Украшения. Аксессуары. Дизайн ногтей. Цвета. Нанесение. Ногти

Борьба со смертельным исходом. Биография Джон дюпон биография

Правообладатель иллюстрации Annapurna Pictures Image caption В центре фильма "Охотник на лис" - трагическая судьба психически неуравновешенного миллиардера Джона Дюпона

В оскаровской номинационной суете среди множества достойных и громких картин, справедливо выдвинутых на главные призы, несколько затерялся и не получил, безусловно, заслуженного внимания фильм "Охотник на лис".

Как это нередко бывает, дословно-буквальный перевод оригинального английского названия Foxcatcher ничего не объясняет. В фильме нет ни охоты, ни лис, а Foxcatcher – всего лишь название фермы-конезавода в американском штате Пенсильвания. Здесь, с момента ее основания в середине 20-х годов, семья владеющей фермой американских миллионеров Дюпонов вырастила десятки самых знаменитых чистопородных скакунов, регулярно завоевывавших первые призы на главных американских скачках.

Но фильм и не о лошадях, и не о скачках. Хотя лошади в нем есть. Фильм о другом спорте – борьбе.

Фильмы о спорте не без труда преодолевают предубеждение несколько снобистски настроенного к физическим упражнениям киномира. Хотя проблемы, страсти, а то и трагедии там ничуть не меньшего накала, чем в излюбленных кинематографистами и зрителями войнах, вестернах или детективах. Да и художественный результат может оказаться вполне убедительным – достаточно вспомнить относительно недавние "Рестлер" с Микки Рурком и "Боец" с Кристианом Бейлом и Марком Уолбергом.

Два борца

Правообладатель иллюстрации Annaparuma Pictures Image caption Два брата - олимпийские чемпионы по вольной борьбе: Марк и Дэвид Шульц (Чэннинг Тейтум и Марк Руффало)

В основе "Охотника на лис" – реально случившаяся история. Братья Марк и Дэвид Шульц, олимпийские чемпионы по вольной борьбе, в преддверии Олимпиады 1988 года в Сеуле получают предложение от Джона Дюпона, владельца одной из крупнейших в мире химических компаний DuPont, наследника знаменитой семьи американских промышленников. Дюпоны бежали в Америку от Великой Французской революции еще в конце XVIII века. Их американская компания была основана в 1802 году, еще почти на заре независимости США, что автоматически причисляет их к элите американской финансовой и промышленной аристократии. Отсюда и лошади – такой же чистопородный и аристократический вид спорта, как и сама семья.

Джон Дюпон, однако, к аристократическим лошадям оказался предельно равнодушен, чем вызвал явное неудовольствие своей надменной матери (в фильме ее играет царственно-величественная Ванесса Редгрейв). Неудовольствие переросло в откровенное презрение, когда сын увлекся плебейской, по мнению матери, борьбой.

Предложение, с которым Дюпон обратился к Мраку и Дэйву Шульцам, состояло в следующем: он предоставляет им максимально комфортные условия и полную финансовую поддержку для подготовки и их самих, и других американских борцов к Олимпийским играм 1988 года в Сеуле. Подготовку можно вести в специально построенном на ферме Дюпона тренировочном комплексе Foxcatcher. Такое же название получает отныне и американская национальная команда борцов, а тщеславный Джон Дюпон - он любил, чтобы спортсмены-борцы называли его "Орел" - числится не только ее спонсором, но и ментором, наставником, тренером.

Братья соглашаются – одинокий, замкнутый и социально инфантильный Марк (Чэннинг Тейтум) сразу же, а куда более опытный, живущий с очаровательной женой (Сиенна Миллер) и двумя детьми и выполняющий после потери родителей для Марка роль не только старшего брата, но и тренера и даже отца с матерью Дэйв (Марк Руффало) - лишь после некоторых колебаний и усиленных уговоров Дюпона. С этого момента жизнь братьев под крылом сумасбродного миллиардера превращается в самую настоящую психодраму с трагическим концом.

Сумасброд-миллиардер

Правообладатель иллюстрации AP Image caption Джон Дюпон любил, чтобы спортсмены-борцы называли его "Орел" и уверовал в свою роль не только тренера, но и мессии, спасителя сборной США по вольной борьбе

Фигура Джона Дюпона – как реальная, так и кинематографическая – представляет собой немалый интерес. Наследник одной из богатейших семей Америки, он всю жизнь жил в ощущении дарованной финансовым всемогуществом тотальной свободы. Свободы осуществлять любые свои мечты, потакать любым своим капризам.

Свобода эта транслировалась, впрочем, не в разгул и разврат, а во вполне достойные увлечения. "Орнитолог, специалист по раковинам и моллюскам, филателист и филантропист" – так он представляется в начале фильма. Доктор зоологии, он открыл несколько десятков видов новых птиц и был автором одной из основополагающих книг по современной орнитологии. В молодости он занимался олимпийским пятиборьем, но затем увлекся борьбой. Увлекся до такой степени, что мыслил себя не иначе, как мессия, призванный спасти американскую борьбу и борцов, вывести национальную команду на самый высокий мировой уровень.

"Он во всем хотел быть первым. Он жаждал уважения и почитания. Он хотел, чтобы на него смотрели с таким же восхищением как на Дейва Шульца. Но постепенно он понимал, что с Дейвом, его авторитетом и мастерством, тягаться ему не под силу. Он хотел стать для борцов своим, но в то же время настаивал, чтобы к нему относились как к самому главному", - говорит о своем герое исполнитель главной роли актер Стив Кэррел.

Марк Шульц попадает под необоримое и чем дальше, тем более разрушительное воздействие Дюпона. Дейв, не отказываясь от помощи Дюпона, пытается все же этому воздействию противостоять, уберечь брата от алкоголя и наркотиков, сохранить его талант борца.

Дюпон, будучи человеком психически неуравновешенным, воспринимает борьбу за влияние на Марка как личный вызов со стороны Дейва. В январе 1996 года, в момент умопомрачения, он убивает старшего брата.

Ссылки Дюпона и его адвокатов на психическое расстройство обвиняемого суд отверг. Дюпон был приговорен к 30 годам тюремного заключения, и уже из заключительного титра фильма мы узнаем, что он скончался в тюрьме в декабре 2010 года.

