Украшения. Аксессуары. Дизайн ногтей. Цвета. Нанесение. Ногти

Биоценоз как биологическая система, типы биоценозов. Пищевые цепи

две популяции животных нельзя отнести к одному виду если особи этих популяций а) не скрещиваются друг с другом б) отличаются

друг от друга размерами в) имеют общий ареал г) населяют разные ярусы

Выберите одно правильное утверждение из четырех предложенных
.1. Правильно составленная цепь питания:
а) трухлявый пень – опенок – мышь – змея – ястреб;
б) мышь – трухлявый пень – опенок – змея – ястреб;
в) ястреб – змея – мышь – трухлявый пень – опенок;
г) опенок – трухлявый пень – мышь – змея – ястреб.
2. Графическое изображение соотношения между продуцентами, консументами иредуцентами в биоценозе, выраженное в единицах массы, численности особей или энергии:
а) цепь питания;
б) сеть питания;
в) экологическая пирамида;
г) экологическая колонна.
3. Эффективное использование энергии солнечного света лесными растениями достигаетсяблагодаря:
а) большому числу устьиц в кожице листьев;
б) наличию волосков на поверхности листьев
в) многоярусному расположению растений;
г) зацветанию растений до формирования листьев.
4. Все пищевые взаимоотношения между организмами в биоценозах
а) цепь питания;
б) сеть питания;
в) экологическая пирамида;
г) экологическая колонна.
5. Экологическими факторами следует считать:
а) факторы, вызывающие изменения в генотипе живых организмов;
б) факторы, вызывающие приспособления организмов к изменяющейся среде обитания;
в) любые факторы, действующие на организм;
г) элементы среды, позволяющие организму выжить в борьбе за существование.
6. Температура воздуха, влажность воздуха, солнечный свет являются:а) абиотическими факторами;
б) абиотическими факторами рельефа;в) биотическими факторами;
г) антропогенными факторами.
7. Сосновый бор, еловый лес, луг, болото – примеры:а) биоценозов; б) биогеоценозов; в) агроценозов; г) биомов.
8. К консументам второго порядка относится:а) хомяк, б) ящерица; в) кузнечик; г) полевка.
9. Перенос вещества и энергии от одного вида организмов к другому называют:а) пирамидой чисел; б) цепью питания;в) пирамидой энергии; г) экологической пирамидой.
10. К консументам первого порядка относится:а) волк, б) шакал; в) рысь; г) полевка.
II. Выберите три правильных утверждения из шести предложенных.
1. Факторы, регулирующие численность видов в биоценозах:а) изменение количества корма; б) изменение числа хищников;в) промысловая охота; г) инфекционные заболевания;д) рыбная ловля на удочку; е) строительства загородного дома
.2. К биоценозам относят:а) луг; б) яблоневый сад; в) озеро; г) сосновый бор; д) пшеничное поле; е) парк.
3. К агроценозам относят:а) луг; б) яблоневый сад; в) озеро; г) сосновый бор; д) пшеничное поле; е) парк.
III. Подберите соответствия. Напишите номера утверждений, соответствующиеприведенным понятиям.
1. Компоненты биоценоза.А) Редуценты: ____________________________Б) Продуценты ___________________________В) Консументы I порядка:__________________Д) Консументы II порядка:_________________1) растительноядные организмы; 2) плотоядные организмы;3) зеленые растения; 4) организмы, разрушающие органические соединения
.2. Факторы среды:А) Биотические:____________________________Б) Абиотические:___________________________1) свет; 2) температура; 3) рельеф местности; 4) растения; 5) животные; 6) человек.IV. Прочитайте текст. Используя приведенные ниже слова для справок (список словизбыточен), вставьте пропущенные термины (возможно изменение окончаний).1. Условия среды, влияющие на живые организмы биоценозов, называются __________факторами. Они бывают трех видов: _________ -- влияние неживой природы, ________--взаимодействия с другими организмами, ___________ -- рожденные деятельностьючеловека. Последние могут быть прямыми и ___________ факторами.а) экологические; б) оптимальные; в) биотические; г) биотические; д) лимитирующие;е) антропогенные; з)периодические; ж) косвенные; и) неопределенные.Номера слов:_____________________________.2. Функциональными группами организмов в биоценозе являются: _________, илипроизводители; ____________, или потребители; ___________, или разрушители.а) продуценты; б) паразиты; в) редуценты; г) консументы; д) сапрофиты.Номера слов:_____________________________.

ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ЭКОЛОГИИ

1.1. СТРУКТУРА СОВРЕМЕННОЙ ЭКОЛОГИИ

Все экологические науки можно систематизировать либо по объектам изучения, либо по методам, которыми они пользуются.

