Украшения. Аксессуары. Дизайн ногтей. Цвета. Нанесение. Ногти

В какой зоне океана невозможен фотосинтез. Цианобактерии умеют «закорачивать» процесс фотосинтеза

Возможен только на земной поверхности и в верхней части моря, куда проникают солнечные лучи. Возможна ли геологическая деятельность организмов там, где нет света, в «вечном мраке»? Оказывается, возможна.

Уголь и нефть залегают местами на глубинах в сотни и тысячи метров. Они являются пищей для микроорганизмов, живущих в подземных водах. Поэтому везде, где в земной коре есть вода и органические вещества, энергично «работают» микроорганизмы. Хорошо известно, что невозможно без дыхания: организму необходим , с помощью которого органические вещества окисляются, превращаются в углекислый газ, воду и другие простые химические соединения. Выделяющуюся при этом энергию организмы используют для жизненных процессов.

Для того, чтобы питаться, микроорганизмам также необходим свободный кислород, который они частично поглощают из подземных вод, где этот газ находится в растворенном состоянии. Но кислорода в воде, как правило, не хватает, и тогда микроорганизмы начинают «отнимать» его у различных кислородных соединений. Напомним, что этот процесс в химии называется восстановлением. В природе он почти всегда обязан деятельности микроорганизмов, среди которых имеются живые существа различных «специальностей»: одни восстанавливают серу, другие - азот, третьи - железо и т. д.

Легче всего поддаются этому процессу сульфаты. В результате этой реакции в появляется сероводород. Восстанавливаются также соединения марганца, меди и других элементов. Окисляющийся углерод при этом обогащает воду углекислым газом. Так в результате деятельности микроорганизмов меняется химический состав подземных вод. Они теряют свободный кислород, расходуемый на окисление органических веществ, в них появляется много углекислого газа и других продуктов обмена веществ микроорганизмов - сероводорода, аммиака, метана.

Постепенно подземные воды приобретают высокую химическую активность и, в свою очередь, глубоко изменяют горные породы. Последние часто обесцвечиваются, их минералы разрушаются, возникают новые минералы. Таким путем могут образоваться новые горные породы, а местами и месторождения полезных ископаемых.

Нередко следы былой деятельности подземных вод и микроорганизмов отмечены появлением среди пород, окрашенных в красный цвет, сизых и зеленых пятен и полос. Это результат восстановления железа.

Общий эффект деятельности микроорганизмов колоссален. Известны случаи когда ими «съедены» целые нефтяные месторождения. Многие подземные воды, состав которых изменен деятельностью микроорганизмов, имеют важное лечебное значение. Там, где залегают подобные воды, строятся целебные водолечебницы, как, например, всемирно известная Мацеста на Черноморском побережье Кавказа.

Биосфера (от греч. «биос» - жизнь, «сфера» -шар) как носитель жизни возникла с появлением живых существ в результате эволюционного развития планеты. Под биосферой подразумевается часть оболочки Земли, населенная живыми организмами. Учение о биосфере создано академиком Владимиром Ивановичем Вернадским (1863-1945). В. И. Вернадский - основоположник учения о биосфере и метода определения возраста Земли по периоду полураспада радиоактивных элементов. Он впервые раскрыл огромную роль растений, животных и микроорганизмов в перемещении химических элементов земной коры.

Биосфера имеет определенные границы. Верхняя граница биосферы находится на высоте 15- 20 км от поверхности Земли. Она проходит в стратосфере. Основная масса живых организмов находится в нижней воздушной оболочке - тропосфере. Наиболее населена самая нижняя часть тропосферы (50-70 м).

Нижняя граница жизни проходит по литосфере на глубине 2-3 км. Жизнь сосредоточена в основном в верхней части литосферы - в почве и на ее поверхности. Водная оболочка планеты (гидросфера ) занимает до 71% поверхности Земли.