Радикальное преображение

Правообладатель иллюстрации AP Image caption Роль Джона Дюпона открыла перед еще недавно казавшимся лишь комедийным актером Стивом Кэррелом новые, совершенно неведомые прежде горизонты.

Довольно долго я всматривался в облик экранного Джона Дюпона, пытаясь уловить сходство с заявленным в титрах исполнителем главной роли Стивом Кэррелом. И дело не только в преобразившем его до неузнаваемости огромном носе-протезе. Болезненно бледного цвета кожа, вид карлика-лилипута, суетливые повадки, манера говорить через нос – все это не имело ничего общего с известным мастером комедий, комедий фарсовых, гротескных. Его самые известные роли - "Сорокалетний девственник", "Брюс Всемогущий", непутевый менеджер в комедийном телесериале "Офис". Он озвучивал Грю в популярном мультфильме "Гадкий я" и, по оценке журнала Life, был признан самым смешным, самым забавным человеком Америки.

Кэррел признавался в интервью, что предложение сыграть эту роль стало и для него самого совершенно неожиданным. Для такого решения понадобилось немалое провидчество со стороны режиссера Беннета Миллера.

"Все знавшие Дюпона просто недопонимали, недооценивали, что творится на самом деле у него в душе, - рассказывает о своем выборе Миллер. – Так же и со Стивом Кэррелом. Когда мы только начали обсуждать роль, Стив признался, что до сих пор ему доводилось играть исключительно людей мягких, сентиментальных, чуть ли не размазней. А Дюпон – хоть поначалу он и может таким показаться – человек отнюдь не мягкий. Внутри у него острота, и острота опасная".

Режиссер и призы

Правообладатель иллюстрации Reuters Image caption Беннет Миллер во время церемонии закрытия Каннского фестиваля, где он был удостоен приза как лучший режиссер за фильм "Охотник на лис"

"Охотник на лис" – всего лишь третий фильм 48-летнего Беннета Миллера. Всеобщее признание ему завоевал дебют в художественном кино – картина "Капоте", за главную роль писателя Трумана Капоте в котором недавно скончавшийся великий актер Филип Сеймур Хофман получил своего единственного Оскара. Миллер пока еще не вошел в плеяду самых известных и самых авторитетных режиссеров, но признание, судя по всему, не за горами. На прошлогоднем фестивале в Канне он получил "Золотую пальмовую ветвь" за лучшую режиссуру, и хотя "Охотник на лис" на Оскара как лучший фильм даже не номинирован, у Миллера есть номинация как у лучшего режиссера. Члены Академии не смогли не отметить его невероятно тонкую психологическую проработку сложного конфликта между героями.

Всего у "Охотника на лис" в этом году пять номинаций. Больше всего победы заслуживает, конечно, Стив Кэррел. Но, даже если это и не произойдет, роль Джона Дюпона уже открыла перед еще недавно казавшимся неплохим, но очень уж однозначным актером новые, совершенно неведомые прежде горизонты.

Скандальный постскриптум

Правообладатель иллюстрации AP Image caption Некоторые критики усмотрели в изображенных в фильме отношениях между Джоном Дюпоном и Марком Шульцем гомоэротический элемент, что заставило Шульца, поначалу сотрудничавшего со съемочной группой, отречься от фильма

Марк Шульц довольно охотно сотрудничал с творческой группой фильма "Охотник на лис" и даже числится в титрах картины как ее консультант. Однако уже после выхода фильма на экран он выступил со следующим заявлением:

"Персонажи фильма и воспроизведенные на экране отношения между ними по большей части вымышлены и в каком-то смысле даже оскорбительны. У зрителя может сложиться ощущение, что между Джоном Дюпоном и мной были сексуальные отношения. Это отвратительная и оскорбительная ложь".

"Я просил Беннета Миллера вырезать эту сцену, - продолжает Марк Шульц, - но он в ответ сказал, что она нужна, чтобы показать, как Дюпон вторгался в мою личную жизнь и личное пространство. Открыто сексуальной сцена эта ни в коем случае не была, поэтому я согласился с тем, чтобы она осталась в фильме. Теперь же, прочтя несколько рецензий, в которых она расценивается как однозначно сексуальная, я понял, что фильм таким образом наносит ущерб моей репутации, и считаю нужным выступить с таким заявлением".

Как известно, ничто так не способствует успеху, как хороший скандал – особенно сексуальный.

журнал "КАРАВАН ИСТОРИЙ", февраль 2000.

Окружающие Уилмингтон городки кажутся кусочком Франции - то и дело мелькают дорожные указатели: Немур, Шеанн. Боре де Фоссе, Моншанэ и Грануа. На улицах каждого из них еще недавно преобладала французская речь - сто лет подряд Дюпоны брали на работу преимущественно французов.

Для сторонних людей "Дюпон де Немур" - гигантская транснациональная компания: размер состояния в активах - 211 миллиардов долларов, филиалы в Европе и Латинской Америке, мировая монополия на нейлон, орлон, дакрон и тефлон, десятки химических заводов, производство самолетов и оружия. К середине двадцатого века Дюпонов было уже около полутора тысяч; пятьсот человек считались мультимиллионерами, двести пятьдесят входили в ближний круг семьи, восемь вершили ее судьбу. Делавэр привык к Дюпонам: Эдвард Дюпон, первый вице-президент Уилмингтонской трастовой компании - центра финансового могущества клана, вплоть до недавнего времени посиживал вместе со своими менеджерами в городском клубе и был одним из лучших прихожан городской церкви.

Знаменитые охоты и балы Дюпонов уходят в далекое прошлое - после Первой мировой войны, принесшей им сотни миллионов, они охотились на лис, сидя на кровных жеребцах, окруженные ловчими и сворами гончих, в камзолах восемнадцатого века, треуголках и пудреных париках. На семейных праздниках они танцевали в костюмах маркизов и маркиз времен Людовика XV и разъезжались по домам в золоченых каретах - их усадьбы, выстроенные на манер феодальных замков и версальских дворцов, до сих пор окружают Уилмингтон. Вот уже около двухсот лет Дюпоны олицетворяют особый аристократический стиль - не бросающееся в глаза богатство и эффективная власть; об их семейных тайнах, адюльтерах, самоубийствах, внезапных и трагических смертях, о преследующем этот род безумии в городе до сих пор рассказывают легенды.