1. В соответствии с размерами объектов изучения выделяют следующие направления:

Аутоэкология (греч. autos - сам) - раздел экологии, изучающий взаимоотношения отдельного организма (искусственно изолированный организм) с окружающей средой;

Демэкология (греч. demos - народ) - изучает популяцию и ее среду;

Эйдэкология (греч. eidos - образ) - экология видов;

Синэкология (греч. syn - вместе) - рассматривает сообщества как целостные системы;

Ландшафтная экология - изучает способность организмов существовать в разной географической среде;

Мегаэкология или глобальная экология - наука о биосфере Земли и положении человека в ней.

2. В соответствии с отношением к объекту изучения выделят следующие разделы экологии:

Экология микроорганизмов;

Экология грибов;

Экология растений;

Экологи я животных;

Экология социальная - рассматривает взаимодействие человека и человеческого общества с окружающей средой;

Экология человека - включает изучение взаимодействия человеческого общества с природой, экологию человеческой личности и экологию человеческих популяций, в том числе учение об этносах;

Экология промышленная или инженерная - рассматривает взаимное влияние промышленности и транспорта на природу;

Сельскохозяйственная экология - изучает способы получения сельскохозяйственной продукции без истощения природных ресурсов;

Медицинская экология - изучает болезни человека, связанные с загрязнением среды и способы их предупреждения и лечения.

3. В соответствии со средами и компонентами, выделяют следующие дисциплины:

Экология суши;

Экология морей;

Экология рек;

Экология пустынь;

Лесная экология - изучает способы использования ресурсов лесов при их постоянном восстановлении;

Экология высокогорья;

Урбаноэкология (лат. urbanus - городской) - экология градостроения;

4. В соответствии с используемыми методами выделяют следующие прикладные экологические науки:

Математическая экология - создает математические модели с целью прогнозирования состояния и поведения популяций и сообществ при изменении экологических условий;

Химическая экология - разрабатывает методы анализа загрязнителей и способы уменьшения вреда от химических загрязнений;

Экономическая экология - создает экономические механизмы рационального природопользования;

Юридическая экология - нацелена на разработку системы природоохранных законов.

1.2.УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОЙ МАТЕРИИ

Для того чтобы получить целостное представление об экологии, понять роль, которую она играет среди наук, изучающих живые организмы, необходимо ознакомиться с концепцией об уровнях организации живой материи и иерархией биологических систем (рис.1).

Биосистемы – это системы, в которых биотические компоненты (все живые организмы) разных уровней организации упорядоченно взаимодействуют с окружающей биотической средой, т.е. абиотическими компонентами (энергией и веществом).

Рис.1. Иерархия уровней организации живой материи:

Молекулярный – на нем проявляются такие процессы, как обмен веществ и превращение энергии, передача наследственной информации;

Клеточный - клетка является основной структурной и функциональной единицей всего живого на планете Земля;

Организменный – организм (лат. organizo - устраиваю, придаю стройный вид) употребляется как в узком смысле - особь, индивидуум, «живое существо», так и в широком, самом общем смысле - сложно организованное единое целое. Это реальный носитель жизни, характеризующийся всеми ее признаками;

Популяционно-видовой – популяция (лат. рорulus - народ), по определению академика С. С. Шварца, – это элементарная группировка организмов определенного вида, обладающая всеми необходимыми условиями для поддержания своей численности необозримо длительное время в постоянно изменяющихся условиях. Термин «популяция» ввел В. Иогазен в 1903 г. Популяция является конкретной формой существования вида в природе. Биологический вид - это совокупность особей, обладающих общими признаками, способных свободно скрещиваться между собой и давать плодовитое потомство, занимающих определённый ареал (лат. area - площадь, пространство) и отграниченных от других видов нескрещиваемостью в природных условиях. Представление о видах, как об основной структурной и классификационной единице в системе живых организмов, было введено К. Линнеем, опубликовавшим в 1735 г. свой труд «Системы природы»;

Биоценотический – биоценоз (греч. bios - жизнь, koinos - общий) - совокупность организмов разных видов и различной сложности организации со всеми факторами конкретной среды обитания. Термин «биоценоз» предложил К. Мёбиус в 1877 г. Местообитание биоценоза называется биотопом. Биотоп (греч. bios - жизнь, topos - место) - это пространство с однородными условиями (рельефа, климата), заселённое определённым биоценозом. Любой биоценоз неразрывно связан с биотопом, образуя вместе с ним устойчивую биологическую макросистему еще более высокого ранга - биогеоценоз. Термин «биогеоценоз» предложил в 1940 г. Владимир Николаевич Сукачёв. По В. Н. Сукачеву биогеоценоз – это совокупность на известном протяжении земной поверхности однородных природных явлений: атмосферы, горной породы, гидрологических условий, растительности, животного мира, микроорганизмов и почвы. Таким образом, понятие биоценоза применяется для обозначения только наземных экосистем, границы которых определяются границами фитоценоза (растительности). Биогеоценоз – это частный случай крупной экосистемы;

Биосфера (грeч. bios - жизнь, spharia - шар) - глобальная экосистема всего земного шара, оболочка Земли, состоящая из совокупности всех живых организмов (биота), веществ, их составляющих и среды их обитания. Биосфера - это область распространения жизни на Земле, включающая в себя нижнюю часть атмосферы, всю гидросферу и верхнюю часть литосферы. Термин «биосфера» ввел австрийский геолог Э. Зюсс и 1873 г. Основные положения учения о биосфере опубликованы В. И. Вернадским в 1926 г. В своем труде, который так и называется «Биосфера», В. И. Вернадский развивает идею эволюции поверхности земного шара как целостного процесса взаимодействия неживой или «косной» материи с живым веществом.