Если сравнить величину всех геосфер, то можно сказать, что наибольшая по массе литосфера, наименьшая - атмосфера. Биомасса живых существ по сравнению с величиной геосфер невелика (0,01%). В разных частях биосферы плотность жизни не одинакова. Наибольшее количество организмов находится у поверхности литосферы и гидросферы. Содержание биомассы изменяется также по зонам. Максимальную плотность имеют тропические леса, незначительную - льды Арктики, высокогорные области.

Биомасса. Организмы, составляющие биомассу, обладают громадной способностью размножения и распространения по планете (см. раздел «Борьба за существование»). Размножение обусловливает плотность жизни. Она зависит от размеров организмов и необходимой для жизни площади. Плотность жизни создает борьбу организмов за площадь, пищу, воздух, воду. В процессе естественного отбора и приспособленности на одной площади сосредоточивается большое количество организмов с наибольшей плотностью жизни.

Биомасса суши.

На суше Земли, начиная от полюсов к экватору, биомасса постепенно увеличивается. Наибольшее сгущение и многообразие растений имеет место во влажных тропических лесах. Количество и разнообразие видов животных зависит от растительной массы и тоже увеличивается к экватору. Цепи питания, переплетаясь, образуют сложную сеть передачи химических элементов и энергии. Между организмами идет жесточайшая борьба за обладание пространством, пищей, светом, кислородом.

Биомасса почвы. Как среда жизни почва имеет ряд специфических особенностей: большую плотность, малую амплитуду колебаний температуры; она непрозрачна, бедна кислородом, содержит воду, в которой растворены минеральные соли.

Обитатели почвы представляют своеобразный биоценотический комплекс. В почве много бактерий (до 500 т/га), разлагающих органическое вещество грибов, в поверхностных слоях живут зеленые и сине-зеленые водоросли, обогащающие почву кислородом в процессе фотосинтеза. Толща почвы пронизана корнями высших растений, богата простейшими - амебами, жгутиконосцами, инфузориями. Еще Ч. Дарвин обратил внимание на роль дождевых червей, которые рыхлят почву, проглатывают и пропитывают ее желудочным соком. В почве, кроме того, живут муравьи, клещи, кроты, сурки, суслики и другие животные. Все обитатели почвы производят большую почвообразовательную работу, участвуют в создании плодородия почвы. Многие почвенные организмы принимают участие в общем круговороте веществ, происходящем в биосфере.

Биомасса Мирового океана.

Гидросфера Земли, или Мировой океан, занимает более 2/3 поверхности планеты. Вода обладает особыми свойствами, важными для жизни организмов. Ее высокая теплоемкость делает более равномерной температуру океанов и морей, смягчая крайние изменения температуры зимой и летом. Физические свойства и химический состав вод океана весьма постоянны и создают среду, благоприятную для жизни. На океан приходится около 1/3 фотосинтеза, происходящего на всей планете.

Взвешенные в воде одноклеточные водоросли и мельчайшие животные образуют планктон. Планктон имеет преимущественное значение в питании животного мира океана.

В океане, кроме планктона и свободноплавающих животных, много организмов, прикрепленных ко дну и ползающих по нему. Обитателей дна называют бентосом.

В Мировом океане живой биомассы в 1000 раз меньше, чем на суше. Во всех частях Мирового океана имеются микроорганизмы, разлагающие органические вещества до минеральных.

Круговорот веществ и превращение энергии в биосфере. Растительные и животные организмы, находясь во взаимосвязи с неорганической средой, включаются в непрерывно происходящий в природе круговорот веществ и энергии.

Углерод в природе находится в горных породах в виде известняка и мрамора. Большая часть углерода находится в атмосфере в виде углекислого газа. Из воздуха углекислый газ поглощается зелеными растениями при фотосинтезе. Углерод включается в круговорот благодаря деятельности бактерий, разрушающих мертвые остатки растений и животных.

При разложении растений и животных азот выделяется в виде аммиака. Нитрофицирующие бактерии превращают аммиак в соли азотистой и азотной кислот, которые усваиваются растениями. Кроме того, некоторые азотфиксирующие бактерии способны усваивать атмосферный азот.

