Украшения. Аксессуары. Дизайн ногтей. Цвета. Нанесение. Ногти

Фарфоровая посуда. Твердый фарфор

Хороший фарфор - это отменное качество материалов, которые составляют основу фарфорового теста, а также трудоемкость процесса изготовления и качество дизайна, который должен выглядет современно и сегодня, и через несколько десятков лет. Фарфоровая посуда сейчас - это не только часть сервировки стола, но и декоративный элемент интерьера.

Секрет хорошего фарфора

родина фарфора - Китай. Целых два столетия китайские императоры были "эксклюзивными дистрибьюторами" фарфоровой посуды в средневековом мире. Сколько шпионских страстей бушевало вокруг секрета этого хрупкого материала! Но китайцы умели хранить тайны, и европейцам ничего не оставалось, как открыть собственную рецептуру изготовления фарфора. Это произошло при дворе саксонского императора Августа в 1708 году. И вскоре по всей территории Германии, а затем и остальной Европы начали открываться многочисленные фарфоровые мануфактуры. Некоторые из ныне существующих европейских марок возникли еще тогда. А вот слава китайского фарфора осталась в прошлом - в наше время лучший фарфор производится именно в Европе. Лидируют здесь Германия и Великобритания, причем абсолютное первенство остается за немцами.

"Три кита" хорошего фарфора - это качество материалов, составляющих фарфоровое тесто, трудоемкость сложного процесса изготовления и качество дизайна, который должен выглядеть современно и сегодня, и через 20 лет. Столь высокий уровень смогут обеспечить только фирмы со сложившейся традицией производства и, как правило, более чем вековой историей. Правильно подобранный сервиз должен вписываться в интерьер и соответствовать настроению трапезы.

Несколько видов фарфора


Твердый
фарфор. Онотличается крепостью, великолепной сопротивляемостью жару и кислотам. Знаменитая прозрачность в сочетании с чистым колокольным звуком являются свойствами именно твердого фарфора. Этот вид фарфора называют мейсенским, по названию местности, в которой химик Иоганн Бетгер почти триста лет назад "переизобрел" фарфор, разгадывая рецепт китайского фарфора. Англичане называют его "bone china". Поэтому, увидев такую маркировку на донышке, не думайте, что вам подсунули китайскую подделку.

Мягкий фарфор. Его называют также художественным или по способу его изготовления - фриттовым. По сравнению с твердым мягкий фарфор прозрачнее, белый цвет иногда почти сливочного тона, однако жароустойчивость мягкого фарфора ниже. Мягкий фарфор в Европе был изобретен почти на 200 лет раньше твердого. Изобретенный во Флоренции, этот фарфор часто называют фарфором Медичи. Фарфоровая посуда отличается особым изяществом, легкостью и прочностью. Фарфор может длительное время сохранять тепло. При легком ударе по краю фарфорового изделия оно издает четкий продолжительный звук.


Костяной фарфор.
Это так называемый промежуточный вид фарфора. Это матово-прозрачный, тонкий и прочный материал, представляющий собой своего рода компромисс между твердым и мягким фарфором. Его состав был открыт в Англии, и там же почти 250 лет назад началось его производство. Костяной фарфор выносливее и тверже мягкого, менее проницаем, но с довольно мягкой глазурью. Цвет костяного фарфора не такой белый, как у твердого, но белее, чем у мягкого.

Качество фарфоровой массы зависит от содержания каолина (белой глины, влияющей на цвет изделия), от тонкости помола пудры, из которой глина была замешена, и еще целого ряда технологических особенностей. Цвет фарфоровой посуды должен быть нежным и теплым (цвет сливок). Если же в нем преобладают серо-голубые оттенки, это говорит о более низком качестве материала. Тонкость помола и чистоту фарфоровой массы легко проверить, вглядевшись в блик на поверхности посуды, - в нем "читаются" любые примеси, если они есть. Именно поэтому хороший фарфор никогда не покрывают росписью целиком. "Белое тело фарфора", как его называют специалисты, должно быть подчеркнуто, а не замаскировано. Что касается формы изделия, то здесь имеется в виду в первую очередь обычная геометрическая выверенность. Перевернутая вверх донышком тарелка или чашка должна прилегать к поверхности стола по всей длине ободка и не качаться. По способу нанесения рисунка фарфор делится на расписанный вручную (или, как его еще называют, мануфактурный, декольный и рельефный. Мануфактурный фарфор всегда расписывается вручную. Он существует с XIV века, а в наше время изготавливается исключительно на заказ. Это посуда отнюдь не для ежедневного употребления, и в нашей стране она только-только начала заново появляться. Цена подобного сервиза сравнима с ценой "роллс-ройса". Деколь - это нечто вроде переводных картинок. Технология производства рельефного декора значительно отличается от привычного гладкого. Рельеф углублен непосредственно в материал самого предмета каким-либо способом - граверным путем, перфорацией, рельефообразными завышениями. Чашка, блюдце, чайник либо отливаются в формах вместе с рельефом, либо рельеф или, говоря другими словами, пластические части декора, то есть цветочки, листья, фигурки формируются отдельно и потом наклеиваются.