1.4. ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ВИДА

Общее число биологических видов на Земле по разным оценкам составляет от 1,5 до 3 млн. К настоящему времени описало около 0,5 млн. видов растений и примерно 1,5 млн. видов животных. Человек - один из известных сегодня биологических видов на Земле.

Эволюционную устойчивость вида обеспечивает существование внутри вида генетически разнообразных популяций. Виды отличаются друг от друга многими признаками.

Критерии вида - это характерные для вида признаки и свойства. Различают морфологический, генетический, физиологический, географический и экологический критерии вида. Для установления принадлежности особей к одному виду недостаточно использовать какой-либо один критерий. Только применение совокупности критериев с взаимным подтверждением различных признаков и свойств особей в их совокупности характеризует вид.

Морфологический критерий основан на сходстве внешнего и внутреннего строения особей одного вида. Но особи в пределах вида иногда настолько изменчивы, что только по морфологическому критерию не всегда удастся определить вид. Кроме того, существуют виды, морфологически сходные, однако особи таких видов не скрещиваются между собой - это виды-двойники.

Генетические критерий - это характерный для каждого вида набор хромосом, строго определенное их число, размеры и форма. Он является главным признаком вида. Особи разных видов, имеющие разные наборы хромосом, не могут скрещиваться между собой. Однако, в природе встречаются случаи, когда скрещиваются между собой и дают плодовитое потомство особи разных видов.

Физиологический критерий - это сходство всех процессов жизнедеятельности у особей одного вида, прежде всего, сходство процессов размножения.

Географический критерий - это определенный ареал (территория, акватория), занимаемый видом в природе.

Экологический критерий - это совокупность факторов внешней среды, в которой существует вид.

1.5. ПОПУЛЯЦИЯ И ХАРАКТЕРНЫЕ ДЛЯ НЕЁ ТИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ

В жизни любого живого существа большую роль играют отношения с представителями собственного вида. Эти отношения осуществляются в популяциях.

Различают следующие разновидности популяций:

Элементарная (локальная) популяция - это группа особей одного вида, занимающих какой-то небольшой участок однородной по условиям обитания площади.

Экологическая популяция - совокупность элементарных популяций. В основном это внутривидовые группировки, приуроченные к конкретным экосистемам.

Географические популяции - совокупность экологических популяций, заселяющих территорию с географически однородными условиями существования.

Отношения в популяциях - это внутривидовые взаимодействия. По характеру этих взаимодействий популяции разных видов чрезвычайно разнообразны. В популяциях встречаются все типы связей, присущих живым организмам, но наиболее распространены взаимовыгодные и конкурентные отношения. У некоторых видов особи живут поодиночке, встречаясь лишь для размножения. Другие создают временные или постоянные семьи. Некоторые, в пределах популяций, объединяются в крупные группы: стаи, стада, колонии. Другие образуют в неблагоприятные периоды скопления, вместе переживая зиму или засуху. Популяция обладает признаками, которые характеризуют группу как целое, а не отдельные особи в группе. Такими характеристиками являются структура, численность и плотность популяции. Структура популяции - это количественное соотношение особей разного пола, возраста, размеров, генотипов и т.п. Соответственно, различают половую, возрастную, размерную, генетическую и другие структуры популяции.

Структура популяции зависит от различных причин. Например, возрастная структура популяции зависит от двух причин:

От особенностей жизненного цикла вида;

От внешних условий.

Есть виды с очень простой возрастной структурой популяции, которые состоят практически из представителей одного возраста (однолетние растения, саранча). Сложные возрастные структуры популяций возникают тогда, когда в них представлены все возрастные группы (стая обезьян, стадо слонов).

Неблагоприятные внешние условия могут изменить возрастной состав популяции за счет гибели наиболее слабых особей, но самые устойчивые возрастные группы выживают и затем восстанавливают структуру популяции. Пространственная структура популяции определяется характером распределения особей в пространстве и зависит как от особенностей окружающей среды, так и от особенностей поведения самого вида. Любой популяции свойственна тенденция к расселению. Расселение продолжается до тех пор, пока популяция не встретится с какой-либо преградой. Основными параметрами популяции являются ее численность и плотность.