Большие запасы фосфора содержат горные породы. При разрушении эти породы отдают фосфор наземным экологическим системам, однако часть фосфатов вовлекается в круговорот воды и уносится в море. Вместе с отмершими остатками фосфаты погружаются на дно. Одна часть из них используется, а другая теряется в глубинных отложениях. Таким образом, наблюдается несоответствие между потреблением фосфора и его возвращением в круговорот.

В результате круговорота веществ в биосфере происходит непрерывная биогенная миграция элементов. Необходимые для жизни растений и животных химические элементы переходят из среды в организм. При разложении организмов эти элементы снова возвращаются в среду, откуда опять поступают в организм.

В биогенной миграции элементов принимают участие различные организмы, в том числе и человек.

Роль человека в биосфере. Человек - часть биомассы биосферы - долгое время находился в непосредственной зависимости от окружающей природы. С развитием мозга человек сам становится мощным фактором в дальнейшей эволюции на Земле. Овладение человеком различными формами энергии - механической, электрической и атомной - способствовало значительному изменению земной коры и биогенной миграции атомов. Наряду с пользой, вмешательство человека в природу нередко приносит ей вред. Деятельность людей часто приводит к нарушению природных закономерностей. Нарушение и изменение биосферы вызывают серьезное беспокойство. В связи с этим в 1971 г. ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры), в состав которой входит и СССР, была принята Международная биологическая программа (МБП) «Человек и биосфера», изучающая изменение биосферы и ее ресурсов под воздействием человека.

В статье 18 Конституции СССР сказано: «В интересах настоящего и будущих поколений в СССР принимаются необходимые меры для охраны и научно обоснованного, рационального использования земли и ее недр, водных ресурсов, растительного и животного мира, для сохранения в чистоте воздуха и воды, обеспечения воспроизводства природных богатств и улучшения окружающей человека среды».

Генетический код или триплеты (кодоны) и-РНК, соответствующие 20 аминокислотам (по Богену)
Первый нуклеотид Второй нуклеотид

Третий нуклеотид

фенилаланин

бессмыслен

триптофан

гистидин

глутамин (глун)

изолейцин

метионин

аспарагин (аспн)

аспарагиновая к-та (асп)

глутаминовая к-та

Цитологические задачи бывают нескольких типов.

1. В теме «Химическая организация клетки» решают задачи на построение второй спирали ДНК; определение процента содержания каждого нуклеотида и др., например задача № 1. На участке одной цепи ДНК расположены нуклеотиды: Т - Ц - Т-А - Г - Т - А - А - Т. Определить: 1) структуру второй цепи, 2) процент содержания в данном отрезке каждого нуклеотида.

Решение: 1) Структура второй цепи определяется по принципу комплементарности. Ответ: А - Г - А - Т - Ц - А - Т -Т - А.

2) В двух цепочках данного отрезка ДНК 18 нуклеотидов (100%). Ответ: А = 7 нуклеотидов (38,9%) Т=7 — (38,9%); Г =2 - (11,1%) и Ц = 2 — (11,1%).

II. В теме «Обмен веществ и превращения энергии в клетке» решают задачи на определение первичной структуры белка по коду ДНК; структуры гена по первичной структуре белка, например задача № 2. Определить первичную структуру синтезируемого белка, если на участке одной цепи ДНК нуклеотиды расположены в такой последовательности: ГАТАЦААТГГТТЦГТ.

  1. Не нарушая последовательность, сгруппировать нуклеотиды в триплеты: ГАТ - АЦА - АТГ - ГТТ - ЦГТ.
  2. Построить комплементарную цепь и-РНК: ЦУА - УГУ - УАЦ - ЦАА - ГЦ А.

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ

3. По таблице генетического кода определить аминокислоты, кодируемые этими триплетами. Ответ: лей-цис-тир-глун- ала. Сходные типы задач решаются аналогично на основе соответствующих закономерностей и последовательности, происходящих в клетке процессов.

Генетические задачи решают в теме «Основные закономерности наследственности». Это задачи на моногибридное, дигибридное скрещивания и другие закономерности наследственности, например задача № 3. При скрещивании между собой черных кроликов в потомстве получено 3 черных кролика и 1 белый. Определить генотипы родителей и потомства.

