Украшения. Аксессуары. Дизайн ногтей. Цвета. Нанесение. Ногти

Экологический поезд игра. Игра – путешествие «экологический поезд

Учитель начальных классов Травнева Ольга Юрьевна.
КГУ «СШ №21 села Сарыозек»
Осакаровского района Карагандинской области.

Ботанический поезд. (Экологическая игра.)
Игру можно проводить командно или индивидуально. В ходе игры за правильные ответы ребята получают жетоны.

Станция «Лесная аптека»
Вопросы:
1. Стоит дуб на горе,
Никто к нему не подойдёт:
Ни царь, ни царица,
Ни красная девица.
А кто подойдёт,
Тот с собой унесёт. (Репейник.)
2. Не шмель, не пчела, а жалит. (Крапива.)
3. Две сестрицы летом зелены, к осени одна краснеет, а другая чернеет. (Красная и чёрная смородина.)
4. Ядовитое растение с ярко-жёлтыми цветками, прозванное в народе «куриной слепотой». (Лютик.)
5. Трава от девяносто девяти болезней. (Зверобой.)
6. Название этого растения говорит о том, где оно живёт. (Подорожник.)
7. Какое из этих растений не используют в парфюмерной промышленности?
а) Мяту;
б) Душицу;
в) Базилик;
г) Петрушку.
8. Какую траву любят кошки? (Валериану.)
9. Какое из этих растений поможет при сильном кашле?
а) Мать-и-мачеха;
б) Мята;
в) Полынь;
г) Лопух.
10. Плоды каких растений богаты витамином С? (Смородины, лимона, клюквы.)

Станция «Зелёный друг»
Вопросы:
1. Кудри в речку опустила
И о чём-то загрустила.
А о чём она грустит,
Никому не говорит. (Ива.)
2. Какое дерево изображено на государственном флаге Ливана? (Кедр.)
3. С каким деревом люди связывают похолодание в мае? (С черёмухой.)
4. Дерево – символ России. (Берёза.)
5. Лист какого дерева считается символом славы, доблести?
а) Лавра;
б) Кедра;
в) Дуба;
г) Каштана.
6. Ветка этого дерева украшает головной убор лесника. (Дуб.)
7. Лист какого дерева изображён на флаге Канады? (Клёна.)
8. Древесина какого дерева не поддаётся гниению? (Лиственницы.)
9. Из древесины какого дерева делают музыкальные инструменты? (Ели.)
10. Из какого дерева делают спички? (Из осины.)

Станция «Цветное шоу»
Вопросы:
1. Какой цветок лето начинает? (Колокольчик.)
2. Из-под снега вышел друг –
И весной запахло вдруг. (Подснежник.)
3. Цветами какого овощного растения украшала себя французская королева? (Картофеля.)
4. Как называется североамериканский солнечный цветок? (Подсолнух.)
5. Какой цветок плавает по воде? (Кувшинка.)
6. Этот цветок называют цветком-букетиком? (Медуница.)
7. Какого цвета цветки у папоротника? (Не имеет цветков.)
8. Как называется цветок, в котором сошлись два имени? (Иван-да-марья.)
9. Это растение с ярко-жёлтыми цветками можно встретить на опушках и гарях. У него два имени. Одно дано растению за то, что из него можно приготовить вкусный напиток, похожий на чай. (Иван-чай или кипрей.)
10. Как называется национальный цветок японцев?
а) Тюльпан;
б) Роза;
в) Хризантема;
г) Василёк.

Станция «Самые-самые»
Вопросы и задания:
1. Какое дерево самое толстое на земле? (Баобаб.)
2. Это растение является хищником для насекомых? (Росянка.)
3. Самая высокая трава. (Бамбук.)
4. Самый красивый цветок. (Роза.)
5. Какое растение весной зацветает одним из первых? (Мать-и-мачеха.)
6. Самое сладкое дерево лесов? (Липа.)
7. Кустарник от сорока болезней?
а) Боярышник;
б) Шиповник;
в) Калина;
г) Бузина.
8. Что без боли и печали доводит до слёз? (Лук.)
9. Жёлтая курица под тыном дуется.
а) Патиссон;
б) Дыня;
в) Тыква;
г) Кабачок.
10. Какая ягода появляется в лесу самой последней? (Клюква.)

Станция «Это интересно»
Вопросы:
1. Какая ягода похожа на малину, но чёрного цвета? (Ежевика.)
2. В один из праздников ирландцы посылают своим друзьям, живущим на чужбине, это растение с кислыми листочками. Что это за растение? (Кислица.)
3. Верхняя сторона листьев этого растения холодная, злая, как мачеха в сказке, а нижняя – гладкая, мягкая, как мама. О каком растении идёт речь? (О мать-и-мачехе.)
4. Без какого растения невозможно сварить пиво? (Без хмеля.)
5. У какого растения нет листьев? (У кактуса.)
6. Это растение называют «кормильцем Востока». (Рис.)
7. В странах Западной Европы было распространено поверье, что шишки с этого дерева обладают магической силой и приносят удачу. Поэтому охотники всегда брали с собой на охоту горсть семян из этих шишек. Назовите дерево.(Ель.)
8. Это дерево является символом счастья и мира в семье. Раньше молодожёны должны были посадить именно это дерево перед своим домом. Ягоды на этом дереве висят всю зиму. (Рябина.)
9. Предание гласит, что, когда Адам был изгнан из рая, он долго шёл и плакал. На тех местах, куда падали слёзы, появились эти скромные и прекрасные цветы. (Фиалки.)
10. Это растение является символом горечи. (Полынь.)

Подведение итогов. Награждение победителя.

