Украшения. Аксессуары. Дизайн ногтей. Цвета. Нанесение. Ногти

Биография матвеева евгения семеновича. Матвеев евгений Кем стали внуки евгения матвеева

Евгений Матвеев – талантливый режиссер и актер, биография, дети и личная жизнь которого интересуют многих. Поклонники знают и любят его благодаря ролям в таких фильмах, как «Любовь земная», «Цыган» и «Любить по-русски».

Евгений родился 8 марта 1922 года в селе Новоукраинка. Мама будущего актера была обычной крестьянкой. По ее линии дедушка был церковным старостой. Семен Матвеев, папа Жени, прирожденный коммунист и интеллигент. Когда сыну было четыре года, отец бросил семью.

Мама приехала вместе с мальчиком в Виноградово. Он хотел помогать матери финансово, поэтому в детстве Женя продавал на дороге арбузы. Родительница разрешила потратить заработанные деньги на свои желания, поэтому мальчик, не задумываясь, купил балалайку. С самого раннего возраста он проявлял свои творческие способности, писал частушки, и исполнял их под музыку, которую сам и играл на балалайке. Позже некоторые частушки использовались в фильме «Любовь земная». Эту ленту Матвеев снял в качестве режиссера.

В школе Женя делал большие успехи, и мама отправила сына в Цюрупинск. Сегодня этот город называется Олешки, и именно там будущий актер получал образование. Там же он впервые увидел театральную постановку и понял, что это его увлекает и интересует. Будучи учеником, Женя стал принимать участие в самодеятельности. Окончив девятый класс, Матвеев переехал в Херсон.

В городе был самый настоящий театр, где молодой человек начал играть эпизодические роли и участвовать в массовых сценах. Профессионалы, работающие там, заприметили мальчика. Со временем он стал играть и более значительных персонажей.

Однажды Евгений исполнял роль музыканта, и его игра очень понравилась актеру Николаю Черкасову. Он посоветовал юноше отправиться в Киев, чтобы поступить в специальную школу. Матвеев пользуется этой рекомендацией, и начинает ходить на занятия в актерскую школу при Киевской киностудии.

По окончанию Второй мировой войны Евгений начинает работать в разных театрах. В результате он оказывается в Москве. Там он начинает сниматься в кинофильмах и пробует себя в роли режиссера.

Творчество

1963 год ознаменован появлением на экранах мелодрамы «Родная кровь», в которой снимался Матвеев. Актер работал в паре с известной Вией Артмане. Мужчина сыграл роль танкиста Владимира, а потом и старшего механика на корабле. Артмане играла паромщицу Соню, которая, согласно сюжету, знакомится с Вовой. События развиваются таким образом, что между молодыми людьми возникает роман, который заканчивается трагически. Девушка погибает. После этого Владимиру приходится иметь дело с бывшим мужем Сони.

Кадр из фильма «Дом, в котором я живу»

В конце 60-х на экраны вышел фильм «Цыган». Он рассказывает зрителям о Будулае Романове. Это обрусевший цыган, принимавший участие во Второй мировой. На войне Романов был разведчиком, а по ее окончании отправился на донский хутор, где нашел сына. Матвеев выступил здесь не только как режиссер. Он также играл главного персонажа.

Фильм «Любовь земная» вышел в 1974 году. Снова Евгений был и режиссером, и исполнителем главной роли. На этот раз его персонажем был Захар Дерюгин. В киноленте речь шла о зрелом председателе колхоза. Примерный семьянин и отец четырех детей, Захар неожиданно влюбляется в Маню, молодую девушку из села, где живёт сам Дерюгин.

Народные артисты СССР Евгений Семенович Матвеев и Нонна Викторовна Мордюкова

Прошло ещё три года, и зрители увидели продолжение этой увлекательной истории. Она получила название «Судьба». Во второй части фильма идёт речь о том, что в самом разгаре Великая Отечественная война. Дерюгин попал в плен, но вскоре ему удавалось сбежать. Он присоединяется к партизанам, спасая свое родное село от немцев.

Матвеев также сыграл роль Емельяна Пугачева – предводителя Крестьянской войны. Историческая дилогия была создана режиссером Алексеем Салтыковым. В этом проекте Матвеев снова работал в компании с Артмане. Вия играла роль Екатерины Второй. На экраны фильм вышел в 1978 году.

Позже, в 1984, вышла драма «Победа», которая состояла из двух серий. Одну из главных ролей снова играл Матвеев. История рассказывает о двух военных корреспондентах. Один представляет американскую сторону, второй – советскую. Сначала мужчины встречаются в 1945 году на Потсдамской конференции. Спустя тридцать лет, они снова видят друг друга в Хельсинки, куда приехали на совещание представителей европейских государств.

В этой киноленте изображаются исторические деятели, также присутствуют кадры из реальной документальной хроники. Евгений сыграл Василия Карпова. Интересно, что он также был режиссером этой драмы.

Наступили 90-е, и Евгений выпустил трилогию «Любить по-русски». В этой драме он также сыграл главную роль. По сюжету Валерьян Мухин решает переехать в деревню. Он кардинально меняет свою жизнь и становится фермером. Ранее мужчина был примерным семьянином и партийным деятелем. В фильме показывается, что он бросает жену, переезжает и начинает роман с хуторянкой. Валерьян начинает жизнь заново, он знакомится с людьми, меняет сферу деятельности и борется с местными криминальными личностями.

В кино последней работой Матвеева стала роль Леонида Брежнева. Евгений сыграл ее в мелодраме «Под полярной звездой», которая состояла из шести серий. Фильм о легендарном секретаре ЦК КПСС вышел в 2001 году. Евгений уже играл этого исторического деятеля в киноленте «Клан», вышедшей на десять лет раньше. В этом фильме зрители узнают о коррупционных делах, которыми занимались московские следователи. Действия фильма разворачивались как раз в период правления Брежнева.

Личная жизнь

Матвеев женился на Лидии Алексеевне. С женщиной он познакомился в конце 50-х. Пара жила душа в душу в течение пятидесяти шести лет. Матвеев – счастливый отец сына и дочери. Он также стал дедушкой трех замечательных внуков.

