизни всех людей было земледелие и скотоводство. Чтобы оно успешно развивалось, необходимы были соответствующие природно-климатические условия. Поэтому древние люди селились, в основном, по берегам крупных рек, которые позволяли в полной мере удовлетворять потребности людей в этом важном ресурсе. Особое значение имело расположение источника воды: чем южнее он находится, тем теплее климат и, соответственно, более благоприятные возможности для земледелия. Здесь можно снимать урожай не один раз, как в большей части мира, а по нескольку раз в год. Это давало народам, проживающим в этих регионах, несомненное преимущество в деле развития способов жизнеобеспечения и получения прибавочного продукта.

Древнейшие регионы государственного строительства

Месопотамия, или Междуречье, - очень благоприятный регион для земледелия, мягкий, теплый климат, отличное расположение местности и наличие двух крупных рек Западной Азии - Тигра и Евфрата - давали необходимое количество воды для развития ирригационной системы и поливного способа землепользования. Люди, населяющие эти земли, менее других зависели от капризов погоды, поэтому могли получать стабильные и богатые урожаи. Приблизительно такая же ситуация складывалась в долине крупнейшей реки Африки - Нила. Но чтобы построить поливные, ирригационные комплексы, требовалось наладить коллективную работу большого количества людей, в противном случае создать эффективное земледелие было просто невозможно. Так, берут свое начало первые прототипы государственных образований, и вот где появились первые государства, но это, собственно говоря, не были еще не совсем государственные образования. Это были их зародыши, из которых впоследствии и образовались древнейшие страны мира.

Перипетии социально-экономических и политических компонентов в древних странах

Возникающие на этих территориях города-государства, начинают контролировать строго определенную местность. Отношения между соседями были всегда напряженными и часто приводили к конфликтам. Множество независимых объединений тормозили экономическое развитие этого региона и более сильные правители это осознавали, поэтому постепенно они стараются подчинить своей власти большую территорию, на которой устанавливают единообразные порядки. Именно по такой схеме появляются два сильных и крупных царства в долине Нила - Северный, или Верхний, Египет и Южный, или Нижний, Египет. Правители обоих царств имели достаточно сильную власть и армию. Однако удача улыбнулась царю Верхнего Египта, в ожесточенной борьбе он одержал верх над своим южным соперником, и около 3118 года он покорил нижнеегипетское царство, и Мина становится первым фараоном единого Египта и основателем государства, вот когда и почему появились первые государства.

Египет - первое государство

Теперь в руках одного правителя были сосредоточены все плодотворные ресурсы Нила, появились все условия для развития единой государственной системы поливного земледелия, и теперь тот, кто ее контролировал, обладал значительными материальными ресурсами. Ослабляющая страну раздробленность сменилась сильным, единым государством, и дальнейшее развитие Египта прекрасно демонстрирует все положительные моменты этого процесса. Долгие годы эта страна доминировала над всем ближневосточным регионом. Другой благоприятный район Земли, Месопотамия, не смогла побороть центробежные силы, существовавшие здесь города-государства не смогли объединиться под властью единого монарха. Поэтому постоянные конфликты дестабилизировали политическую и экономическую ситуацию, что дало возможность Египту вырваться вперед, и вскоре шумерские государства попадают в сферу влияния египетского государства, а затем и других сильных государств региона. А сказать, какое государство появилось первым, с хронологической точностью не представляется возможным, поэтому первым государством планеты считается Египет.

Теории генезиса политических образований

Наиболее объективной теорией на вопрос, когда и почему появились первые государства, является та, согласно которой социальная дифференциация уже сформировалась, появилась довольно устойчивая социальная структура общества, а государство, которое образуется в результате этих процессов и явлений, - лишь закономерность, призванная обеспечить необходимую стабильность всей общественной системе. Вот когда и почему появились первые государства. Этот путь применим ко всем властным отношения в истории человечества. Но причин возникновения государства гораздо больше, это может быть и враждебное окружение, которое способствует консолидации общества, усилению роли личности, в качестве которой выступает правитель. Также большую роль играют заимствования от окружающих более развитых народов. Религиозно-идеологический компонент также способствует этому, достаточно вспомнить Мухаммеда - основателя новой религии ислама, и то, какое значение она сыграла в становлении Арабского Халифата. Поэтому первые государства появлялись в результате комплекса условий, но основным критерием все же был уровень экономического развития.

Подводя итоги

Первые государства, в основном, базировались на силе, власть всегда предполагает подчинение. А в условиях древнего мира она была единственным способом сохранить огромные территории, зачастую населенные очень разными и непохожими племенами. Поэтому многие государства возникали как своеобразные организации для плодотворного развития, но не вмешивались в местные дела, требуя лишь выполнения определенных повинностей и покорности. Часто она носила формальный характер, из-за этого первые государства были крайне неустойчивы.