В парадном зале Уилмингтонской трастовой компании висят потемневшие родовые портреты: галерею открывают светловолосая дама и статный широколицый господин в пудреном парике. Официальная родословная Дюпонов описывает встречу основателей династии в идиллических тонах: хрупкая белокурая девушка сидела в своей мансарде на улице Ришелье, рисовала миниатюры и смотрела в окно напротив. Там принимал красивые позы, упражняясь в благородном искусстве фехтования, крепкий молодой человек Пьер Самюэль Дюпон, ее сосед-часовщик: финту сменял пресек, шпага вонзалась в нарисованную на стене мишень... У Анны Александрины были большие голубые глаза, нежная кожа и сильно развитое воображение: она мечтала о великой любви и видела в соседе (крупный нос, гордая стать и широко развернутые плечи) воплощение всех совершенств. Анна Александрина, в 8 лет оставшись сиротой, до шестнадцати жила из милости у богатых родственников - у дядюшки с тетушкой подрастала собственная дочь, и девочки подружились. Когда же они превратились в барышень, воспитаннице предложили место экономки в дальнем поместье - в противном случае та могла идти на все четыре стороны. Она выбрала последнее: теперь, поселившись на улице часовщиков, бесприданница зарабатывала на жизнь тем, что разрисовывала циферблаты. Спустя несколько месяцев Самюэль и Анна Александрина поженились: кавалер-часовщик был протестантом и, узнав, что хорошенькая соседка разделяет его веру, решил повести ее под венец. Она перенесла свои пожитки через улицу Ришелье и поселилась в той самой комнате, где когда-то впервые увидела мужа. Анне Александрине - всего шестнадцать. Через несколько лет она жестоко разочаруется в своем браке.

Одним из главных жизненных принципов господина Дюпона было глубокое невежество: его предки исповедовали протестантизм (и в католической Франции считались диссидентами), многие из его друзей-гугенотов сидели в тюрьмах, потому Самюэль и предпочитал не высовываться. У него был свой метод самосохранения: господин Дюпон не умел ни читать, ни писать - стало быть, королевские чиновники не могли обвинить его в том, что он изучает запрещенные книги. Он не знал ни одной буквы и ни единой цифры и в придачу ко всему был упрям как осел и самовлюблен как павлин. Образованной и воспитанной Анне Александрине приходилось с ним нелегко.

Их сын Пьер рос необыкновенным ребенком. На отца он походил лишь огромным, точно орлиный клюв, носом (большой нос до сих пор остается наследственной чертой Дюпонов - как тяжелая челюсть Габсбургов или оттопыренная губа Бурбонов). Пьер с детства был хром, слаб и нездоров, зато отличался блестящей памятью и быстрым умом: в двенадцать лет он знал назубок французскую грамматику и свободно переводил с латыни. Пьер оказался добрым мальчиком: когда рыжая, конопатая и глупая кузина Марианна заболела оспой, братец просиживал у ее постели сутками и в результате заразился. Через несколько дней врачи, не обнаружив у него пульса, констатировали смерть. Всю ночь перед похоронами убитая горем Анна просидела у гроба сына, молясь за упокой его души. К утру мать задремала, как вдруг ее разбудил крик Пьера: мальчик выжил, хотя лицо его было безнадежно изуродовано.

Щеки и лоб покрыли следы от оспы, один глаз поразила дальнозоркость, другой - близорукость: с годами Пьер Дюпон решил, что таким образом судьба отмечает своих избранников. "Я благодарен природе и случаю, - писал он в своих мемуарах, - за то, что они подарили мне возможность обладать всем диапазоном зрения". Мать рыдала, отец заставил сына заниматься фехтованием - Самюэль Дюпон считал шпагу универсальным средством, укрепляющим тело и дух. По вечерам они отрабатывали выпады, а дни проводили за работой: отец решил сделать из сына часовщика. Так прошло несколько лет, а потом Анна Александрина умерла родами. Перед смертью, соединив руки мужа и сына, она произнесла: "Постарайтесь жить счастливо".

Этого им не удалось, - после смерти матери Пьер сбился с пути истинного. Он свел знакомства с начинающими писателями и молодыми актерами, вместе с ними пил, пропадал за кулисами и ходил по борделям. К тому же молодой человек ударился в сочинительство стихов и пристрастился к пустым размышлениям: он закрывался на чердаке и часами медитировал, уставясь в потолочную балку. Однажды, застав Пьера за этим занятием, отец избил его как собаку, а затем вышвырнул из дома. Хромой, изуродованный оспой, полуслепой юноша очутился на улицах Парижа без гроша в кармане - так начиналась блестящая карьера Пьера Дюпона, публициста и коммерсанта, друга американского президента и приближенного французского короля.

Друзья не дали бедняге умереть с голода - знакомый часовщик взял его на работу. Через несколько лет Пьер пришел в мастерскую отца, держа в руках великолепные часы в корпусе из резного дуба, с чеканным серебряным циферблатом. На нем была выгравирована надпись: "Сконструировано и сделано сыном Дюпона, посвящается отцу". Пьер молча поклонился, вручил Самюэлю подарок и ушел из родного дома - на сей раз навсегда. Так он отдал сыновний долг и навсегда избавился от чувства вины. А что батюшка так и не смог прочесть посвящение и не понял его смысла даже тогда, когда ему на помощь пришел грамотный сосед, - до этого Пьеру не было ни малейшего дела.

С тех пор прошло немало лет, но больше Самюэль Дюпон никогда не видел сына. Пьер не пришел даже на его похороны - теперь он жил другой жизнью. Пьер Дюпон стал другом и советником премьер-министра Франции, барона Тюрго, редактировал влиятельный журнал, удачно спекулировал на бирже и бывал на приемах у короля.

А началось все с того, что Пьер Дюпон написал экономическое эссе, которое случайно попалось на глаза барону Тюрго. Сановника поразили стиль и совершенство аргументации, и он взял юное дарование под свое крыло. Вскоре Пьеру предложили отличное место с большим жалованьем. Карьера была обеспечена, теперь он мог подумать и о семье.