О личной жизни артиста можно рассказать следующее:

  • с будущей женой Женя познакомился в Новосибирске;
  • после свадьбы пара переехала в столицу;

  • на момент переезда уже родилась дочка;

  • руководитель театра пытался помочь новоиспеченной семье с жилой площадью.

Изначально Матвеевы жили в гостинице. Потом они проживали с дочерью в коммунальной квартире. В тот момент родился Андрей, младший сын актера. Не отставала и жена – она тоже обладала творческими способностями и пела в хоре. Их совместные семейные фото часто публиковались в прессе.


О биографии и семье Евгения Матвеева известно многим. Но некоторые поклонники даже не представляют, что в жизни актера происходили и такие события:

  • снимая фильм «Жеребенок», в основу которого легла книга «Режевские сокровища», актер упал с лошади и сильно ушибся;

  • доктора настояли на том, чтобы Матвеев отправился на Урал; там, на курорте «Озеро Молтаево», он лечился с помощью лечебных грязей;
  • говорят, что именно на Урале артист написал основной сценарий фильма «Цыган».

Роли Матвеева Евгения помнит каждый зритель, которого интересует кино времен СССР. Замечательный актер, одинаково безупречно игравший героев и негодяев, еще в молодости удостоился народной любви. Этого человека не стало в июне 2003 года, однако он продолжает жить в своих кинопроектах. Что же известно о творческом пути знаковой фигуры советского кинематографа, его закадровой жизни?

Детство и юность Матвеева Евгения

Будущий актер появился на свет в небольшом поселке Новоукраинка, где в то время проживали его родители, произошло это в марте 1922 года. Детство Матвеева Евгения оказалось непростым. Неприятности начались, когда ушел из дома отец мальчика Семен. Мать Надежда, оставшись без средств к существованию, была вынуждена уехать в деревню к своим родителям. Они не обрадовались возвращению дочери с ребенком, так как в свое время она без их разрешения сбежала с юным красноармейцем.

Маленького Матвеева Евгения принуждали трудиться наравне со взрослыми обитателями деревни. Он работал водовозом, помогал в поле и выполнял другие сложные для детей его возраста задачи. Впрочем, ребенок находил время и на развлечения, обожал играть на балалайке. Его выступления всегда собирали толпу односельчан.

Несколькими годами позже мать увезла сына в Цюрупинск, где он впервые очутился в театре. Увиденное произвело на подростка такое сильное впечатление, что он записался в школьный драмкружок. Далее последовало обучение в театральной студии, затем были первые роли в Херсонском театре.

Первая любовь

Неизвестно, как могла сложиться жизнь Матвеева Евгения, если бы не грянула Вторая Мировая война, вынудившая его оставить театр и отправиться на фронт. Принять участие в боевых действиях актеру довелось только в 1944 году, перед этим он обучался в Тюменском пехотном училище. В учебном заведении он задержался еще на год после войны, взяв на себя руководство местной самодеятельностью. Это решение помогло ему встретиться со своей будущей женой.

Юная Лидия в те годы обучалась в местном музыкальном училище, на спектакль с участием Матвеева попала случайно. Исполнитель главной роли произвел на девушку неизгладимое впечатление, возникший интерес оказался взаимным. Свадьба влюбленных состоялась в апреле 1947 года. У супругов быстро появились дети - Андрей и Светлана. Интересно, что с Лидией ее "звездный" муж оставался на протяжении всей жизни, ни разу не был уличен в романах с другими женщинами.

Звездная роль

Евгений Матвеев - актер, впервые заявивший о себе в мире кино относительно поздно, ему тогда уже исполнилось 33 года. В наши дни лента «Доброе утро» практически забыта, однако в 1955 году музыкальная комедия произвела большое впечатление на зрителей. Евгению досталась в ней главная роль, его персонажем стал Судьбин.

Однако звездным фильмом советского артиста оказалась вовсе не картина «Доброе утро». Евгений Матвеев - актер, проснувшийся знаменитым после премьеры фильма «Дом, в котором я живу». Его героем стал центральный персонаж - обыкновенный парень Костя Давыдов, вынужденный столкнуться со всеми ужасами войны. Лента удостоилась первого места на Всесоюзном кинофестивале, а у исполнителя главной роли появилось множество поклонников.

Лучшие кинопроекты

Фильмы с участием Евгения Матвеева после выхода драмы «Дом, в котором я живу» стали пользоваться огромным спросом у зрителей. Закрепить успех звезде помогло участие в съемках ленты «Поднятая целина», сюжет которой взят из самого знаменитого произведения Шолохова. Актеру опять была доверена одна из главных ролей, его персонажем стал крестьянин Макар Нагульнов, трудящийся во благо своей любимой деревни.

Следующий кинопроект позволил Матвееву доказать, что он способен талантливо сыграть не только благородного героя, готового пожертвовать собой ради других. Это был фильм «Воскресенье», ставший экранизацией одноименного романа Толстого. Персонаж Евгения в этой картине - князь Нехлюдов. Критики остались в восторге от того, как актер показал эволюцию своего героя, сумел донести до зрителей все его переживания.

Ажиотаж вызвал и фильм «Родная кровь», после выхода которого как будто еще раз стал звездой Евгений Матвеев. Личная жизнь актера оказалась объектом пристального внимания журналистов, поклонницы не давали ему прохода. Он и его жена относились к таким проявлениям любви философски, понимая, что это всего лишь часть актерской профессии.

Режиссерский опыт

Евгения зрители запомнили не только как актера, но и как режиссера, на счету которого множество ярких проектов. Началось все с выхода на экраны фильма «Цыган», сюжет которого был взят из повести Калинина. Матвеев не только снял этот кинопроект, но и сыграл центрального персонажа - Будулая. Интересно, что критики восприняли этот эксперимент прохладно, однако зрители остались в восторге.

Из последних фильмов, снятых звездой, стоит отметить драму «Любить по-русски», увидевшую свет уже в 1995 году. Незначительный бюджет не помешал картине завоевать любовь аудитории, которая оказалась настолько сильной, что продолжение ленты было снято уже на деньги, собранные поклонниками.

Матвеева Евгения не стало в июне 2003 года, талантливого актера и режиссера погубил рак легких.

