Украшения. Аксессуары. Дизайн ногтей. Цвета. Нанесение. Ногти

Эсминец 7 серии. История трагедии эсминца "сокрушительный"

Были выбраны в качестве основы для создания новых советских эсминцев.

Эскадренные миноносцы проекта 7

«Грозный»
Проект
Страна
Изготовители
Операторы
Последующий тип проект 7-У
Запланировано 53
Построено 28
Отменено 6
Потери 9
Основные характеристики
Водоизмещение Проектное: 1425 тонн (стандартное), 1715 тонн (полное) Фактическое:1525 - 1670 тонн (стандартное)
Длина 112,5-8 м (максимальная)
Ширина 10,2 м
Осадка 3,1 м
Двигатели 2 ПТУ ГТЗА-24, 3 котла
Мощность 48 000 л. с.
Скорость хода 38 узлов(проектная)
37,35-39,05 узлов (полная)
Дальность плавания 2640 миль (на 19,83 узлах, проектная)
Экипаж всего 246 (в том числе 15 офицеров)
Вооружение
Навигационное вооружение гирокомпас «Курс-1»
Артиллерия 4×1 130/50-мм Б-13
Зенитная артиллерия 2×76-мм 34-К , 2×45-мм 21-К , 2х12,7-мм ДШК или ДК
Противолодочное вооружение 2 бомбомёта БМБ-1 (только на кораблях заводов № 199-202)
Минно-торпедное вооружение 2×3 533-мм ТА 39-Ю ; 60 мин КБ-3 или 65 обр. 1926 г. или 95 мин обр. 1912 г.
Медиафайлы на Викискладе

Всего было заложено 53 единицы . Из них 28 были достроены по первоначальному проекту. 18 были достроены по проекту 7-У . 6 были разобраны на стапеле. Один («Решительный») затонул при буксировке в шторм после спуска на воду (кораблём командовал будущий главком ВМФ СССР С. Г. Горшков) и не был достроен .

История разработки

История строительства

Вооружение

Главный калибр

Артиллерия главного калибра у эсминцев проекта 7: четыре 130-мм орудия Б-13-I с длиной ствола 50 калибров, изготовленных заводом «Большевик» , углы вертикального наведения от −5 до +45°. Все типы снарядов (осколочно-фугасные, полубронебойные и дистанционные гранаты) были одинакового веса - 33,5 кг и выпускались из ствола с начальной скоростью 870 м/с на максимальную дальность 139 кбт (25,7 км). Боезапас включал в себя 150 выстрелов на ствол, в перегруз (по вместимости погребов) корабль мог брать до 185 выстрелов на ствол - то есть в сумме до 740 снарядов и зарядов. Подача боеприпасов осуществлялась вручную, досылка - пневмодосылателем.

Зенитное вооружение

Зенитное вооружение составляли: пара 76-мм универсальных установок 34-К , два 45-мм полуавтомата 21-К , два 12,7-мм пулемёта ДШК . В ходе войны зенитное вооружение усиливалось за счет замены полуавтоматов 21-К на автоматические пушки 70-К и установки дополнительных 1-3 (в зависимости от наличия орудий) автоматов 70-К, пулеметов ДШК или полученных по Ленд-лизу зенитных пулеметов Виккерса или Кольта. Эскадренный миноносец Балтийского флота «Грозящий» получил также дополнительное 76-мм орудие 34-К.

Торпедное вооружение

Торпедное вооружение включало в себя два 533-мм трехтрубных торпедных пороховых аппарата 39-Ю . Скорость вылета торпеды составляла 12 м/с. 533-мм торпеды 53-38 (53-38У), длина 7,4 м, масса 1615 (1725) кг, масса ВВ (тротил) 300 (400) кг, дальность: 4,0 км ходом 44,5 узла, 8,0 - 34,5, 10,0 - 30,5. По проекту эсминцы могли нести дополнительно 6 запасных торпед в стеллажах, но перезарядка аппаратов вручную в свежую погоду оказалась невозможной. Первым это поняло командование Северного флота и в марте 1942 года приказало запасные торпеды снять.

Противолодочное вооружение

На расположенные на верхней палубе рельсы корабль мог принять 60 мин КБ-3 , или 65 мин образца 1926 г., или 95 мин образца 1912 г. (в перегруз). Стандартный набор глубинных бомб - 25 штук (10 больших Б-1 и 15 малых М-1); позже его довели до 40 Б-1 и 27 М-1 . Большие бомбы хранились непосредственно в кормовых бомбосбрасывателях; малые - 12 в погребе и 8 в кормовом стеллаже на юте.

Энергетическая установка

Два главных турбозубчатых трехкорпусных агрегата смешан­ной активно-реактивной системы и три водотруб­ных котла треугольного типа, мощностью 48 000 л. с. при 415 об/мин., которые вращали два гребных винта диаметром 3,18 м и шагом 3,65 м.

Вспомогательные устройства и системы

Средства обнаружения, навигации и связи

Ходовые качества: перегрузка, остойчивость, мореходность

Для повышения остойчивости на часть «семерок» в 1940-1941 годах уложили твёрдый балласт (82 - 67 тонн). Мореходность «семерок» оставляла желать лучшего. Из-за зауженных обводов носовой части корпуса они сильно зарывались в волну; при волнении моря 8 баллов скорость падала до 5-8 узлов.

Внешние отличия

Экипаж

Служба в годы Великой Отечественной войны

Балтийский флот

К началу войны Балтийский флот располагал пятью «семерками» - эсминцами «Гневный», «Гордый», «Грозящий», «Сметливый» и «Стерегущий».

Эсминец «Гневный», головной корабль данной серии эсминцев, погиб в самом начале войны, 23 июня 1941 года, подорвавшись на немецком минном заграждении. Команде удалось удержать корабль на плаву, однако в условиях обнаружения перископов (которые скорее всего просто чудились наблюдателям) и подрыва на мине вслед за «Гневным» также крейсера «Максим Горький» командующий отрядом кораблей И. Г. Святов приказал эвакуировать команду эсминца и расстрелять поврежденный корабль.

Эсминец «Гордый» в июне-августе 1941 года действовал в составе отряда легких сил Балтфлота, участвовал в минных постановках, спасении команд с эсминцев «Гневный» и «Сердитый», оказывал огневую поддержку оборонявшим Таллин советским войскам. 28 августа 1941 года в ходе эвакуации войск и флота из Таллина получил тяжелые повреждения от подрыва мины рядом с бортом, на следующий день подвергся атакам немецкой авиации, но дошел до Кронштадта. 29 сентября в Кронштадте получил дополнительные повреждения и был переведен в Ленинград, где ремонтировался до 8 октября. В ноябре эсминец вошел в число кораблей, участвовавших в эвакуации гарнизона полуострова Ханко в Ленинград, но в ночь с 13 на 14 ноября при переходе к Ханко подорвался на двух минах и затонул.

Эсминец «Грозящий» в первые месяцы войны действовал в Рижском заливе и в водах Моонзундского архипелага. 20 июля в ходе минной постановки в Ирбенском проливе получил повреждения от взрыва мины рядом с бортом, после чего ушел в Кронштадт и до сентября находился в ремонте. В сентябре поддерживал огнем советские войска у Ораниенбаума, но 18 сентября вновь встал в ремонт в Кронштадте, а 21-23 сентября стоящий в доке корабль получил несколько попаданий авиабомб. В октябре поврежденный эсминец был переведен в Ленинград, где ремонтировался до июня 1942 года. После ремонта «Грозящий» занимался преимущественно артиллерийской поддержкой оборонявших Ленинград войск, в январе 1944 года поддерживал огнем советские войска в ходе Красносельско-Ропшинской наступательной операции.

Эсминец «Сметливый» также в июне-начале июля действовал в Рижском заливе, затем перешел в Таллин. Во второй половине июля проходил ремонт в Ленинграде, после чего участвовал в обороне Таллина, Таллинском переходе и поддержке оборонявших Ленинград советских войск. 3 ноября корабль совершил переход на военно-морскую базу Ханко, где взял на борт 560 эвакуируемых с полуострова солдат, но на обратном пути эсминец подорвался на двух минах и затонул, спасти удалось всего 80 членов экипажа и 270 пассажиров.

Эсминец «Стерегущий» в июле-августе действовал в Рижском заливе совместно с эсминцем «Грозящий». 11 августа эсминец сопровождал на переходе в Кронштадт госпитальное судно «Вячеслав Молотов», смог довести на буксире подорвавшийся на мине теплоход до места назначения. 21 сентября находившийся у Петергофа эсминец был атакован группой немецких бомбардировщиков, получил несколько прямых попаданий и затонул на мелководье. В октябре с потопленного корабля сняли часть оборудования и вооружения, но провести полноценные подъемные работы не удавалось из-за близости линии фронта. Только в июле 1944 года пролежавший почти три года на дне корабль был поднят и в 1948 году вернулся в состав флота.

Черноморский флот

Черноморский флот имел шесть «семерок» - эсминцы «Быстрый», «Бодрый», «Бойкий», «Бдительный», «Безупречный» и «Беспощадный».

«Быстрый» в первые дни войны занимался обеспечением ПВО Севастополя. 1 июля эсминец был направлен на ремонт в Николаев, но на выходе из бухты подорвался на донной мине и затонул. 13 июля «Быстрый» был поднят и введен в док, но 30 августа корабль вывели из дока, а в начале сентября поврежденный эсминец был атакован самолетами и вновь затонул. Носовая часть поврежденного эсминца была уже осенью 1941 использована для ремонта однотипного «Беспощадного», а целиком корпус подняли только после войны для утилизации.

