Украшения. Аксессуары. Дизайн ногтей. Цвета. Нанесение. Ногти

Исследовательская работа. Исследовательская работа «что такое дождь? Исследовательская деятельность как собирается дождь

Данную тему я выбрала, потому что - страница №1/1

Введение

Данную тему я выбрала, потому что:

Во-первых, посчитала её очень интересной и занятной, не только для себя, но и для окружающих.

Во-вторых, мне хотелось бы открыть для себя новые факты из жизни моих любимейших писателей.

В-третьих, получить возможность взглянуть на образы с разных сторон, понять - о чём думал автор во время создания данного образа.

В-четвёртых, моё желание есть почувствовать то громадное напряжение творческих поисков, которое создавал сам Петербург, столкнувший сознание русских писателей с вопросами мирового развития, заставивший русскую художественную мысль работать с небывалой остротой и углубленностью.

В-пятых, Санкт-Петербург в моих глазах - сказка, которая существует в реальном мире. Мне ни разу в жизни ещё не посчастливилось побывать в этом прекрасном городе - на Родине великих поэтов, писателей, критиков, художников мне предстоит побывать летом, чего я с нетерпением жду.

Актуальность данной темы я приметила в обществе. В нашем многочисленном нынешнем окружении появилась потребность в высоких чувствах. Культурная столица нашей страны, как известно и общепризнано - город Санкт-Петербург. Но буквально несколько лет назад я не чувствовала, что этот величайший город так уж востребован среди людей, я не видела отклика, блеска в глазах своих сверстников, обсуждая чей - то очередной визит в этот город. Со временем, я поняла, что некоторые люди, путешествуя в «Град Петров» не осознают всё величие и гениальность города, монументальность построек и сдержанный крик истории. Поэтому, изучив образы Санкт-Петербурга сквозь призму творчества великих писателей, люди сами смогут почувствовать атмосферу того времени, и понять - насколько это важно знать.

Санкт-Петербург имеет огромную культурную историю, которая объясняет причину того, что этот город во времена культурного рассвета вдохновлял очень разных писателей, художников, поэтов, философов и многих других творческих деятелей. И даже на сегодняшний день этот удивительный город не сдаёт позиции и по-прежнему остаётся эпицентром достопримечательностей нашей страны и вдохновляет людей на создание произведений искусства. Например: у кого-то источником вдохновения была девственно-чистая и невероятно-красивая природа, у кого-то это были красоты города, возможно, некоторых вдохновляли люди и окружение, а кто-то посещала Муза от впечатления весёлых безудержных балов…Можно продолжать очень долго. Ведь вдохновение было во всём, но для каждого оно своё. А вот для одного величайшего поэта 18 века - Александра Сергеевича Пушкина - Петербург был городом его друзей и соратников, символом величия России. Именно эти критерии восприятия Пушкиным Петербурга объясняют столь различные образы города в творчестве писателя. Писатель, не менее гениальный, чем Пушкин - Николай Васильевич Гоголь - считал Петербург храмом души человека. В этом великолепном городе он написал, как мне видится, самые лучшие свои произведения. В Петербурге он познакомился с Пушкиным и прославился своими первыми шедеврами. В этом городе процветали и поражали общество две величайшие вершины русской литературы, без которых и по сей день, человечество было бы не так развито в области чувств и восприятий прекрасного.

В своей работе я бы хотела рассмотреть актуальную на мой взгляд тему: Образы Петербурга в творчестве А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя. Цель моей работы: рассмотреть подробно образы Петербурга со стороны А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя основываясь на некоторых произведениях и личном отношении писателей, и сравнивая их отметить сходства и отличия. Разобрать, как развиваются метаморфозы Петербурга в произведениях А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя. Увидеть отношения авторов к городу и людям. Постараться открыть новые стороны данной темы, опираясь на редкие факты. Полностью погрузиться в смысл того или иного образа и понять, почему автор представляет нам именно в таком свете город.

Пушкинские метаморфозы Петербурга.

У А.С.Пушкина существует огромное количество стихов и произведений в форме прозы о Петербурге. Но в своей работе я бы хотела рассмотреть, на мой взгляд, безупречные произведения. Такими являются роман «Евгений Онегин», повести «Станционный Смотритель» и «Пиковая Дама» и поэма «Медный Всадник».

Петербург в романе «Евгений Онегин»

Рассмотрим образы Петербурга в романе «Евгений Онегин». Здесь мы видим, как изображена богатая русская география - от лиц провинции до светских горожан - яркие картины, нарисованные точным и легким пушкинским словом. Здесь и Петербург, и село, и дворянская усадьба. И над всеми описаниями на высочайшей ступени стоит незабываемый образ Петербурга - воспетый многими поэтами и прозаиками. В произведениях Пушкина это не просто город - «Петра творение» - воспроизведенное как место, где живут его герои, а отдельный герой, наделенный характером, лицом, привычками, запахами и звуками. Получается, что город в глазах автора становится непосредственным героем романа, который может повлиять на поворот событий.

В романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» отображены разные стороны человеческой культуры, души, характера, образа жизни того времени. Времени, когда влюблённые писали друг другу письма и боялись заглянуть в глаза, когда хорошее образование получали только люди высоких чинов, когда жизнь была отдыхом для светской части общества.

И уже в конце первой главы образ Петербурга возникает перед читателем в картинах быта: его неугомонный Петербург оживает под барабанный стук военных, спешат разносчики, «трубный дым Столбом восходит голубым…», пекарь «немец аккуратный» открывает свою лавку. Пушкин невольно любуется Петербургом, для каждого явления он находит красивые слова, словно художник - краски. Например: «…прозрачно и светло Ночное небо над Невою », «Дыханьем ночи благосклонной безмолвно упивались мы». Нева, неспокойная петербургская река, «закованная в гранит», и для нее найдены влюбленные слова.

Места, о которых поэт нашел столько красивых слов, хорошо ему знакомы. Каждое из любимых мест связанное для автора с чем-то приятным. Несомненно, Петербург у автора вызывает приятные ощущения и эмоции, которые сильно преобладают над горестными. И всё – же здесь, в холодном Петербурге, поэт мечтает о другом море - теплом, свободном, «Где я страдал, где я любил, Где сердце я похоронил». «Брожу над морем, жду погоды, Маню ветрила кораблей…»- пишет о себе автор с берегов Невы. Исполняя гимн яркому, шумному, красивому Петербургу, Пушкин вспоминает другие места. В Петербурге начинается и завершается сюжет, ему отводится опорная роль в композиции. Санкт-Петербург – город, преимущественно связанный с главным героем романа, Онегиным.