Численность популяции - это общее количество особей на данной территории или в данном объеме. Уровень численности популяции, гарантирующий её сохранение, зависит от конкретного биологического вида.

Плотность популяции - это число особей, приходящихся на единицу площади или объёма. Чем выше численность, тем выше приспособляемость организмов данной популяции. Численность популяции никогда не бывает постоянной и зависит от соотношения интенсивности размножения (плодовитости) и смертности, т.е. количества особей, погибших за определённый период. Плотность популяции также изменчива, зависит от численности. При возрастании численности плотность не увеличивается только в том случае, если возможно расширение ареала популяции. В природе численность любой популяции чрезвычайно динамична.

Популяция регулирует свою численность и приспосабливается к изменяющимся условиям среды путём обновления и замещения особей. Особи появляются в популяции благодаря рождению и иммиграции, а исчезают в результате смерти и эмиграции.

На численность популяции влияют также возрастной состав, общая продолжительность жизни особей, период достижения половой зрелости, длительность периода размножения.

Для популяции каждого вида имеются верхние и нижние пределы плотности, за границы которых она выходить не может. Эти пределы ресурсов называются ёмкостью среды для конкретных популяций. В природных условиях, благодаря способности к саморегуляции, численность популяций обычно колеблется вокруг определённого уровня, соответствующего ёмкости среды.

БИОЦЕНОЗ И ХАРАКТЕРНЫЕ ДЛЯ НЕГО ВЗАИМОСВЯЗИ

Биоценозы - не случайные собрания разных организмов. В сходных природных условиях и при близком составе фауны и флоры возникают сходные, закономерно повторяющиеся биоценозы. Биоценозы имеют видовую и пространственную структуру.

Видовая структура биоценоза означает число видов в данном биоценозе. Разнообразие видов отражает разнообразие условий среды обитания. Виды, которые преобладают в сообществе по численности, называются доминантами. Виды-доминанты определяют главные связи в биоценозе, создают его основную структуру и внешний облик. Обычно наземные биоценозы называют по доминирующим видам (березовая роща, еловый лес, ковыльная степь). Часть массовых видов – это виды, без которых другие виды существовать не могут. Их называют эдификаторами (средообразователи), их удаление приведет к полному разрушению сообщества. Обычно доминирующий вид является одновременно и эдификатором. Наиболее разнообразны в биоценозах редкие и малочисленные виды. Малочисленные виды составляют резерв биоценоза. Их преобладание – это гарантия устойчивого развития. В наиболее богатых биоценозах в основном все виды малочисленны, но чем меньше разнообразие, тем больше доминантов.

Пространственная структура биоценоза определяется особенностями атмосферы, горной породы почвы и ее вод. В ходе длительного эволюционного преобразования, приспосабливаясь к определённым условиям, живые организмы размещаются в биоценозах таким образом, что практически не мешают друг другу. Основу этого распределения формирует растительность. Растения создают в биоценозах ярусность, располагая друг под другом листву в соответствии со своей формой роста и светолюбием.

В каждом ярусе складывается своя система взаимоотношений, поэтому ярус можно рассматривать как структурную единицу биоценоза.

Кроме ярусности в пространственной структуре биоценоза наблюдается мозаичность – изменение растительности животного мира по горизонтали.

Соседние биоценозы обычно постепенно переходят один в другой, между ними нельзя провести четкую границу. В пограничной зоне переплетаются типичные условия соседствующих биоценозов, исчезают одни виды растений и животных и появляются другие. Виды, адаптировавшиеся в пограничной зоне, называются экотонами. Обилие растений привлекает сюда разнообразных животных, так что пограничная зона оказывается более разнообразной и богатой в видовом отношении, чем каждый из смежных биоценозов. Это явление получило название опушечного эффекта и часто используется при создании парков, где хотят восстановить видовое разнообразие.

Видовая структура биоценоза, пространственное распределение видов в пределе биотопа, в основном определяется взаимоотношениями между видами и функциональной ролью вида в сообществе.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ НИША

Для определения роли, которую тот или иной вид играет в составе экосистемы, Дж. Гриннелл ввел понятие «экологическая ниша». Экологическая ниша - это совокупность всех параметров среды, в пределах которых возможно существование вида в природе, его положение в пространстве и функциональная роль в составе экосистемы. Ю. Одум образно представил экологическую нишу как занятие, «профессия» организма в биоценозе, а его местообитание – это «адрес» вида, по которому он проживает. Для того чтобы, изучить организм необходимо знать не только его адрес, но и его профессию. Г. Е. Хатчинсон дал количественное определение экологической ниши. По его мнению, нишу необходимо определять с учетом всех физических, химических и биотических факторов среды, к которым должен быть приспособлен вид. Г. Е. Хатчинсон выделяет два вида экологической ниши: фундаментальную и реализованную. Экологическая ниша, определяемая только физиологическими особенностями организмов, называется фундаментальной (потенциальной), а та, в пределах которой вид реально встречается в природе, - реализованной. Последняя – это та часть потенциальной ниши, которую данный вид способен отстоять в конкурентной борьбе. Виды уживаются в одной экосистеме в составе биоценоза в тех случаях, когда они расходятся по экологическим требованиям и ослабляют тем самым конкуренцию друг с другом. Два вида в одном биоценозе не могут занимать одну и ту же экологическую нишу. Часто даже близкие виды, проживая рядом в одном биоценозе, занимают разные экологические ниши. Это приводит к уменьшению конкурентного напряжения между ними. Кроме того, один и тот же видв разные периоды своего развития может занимать разные экологические ниши.