«Бодрый» встретил начало войны в Севастополе, нес дозорную службу с августа по октябрь участвовал в поддержке и снабжении оборонявших Одессу советских войск. 31 октября корабль был атакован самолетами и получил серьезные повреждения от близких разрывов, из-за чего на полтора месяца ушел в ремонт. В конце декабря эсминец совместно с крейсерами «Красный Кавказ» и «Красный Крым», лидером «Харьков» и эсминцем «Незаможник» доставил подкрепления и боеприпасы в Севастополь, в январе 1942 года участвовал в высадке тактического десанта у Судака. В феврале-июле 1942 года вновь отправился в ремонт в Туапсе, в июле переведен в Поти, но 16 июля уже закончивший ремонт эсминец попал под удар атаковавших порт Поти немецких бомбардировщиков, получил тяжелейшие повреждения и вышел из строя почти до конца войны - ремонт был завершен 31 декабря 1944 года.

«Бойкий», так же как и «Бодрый» в августе-октябре занимался поддержкой войск в Одессе, участвовал в высадке десанта у Григорьевки, затем конвоировал идущие в Севастополь транспорты, в начале ноября обеспечил эвакуацию из Ялты в Севастополь войск и боеприпасов. 28-30 декабря эсминец участвовал в высадке десанта в порту Феодосии. В январе корабль прошел ремонт, после чего участвовал в снабжении Севастополя, нескольких набеговых операциях, в том числе рейдов к румынскому и болгарскому побережью. В 1943 году вплоть до последовавшего в октябре запрета на использование эсминцев в боевых операциях без санкции Москвы «Бойкий» совершил несколько выходов к побережью Таманского полуострова и Крыма, обстрелах берега и минных постановках. С октября эсминец в море выходил только эпизодически (сказался в том числе и износ механизмов) и в боевых действиях участия не принимал.

«Бдительный» начало войны встретил в капитальном ремонте в Севастополе и до октября в боевых действиях не участвовал. В конце октября - начале ноября принимал участие в эвакуации войск из Донузлава и с Тендровской косы в Севастополь, в феврале-марте поддерживал южный фланг Крымского фронта. 17 апреля сопровождал санитарный транспорт «Сванетия» на переходе из Севастополя в Новороссийск, после гибели транспорта спас 143 человека. Участвовал в доставке подкреплений в Севастополь, был одним из последних дошедших до города крупных кораблей (25 июня). 2 июля 1942 года находившийся в Новороссийске эсминец был атакован немецкими бомбардировщиками, одна из бомб попала в носовой торпедный аппарат и вызвала подрыв торпед, от чего корабль буквально разорвало на две части. Восстановлению эсминец не подлежал.

«Безупречный» в начале войны занимался постановкой минных заграждений, участвовал в обороне Одессы, во время поддержки десанта у Григорьевки тяжело поврежден немецкой авиацией. В ноябре после ремонта участвовал в эвакуации советских войск из Ялты и с Тендровской косы, обороне Севастополя. в январе-марте 1942 года поддерживал советский десант у Судака и южный фланг Крымского фронта. В 24 июня эсминец совместно с лидером «Ташкент» доставил в Севастополь подкрепления и вывез раненых. 26 июня лидер и эсминец отправились во второй рейс, но вечером того же дня эсминец был атакован вражеской авиацией и затонул со всей командой и находившимися на борту солдатами.

«Беспощадный» также в первые дни войны занимался минными постановками, затем участвовал в обороне Одессы и высадке десанта у Григорьевки, в ходе которого получил значительные повреждения и был отправлен в ремонт в Севастополь. В начале ноября находившийся в ремонте корабль вновь подвергся атакам с воздуха, из-за чего наскоро подремонтированный корабль был эвакуирован в Поти, где и стоял в ремонте до сентября 1942 года. С октября 1942 по октябрь 1943 года корабль участвовал в перевозке войск из Поти и Батуми в Туапсе, эскортировал транспорты, совершил несколько походов к побережью Крыма и к берегам Болгарии. 6 октября 1943 года. «Беспощадный» совместно с лидером «Харьков» и эсминцем «Способный» совершили рейд к Ялте и Феодосии. На обратном пути отряд кораблей подвергся четырем последовательным атакам бомбардировщиков, в ходе второй атаки эсминец получил тяжелые повреждения, а в ходе следующей атаки добит.

Северный флот

Тихоокеанский флот

Модернизация

Послевоенная служба

«Грозящий» в 1946 году вошел в состав 4-го (Юго-Балтийского) ВМФ, с декабря 1948 - в составе 8-го (Северо-Балтийского ВМФ). В июне 1952 ода поставлен на капитальный ремонт, но уже в августе следующего года ремонт был прекращен, а корабль исключен из состава ВМФ и отправлен на слом.

Разрабатывались Центральным конструкторским бюро спецсудостроения ЦКБС-1 по программе "военно-морского судостроения на 1933- 1938 гг.", принятой 11 июля 1933 года Советом Труда и Обороны СССР. Главным руководителем проекта назначили В.А.Никитина, а ответственным исполнителем - П.О.Трахтенберга. В основу проекта легли теоретические чертежи итальянской фирмы «Ансальдо» привезённые В.А.Никитиным из Италии, кроме этого была проведена прогонка модели в опытном бассейне в Риме. Наши конструкторы заимствовали и компоновку машинно-котельной установки и общую архитектуру корабля, однако отечественные вооружение, механизмы и оборудование заставили во многом отойти от прототипа. Корабли предназначались для нанесения торпедных ударов по крупным кораблям противника на удалённых морских коммуникациях, отражения минных атак, охранения своих крупных кораблей и конвоев при переходе в дальней и ближней морской зоне, а так же постановки минных заграждений.

Корпус корабля клёпанный, с ограниченным применением сварки, из листовой маломарганцовистой стали, имевшей повышенную прочность, но одновременно и большую хрупкость. Корабль имел полубак, верхнюю палубу, носовую и кормовую платформы, второе дно. На протяжении машинно-котельных отделений применялась продольная система набора корпуса, а в оконечностях поперечный набор. Шпация по всей длине корпуса составляла 510 мм. В нос и корму от машинно-котельных отделений располагалась жилая палуба с покрытием из линолеума. Основные водонепроницаемые переборки доходили до верхней палубы и имели толщину 3-4 мм. Броневой защиты бортов и палубы лидер не имел, толщина листов обшивки составляла 5-9 мм, а в районе машинно-котельных отделений 10 мм. Носовой и кормовой мостики, были оборудованы приборами управления кораблем, а так же на носовом мостике размещался командно-дальномерный пост (КДП-4), а на кормовом дальномер ДМ-3. Под носовым мостиком находилась двух ярусная носовая надстройка. В нижнем ярусе носовой надстройки располагались каюты старшего комсостава (командира и комиссара корабля, командования соединения), штабная каюта, радиорубка дальней связи, пост гидроакустика, агрегатная. В верхнем ярусе имелись ГКП, ходовая и штурманская рубки, рубка ближней связи, шифропост. Под кормовым мостиком находилась одно ярусная кормовая надстройка. В кормовой надстройке расположили каюту дежурного и санитарные помещения младшего начсостава и команды. От полубака и за дымовую трубу размещались кожух дымовой трубы, пост энергетики и живучести (ПЭЖ) и ростры для спасательных средств. Над переборкой разделяющей 1 и 2 МО, на верхней палубе, располагалась ещё одна надстройка с камбузом, посудомойкой и помещением дизель-генератора. Офицерские помещения размещались в носовой части, а матросы жили в кубриках в носу и в корме. Погреба боезапаса оснащались системами орошения и затопления. Обе системы подключались к пожарной магистрали. Ран­го­ут был пред­став­лен двумя мачтами. Силуэт эсминца имел острые обводы в носовой части и одну наклонную, овальную дымовую трубу.

  1. Цистерна питательной воды, артиллерийский погреб №1, кубрик команды №2, каюты офицеров (33-44 шпангоут);
  2. Цистерна топлива, артиллерийские погреба №2 и №3, кубрик команды №3, каюты офицеров (44-61 шпангоут);
  3. Котельное отделение №1 (61-78 шпангоут);
  4. Котельное отделение №2 (78-94 шпангоут);
  5. Котельное отделение №3 (94-109 шпангоут);
  6. Машинное отделение №1 (109-133 шпангоут);
  7. Отделение вспомогательного котла (133-138 шпангоут);
  8. Машинное отделение №2 (138-159 шпангоут);
  9. Румпельное отделение и химическая каюта (205-220 шпангоут);

Якор­ное уст­рой­ст­во вклю­ча­ло два элек­три­че­ских шпи­ля, два яко­ря Хол­ла и один кор­мо­вой сто­п-ан­кер. Мас­са ста­но­во­го яко­ря - 1 т, дли­на якор­ных це­пей - 184 м. Мас­са сто­п-ан­ке­ра - 350 кг, ско­рость вы­би­ра­ния якор­ной це­пи - 0,2 м/с.

Рулевое устройство имело электрический привод и один полубалансирный руль расположенный в диаметральной плоскости. Управление осуществлялось с основного и запасного ходовых мостиков и из штурманской рубки. Аварийное управление производилось в ручную из румпельного отсека.

Водоотливные средства были представлены 13 водоструйными эжекторами с подачей воды от 10 до 100 т/час и 2 переносными эжекторами с подачей воды по 20 т/час.