В первой главе воссоздаются быт и нравы петербургского дворянства. Преобладающие мотивы – новизна, мода, современность: «Вот мой Онегин на свободе, острижен по последней моде.» В кабинете у героя: «янтарь на трубках цареграда, фарфор и бронза на столе, духи в граненом хрустале.» Для петербургского дворянства характерны суета, мишурность: «везде поспеть немудрено». Каждый день главного героя: Евгения Онегина начинается и заканчивается одинаково: «Бывало он еще в постели: К нему записочки несут, Что? Приглашенья? В самом деле, Три дома на вечер зовут...» В этом обществе превыше всего честь и общественное мнение, которое создаёт особенный тип поведения. «И вот общественное мненье! Пружина чести, наш кумир! И вот на чём вертится мир!»

Второй раз мы видим Петербург в восьмой главе романа. Здесь сатира и сарказм по отношению к светскому обществу звучат острее, значительнее психологическое отличие Онегина от «пустого» света. Заметной фигурой в аристократическом обществе теперь уже является и Татьяна. В Татьяне сосредоточено все достойное и красивое, что есть в светском обществе. Помещая героев своего романа на фоне Петербурга и российской деревни, Пушкин, создавая в своём роде энциклопедию русской жизни, не мог не привезти свою героиню в Москву, и в этом есть закономерность. Пушкин не мог миновать такую драгоценную значимость для всей русской жизни, как Москва.

В романе Александр Сергеевич повествует о своих самых лучших чувствах о Петербурге. «Евгений Онегин» написан автором в промежуток с 9 мая 1823 г. по 5 октября 1831 г., который падает на период наивысшего расцвета творчества Пушкина-поэта. Я считаю, что роман самое лучшее воплощение Петербурга во все времена.

Петербург в повести «Станционный смотритель»

«Станционный смотритель» относится к циклу «Повестей Белкина». События главного героя проходят в Петербурге. Петербург представлен в повести в социальном и нравственном контрасте - на окраине, в Измайловском полку, жил бедный и обиженный Вырин, в центре в дорогой гостинице жил богатый офицер Минский.

Когда Вырин развернул сверток и увидел деньги – оплата за Дуню, Вырин в горечи и гневе бросил их наземь и притоптал каблуком. Отойдя несколько шагов, он остановился и решил вернуться за деньгами, но их уже не было. “Хорошо одетый молодой человек, увидя его, побежал к извозчику, сел поспешно и закричал: “пошел!”. Действие не случайно перенесено на улицу центральной части Петербурга – теперь в нем, городе, оказались сфокусированы силы, исходящие от обидчиков, проживающих в центре столицы и определяющих ее лицо. Реноме Минского, респектабельного, богатого, благородного дворянина, оказалось фальшивым.

В данной повести Петербург предстаёт перед читателем в образе этакого злого и холодного города, где все думают только о деньгах, где все друг другу чужие. Жестокий город. Он жесток к главному герою. Там живут одинокие люди, которые забыли что такое теплота и любовь. Социальный быт и нравы пушкинского Петербурга можно рассматривать как исторические свидетельства той эпохи.

Образ Петербурга в поэме «Медный Всадник»

Поэма "Медный всадник" – живой образный организм, не терпящий однозначных толкований. Поэма открывается "Вступлением", в котором образ города занимает господствующее место, оно написано в официальном стиле. По своему стилю оно резко отличается от стиля всех других частей поэмы. Поэтому часто воспринимается как самостоятельное произведение. От повествовательных частей поэмы оно отличается, прежде всего, своим торжественно-ликующим тоном. “Вступление” часто называют гимном великому городу. Все другие изображения Петербурга – будь то Петербург Гоголя, Некрасова или Достоевского – зачастую сопоставляются с Петербургом “Вступления” к поэме «Медный всадник» Пушкина.

Весь интерес в том, что был создан город, нужный для России, город для людей, город, отдающий добро, заложенное в нем его строителями. Поэт в произведении с небывалой силой и смелостью показывает исторически закономерные противоречия жизни во всей их наготе. В поэме в обобщенной образной форме противопоставлены две силы - государство, олицетворенное в Петре I (а затем в символическом образе ожившего памятника, «Медного всадника»), и человек в его личных, частных интересах и переживаниях. Поэтому в описание Петербурга нередко вторгается автор с выражением своей любви к нему:

«Люблю тебя, Петра творенье.

Люблю твой строгий стройный вид,

Невы, державное теченье,

Береговой её гранит…»

В дальнейшем описание читателю открываются все новые и новые стороны города. Перед нами предстает славный город: новая столица могучей России, которую любит поэт. И он увлекает читателя своей приверженностью к дорогим ему местам Петербурга. Поэт видит "спящие громады пустынных улиц", слышит "шипенье пенистых бокалов", но людей на улицах нет, как нет и их лиц на фоне бокалов. В первой части облик Петербурга меняется, это уже не пышный "юный град", а "омраченный Петербург". Город превращается в крепость, осажденную Невой. Беда приходит как бы изнутри, сам город берет себя приступом; наружу выходит все то, что было недостойно изображения, скрыто за описанием парадности:

«Лотки под мокрой пеленой,

Обломки хижин, бревны, кровли,

Товар запасливой торговли,

Пожитки бледной нищеты,

Грозой снесенные мосты,

Гробы с размытого кладбища»

Говоря о наводнение, Пушкин очень ярко описал разбушевавшуюся Неву:

«Осада! приступ! злые волны,

Как воры, лезут в окна. Черны

С разбега стекла бьют кормой.

Лотки под мокрой пеленой,

Обломки хижин, бревна, кровли,

Товар запасливой торговли,

Пожитки бледной нищеты,

Грозой снесенные мосты,

Гроба с размытого кладбища

Плывут по улицам!


Зрит божий гнев и казни ждет.

Увы! все гибнет: кров и пища!»

И только после такого мёртвого затишья, город оживает: "теснится кучами" на берегах Невы, которая соотнесена с людской суетой "как больной в своей постели беспокойной", то рвется "к морю против бури" ,"пени…как челобитчик у дверей".

Вся первая часть – картина народного бедствия, и именно в этот момент впервые появляется фигура "кумира на бронзовом коне", который невозмутим, в отличие от живого царя, бессильного противостоять стихии.

В поэме прославляются: «великие думы» Петра, его творенье – «град Петров, «полночных стран краса и диво», новая столица русского государства, выстроенная в устье Невы, «под морем», «на мшистых, топких берегах», экономика «сюда по новым им волнам все флаги в гости будут к нам» и для установления культурной связи с Европой «природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно».