  • Внутривидовые и межвидовые взаимоотношения организмов в биоценозе
  • Выберите симптомы, наиболее характерные для указанных заболеваний

  • Тип урока - комбинированный

    Методы: частично-поисковый, про-блемного изложения, репродуктивный, объясни-тельно-иллюстративный.

    Цель: овладение умениями применять биологические знания в практической деятельности, использо-вать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объ-ектами;

    Задачи:

    Образовательные : формирование познавательной культуры, осваиваемой в процессе учебной деятельно-сти, и эстетической культуры как способно-сти к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

    Развивающие: развитие познавательных мотивов, направ-ленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

    Воспитательные: ориентация в системе моральных норм и цен-ностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и дру-гих людей; экологическое сознание; воспита-ние любви к природе;

    Личностные : понимание ответственности за качество приобретенных знаний; понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;

    Познавательные : умение анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; ориентация на постоянное развитие и саморазвитие; умение работать с различными источниками информации, пре-образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

    Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

    Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру-гих видов деятельности.

    Технологии: Здоровьесбережения, проблем-ного, раз-вивающего обучения, групповой деятельно-сти

    Виды деятельности (элементы содержания, контроль)

    Формирование у учащихся деятель-ностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: коллективная работа — изучение текста и иллюстративного материала составление таблицы «Си-стематические группы многоклеточных » при консультативной помощи учеников- экспертов с последующей самопровер-кой; парное или групповое выполнение лабораторной работы при консульта-тивной помощи учителя с последующей взаимопроверкой; самостоятельная работа по изученному материалу.

    Планируемые результаты

    Предметные

    понимать смысл биологических терминов;

    описывать особенности строения и основные процессы жизнедеятельности животных разных систематических групп; сравнивать особенно-сти строения простейших и многоклеточных животных;

    распознавать органы и системы органов живот-ных разных систематических групп; сравнивать и объяснять причины сходства и различий;

    устанавливать взаимосвязь между особенно-стями строения органов и функциями, которые они выполняют;

    приводить примеры животных разных система-тических групп;

    различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные систематические группы простейших и многоклеточных животных;

    характеризовать направления эволюции живот-ного мира; приводить доказательства эволюции животного мира;

    Метапредметные УУД

    Познавательные:

    работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, пре-образовывать ее из одной формы в другую;

    составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.), структурировать учебный материал, давать определения поня-тий;

    проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные резуль-таты;

    сравнивать и классифицировать, самостоятель-но выбирая критерии для указанных логиче-ских операций;

    строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

    создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов;

    определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, ана-лизировать и оценивать ее достоверность;

    Регулятивные:

    организовывать и планировать свою учебную деятельность — определять цель работы, после-довательность действий, ставить задачи, про-гнозировать результаты работы;

    самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные ре-зультаты работы, выбирать средства достиже-ния цели;

    работать по плану, сверять свои действия с це-лью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

    владеть основами самоконтроля и самооцен-ки для принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебно-познавательной и учебно-практической деятельности;

    Коммуникативные:

    слушать и вступать в диалог, участвовать в кол-лективном обсуждении проблем;

    интегрироваться и строить продуктивное взаи-модействие со сверстниками и взрослыми;

    адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументи-ровать свою точку зрения, отстаивать свою по-зицию.

    Личностные УУД

    Формирование и развитие позна-вательного инте-реса к изучению биологии и исто-рии развития зна-ний о природе

    Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

    Основные понятия

    Понятие «цепь питания», направление потока энергии в цепях питания; понятия: пирамида биомассы, пирамида энергии

    Ход урока

    Изучение нового материала (рассказ учителя с элементами беседа)

    Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу

    Каждый биоценоз характеризуется определенным составом компонентов — разнообразных видов животных, растений, грибов, бактерий. Между этими живыми организмами в биоценозе осуществляются тесные взаимоотношения. Они чрезвычайно многообразны и сводятся в основном к добыванию пищи, сохранению жизни, возможности произвести потомство, завоевать новое жизненное пространство.

    Организмам различных видов в биоценозе свойственны пищевые, или трофические, связи: по месту обитания, характеристике используемого материала, способу расселения.