Средства спасения включали 1 моторный катер, 3 шестивёсельных яла, спасательные круги и индивидуальные спасательные пояса.

Силовая установка механическая, двухвальная, с двумя трёхкорпусными турбозубчатыми турбинами Харьковского турбинного завода модели ГТЗА-24 мощностью по 25 250 л. с. каждая, расположенных одна в носовом машинном отделении и одна в кормовом МО. Турбины передавали вращение через бортовые валы на два трёхлопастных винта фиксированного шага (ФШ). Пар для турбин вырабатывали три водотрубных котла треугольного типа с нефтяным отоплением и с симметричным расположением пароперегревателей, расположенных в котельных отделениях. Паропроизводительность котлов № 2 и № 3 составляла по 98,5 т/ч, а переднего № 1 - 83 т/ч, так как в нем из-за сужения корпуса имелось 7 форсунок вместо 9, а поверхность нагрева достигала 1077 м2, вместо 1264 м2 у двух последних. Управление главными двигателями производилось в ручную с помощью переговорных труб и машинного телеграфа. Для хранения мазута использовались не только топливные цистерны, но и междудонное пространство, что повышало запас топлива до 500 тонн. Полная скорость корабля составляла 38 узлов. Фактическая дальность плавания при экономической скорости в 19 узлов составляла 2500 миль.

Электроэнергетическая система постоянного тока 115 В, получала питание от трёх динамо-машин ПСТ 30/14 мощностью по 50 кВт каждая и одного резервного дизель-генератора ПН-2Ф мощностью 30 кВт с распределительными станциями.

Вооружение кораблей состояло:

  1. Из 2 одноствольных 76-мм зенитных орудий 34-К с длинной ствола 55 калибров, расположенных побортно на рострах позади грот-мачты. Орудие в палубной установке имело щит из противопульной брони толщиной 13 мм. Скорострельность установки составляла 15 выстрелов/мин. Угол вертикального наведения от -5° до +85°, а углы горизонтального обстрела обоих установок - от 20° до 180° на оба борта. Начальная скорость снаряда 800 м/с, дальность стрельбы до 14,6 км, а досягаемость по высоте - 9 км. Боезапас по норме составлял 350 выстрелов на орудие, в перегруз брали 846 выстрелов(по вместимости погребов). Масса орудия составляла 4,872 тонны.
  2. Из 2 одноствольных 45-мм универсальных полуавтоматов 21-К с длинной ствола 46 калибров, расположенных побортно у среза полубака и обеспечивающих обстрел воздушных целей с носовых курсовых углов. Эти установки не имели противоосколочных щитов и механических приводов наводки. Расчёт орудия состоял из 3 человек. Скорострельность полуавтомата составляла 25 выстрелов/мин. Угол вертикального наведения от -10° до +85°. Начальная скорость снаряда 740 м/с, дальность стрельбы до 9,2 км, а досягаемость по высоте - 6 км. Масса орудия доходила до 507 кг.
  3. Из 2 одноствольных 12,7-мм пулемётов ДК-32, расположенных побортно на командном мостике. Режим огня - только автоматический, построенный на газоотводном принципе. Темп стрельбы составлял 125 выстрелов/мин. с последующим перерывом для охлаждения ствола. Прицельная дальность стрельбы доходила до 3 км, а потолок до 2 км. Питание пулемётов ленточное, в ленте 50 патронов. Расчёт пулемёта включал 2 человека. Пулемёты имели дульный тормоз, амортизатор отката на станке, плечевой упор и систему ручного управления с оптическим прицелом. Масса установки - нет данных.
  4. Из 2 трёхтрубных 533-мм торпедных аппаратов (ТА) 39-Ю, расположенных в диаметральной плоскости с возможностью вести залповую стрельбу торпедами от ПУТС "Мина". ТА палубные поворотные с углами разворота от 62,5° до 118° на оба борта. Торпедные аппараты пороховые, комплектовались ручным приводом и механическим электроприводом для дистанционной наводки. Для дистанционного управления торпедной стрельбой использовался прибор управления торпедной стрельбой "Мина", который обеспечивал последовательный выстрел торпед. ПУТС "Мина" позволял решать торпедный треугольник и производить наводку, как аппаратную, так и кораблем. Торпеда 53-38 парогазовая, двухрежимная, то есть на базе может быть установлен режим дальности действия 4 км и 8 км или 4 км и 10 км. Вес БЧ торпеды составлял 300 кг при весе самой торпеды в 1,615 тонны. Скорость хода торпеды доходила до 44,5 узлов (4 км), 34,5 узла (8 км) и 30,5 узла (10 км). Боезапас состоял из 16 торпед, из них 8 в погребе, а остальные в ТА.
  5. Из 2 бомбосбрасывателей для 16 глубинных бомб ББ-1, расположенных у кормового среза верхней палубы. Общий вес большой глубинной бомбы составлял 165 кг, а вес тротила 135 кг при длине в 712 мм и диаметре 430 мм. Скорость погружения доходила до 2,5 м/с, а радиус поражения составлял от 8 до 20 метров. Бомба обеспечивала установку глубины взрыва от 10 до 210 метров.

На кораблях устанавливались гирокомпас "Курс", шумопеленгатор "Посейдон", 2 комплекта дымаппаратуры ДА-1, кормовой комплект дымаппаратуры ДА-2, РЛС "Гюйс-1" (на "Громком" СФ), РЛС "Гюйс-1М" (на "Рьяном" ТОФ).

РЛС "Гюйс-1" - первая серийная корабельная РЛС с одной антенной (каналом), двухкоординатная, метрового (1,5 метра) диапазона волн, позволяла обнаруживать и определять дальность и азимут до воздушных и надводных целей. Станция работала в круговом - 360° и секторном - с азимутом 18° режимах, с рабочей частотой излучения 200 МГц. Антенна - типа «волновой канал» с числом оборотов в минуту – 3 и темпом обзора – 20 секунд. Оператор наблюдал обнаруженные цели на экране ЭЛТ, которые отображались в виде вертикальных пульсирующих импульсов. РЛС имела потребляемую мощность 80 кВт с дальностью обнаружения надводных целей типа линкор 15 км, крейсер – 13 км, эсминец – 9,26 км, тральщика – 7,4 км. Точность определения дальности составляла 92,6-129,6 метров, а срединная ошибка определения азимута составляла не более 0,55%.

Строились корабли на заводе №190(7) и на Балтийском заводе №189(3) в г. Ленинграде, на заводе "Андрэ Марти" №198(4 для ЧФ/12 для ТОФ) и на заводе №200(1 для ЧФ/1 для ТОФ) в г. Николаеве с последующей сборкой секций на заводе №199 в г. Комсомольске-на-Амуре(9) и на Дальзаводе №202 в г. Владивостоке(9).


Тактико-технические данные эсминцев проекта 7 Водоизмещение: стандартное 1500 тонн, полное 2180 тонн Длина наибольшая: 112,5 метра Длина по КВЛ: 110 метров
Ширина наибольшая: 10,2 метра
Ширина по КВЛ: 10,1 метра
Высота борта в носу: 8,5 метра
Высота борта на миделе: 6 метров
Высота борта в корме: 3,2 метра
Осадка по корпусу: 3,8 метра
Силовая установка:
3 котла, 2 винта ФШ, 1 руль
Электроэнергетическая
система:
3 динамо-машины ПСТ 30/14 по 50 кВт,
постоянный ток 115 В, 1 ДГ ПН-2Ф на 30 кВт.
Скорость хода: полная 38 узлов, экономическая 19 узлов
Дальность плавания: 2500 миль при скорости хода 19 узлов
Мореходность: до 7 баллов
Автономность: 10 суток
Вооружение: .
артиллерийское:
зенитное: 2х1 76-мм орудия 34-К, 2х1 12,7-мм пулемёта ДК,
2х1 45-мм полуавтомата 21-К.
торпедное: 2х3 533-мм поворотных ТА 39-Ю с ПУТС "Мина".
минное: 65 якорных мины обр. 1926 г.
противолодочное: 2 бомбосбрасывателя, 16 бомб ББ-1.
гидроакустическое: 1 шумопеленгатор "Посейдон"
радиотехническое:
навигационное:
1 лаг ГО-3
химическое: 2 комплекта ДА №1, 1 комплект ДА №2
Экипаж: 197 человек (15 офицеров, 44 старшины)

Всего построено эсминцев с 1938 г. по 1940 г. - 28 единиц.

    Эскадренные миноносцы проекта 7У
- это улучшенный вариант с эшелонным расположением главной энергетической установки, разработанный под руководством О.Ф. Якоба. Разрабатывался проект Центральным конструкторским бюро спецсудостроения ЦКБС-1 и КБ завода №190 под руководством главного конструктора Н.А. Лебедева. Окон­чательно проект был утверждён Наркоматом ВМФ 29 августа 1938 года.