Интересно

В заключение нельзя не сказать о российском фарфоре . Первый и самый известный фарфоровый завод в России был построен под Петербургом при императрице Елизавете в 1744 году и назван Императорским, ныне Ломоносовский. Российские мастера, как незадолго до того западноевропейские, секрет фарфоровой массы разгадали самостоятельно. Первооткрывателем отечественного фарфора был Дмитрий Иванович Виноградов. С использованием вновь открытой технологии в 1750 году специально для императрицы на заводе изготовили сервиз "Собственный" с невероятным количеством предметов. Все они были расписаны пурпурной сеткой с мелкими цветами. Но все-таки самым популярным изделием Ломоносовского завода стал выпущенный после войны чайный сервиз "Кобальтовая сетка". Он является самым широко растиражированным аналогам императорского сервиза, хорошо знакомого многим россиянам.

Специалисты считают, что несмотря на активное предложение на рынке посуды из других материалов - металла, пластмассы, стекла, - фаворитом продаж была и остается фарфоровая посуда.





Гончарное искусство – одно из самых древних ремесел на Земле. С момента зарождения и по сей день изделия из глины используются повседневно практически повсюду: в быту, технике, строительстве, на транспорте и многих других сферах жизни. С развитием прогресса ассортимент товаров и материал их изготовления существенно расширился. Фарфор, фаянс, майолика… Несведущему человеку легко запутаться. Как же отличить их друг от друга и что выбрать?

Чем отличается керамика от фарфора и фаянса

Ответить на вопрос об отличии фаянса от фарфора или керамики нам поможет короткий экскурс в историю появления этих материалов и их изготовления.

Немного истории

Если говорить простым языком, то керамика - это обожженная глина. Первые керамические предметы научились делать еще в глубокой древности, задолго до наступления нашей эры. Так, первые изделия из обожженной глины относят к 29-25 тысячелетиям до нашей эры. С развитием этого направления в глину стали добавлять разнообразные неорганические вещества и минеральные добавки. Но лишь в начале нашей эры изобрели более совершенные материалы - фаянс и фарфор. Они являются разновидностью керамики и отличаются друг от друга составом, условиями производства и характеристиками.

Керамические изделия получают путем просеивания и смешивания глины с минеральными добавками и неорганическими соединениями, после чего обжигают при очень высоких температурах (до 1500 градусов Цельсия). В зависимости от количества добавок и температуры обжига различают тонкую и грубую керамики. У тонкой керамики черепок мелкозернистый или стекловидный, а у грубой - крупнозернистый. К числу первой относят фарфор, майолику, фаянс и другие виды, причем самыми популярными и дорогими из них считаются фаянс и фарфор. Грубая керамика - материалы, получаемые в процессе гончарного производства.

Фаянс и фарфор имеют схожее производство. Их изготавливают из одинаковых материалов, но взятых в разных пропорциях и обожженных в неодинаковых условиях. На первом этапе готовят и обрабатывают сырье, просеивают и фильтруют его. После этого масса выдерживается в прохладном помещении и повторно обрабатывается. На последующих этапах изделия формируют, сушат, обжигают в особых печах и украшают при помощи специальных красок и рельефного декора.


Фаянс - это материал, в составе которого примесей больше, чем глины, а температура обжига составляет 1000–1300 градусов. Он применяется чаще всего для бытовых целей (например, у каждого в доме есть фаянсовая посуда). Фарфор содержит большее процентное соотношение глины и обжигается 2 раза - до нанесения глазури и после. При этом второй раз обжиг происходит при температуре около 1500 градусов. Используется он помимо бытовых в декоративных и научно-исследовательских целях (например, в лабораториях).