1 Государство - это основное средство осуществления по­литической власти, центральный институт политической систе­мы. Термин «государство» употребляется в узком и широком значениях: в узком значении - как институт господства, как но­ситель государственной власти, противостоящий «обществу»; в широком значении - как государственно оформленная всеобщ­ность, союз граждан, как община. Здесь его смысл охватывает и «государство» (в узком смысле), и «общество».

В современной науке государство в узком смысле пони­жается как учреждение, организация, обладающая верховной властью на определенной территории. Оно существует наряду с другими политическими организациями: партиями, профсою­зами и т. п.

Общие признаки государства.

Государства разных исто­рических эпох и народов мало схожи между собой. И все же они имеют некоторые черты, которые в большей или меньшей сте­пени присущи каждому из них, хотя у современных государств, подверженных интеграционным процессам, они порою доста­точно размыты. Это следующие общие признаки.

1. Публичная власть, отделенная от общества и не совпа­дающая с организацией всего населения, наличие слоя профес - сионалов-управленцев. Этот признак отличает государство от родо-племенной организации, основанной на принципах само­управления.

2. Территория, очерчиваемая границами государства. За­коны и полномочия государства распространяются на людей, проживающих на определенной территории. Само оно строится не по кровно-родственному, религиозному или какому-нибудь еще признаку, а на основе территориальной и обычно этниче­ской общности людей.

3. Суверенитет, то есть верховная власть на определенной территории. В любом обществе имеется множество властей: се­мейная, производственная, партийная и т. д. Но высшей властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений, обладает государство. Лишь ему принадлежит пра­во на издание законов и норм, обязательных для всего населе­ния.

4. Монополия на легальное применение силы, физического принуждения. Диапазон государственного принуждения про­стирается от ограничения свободы до физического уничтожения человека. Возможность лишить граждан высших ценностей, ка­ковыми являются жизнь и свобода, определяет особую дейст­венность государственной власти. Для выполнения функций принуждения у государства имеются специальные средства: оружие, тюрьмы и т. п., а также органы: армия, полиция, службы безопасности, суд и прокуратура.

5. Право на взимание налогов и сборов с населения. Нало­ги необходимы для содержания многочисленных служащих и для материального обеспечения государственной политики: оборонной, экономической, социальной и т. д.

6. Обязательность членства в государстве и невозможность проживания вне государств. В отличие, например, от такой по­литической организации, как партия, пребывание в которой добровольно и не обязательно для населения, государственное гражданство человек получает с момента рождения..

Определение общих признаков государства имеет не толь­ко научное, но и практическое политическое значение, особенно для международного права. Государство - субъект междуна­родных отношений. Лишь на основе обладания качествами го­сударства те или иные организации признаются субъектами ме­ждународного права и наделяются соответствующими правами и обязанностями. В современном международном праве выде­ляются три минимальных признака государства: территория, народ, объединенный правовым союзом граждан (гражданст­вом), и суверенная власть, осуществляющая эффективный контроль хотя бы над большинством территории и населения.

Отмеченные выше признаки отличают государство от дру­гих организаций и объединений, однако еще не раскрывают его связь с обществом, факторы, лежащие в основе его возникнове­ния и эволюции.

Причины возникновения государства.

Государство по­является в результате разложения родо-племенного строя, по­степенного обособления от общества слоя вождей и их приближенных и сосредоточения у них управленческих функций, ре­сурсов власти и социальных привилегий под воздействием ряда факторов, важнейшие из которых:

а) развитие общественного разделения труда, выделение управленческого труда в целях повышения его эффективности в специальную отрасль и образование для этого специального ор­гана - государства;

б) возникновение в ходе развития производства частной собственности, классов и эксплуатации (марксизм). Не отрицая влияния этих факторов, большинство современных ученых все же не связывают существование государства непосредственно с возникновением частной собственности и классов. В некоторых странах его образование исторически предшествовало и способ­ствовало классовому расслоению общества. В ходе историче­ского развития по мере стирания классовых противополож­ностей и демократизации общества государство все более ста­новится надклассовой, общенациональной организацией;

в) завоевание одних народов другими (Ф. Оппенгеймер, Л. Гумплович и др.). Влияние завоеваний на образование и раз­витие государства несомненно. Однако его не следует абсолю­тизировать, упуская из виду другие, зачастую более важные факторы;

г) демографические факторы, изменения в воспроизводст­ве самого человека. Имеется в виду прежде всего рост числен­ности и плотности населения, переход народов от кочевого к оседлому образу жизни, а также запрет кровосмешения и упоря­дочение брачных отношений между родами. Все это повышало потребность общностей в регулировании взаимосвязей этниче­ски близких людей;