Корпус корабля отличался от пр.7 расположением машинных и котельных отделений, а также наличием четвёртого котла, что незначительно увеличило водоизмещение. Носовую водонепроницаемую переборку 1 КО перенесли на 3 шпации вперед: с 61-го на 58-й шпангоут. Также на три шпации переместили и носовую надстройку вместе с КДП-4 и 130-мм орудиями. Носовая надстройка осталась двухъярусной с носовым мостиком. В нижнем ярусе носовой надстройки располагались каюты старшего комсостава (командира и комиссара корабля, командования соединения), штабная каюта, пост гидроакустика, агрегатная, аккумуляторные и зарядная аккумуляторов. В верхнем ярусе имелись ГКП, ходовая и штурманская рубки, шифропост, пост секретной связи и радиорубка ближней связи. Кормовая надстройка одноярусная имела кормовой мостик. В кормовой надстройке расположили санитарные помещения младшего начсостава и команды, аккумуляторную, агрегатную, помещение дизель-генераторов и радиорубку дальней связи. От полубака и за первую дымовую трубу размещались кожух дымовой трубы, камбуз, посудомойка и сверху ростры для катеров. Возле второй дымовой трубы располагалась ещё одна надстройка с мастерской и химическим постом, а сверху ростры для шестивёсельных ялов, там же находился дальномер ДМ-3. Офицерские помещения размещались в носовой части, а матросы жили в кубриках в носу и в корме. Погреба боезапаса оснащались системами орошения и затопления. Обе системы подключались к пожарной магистрали. Ран­го­ут был пред­став­лен двумя мачтами. Силуэт эсминца имел острые обводы в носовой части и две наклонные, овальные дымовые трубы.
Непотопляемость корабля обеспечивалась делением корпуса водонепроницаемыми переборками на 15 отсеков:

  1. Форпик, шкиперская и малярная кладовые (0-6 шпангоут);
  2. Цепной ящик, провизионная кладовая, помещение шпилевой машины (6-18 шпангоут);
  3. Цистерна пресной воды, помещение рефрижераторной машины, кубрик команды №1, кают-компания (18-33 шпангоут);
  4. Цистерна питательной воды, артиллерийский погреб №1, кубрик команды №2, каюты офицеров (33-41 шпангоут);
  5. Цистерна топлива, артиллерийские погреба №2 и №3, кубрик команды №3, каюты офицеров (41-58 шпангоут);
  6. Котельное отделение №1 (58-72 шпангоут);
  7. Котельное отделение №2 (72-86 шпангоут);
  8. Машинное отделение №1 (86-109 шпангоут);
  9. Котельное отделение №3 (109-123 шпангоут);
  10. Котельное отделение №4 (123-137 шпангоут);
  11. Машинное отделение №2 (137-159 шпангоут);
  12. Артиллерийские погреба №4 и №5, помещение МПУАЗО, посты (159-175 шпангоут);
  13. Химическая кладовая, артиллерийский погреб №6, кубрик команды №4 (175-186 шпангоут);
  14. Артиллерийский погреб №7, цистерна топлива, кубрик команды №5 (186-205 шпангоут);
  15. Румпельное отделение. (205-220 шпангоут);
Согласно расчетам эсминец гарантированно сохранял плавучесть и остойчивость при одновременном затоплении любых двух отсеков. При затоплении трех смежных отсеков сохранить плавучесть удавалось не всегда.

Силовая установка механическая, двухвальная, с двумя трёхкорпусными турбозубчатыми турбинами Харьковского турбинного завода модели ГТЗА-24 мощностью по 25 250 л. с. каждая, расположенных одна в носовом машинном отделении и одна в кормовом МО. Турбины передавали вращение через бортовые валы на два трёхлопастных винта фиксированного шага (ФШ). Пар для турбин вырабатывали четыре шатровых вертикальных водотрубных котла с нефтяным отоплением, бо­ко­вым эк­ра­ном и од­но­сто­рон­ним про­то­ком га­зов, снаб­жен­ные пет­ле­вы­ми па­ро­пе­ре­гре­ва­те­ля­ми. Паропроизводительность котлов составляла по 80 т/ч, поверхность нагрева каждого котла достигала 655 м2, а дав­ле­ние 27,5 кг/см2 при тем­пе­ра­ту­ре 340°С. Управление главными двигателями производилось в ручную с помощью переговорных труб и машинного телеграфа. Для хранения мазута использовались не только топливные цистерны, но и междудонное пространство. Полная скорость корабля составляла 37 узлов. Фактическая дальность плавания при экономической скорости в 19 узлов составляла 2380 миль.

Электроэнергетическая система постоянного тока 115 В, получала питание от двух турбогенераторов ПГ-3 мощностью по 100 кВт каждый и двух резервных дизель-генераторов мощностью по 50 кВт с распределительными станциями.

Вооружение кораблей состояло:

  1. Из 4 одноствольных 130-мм артустановок Б-13 с длинной ствола 50 калибров, расположенных две на баке и две в корме. Боекомплект, составлявший 150 выстрелов на ствол (175 в перегруз), разме­щался в четырёх артпогребах. Его подача осуществлялась двумя элеваторами (один для зарядов, другой для снарядов) на каждое орудие; в случае отказа имелись трубы для ручной подачи, а заряжение орудий осуществлялось вручную. Орудие в палубной установке имело щит из противопульной брони толщиной 13 мм. Расчёт орудия включал 11 человек. Скорострельность установки, в зависимости от угла возвышения, составляло 6-10 выстрелов/мин. Угол вертикального наведения от -5° до +45°. Начальная скорость снаряда 870 м/с, дальность стрельбы до 27,5 км. Масса орудия со станком и щитом составляла 12,8 тонны. Управление артогнём осуществлялось ПУАО "Мина", который позволял определять полные углы вертикального и горизонтального наведения орудий при постоянном наблюдении за целью. Наблюдение за надводной целью осуществлялось с помощью двух 4-метровых дальномеров, размещенных в носовом командно-дальномерном посту (КДП-4).
  2. Из 2 одноствольных 76-мм зенитных орудий 34-К с длинной ствола 55 калибров, расположенных побортно на кормовом мостике. Орудие в палубной установке имело щит из противопульной брони толщиной 13 мм. Скорострельность установки составляла 15 выстрелов/мин. Угол вертикального наведения от -5° до +85°, а углы горизонтального обстрела обоих установок - от 20° до 180° на оба борта. Начальная скорость снаряда 800 м/с, дальность стрельбы до 14,6 км, а досягаемость по высоте - 9 км. Боезапас по норме составлял 350 выстрелов на орудие, в перегруз брали 846 выстрелов(по вместимости погребов). Масса орудия составляла 4,872 тонны.
  3. Из 3 одноствольных 45-мм универсальных полуавтоматов 21-К с длинной ствола 46 калибров, расположенных два побортно и одно в диаметральной плоскости на пло­щад­ке по­за­ди пер­вой ды­мо­вой тру­бы. Эти установки не имели противоосколочных щитов и механических приводов наводки. Расчёт орудия состоял из 3 человек. Скорострельность полуавтомата составляла 25 выстрелов/мин. Угол вертикального наведения от -10° до +85°. Начальная скорость снаряда 740 м/с, дальность стрельбы до 9,2 км, а досягаемость по высоте - 6 км. Масса орудия доходила до 507 кг.
  4. Из 4 одноствольных 12,7-мм пулемётов ДШК с длиной ствола 84 калибра, расположенных два побортно на командном мостике и два побортно у среза полубака. Режим огня - только автоматический, построенный на газоотводном принципе. Темп стрельбы составлял 125 выстрелов/мин. с последующим перерывом для охлаждения ствола. Прицельная дальность стрельбы доходила до 3,5 км, а потолок до 2,4 км при начальной скорости пули 850 м/с. Питание пулемётов ленточное, в ленте 50 патронов. Расчёт пулемёта включал 2 человека. Пулемёты имели дульный тормоз, амортизатор отката на станке, плечевой упор и систему ручного управления с оптическим прицелом. Масса установки - нет данных.
  5. Из 2 трёхтрубных 533-мм торпедных аппаратов (ТА) 1-Н, расположенных в диаметральной плоскости с возможностью вести залповую стрельбу торпедами от ПУТС "Мина". ТА палубные поворотные с углами разворота от 45° до 135° на оба борта. Торпедные аппараты комбинированные с возможностью вести стрельбу, как пороховым способом, так и пневматическим. Они комплектовались ручным приводом и механическим электроприводом для дистанционной наводки. Для дистанционного управления торпедной стрельбой использовался прибор управления торпедной стрельбой "Мина", который обеспечивал последовательный и залповый выстрел торпед. ПУТС "Мина" позволял решать торпедный треугольник и производить наводку, как аппаратную, так и кораблем. В кон­ст­рук­цию ТА был вне­сен ряд усо­вер­шен­ст­во­ва­ний, что вдвое по­вы­си­ло точ­ность его на­ве­де­ния на цель. Торпеда 53-38 парогазовая, двухрежимная, то есть на базе может быть установлен режим дальности действия 4 км и 8 км или 4 км и 10 км. Вес БЧ торпеды составлял 300 кг при весе самой торпеды в 1,615 тонны. Скорость хода торпеды доходила до 44,5 узлов (4 км), 34,5 узла (8 км) и 30,5 узла (10 км). Боезапас состоял из 16 торпед, из них 8 в погребе, а остальные в ТА.
  6. Из 65 якорных мин образца 1926 года. Мина ударно-механическая с сфероцилиндрической формой корпуса из листового оцинкованного железа имела габариты 1840х900х1000 мм. Барабан с минрепом, располагавшийся на корпусе мины, имел гидростатический прибор, управлявший разматыванием минрепа. После сбрасывания мина погружалась на дно, не отделяясь от якоря. Через некоторое время срабатывал сахарный разъединитель и она начинала всплывать. При достижении заданного углубления гидростатический прибор останавливал разматывание минрепа. БЧ вмещала 254 кг взрывчатого вещества, время прихода в боевое положение от 15 до 25 минут. Для постановки мин использовались минные рельсы, что упрощало постановку мин на ходу. Наибольшая глубина места постановки составляла 130 метров, наименьшее 18 метров. Углубление мины от поверхности наибольшее до 6,1 метра, наименьшее около 1,2 метра. Минимальный минный интервал доходил до 41 метра при наибольшей скорости хода при постановке мин в 24 узла и наибольшей высоте борта 4,6 метра. Задержка взрыва при срабатывании мины составляла 0,05 секунды.
  7. Из 2 бомбосбрасывателей для 16 глубинных бомб ББ-1, расположенных у кормового среза вехней палубы. Общий вес большой глубинной бомбы составлял 165 кг, а вес тротила 135 кг при длине в 712 мм и диаметре 430 мм. Скорость погружения доходила до 2,5 м/с, а радиус поражения составлял от 8 до 20 метров. Бомба обеспечивала установку глубины взрыва от 10 до 210 метров.