Отличить фарфор или фаянс от керамики труда не составит. Фарфоровая и фаянсовая посуда выглядит тонко, изящно и красиво, а керамика кажется более грубой и менее искусной. Куда труднее отличить фарфор от фаянса. Назовем основные отличия:

  • фарфор, даже покрытый глазурью, просвечивает в солнечных лучах, в то время как фаянс плотен и свет не пропускает;
  • на нижней части фарфоровой статуэтки или чашки обязательно есть шероховатости вследствие того, что донышко не покрывают глазурью, тогда как поверхность фаянса полностью гладкая и не имеет неровностей;
  • если слегка ударить по изделию из фарфора, оно издает длинный высокий звук наподобие хрустального звона, фаянс же издает резкий треск, похожий на звук разбитого стекла или глухой звук;
  • фаянс имеет низкие теплопроводные свойства, поэтому ручка фаянсовой чашки с горячим чаем всегда будет оставаться холодной, в то время как фарфоровая емкость нагреется;
  • несмотря на то, что фарфор не имеет пор, он намного легче фаянса.

Изделия из фарфора, фаянса и керамики

Керамика оказалась столь практичным материалом, что предметы из разных ее видов весьма обширны. Рассмотрим основные их группы из области декоративно-прикладного искусства.

За изделиями из фарфора скрывается многовековая история от героического изобретения рецептуры до открытия тончайших форм и чистейших красок для росписи. Благодаря труду талантливых мастеров со всего мира на свет родилась в первую очередь поражающая красотой и многообразием фарфоровая посуда. Это роскошные для царского стола, изысканные и , завораживающие тонкостью рисунка , и многое другое.


Вторая группа изделий из фарфора представлена предметами интерьера. Это разнообразные , вазоны, люстры, иконостасы и прочее. Это статуэтки и фарфоровые пласты.


Пользовались успехом во все времена, ведь фарфористам в этом направлении удалось достичь небывалого мастерства. Разглядывая статуэтки, мы вместе с авторами переживаем бодрость молочника, начинающего новый день, радость резвящихся животных, любуемся красотой фарфоровых принцесс или размышляем о жизни при виде жанровых сцен.


Представляют собой живописные картины, панно или вставки, которые никогда не выцветают и не растрескиваются. Яркие и искусно выполненные фарфоровые картины увековечат событие или станут дорогим подарком ценителю живописи.


Третья группа - это предметы быта. Это чернильницы, пресс-папки для бумаг, ножи для разрезания и другие , которые не только украсят помещение, но и принесут пользу в быту.


Изделия из фаянса также весьма разнообразны. Это и многочисленная фаянсовая посуда, и изящные статуэтки, и предметы для быта. Стоят они меньше, чем изделия из фарфора, но и прослужат много меньше фарфоровых собратьев. В уходе фаянс более привередлив (подробнее о свойствах фаянса далее).


Из керамики также делают вазы, кувшины, чайные пары, сахарницы и прочую посуду. Изделия из керамики более толстые и грубые и лучше всего подходят для изготовления крупной посуды или предметов быта.


Больше керамики, хорошей и разной!

Существует еще немало разновидностей керамики. Фаянс высшего сорта с наименьшим количеством примесей - это опак. Он белее традиционного фаянса и более прочен. Широко известно во всем мире искусство майолики - шикарной росписи на декоративных изделиях и отделочной плитке. Для лучшего распределения краски на поверхности используется высокопористая глина, обжигаемая при низких температурах, на которую наносится непрозрачная эмаль. Эта глина используется в качестве сырья и сама по себе не представляет ценности.


В отдельные виды керамики можно выделить так называемые твердый и мягкий фарфор. Твердый фарфор содержит больше каолина, иногда в него добавляется зола коровьих костей. Мягкий фарфор в действительности является таковым и более подвержен механическим повреждениям.

В целом же по сложности технологического процесса и стоимости виды керамики можно расположить в следующем порядке (от дешевых к дорогим): майолика - фаянс - опак - фарфор.

Фаянс или фарфор - что лучше купить

При выборе посуды неизменно возникает вопрос, отдать ли предпочтению фарфору или фаянсу. Ответить на него помогут характеристики этих материалов.