Когда он был нищ и гоним, его приютили родственники матери, господа Дор. В их поместье жила Шарлота Мария Луиза Ле Дэ, тоже приходившаяся Пьеру дальней родней. Она была чуть перезрелой девушкой (в то время ей уже сравнялось восемнадцать), и ближайшего соседа, пятидесятипятилетнего сборщика налогов, вдовца, вогнавшего в гроб двух жен, покровители Марии Луизы считали неплохой партией. Пьер всегда отличался рыцарскими наклонностями, а Мари была умна и хороша собой, и он бросился ей на помощь, пообещав жениться. Молодой человек попросил дать ему два года - за это время он обещал привести свои дела в порядок. Юный Дюпон сдержал обещание, хотя к тому времени уже стало ясно, что любви нет и в помине. Впрочем, это не помешало Мари Ле Дэ подарить ему двух сыновей - один из них, следуя уже сложившейся семейной традиции, восстал против отца...

В парадном зале Уилмингтонской трастовой компании висят портреты обоих сыновей Пьера Дюпона. Рослый темноволосый красавец Виктор не хотел учиться и проваливал любое дело: он как две капли воды походил на своего деда, Самюэля Дюпона. Младший, Элетер Иренэ, унаследовал черты и талант отца: небольшой рост, твердый рот, ярко выраженные способности к наукам и серьезное отношение к жизни. Пьер отправил его на обучение к своему другу, знаменитому химику Лавуазье, возглавлявшему пороховые шахты французского королевства. Через несколько лет Элетер Иренэ знал о порохе решительно все: именно он и заложил основу империи Дюпонов.

Но прежнюю жизнь смела революция - в 1799 году Дюпоны бежали из Франции, ибо были среди тех, кто пытался защитить короля. Отец и сыновья вместе с верными Людовику XVI придворными отстреливались от санкюлотов во дворце Тюильри, затем, чудом избежав гильотины, залегли на дно - и все же не смогли устроиться в новой жизни. Вышедший из Тулона корабль "Американский орел" был нагружен их мебелью, роялями и столовым серебром. Весь трехмесячный путь через Атлантику Дюпоны охраняли свое добро с обнаженными шпагами в руках - команда не внушала им доверия.

"Американский орел" причалил в Ньюпортской бухте Род-Айленда, Дюпоны сошли на берег и направились к ближайшему дому. Пьер постучал - ему не открыли; он заглянул в окно и увидел накрытый стол. Звонили колокола, в церкви шла рождественская служба, хозяев дома дожидались индейка и яблочный пирог, которых они так и не попробовали: Дюпоны вломились в дом и во имя свободы, равенства и братства съели все, что стояло на столе. Занимался рассвет морозного утра 1 января 1800 года - начинался новый век, и в Америке он стал веком Дюпонов.

Они привезли с собой двести тысяч франков наличными - перед отъездом из Франции Пьер Дюпон для земельных спекуляций учредил акционерное общество "Понтиания" и выпустил акции. Но Америка кишела своими спекулянтами, которые давно взвинтили цены на неосвоенные земли. Тогда Пьер Дюпон занялся контрабандой испанского золота, в чем тоже не преуспел. Он так и не разбогател, зато внес вклад в историю - Дюпон-старший еще во Франции познакомился с будущим президентом США Томасом Джефферсоном, и тот доверил ему посредничество на переговорах между Францией и США. Благодаря Дюпону Наполеон продал Америке Луизиану, и ее территория увеличилась вдвое.

Соединенные Штаты сэкономили на этой сделке кучу денег, но сам Пьер Дюпон не нажил на ней ни цента. Виктор вытеснил его из бизнеса и, став главой фирмы, окончательно развалил "Понтианию". Пьер впал в меланхолию и через несколько лет умер. Виктор ненадолго пережил отца, скончавшись на нью-йоркской улице от сердечного приступа. Теперь семью возглавил Элетер Иренэ. За время его правления Дюпоны превратились в закрытый, окутанный легендами, живущий по собственным законам клан. У Иренэ было трое сыновей и двадцать четыре внука. Они увлекались химией, пробовали свои силы в бизнесе, и семейное дело по традиции досталось самому одаренному и изворотливому. Дюпоны больше не занимались землей - теперь они делали деньги на смерти...

Тихий, замкнутый Иренэ нисколько не походил на дельца. Он был тем, чем казался: ученым до мозга костей, человеком, помешанным на химических формулах. В придачу к своим академическим достоинствам новый глава клана был наблюдателен и обладал чувством конъюнктуры. Америка оказалась страной вооруженных людей, а Элетер Иренэ умел делать лучший в мире порох. И вскоре в местечке Брендивайн завертелись жернова пороховых мельниц, а увлечение теорией взрывчатых веществ у Дюпонов отныне стало наследственным. Правда, имя они сменили: в демократической Америке плебеи Дюпоны превратились во французских аристократов дю Пон де Немур. Дети парижского часовщика стали величать себя как маркизы, Немур - поселок, где Пьер Дюпон познакомился с Мари Ле Дэ, превратился в их родовое поместье.

О том, что происходит в мире, жители Брендивайна узнавали не из газет. Здесь располагались пороховые заводы Дюпонов, и если где-то шла война, шахты работали в две смены. Впрочем, об этом быстро узнавали и в соседних городках - в спешке рабочие забывали о правилах безопасности, и взрывы слышались за десятки километров, а огненный столб порой швырял людей через реку, на улицы соседнего поселка.

Дюпоны кормили всю округу, и к ним относились с почти религиозным почтением - они были удачливы, богаты и делали все более совершенный порох. Но любви к ним не испытывал никто: на их шахтах погибло слишком много мужчин из Брендивайна. Истории, которые ходили о них в городе, больше напоминали страшные сказки, что рассказывают детям на Хэллоуин.

Старики говорили, что у клана Дюпон особая судьба: они по-разному живут, но одинаково умирают. Не случайно ведь Элетер Иренэ, переживший брата на семь лет, схватился за сердце на той же нью-йоркской улице, что и Виктор, и умирать его отнесли в тот же номер той же самой гостиницы. Говорили, что им всегда приходится платить за свои грехи: при Альфреде Дюпоне, сыне Иренэ, возглавившем компанию в 1837 году (если верить портрету, у него были большой нос, мясистые щеки и острый, пронизывающий взгляд), пороховые шахты работали круглосуточно. Несчастные случаи следовали один за другим - в результате он пережил такое сильное нервное потрясение, что был вынужден отойти от дел.