  1. Руководствуясь законом расщепления признаков, обозначить гены, определяющие в этом скрещивании проявление доминантных и рецессивных признаков. Черная масть-А, белая - а;
  2. Определить генотипы родителей (дающих расщепляющееся потомство в отношении 3:1). Ответ: Аа.
  3. Используя гипотезу чистоты гамет и механизм мейоза, написать схему скрещивания и определить генотипы потомства.

Ответ: генотип белого кролика - аа, генотипы черных крольчат - 1 АА, 2Аа.

В такой же последовательности, используя соответствующие закономерности, решаются другие генетические задачи.

Чарльз

Почему океаны имеют «низкую продуктивность» с точки зрения фотосинтеза?

80% мирового фотосинтеза происходит в океане. Несмотря на это, океаны также имеют низкую продуктивность - они покрывают 75% земной поверхности, но из ежегодного 170 миллиардов тонн сухого веса, зафиксированного в результате фотосинтеза, они дают только 55 миллиардов тонн. Не противоречат ли эти два факта, с которыми я столкнулся по отдельности? Если океаны исправить 80% от общего C O X 2 " role="presentation" style="position: relative;">C O X C O X 2 " role="presentation" style="position: relative;"> C O X 2 " role="presentation" style="position: relative;">2 C O X 2 " role="presentation" style="position: relative;"> C O X 2 " role="presentation" style="position: relative;">С C O X 2 " role="presentation" style="position: relative;">О C O X 2 " role="presentation" style="position: relative;">Икс C O X 2 " role="presentation" style="position: relative;">2 фиксируется фотосинтезом на земле и высвобождает 80% от общего количества O X 2 " role="presentation" style="position: relative;">O X O X 2 " role="presentation" style="position: relative;"> O X 2 " role="presentation" style="position: relative;">2 O X 2 " role="presentation" style="position: relative;"> O X 2 " role="presentation" style="position: relative;">О O X 2 " role="presentation" style="position: relative;">Икс O X 2 " role="presentation" style="position: relative;">2 Высвобожденные в результате фотосинтеза на Земле, они должны были составлять также 80% сухого веса. Есть ли способ примирить эти факты? В любом случае, если 80% фотосинтеза происходит в океанах, это вряд ли кажется низкой продуктивностью - тогда почему океаны, как говорят, имеют низкую первичную продуктивность (для этого также приводится множество причин - что свет не доступен на всех глубинах в океанах, так далее.)? Большое количество фотосинтеза должно означать большую производительность!

C_Z_

Будет полезно, если вы укажете, где вы нашли эти две статистики (80% мировой продуктивности приходится на океан, а океаны производят 55/170 миллионов тонн сухого веса)

Ответы

chocoly

Во-первых, мы должны знать, каковы наиболее важные критерии для фотосинтеза; это: свет, СО 2 , вода, питательные вещества. docenti.unicam.it/tmp/2619.ppt Во-вторых, производительность, о которой вы говорите, должна называться «первичная производительность» и рассчитывается путем деления количества углерода, конвертированного на единицу площади (м 2), на время. ww2.unime.it/snchimambiente/PrPriFattMag.doc

Таким образом, благодаря тому факту, что океаны занимают большую площадь мира, морские микроорганизмы могут превращать большое количество неорганического углерода в органический (принцип фотосинтеза). Большая проблема в океанах - наличие питательных веществ; они имеют тенденцию откладываться или реагировать с водой или другими химическими соединениями, даже если морские фотосинтезирующие организмы в основном обнаруживаются на поверхности, где, конечно, присутствует свет. Это снижает как следствие потенциал фотосинтетической продуктивности океанов.

WYSIWYG ♦

MTGradwell

Если океаны фиксируют 80% общего CO2CO2, зафиксированного в результате фотосинтеза на земле, и выделяют 80% общего O2O2, выделяемого в результате фотосинтеза на земле, они должны были также составлять 80% от полученного сухого веса.