д) психологические (рациональные и эмоциональные) фак­торы. Одни авторы (Т. Гоббс) сильнейшим мотивом, побуж­дающим человека к созданию государства, считают страх перед агрессией со стороны других людей, опасение за жизнь и иму­щество. Другие же (Дж. Локк) ставят на первый план разум лю­дей, приведший их к соглашению о создании специального ор­гана - государства, способного лучше обеспечить права людей, чем их традиционные формы общежития. Контрактные теории государства подтверждаются некоторыми реальными фактами. Так, например, договорная система княжения существовала в Древнем Новгороде, где с приглашаемым на определенный срок князем заключался договор, невыполнение которого могло по­влечь за собой его изгнание. Под прямым влиянием теории «общественного договора» создавалось американское государ­ство - США. И все же, несмотря на эти и некоторые другие

Теории происхождения государства.

Древнейшей из всех является теологическая теория, возникшая с первыми рабовла­дельческими государствами. Ее представители (в Средние века - Фома Аквинский, в наше время - Д. Эйве, Ж. Маритэн) исходят из того, что источником государственной власти является боже­ственная воля: государство существовало всегда, оно вечно и народ должен во всем ему повиноваться. Основанием этой тео­рии является вера в бога, божественное начало всего сущего. Однако и в других современных теориях не отрицается, что в возникновении государства определенную роль сыграли жрецы,

храмы, религия, церковь. Государство есть некая часть универ­сального порядка, создателем и правителем которого является бог. Цель и оправдание государства - предоставить человеку удовлетворительные средства существования, дать основу для морального и умственного развития.

Одной из известных с древних времен является патриар­хальная теория. Ее родоначальником является Аристотель, ко­торый объяснял происхождение государства разрастанием се­мьи и трансформацией отеческой власти над детьми в государ­ственную власть монарха над своими подданными, обязанными ему подчиняться, а он должен проявлять о них отеческую забо­ту. Патриархальная теория трактует государство как большую семью, в которой отношения монарха и его подданных отожде­ствляются с отношениями отца и членов семьи. Государство, согласно этой концепции, возникает в результате соединения родов в племена, племен в общности, государства. Монарх дол­жен заботиться о своих подданных, а те, в свою очередь, долж­ны повиноваться правителю.

По мнению сторонников теории насилия (Л. Гумплович, К. Каутский), государство возникло потому, что в первобытном обществе сильные племена покоряли слабые, и чтобы управлять завоеванными территориями и обеспечивать покорность, созда­ли специальный аппарат управления и подавления. Государство есть результат прямого политического действия - внутреннего или внешнего насилия, завоевания. Следствием победы боль­шинства над меньшинством или более сильного племени над более слабым является учреждение победителям государства. Оно становится органом управления побежденными. В резуль­тате завоевания возникает не только государство, но и деление общества на классы, частная собственность.

Политическая теория, наряду с классовыми, выделяет и другие причины возникновения государства:

а) углубление общественного разделения труда, выделение управления в целях повышения его эффективности в специаль­ную отрасль общественной деятельности. По мере развития производительных сил, расширения хозяйственных и иных свя­зей, укрупнения человеческих общностей у общества появилась потребность в усилении управленческих функций и сосредото­чении их у определенных лиц и органов;

б) демографические факторы, изменения в воспроизводст­ве самого человека. Здесь имеется в виду рост численности и плотности населения, переход народов от кочевого к оседлому образу жизни, запрет кровосмешения и упорядочение брачных отношений. Все это повышало потребность общества в регули-ровании взаимосвязей между людьми, проживающими на опре­деленной территории. Выделяются и некоторые другие факто­ры, влияющие на образование государства (географические, эт­нические и т. п.). Итак, возникновение государственности обу­словлено многими причинами, среди которых различные кон­цепции выделяют обычно одну в качестве определяющей. Госу­дарство возникает, существует и развивается как результат ус­ложнения экономической и социальной жизни, форма удовле­творения потребностей в упорядочении, регулировании и управлении общественными делами.

2 Понятие формы государства относится к важнейшим его характеристикам. Оно позволяет установить, как устроено государство, в каких формах организовано функционирование государственной власти, какими органами она представлена, каков порядок их образования и деятельности, срок полномочий, наконец, какими методами осуществляется государственная власть в стране.

Выделяют три основных элемента в форме государства:

    форму правления,

    форму территориального (государственного) устройства

    политический (государственный) режим. В совокупности эти элементы раскрывают форму государства.

Под формой правления обычно понимают организацию верховной государственной власти: ее высших и центральных органов, их компетенцию, взаимоотношения между собой и с населением. В зависимости от того, осуществляется ли верховная власть в государстве одним лицом или коллегиальным выборным органом, различают монархическую и республиканскую формы правления.