Евгений Матвеев - легендарный советский и российский кинорежиссер и актер, сделавший огромный вклад в российское кино, человек необыкновенной харизмы и энергетики, известный и любимый широчайшей зрительской аудиторией за сыгранные им незабываемые роли в картинах «Поднятая целина», «Любовь земная», «Родная кровь», «Судьба», «Солдаты свободы», «Цыган», «Любить по-русски».

Детские годы

Евгений Матвеев родился в маленьком селе Херсонской области Новоукраинка, в 1922 году, 8 марта. Его мать, Надежда Федоровна, была простой крестьянкой, а отец, Семен Калинович - человеком с образованием, красноармейцем и коммунистом.

Личная жизнь родителей Евгения не сложилась. Родня Надежды Федоровны не признала их брак законным и не дала на него своего благословения. Вместе родители прожили не очень долго. Маленькому Жене исполнилось всего четыре года, когда отец оставил семью. Надежда Федоровна была вынуждена возвратиться в родительский дом, ей пришлось одной воспитывать сына.

Евгений не знал об актерской профессии и не собирался становиться актером, хотя тягу к творчеству он ощущал с самого детства. Сильный и крепкий парень неустанно трудился наравне со взрослыми, как самый настоящий крестьянин. Он носил воду, пахал и даже иногда торговал. Самой заветной мечтой мальчика было приобретение балалайки. Денег на инструмент в семье, конечно, не было. Чтобы купить его, мальчику приходилось зарабатывать их самому. Он продавал арбузы, экономил каждый рубль и в конце концов балалайка все же была приобретена. Мальчик целеустремленно изучил технику игры, а затем стал выступать с импровизированными концертами перед своими односельчанами. Евгений не просто виртуозно владел инструментом, но и сам сочинял и исполнял частушки. Эти небольшие концерты пользовались большим успехом и всегда собирали многочисленных зрителей.

Первые шаги в творчестве

Односельчане оценили явные таланты мальчика и посоветовали Надежде Федоровне отвезти Женю в город, чтобы он смог получить настоящее хорошее образование. Мальчик с матерью переехали в Цюрупинск, где Евгений впервые смог увидеть любительское театральное представление. Театр захватил его целиком и он стал мечтать о сцене и актерстве.


Фото: Евгений Матвеев

Женя занимался в драмкружке, где пробовал себя сразу в нескольких амплуа: певца, фокусника, танцора, участвовал почти во всех постановках. В девятом классе он уже участвовал в массовках в Херсонском театреи даже играл небольшие роли. Его талант был замечен знаменитым актером Н. К. Черкасовым, порекомендовавшем способному юноше поступить в театральное училище к Александру Довженко. Евгений отправился в Киев и успешно выдержал вступительные экзамены.

В школе актеров Матвеев проучился недолго, начавшаяся война изменила его судьбу.

Война

В самые первые военные месяцы жители города, и Евгений в том числе, возводили укрепления, копали окопы. Конечно же, как и все мальчишки того времени, он подавал рапорты, просился на фронт. Его отправили на учебу в Тюмень, в пехотное училище.

В боях он принял участие лишь в 1944 году, уже став лейтенантом. После войны Евгений вернулся в родное Тюменское училище в качестве преподавателя. Он руководил художественной самодеятельностью, играл в спектаклях, писал сценарии и занимался творческой деятельностью труппы. На одном из концертов произошла судьбоносная для Матвеева встреча. Он познакомился со студенткой музучилища,Лидией, своей будущей единственной супругой, с которой они затем прожили счастливую и долгую совместную жизнь.

Актерское признание и слава

Через два года после работы в Тюменском драмтеатре, Матвеев перешел в Новосибирский «Красный факел». Он - ведущий актер, участвует во многих спектаклях: «Великая сила», «Бешеные деньги», «Наш общий друг», «Кандидат партии». На первом этапе театральной карьеры Евгений смог многого добиться. Благодаря увлеченности и актерской самоотдаче к нему пришла заслуженная известность. Неудивительно, что талантливого актера вскоре заметили и пригласили в знаменитый Малый театр, в труппе которого Матвеев проработал более пятнадцати лет.

Первая кинороль в творческой биографии Матвеева была сыграна только в 1955 году. Он снялся в комедии «Доброе утро», которая имела ошеломительный успех. Но всенародно известен Матвеев стал после кинофильма «Дом, в котором я живу». Он сыграл простого парня, пережившего ужасы и тяжести войны. Образ Кости Давыдова, созданный актером, очень полюбился зрителям. Уже знаменитому Матвееву стали поступать регулярные предложения о съемках у известных режиссеров. Его природный талант и стремление к новому открывали перед Матвеевым необыкновенные перспективы. Он активно снимался и принял участие во многих популярных кинокартинах, среди которых «Поднятая целина», «Воскресенье», «Сибирячка».

После яркой, триумфальной роли Нагульнова в «Поднятой целине» Матвеев безоговорочно обожаем зрителями. Новая волна всенародной любви обрушилась на Евгения Матвеева после фильма «Родная кровь», в котором никого из зрителей не оставила равнодушным пронзительная история любви и непростой жизни главного героя. После этой роли поклонницы буквально оборвали телефон Евгения Матвеева звонками и завалили его мешками писем.

За свою актерскую работу Матвеев получил народного артиста СССР, множество государственных и кинематографических наград и премий.

Режиссерская карьера

В пик наибольшей популярности, в 1965 году, Матвеев принимал участие в праздничном театрализованном представлении в городе Николаеве. Загримированному под Макара Нагульнова Матвееву предстояло проехать на тачанке по кругу стадиона. Во время поворота колесо тачанки отвалилось, и Евгений Матвеев рухнул на асфальт. В итоге он серьезно повредил позвоночник и два года был вынужден пролежать в кровати. Актеру пришлось отказаться от театра, но он вернулся в кино.

В 1967 году Матвеев начал заниматься новой интересной сферой творчества - режиссерской работой. В известной картине «Цыган» он выступил режиссером и исполнил главную роль. Некоторые критики посчитали режиссерский дебют Матвеева явным провалом, другие, наоборот, были восхищены его работой. Тот факт, что фильм популярен и сейчас, не требует дополнительны комментариев.