Во-первых, что подразумевается под «О 2 выпущен»? Означает ли это, что «O 2 высвобождается из океанов в атмосферу, где он способствует росту излишков»? Этого не может быть, поскольку количество O 2 в атмосфере довольно постоянное, и есть свидетельства того, что он значительно ниже, чем в юрские времена. В целом, глобальные поглотители O 2 должны уравновешивать источники O 2 или, если что-то должно немного превышать их, приводя к тому, что текущие уровни CO2 в атмосфере постепенно увеличиваются за счет уровней O 2 .

Таким образом, под «выпущенным» мы имеем в виду «выпущенный в процессе фотосинтеза в момент его действия».

Океаны фиксируют 80% от общего количества CO 2 , связанного с помощью фотосинтеза, да, но они также расщепляют его с такой же скоростью. Для каждой клетки водорослей, которая является фотосинтезирующей, есть та, которая мертва или умирает и потребляется бактериями (которые потребляют O 2), или она сама потребляет кислород для поддержания своих метаболических процессов в ночное время. Таким образом, чистое количество O 2, выделяемого океанами, близко к нулю.

Теперь мы должны спросить, что мы подразумеваем под «производительностью» в этом контексте. Если молекула CO 2 фиксируется из-за активности водорослей, но затем почти сразу же снова становится незафиксированной, считается ли это «производительностью»? Но, моргни, и ты упустишь это! Даже если вы не моргаете, вряд ли это будет измеримо. Сухой вес водорослей в конце процесса такой же, как и в начале. поэтому, если мы определим «продуктивность» как «увеличение сухой массы водорослей», то производительность будет равна нулю.

Чтобы фотосинтез водорослей оказывал устойчивое воздействие на глобальные уровни CO 2 или O 2 , фиксированный CO 2 должен быть включен во что-то менее быстрое, чем водоросли. Что-то вроде трески или хека, которые в качестве бонуса можно собирать и ставить на столы. «Производительность» обычно относится к способности океанов пополнять запасы этих вещей после сбора урожая, и это действительно мало по сравнению со способностью земли производить повторные урожаи.

Это было бы другой историей, если бы мы рассматривали водоросли как потенциально пригодные для массового сбора урожая, так что их способность расти как лесной пожар при наличии стоков удобрений с земли была расценена как «продуктивность», а не как глубокое неудобство. Но это не так.

Другими словами, мы склонны определять «продуктивность» в терминах того, что полезно для нас как вида, а водоросли, как правило, бесполезны.

Чарльз

Почему океаны имеют «низкую продуктивность» с точки зрения фотосинтеза?

80% мирового фотосинтеза происходит в океане. Несмотря на это, океаны также имеют низкую продуктивность - они покрывают 75% земной поверхности, но из ежегодного 170 миллиардов тонн сухого веса, зафиксированного в результате фотосинтеза, они дают только 55 миллиардов тонн. Не противоречат ли эти два факта, с которыми я столкнулся по отдельности? Если океаны исправить 80% от общего C O X 2 " role="presentation" style="position: relative;">C O X C O X 2 " role="presentation" style="position: relative;"> C O X 2 " role="presentation" style="position: relative;">2 C O X 2 " role="presentation" style="position: relative;"> C O X 2 " role="presentation" style="position: relative;">С C O X 2 " role="presentation" style="position: relative;">О C O X 2 " role="presentation" style="position: relative;">Икс C O X 2 " role="presentation" style="position: relative;">2 фиксируется фотосинтезом на земле и высвобождает 80% от общего количества O X 2 " role="presentation" style="position: relative;">O X O X 2 " role="presentation" style="position: relative;"> O X 2 " role="presentation" style="position: relative;">2 O X 2 " role="presentation" style="position: relative;"> O X 2 " role="presentation" style="position: relative;">О O X 2 " role="presentation" style="position: relative;">Икс O X 2 " role="presentation" style="position: relative;">2 Высвобожденные в результате фотосинтеза на Земле, они должны были составлять также 80% сухого веса. Есть ли способ примирить эти факты? В любом случае, если 80% фотосинтеза происходит в океанах, это вряд ли кажется низкой продуктивностью - тогда почему океаны, как говорят, имеют низкую первичную продуктивность (для этого также приводится множество причин - что свет не доступен на всех глубинах в океанах, так далее.)? Большое количество фотосинтеза должно означать большую производительность!