Петербург предстает как твердыня русского самовластья, как центр самодержавия. Столица России, созданная народом, обернулась враждебной силой для него самого и для отдельного человека. Пушкин как бы подчеркивает, что город, не возникший постепенно, не выросший из деревни, как подавляющее большинство других городов, а насильно построенный на этом месте вопреки плавному течению истории, если и будет стоять, то жителям его придется расплачиваться за то, что основатель практически пошел против законов природы. В центре города – памятник его основателю, а сам Петербург является огромным памятником личности Петра; и противоречия города отражают противоречия его основателя. Пушкин живо описывает ежедневные заботы горожан разных сословий.

«…А Петербург неугомонный

Уж барабаном принужден.

Встает купец, идет разносчик,

На биржу тянется извозчик,

С кувшином остинка спешит,

Под ней снег утренний хрустит.

Проснулся утра шум приятный.

Открыты ставни; трубный дым

Столбом восходит голубым,

И хлебник, немец аккуратный,

В бумажном колпаке, не раз

Уж отворял свой васисдас».

Петербург здесь – глубоко символический памятник плодотворности единства миллионов людей. Все образы здесь многозначны, символичны. Историю и современностью поэт объясняет через емкий и символический образ Петербурга.

Я считаю, что «Медный Всадник» это самое загадочное произведение А.С.Пушкина. В произведении заложен исторический фундамент. И образы Петербурга исходят именно из истории. В Произведении затронута тема правления Петра. Автор рассуждает о городе, преподнося его в образах. Так же здесь присутствует невероятно красивая символика. Совокупность всех качеств произведения даёт первое впечатление сказки, но если вдуматься в смысл и знать историю, то произведение можно считать исторической поэмой.

Петербург и «Пиковая дама»

«Пиковая дама» написана в Болдинскую осень 1833 года. В основе мистический сюжет. Пушкин поэтизирует и воспевает не только Петербург - город, но и быт, и сословные отношения в самом городе. Описания улиц, частей города настолько точны, что следуя им, можно отыскать те места или дома, где волей автора оказываются его герои. Площади, сады, бульвары и улицы запечатлелись в произведениях Пушкина. Под наслоениями перестроек, постигших особняк Голициной, угадывается «дом старой архитектуры» в одной из главных улиц Петербурга.

В столице много сумасшедших.Трудно назвать нормальной жизнь выжившей из ума старой графини и мучимой ею воспитанницы Лизаветы Ивановны. Молодые дворяне - офицеры так же ночи напролет играют в карты или танцуют до утра... Пуста и бессмысленна жизнь столичной аристократии. В «Пиковой даме» был создан новый, впервые явленный в литературе образ Петербурга. Столица империи города абсурдной жизни, города фантастических событий, происшествий, обесчеловечивающего людей, уродующего их чувства, желания, мысли, их жизнь. Слепая и дикая власть города над человеком объяснена Пушкиным.

Сюжет может показаться преувеличенно трагичным, но на самом деле Пушкин ничуть не преувеличивал. Известен пример нашумевшей в Петербурге 1802 г. истории, когда князь А.Н.Голицин – знаменитый мот и картежник, проиграл свою жену, княгиню Марию Григорьевну, московскому барину Л.К.Разумовскому. Если одни и те же сюжеты возникают в литературе и в жизни, то, значит, введен некоторый механизм, ограничивающий разнообразие возможных поступков. Пушкин сам был карточным игроком, поэтому изнутри видел психологию игры, ее омут, расчет, азарт. Петербург дарил Пушкину массу сюжетов из жизни о воле случая.

Мысль о призрачности существования города безумия, фальши и неистовой враждебности к человеку получает окончательное оформление в последних размышлениях героя: его мучит один уже совершенно бессмысленный вопрос: «Вот они все кидаются и мечутся, а почем знать, может быть, всё это чей-нибудь сон, и ни одного-то человека здесь нет настоящего, истинного, ни одного поступка действительного? Кто-нибудь вдруг проснется, кому это всё грезится,- и всё вдруг исчезнет».

Многозначность образных символов позволяла понять особый характер фантастики этого города, причины враждебности человеку столицы империи, смысл безумия, нелепости, призрачности жизни людей в этом городе-обидчике, городе, фальши и лжи. Но символические образы присущи не только сфере Жизни старинного дворянства, аристократии двух стоит, - Парижа и Петербурга. Основа поэтики повести - именно символические образы.

В повести «Пиковая Дама», по моему мнению, описан фальшивый Петербург, затронута тема людской лжи и азарта. Пушкин повествует о духовно-низком менталитете людей высоких чинов. В каждом герое есть символ того или иного образа Петербурга. Писатель раздражён такими, людьми и чтобы придать своей мысли «изюминку», он использует различные образы людей и символов. Нужно быть гениальным, чтобы завуалировать всё в такую форму.

Вывод по всей главе: Александр Сергеевич Пушкин возносил Петербург очень высоко. Этот город он считал своей Родиной, хоть и родился в Москве. Свой город он любил всей его широкой душой, что подтверждается его стихами. Но в тоже время он вполне реально оценивает жителей, общество, культуру и знает историю. Свои размышления об истории Петрограда он описывает в поэме «Медный Всадник». Абсолютно все светлые и тёплые чувства, писатель выкладывает в романе «Евгений Онегин». Антитезой для романа является повесть «Станционный Смотритель». Ну и конечно любой, даже самый сказочный город не без грехов, это описано в повести «Пиковая Дама». В разное время Пушкин по-разному описывает Петербург, его мысли меняются по мере изменения его жизни в нём.

Петербург Гоголя

Значительную часть своей жизни Гоголь провел в Петербурге. Это не могло не отразиться на его произведениях. В очень многих из них присутствует образ Петербурга. Гоголь написал даже целый цикл петербургских повестей. Собственно, с него я и хочу начать. К работе я добавлю: повести «Невский проспект», «Нос», «Шинель», «Ночь перед Рождеством»(из цикла: «Вечера на хуторе близ Диканьки» и пьесу «Ревизор».

Образы Петербургских повестей

В отличие от Пушкина, знакомого с новой русской столицей с отроческих лет, Гоголь впервые увидел Петербург во взрослом возрасте. Автор делится с нами своими первыми впечатлениями от северной столицы: «...Петербург мне показался вовсе не таким, как я думал, я его воображал красивее, великолепнее...» Писатель описывает районы, где когда-то ему довелось жить.

«Невский проспект»

Темой Невского, проспекта открывается первая из «Петербургских повестей»; страницы, посвященные главной улице города, играют роль пролога к циклу в целом. Автор произносит ироничный гимн Невскому проспекту, где «пахнет одним гуляньем», где «жадность, корысть и надобность выражаются на идущих и летящих в карстах и на дрожках» и совершается быстрая «фантасмагория в течение одного только дня». Невский проспект - лишь красивая причина странного, фантастического, полубезумного города, сущность которого раскрывается в сюжетах и характерах «Петербургских повестей».В повседневной жизни Петербурга Гоголь отмечает фантастические, абсурдные и комичные черты, а в душах горожан - соединение уродливого, трогательного и смешного.