Система управления огнем главного калибра "Мина-7" включала:

  • Прибор управления артиллерийским огнём главного калибра (ПУАО) "Мина-7" состоящего:
    • Из центрального автомата управления стрельбой главного калибра ЦАС-2 (счетно-решающий прибор), который на основе поступавших с дальномерных постов данных вырабатывал координаты, скорость и курсовой угол цели, одновременно выдавая углы горизонтальной и вертикальной наводки орудий. Помимо управления огнем главно­го калибра он имел схему выработки торпед­ного прицельного угла, то есть мог применять­ся и в качестве торпедного автомата стрель­бы.
  • Данные о курсе своего корабля автоматически поступали от гирокомпаса "Курс", к сожалению, на практике его возможности были сильно ограничены из-за низкой точности.
  • Информация о цели шла в систему управления стрельбой от дальномеров командно-дальномерного поста КДП-4 и ночных визиров центральной наводки ВМЦ-2.
Система «Мина-7» позволяла разделять огонь носовой и кормовой группы артиллерии, а также вести огонь по временно скрывающейся морской цели. Кроме того, она обеспечивала стрельбу торпедных аппаратов.

На кораблях проекта устанавливались гирокомпас "Курс", шумопеленгатор "Посейдон", 2 комплекта дымаппаратуры ДА-1, кормовой комплект дымаппаратуры ДА-2, дымовые шашки МДШ, РЛС "Гюйс-1М" (на "Строгом" БФ).

Гирокомпас типа "Курс" двухроторный с чувствительным элементом в виде плавающей гиросферы, прототипом которого явился гирокомпас "Новый Аншютц", созданный в Германии в 1926 году. Гирокомпас имел выключатель затухания, обеспечивавший меньшую величину баллистической погрешности, время готовности после запуска составляло 4-6 часов, кроме того требовалась необходимость ручных вводов для учета скоростной поправки при каждом изменении скорости, а также при изменении широты. Недостатком гирокомпаса являлось отсутствие автономного источника аварийного питания, тахометра для определения количества оборотов агрегата питания и не самосинхронизирующиеся принимающие периферийные приборы, что требовало систематического контроля их согласованности с основным компасом. Показания гирокомпаса поступали на репитеры. Последние располагались в различных боевых постах и после их включения и согласования с гирокомпасом показывали курс корабля.

ШПС «Посейдон» предназначалась для пассивного обнаружения целей, путём регистрации и классификации их шумов. Станция обеспечивала обнаружение цели "на стопе" по структуре шумо-сигнала на дальности от 740 метров до 2,5 км, точность пеленгования колебалась в пределах 5-10°, причем саму дистанцию до цели ШПС определить не могла.

Дымаппаратура ДА-1 паронефтяная (дымвещество - мазут), имела выхлоп через дымовую трубу при производительности 50 кг/мин. Высота завесы составляла 40 - 60 метров.

Дымаппаратура ДА-2 монтировалась на корме и являлась кислотной - в качестве дымообразующего вещества в них использовалась смесь C-IV (раствор сернистого ангидрида в хлорсульфоновой кислоте), которая с помощью сжатого воздуха подавалась к форсункам и распылялась в атмосферу.

Морская дымовая шашка МДШ, принятая на вооружение в 1935 году, предназначалась для кораблей, не имеющих стационарной дымовой аппаратуры. В качестве дымообразователя в шашке используется твердая дымовая смесь на основе нашатыря и антрацена. При длине 487 мм и массе 40-45 кг, время ее работы составляет восемь минут, а создаваемая дымовая завеса достигает 350 метров в длину и 17 метров в высоту.

РЛС «Гюйс-1М» - корабельная РЛС с двумя антеннами (каналами), двухкоординатная, метрового (1,43 метра) диапазона волн, позволяла обнаруживать и определять дальность и азимут до воздушных и надводных целей и береговой линии для кораблей типа МО, БО, СКР, ТЩ и эсминцы. Станция работала в круговом - 360° и секторном - с азимутом 18° режимах, с рабочей частотой излучения 209,79 МГц. Две антенны - типа «волновой канал» с углом раствора диаграммы направленности в горизонтальной плоскости 22°, числом оборотов в минуту – 3 и темпом обзора – 20 секунд. Излучение и прием могли производиться как на обе антенны, работавшие синфазно, так и на одну. Оператор наблюдал обнаруженные цели на экране ЭЛТ, которая представляла собой осциллографический отметчик на трубке ЛО-709. В ЭЛТ были введены «строб-сигнал» и система строгой линейной развертки электронного луча. Применение схемы «электрической лупы» позволило увеличить разрешающую способность по дистанции и на больших дальностях обнаружения более детально рассматривать и определять количество и характер надводных целей. РЛС имела потребляемую мощность 80 кВт с дальностью обнаружения надводных целей типа крейсер – 11 км, эсминец – до 8 км, тральщика – до 6,5 км. Масса аппаратуры – 174 кг. Точность определения дальности составляла 92,5 метра, а срединная ошибка определения азимута составляла не более 0,42%.

Строились корабли на заводе №190(10) и на Балтийском заводе №189(3) в г. Ленинграде и на заводе №200(5 для ЧФ) в г. Николаеве.

Головной "Сторожевой" вступил в строй Балтийского флота в октябре 1940 года.


Тактико-технические данные эсминцев проекта 7У Водоизмещение: стандартное 1800 тонн, полное 2404 тонн Длина наибольшая: 112,5 метра Длина по КВЛ: 110 метра
Ширина наибольшая: 10,2 метра
Ширина по КВЛ: 10,1 метра
Высота борта в носу: 8,5 метра
Высота борта на миделе: 6 метров
Высота борта в корме: 3,2 метра
Осадка по корпусу: 3,8 метра
Силовая установка: 2 паровые турбины ГТЗА по 25 250 л.с.,
4 котла, 2 винта ФШ, 1 руль
Электроэнергетическая
система:
2 турбогенератора ПГ-3 по 100 кВт,
постоянный ток 115 В, 2 ДГ-50 по 50 кВт.
Скорость хода: полная 37 узлов, экономическая 19 узлов
Дальность плавания: 2380 миль при скорости хода 19 узлов
Мореходность: до 7 баллов
Автономность: 9 суток
Вооружение: .
артиллерийское: 4х1 130-мм артустановки Б-13 от ПУАО "Мина-7"
зенитное: 2х1 76-мм орудия 34-К, 4х1 12,7-мм пулемёта ДШК,
3х1 45-мм полуавтомата 21-К.
торпедное: 2х3 533-мм поворотных ТА 1-Н с ПУТС "Мина".
минное: 65 якорных мины обр. 1926 г.
противолодочное: 2 бомбосбрасывателя, 10 бомб ББ-1.
гидроакустическое: 1 шумопеленгатор "Посейдон"
радиотехническое: передатчик "Шквал-М", приёмник "Метель",
1 приёмопередатчик УКВ "Рейд".
навигационное: 1 гирокомпас "Курс-2", 4 127-мм маг. компаса ЗМИ,
1 лаг ГО-3
химическое: 2 комплекта ДА №1, 1 комплект ДА №2,
дымовые шашки МДШ
Экипаж: 207 человек (15 офицеров, 45 старшин)

Всего построено эсминцев с 1940 г. по 1942 г. - 18 единиц.

Эскадренный миноносец «Быстрый» являлся наглядным примером продукта «Союзверфи» Советского Союза. Эсминец стал одиннадцатым боевым кораблем проекта номер «7» и был сдан в эксплуатацию в Черноморский Флот.

История

После Первой Мировой Войны страны-участницы старались восполнить свой утраченный военный потенциал. Одним из направлений стал Военно-Морской Флот, который еще со времен Алфреда Мэхена является одним из предопределяющих факторов в получение глобальной мощи.

Помимо , крейсеров и линкоров особую тенденцию получили . Великобританские эсминцы типа «V» и «W»; Японские «Хацухару» и «Фубуку»; Американские «Портер», «Мэхэн», «Бэнсон» и «Гридлей»; Французские «Ягуар» и «Ла Фантаск»; Итальянский «Маэстралле»; Германские «Тип 1934» и «Тип 1936» – является основными представителями зарубежных современных эскадренных миноносцев в период 1920-1930 годов.

Предпосылки к созданию

Советский Союз также не хотел отставать от своих европейских и азиатских соседей. На начало 1930-ых годов на эксплуатации Военно-Морского Флота Рабоче-Крестьянской Красной Армии находилось всего 17 (12 кораблей находились в Балтийском море, остальные 5 – в Черном море), оставшиеся еще со времен Первой Мировой Войны. Более того эскадренные миноносцы типа «Новик» не отвечали нужным характеристикам того времени и не могли представлять интересы Советского Союза Социалистических Республик. Вследствии чего Командование Военно-Морских Сил РККА совместно с «Союзверфью» и Советом Труда и Обороны СССР приняли постановление о постройке 50 эсминцев нового типа. Новым типом эскадренных миноносцев стал проект номер «7» (или как его знают тип «Гневный»). Со временем появилась модернизированная версия эсминца «7У» (или как его по другому тип «Сторожевой»).