Преимущества фарфора таковы:

  • имеет превосходное качество, включая безупречную глазурованную поверхность;
  • устойчив к перепадам температур;
  • отличается утонченностью, разнообразием форм и великолепием декора;
  • выдерживает мытье в посудомоечной машине;
  • устойчив к агрессивным моющим средствам;
  • экологичен;
  • имеет низкую влагопоглощаемость (менее 0,2%);
  • срок службы регулярно используемых изделий превышает 50 лет.


Фаянс обладает такими характеристиками:

  • имеет хорошее качество;
  • из-за перепадов температур в нем могут появиться микротрещины, при попадании в них окрашивающих веществ (кофе, чая) остаются несмываемые следы;
  • изделия многообразны, изящны и красивы, но не отличаются такой белизной и тонкостью стенок, как у фарфора;
  • покрытие фаянса может пострадать от мытья в горячей воде и в посудомоечной машине;
  • имеет относительно невысокую влагопоглощаемость на уровне 9-12% (намного больше, чем у фарфора, что означает и больший риск появления трещин и сколов);
  • срок службы регулярно используемых изделий составляет около 20-25 лет;
  • стоит намного дешевле фарфора.


Как мы видим, фарфор превосходит фаянс по многим свойствам. Фарфоровая посуда более долговечна, практична и изящна, но и стоит она дороже. Однако последнее не относится к раритетным изделиям. Антикварный фаянс может стоить больше или наравне со старинным фарфором. Здесь многое зависит от редкости, возраста предмета, известности его автора и других моментов.

Приобрести антикварный фарфор, фаянс или керамику можно в нашей галерее. Мы собрали для вас коллекцию лучших заводов и мастеров прошлых веков. Фарфор знаменитой или , редкие изделия и многих других фарфоровых предприятий представлены в нашем каталоге. Для заказа перейдите на страницу понравившегося товара и ознакомьтесь с условиями продажи.

Это белая прочная посуда из глины, характеризующаяся удивительной лёгкостью и прозрачностью. Отличить посуду из фарфора от изделий из других видов керамики можно по чёткому продолжительному звону, который она издаёт при ударе.

Фарфоровая посуда символизирует роскошь и комфорт. Чайный сервиз из фарфора способен превратить обычный завтрак в церемонию красоты и вкуса. Пользуясь изящными фарфоровыми чашками и тарелками, Вы наслаждаетесь не только истинным вкусом напитков и блюд, но и получаете необыкновенное эстетическое удовольствие. Одним из важных достоинств чайных сервизов из фарфора является их поразительная способность сохранять тепло напитков. Посуда из фарфора может украсить Ваш быт и улучшить настроение. В кругу обеспеченных людей в последнее время стало модным приобретать фарфоровую посуду под стиль и дизайн интерьера дома.

История фарфоровой посуды

Фарфоровая посуда - это классика. Время над нею просто не властно.

Посуда из фарфора появилась ещё в далёком четвёртом веке в Китае. И в течение десяти столетий дарила радость только своим основателям-производителям. Этот драгоценный подарок китайцев миру увидел Старый Свет лишь в 14 веке. Но сразу же был принят на ура. Удивительно красивую и воздушную посуду из фарфора европейцы ценили на вес золота. Причём не только в переносном, но и в прямом смысле: фарфоровая посуда в те времена была очень дорогим удовольствием. Позволить себе приобрести её в свой дом могли далеко не все. Между тем, китайские изготовители долгое время хранили тайну производства фарфоровой посуды. Европейцам никак не удавалось разгадать секрет её изготовления. Лишь в начале 18 века немецкий алхимик Беттер смог наконец раскрыть тайну производства фарфора. Оказалось, что китайцы получали его из каолина (белой глины) и полевого шпата путём обжига при высокой температуре. Благодаря открытию Беттера, сегодня мы все можем наслаждаться удобством и красотой фарфоровой посуды у себя дома.

Виды фарфора

В зависимости от состава и способа обработки выделяют следующие виды фарфоровой посуды:

  • посуда из мягкого фарфора;
  • посуда из костяного фарфора;
  • посуда из твёрдого фарфора.

Фарфоровая посуда непременно имеет в своём составе такие элементы как каолин, шпат и глина.

«Настоящий» (твёрдый фарфор) зачастую именуют шпатевым, по основному составляющему элементу.

Твёрдая и мягкая разновидности фарфора отличаются друг от друга по концентрации каолина. Чем больше этого вещества в составе, тем твёрже получается фарфор.