Облик города – не только фон, который оттеняет разыгрывающиеся в нем события, он раскрыт в своем социальном качестве, показан в резких и непримиримых контрастах. Передавая эти контрасты, Гоголь рисует Петербург то в патетико-романтических тонах, то в его будничной «физиологии», в его жестокой повседневности, приниженной и бедственной жизни, которая является уделом бедняка. Невский проспект – это зеркало столицы, отражающее ее контрасты. За блестящей парадностью Невского проспекта еще сильнее и трагичнее ощущается изнанка жизни, ее безобразные и мучительные стороны.

Невский проспект является «выставкой», местом для показа всего этого наглого, пошлого, лицемерного, что отличает обладателей чинов и богатства. После двадцати часов на Невском проспекте появляются те, кто отличается «благородством своих занятий и привычек». Например: один показывает щегольской сюртук с лучшим бобром, другой – греческий прекрасный нос, третий несет превосходные бакенбарды, четвертая – пару хорошеньких глазок и удивительную шляпку, пятый – перстень с талисманом на щегольском мизинце, шестая – ножку в очаровательном башмачке, седьмой галстук, возбуждающий удивление, осьмой – усы, повергающие в изумление». «Лучшие произведения человека» - это лишь внешние его признаки – его одежда и черты его наружности: щегольской сюртук, греческий нос, превосходные бакенбарды, усы, галстук, повергающие в удивление. За всем этим нет человека, его внутреннего содержания – вернее, человек здесь исчерпывается этими внешними, показными чертами. Блеск и великолепие Невского проспекта – лишь видимость, лишь ложь и фальшь. За его парадною внешностью скрывается трагическая судьба скромного труженика. Для Гоголя «призрачность» и лживость Невского проспекта выражают самую реальность общественных отношений, несоответствие внешнего великолепия и внутренней пустоты и бесчеловечности. Поэтому-то столь часты в повести образы, подчеркивающие эту призрачность, неуловимость Невского проспекта: вечернее освещение, искусственный свет ламп придают всему «какой-то заманчивый, чудесный свет».

«Нос»

«Шинель»

Несколько другим изображен Петербург в повести «Шинель». Это город, в котором «маленькие люди» пропадают бесследно. В нем одновременно существуют улицы, где и ночью светло, как днем, с живущими на них генералами, и улицы, где помои выливают прямо из окон, тут обитают башмачкины. Переход от одних улиц к другим Гоголь изобразил через их освещение и шинели чиновников: если на бедняцких улицах освещение «тощее» и воротник на шинели из куницы редкость, то чем ближе к богатым районам, тем ярче становится свет фонарей и тем чаще попадаются бобровые воротники. В «Шинели» описывается свободное времяпрепровождение мелких чиновников и других бедных людей. Так, некоторые шли в театр или на улицу, другие на вечер, а третьи к какому-нибудь другому чиновнику поиграть в карты и попить чаю. Дворовые же и «всякие» люди сидели по вечерам в небольших лавочках, проводя время за болтовней и сплетнями. Обо всем этом Гоголь рассказывает в противопоставление Акакию Акакиевичу, у которого все развлечение заключалось в переписывании бумаг. Богатые люди тоже ездят в театр, гуляют по улицам, играют в карты, только билеты они покупают подороже, одеваются получше и, играя в карты, пьют не только чай, но и шампанское.

В «Шинели» образ Петербурга создается при помощи описания грязных улиц, сырых дворов, убогих квартир, зловонных лестниц, «проникнутых насквозь тем «спиртуозным запахом, который ест глаза», серых невзрачных домов, из окон которых выливаются помои.

Стихия у Гоголя тоже играет важную роль в раскрытии образа Петербурга: зима продолжается чуть ли не круглый год, дует постоянный ветер, леденящий, фантастический, непрекращающийся холод сковывает все. У Гоголя субъективное ощущение превращается в объективную реальность, время как бы останавливается, и холод начинает восприниматься как непреходящее состояние Петербурга. Нечто подобное происходит и с ветром, который, «по петербургскому обычаю», дует сразу «со всех сторон». Эта философия всеобщего равнодушия, безразличия к человеку, власть денег и чинов, царящие в Петербурге, превращают людей в «маленьких» и незаметных, обрекают их на серую жизнь и гибель. Петербург делает людей нравственными калеками, а потом убивает их. Для Гоголя Петербург - это город преступлений, насилия, тьмы, город ада, где человеческая жизнь совсем ничего не значит. Это город, похожий на страшный сон.

«Ночь перед Рождеством»(из цикла: «Вечера на хуторе близ Диканьки»)

Одним из первых произведений Гоголя, в которых присутствует образ Петербурга, является повесть «Ночь перед Рождеством», вошедшая в цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки». Проанализируем образ: Петербург описан в духе народной сказки. Петербург предстает перед нами как красивый, сказочный город, где живет величественная и могущественная императрица. Кажется, что образ Петербурга основан на вере народа в доброго, справедливого царя. Но все-таки в образе Петербурга присутствуют некоторые признаки чего-то неестественного. В «Ночи…» Петербург еще не город ада, а фантастический город, чуждый Вакуле. Вакула, прилетевший на черте, видавший по дороге и колдунов, и колдуний, и нечистую силу, попав в Петербург, очень удивляется. Для него Петербург - город, где могут сбыться все желания. Все для него необычно и ново: «… стук, гром, блеск; по обоим сторонам громоздятся четырехэтажные стены, стук копыт коня, звук колеса… домы росли… мосты дрожали; кареты летали, извозчики кричали». Здесь присутствуют мотивы беспорядочного движения, хаоса. Характерно, что черт себя чувствует в Петербурге вполне естественно. Гоголь показывает город через звуки и свет. В этом сказочном мире Вакуле кажется, что оживают даже дома и смотрят на него со всех сторон. Возможно, похожие впечатления испытывал и сам Гоголь, когда впервые приехал в Петербург. О необычайно ярком свете, который исходил от фонарей, Вакула говорит: «Боже ты мой, какой свет! У нас днем не бывает так светло». Дворец здесь просто сказочный. Все вещи в нем удивительные: и лестница, и картина, и даже замки. Люди во дворце тоже сказочные: все в атласных платьях или золотых мундирах. Вакула видит один блеск и больше ничего. В «Ночи перед Рождеством» Петербург яркий, ослепительный, оглушающий и невероятный во всем.