Монархия обладает следующими юридическими признаками :

1) это, как правило, единоличное правление ;

2) власть монарха носит бессрочный, пожизненный характер и передается по наследству ;

Выделяют две разновидности монархической формы правления : абсолютную (неограниченную) и ограниченную (парламентарную) монархию.

В абсолютной монархии власть монарха безусловна и не ограничена никакой иной властью. В государстве отсутствуют какие-либо представительные учреждения, народ отстранен от государственной власти и не имеет возможности контролировать управление государством. Этот вид монархии характерен для древних форм правления периода рабовладения и для государств восточной деспотии.

В ограниченной монархии власть монарха ограничивается конституцией и представительным органом (парламентом). Монарх не обладает всей полнотой власти и делит ее с парламентом. В целом монарх выполняет главным образом представительскую роль и символизирует единство нации и стабильность правового порядка.

В настоящее время ограниченная монархическая форма правления существует в Великобритании, Испании, Швеции, Норвегии, Японии, неограниченная - в Саудовской Аравии, Кувейте, Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ) и др.

Для республиканской формы правления характерны следующие юридические признаки :

1) высшие органы власти формируются путем выборов на определенный срок, либо должности в них замещаются путем назначения на определенный срок . Это означает, что в республике нет несменяемых должностей, и они не могут передаваться по наследству.

2) должностные лица несут политическую и юридическую ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них полномочий . Эта ответственность выражается в форме отставки правительства, роспуске парламента и т.д.

Республиканская форма правления также относится к одной из древних. Республики были и в рабовладельческом мире, при феодальном строе (аристократическая республика в Древнем Риме или демократическая в Древней Греции, Новгородская и Псковская республики в феодальной Руси).

Выделяют два вида республик: президентскую и парламентарную . Различие между этими двумя формами проводится в основном по порядку формирования правительства и его ответственности. Все другие признаки относятся к дополнительным.

В президентской республике глава государства самостоятельно решает вопрос о формировании правительства, свободен в выборе министров и может уволить любого члена правительства в отставку или расформировать весь состав правительства. Парламент в президентской республике не имеет полномочий, касающихся формирования правительства, и последнее не несет ответственности перед парламентом. Кроме того, глава государства не обладает правом роспуска парламента, а парламент вправе возбудить вопрос об отрешении президента от должности в предусмотренных конституцией случаях. В этом виде республики президент нередко совмещает свой пост с должностью главы правительства.

В парламентарной республике правительство формируется парламентом (партией, имеющей парламентское большинство), и оно несет ответственность за свою деятельность перед ним. Это означает, что парламент вправе объявить вотум недоверия всему составу правительства или отдельному его члену, и это влечет автоматический уход со своего поста министра или всего состава правительства.

К числу президентских в настоящее время относятся США, Бразилия, Сирия, Мексика Франция и др. К парламентарным республикам - Италия, Турция, Финляндия и др.

В "чистом" виде президентские и парламентарные республики сегодня встречаются редко. Широко используются смешанные формы , например, полупрезидентские или полупарламентарные республики. В таких моделях либо ограничивается власть парламента и усиливается исполнительная власть или, напротив, снижается роль президента. Например, в президентской республике устанавливается ответственность некоторых министров перед парламентом (Уругвай, Колумбия и др.), а в парламентарных республиках ограничивается вотум недоверия, который вправе вынести парламент, в частности, путем установления повышенного кворума (например, ФРГ).

Понятие формы государственного устройства относится к характеристике территориальной организации государства.

3 Механизм государства - это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.

Необходимо выделить следующие характерные признаки механизма государства.

Это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений. Целостность ее обеспечивается едиными принципами организации и деятельности государственных органов и учреждений, едиными задачами и целями их деятельности.

Первичными структурными частями (элементами) механизма являются государственные органы и учреждения, в которых работают государственные служащие (чиновники, иногда их называют управленцами). Государственные органы связаны между собой началами субординации и координации.

Для обеспечения государственных властных велений он имеет непосредственные орудия (учреждения) принуждения, соответствующие техническому уровню каждой эпохи,- вооруженные отряды людей, тюрьмы и др. Без них не может обойтись ни одно государство.

При помощи механизма государства практически осуществляется власть и выполняются функции государства.

Между функциями государства и его механизмом существует прямая связь. В силу того, что механизм как раз и создается для выполнения функций государства, последним в этой связи принадлежит определяющая роль. Органы государства и учреждения вынуждены подстраиваться к изменяющимся его функциям. Если, к примеру, в обществе берут верх функции, вытекающие из классовых или национальных противоречий, то вслед за этим неизбежно выходят на первый план такие элементы механизма государства, как органы и учреждения насилия, принуждения.

В целом понятия «механизм» и «аппарат» государства являются совпадающими по объему и содержанию. Считается, что термин «механизм» лишь подчеркивает целостность аппарата, его направленность на результативную деятельность.