Что касается твёрдого фарфора, то он обладает удивительной прочностью, поразительной жароустойчивостью, хорошей сопротивляемостью к воздействию кислот. Внешне посуда из фарфора твёрдой разновидности отличается утончённой прозрачностью, белоснежностью, отдающей в легчайшую синеву, и раковистым изломом.

Мягкий фарфор имеет в своём составе стекловидные вещества (фритты) в большом количестве. Этот фарфор можно охарактеризовать как плавленое стеклоподобное вещество с небольшой долей глины. Внешне посуда из фарфора мягкой разновидности отличается ещё большей прозрачностью, сливочным оттенком белого цвета, прямым (зернистым на не покрытых глазурью участках) изломом. Уступает мягкий фарфор твёрдой разновидности не только по степени белизны и прочности, но и по сопротивляемости высоким температурам.

Костяной фарфор получил своё странное название из-за необычного состава. Помимо каолина и полевого шпата, в состав такого фарфора входит фосфат извести из пережжённой кости. По качественным характеристикам костяной фарфор является чем-то средним между мягкой и твёрдой разновидностями. В отличие от мягкого фарфора, костяной обладает большей прочностью, твёрдостью, меньшей степенью проницаемости. Но у этих двух разновидностей одинаково мягкая глазурь. Цвет костяного фарфора белее, чем у мягкого, но не такой белоснежный, как у твёрдого.

Посуда из фарфора всех трёх разновидностей пригодна для использования на кухне. Однако посуда из твёрдого фарфора больше ценится за счёт своей совершенной белизны, удивительной прочности и жароустойчивости. Её можно встретить даже в элитных ресторанах и на званых обедах выдающихся людей государства. Остальные же разновидности фарфора пользуются меньшей популярностью в высшем обществе, однако просто незаменимы в нашей повседневной жизни!

Декор фарфоровой посуды

Сегодня наибольшей популярностью пользуется посуда из естественного белого фарфора, классическая, безо всяких украшений. Чистая фарфоровая посуда - элегантная и роскошная - просто-таки демонстрирует своё высокое происхождение и исключительные внешние свойства. Серии белой посуды из фарфора отличаются только дизайном, качество изделий во всех одинаково безупречное.

Однако многие предпочитают оригинальные фарфоровые сервизы с уникальным декором.

Существует два основных вида декора фарфоровой посуды:

Красочный декор.

Такой декор посуды из фарфора исполняется либо под глазурью, либо над ней. Что касается подглазурной росписи, то она особенно распространена на китайском фарфоре. Этот метод представляет собой нанесение рисунка непосредственно на черепок, после чего изделие обжигается вместе с глазурью. Старейшая надглазурная техника - это роспись фарфоровой посуды эмалевыми красками, недостаток которых в том, что их палитра довольно ограничена.

У разных видов фарфора есть свои особенности нанесения рисунка. На твердом фарфоре, например, такие краски часто пластически выделяются на поверхности глазури, так как обжигаться при высокой температуре они не могут и поэтому не соединяются с глазурью. На мягком же фарфоре они нередко расплавляются вместе с глазурью и сливаются с ней.

Рельефный декор.
Данный вид декора фарфоровой посуды вделан непосредственно в материал самого предмета граверным путем, перфорацией или посредством рельефообразных завышений. Фарфоровая посуда либо отливается в формах вместе с рельефом, либо рельеф или же пластические части декора (цветки, почки, листья, фигурки в качестве рукоятей и т.д.) формуются отдельно и потом наклеиваются.

Уход за фарфоровой посудой

Одним из недостатков фарфоровой посуды является то, что после продолжительной эксплуатации она темнеет и теряет свой безупречный первоначальный вид. Но посуде из фарфора всегда можно вернуть прежнюю белизну, протерев ее питьевой содой, или солью и уксусом, или кусочком ткани, смоченной скипидаром или винной кислотой. Пятна на фарфоровой посуде (тарелках, супниках и др.) можно удалить, протерев их теплой водой с добавлением небольшого количества нашатырного спирта. Чтобы сохранить рисунок на посуде из фарфора, её не рекомендуется мыть очень горячей водой. Чтобы хорошо сохранить фарфоровые тарелки, которые редко используются, можно переложить их белой бумагой, вырезанной по величине и размерам тарелок.