«Ревизор»

Совсем другим выглядит Петербург в комедии «Ревизор». Здесь он уже гораздо более реален. В нем нет той сказочности, которая присутствует в «Ночи перед Рождеством», это уже практически настоящий город, в котором чины и деньги решают все. В «Ревизоре» мы встречаем два рассказа о Петербурге - Осипа и Хлестакова. В первом случае это рассказ о нормальном Петербурге, который видит слуга мелкого чиновника. Он не описывает какой-нибудь невероятной роскоши, но говорит о реальных развлечениях, доступных ему и его хозяину: театры, танцующие собаки и катание на извозчике. Ну а что ему нравится больше всего, так это то, что все люди разговаривают очень вежливо: «Галантерейное, черт возьми, обхождение!» Совсем другой Петербург рисует нам Хлестаков. Это уже не Петербург с купцами и танцующими собаками, а Петербург с чинопочитанием и невообразимой роскошью. Это Петербург мечты мелкого чиновника, который хочет стать генералом и пожить на широкую ногу. Если сначала он просто присваивает себе чин повыше, то в конце его рассказа он уже практически фельдмаршал, и его преувеличения достигают поистине невероятных масштабов: суп, приехавший на пароходе из Парижа, семисотрублевый арбуз. В общем, Петербург в мечтах Хлестакова - это город, где у него много денег и высокий чин, поэтому он живет в роскоши и все его боятся и почитают. Герой настолько заврался, что сам уже не осознаёт, где правда, а где его нескончаемая ложь. Он уже не в этом мире, а где-то в недрах своих мечтаний и лжи. Пытаясь быть во всем похожими на светских законодательниц мод, провинциалки теряют свое истинное лицо, поэтому их поведение выглядит неестественно и несколько смешно. Гоголь высмеивает эту порочную черту не только провинции, но и обеих столиц, так как и образ Петербурга, и Москва во всем равнялись на стандарт западно-европейской жизни и тоже тем самым утрачивали свои национальные корни.

Описанный в «Ревизоре» уездный город - это собирательный образ, это вся Россия в миниатюре. По изобилию здесь всяких злоупотреблений его нельзя назвать реальным, но в то же время он типичен. Гоголю удалось в сравнительно небольшом творении отобразить все стороны русской жизни 30-х годов XIX столетия, все ее насущные проблемы. На страницы комедии автор вывел все слои городского населения. Это и чиновничество, и купечество, и мещанство, и городские помещики. Здесь отсутствуют лишь армия и духовенство, которые не подчинялись городским властям.

ПОЧЕМУ ИДЁТ ДОЖДЬ
Терентьева Александра
МБОУ «Уярская СОШ №3»город Уяр, Красноярский край
Руководитель: Непомнящая Р.В.

Скоро лето, а значит, осадки в основном будут выпадать в виде дождя. Я много раз наблюдала за дождём летом и у меня появились вопросы, на которые постаралась ответить в своей исследовательской работе. Мне очень интересно, почему идёт дождь? Как вода поднимается к небу, чтобы упасть на землю дождём? Почему дождь бывает разный? Нужен ли дождь? Бывают ли опасные дожди?

Водяной пар, соприкасаясь с холодным воздухом, конденсируется и превращается снова в воду. Так зарождаются дожди.

Но не все дожди приносят пользу. Есть дожди, которых не должно быть на Земле. Это кислотные и радиоактивные дожди. Они появились из-за хозяйственной деятельности людей, загрязнения окружающей среды.

Дождь - это тоже хорошая погода!

Цель работы: узнать как можно больше

о данном природном явлении.

Задачи: 1. Исследовать превращение воды в пар.

2.объяснить, как пар вновь становится водой.

Методы исследования - опыты, наблюдения.

Место исследования: школьная лаборатория, дом

Объект исследования: природное явление - дождь

II. ОПИСАНИЕ МЕТОДИКИ СБОРА МАТЕРИАЛА И МЕТОДЫ ОБРАБОТКИ МАТЕРИАЛА

Для того, чтобы больше узнать об удивительном природном явлении – дождь, мне пришлось обратиться к разным источникам массовой информации: словари, ТВ, специальная литература. В ходе сбора материала я посетила все библиотеки нашего микрорайона, вспомнила свойства воды. Самым увлекательным для меня были опыты, которые я проводила вместе с родителями дома.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

1. Что такое дождь?

Дождь – это, прежде всего вода. В словаре Ожегова сказано, что «Дождь – это атмосферные осадки в виде водных капель, струй». А в словаре Даля, что «Дождь – это вода в каплях или струями из облаков».

Дождь - осадки в виде капелек дождя. Как же образуется дождь? Испарения влаги от земли и воздуха, нагреваясь, поднимаются на большую высоту. Причём, чем больше они нагреваются, тем выше поднимаются. Но на большой высоте, всегда холодно. Влажный тёплый воздух, поднявшись до таких высот, редко охлаждается и ливнем дождевых капель обрушивается вниз. Дождь - разновидность атмосферных осадков, продукт конденсации содержащегося в воздухе водяного пара, выпадающий из облаков в виде жидких капель. Капли дождя образуются слиянием мельчайших капелек, возникших в процессе конденсации. Однако этим путём может образоваться дождь, выпадающий из капельных облаков, интенсивность которого не превышает 1-2 мм/час. Более интенсивные дожди выпадают из облаков, состоящих из переохлаждённых капель и ледяных кристаллов. В летнее время они тают, проходя через тёплые слои воздуха и выпадают на землю в виде крупных капель дождя.

2. Как он образуется?

· А почему идет дождь?

· Как вода поднимается к небу, чтобы упасть на землю дождем?

На земле много океанов и морей, рек и ручейков, озер, прудов и луж. Солнце нагревает воду. Она испаряется, т.е. становится прозрачным и невидимым паром. Этот легкий пар вместе с теплым воздухом поднимается от земли все выше и выше - на много километров вверх. Там, на высоте, всегда холодно. Теплый пар наверху прикасается к холодному воздуху, и из него образуются крохотные, как пыль, капельки воды. Капельки еще очень маленькие и легкие. Холодный воздух тащит их вниз, а теплый воздух опять поднимает их вверх. Так они и движутся над землей вверх-вниз, пока не сольются в крупные капли.

Но вот капель уже так много, что все вместе они превращаются в большое облако. Ветер подхватывает облака и разносит их по свету. Облака плывут над землей, пока тяжелые капли, не в силах больше удерживаться, не прольются на землю дождем.

Прошел дождь. Еще недавно стояли лужи во дворе. Но выглянуло солнце, высушило воду. Она опять превратилось в пар, чтобы высоко в небе образовывать тучку и пролиться на землю благодатным дождем.

В домашних условиях мы можем наблюдать образование дождя. Я провела такой опыт:

Требуется:

Маленькая кастрюлька

Металлическая крышка

Газовая плита

Ход опыта:

1. Налей воды в кастрюльку, попроси взрослых поставить её на плиту.

2. Когда вода закипит, накрой кастрюльку крышкой.

Результат:

На крышке образовались капли воды. Потряси крышку, и попадают капли «дождя».