Великая Отечественная Война

На момент начало Великой Отечественной Войны в составе Советского Военно-Морского Флота находилось 22 эскадренного миноносца проекта номер «7». Остальные 25 эсминцев хоть и были заложены еще в 1935-1936 годах по тем или иным причинам не были сданы в эксплуатацию подрядчиками (верфями). Все эсминцы проекта номер «7» и его модернизированной версии «7У» были разделены на 4 флота:

  1. Балтийский Флот;
  2. Черноморский Флот;
  3. Северный Флот;
  4. Тихоокеанский Флот.

Однако в связи со стратегическими задачами эсминцы играли роль в первых двух флотах.

Балтийский Флот

В состав входил один отряд легких сил и одна эскадра, состоявшие из эскадренных миноносцев проекта номер «7» и «7У», а также других кораблей разного класса. Эсминцы «Сторожевой», «Славный», «Стойкий», «Сердитый», «Суровый», «Сильный» входили в этот список (по завершению строительства дополнялись новыми «семерками»). Несмотря на то, что в основном все эти боевые судна были выведены из строя фашистскими силами, некоторые из них добились реальных успехов в достижение победы Красной Армии.

Так например эскадренный миноносец «Славный» в общем смог преодолеть 3 700 морских миль и произвести артиллерийский запал в количестве около 2 000 снарядов из основных и зенитных орудий. Другим примером является эсминец «Стойкий», который прошел более 7 500 морских миль. Более того последний не только наносил удары (более 1 500 снарядов) по вражеским единицам, а успешно использовал мины (около 300 единиц), глубинные бомбы (около 130 единиц) и перевез более 1 500 военнослужащих. «Сильный» и «Сердитый» участвовали непосредственно в морском сражении против немецкой корабельной группы и добились успеха в нем. Эсминец «Суровый» же участвовал в другом морском бою в Рижском заливе, где так же как и его собратья «Сильный» и «Сердитый» добился успеха.

Черноморский Флот

Состав состоял из двух дивизионов, но только в одном были эсминцы проекта номер «7» и «7У». В составе второго дивизиона входили эскадренные миноносцы «Быстрый», «Свободный», «Смышленый», «Сообразительный», «Способный» (со временем ряды дополнялись новыми эсминцами проекта номер «7» и «7У»). Основной задачей флота была защита Одессы и Севастополя. Более того в последующий года флот производил поддержку десантных операций в Феодосии.

Легендой Черноморского Флота является эсминец проекта номер «7» – «Сообразительный». Последний прошел всю войну не получив ни одного существенного ранение и потеряв всего 5 человек экипажа. В общем «Сообразительный» прошел более 60 000 морских миль (выйдя в 218 боевых заданий). За 4 года эсминец произвел почти 3 000 артиллерийских залпа, перевез около 15 000 военнослужащих, сбил 5 фашистских бомбардировщиков и отбуксировал более 50 единиц корабельной техники. Более того боевое судно и весь его экипаж был удостоен «Гвардейского» звание за отличные успехи в Феодосийской Десантной операции в 1941-ом году. Как говорили специалисты того времени основным успехом «Сообразительного» является синхронность командира корабля – капитана 1 ранга Н. Басистого и подчиненного ему экипажа эсминца – легенды.

Послевоенное Время

После окончание Второй Мировой Войны большинство эсминцев проекта номер «7» и «7У» были списаны со строя. На их место пришли новые и более современные на то время эскадренные миноносцы проекта номер «30 бис». Основной причиной является военно-технологический прогресс за период Великой Отечественной Войны. Новые эсминцы являлись были полностью автоматизированы и укомплектованы новейшими установками вроде радара, сонара и т.п.

История создания эсминцев проекта номер «7»

В связи с новыми амбициями страны Командование Военно-Морских Сил РККА нуждался в обновление устарелого флота. Первые работы над новым типом эсминцев начался в конце 1920-ых годов, но в связи с финансовыми трудностями процесс стоял на месте. Только в начале 1930-ых годов был создан Центральное Конструкторское Судостроительное Бюро, которые отвечало за проектирование новых эсминцев. Основными требованиями к бюро являлись:

  1. Постройка эскадренных миноносцев должна была быть не дорогой и быстрой;
  2. Новые эсминцы должны были быть не хуже своих «собратьев» из других стран.

Основными ответственными лицами за проектировку стали В. Никитин (руководитель проекта) и П.Трахтенберг (исполнитель проекта). Центральное Бюро решило обратиться за помощью к Итальянским верфям за помощью в создание нового типа эсминца. На это было две причины:

  1. Итальянские эскадренные миноносцы типа «Маэстрале» (построенные судостроительной компанией «Ансальдо») вызывали положительные отзывы у Советского руководства;
  2. Дружественные отношения между Советским Союзом и Италией.

Кораблестроительная компания «Ансальдо» с удовольствием приняла предложение ЦКСБ и решила помочь нашим инженерам. В связи с таким поворотом событий был предрешен силуэт и проект корпуса нового эсминца. Делегация состоявшая из членов «Союзверфи» и Командование ВМФ РККА отправилась в Италию. Компания «Ансальдо» предоставила всю нужную документацию и чертежи, а также дала доступ советским инженерам к верфи.

После трех месяцев совместной работы советско-итальянских инженеров осенью того же года Главный Революционерный Военный Совет принял модель нового эсминца. По своим особенностям проект номер «7» должен был иметь водоизмещение – около 1 300 тонн, максимальную скорость – 40 узлов и максимальную дальность хода -1 800 морских миль. На вооружение эсминца планировалось поставить 4 артиллерийских пушки 130 мм и 3 зенитных орудия 76мм, а также 2-х торпедных аппаратов 533мм. Более того в общем виде был спроектирован под итальянский лад – эсминец имел линейную главную энергетическую установку и однотрубный корпус.

Выбор оптимальной конфигурации

В связи с непостижимостью желаний командование и реальностью возможностей страны, проект был пересмотрен и переделан. Во первых уровень технологии и нехватка нужной техники заставило ЦКСБ отойти от итальянского прототипа. Во вторых желание построить более мощное, но с меньшим водоизмещением боевое судно – привело инженеров в тупик.

Окончательный эскиз нового судна был утвержден и подписан Советом Труда и Обороны в 1934-ом году. Технические данные судна должны были выглядеть так: водоизмещение – от 1430т до 1750 т; длина – 112 м; ширина – 10,2 м; максимальная скорость – 38 узлов; персонал – 170 человек; вооружение – 4 артиллерийских пушки 130 мм, 2 зенитки 76 мм и 2 трехтрубного торпедного орудия. Нужно отметить важный факт – на тот момент многого из орудий и техники существовало только в планах инженеров, а планировка кораблей не имела никакого запасного водоизмещение.

Постройка и испытания

Строительство эсминцев проекта номер «7» была разделена между 4 основными и 2 вспомогательными верфями страны.

Основными верфями являлись:

  • Судостроительный завод №189 им. Жданова;
  • Судостроительный завод №190 им. Орджоникидзе;
  • Судостроительный завод №198 им. Марти;
  • Судостроительный завод №200 им. 61 Коммунара.

Вспомогательными верфями являлись:

  • Судостроительный завод №199;
  • Судостроительный завод №202;

Основной задачей которых являлась собирать готовые части эсминца на берегах Тихого океана.

Строительство началось в 1935-ом году, в последующий год были заложены практически все остальные эсминцы. Однако несмотря на то, что в начале компании все шло по графику, со временем строительство потеряла свой ход. Основными причинами являлась нехватка инфраструктуры и кадров страны. Впоследствии чего в 1936-м году было достроено только 6 эсминцев проекта номер «7».

Однако переломным моментом в строительства советских эсминцев стал инцидент случившийся у берегов Испании. В начале 1937-го английский эсминец «Хантэр» был уполномочен за мирным контролем действий двух сторон испанской гражданской войны (республиканцы и франкисты). Ранним весенним утром того же года «Хантэр» нашел на мину, которая сразу же вывела из строя главную энергетическую установку корабля. Инцидент произвел огромнейшее влияние на проект номер «7» т.к. боевой корабль «Хантэр» так же как и «семерки» имел линейную энергетическую установку. Несмотря на то, что по европейским стандартам «Хантэр» был признан довольно живучим боевым судном, Советский Союз решил изменить конструкцию корабля. Ответственные конструкторы – В.Бжезинский, П. Трахтенберг и В. Римский-Корсаков были сосланы в Сибирь за халатное отношение к делу. В конце концов приняли решение сделать модификацию корабля. Основной задачей было изменить структуру главной энергетической установки. Модифицированной версией стал тип «7У» (проект номер «7» усовершенствованный). «7У» был модернизирован в течение месяца инженером О. Якобом.

Первое судно проекта номер «7» – «Бодрый» был спущен в воду в 1938-ом году. Однако из-за того что он не набрал планового скоростного режима, судно было возвращено на верфь. Вследствии этого первым эсминцем пройденный испытания и вошедший в эксплуатацию стал «Гневный».