Таким образом, функции государственной власти реализуются посредством аппарата управления и принуждения, который называется государственным аппаратом. Наличие разветвленной системы государственных органов и организаций, как уже упоминалось выше, является основным атрибутивным признаком государства.

4 Правовое государство - это такая политическая организация общества, основанная на верховенстве закона, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека; гражданина, а также последовательного ограничения государственной власти в целях недопустимости злоупотреблений с ее стороны.

Отличительные признаки правового государства:

1. Правовое государство, прежде всего предпо­лагает существование гражданского общества.

В современной интерпретации гражданское обще­ство - это общество с" развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отноше­ниями между его субъектами, независимое от госу­дарства, но взаимодействующее с ним, общество граждан высокого социального, экономического, по­литического, морального и культурного статуса, соз­дающих совместно с государством развитые право­вые отношения.

2. Разделение власти. Как известно, теория раз­деления власти исходит из того, что для обеспечения нормального функционирования государства в нем должны существовать относительно независимые друг от друга ветви власти: законодательная, испол­нительная и судебная. Это препятствует сосредото­чению власти в руках одного лица или органа. В дан­ном случае каждая власть осуществляет свою функцию, которую другие власти не в состоянии вы­полнить. Законодательная власть - принимает зако­ны, исполнительная - обеспечивает их исполнение судебная - выносит на их основе решения, причем может привлекать к суду и членов за­конодательных органов, и членов правитель­ства как, частных лиц.

3. Верховенство права. Данный признак правово­го государства означает, что ни один государствен­ный орган, должностное лицо, общественная органи­зация, ни один человек не освобождаются от обязанности подчиняться закону. Государство, под­чиняясь Юридическим нормам, становится одним из субъектов права и в этом качестве равноправно с другими субъектами. Без правового равенства между государством и личностью не может существовать ни право, ни Правовое государство. Любая попытка - го­сударственного органа ил и должностного лица выйти за Пределы права и поставить себя над людьми должна расцениваться как правонарушение. Верховенство права означает также, что государ­ство не вправе издавать законы, Противоречащие так называемому естественному праву, и вместе с тем оно обязано принимать все законы, которые обеспе­чивают естественные права человека.

4. Реальность прав и свобод граждан. В правовом государстве права и Свободы граждан должны быть не только провозглашены, но и гарантированы госу­дарством. Как уже отмечалось, такими гарантиями могут быть законодательное закрепление условий, при котором возможно ограничение прав и свобод либо принятие законов, детализирующих права и свободы, провозглашенные в конституции.

5. Политический и идеологический плюрализм. Правовое государство немыслимо без Существова­ния многочисленных политических организаций, пар­тий и оппозиции.

Таким обрезом, гражданское общество и право­вое государство представляют собой взаимопредполагающие и взаимодополняющие стороны (дина­мическую и статическую) правового общества. В этом обществе спонтанное и рациональное начало, свобода и порядок уравновешены и в подчинение универсальным нормам организовано таким образом, что не только не подавляет, а наоборот, способствует проявлению самостоятельно­сти и независимости человека, развитию его индиви­дуальности.

5 Понятие, признаки и сущность права

Слово "право" - многозначно, имеет богатое разностороннее содержание. Во-первых, его употребляют в общесоциальном смысле (моральное право, право народов и т.п.), в рамках которого речь идет о нравственных, политических, культурных и иных возможностях в поведении субъектов (например, моральное право руководить коллективом; поступить по совести; изменить, следуя моде, свой внешний вид; право члена общественного объединения и т.п.).

Во-вторых, с помощью этого термина обозначается определенная правовая возможность конкретного субъекта. В данном случае такое право называется субъективным, принадлежащим личности и зависящим от его воли и желания (право на образование, на труд, на пользование культурными ценностями, на судебную защиту и т.д.).

В-третьих, под правом понимают юридический инструмент, связанный с государством и состоящий из целой системы норм, институтов и отраслей. Это так называемое объективное право (конституция, законы, подзаконные акты, правовые обычаи, нормативные договоры).

Наш объект рассмотрения - право именно в этом, последнем, смысле. В рамках такого понимания право есть система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих консолидированную волю общества (конкретные интересы различных классов, социальных групп, слоев), устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений.