Это потому…

…что из кипящей воды выделяется водяной пар. На холодной крышке он остывает и снова превращается в жидкость. Это явление называется конденсацией.

Вывод: Водяной пар, соприкасаясь с холодным воздухом, конденсируется и превращается снова в воду. Так зарождаются дожди.

Как пар становится вновь водой можно наблюдать в следующих опытах. Кипит вода в кастрюле, видны клубы пара. Поднесём холодную ложку к струе пара. Сначала она покрывается мелкими капельками воды, а потом вода начнёт с неё капать. Крошечные капли воды сливаются вместе до тех пор, пока станут достаточно большими, чтобы мы могли их увидеть как облако пара. Пар поднимается вверх и соприкасается с холодной поверхностью ложки. Крошечные капельки остывают, оседают на ложке, сливаются в более крупные капли и стекают в виде воды.

Мы и сами можем вызвать дождь. Наполним кубиками льда кастрюльку с ручкой и подержим её над большой кастрюлей с кипящей водой. Что же произойдёт? Очень влажный горячий воздух, насыщенный паром, поднимается и нагревает стенки охлаждённой льдом кастрюльки. Пар этот конденсируется, оседая на её стенках, сливается в большие капли и стекает вниз. Идёт дождь!

3. Какие бывают дожди

Дожди классифицируют по двум основным признакам: интенсивности и продолжительности.

Самый сильный дождь называется ливнем. Самый мелкий дождь - морось. Но бывают, совсем особенные, летние дожди, короткие, весёлые. Идут они удивительным образом - с ясного неба, при свете яркого солнца! Туч на небе нет, только висит в воздухе лёгкая белая дымка.

Это водяной пар. Он низко над землёй попал в холодный поток воздуха, превратился в капельки воды, они начали быстро сливаться, тяжелеть и падать на землю редкими крупными каплями.

Он быстро проходит, этот дождь

4. Каких дождей не должно быть на Земле

Но не все дожди приносят пользу. Есть дожди, которых не должно быть на земле. Это кислотные и радиоактивные дожди. Они появились из-за хозяйственной деятельности людей, загрязнения окружающей среды.

Кислотные дожди

В природе много веществ, среди них есть кислоты. Из-за загрязнения окружающей среды кислоты стали образовываться высоко в небе. Нередко они выпадают на землю вместе с дождем. Это так называемые кислотные дожди. От них страдают растения и все живое, портятся многие постройки, в том числе старинные памятники.

Радиоактивные дожди

Радиоактивные осадки - одно из наиболее опасных последствий загрязнения атмосферы человеком. Они представляют собой пыль и капельки атмосферной влаги, содержащие радиоактивные атомы.

Радиация разрушает живые клетки, ослабляя защиту организма от различных болезней.

5. Нужен ли дождь?

А что, если бы никогда не было осадков?

Не было бы дождя – высохли бы реки, моря и озера, сгорели бы травы и деревья. Значит, не было бы рыб, птиц, животных и человека.

Дождь самый важный для нас источник.

IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследуя данное природное явление, я пришла к выводу, что дождь – одно из удивительных явлений, которое существует в природе. Только люди должны следить за экологией Земли и тогда не выпадут опасные дожди.

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Карагод С.«Энциклопедия явлений природы»

2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка» М., 1997

3. Я познаю мир: Экология. - М.,1999

Дождевая капля – дождевая нота. Дождь можно увидеть, услышать, ощущать его запах.

Проектно-исследовательская работа по теме

«Сбор и систематизация материала

к сочинению-описанию «Дождь»

«Сбор и систематизация материала к сочинению-описанию «Дождь»
  • Цель: сбор и систематизация тематической информации в ходе подготовки к написанию сочинения-описания по теме «Дождь».
  • Задачи:
  • Изучить толкование слова «дождь» в толковых словарях, использование образа дождя в художественных текстах, высказываниях известных людей, музыке, репродукциях картин, пословицах и поговорках, афоризмах.
  • Изучить толкование термина «дождь» в естественно-научной литературе.
  • Собрать интересные факты о дожде.
  • Систематизировать и обобщить собранный материал по теме исследования.
  • Создать набор раздаточного материала в помощь учащимся при написании сочинения по данной теме.
Актуальность: Мы выбрали эту тему, потому что во-первых, написание даже сочинения-описания всегда вызывает трудность у учащихся из-за недостаточности информации, языковых средств по конкретной теме, во-вторых, нас заинтересовало само природное явление «дождь», и мы решили собрать как можно больше интересных сведений о дожде. Толкование слова.
  • Толковые словари:
  • Д.Н. Ушакова
  • С.И.Ожегова
  • Т.Ф. Ефремовой
  • Большой толковый словарь русского языка под редакцией С.А.Кузнецова
  • 1. Атмосферные осадки, выпадающие из облаков в виде капель воды.
  • 2. Множество, большое количество чегол. падающего, сыплющегося.
  • 3. Блестящие длинные нити из металла или бумаги для украшения ёлки.
Толковый словарь В.И. Даля
  • дождик, дожж, дожжик, дозжик м. вода в каплях или струями из облаков. (Древнее дежгь; дежгем, дождем; дежгевый, дождевой; дежгити, одождить).
  • ситничек - самый мелкий дождь;
  • морось, бус - мельчайший дождь, еще мельче ситника.
  • ливень, проливной - самый сильный дождь;
  • косохлест, подстега - косой дождь, по направлению сильного ветра;
  • мокрые дожди, осенние, продолжительное ненастье - дряпня, хижа, чичер, лепень - снег с дождем.
  • Сеногной - дожди во время покоса.
Дождь в физике
  • Дождь в физике
  • атмосферные осадки, выпадающие из облаков в виде капель жидкости со средним диаметром от 0,5 до 6-7 мм.
  • Капельки имеют одинаковую форму, но их размер может изменяться от полумеллиметра до шести миллиметров в диаметре. Капли, которые не попадают под эти параметры, относят к мороси.
  • Дождь в естествознании
  • жидкие атм. осадки, выпадающие из облаков.
  • Диам. капель от 6-7 до 0,5 мм; при меньшем размере осадки наз. моросью.
Интересные факты о дожде.
  • На острове Кадан, около горы Вамалеале, (Гавайские острова) наблюдают дождь в среднем до 335 дней в году.
  • Самые крупные дождевые капли, то следует направиться на Маршалловы острова, где размер капли может достигать одного сантиметра в диаметре.
  • В американском Уайнберге уже на протяжении ста лет дождь идет в один и тот же день - 29 июля.
Эпитеты к слову дождь:
  • О продолжительности, силе; о звучании, температуре; о величине водяных частиц, их плотности-111 слов (среди них грибной, слепой, спорый – именно их описывает в своём рассказе «Какие бывают дожди» (Из повести «Золотая роза») Константин Паустовский)
  • О впечатлении, психологическом восприятии - 53 слова (безотрадный, беспощадный, благодатный, благостный, болтливый, веселый, вялый, долгожданный, добрый, докучный, желанный, животворный…)
  • О времени выпадения дождя – около 10 слов (весенний, осенний, летний…)
Какие бывают дожди - отрывок из «Золотой розы» К. Паустовского
  • Слово «спорый» означает – быстрый, скорый. Спорый дождь льётся отвесно, сильно. Он всегда приближается с набегающим шумом.Особенно хорош спорый дождь на реке…При этом по всей реке стоит стеклянный звон.
  • А мелкий грибной дождь сонно сыплется из низких туч. Лужи от этого дождя всегда тёплые. Он не звенит, а шепчет что-то своё, усыпительное, и чуть заметно возится в кустах, будто трогает мягкой лапкой то один лист, то другой.
  • О слепом дожде , идущем при солнце, в народе говорят: «Царевна плачет». Сверкающие солнечные капли этого дождя похожи на крупные слёзы.
Дождь в поэтических текстах:

Весенний дождь

Летний дождь

Осенний дождь

Громкий, солнечный, омывает всю природу и вызывает чувство восторга:

И что-то к саду подошло,

По свежим листьям барабанит.(А.Фет)

Грянул ночью гром весенний, Грозен, свеж, неукротим. (С.Маршак)

Быстротечный, с запахом мёда, от него оживает уставшая от солнца природа, животворный, шумный:

Как весело и быстро

По всем зеленым листьям…Пролетный дождь стучит. (С.Маршак)

Летний дождь, ты быстротечен….(Т.Забелина)

О грибной дождь, протяни вниз хрусталя нить, Все кусты ждут – дай ветвям жить, дай цветам пить. (С.Кирсанов)

Осенний дождь самый печальный и грустный, часто ассоциируется со слезами…, однако часто слышится заунывная музыка дождя…

Дождей тоскливою струною

Заплачет осень за окном

Вот так и мы скупой слезою

Прощаемся с былым теплом

Т.Забелина

Под музыку осеннего дождя

Иду во тьме... (К.Фофанов)

Дождь в музыке:
  • Дождь в музыке:
  • Вольфганг Амадей Моцарт – Дождь
  • Фредерик Шопен – Вальс дождя
  • Людвиг Ван Бетховен – Мелодия дождя
  • Борис Леви – Музыка дождя
  • Ф.Шопен - Прелюдия №15. Дождевая капля
  • Клод Дебюсси – Сады под дождём
  • Афоризмы о дожде:
  • «Я, например, очень люблю, когда в воскресенье идёт дождь. Как-то больше чувствуешь уют». (Эрих Мария Ремарк)
  • «Что такое дождь? Это небо с прослойкой воды». (В. Маяковский)
  • «Одни наслаждаются дождём, другие просто промокают» (Р.Миллер)
  • «Дождевые капли - это слёзы ангелов, которые они льют с небес, чтобы смыть с нас наши грехи» (Дэн Браун)
Дождь в живописи:
  • Дождь в пословицах и поговорках, в народных приметах:
  • После дождика даст Бог солнышко.
  • После грозы дождь, после ведра ненастье.
  • Дождик вымочит, а красно солнышко высушит.
  • Русские летописи сравнивали долгие летние дожди со стихийным бедствием, несущим горя не меньше засухи:
  • “Ветры сильные и дожди великие, и мокрота непомерная, а дожди во все дни были, и теплота и мокрота великая…Недород был великий хлебного плоду: рожь обратилась травою мятлицею…” .
  • Дождь в разговорной речи:
  • Дождичек. Разг. Уменьш-ласк. дождик; небольшой мелкий дождь.
  • После дождичка в четверг – неизвестно когда.
  • Дождишко. Разг. Уничижительно к слову дождь.
  • С сегодняшнего утра стал дуть резкий холодный ветер и заморосил противнейший дождишко. (Чехов. Письмо М.Киселевой)
  • Дождина. Разг.
  • 1. Сильный дождь. Ливанет через часика два крупный кромешный дождина, заполыхают молнии. (Липатов. И это все о нем).
  • Дождище. Разг.Сильный дождь. Ну и дождище, хлещет как из ведра!
Вывод: Такое явление как дождь воспринимается людьми как событие обыденное, поскольку оно сопровождет человека всю жизнь. В своей работе мы изучили Дождь как литературный персонаж…Мы собрали материал насколько разнообразен бывает характер дождя, его описание, образ от первых скоротечных гроз по весне и до навязчивой осенней непогоды.
  • Обобщив собранный материал по теме исследования, создали набор раздаточного материала в помощь учащимся при написании сочинения по данной теме.

Надежда Богданова
Детский исследовательский проект «Почему идет дождь»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 10 »

Копейского городского округа

(МДОУ «ДС № 10» )

ТЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ :

«Почему идет дождь

Участник проекта :

Шполянская Екатерина – 5 лет

Руководители проекта :

Богданова Надежда Геннадьевна-воспитатель

Шполянская Ирина Валерьевна– мама

Копейск, 2018 год.

Введение

Скоро лето, а значит, осадки в основном будут выпадать в виде дождя . Я много раз наблюдала за дождём летом и у меня появились вопросы. Мне очень интересно, почему идёт дождь ? Как вода поднимается к небу, чтобы упасть на землю дождём ? Почему дождь бывает разный ? Нужен ли дождь ?

Цель и задачи.

Цель исследования :

Выяснить, как образуется дождь .

Задачи исследования :

Объяснить, что такое дождь , и почему он идет ?

Найти рассказы о дожде , о природных явлениях.

Провести опыт, который покажет, как образуются капли дождя .

Какие бывают дожди .

Объектом исследования : является дождь

Предметом исследования : образование дождя .

Гипотеза исследовательской работы .

Гипотеза моего исследования : что будет если не будет дождя ?

Методы исследования :

1. Наблюдение

2. Проведение опытов.

Оборудование : для опытов вода, стакан для воды, блюдце, вата.

Результат.

Мои выводы.

На основе проведенных опытов я узнала, что вода проходит два состояния : жидкость, водяной пар. Из горячей воды образуется водяной пар, который поднимаясь вверх, соприкасается с холодным воздухом, собирается в мелкие и лёгкие капельки влаги, из которых получается облако. То есть, облако состоит из воды. Количество капелек увеличивается, они превращаются в большие и тяжёлые капли, которые и проливаются дождём .

Исследуя данное природное явление, я пришла к выводу, что дождь – это обычная вода , которая выпадает с неба, из туч, и одно из удивительных явлений, которое существует в природе.