миноносец “Гневный”

В общей сложности было построено 29 эсминцев проекта номер «7» и 18 эсминцев проекта номер «7У». Оставшиеся 6 корпусов было решено разделить на модули и использовать в качестве запасных частей. Эсминец «Решительный», чем командовал будущий Главнокомандующий ВМС Советского Союза С. Горшков затонул при спуске на воду в штормовую погоду и, следовательно не был взят в строй военно-морского флота.

Конструкция эсминца “Быстрый”

Силуэт проекта номер «7» был однотрубным, довольно длинным и не совсем широким. Имея отношение длины к ширине 11:1 и высокую скорость маневренность корабля была довольно низкой.

Сам корпус корабля был сделан из маломарганцевистой стали, что повлияло на живучесть корабля. Дело в том что маломарганцевистая сталь отличается высокой твердостью с одной стороны, но с другой стороны она очень легко поддается треску. Даже от ударов полученных при швартовке корабля к порту, эсминцы порой получали трещины. Надпалубные сооружения были сделаны из обычной стали.

ЭУ Корабля

Проект номер «7» имел линейную энергетическую установку. Если быть точнее котлы кораблей находились в одном длинном отсеке в однолинейном порядке. Основной причиной выбора линейного вида ГЭУ было экономичность. Однако в модернизированных «7У» ГЭУ была изменена. В последних ГЭУ находилась в разных отсеках корабля, что в свою очередь увеличело живучесть корабля.

Вооружение Корабля

На вооружение эскадренного миноносца находилось: основное орудие, зенитное вооружение, торпедное вооружение и противолодочное оружие.

Основное Орудие

Основным артиллерийским орудием были 4 пушки 130 мм. Сами орудия были производства завода «Большевик». Скорость снаряда достигала 900 м/с, а дальность снарядов была около 30 км. В общем на каждое орудие было предназначено 150 снарядов разного предназначение с весом 33,7 кг.

Зенитное Вооружение

В качестве зенитного вооружения эсминец имел два орудия класса «34-К» с 76 мм.

Торпедное Вооружение

Два 3-х трубных торпедных аппарата класса «39-Ю» были частью вооружение эсминца. имели дальность 4 км и скорость в 12 м/с.

Противолодочное Вооружение

На борту эсминца проекта номер «7» находилось от 60 до 65 (в зависимости от класса мин). Стандартное вооружение состояло из:

  1. 25 единиц глубинных мин;
  2. 10 единиц больших мин;
  3. 15 единиц малых мин.

Тактико-технические характеристики

Последние данные эсминцев были таковы:

  1. Водоизмещение – от 1500 до 2180 тонн;
  2. Осадка корпуса – 3,8 м;
  3. Скорость хода – 38 узлов (максимальная) и 19 узлов (экономическая);
  4. Мореходность – 7 баллов;
  5. Автономность – 10 суток;
  6. Длина – 112 м;
  7. Ширина – 10,2 м.

Оценка Проекта

Эсминцы «Гневный» (проект номер «7») и «Сторожевой» (проект номер «7У») являются самым масштабным серийным боевым судном в истории советского и российского флота. Безусловно 47 построенных эсминцев должны были сыграть важнейшую роль в исходе Великой Отечественной Войны. Однако в связи с тем, что все эсминцы были разделены на 4 флота мощь такого серийного судостроение была рассеяна и не смогла проявить себя.

Другим важным фактором является увеличение расходов СССР на морскую промышленность. Если 1935-ом году расходы страны составляли 4.6 млр. рублей, то в 1941-ом году это цифра составила 12,8 млр. рублей.

Несмотря на масштабную серийную постройку эсминцев и увеличение расходов, выделяемых на флот, Советский Союз не смог правильно использовать свою морскую мощь (разделив флот на части). Впоследствии чего СССР не смог стать морской державой в послевоенное время.

Эскадренные миноносцы проекта 7 известные также как эсминцы типа Гневный - тип эскадренных миноносцев, строившихся для Советского Военно-Морского Флота во второй половине 30-х годов прошлого века. Один из самых массовых типов эскадренных миноносцев в истории советского флота. За их проектированием и строительством лично следил руководитель страны. Поэтому "семерки" неофициально называли эсминцами "сталинской серии". Головным кораблем стал "Гневный". Он вошел в состав Краснознаменного Балтийского флота в 1938 году. Всего было заложено 53 единицы. Из них 28 были достроены по первоначальному проекту. 18 были достроены по проекту 7У. 6 были разобраны на стапеле. Один («Решительный») затонул при буксировке в шторм после спуска на воду и не был достроен. Главный калибр "Гневного" - четыре 130-ти мм орудия. Тридцатикилограмовые снаряды стотридцаток летели на 33 км, в буквальном смысле слова - за горизонт. При этом скорострельность ГК достигали 13 выстрелов в минуту. Подстать артиллерии были и торпеды - основное тяжелое орудие "семерок". Два трехтрубных аппарата стреляли новейшими советскими торпедами типа 53-39. Они были приняты на вооружение перед самой войной. Торпеды несли 317 кг мощной взрывчатки на расстояние до 10 км. "Морская кавалерия" - так называли эсминцы за быстроту и маневренность. В конструкции этих кораблей все подчинялось скорости. Именно поэтому на них не ставили тяжелую броневую защиту, как на крейсерах. Эсминцы проекта 7 создавались для артиллерийского боя и торпедных атак. Они имели мощное ариллерийское вооружение, современные системы управления огнем, надежные силовые установки. Но во время войны по своему прямому назначению "семерки", как и другие корабли советского флота почти не применялись. Тем не менее, сегодня у меня для вас 10 случаев боевого применения эсминцев "сталинской серии". 1. 28 марта 1942 года эсминец "Гремящий" вышел из Мурманска к острову Медвежий. Задача встретить и проводить в Кольский залив конвой PQ-13. На третьи сутки напряженного боевого похода сигнальщик увидел в бинокль неясный силуэт. Через несколько секунд он исчез, словно растворившись среди волн. Подводная лодка идет на погружение.Командир корабля капитан 3-го ранга Гурин немедленно отдал приказ: - Полный вперед! Бомбы товьсь! "Гремящий" устремился в атаку. Краснофлотцы заняли места у кормовых бомбосбрасывателей. - "Сбросить первую серию! Первая пошла! Вторая пошла!" Эсминец сбросил 6 глубинных бомб, затем лег на обратный курс для повторной атаки. В кипящей пене на поверхность стали всплывать обломки. На воде расползалось большое масляное пятно. В глубинах Баренцева моря нашла свою могилу немецкая подводная лодка Ю-585. Это была первая крупная победа советских эскадреных миноносцев знаменитой "сталинской серии". 2. С первых часов войны эскадренный миноносец "Гневный", тот самый, который стал головный "сталинской серии" получил боевую задачу на постановку минных заграждений в устье Финского залива, чтобы не допустить прорыва противника к Ленинграду. В море вышли минные заградители. Их прикрывал отряд легких сил Балтийского флота. Крейсер Максим Горький в сопровождении эсминцев "Гневный", "Гордый" и "Стерегущий". "Семерки" не случайно вошли в состав отряда прикрытия. По мощи артилерийского и торпедного вооружения они превосходили любой немецкий эсминец. Отряд легких сил двигался вперед в полной готовности к бою с надводными кораблями противника, но опасность пришла из-под воды. Отряд двигался прямо на минное поле, установленное немцами в устье Финского залива еще до начала боевых действий, в ночь на 22 июня. Эсминец "Гневный" шел первым. Внезапно раздался оглушительный взрыв, корабль окутали клубы дыма и пара. Эсминец подорвался на немецкой якорной мине типа EMS. Взрывом оторвало носовую часть до второго орудия. Погибло 20 человек. Эсминец "Гордый" повернул на обратный курс для оказания помощи. Взять на буксир поврежденный корабль оказалось невозможным. Для того, чтобы эсминец не достался противнику его пришлось потопить. С "Гневного" сняли 186 моряков, а затем открыли по нему огонь из артиллерии главного калибра. Головной корабль "сталинской серии" оказался первой крупной потерей советского флота во время Великой Отечественной войны. Но были в это трудное время и первые победы, пусть даже небольшие. 3. На третий день войны артиллеристы эсминца "Гремящий" сбили немецкий бомбардировщик. В этом не было бы ничего удивительного, если бы речь шла о зенитчиках. Но Юнкерс 88 развалился в воздухе, получив прямое попадание из орудия главного калибра. Той самой стотридцатки в паспортных данных которой было записано - "не имеет свойств зенитной стрельбы". 4. 18 июля 41-го авиация Балтийского флота обнаружили вражеский конвой. Несколько транспортов в охранении торпедных и сторожевых катеров шли через Ирбенский пролив в захваченную немцами Ригу. На перехват конвоя направился эскадренный миноносец "Стерегущий". Высокая скорость хода - 39 узлов, позволила эсминцу догнать противника уже на самом входе в порт. Фугасные снаряды стотридцаток обрушились на немецкие суда. Два транспорта загорелись. Но ответный огонь береговых батарей противника и атаки самолетов люфтваффе не позволили развить успех. "Стерегущий" лег на обратный курс. Зенитный расчеты эсминца отбили все удары германской авиации. Боевых повреждений и потерь личного состава на "Стерегущем" не было. 5. Во второй половине августа 1941 года немецкие сухопутные войска окружили главную военно-морскую базу Балтийского флота Таллин. Началась эвакуация боевых кораблей и вспомогательных судов на восток в Кронштадт. Пришлось пройти 170 миль по усеянному минами Финскому заливу под непрерывными атаками немецких самолетов. Эсминцы прикрывали крйсер "Киров". На его борту находились Штаб Флота, правительство Эстонии и золотой запас государственных банков прибалтики. Во время перехода погибли пять эскадренных миноносцев. Еще один подорвался на мине, но выжил. Это был эсминец "Гордый". Полузатопленный корабль был взят на буксир другим эсминцем - "Свирепый". Почти двое суток они буквально ползли в базу. Две идеальные мишени для бомбардировщиков люфтваффе. Отражая атаки с воздуха, зенитчики "Гордого" расстреляли весь боезапас - по тысяче снарядов из каждого ствола. На эсминец было сброшено две с половиной сотни бомб, но ни одна из них не попала в цель. Корабль смог дойти до Кронштадта. 6. В августе 1941 года эсминец "Бодрый" вышел на огневую позицию в районе осажденной Одессы. Залпами стотридцаток были уничтожены командный пункт и штаб румынской пехотной дивизии. За это экипаж получил благодарность командования Одесского оборонительного района. 7. В октябре 41-го враг подошел к Севастополю. Черноморские "семерки" встали на защиту главной военно-морской базы флота. Под огнем немецких береговых батарей и самолетов, эсминцы прорывались в осажденный город. Перевозили войска, технику, боеприпасы и продовольствие, обстреливали вражеские позиции из орудий главного калибра. Всего на черноморском театре военных действий воевало 6 эсминцев "сталинской серии". Четыре из них погибли под бомбами немецких самолетов. 8. 15 ноября 1943 года эсминец "Разумный" шел в охранении конвоя АБ55. Аккустики услышали под водой шум винтов. "Разумный" немедленно развернулся и лег на боевой курс. Эсминец атаковал подводную лодку противника десятью глубинными бомбами типа ББ1. Три последних взрыва оказались необычайно мощными. Список потерь немецкого подводного флота пополнила субмарина Ю387. 9. Но победы давались нелегко. До мая 45-го не дожили две "семерки" Северного флота. Уже в начале войны пикирующие бомбардировщики Юнкерс 87 потопили в Кольском заливе эсминец "Стремительный". Стокилограмовая авиабомба попала в торпедный аппарат, торпеды сдетонировали, корабль разломился пополам и в считанные секунды затонул. 10. 6 января 1945 года тяжелые повреждения получил эсминец "Разъяренный". Он был атакован аккустической самонаводящейся торпедой. Взрыв оторвал "Разъяренному" корму, на корабле начался пожар. Благодаря самоотверженности экипажа эсминец ужержался на плаву и был отбуксирован в базу. Эсминцы стали универсальными солдатами моря. Днем и ночью в дождь и снег, эти корабли выходили на минные постановки, атаковали вражеские подводные лодки и транспорты, высаживали и поддерживали огнем своих орудий десанты, доставляли защитникам осажденных городов подкрепление и боеприпасы, вывозили раненых и гражданское население, конвоировали транспортные суда, отбивали налеты вражеской авиации. За боевые отличия в годы Великой Отечественной войне четыре эсминца проекта 7 были награждены орденом Красного Знамени, а «Гремящий» получил звание «гвардейского».