    Пищевые связи животных проявляются прямо и косвенно.

    Прямые связи прослеживаются в процессе поедания животным своей пищи.

    Заяц, питающийся весенней травой; пчела, собирающая нектар с цветков растений; жук-навозник, перерабатывающий помет домашних и диких копытных животных; рыбья пиявка, присосавшаяся к слизистой поверхности покрова рыбы, — примеры существования прямых трофических связей.

    Разнообразны и косвенные трофические связи , возникающие на основе деятельности одного вида, способствующего появлению доступа к пище другому виду. Гусеницы бабочек-монашенок и шелкопрядов поедают хвою сосен, ослабляют их защитные свойства и обеспечивают короедам заселение деревьев.

    Многочисленны в биоценозах связи животных по отыскиванию ими различного строительного материала для устройства жилищ — гнезд птицами, муравейников муравьями, термитников термитами, ловчих сетей хищными личинками ручейников и пауками, ловчих воронок муравьиными львами, формирование капсул-оотек, предназначенных для защиты и развития потомства самками тараканов, сот пчелами. Рак-отшельник в течение жизни по мере роста многократно меняет маленькие раковины моллюсков на более крупные, служащие ему для предохранения мягкого брюшка. Для постройки своих сооружений животные используют различный материал — пух и перья птиц, шерсть млекопитающих, высохшие травинки, веточки, песчинки, фрагменты раковин моллюсков, продукты выделения различных желез, воск и камешки.

    Связи, способствующие расселению или распространению одного вида другим, также широко представлены в природе и жизни человека. Многие виды клещей переселяются из одного места в другое, прикрепившись к телу шмелей, жуков-носорогов. Перевозки человеком фруктов и овощей способствуют расселению их вредителей. Путешествия на кораблях и поездах помогают расселиться грызунам, двукрылым и другим животным. Интерес к содержанию экзотических животных привел к тому, что они живут практически на всех континентах, правда, в искусственных условиях. Многие из них приспособились размножаться в неволе.

    Длительное совместное существование разных видов в биоценозе ведет к разделению между ними кормовых ресурсов. Это позволяет уменьшить конкуренцию за пищу и ведет к специализации в питании. Например, обитателей биоценоза можно разделить на экологические группы по преобладающим объектам питания.

    Отношения организмов в биоценозах

    Особи разных видов существуют в биоценозах не изолированно, они вступают в разнообразные прямые и косвенные взаимоотношения. Их обычно разделяют на четыре типа: трофические, тонические, форические, фабрические.

    Трофические отношения возникают тогда, когда один вид в биоценозе питается другим (либо его мертвыми остатками, либо продуктами его жизнедеятельности). Божья коровка, питающаяся тлей, корова на лугу, поедающая траву, волк, охотящийся на зайца, — все это примеры прямых трофических связей между видами.

    При конкуренции двух видов из-за ресурса питания между ними возникает косвенная трофическая связь. Так, волк и лиса вступают в косвенные трофические связи при использовании такого общего пищевого ресурса, как заяц.

    Перенос семян растений осуществляется обычно при помощи специальных приспособлений. Животные могут захватывать их пассивно. Так, за шерсть крупных млекопитающих могут цепляться своими шипами семена лопуха или череды и переноситься на большие расстояния.

    Активно переносятся непереваренные семена, прошедшие через пищеварительный тракт животных, чаще всего птиц. Например, у грачей примерно треть семян выводится пригодными для прорастания. В ряде случаев адаптация растений к зоохории зашла так далеко, что у семян, прошедших через кишечник птиц и подвергшихся действию пищеварительных соков, повышается всхожесть. В переносе грибных спор большую роль играют насекомые.

    Форезия животных — это пассивный способ расселения, свойственный видам, которым для нормальной жизнедеятельности необходим перенос из одного биотопа в другой. Личинки ряда клещей, находясь на других животных, например насекомых, расселяются при помощи чужих крыльев. Жуки-навозники иногда не в состоянии опустить свои надкрылья из-за густо скопившихся на их теле клещей. Птицы нередко переносят на перьях и лапках мелких животных или их яйца, а также цисты простейших. Икра некоторых рыб, например, выдерживает двухнедельное обсыхание. Вполне свежая икра моллюска была обнаружена на лапках утки, подстреленной в Сахаре в 160 км от ближайшего водоема. На короткие расстояния водоплавающие птицы могут переносить даже мальков рыб, случайно попавших в их оперение.

    Фабрические связи — тип биопенотических отношений, при которых особи одного вида используют для своих сооружений продукты выделения, мертвые остатки или даже живых особей другого вида. Например, птицы строят гнезда из сухих веточек, травы, шерсти млекопитающих и т.п. Личинки ручейников используют для строительства кусочки коры, песчинки, обломки или раковины с живыми моллюсками.