Были у Матвеева и не слишком удачные картины, но он всегда неизменно пользовался высоким авторитетом. С 1968 года Матвеев - кинорежиссер Мосфильма, затем он становится секретарем кинематографического Союза, параллельно преподает во ВГИКе. Его фильмы хорошо принимаются зрителями, в них этот открытый, искренний, бескорыстный человек показывает то, что интересно обычным людям - настоящую любовь, веру в справедливость, подлинную честь и верность. В середине 70-х Матвеев снимает ленты «Любовь земная» и «Судьба» о жизни и любви колхозного председателя Захара Дерюгина. Он играет главную мужскую роль в дуэте с замечательной актрисой - необыкновенной красавицей . Фильмы посмотрели в прокате почти пятьдесят восемь миллионов зрителей.
Перестройка, наступившая в СССР в 80-х годах, изменила многое в жизни и творчестве Евгения Матвеева. Его обвиняли в угодничестве власти, отстранили от высокой должности. Он очень тяжело переживал эти несправедливые обвинения и даже хотел покончить с собой. Пережить тяжелое время ему помогали только семья и близкие друзья.

В годы кинематографического застоя российское кино стало невостребованным, зрители предпочитали смотреть сериалы зарубежного производства или криминальные низкопробные отечественные картины. В это время Матвеев снимает свою знаменитую киноленту «Любить по-русски», где он снова не изменяет себе. Несмотря на некоторую наивность и легкую утрированность сюжета, красивая сказка о жизни покоряет зрителей настолько, что продолжение трилогии Матвеев снимал за средства поклонников фильма, с нетерпением ждавших продолжения этой захватывающей истории.

Личная жизнь

Матвеев женился один раз в жизни. Его свадьба с Лидией состоялась весной 1947 года. В том же году в молодой семье родилась дочь Светлана, спустя десять лет у них появился сын Андрей.


Фото: Евгений Матвеев с женой

Матвеев вместе с супругой прожили вместе пятьдесят шесть лет. Верная помощница Лидия была музой знаменитого актера.

Смерть

В 2003 году, в мае Евгения Семеновича неожиданно госпитализировали, близкие думали, что у него бронхит. В Центральной клинической больнице ему диагностировали рак легких, что стало полной неожиданностью и шоком для семьи. Оказывается актер знал о смертельном недуге, но ничего не говорил своим близким и не предпринимал никаких шагов по его лечению. Скончался Евгений Матвеев в возрасте восьмидесяти двух лет, в июне 2003 года, на руках у Лидии Алексеевны. Рядом находилась вся его семья, дети, внуки.

Фото: Евгений Матвеев могила

Творчество этого талантливого актера и режиссера живет и сегодня. В его память была снята документальная кинолента «Жизнь без вранья», в которой рассказывается о творческом пути простого крестьянского мальчика из далекой деревни, ставшим настоящей легендой не только российского, но и мирового кинематографа.

Избранная фильмография

  • 1953 - Судьба Марины
  • 1960 - Воскресение
  • 1972 - Сибирячка
  • 1981 - Фронт в тылу врага
  • 1995 - Любить по-русски
  • 2001 - Под Полярной звездой

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Eugene Matveev Карьера: Актер
Рождение: Украина, 8.3.1922 - 1.6
Евгений Матвеев - советский и российский актёр театра и кино, кинорежиссёр, сценарист. Родился 8 марта 1922 года.Впервые в кино Матвеев снялся в 1954 году, в фильме Андрея Фролова "Доброе утро", а первый успех пришел к нему после картины Льва Кулиджанова и Якова Сегеля "Дом, в котором я живу" (1956), где он сыграл одну из главных ролей.В качестве режиссера Евгений Матвеев известен по таким картинкам как: "Цыган" 1967 год, "Любовь заемная" 1974 год, "Бешенные деньги" 1981 год, "Любить по-русски" 1995 год, "Любить по-русски 2" 1997 год, "Любить по-русски 3" 1999 год и др.

Pодился 8 марта 1922 года в селе Новоукраинка Скадовского района Херсонской области. Отец Матвеев Семен Калинович. Мать Коваленко Надежда Федоровна. Супруга Матвеева Лидия Алексеевна (1925 г. рожд.). Дочь Матвеева Светлана (1947 г. рожд.). Сын Матвеев Андрей (1957 г. рожд.). Внуки: Алексей, Евгений, Надежда.

Евгений Матвеев до срока приобщился к нелегкому крестьянскому труду, мог реализовывать любую крестьянскую работу; огромное почтение к человеку, тот, что трудится на земле, сберег на всю бытие. Мальчишкой Женя уходил в поле, которому не было конца и края. Уходил в силу того что, что испытывал огромную отрада, оставаясь наедине с ним, слушая пение жаворонка. Там же, в поле с печалью думал о маме, которой досталась фатум одинокой женщины. Впечатления детства часто были горькими, оттого Женя вечно тянулся к чему-то светлому, радостному, веселому. Любил подражать пению разных птиц, вызывая добрые улыбки односельчан, любил распевать, аккомпанируя себе на балалайке. В школе все называли его Женька-артист. В раннем детстве хлопчик ещё не знал, что на свете существуют театры и актеры, но бессознательно уже лицедействовал.

Из 2-го класса мальчика перевели безотложно в 4-ый учителя подметили в нем склонность к наукам и посоветовали матери переселиться в град, чтобы вручить сыну образование. В городе Цюрюпинске он впервой увидел любительский спектакль и понял, что его местоположение в театре. Театр покорил его и стал его единственной мечтой. Евгений начал заниматься в самодеятельности, был фокусником, танцором, певцом. В 9-м классе Евгений решительно решил кинуть школу и тронуться в Херсон ближний областной середина, где были профессиональная труппа и театральная студия. Получив благословение матери, 17-летний паренек уселся на баржу с арбузами и поплыл к своей мечте.

Шел 1939 год. В херсонском театре Матвеев стал участвовать в массовых сценах, ему доверяли и небольшие роли. Одной из них была образ музыканта в спектакле Бесталанна. Юноша лихо в такт музыки ударял в бубен, и более того не догадывался, что его отметил профессиональный воззрение Николая Черкасова, находившегося в зале. Черкасов похвалил бессловесного исполнителя, посоветовал ему обучаться в Киеве у А. Довженко, обещая свою поддержку.