C_Z_

Будет полезно, если вы укажете, где вы нашли эти две статистики (80% мировой продуктивности приходится на океан, а океаны производят 55/170 миллионов тонн сухого веса)

Ответы

chocoly

Во-первых, мы должны знать, каковы наиболее важные критерии для фотосинтеза; это: свет, СО 2 , вода, питательные вещества. docenti.unicam.it/tmp/2619.ppt Во-вторых, производительность, о которой вы говорите, должна называться «первичная производительность» и рассчитывается путем деления количества углерода, конвертированного на единицу площади (м 2), на время. ww2.unime.it/snchimambiente/PrPriFattMag.doc

Таким образом, благодаря тому факту, что океаны занимают большую площадь мира, морские микроорганизмы могут превращать большое количество неорганического углерода в органический (принцип фотосинтеза). Большая проблема в океанах - наличие питательных веществ; они имеют тенденцию откладываться или реагировать с водой или другими химическими соединениями, даже если морские фотосинтезирующие организмы в основном обнаруживаются на поверхности, где, конечно, присутствует свет. Это снижает как следствие потенциал фотосинтетической продуктивности океанов.

WYSIWYG ♦

MTGradwell

Если океаны фиксируют 80% общего CO2CO2, зафиксированного в результате фотосинтеза на земле, и выделяют 80% общего O2O2, выделяемого в результате фотосинтеза на земле, они должны были также составлять 80% от полученного сухого веса.

Во-первых, что подразумевается под «О 2 выпущен»? Означает ли это, что «O 2 высвобождается из океанов в атмосферу, где он способствует росту излишков»? Этого не может быть, поскольку количество O 2 в атмосфере довольно постоянное, и есть свидетельства того, что он значительно ниже, чем в юрские времена. В целом, глобальные поглотители O 2 должны уравновешивать источники O 2 или, если что-то должно немного превышать их, приводя к тому, что текущие уровни CO2 в атмосфере постепенно увеличиваются за счет уровней O 2 .

Таким образом, под «выпущенным» мы имеем в виду «выпущенный в процессе фотосинтеза в момент его действия».

Океаны фиксируют 80% от общего количества CO 2 , связанного с помощью фотосинтеза, да, но они также расщепляют его с такой же скоростью. Для каждой клетки водорослей, которая является фотосинтезирующей, есть та, которая мертва или умирает и потребляется бактериями (которые потребляют O 2), или она сама потребляет кислород для поддержания своих метаболических процессов в ночное время. Таким образом, чистое количество O 2, выделяемого океанами, близко к нулю.

Теперь мы должны спросить, что мы подразумеваем под «производительностью» в этом контексте. Если молекула CO 2 фиксируется из-за активности водорослей, но затем почти сразу же снова становится незафиксированной, считается ли это «производительностью»? Но, моргни, и ты упустишь это! Даже если вы не моргаете, вряд ли это будет измеримо. Сухой вес водорослей в конце процесса такой же, как и в начале. поэтому, если мы определим «продуктивность» как «увеличение сухой массы водорослей», то производительность будет равна нулю.

Чтобы фотосинтез водорослей оказывал устойчивое воздействие на глобальные уровни CO 2 или O 2 , фиксированный CO 2 должен быть включен во что-то менее быстрое, чем водоросли. Что-то вроде трески или хека, которые в качестве бонуса можно собирать и ставить на столы. «Производительность» обычно относится к способности океанов пополнять запасы этих вещей после сбора урожая, и это действительно мало по сравнению со способностью земли производить повторные урожаи.

Это было бы другой историей, если бы мы рассматривали водоросли как потенциально пригодные для массового сбора урожая, так что их способность расти как лесной пожар при наличии стоков удобрений с земли была расценена как «продуктивность», а не как глубокое неудобство. Но это не так.