    Из всех типов биотических отношений между видами в биоценозе наибольшее значение имеют топические и трофические связи, поскольку они удерживают друг возле друга организмы разных видов, объединяя их в достаточно стабильные сообщества (биоценозы) разного масштаба.

    Самостоятельная работа

    1. Взаимосвязи компонентов биоценоза

    Типы взаимосвязей между организмами в биоценозе

    Типы взаимосвязей между организмами аквариума

    Самостоятельная работа учащихся по заданиям:

    рассмотреть и определить организмы, населяющие аквариум;

    назвать типы взаимосвязей, которые существуют между обитателями аквариума;

    объяснить, как обитатели аквариума приспособлены друг к другу.

    Ответить на вопросы

    Вопрос 1. Какие биоценозы в вашей местнос-ти могут служить примером взаимосвязей компо-нентов?

    Вопрос 2. Приведите примеры взаимосвязей компонентов биоценоза в аквариуме. Аквариум может рассматриваться как модель биоценоза. Разумеется, без вмеша-тельства человека существование такого искусственного биоценоза практически невозможно, однако при соблюдении оп-ределенных условий можно добиться его максимальной устойчивости. Продуцентами в аквариуме являются все виды растений — от микроскопиче-ских водорослей до цветковых растений. Растения в процессе своей жизнедеятель-ности производят под действием света первичные органические вещества и вы-деляют кислород, необходимый для дыха-ния всех жителей аквариума. Органическая продукция растений в ак-вариумах практически не используется, так как в аквариумах, как правило, не содер-жат животных, которые являются консументами I порядка. Заботу о питании консу- ментов II порядка — рыб — соответствую-щим сухим или живым кормом человек берет на себя. Очень редко в аквариумах со-держатся хищные рыбы, которые могли бы играть роль консументов III порядка. В качестве редуцентов, обитающих в аквариуме, можно рассматривать разно-образных представителей моллюсков и некоторых микроорганизмов, перераба-тывающих продукты жизнедеятельности обитателей аквариума. Кроме того, работу по уборке органических отходов в биоце-нозе аквариума выполняет человек.

    Вопрос 3. Докажите, что в аквариуме можно показать все виды приспособленности его компо-нентов друг к другу . В аквариуме можно показать все виды приспособленности его компонентов друг к другу только в условиях очень больших объемов и при минимальном вмешатель-стве человека. Для этого необходимо из-начально позаботиться обо всех основных составляющих биоценоза. Обеспечить ми-неральной подкормкой растения; органи-зовать аэрацию воды, заселить аквариум растительноядными животными, числен-ность которых смогла бы обеспечить пита-нием тех консументов I порядка, которые будут питаться ими; подобрать хищни-ков и, наконец, животных, выполняющих функции редуцентов.

    Взаимоотношения организмов .

    Презентация Взаимоотношения между организмами


    Презентация Типы отношений между организмами

    Презентация Взаимоотношения между организмами и исследования

    Ресурсы

    Биология. Животные. 7 класс учебник для общеобразоват. учрежде-ний/ В. В. Латюшин, В. А. Шапкин.

    Активные формы и методы обучения биологии : Животные. Кп. для учителя: Из опыта работы, —М.:, Просвещение. Молис С. С.. Молис С. А

    Рабочая программа по биологии 7класс к УМК В.В. Латюшина, В.А. Шапкина (М.: Дрофа).

    В.В. Латюшин, Е. А. Ламехова. Биология. 7 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Латюшина, В.А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс». - М.: Дрофа.

    Захарова Н. Ю. Контрольные и проверочные работы по биологии: к учебнику В. В. Латюшина и В. А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс»/ Н. Ю. Захарова. 2-изд. - М.: Издательство «Экзамен»

    Хостинг презентаций

    Сообщество – исторически сложившаяся совокупность обитающих на определенной территории взаимосвязанных популяций растений (фитоценоз), животных (зооценоз), грибов и микроорганизмов (микробоценоз).

    Организация сообщества (биоценоза):

      Всегда складывается из готовых частей (популяций разных видов организмов).

      Части взаимозаменяемые (один вид может занять место другого вида со сходными экологическими требованиями).

      Основан на количественной регуляции численности одних видов другими.

      Размеры определяются условиями абиотической среды (биотопом).

    Биотоп – относительно однородный участок абиотической среды, занятый одним сообществом (биоценозом).

    Основу существования сообщества (биоценоза) составляют взаимные связи между его организмами:

      Трофические (пищевые) одни организмы питаются другими организмами, либо их мертвыми остатками, либо продуктами их жизнедеятельности (стрекозы ловят насекомых; жуки – могильщики поедают трупы мелких зверей и птиц; жуки - навозники питаются пометом и др.);

      Топические: одни организмы создают среду обитания для других организмов (на коре деревьев поселяются лишайники, на коже китов поселяются морские желуди и др.);

      Форические: одни организмы участвуют в распространении других организмов (звери разносят плоды с прицепками на своей шерсти, дрозды и сойки распространяют семена деревьев и др.);

      Фабрические: одни организмы используют для сооружения своих гнезд, жилищ продукты выделения либо мертвые остатки других организмов (птицы используют для строительства гнезд ветви деревьев, шерсть зверей, траву, листья; личинки ручейников строят домики из кусочков веток и раковин моллюсков и др.)