Я поняла, что дождь – это одно из звеньев цепочки под названием «круговорот воды в природе» . Дождь образуется , когда теплый пар от земли охлаждается в воздухе, и превращается в капельки воды.

После наблюдении и опытов моя гипотеза подтвердилась если не было бы дождя – высохли бы реки , моря и озера, и всё живое бы погибло.

Публикации по теме:

Детский исследовательский проект «Мой родной Нижневартовск» МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА ДЕТСКИЙ САД №61 «СОЛОВУШКА» Название номинации:.

Детский исследовательский проект «Почему корабли не тонут?» Детский исследовательский проект «Почему корабли не тонут?» Цель: узнать, почему корабли держатся на воде. Задачи: собрать и проанализировать.

Детский исследовательский проект «Почему море не замерзает?» (старшая группа) Однажды я была свидетелем беседы мамы с сыном когда они собирались идти домой из сада. Речь шла о прогулке по берегу моря для того чтоб.

Исследовательский проект «Почему снег белый?» Исследование на тему: «Почему снег белый?» Введение Наступила зима. На улице стало холодно. Белым пушистым одеялом покрылась вся земля,.

Детский исследовательский проект «Что такое дрожжи?» Я Исследователь – «Что такое - дрожжи?» Орлова Вероника, 6 лет Я очень люблю кушать пирожки, булочки, ватрушки и хлеб. Мне стало интересно.

Конспект по развитию речи во второй младшей группе «Идет дождь» Программные задачи: 1. Учить детей передавать в рисунке впечатления от окружающей жизни. Учить изображать тучу и дождь цветным карандашом.

Конспект занятия по рисованию карандашами во второй младшей группе «Идет дождь» Программные задачи: 1. Образовательная часть: Учить детей передавать в рисунке впечатления от окружающей жизни. Учить изображать тучу и дождь.

Индивидуальный проект в детском саду «Отчего идет дождь»

Автор: Хабибуллина Равиля Мирхатовна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №69 «Радуга» города Набережные Челны республики Татарстан
Описание материала: Предлагаю вам индивидуальный проект «Отчего идет дождь» для детей подготовительно к школе группы (6-7 лет). Данный материал будет полезен воспитателям старшей и подготовительной к школе групп. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
Тип проекта : исследовательский
Сроки проекта: 1 месяц
Цель проекта: расширить и уточнить представления детей о дожде,
причины их возникновения.
Задачи проекта:
- научить ребенка видеть и понимать взаимосвязей в природе (солнце - пар-туча-дождь)
- формирование предпосылок поисковой деятельности, создать необходимые для этого условия
- развитие умения добывать знания с помощью взрослого, а затем и самостоятельно
- развитие умения формулировать и задавать вопросы, делать выводы и умозаключения
- способствовать творческому развитию личности и коммуникативных навыков
- привлечение родителей к участию в совместной деятельности
- развивать умение работать на равных в паре «взрослый – ребенок»
- воспитывать стремление к познаниям, трудолюбие, целеустремленности и настойчивости.
Актуальность проекта:
Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение происходит через многочисленное «зачем», «как», «почему». Предметно-исследовательская деятельность развивает и закрепляет познавательное отношение ребенка к окружающему миру. Ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам.
Лилиана - любознательный ребенок. У нее обширный круг интересов. Родители всегда поддерживают интересы ребенка, расширяют кругозор.
Одним из объектов внимания Лилианы стало одно из природных явлений. Много раз наблюдая за дождем ее заинтересовал вопрос «Отчего идет дождь». Так и возник наш проект.
Содержание проекта:

1 этап подготовительный

Выявление проблемы – отчего идет дождь?
- разработка проекта, привлечение родителей к участию в совместной деятельности
- определить цели и задачи проекта
-сбор материала по данной теме (использование словаря, специальной литературы, интернет)
- консультация для родителей « Проектная деятельность в детском саду»
- подготовка оборудования и создание условий для проведения опытов дома

2 этап основной(практический):

Наблюдения за дождем
- рассматривание картин и иллюстраций о природных явлениях
- заучивание стихотворения «Дождик» О.Масловой
- чтение сказки Джанни Родари «Солнце и туча»
- разучивание песни «Дождик» музыка и слова М.М.Еремеевой
- рисование «Большая туча»

- загадывание загадок о дожде
- проведение опытов дома с родителями

3 этап заключительный

Презентация
- итог - видеосъемка опытов в домашних условиях
Ожидаемый результат
- Лилиана приобретет знания и представления о природном явлении - дождь
- повысится интерес к исследовательской деятельности
- научатся проводить простые опыты с родителями, а потом и самостоятельно
- научатся планировать этапы своих действий, анализировать и делать выводы
- родители заинтересованные и активные участники проекта,ориентированы на развитие у ребенка потребности к познании.
Постановка новой проблемы:
Лилиана хочет узнать как можно больше об удивительном природном явлении- дождь.
- Какие бывают дожди?
- Каких дождей не должно быть на земле?
- Нужен ли дождь?

Описание опытов

(Опыты проводились дома с помощью родителей соблюдением правил безопасности)
Опыт №1 Плотно сжать сухой комочек воды. Затем опустить его в блюдце с водой. Комочек ваты будет разворачиваться и набухать от воды. Осторожно приподнять вату за верхнюю часть над блюдцем. Если воды достаточно, то капли начнут падать в блюдце.
Рассказ Лилианы: Представьте, что в руках у меня маленькое облако, оно насыщается водой. Воды набралось много. Наше облако превратилось в тучу, капельки не могут удержаться в ней и начинают падать. Идет дождь.
Туча, туча, что несешь?
Отвечает туча «Дождь». Вот так появляется дождь.
Опыт №2 Требуется: металлическая кастрюля, металлическая крышка, газовая плита
Ход опыта: 1.Налить воды в кастрюльку, попросить взрослых поставить ее на плиту.2. Когда вода закипит, накрой кастрюльку крышкой
Результат:
На крышке образовались капли воды. Потрясти крышку, и падают капли «дождя». Это потому,что из кипящей воды выделяется водяной пар. На холодной крышке он остывает и снова превращается в жидкость (вот так можно объяснить появление дождя).

Используемая литература:

1. Журнал «Воспитатель ДОУ» №6, 2013
2. И.Э,Куликовская,Н.Н.Совгир,Детское экспериментирование,2003
3. Г.П.Тугушева, А.Е.Чистякова Экспериментальная деятельность среднего и дошкольного возраста,2007
4. Т.А. Короткова Познавательно- исследовательская деятельность детей старшего возраста, 2009
5. Л.В.Ковинько Секреты природы –это так интересно М. 2004
6. Джанни Родари Сказки
7. Методик кулланма Балалар бакчасында проект эшчэнлеге Яр Чаллы 2012