Право - социальный институт, имеющий свою собственную природу. Специфика права проявляется в его признаках, которые содержатся в приведенном выше определении. Эти признаки заключаются в следующем:

1) право носило волевой характер, ибо оно есть проявление воли и сознания людей, но не любой воли, а прежде всего государственно выраженной воли классов, социальных групп, элит, большинства членов общества;

2) общеобязательность, в чем воплощается суверенитет государства, означающий, что выше официальной, публичной власти в обществе никого нет и быть не может и что все принимаемые нормы права распространяются на всех либо большой круг субъектов;

3) нормативность права заключается в том, что оно прежде всего состоит из норм, т.е. общих правил поведения, регулирующих значительный круг общественных отношений;

4) связь с государством состоит в том, что право во многом принимается, применяется и обеспечивается государственной властью. Государство для того и функционирует, чтобы гарантировать соблюдение исполнения юридических норм;

5) формальная определенность права заключается в том, что нормы права имеют внешне выраженную письменную форму, должны быть четко объективированы, точно определены, воплощены вовне;

6) системность права проявляется в том, что оно представляет собой не механическую совокупность юридических норм, а внутренне согласованный, упорядоченный организм, где каждый элемент имеет свое место и играет свою роль, где юридические предписания взаимосвязаны, расположены определенным иерархическим образом, группируются по отраслям и институтам.

Сущность права - "крепкий орешек". Ее не так-то просто выявить, установить, поэтому чисто методически при рассмотрении сущности права важно учитывать две стороны - формальную и содержательную. С формальной точки зрения любое право по своей природе есть прежде всего регулятор и стимулятор общественных отношений. Однако если при анализе сущности права ограничиваться данным аспектом, то право в разные эпохи и в разных государствах будет одинаковым по своей сути, и мы никогда не сможем познать сущность права конкретного общества. Например, рабовладельческое право Древнего Рима и современное право Италии далеко не тождественны по своей сущности.

Поэтому необходимо обратиться к содержательной стороне, позволяющей ответить на следующие вопросы: чьи интересы обслуживает в первую очередь данный регулятор, какие функции осуществляет в приоритетном порядке?

История, социальная практика убедительно показывают, что право может использоваться в различных целях как средство первоочередного удовлетворения потребностей тех или иных классовых, общественных, религиозных, национальных, расовых и других интересов.

Исходя из этого, можно выделить и соответствующие подходы к сущности права. Хронологически первым является классовый подход, в рамках которого право определяется как система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господствующего класса. Здесь право используется в узких целях как средство для обеспечения главным образом интересов правящей группы.

6 Источники права. Нормативно-правовой акт как основной источник права

Для того чтобы стать реальностью и успешно выполнять присущие праву функции, оно должно иметь свое внешнее выражение, которое называют источником права. В российской правовой системе обычно различают следующие источники права: правовой обычай; акт референдума; нормативно-правовой акт. Среди источников российского права наиболее важное место занимают нормативно-правовые акты. Нормативно-правовой акт - это выраженное в письменной форме решение компетентного органа, в котором содержится норма права. В числе нормативно-правовых актов следует назвать законы, декреты, указы, постановления, приказы, решения и т. п. Система нормативно-правовых актов в каждой стране определяется конституцией, а также изданными на ее основе специальными законами, положениями о тех или иных государственных органах, правительственными постановлениями. Так, согласно действующей Конституции России, предусматривается, что высший представительный и законодательный орган России - Федеральное Собрание (парламент) принимает законы и постановления. Президент как глава государства издает указы и распоряжения. Правительство РФ издает постановления и распоряжения. Субъекты РФ в пределах своей компетенции принимают законы и иные нормативные акты.

Все нормативно-правовые акты подразделяются на две группы: законы и подзаконные акты. Основанием данной классификации выступает юридическая сила, определяемая положением органа, издавшего нормативный акт. В зависимости от этого устанавливается строгая иерархия, определенная система расположения, соподчиненность нормативно-правовых актов. Закон - это акт представительного органа власти, изданный в установленном порядке, регламентирующий важнейшие общественные отношения и имеющий высшую юридическую силу. По юридической силе различают следующие законы: конституционные; текущие (обычные); чрезвычайные. Остальные нормативные акты издаются на основе и во исполнение закона - подзаконные акты.

Различают следующие подзаконные акты: указы; распоряжения; постановления; приказы; решения; инструкции. Подзаконные акты должны соответствовать закону. В случае противоречия подзаконного акта закону - применяется норма закона. В зависимости от органов, издавших тот или иной нормативно-правовой акт, а также от территории, на которую распространяется его действие, нормативные акты в федеративном государстве делят на две группы: федеральные и субъектов федерации (республика, край, область). Первые распространяются на всю территорию России. Вторые имеют юридическую силу на определенной территории. В случае расхождения федеральных нормативно-правовых актов с нормативными актами субъектов, первые имеют приоритет над вторыми.