Окончив экстерном два последних класса школы и получив аттестат, Евгений поступил в актерскую школу при Киевской киностудии. Здесь он стал учеником Александра Петровича Довженко, тот, что учил своих студентов чуткости, внимательности к людям, но главное, конечно, многосложному ремеслу актера.

Внезапно начавшаяся битва разрушила все планы. Под беспрерывными бомбежками Евгений копал окопы, участвовал в создании укреплений около города. Навсегда в его памяти остались страшный звук моторов немецких самолетов, свист авиабомб, панический страх беззащитных людей. Матвеев рвался добровольцем на фронт. Но фатум распорядилась по иному. Его направили на учебу в Тюменское пехотное училище. С детства не приученный действовать что-либо через рукава, Матвеев и в училище был отличником. И... как отличника его оставили в качестве преподавателя. Многочисленные просьбы и рапорты об отправке на фронт оставались без внимания.

Преподавая военную науку, он не забывал и о своей гражданской привязанности. Вскоре молодого офицера весь городок узнал как одаренного актера. Пришел и фарт первое местоположение на конкурсе чтецов Сибирского военного округа.

В 1946 году, демобилизовавшись, Евгений Матвеев остался в Тюмени, став актером местного драматического театра, которым стоял во главе режиссер Д. Бархатов. Жизнь провинциальных театров вечно сложна: небольшая труппа, частые премьеры, постоянные выезды со спектаклями в отдаленные районы. Однако многие актеры, прошедшие школу периферийных театров, справедливо полагают, что нигде больше нет таких возможностей переиграть великое море ролей, попробовать себя в разных амплуа.

Евгений Матвеев был обречен на роли героев. Высокий, пригожий, мужественный, обаятельный, возбудимый все это делало игру актера заразительной. Он сыграл роли в спектаклях Молодая гвардия А. Фадеева (Ваня Земнухов), За тех, кто в море Б. Лавренева (Боровский), Молодой лес Н. Погодина (Черемизов). Успех не заставил себя долговременно поджидать. За претворение в жизнь роли Боровского Евгений Матвеев получил приз и был допущен к заключительному туру Всероссийского смотра театральной молодежи в Москве. Успешный показ в Москве повлек за собой массу заманчивых предложений. Молодого актера приглашали и в Алма-Ату, и в Красноярск, и в Московский театр имени Ленинского комсомола. Но он остановил свой отбор на новосибирском Красном факеле, тот, что не без оснований считали сибирским МХАТом. В нем были прекрасная труппа и великолепная режиссура. В Новосибирске началась настоящая серьезная профессиональная учеба Матвеева. А обучаться в этом месте было у кого. Во главе театра стоял мужчина огромной культуры В. Редлих, в этом месте же работали и В.К. Дени, жесткий, требовательный режиссер и педагог, и Э.М. Бейбутов с его взрывным темпераментом, яркой театральностью. Здесь юный артист впервой соприкоснулся с учением К.С. Станиславского. Наставники Матвеева основательно заботились о творческом росте молодого актера. Именно в Красном факеле стремились открыть его индивидуальность.

На сцене театра Е.С. Матвеев играл как собак нерезаных и благополучно. Среди его работ тех лет: Джон Гармон (Наш групповой друг по Ч. Диккенсу), Леонтьев (Кандидат партии А. Крона), Виктор Лавров (Великая сила Б. Ромашова), Аксанич (Константин Заслонов А. Мовзона), Юрий Поднебесько (Счастье по роману П. Павленко), барон Фитингоф и Комиссар округа (Незабываемый 1919-й Вс. Вишневского), Нил (Мещане М. Горького). Самый огромный фарт выпал на долю молодого исполнителя в роли Улдыса в спектакле Вей, ветерок! поставленном Э. Бейбутовым по пьесе классика латышской литературы Я. Райниса.

Эта постановка стала важной вехой на творческом пути актера. В 1951 году Красный факел показал тот самый спектакль во время гастролей в Ленинграде. И ещё раз Матвеев получил приглашение безотложно в немного московских и ленинградских театров. На тот самый раз он принял предложение старейшего коллектива страны Мкумачового театра и в 1952 году дебютировал на академической сцене в роли Незнамова в драме А.Н. Островского Без вины виноватые. Желание совершенствоваться приводит Евгения Матвеева в творческую лабораторию М.Н. Кедрова, ученика К.С. Станиславского, организованную при Всероссийском театральном обществе. Вместе с молодыми начинающими актерами занятия посещали многие известные актеры и режиссеры, посреди которых были В. Марецкая, Р. Плятт, Н. Анненков и другие большие мастера.

Среди образов, созданных Евгением Матвеевым за 12 лет работы в Государственном академическом Малом театре, выделяются: Звонарев (Порт-Артур А. Степанова и И. Попова), Яровой (Любовь Яровая К. Тренева), Родон (Ярмарка тщеславия В. Теккерея), Трофимов (Главная роль С. Алешина), Столбов (Осенние зори В. Блинова), Ераст (Сердце не камень А.Н. Островского), Освальд (Привидения Г. Ибсена) и др. В 1958 году Евгений Матвеев был удостоен своего первого почетного звания Заслуженный артист РСФСР.

Еще будучи актером театра, Евгений Матвеев стремился к самому массовому виду искусства кинематографу. Возможность вылезти на многомиллионную аудиторию, усилить свой звук невиданным по мощность рупором это было его мечтой. И в 1955 году его греза стала осуществляться. К концу 1950-х годов его послужной список в кино насчитывал уже немного ролей: главная образ в фильме Искатели по роману Д. Гранина, Константин в фильме Л. Кулиджанова и Я. Сегеля Дом, в котором я живу, Лобанов в картине Дело Пестрых, командарм Сорокин в фильме Восемнадцатый год.

Конец 1950-х начало 1960-х годов крайне насыщенный отрезок времени в творческой биографии Е.Матвеева. Работы следовали одна за иной, и все они были отмечены талантом, вдохновением, темпераментом их создателя и в силу того что имели заслуженный фарт. За короткое время в Малом театре состоялось 11 премьер с его участием. Киноленты, в которых играл Матвеев, не сходят с экранов. Появились Федотов в картине М. Ершова Родная кровь, потрясший всех своей мужественной добротой и пронзительной искренностью, красноармеец Трофим из короткометражного фильма Жеребенок по рассказу М. Шолохова, Павловский в Крахе.