Вспоминали и о тени несчастного Коуэна, бывшего рабочего дюпоновских шахт. Кое-кто из стариков клялся, что сам видел его бродящим у дома Генри Дюпона, младшего брата и преемника Альфреда: в одной руке призрак держал Библию, в другой - ту самую веревку... В 1852 году взорвались две пороховые шахты, и Генри обвинил в этом Коуэна. Бедняга поклялся на Библии в том, что его вины здесь нет, но Дюпон выставил его за дверь, и той же ночью Коуэн повесился.

Старики толковали о возмездии: через несколько лет при взрыве шахты погиб Алексис Дюпон. Когда брату закрыли глаза, Генри Дюпон поседел.

Во время войны Севера и Юга шахты взрывались 11 раз: погибло 43 человека, сотни людей были изувечены. За это Дюпонам тоже пришлось заплатить: судьба отыгралась на бедной Шарлотте Шепард Хендерсон Дюпон, одной из самых красивых женщин своего времени.

Она происходила из старинной южной семьи. Братья сражались на стороне конфедератов, а семья мужа вооружала армию Линкольна, и бедная Шарлотта оказалась между двух огней: те, кто был ей дорог, стали врагами. Домом командовала свекровь, дама волевая и властная. Дело кончилось нервным срывом, от которого Шарлотта так и не оправилась и через несколько лет умерла в приюте для умалишенных. Ее муж Иренэ Дюпон II, в том, что случилось, обвинил мать и вплоть до своей смерти не сказал ей больше ни слова.

Кое-кто в Уилмингтоне до сих пор уверен в том, что Дюпоны обладают особым даром: они делают несчастными и себя, и своих близких. Однако большинство не верит в это: времена, когда Дюпоны торговали смертью, канули в прошлое. Теперь у них вполне "вегетарианский" бизнес: нейлон, орлон, тефлон, колготки, ветровки, неподгорающие сковородки, минеральные удобрения, лекарства - всего более двадцати тысяч наименований различных товаров.

Но уилмингтонские сплетники нет-нет да и вспомнят судьбу Уоллеса Карротерса. Изобретатель нейлона, приносящего Дюпонам S 4,5 миллиарда в год, сделавший женские талии тонкими, а животы плоскими, умер в безумии и безвестности. Он бился над формулой нейлона почти десять лет - с 1928-го по 1937 год, открыл ее и угодил в психиатрическую клинику. А выйдя из больницы и отпраздновав свой сорок первый день рождения, заперся в гостиничном номере и принял цианистый калий. Жена Карротерса была на втором месяце беременности, но его это не остановило.

Очередной повод посудачить о Дюпонах появился четыре года назад, когда Джон Дюпон, уже немолодой джентльмен, всю жизнь занимавшийся биологией, в припадке внезапного безумия пристрелил приятеля, олимпийского чемпиона по борьбе Джорджа Шульца, заехавшего к нему пропустить стаканчик виски. Адвокаты сработали хорошо, и Джона Дюпона признали умалишенным. Это было большой удачей: в самом худшем случае ему грозило пожизненное заключение, за убийство без отягчающих обстоятельств могли дать от двадцати восьми до сорока лет, а он отделался пятью годами психиатрической лечебницы. Те, кто раньше видел Джона, не узнали его в зале суда: спутанная борода, длинные грязные, за одну неделю поседевшие волосы... Когда присяжные вынесли вердикт, отец убийцы сказал, что срок, на который его осудили, большого значения не имеет: в арестантской робе или без нее, но всю свою оставшуюся жизнь Джон Дюпон проведет в заключении. Ровно через год его выпустят из психиатрической клиники, и он поселится вдали от людей, в поместье Дюпонов, расположенном в Филадельфии. Там, где доживала свой век одна из родственниц Джона, безумная Шарлотта Шепард Хендерсон Дюпон.

Но сами Дюпоны не склонны верить зловещим легендам о семейном проклятии, преследующем их род. Губернатором штата Делавэр долго был нынешний глава семейства Дюпон - Пьер Самюэль-четвертый, обходительный и воспитанный господин, бывший кандидат в президенты США. Каждый год многочисленный род увеличивается примерно на тридцать крепких, краснощеких, большеносых малышей. Империя Дюпонов расширяется, работающие на него ученые изобретают все новые высокотехнологичные, облегчающие человеческую жизнь игрушки. А полторы тысячи акционеров, имевших счастье родиться под фамилией Дюпон, живут в мире и довольствии.

Сейчас в российском прокате, напомним, идёт номинированный на «Оскар» фильм « », где один из эпизодов рассказывает о схватке между главным тренером Воронежской области по вольной борьбе, чемпионом мира Александром Тамбовцевым и одним из трёх самых титулованных борцов США, занесённым в книгу рекордов Гиннесса, Марком Шульцем на Олимпиаде в Сеуле в 1988 году. После этого боя, который выиграл наш земляк, Шульц потерял шансы на победе в Олимпиаде, оставил спортивную карьеру и начал пить, ещё через несколько лет его брат Дейв был застрелен в свой день рождения меценатом Джоном Дюпоном.

Фильм американского режиссёра Беннетта Миллера о судьбе братьев Шульц был показан на Каннском кинофестивале, где его высоко оценили мировые кинокритики, в том числе режиссёр Андрей Звягинцев, автор картины получил приз за лучшую режиссуру, сам фильм номинирован на «Золотую пальмовую ветвь», а исполнители главных ролей претендуют на «Оскар».

Мы встретились с Александром Тамбовцевым, чтобы выяснить подробности реальной истории 27-летней давности, лёгшей в основу фильма.