На вопрос Когда появились первые государства? заданный автором Илья Антюхов лучший ответ это Древнейшие в мире государства возникли в двух южных странах в долинах полноводных рек приблизительно в одно время (5 тыс. лет назад или несколько раньше) :
1. Египет - страна, расположенная по обоим берегам Нила от первого порога на юге до Средиземного моря на севере; на запад и на восток от Египта простираются пустыни. Древние египтяне называли свою страну Кемет (Черная). Этим они отличали черную плодородную землю в долине Нила от “красной”, непригодной для обитания в пустыне. Название Египет дано греками. Предположительно оно происходит от одного из имен древнейшей столицы страны - Хикупта (дословно “Крепость духа Пта” - бога-покровителя этого города) .
2. Шумер - древняя страна, расположенная в Южном Двуречье, т. е. по берегам Евфрата и Тигра в их нижнем течении (юг современного Ирака). Название страны происходит от имени древнейшего ее населения - шумеров, известного ученым.
Особенности природных условий
Благоприятные для занятия земледелием:
1) множество жарких солнечных дней в году;
2) обилие влаги (реки Нил, Евфрат. Тигр никогда не пересыхают) ;
3) земли, обладающие двумя ценными свойствами: плодородием; мягкостью, позволяющей вести обработку почв орудиями из дерева, камня, рога, меди (способ добычи и обработки железа еще не был открыт) .
Неблагоприятные для жизни людей:
1) обилие болот и непроходимых топей, в которых тонули люди и скот; тучи насекомых - разносчиков опасных болезней;
2) отсутствие строевого леса (постоянная нужда в поделочной древесине) ;
3) нехватка металлов: в Египте незначительные запасы золота и меди содержались в Восточной пустыне; в Шумере металлы (как и строительный камень) полностью отсутствовали;
4) неравномерное выпадение осадков в период созревания хлебов (Шумер) ; в Египте только в дельте Нила регулярно шли дожди, в остальной части страны их не бывало иногда по нескольку лет.
Особенности земледельческого хозяйства
Основой хозяйства в древнейших государствах являлось земледелие. Обязательные работы по ирригации (искусственное орошение земель) проводились ежегодно и требовали согласованных действий десятков и сотен людей по строительству и ремонту ирригационных сооружений; общее руководство ирригацией осуществлялось государственной властью. Основные ирригационные сооружения:
каналы, подводившие воду к местам, удаленным от рек;
заградительные насыпи (дамбы) , защищавшие посевы от излишней влаги во время половодья;
искусственные водохранилища;
шадуфы - водоподъемные устройства, известны начиная с середины 2 тыс. до н. э. (Египет) .
Работы земледельцев. В каждой древней стране они имели свои особенности. Вот что представляли собой эти работы в Египте.
Пахота. Соху тащили чаще коровы, чем быки: более спокойными коровами было легче управлять, а для вспахивания мягкой почвы от тягловых животных не требовалось большой силы. После сева следовал прогон скота по засеянному полю. Коровы и овцы втаптывали зерно в землю и уплотняли почву (если этого не сделать, зерно засохнет под палящими лучами солнца) .
Жатва. Созревший хлеб жали деревянными серпами, состоявшими из короткого серповища и изогнутой режущей части, в которой в качестве лезвия использовались острые кремниевые вкладыши. Со 2 тыс. до н. э. стали также использовать серпы с бронзовыми лезвиями.
Молотьба проводилась на току - круглой утрамбованной площадке. Снопы молотил твердокопытный скот (ослы, быки) .
Веянье. Обмолоченное скотом зерно было полно мякины и всякого мусора. Продолговатыми лопатками зерно подбрасывали вверх - пока оно падало вниз, ветер уносил мякину и мусор.
Какими были древнейшие государства
По своей территории древнейшие государства были небольшими (так, в долине Нила во второй половине 4 тыс. до н. э. их образовалось более сорока). Центром каждого государства был укрепленный город, где находился храм местного бога-покровителя и резиденция правителя. Последний являлся военным предводителем, а также руководил оросительными работами. Известно, что в Шумер

Ответ от Илья мокшанов [новичек]
ну где-то 890120 лет назад


Ответ от Иванова Кристина [мастер]
С разложением родо-племенных отношений в первобытном обществе: во время неолетической революции и экологического кризиса, когда человечество перешло от присваивающей экономики к производящей, что послужило причиной демографичиского взрыва, разделением труда на земледелие, ремеслинечество и отделением верхушки управленцев. Есть разные теории происхождения государств: марксистско-ленинская (материалистическая) , теологическая, психологическая, ирригациональная, договорная, теория насилия, патриархальная и т. д.


Ответ от Ўрий Кайгородцев [новичек]
Первые государства возникли в Месопотамии, Древнем Египте и Древней Индии в конце 4 - начале 3 тысячелетия до н. э.


Ответ от Ole [активный]
когда появились излишки, появилась возможность перераспределят их внутри общины. Выделилась так называемая знать, тоесть те, кто решал кому что. Дальше нужна была охрана - всегда ведь найдутся недовольные решением знати 🙂 И появилась необходимость справедливых или не очень законок- как общепринятых правил жизни в общине.
В краце так зарождались государства.
Везде по разному по времени. Ведь племена жили себе, а вот государства уже после создавались.

Какими были первые государства?