С юности одним из любимых героев, которого мечтал сыграть артист, был Макар Нагульнов из шолоховской Поднятой целины. Образ Макара в самой высокой степени отвечал тому, что разрешается обусловить словами герой Матвеева, что составляет главную тему его творчества влюбленность к Родине, людям, жизни. И в жизни, и на сцене его привлекали люди, живущие на самом пределе физических и эмоциональных сил, когда всякий момент наполнен до отказа, каждая минута проживается так, как подобно как она последняя.

Легко представить себе состояние актера, когда из Ленинграда пришла телеграмма с приглашением на съемки фильма Поднятая целина. Но саммит с режиссером картины А. Ивановым подействовала на Матвеева как ушат холодной воды. Ему предлагалась образ отнюдь не Нагульного, а Давыдова. Актер испытал ощущение стыда, горечи, состояние невосполнимой потери близкого, родного человека, с которым прожил свои лучшие годы. И все-таки Матвеев упросил режиссера хотя бы познать его в роли Нагульнова. Проба произвела на всех такое сильное ощущение, что сомнений ни у кого не оставалось: Матвеев и есть Нагульнов. Так произошла саммит артиста и роли, которая стала не только одной из самых удачных, запоминающихся и лучших работ актера, но и подлинным событием в советском кинематографе, классикой отечественного кино.

Макар Нагульнов предстал перед зрителями истинным рыцарем революции. Это сгусток энергии, герой внебытовой. Для него любое действо это фрагмент борьбы не на бытие, а на конец во имя революции. Гражданская битва для него не кончилась, и в каждое занятие, которое ему поручает партия, он бросается, как в махач, как в лихую конную атаку. Конечно, в нем есть и наив, и детское простодушие, но вкупе с тем и бездна обаяния незаурядной личности.

Всем актерам и режиссерам необходимо проходить чистку классикой. Проверять себя сколь доросли до нее. Это слова Евгения Матвеева. Сам же Евгений Семенович кроме того прошел эту проверку. Во время работы Поднятой целины режиссер М. Швейцер пригласил Евгения Матвеева на образ князя Нехлюдова в экранизацию романа Л.Н. Толстого Воскресенье. Времени на плавное, неторопливое вхождение в образ не было. Совмещать обе работы было невероятно тяжко, тяжело более того физически, не говоря уже о том, что приходилось практически на ходу обращаться из Нагульнова в Нехлюдова и напротив. А героев больше разных тяжко себе представить. Нужно было, чтобы вся могучая эмоциональность актера клокотала только внутри у него и сильно скупо, минимально, практически по крохам выходила наружу. Нехлюдов мужчина с сердцем, способный на душевные движения, и актерская индивидуальность Матвеева откликнулась на это, а образ принесла актеру колоссальный фарт.

Несмотря на счастливый момент в кинематографе, театр постоянно оставался для Евгения Матвеева его любовью, его болью и его мечтой. Немыслимая работоспособность, практически на пределе физических и душевных сил, с годами стала жизненным кредо Евгения Матвеева. Иначе он уже не мог. Трудно вымолвить, сколь продолжительно Евгений Матвеев оставался бы слугой двух господ кино и театра. Однако во время работы Поднятой целины он упал с коня и повредил позвоночник. Серьезная немочь на долгий срок оторвала актера от любимого дела. На сцену он больше не вернулся.

Долгие два года Евгений Матвеев был прикован к постели. Давно тайно заболевший режиссурой, он обложился книгами, занимался теорией режиссуры, мечтал о полноценной творческой работе, его экраном стал потолок, на котором он внутренне просматривал свои будущие фильмы. Искусство не позволяло ему поддаваться панике и унынию. Именно тогда он дал себе словечко сделаться на ноги, и под натиском его воли к жизни и страсти к профессии немощь отступила.

Режиссерским дебютом Е.С. Матвеева стал кино Цыган, поставленный по повести А. Калинина. За внешне бесхитростном рассказом о добром, мужественном, не ожесточившемся душой кузнеце Будулае вставала живая человеческая фатум, в которой, как это зачастую бывает в жизни, беда и веселье присутствовали не в равных пропорциях. С момента выхода фильма, где постановщик сыграл и главную образ, зрители принимают работы Матвеева-режиссера так же, как до этого принимали работы Матвеева-актера. В качестве режиссера он снял фильмы: Цыган (образ Будулая, 1967), Почтовый роман (образ Ковшова, 1969), Особо важное задание (образ Кириллова, 1980), Бешеные деньги (1981), Победа (образ Карпова, 1984), Любовь земная (образ Захара Дерюгина, 1974), Судьба (образ Захара Дерюгина, 1977), Чаша терпения (гл. роль). Среди его работ, снятых в 1990-х годах, три фильма под общим названием Любить по-русски.

Как артист Е.С. Матвеев немало и плодотворно снимался у других режиссеров: Солдаты свободы (Брежнев), Укрощение огня (Директор завода), Сибирячка (Добротин, 1972), Ярость (Гулявин), И был вечерок, и было утро (Ярцев), Смертный враг (Арсений, 1971), Фронт за линией фронта (Секретарь обкома, 1977), Фронт в тылу врага (Секретарь обкома, 1981) и др.

Замечательные актерские и режиссерские достижения Матвеева оцениваются по заслугам: зрители неоднократно называли его лучшим актером года; картина Почтовый роман получает приз IV Всесоюзного кинофестиваля как оптимальный историко-революционный фильм; дилогия Любовь земная и Судьба приносят Матвееву звание лауреата Государственной премии СССР и Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых; за воплощение в жизнь главной роли в дилогии Высокое звание он становится обладателем золотой медали имени А.П. Довженко; за образ Пугачева в фильме Емельян Пугачев его признают лучшим исполнителем мужеский роли на XVI Международном кинофестивале в Чехословакии; кино Победа получает особый приз Оргкомитета и Министерства обороны на XVIII Всесоюзном кинофестивале; за образ в фильме Любить по-русски Е.Матвеев удостоен приза за лучшую мужскую образ на XII Международном кинофестивале стран Азии, Африки и Америки.