Сюжет фильма
Братья Шульц — два американских борца. Младший брат Марк находится в тени своего старшего брата Дейва. Появляется меценат Джон Дюпон. Он предлагает свою помощь Марку. Деньги, спортзал, команду, — всё, что нужно для победы на чемпионате мира и Олимпиаде. Он предлагает ему стать лучшим борцом в мире. Марк соглашается — для него это единственный шанс выйти из тени брата. Марк начинает тренироваться на вилле мецената, и в итоге выигрывает чемпионат мира. У Дюпона начинается мания величия. Он везде появляется с Марком, сам нюхает и предлагает Марку кокаин, через какое-то время Марк забрасывает тренировки, начинает пить. Дюпон разозлён. Он приглашает брата Дейва возглавить команду «Охотников на лис». Марк недоволен таким решением. Дейв приезжает на виллу, хочет встретиться с братом (он искренне его любит), но Марк отвергает его. Борьбу на Олимпиаде в Сеуле Марк проигрывает. Дейв всячески поддерживает брата, помогает справиться с депрессией, но в итоге Марк всё-таки уезжает с виллы. Дейв остаётся тренировать команду. В выходной день к его дому подъезжает Дюпон. Дейв занимается ремонтом своей машины. Он с удивлением, и в то же время с радостью, приветствует мецената. Дюпон, не говоря ни слова, достаёт оружие и несколько раз стреляет в борца. Заканчивается фильм тем, что полицейские надевают на Дюпона наручники и усаживают в вертолёт.

Мы уже о том, что некоторые события в фильме показаны не совсем так, как они происходили в реальной жизни. Например, на самом деле Дюпон застрелил Дейва во время празднования дня рождения борца, который сам же меценат и организовал на своей вилле. Есть и спорный момент: из фильма следует, что на выпивку и кокаин Марка подсадил Дюпон, однако, по другой версии, Дюпон появился в жизни Марка, когда тот уже катился по наклонной, и наоборот, вытащил его.

Что же на самом деле произошло на Олимпиаде в Сеуле в 1988 году? Совпадение или рок: чем схожи судьбы братьев-Тамбовцевых из Воронежа и братьев-Шульц из Калифорнии? И многое другое — в нашем эксклюзивном интервью с Александром Тамбовцевым.

«Марк был замкнутым, а Дейва никто и ничто не могло вывести из себя»

— Фильм, конечно, смотрели?

— Да, посмотрел.

Подобрали очень похожих артистов. Особенно Дейв. Я его хорошо помню — такой красавец был! Он мне так нравился! Дейва жалко, что там говорить.

Марк и Дейв — два противоположных человека. С Марком посложнее было общаться. Он был очень замкнутым, не располагал к себе. А Дейв подойдёт, что-то пошутит, обнимет. Дейв всегда с женой и детьми ездил — шкеты такие, везде лазали, пока он тренировался.

И в тоже время я видел, какой он грамотный, как он мог настраиваться — голова у него работала с ходу. Я на всю жизнь запомнил, как Дейв готовился к схватке и сам бой с Магамадовым на Тбилисском турнире за первое-второе место. Магамадов — чеченец. В то время был первым номером Союза. Мы сидим в ресторане, обедаем. А вечером — уже финал. Я наблюдал за Дейвом. Он зашёл, сел, стал обедать. Смотрю, три ложки съел — отодвинул тарелку. Кто-то к нему подошёл, что-то сказал — он не обращает внимания. Вижу — настраивается. Второе не стал есть. Встал, пошёл.

Он такой был. Кто бы ему, что не говорил — бесполезно. Всё, он ушёл в себя.

В центре: Марк и Дейв Шульц

Справа:Марк и Дейв Шульц. Слева: Джон Дюпон

Схватка начинается, а Магамадов он такой щёголь был, как засадит ему! Ну, жёстко так. Специально, чтобы вывести из себя, чтобы Шульц начал психовать. Тот — ноль эмоций. Вообще даже не обратил внимания! Смотрю — весь в себя ушёл. Магамадов попадает в партер, залазит на растяжку, и так вкладывается в неё! Он был гибкий-гибкий! А Шульц спину ему ломает и кладёт. Чисто! Победа!

После этого Магамадов бросил спорт. Больше я его нигде не видел.

Я тоже такой. Если меня кто заденет, я в себя уйду. Тяжелее всего, знаете с кем бороться? Когда ты чувствуешь, что противник слабее тебя, или — хороший человек. А когда знаешь, что он мерзкий тип, прям аж вскипает всё! Я в Тбилиси тогда тоже выиграл в своём весе. С Дейвом я никогда не боролся — у него весовая категория ниже (он боролся в 74 кг, а я — в 82 кг). А с Марком мы встречались два раза: на чемпионате мира (тот бой я проиграл) и на Олимпиаде в Сеуле (там я выиграл).

«Марк не мог быть наркоманом! В Америке сильнейшие борцы!»

— Что в фильме — правда, а что — художественный вымысел?

— В фильме Марка сделали наркоманам. Да каким он мог быть наркоманом?! Конечно, он им не был! Вы представляете, что такое в Америке вольная борьба? Я неоднократно там был. Боролся за Кубок мира, ездил на встречи наших сборных, они проходили ежегодно в течение четырёх лет. И я знаю, что такое у них вольная борьба. Это один из самых развитых видов спорта. У них в школах, не как у нас — физкультура по образовательной программе, у них для мальчиков стоит вольная борьба. И со школы начинается отбор в сборную. В Америке с этим жёстко. Выиграл — поедешь. Не выиграл — не поедешь. Финансы там ничего не решают. Ну, как он мог быть наркоманом, чтобы попасть на Олимпийские игры?

Я боролся со всеми лучшими борцами Америки — это очень классные борцы. В Америке вообще очень тяжело бороться. Там такое шоу делают! Представьте: полный зал людей, 50 тысяч зрителей, ты выходишь на ковёр — трибуны ревут, прожектора светят. Чуть-чуть слабиночку дашь — всё, тебе хана.


Кубок Мира, США, 1988 г.

В фильме показали момент из Олимпийских игр, самую последнюю схватку, где Марк проиграл турку. Да, он проиграл этот бой. Но не надо забывать, что до встречи с турком, он выиграл четыре встречи. Это вообще не показали. Показали, будто Марк был не готов к Олимпиаде. Но это не так! Он был очень хорошо подготовлен!

«Схватка на Олимпиаде в Сеуле была договорная!»

— Что же на самом деле произошло на Олимпиаде в Сеуле в 1988 году?

— За Олимпийскую медаль в категории до 82 килограмм (средний вес) боролись 29 человек. Нас поделили на две группы. В финальные схватки из группы выходили по четыре лучших спортсмена.