Ширина 10,2 м Осадка 4,1 Двигатели 2хТЗА «Парсонса» или «Метро-Виккерс» или «ГТЗА-24» Харьковского завода Мощность 54 000 л. с. импортные механизмы
60000 л. с. отечественные Движитель 2 Скорость хода эконом.: 20,17 узл
макс.: 36,8 узл. с импортными механизмами
39 узл. с отечественными Дальность плавания 1490 морских миль на ходу 17,8 узлов
эконом.: 1 380 миль
полный: 700 миль Экипаж 271
в том числе 15 офицеров Вооружение Артиллерия 4 x Б-13-2С
2 x 34-К
3 x 21-К
4 x ДШК Противолодочное вооружение 2 x БМБ-1 Минно-торпедное вооружение 2 х ТА 1-Н, морские мины КБ-3

Известные также как тип «Сторожевой» - тип эскадренных миноносцев , строившихся для Советского Военно-Морского Флота в 1930-х годах . Проект 7-У был заложен, как усовершенствованный проект 7 .

Предпосылки

Строительство кораблей предусматривалось на заводах № 189 ССЗ им. Орджоникидзе и № 190 ССЗ им. Жданова в Ленинграде , и заводах № 198 ССЗ им. Марти и № 200 ССЗ им. 61 Коммунара в Николаеве .

Проект 7-У

Первоначально планировалось перезаложить абсолютно все корабли проекта 7. Однако, к счастью, заместителю наркома оборонной промышленности Тевосяну И. Ф. удалось убедить комитет достроить 29 эсмин­цев по проекту 7 и лишь следующие 18 перезаложить по проекту 7У. Послед­ние 6 строившихся единиц, находив­шихся в низкой степени готовности, решили разобрать.

К концу войны балтийские эсминцы («Силь­ный», «Стойкий», «Славный», «Стороже­вой», «Строгий», «Стройный») получи­ли третью 76-мм артустановку 34-К (на юте).

К 1943 году наиболее мощные в отношении средств ПВО черноморские «Способный» и «Сообразительный» име­ли на вооружении по две 76-мм пушки 34-К, по семь 37-мм автоматов 70-К , по четыре 12,7-мм пулемёта ДШК и по два спаренных 12,7-мм пулемёта «Кольт-Брау­нинг» с водяным охлаждением стволов.

Торпедное вооружение

Торпедное вооружение включало в себя два 533-мм трехтруб­ных торпедных аппарата 1-Н. В отличие от пороховых аппаратов 39-Ю, устанавли­вавшихся на кораблях проекта 7, 1-Н имел комбинированную систему стрель­бы - пороховую и пневматическую. Ско­рость вылета торпеды составляла 15 - 16 м/с (против 12 м/с у 39-Ю), что поз­волило значительно расширить секторы обстрела: эсминцы проекта 7 не могли выпускать торпеды на острых курсовых углах из-за риска, что те заденут за па­лубу. Кроме того, в кон­струкцию ТА был внесен ряд усовершен­ствований, что вдвое повысило точность его наведения на цель. Кораблям проекта 7-У ни разу не довелось при­менить свое вполне современное торпед­ное оружие в бою.

Противолодочное вооружение

Минное и противолодочное вооруже­ние эсминцев типа «Сторожевой» прак­тически ничем не отличалось от исполь­зуемого на предшественниках. На рас­положенные на верхней палубе рельсы корабль мог принять 58 мин КБ-3, или 62 мины образца 1926 г., или 96 мин об­разца 1912 г. (в перегруз). Стандартный набор глубинных бомб - 10 больших Б-1 и 20 малых М-1. Большие бомбы хра­нились непосредственно в кормовых бомбосбрасывателях; из малых-12 в погребе и 8 - в кормовом стеллаже на юте.

Уже в ходе войны эсминцы получили по два бомбомёта БМБ-1 , спо­собные стрелять бомбами Б-1 на даль­ность до 110 м.

Навигационное вооружение

Система управления огнем главного калибра - ПУС «Мина», созданная ленин­градским заводом «Электроприбор» специально для кораблей проекта 7. Ее основным элемен­том являлся центральный автомат стрель­бы ЦАС-2 - счетно-решающий прибор, который на основе поступавших с дальномерных постов данных непрерывно вы­рабатывал координаты, скорость и кур­совой угол цели, одновременно выдавая полные углы горизонтальной и вертикаль­ной наводки орудий. ЦАС-2 считался от­носительно малогабаритным аппаратом. На практике его возможнос­ти были сильно ограничены из-за низкой точности гирокомпаса «Курс», от которо­го в схему автоматически поступали дан­ные о курсе своего корабля.

Информация о цели шла в систему ПУС от дальномеров командно-дальномерного поста КДП2-4 (заводской индекс Б-12) и ночных визиров 1-Й. Система «Мина» позволяла разделять огонь носовой и кор­мовой группы артиллерии, а также вести огонь по временно скрывающейся морской цели. Кроме того, она обеспечивала стрельбу торпедных аппаратов.

На неко­торых кораблях («Способный» и «Сообразительный») дополни­тельно были установлены автокорректоры для ведения прицельного огня по берегу.

А вот приборов управления зенит­ным огнем не было. Еще в проекте 7 для обеспечения эффективной стрельбы 76-мм орудий предусматривалась установка МПУАЗО, но к моменту ввода в строй большинства эсминцев эти приборы су­ществовали лишь на бумаге. Первая сис­тема МПУАЗО «Союз-7У» была установ­лена буквально накануне войны - в июне 1941 года на черноморском эсминце «Способный». Она включала в себя до­статочно совершенный зенитный автомат стрельбы «Союз» (по принципу работы - аналог ЦАС-2, но предназначенный для огня по воздушным целям), гировертикаль «Газон» и стабилизированный визирный пост СВП-1. Хотя система действовала в одной плоскости и была малоэффектив­на в борьбе с пикирующими бомбарди­ровщиками, она значительно усилила ПВО корабля. В 1942 году «Союз-7У» (с заме­ной неудачного СВП-1 на новый СВП-29) смонтировали еще на двух эсминцах - черноморском «Свободном» и балтий­ском «Строгом». На остальных же кораблях проектов 7 и 7-У 76-мм пушки 34-К были «самоуправляемыми».

См. также

Примечания

Литература

  • Балакин С. А. "Сообразительный" и другие эскадренные миноносцы проекта 7У (рус.) // Морская Коллекция : Журнал. - 1997. - № 6.