    Структура сообщества (биоценоза).

    Видовая структура – видовое разнообразие и соотношение видов по численности и плотности популяций. Различают сообщества, богатые видами (коралловый риф, дождевой тропический лес и др.) и бедные (арктическая тундра, пустыни, болота и др.).

    Виды, преобладающие по численности – виды доминанты. Среди видов - доминантов, выделяют виды, создающие среду обитания для всего сообщества, - виды - эдификаторы (в ельнике – ель, в березняке – береза и т.д.).

    Редкие и малочисленные виды увеличивают разнообразие связей в сообществе, служат резервом для замещения видов – доминантов. Чем специфичней условия среды, тем беднее видовой состав и выше численность отдельных видов. И наоборот, в богатых сообществах все виды малочисленны. Чем выше видовое разнообразие, тем устойчивее сообщество.

    Пространственная структура – распределение организмов (в основном растений) по надземным и подземным ярусам. Ярусы образуют надземные вегетативные органы растений и их корневые системы. Ярусы хорошо выражены в лесу (древесный, кустарниковый, травянистый, моховой). Кроме вертикального, существует горизонтальное распределение организмов в сообществе – мозаичность. Мозаичность обусловлена неоднородностью микрорельефа, деятельностью растений, животных и человека (выбросы почвы, вытаптывание травостоя, вырубка деревьев и др.).

    Трофическая структура – пищевые цепи, состоящие из отдельных организмов, находящихся в трофических связях друг с другом. Пищевые цепи образуют в сообществе сложные переплетения – пищевые (трофические) сети.

    Экологическая структура – соотношение экологических групп организмов, составляющих сообщество. Разнообразие и обилие представителей той или иной экологической группы зависят от условий среды (в пустынях преобладают растения ксерофиты и животные ксерофилы; в водных сообществах – растения гидрофиты и животные гидрофилы и т.д.) сообщества со сходной экологической структурой могут иметь разный видовой состав, так как одни и те же экологические ниши занимают разные виды (одну и ту же экологическую нишу в европейской тайге занимает куница, а в сибирской – соболь).

    Вопрос 1. Какие биоценозы в вашей местнос-ти могут служить примером взаимосвязей компо-нентов?

    Вопрос 2. Приведите примеры взаимосвязей компонентов биоценоза в аквариуме.

    Аквариум может рассматриваться как модель биоценоза. Разумеется, без вмеша-тельства человека существование такого искусственного биоценоза практически невозможно, однако при соблюдении оп-ределенных условий можно добиться его максимальной устойчивости.

    Продуцентами в аквариуме являются все виды растений — от микроскопиче-ских водорослей до цветковых растений. Растения в процессе своей жизнедеятель-ности производят под действием света первичные органические вещества и вы-деляют кислород, необходимый для дыха-ния всех жителей аквариума.

    Органическая продукция растений в ак-вариумах практически не используется, так как в аквариумах, как правило, не содер-жат животных, которые являются консументами I порядка. Заботу о питании консу- ментов II порядка — рыб — соответствую-щим сухим или живым кормом человек берет на себя. Очень редко в аквариумах со-держатся хищные рыбы, которые могли бы играть роль консументов III порядка.

    В качестве редуцентов, обитающих в аквариуме, можно рассматривать разно-образных представителей моллюсков и некоторых микроорганизмов, перераба-тывающих продукты жизнедеятельности обитателей аквариума. Кроме того, работу по уборке органических отходов в биоце-нозе аквариума выполняет человек.

    Вопрос 3. Докажите, что в аквариуме можно показать все виды приспособленности его компо-нентов друг к другу. Материал с сайта

    В аквариуме можно показать все виды приспособленности его компонентов друг к другу только в условиях очень больших объемов и при минимальном вмешатель-стве человека. Для этого необходимо из-начально позаботиться обо всех основных составляющих биоценоза. Обеспечить ми-неральной подкормкой растения; органи-зовать аэрацию воды, заселить аквариум растительноядными животными, числен-ность которых смогла бы обеспечить пита-нием тех консументов I порядка, которые будут питаться ими; подобрать хищни-ков и, наконец, животных, выполняющих функции редуцентов.

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

    На этой странице материал по темам:

    • взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособление друг к другу урок биологии 7 класс
    • доклад на тему взаимосвязь компонентов биоценоза
    • какие биоценозы могут служить примером взаимосвязей компонентов
    • Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза и их приспособленность друг к другу
    • как влияют основные компоненты биоценоза на луг