У меня была схватка с турком. Я её проиграл. Как получилось. Я вёл два балла. Турок проходит в ногу, я сажусь на высед («высед», «проходит ногу» — приёмы в вольной борьбе, — прим. сайт). Проигрываю один балл, а ему дают как за бросок 3 балла. И до конца встречи — 20 сек. Но броска не было! Естественно, надо было подавать апелляцию. Я не считаю, что я эту схватку проиграл. Хотя виноват, да. Нельзя было расслабляться.


Чемпионат мира в Будапеште, 1986 г.

— Почему не подали апелляцию?

— Ко мне тренер подходит и говорит: «Саш, мы не будем подавать апелляцию. Борись дальше. Основной соперник у тебя Шульц. Ты у него выиграешь». Так и произошло.

У Шульца остаётся одна схватка — с турком. Что решает эта схватка. Если выигрывает Шульц, я — первый в группе, борюсь за золотую медаль. Если Шульц проигрывает, то первый — турок. Шульц в любом случае за первое место уже не борется.


Кисловодск, тренировка, 1988 г.

Но что меня поразило. После первого периода он начинает проигрывать турку — отдаёт баллы и демонстративно улыбается! Я смотрел по монитору — внизу у нас был зал — эту схватку, и был просто обескуражен. Я сразу понял — схватка отдана. Надо быть дураком, чтобы этого не понять. Он демонстративно разворачивается, улыбается. Демонстративно показывает: я — не борюсь, я не проиграл, я её отдал. Я нигде не могу найти эту схватку, надо показать людям — даже непрофессионалы всё поймут.

— Был заключён договор?

— Я не знаю, но разговоры такие ходили.

Шульц в любом случае уже не становился олимпийским чемпионом. В лучшем случае, он мог бы стать третьим. А стал шестым. За деньги он отдал схватку или ещё как-то — я этого не знаю. И зачем ему было так демонстративно её отдавать? Он первым уже не становится, что ему доказывать? Я не знаю, что произошло на самом деле.

Но схватка — моё мнение — была договорная. Такой высококлассный спортсмен, как Шульц, так проиграть не может. Турок не того класса борец, Шульц должен был выиграть. Так на Олимпиаде схватки не проигрывают. Я прошёл эту Олимпиаду, я знаю. Там все борцы отдают последние силы. Чем Олимпиада и отличается от других соревнований. Там люди бьются до последнего.

Насколько я понял, общаясь с американцами, все они — бизнесмены. Они просто так схватку не отдадут.

— А Вам предлагали когда-нибудь деньги?

— А друзьям Вашим?

— Бывало.


Чемпионат СССР, г. Якутск,1985 г.

— Но зачем Шульцу надо было продавать схватку? Он же получал неплохую зарплату — меценат Дюпон платил.

— Ну, не знаю.

Ходили слухи, что Дюпон что-то не поделил с братьями. Говорили, он был психологически нездоров, у него появилась мания величия. Разные слухи ходили. Но это не факт, что из-за этого всё произошло.

— А из-за чего Марк мог уйти из спорта?

— Из-за чего угодно. Мог заняться бизнесом.

Судьба братьев-Тамбовцевых и братьев-Шульц

Сборная СССР, 1987 г.

— Я знаю, что у Вас есть младший брат Евгений, который тоже занимался вольной борьбой. Он так же, как и Марк, находился в тени, оставил спорт… Удивительное совпадение! Получается, он — русский Марк, а вы — Дейв. Похожи судьбы братьев-Тамбовцевых и братьев-Шульц?

— Да, действительно, у меня есть младший брат. Он мастер спорта, серебряный призёр Союза среди юниоров. Говорили, что данные у него даже лучше, чем у меня. Но так получилось, что призов больше у меня.

Он ушёл из спорта. У нас отец был механиком, вот Женька тоже начал заниматься машинами, у него своя мастерская.

, Сомерсет) - американский бизнесмен и филантроп , член известного рода Дюпон (DuPont). Осужденный за убийство третьей степени олимпийского чемпиона по вольной борьбе Дэвида Шульца в 1996 году. Известен также как орнитолог , филателист , а в вольной борьбе в качестве тренера , спонсор и владелец клуба борьбы «Foxcatcher». Дюпон поддерживал развитие вольной борьбе в Болгарии . Он также спонсор многократного чемпиона мира и олимпийских игр Валентина Йорданова , который даже живёт в особняке Дюпона в США .

Родители обеих семей иммигрировали в США в начале XIX века. Джон Дюпон был самым молодым из 4 детей, имел 2 сестры - Жан Дюпон Макконнелл и Эвелин Дюпон Дональдсон, брат - Генри Дюпон.

Джон закончил школу «Хейврфорд» в 1957 году. Учился в колледже в Майами (штат Флорида). Окончил Университет Майами в 1965 году, получив степень бакалавра в области зоологии . Также имел докторскую степень в области естественных наук в Университете Вилланова в 1973 году.

Умер 9 декабря 2010 в американской тюрьме в Пенсильвании по неизвестной причине.

Убийство Дэвида Шульца

В 1997 году Джон был осужден за убийство олимпийского призёра по борьбе Дэвида Шульц, совершенное в 1996 году. Джону грозило заключение сроком от 13 до 40 лет. Психиатры-эксперты, привлеченные к судебному разбирательству, заявили, что Дюпон страдал от параноидальной шизофрении .

26 января 1996 Дюпон убил выстрелом Шульца на набережной в своем особняке, как свидетельствовали впоследствии жена Шульца и руководитель охраны Дюпона. Начальник службы безопасности сидел на заднем сиденье в автомобиле Дюпона в то время как Джон трижды выстрелил в Дэвида. Полиция так и не нашла мотивов преступления. Дюпон и Шульц были друзьями.

После преступления мультимиллионер замкнулся в своем особняке, закрыл все входы на два дня и вел переговоры с полицией по телефону. Полиция не применяла силу для задержания. Дюпон был арестован, когда он выходил на улицу включить отопление.

Судебный процесс

Во время процесса психиатры утверждали, что Дюпон страдает от параноидальной шизофрении. Он считал, что Шульц был в сговоре с целью убить его. Поэтому он якобы спрятал бритвы дома на чердаке.