Видео: изготовление фарфоровой посуды


Дата публикации - 05.05.2008
Дата обновления - 10.12.2010
Перепечатка без активной ссылки запрещена!

не публикуется

(+) (нейтральный) (-)

Вы можете приложить к своему отзыву картинки.

Добавить... Загрузить всё Отменить загрузку Удалить

Добавить комментарий

Ольга 01.04.2014 17:27
Подруга купила фарфоровые кастрюльки в магазине Lakidaki марки Vabene. Кто-нибудь покупал эту марку. Насколько она качественная. В чем отличия использования от металлических кастрюль?

Яна 22.05.2013 10:27
Наталья, костяной фарфор традиционной рецептуры имел молочно-белый цвет, однако сейчас оттенок зависит от фабрики производителя.

Наталья 22.05.2013 10:13
Так какого цвета костяной фарфор?? Я так понимаю, что он уже не отдает синевой, но и не блещет белизной???:ir:

Анастасия 05.01.2013 12:36
Людмила, нет: непрокрашенное дно фарфоровой посуды вовсе не свидетельствует о браке. Это обычное явление. Говорят, этот не покрытый глазурью фрагмент чашки/блюдца позволяет узнать истинный цвет фарфора.

Людмила 30.11.2012 23:33
Очень интересная статья.Купила чашки и решила почитать о фарфоре. Информации достаточно, спасибо. А если на донышке глазурь немного стерта, это брак?

Фарфор в общепринятом понятии — материал белого цвета, гладкий, блестящий, прочный, правда от удара может быть хрупким. Наше знакомство с фарфором, как правило, начинается с посуды и предметов интерьера. Хотя по своему назначению он делится на три группы: хозяйственный и художественный, применяемый в посуде и предметах интерьера; химический, из которого делают изделия для лаборатории; электротехнический, используемый в оборудовании. И сегодня мы обсудим, какие существуют виды фарфора в посуде, отличительные качества и особенности их внешнего вида.

Если говорить о фарфоре более масштабно, исходя из , то этот материал можно разделить на две категории: европейский и восточный.

К европейскому фарфору относятся твердые, полумягкие и мягкие составы материала. И такое множество видов фарфора объясняется тем, что у европейцев были более благоприятные экономические и технологические возможности в то время, когда они «искали» рецепт этого белого материала. А на сегодняшний день европейцы опережают многих в производстве и способах декорирования именно твердого фарфора. Хотя мы знаем, что сам белый материал был изобретен в древнем Китае, правда, по характеристикам очень напоминающий .

Восточная линия, конечно, имеет историю китайского фарфора, что до сих пор отражается на формах изделий и их декорировании. Технология восточного фарфора предполагает производство без использования обжига при высоких температурах, от чего материал получается мягкий и полумягкий.

Оба вида фарфора — твердый и мягкий, используются в изготовлении посуды, столовых аксессуаров и предметов интерьера. Какие же отличительные свойства имеют эти два материала и в чем их различие?

Твердый фарфор

Твердый фарфор можно просто назвать фарфор. Это тот материал, характеристики которого соответствуют понятию «фарфор». Что именно?

  • тонкий помол компонентов, создающий однородность материала;
  • обжиг при высоких температурах;
  • белый цвет разных оттенков, от молочно-теплого, до голубовато-холодного;
  • твердая структура и высокая прочность. При разрезании пищи ножом на фарфоровой поверхности не остается следа/царапины;
  • при постукивании деревянным предметом появляется мелодичный звон;
  • при незначительной толщине имеет способность пропускать свет, становясь полупрозрачным;
  • «не боится» перепадов температуры;
  • абсолютно гигиеничен.

Самый большой недостаток материала – хрупкость от удара.

Характеристика внешнего вида фарфора может быть разной, если применяются низкие и высокие температуры обжига с нанесением глазури на поверхность. Причем от сложности рисунка глазурь может наноситься на изделие до шести раз. И столько же обжигов проходит предмет. Фарфор бывает:

  • Бисквитный — обожженный без глазури. Имеет шероховатую, матовую поверхность, которая со временем имеет свойство впитывать влагу. Используется в таком виде редко, иногда в дизайнерских изделиях для интерьера (большие вазы, статуи).
  • С твердой глазурью . Изделие имеет гладкую, блестящую поверхность. Для этого используется определенный состав глазури с примесью большого содержания кварца и других компонентов.
  • С глазурью, куда входит в большом количестве полевой шпат . Такие изделия отличаются молочно-матовой поверхностью.
  • С прозрачной глазурью . Самый простой рецепт, состоящий из большого количества извести и прочих ингредиентов.