Е.С. Матвеев был избран академиком Национальной академии кинематогарфических искусств и наук России.

Еще одной стороной творческой жизни Евгения Матвеева была его педагогическая дело. В течение нескольких лет он был профессором Всесоюзного государственного института кинематографии, руководителем Азербайджанской актерской мастерской. Едва ли не самым ответственным временем в работе с будущими актерами Матвеев считал начальный период, стадию первых упражнений и несложных этюдов. Поэтому, несмотря на огромную загруженность, все занятия неизменно проводил сам. Он учил своих студентов главному закону актерского искусства внутреннему, целенаправленному, точному действию, сквозь которое позволительно высказать задачу образа, индивидуальность персонажа, жанр произведения. Он не переставал напоминать, что творческая бытие актера трудна, что специальность актера это специальность увлеченных людей, это специальность музыкальная. Мы с вами ощущение, светило, словечко, листья... Бриллиант в золотой оправе вот что такое артист...

Особой сферой жизни Евгения Семеновича были творческие встречи со зрителями. К ним он относился шибко капитально и ответственно. Ездил по стране, читал отрывки из литературных произведений, играл сцены из фильмов и спектаклей, в особенности любил внимать зрителей и откликаться на их вопросы.

Е.С. Матвеев всенародный артист СССР (1974), награжден двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденом За заслуги перед Отечеством III степени.

Главной целью Е. Матвеева в кино было воспеть русскую женщину, определить ее на пьедестал, преклоняться перед женщиной, относиться к ней с благоговением, соорудить так, чтобы мужчины неизменно оберегали женщину, любили ее.

Так же читайте биографии известных людей:
Евгений Моргунов Eugene Morgunov

Евгений Моргунов - известный советский и российский актер, заслуженный артист РСФСР. Родился 27 апреля 1927 года.Наибольшую известность принесла..

Евгений Семёнович Матвеев. Родился 8 марта 1922 года в селе Новоукраинка (Херсонская область) - умер 1 июня 2003 года в Москве. Советский и российский актёр театра и кино, кинорежиссёр, сценарист, педагог. Народный артист СССР (1974). Лауреат Государственной премии СССР (1978).

Евгений Семёнович Матвеев родился 8 марта 1922 года в селе Новоукраинка (ныне в Скадовском районе, Херсонская область Украины).

Родители - Семён Калинович Матвеев и Надежда Фёдоровна Коваленко.

Евгений Матвеев стал с ранних лет приобщаться к нелёгкому крестьянскому труду. Учился хорошо и родителям посоветовали отвезти мальчишку в город, где бы он мог получить хорошее образование.

В городе Цюрупинске Евгений впервые увидел любительский спектакль и был покорён искусством, теперь театр стал его единственной мечтой. Евгений начал заниматься в самодеятельности, где сразу был один во многих лицах: фокусник, танцор, певец. В 9-м классе Евгений с согласия матери оставил школу и отправился в ближайший город где был театр - в Херсон.

В херсонском театре (ныне - Херсонский областной академический музыкально-драматический театр им. Н. Кулиша) Евгений Матвеев стал участвовать в массовых сценах, играл небольшие роли. В одном спектакле («Безталанна») игравшего музыканта Евгения Матвеева заметил Н. К. Черкасов. Он посоветовал Матвееву ехать в Киев и учиться у А. П. Довженко.

В 1940-1941 годах Евгений Матвеев учился при Киевской киностудии в школе актёров. С началом Великой Отечественной войны копал окопы и сооружал укрепления вокруг города. Был направлен на учёбу в Тюменское пехотное училище. По окончании училища проходил в нём службу в качестве преподавателя. Неоднократно подавал рапорты об отправке на фронт, которые не были удовлетворены. Демобилизован в 1946 году.

В 1946-1948 годах Евгений Матвеев играл в драматическом театре Тюмени, позднее работал в Новосибирске в драматическом театре «Красный факел» (1948-1952).

Член ВКП(б) с 1948 года.

С 1952 по 1968 год Евгений Матвеев - актёр академического Малого театра.

В 1956 году окончил Студию под руководством М. Кедрова при ВТО. Будучи студентом сыграл первую роль в комедии «Доброе утро».

Режиссёрский дебют в кино - фильм «Цыган», вышедший в 1967 году.

Во время съёмок фильма «Жеребёнок» упал с лошади и получил серьёзную травму. Врачи посоветовали ему ехать на Урал и пройти лечение на курорте «Озеро Молтаево», знаменитом своими лечебными грязями. Именно здесь, по воспоминаниям Ю. Сеначина, он написал основную часть сценария своего фильма «Цыган».

Евгений Матвеев в фильме "Сибирячка"

С 1968 года - режиссёр киностудии «Мосфильм». Особую любовь зрителей имела трилогия Евгения Матвеева «Любить по-русски».

На протяжении многих лет (с 1975 года) руководил актёрской мастерской Всесоюзного государственного института кинематографии (ВГИК) (профессор с 1985 года). Его мастерскую закончили такие актёры, как Н. Д. Вавилова, Валерия Рижская, В. А. Шевельков, Андрей Гусев, А. К. Кулиев и многие другие актёры, работающие в театре, кино и на телевидении, как в России, так и за рубежом.

Евгений Матвеев (1972 год)

Член Союза кинематографистов СССР. С 1976 по 1986 год - секретарь правления СК СССР.