Защита настаивала на «невиновности по причине безумия». Присяжные все же объявили Дюпона виновным в убийстве «третьей степени», но подчеркнули, что он был умственно больным. Это произошло 25 февраля 1997. В Пенсильвании подобное обвинение является мягким от второй и первой степени и указывает на отсутствие умысла. В уголовном кодексе штата термин «безумие» относится к человеку, чья «болезнь или дефект» не дает ему возможности анализировать свои поступки и понимать их . На основании решения «виновен, но с психическими проблемами» присяжные дают право судье Патрисии Дженкинс выбрать срок осуждения: от 5 до 40 лет.

Вдова Нэнси Шульц и 2-ое детей получили несколько миллионов долларов компенсации после долгих споров.

Защищая Джона, его друзья в суде говорили, что использование огнестрельного оружия было нехарактерно для него. Знаменитая спортсменка по триатлону Джой Хансен Лойтнер, которая жила в течение двух лет в доме Дюпона, заявила тогда, что Джон ей помог пройти через очень трудный период жизни её в середине 1980-х годов, и он не мог совершить это убийство .

Максимальный срок заключения для Джона - до 29 января 2026, когда ему было 87 лет. Верховный суд США вынес этот максимальный приговор в 2000 году.

В 2010 году Третий американский апелляционный суд Филадельфии отклонил все попытки обжалования приговора. Адвокаты осужденного утверждали, что Дюпон принимал болгарский препарат «N-butyl scopolamine», использование которого может усложнить душевное заболевание, и на предыдущих процессов защиты это не принималось во внимание. Вероятно, защита имела в виду болгарский препарат «Buscomed», который является вспомогательным спазмолитиком, а активным ингредиентом является Butylscopolamine .

» - это история про обладателя олимпийского золота по вольной борьбе Марка Шульца . Во время подготовки к Играм к нему обращается представитель одной из богатейших семей Америки Джон Дюпон (Стив Карелл).

Дюпон - интересующийся борьбой человек средних лет, живущий в огромном поместье с матерью (Ванесса Редгрэйв). Он заманивает Марка и его старшего, более успешного брата Дейва (Марк Руффало) в свое поместье, пообещав много денег и превосходные условия для тренировок. Свое обещание Дюпон сдержал, но его странное поведение со временем становится все более опасным...

Концовка, быть может, покажется кому-то излишне драматичной, но не стоит забывать, что «Охотник на лис » - картина биографическая. Вот несколько фактов о том, что в фильме можно назвать правдой о жизни братьев Шульц , а что является художественным осмыслением этой правды.

Внимание, текст содержит спойлеры!

1. Поместье Дюпона было декорацией

В 1919 Джин Дюпон , урожденная Остин , вышла замуж за Уильяма Дюпона-младшего , правнука основателя компании по производству пороха, которая позже превратилась в транснациональное химическое предприятие. В качестве свадебного подарка от отца невесты молодые получили 200 гектар земли в штате Пенсильвания и красивейший особняк, похожий на резиденцию президента Джеймса Мэдисона и построенный на земле отца невесты. Джон был младшим из четверых детей Дюпонов . Когда Марк Шульц впервые оказался в Пенсильвании, ему сообщили, что он не сможет попасть в особняк без приглашения. В фильме было использовано не само здание, а его декорация, хотя съемки велись в штате Пенсильвания.

2. Джин Дюпон была помешана на лошадях

В фильме лошади миссис Дюпон - самое ценное имущество семьи. И в жизни это было действительно так. Настоящая миссис Дюпон умела отлично ездить верхом еще с раннего детства. Она также разводила лошадей и самолично за ними ухаживала. Редгрэйв в роли этой женщины появится в кадре всего пару раз, но вы обязательно увидите, что она либо ухаживает за животными, либо говорит о них. В доме даже имеется комната, где хранятся награды, врученные ей за победы в верховой езде. И именно в эту комнату ее сын хочет добавить призы за победы на соревнованиях по реслингу.

3. Марк Шульц был безработным

В фильме младшему из братьев Шульцов звонит неизвестный и спрашивает, когда тот может отправиться в Пенсильванию, чтобы встретиться с мистером Дюпоном . По приезду он узнает, что Дюпон отвел ему место для тренировок в его доме. И Шульцу приходится бросить работу.

В жизни все было немного не так: Марк как раз ушел с работы, и Дюпон предложил ему принять участие в его новой программе тренировок, разработанной на базе университета Вилланова, расположенного вовсе даже не в Филадельфии. По словам настоящего Марка Шульца , тренировки проводились в ближайшем имении Дюпона - месте под названием «Фокскетчер » («Охотник на лис »).

4. Дюпон действительно принес на тренировку пистолет

Дюпон был известен тем, что носил, не снимая, спортивный костюм. Единственный раз, когда он надел что-то более или менее официальное, - это на коктейль. Также он требовал от членов своей команды, чтобы они называли его Орлом , и, собственно, так они его в фильме и зовут.

И да, Орел частенько расхаживал с пистолетом. В одной из сцен фильма Дюпон заявляется в спортзал и стреляет в потолок. Нечто подобное произошло и в реальной жизни в 1995 году: Дюпон появился в спортзале во время тренировки и приставил пистолет к груди одного из находящихся там спортсменов.

5. Дюпон писал речи для своих спортсменов и был им как отец

В начале фильма Дюпон зовет Марка на официальное собрание, где просит его выступить. Они летят на встречу в личном вертолете Дюпона . Последний по дороге принимает кокаин и предлагает Марку сделать то же самое. Он также отдает ему заранее написанную речь, которую Шульц впоследствии зачитывает перед аудиторией. Там, помимо прочего, содержались и такие слова: «Я всю жизнь искал отца и нашел его. Это Джон Дюпон ». По словам реального Марка Шульца , Дюпон проводил церемонии награждения, к которым действительно писал речи, восхваляющие его как отца и наставника.

6. Марк и Дейв никогда не были в поместье в одно время

В фильме Марк настолько очарован опасным обаянием Дюпона , что вынуждает своего старшего брата покинуть семью и отправиться помогать ему в поместье. В жизни братья Шульц никогда не жили в имении под одной крышей. Марк уехал из «Охотника на лис » в 1988 году, проведя в имении два года. Дейв приехал туда в 1989 году и пробыл до своей смерти в 1996-м.