Стоит отметить, что при производстве твердого фарфора идет тщательный контроль качества на всех этапах операций. Бракованная посуда после обжига иногда превышает порог в 20-25%. Поэтому цена на этот вид фарфора всегда достаточно высока.

Мягкий фарфор

Для повышения пластичности массы каолин заменяют большим содержанием полевого шпата, получая мягкий фарфор. Изделия из такого сырья проходят обжиг при температурах ниже 1350°С. Для них характерны: гладкая или рельефная поверхность; ровный или фигурный край; многообразие способов декорирования, как под глазурь, так и над глазурью (с использованием керамических красок, деколи, красок с драгоценными металлами). Такой материал делиться на несколько видов:

Полевошпатный фарфор

В своем составе имеет, помимо пластичной белой глины и кварца, большое количество полевого шпата. При изготовлении посуда проходит низкий температурный обжиг, что позволяет использовать разные способы декорирования. Краска наносится как под глазурь, так и над глазурью. Материал обладает большой плотностью, от чего изделия совершенно не пропускают свет.

Высокополевошпатный фарфор

Очень напоминает твердый фарфор, отличается меньшим содержанием глины, но большим количеством кварца и полевого шпата. Обжиг происходит на более низких температурах. В связи с этим тоже имеет больше возможностей для декорирования. При хорошей способности пропускать свет, обладает большей прочностью и термостойкостью. Часто используется в столовых и относится к категории — элитный.

Фриттовый фарфор

Материал считается одним из многочисленных видов керамики. Имеет в своем составе компонент – фритту, который уменьшает температуру плавления. Это позволяет делать обжиги на низких температурных режимах, соответственно декорировать изделия любыми способами. Фриттовый фарфор отличается прозрачностью и легкостью, но при производстве бывает много деформированных изделий (более 30%), что так же отражается на его цене.

Костяной фарфор

В своем составе имеет большое процентное соотношение костяной золы, полученной из костей крупных, рогатых животных. Отличается повышенной белизной (молочных и «теплых» тонов), прекрасно просвечивается. Технология обжига позволяет поверхность разнообразно и красочно декорировать. Правда при изготовлении формы изделий часто деформируются от высоких температур, что не может не сказаться на цене.

Считается, что некоторые виды не слишком устойчивы к кислотам и щелочам, поэтому больше применяются в чайных и кофейных сервизах, нежели в столовых. Кстати, английский фарфор часто бывает костяным, являясь при этом мягким. Иногда материал используется, как «бисквитный» (без глазури) в изготовлении скульптур и больших ваз.

И если вернуться к классификации фарфора в категориях: восточный и европейский, то в последнем (европейском) каолина присутствует всегда больше, и обжиг в печи он проходит при высоких температурах. Это позволяет иметь более прозрачный материал, но ограничения по декорированию.

Так как при больших температурах «выгорает» большинство красок, европейские производители часто используют для этих целей технологию деколь — бумажные «переводилки» с рисунками, сделанные специальными красками, в том числе содержащие драгоценные металлы.

Восточные же производители наносят специальные краски под глазурь. Это позволяет применять более богатую палитру красок, так как используется невысокая температура обжига.

Производители фарфоровой посуды

Если говорить о компаниях, которые производят настоящий фарфор, то, конечно, это европейские бренды, имеющие многовековые истории. Все они изготавливают разные виды фарфора, но некоторые работают только с твердым материалом.

Хочется отметить французское местечко Лимож, так как отличается особой белизной и твердость. Компания Haviland , расположенная в этом районе, производит изделия наивысшего класса и славится классическими дизайнами. Декорирование изделий этого бренда часто имеют инкрустации драгоценными металлами, от чего фарфор называют «президентским» или «королевским».

Немцы хорошо известны мейсенским фарфором. Отличается особым качеством Королевская фарфоровая мануфактура Берлин. Фабрика Розенталь имеет разные стилистические направления. В Чехии – фарфоровая мануфактура Богемии . – Herend (Херенд) известна не только качеством фарфора, но и своими необыкновенно художественными росписями, изящными формами и красочной палитрой цвета.