Еще со школы мы узнаем о понятии государства. А с чего началось их появление и какими были первые государства? Рассмотрим этот вопрос подробнее.

Для начала дадим определение государству. Государством называется такая политическая организация общества, которая обладает суверенитетом, имеет свой правовой порядок, например, конституцию, а также ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную; характеризуется такими признаками, как флаг, герб, гимн, символика, возможно, другими, например, денежной единицей. Важным для государства является его признание другими государствами.

Какими были государства в древности

Какими же были первые государства и в каком веке они возникли? Ученые считают, что первые государства возникли в начале III тысячелетия до нашей эры на территории Месопотамии, Египта и Индии. Часто они не представляли собой те государства, которые мы можем наблюдать сейчас в современном мире. В основном это были небольшие города или же поселения, в которых жили простые люди-крестьяне, осуществляющие ежедневную работу, представляющие собой главным образом рабочую силу, а также лидеры, которые являли собой власть. Как таковой армии в этих государствах не существовало, но были воины, защищавшие города от налетчиков. В таких государствах власть имела иерархию, все общество строилось по иерархическому порядку.

Теории происхождения государства

Пока точно не известно, почему возникли первые государства, наиболее популярными теориями являются так называемые патриархальная и теория общественного договора.

Патриархальная теория

Данную теорию происхождения государства поддерживали такие философы, как Аристотель, Платон, Конфуций. Суть этой теории состоит в том, что государство возникло благодаря росту и усилению влияния какой-то конкретной семьи или же племени. Так как традиционно в различных общинах главой считался мужчина, то постепенно его власть укреплялась и, передаваясь от отца к сыну, превратилась во власть патриарха.

К цивилизациям-государствам, в основе которых была патриархальная система управления, относились древнеиндийские арии. Также к патриархальному государству можно было отнести племенные общины скифов, которые занимали Северное Причерноморье в IV веке до нашей эры. Считается, что государство скифов возникло на Днепре и активно развивалось там в течение нескольких веков, появилась даже столица Неаполь Скифский. Безусловно, к патриархальной системе государства можно отнести и такие страны, как Китай, Япония и Корея. В их основе всегда лежала борьба династий за власть, в то время как во главе каждой династии стоял предводитель - старший из мужчин.

Теория общественного договора

В основе теории общественного договора, которую активно пропагандировал известный политолог и философов Томас Гоббс, лежит осознание человеком всей опасности его жизни, что обществу необходим порядок, законы, по которым оно сможет жить.

Таким образом, общество заключает договор о создании государства, выбирает себе лидеров или правящую элиту, которая должна будет осуществлять народное волеизлияние, организовать труд людей, обеспечить им защиту от врагов, сделать все необходимое для того, чтобы государство развивалось.

К таким государствам часто относят Древнюю Грецию и Древний Рим. Как следствие, государствам, возникшим на основе общественного договора, приписывают куда большую развитость в письменности, творчестве, сельском хозяйстве, спорте. Считается, что именно в Древней Греции и в Древнем Риме возникло понятие «право», активно развивалась общественная жизнь и появилось искусство.

Характеристика древних государств

Персия

Одним из древнейших государств являлась Персия. Располагаясь в горной местности, она была богата различными природными ресурсами, например, мрамором и металлом. Кроме того, благоприятные условия климата позволяли заниматься земледелием и скотоводством. Персия сумела стать очень сильной страной и захватить такие государства, как Вавилон и Палестина. Ее армия была сильнейшей на востоке до V века. Данное государство характеризовалось развитой торговлей, наличием валюты, в нем была развита религия.

Отличтительные черты Персии:

Египет

Египетская цивилизация также обладала хорошими природными ресурсами. Расположившись по обоим берегам Нила, Египет смог развиться до столь высокого
уровня, что и по сей день достижениями этой цивилизации восхищается весь мир. В Египте было развито строительство, культура, религия, творчество, торговля, активно развивалось мореходство, и, конечно же, было развито сельское хозяйство.

Отличтительные черты Египта:

  • Невиданный до того момента уровень мастерства в строительстве;
  • Своя денежная единица;
  • Развитое искусство и религия;
  • Власть держалась на жрецах и фараоне.

Шумер

Не менее развитой была и страна под название Шумер, располагавшаяся некогда по берегам Евфрата и Тигра. Территория этого государства располагалась на юге современного Ирака. Климат на территории данного государства характеризовался относительной мягкостью, что позволило развиваться сельскому хозяйству более чем активно. Была развита религия и жертвоприношение. Также раскопки древнейших городов доказывают, что у шумеров было развито и строительство.

Отличтительные черты Шумера:

  • Наличие письменности;
  • Развитое искусство;
  • Сложная архитектура;
  • Шумерами были написаны философские трактаты и различные литературные произведения;
  • Власть держалась на царе.