Имел многочисленные награды:

Золотая медаль имени А. П. Довженко (1974, за создание образов современников в кино);
Лучший актёр по опросу журнала «Советский экран» 1974 года за фильм «Сибирячка»;
Золотая медаль имени А. П. Довженко (1978, фильм «Судьба»);
Государственная премия СССР (1978) - за создание художественных фильмов «Любовь земная» и «Судьба»;
Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1974) - за создание образа современника в фильмах последних лет;
Лауреат КФ республик Закавказья и Украины (1968, Диплом Союза журналистов Армении, фильм «Цыган»);
Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Первый приз среди историко-революционных фильмов» (1970, фильм «Почтовый роман»);
Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Специальная премия кинофестиваля», премия за лучшую режиссуру и премия за лучшую мужскую роль (1978, фильм «Судьба»);
Лауреат Всесоюзного смотра-конкурса фильмов о рабочем классе в Ярославле (1981, Первый приз, фильм «Особо важное задание»);
Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Специальная премия кинофестиваля» (1985, фильм «Победа»);
Лауреат КФ «Созвездие» (1995, Приз «За выдающийся вклад в профессию»);
Лауреат МКФ в Ташкенте (1997, Приз «Золотая арча» за лучшую мужскую роль, фильм «Любить по-русски-2. Женская защита»);
Почётный гражданин Свердловской области.

Участвовал в программе «Белый попугай».

Евгений Семёнович Матвеев скончался 1 июня 2003 года от рака лёгких на 82-м году жизни. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 10).

В 2007 году к 85-летию со дня рождения Евгения Семёновича был снят документальный фильм «Жизнь без вранья. Евгений Матвеев», посвященный творческой деятельности кинематографиста.

Личная жизнь Евгения Матвеева:

Жена - Матвеева Лидия Алексеевна (род. 1925). Познакомились в 1947 году, прожили вместе 56 лет.

Дочь - Светлана (род. 1947). Сын - Андрей (1957-2008). Внуки: Алексей, Евгений, Надежда.

Также у Матеева была внебрачная дочь Кристина, которую родила актриса . О том, что Евгений Матвеев - отец Кристины - рассказал сын Артмане Каспар после смерти актрисы.

Фильмография Евгения Матвеева:

1953 - Судьба Марины
1955 - Доброе утро - Сергей Николаевич Судьбинин
1955 - Дорога - Гриша
1956 - Искатели - Андрей Лобанов
1957 - Дом, в котором я живу - Константин Давыдов
1958 - Восемнадцатый год - Иван Лукич Сорокин
1958 - Дело «пёстрых» - Лобанов
1958 - Поднятая целина - Макар Нагульнов
1959 - Жеребёнок - Трофим
1960 - Воскресение - Нехлюдов
1963 - Родная кровь - Федотов
1964 - Мать и мачеха - Николай Васильевич Кругляков
1965 - Первая Бастилия - Потапов
1966 - Ярость - Василий Гулявин
1967 - Цыган - Будулай
1968 - Крах - Павловский
1969 - Почтовый роман - Ковшов
1970 - Сохранившие огонь - Иван Клявин
1970 - Спорт, спорт, спорт
1971 - И был вечер, и было утро... - Ярцев
1972 - Сибирячка - Добротин
1972 - Смертный враг - Арсений Клюквин
1972 - Укрощение огня - директор завода
1973 - 1974 - Высокое звание - Шаповалов
1974 - Любовь земная - Захар Дерюгин
1977 - Солдаты свободы - Л. И. Брежнев
1977 - Судьба - Захар Дерюгин
1977 - Фронт за линией фронта - секретарь обкома Семиренко
1978 - Емельян Пугачёв - Емельян Пугачёв
1979 - Особо важное задание - Кириллов
1981 - Фронт в тылу врага - Семиренко
1984 - Победа - Карпов
1985 - Анна и Антон / Anna es Anton - Антон
1986 - Время сыновей - Семён Петрович Кордин
1986 - Завещание - Иван Крылов
1988 - Отцы - тесть
1989 - Чаша терпения - Медников
1991 - Клан - Л. И. Брежнев
1990 - Место убийцы вакантно... - Кныш
1992 - Доброй ночи! - Пал Палыч
1995 - Любить по-русски - Валерьян Петрович Мухин
1996 - Любить по-русски 2 - Мухин
1999 - Любить по-русски 3: Губернатор - Мухин
2001 - Под Полярной звездой

Режиссерские работы Евгения Матвеева:

1967 - Цыган
1969 - Почтовый роман
1972 - Смертный враг
1974 - Любовь земная
1977 - Судьба
1979 - Особо важное задание
1981 - Бешеные деньги
1985 - Победа
1986 - Время сыновей
1989 - Чаша терпения
1995 - Любить по-русски
1997 - Любить по-русски 2
1999 - Любить по-русски 3: Губернатор

Сценарии Евгения Матвеева:

1974 - Любовь земная
1977 - Судьба
1981 - Бешеные деньги
1985 - Победа

Театральные работы Евгения Матвеева:

Тюменский драматический театр:

«Молодая гвардия» - Иван Земнухов
«Без вины виноватые» - Незнамов
«Коварство и любовь» - Фердинанд

Театр «Красный факел»:

«Великая сила» - Виктор Лавров
«Наш общий друг» - Джон Гармон
«Бешеные деньги» - Телятев
«Кандидат партии» - Леонтьев
«Вей, ветерок!» - Улдыс
«Мещане» - Нил

Малый театр:

1952 - «Без вины виноватые» - Незнамов
1952 - «Северные зори» - Андрей Латкин
1953 - «Когда ломаются копья» - Чебаков
1953 - «Порт-Артур» - Звонарёв
1954 - «Опасный спутник» - Андрей Корчёмный
1954 - «Иначе жить нельзя» - Рудди Мильце
1955 - «Сердце не камень» - Ераст
1955 - «Проданная колыбельная» - Оули
1955 - «Ванина Ванини» - Пьетро Миссарильи
1955 - «Макбет» - Король Дункан
1956 - «Деньги» - Беркут
1957 - «Привидения» - Освальд
1957 - «Нашествие» - Фёдор
1958 - «Власть тьмы» - мужик
1958 - «Село Степанчиково и его обитатели» - дворовый парень
1958 - «Крылья» - колхозник
1958 - «Когда горит сердце» - военком
1958 - «Веселка» - Дмитро Шелест
1959 - «Ярмарка тщеславия» - Родон Кроули
1959 - «Карточный домик» - Игнат
1960 - «Осенние зори» - Столбов
1960 - «Любовь Яровая» - Михаил Яровой
1961 - «Честность» - Павел Антонович Рагоза
1963 - «Коллеги» - Егоров
1964 - «Главная роль» - Трофимов

Библиография Евгения Матвеева:

«Судьба по-русски». 2000 г. - М. Вагриус.