Другими словами, мы склонны определять «продуктивность» в терминах того, что полезно для нас как вида, а водоросли, как правило, бесполезны.

Принцип кислородного и радиоуглеродного метода определения первичной продукции (скорости фотосинтеза). Задачи на определение, деструкции, валовой и чистой первичной продукции.

Какие обязательные условия должны быть на планете Земля для образования озонового слоя. Какие диапазоны УФ задерживает озоновый экран.

Какие формы экологических взаимоотношений отрицательно сказываются на видах.

Аменсализм- одна популяция отрицательно влияет на другую, но сама не испытывает ни отрицательного, ни положительного влияния. Типичный пример - высокие кроны деревьев, угнетающие рост низкорослых растений и мхов, за счет частичного перекрывания доступа солнечного света.

Аллелопатия - форма антибиоза, при которой организмы оказывают взаимно вредное влияние друг на друга, обусловленное их жизненными факторами (например, выделениями веществ). Встречается в основном у растений, мхов, грибов. При этом вредное влияние одного организма на другой не является необходимым для его жизнедеятельности и не приносит ему пользы.

Конкуренция - форма антибиоза, при которой два вида организмов являются биологическими врагами по своей сути (как правило, из-за общей кормовой базы или ограниченных возможностей для размножения). Например, между хищниками одного вида и одной популяции или разных видов, питающихся одной пищей и обитающих на одной территории. В этом случае вред, причиняемый одному организму приносит пользу другому, и наоборот.

Озон образуется, когда солнечное ультрафиолетовое излучение бомбардирует молекулы кислорода (О2 -> О3).

Образование озона из обычного двухатомного кислорода требует довольно большой энергии – почти 150 кДж на каждый моль.

Известно, что основная часть природного озона сосредоточена в стратосфере на высоте от 15 до 50 км над поверхностью Земли.

Фотолиз молекулярного кислорода происходит в стратосфере под воздействием ультрафиолетового излучения с длиной волны 175-200 нм и до 242 нм.



Реакции образования озона:

О2 + hν → 2О.

О2 + O → О3.

Радиоуглеродная модификация сводится к следующему. В пробу воды вносят изотоп углерода 14С в виде карбоната или гидрокарбоната натрия с известной радиоактивностью. После некоторой экспозиции склянок воду из них отфильтровывают через мембранный фильтр и определяют на фильтре радиоактивность клеток планктона.

Кислородный метод определения первичной продукции водоемов (скляночный метод) - основан на определении интенсивности фотосинтеза планктонных водорослей в склянках, установленных в водоеме на разной глубине, а также в естественных условиях - по разности содержания растворенного в воде кислорода в конце дня и в конце ночи.

Задачи на определение, деструкции, валовой и чистой первичной продукции.??????

Эвфотическая зона- верхний слой океана, освещенность которого достаточна для протекания процесса фотосинтеза. Нижняя граница фотической зоны проходит на глубине, которую достигает 1 % света с поверхности. Именно в фотической зоне обитает фитопланктон,а также радиолярии произрастают растения и обитает большинство водных животных. Чем ближе к полюсам Земли, тем меньше фотическая зона. Так, на экваторе, где солнечные лучи падают практически вертикально, глубина зоны составляет до 250 м, тогда как в Белом не превышает 25 м.

Величина КПД фотосинтеза зависит от многих внутренних и внешних условий. Для отдельных листьев, помещенных в специальные условия, величина КПД фотосинтеза может достигать 20%. Однако первичные синтетические процессы, протекающие в листе, вернее в хлоропластах, и конечный урожай разделяет вереница физиологических процессов, в которой теряется значительная часть накопленной энергии. Кроме того, эффективность усвоения световой энергии постоянно ограничивается уже упомянутыми факторами окружающей среды. В силу этих ограничений даже у самых совершенных сортов сельскохозяйственных растений в оптимальных условиях роста величина КПД фотосинтеза не превышает 6-7%.