МБОУ ДОД «Дворец Детского (юношеского) Творчества»

г. Лысьва Пермский край

Методическая разработка

Игры по станциям

«ЭКОПОЕЗД»

Педагог – организатор ДД(Ю)Т

Аннотация: Игра была разработана и проведена для детей 7-10 лет в лагере «Эрудит» ДД(Ю)Т. Данное мероприятие имеет экологическую направленность и может быть использовано при проведении тематических недель, внеклассного мероприятия, мероприятия в загородном или пришкольном летнем оздоровительном лагере.

Цель: Организация интересного и познавательного досуга детей.
Задачи: Развитие экологической культуры.

Реквизит:

Карточки с заданиями на станциях, зеленый ящик, маркеры, ватманы, тексты песни, маршрутные листы

Предварительная подготовка:

Подбор музыкального оформления

Творческие задания командам

Оформление станций

Подготовка помощников для работы на станциях (вожатых, педагогов).

Подготовка призового фонда.

Ход игры:

Команды (составы поезда) собираются на старте, где их приветствует ведущий, раздает маршрутные листы и объясняет задачу. Суть задачи – совершить путешествие по станциям, выполняя на них определенные задания, а затем вернуться на старт для подведения итогов.

Сценарий игры «ЭКОПОЕЗД»

    ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. Общее построение. Звучат песни по экологии.

Ведущий : Добрый день дорогие, друзья! Совершенно не случайно в нашей одежде сегодня присутствует зеленый цвет. Ведь сегодня международный день экологии, науки о связях между живыми существами и окружающей средой, между человеком и природой. Мы привыкли считать, что природа всесильна, забывая при этом, что она ранима и хрупка. Поэтому, давайте лишний раз напомним себе об этом, и прокатимся в нашем экопоезде по самым удивительным уголкам природы, пообщаемся с ней, раскроим её тайны, признаемся ей в любви. Вы готовы к этому? Тогда представьте свои составы. Сегодня с зеленого перрона отправляются поезд №1, №2…

МИНИ ВИЗИТКА (отряды представляют свои поезда)

Вижу наши экологические составы в полной боевой готовности, прошу машинистов получить путевой лист (маршрутки) , напоминаю время на остановках 7мин. Доброго вам пути, не сверните с маршрута!

ФНГ: гудок паровоза

    ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. ИГРА ПО СТАНЦИЯМ

(Отряды расходятся по станциям. От станции к станции они передвигаются только паровозиком с определенной кричалкой, речёвкой, песней)

    Станция «Народные приметы»

Как много было дедовских примет!

Иных из них давно уж нет в помине.

Другие сквозь десятки зим и лет

Дошли до нас и вот – живут поныне.

Составьте из отдельных фраз народную примету, связанную с погодными явлениями. (Начало приметы одного цвета, конец приметы –другого.) за каждую правильную примету – 1балл.

    Кошка свернулась клубочком – к похолоданию

    Ворона кричит зимой – к метели

    Лягушки квакают – к дождю

    Воробьи в пыли купаются – к дождю

    Около луны звезда народилась – к потеплению

    Собаки катаются – к пурге

    Паук усиленно плетет паутину – к сухой погоде.

    Уж на дороге греется – перед дождем

    Стрижи, ласточки низко летают – дождь предвещают

    Когда цветет черемуха – к холоду, заморозкам

    Если утром трава сухая – к вечеру ожидай дождя

    Из березы течет много сока – к дождливому лету

    Станция «Зеленый ящик» (по описанию угадать, что за предмет лежит в ящике). За каждый угаданный предмет – 1 балл

    из неё получается много мусора. её изобрели китайцы. у нас её получают из древесины. она легко горит. на ней обычно рисуют или пишут. /Бумага./

    её нельзя выбрасывать, так как в природе она не разлагается. Она бывает разноцветной, её очень трудно сломать. предметы, сделанные из неё мало весят. У меня очень много игрушек сделано из неё; если её поджечь, то становится чёрный едкий дым. /Пластмасса./

    брошенное в лесу, оно может стать причиной пожара. Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто. Его делают из песка; чаще всего оно прозрачное; когда падает, оно разбивается;/Стекло./

    При попадании в водоёмы он разрушается, рыбы и другие водные животные начинают задыхаться. в небольших количествах он очень полезен в качестве удобрения; когда его слишком много, он становится настоящим бедствием. Его производит обыкновенная корова. /Навоз./

    Это получается, когда становится старым или ломается; это можно увидеть везде: в городе, деревне, вдоль дорог; это можно сдать и получить деньги; это можно переплавить, чтобы сделать что-то новое; это бывает цветным, и его можно сдать на переплавку и получить деньги. /Металлолом./

    Его много в городе, но мало в деревне; особенно силён он в промышленном городе, где много заводов, фабрик, машин; от него люди болеют, нервничают, громко кричат и его становится всё больше; его издают разные приборы и машины; он вызывает загрязнение окружающей среды. /Шум./

    Станция «Необычный зоопарк»

(какие мутации могут произойти, если не относиться к природе бережно)

Отрядам предлагается вытянуть две карточки с животными и нарисовать гибрид этих животных.

    Станция «Четыре стихии» (преодолеть полосу препятствий)

Вода – надеть спасательный жилет

Воздух – пройти по бревну (с поддержкой)

Земля – проползти под натянутой сеткой

Огонь – пролезть через обруч

    Станция «Музыка природы»

Разучивание песни про природу

    Станция « SOS » или знаки говорят»

Придумать и создать знак в защиту окружающей среды (например: «осторожно редкий вид муравьев»)

    С танцем по жизни

Разучивание танца «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»

    ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Общее построение.

Демонстрация творческих заданий:

Представление знака

Общее исполнение песни

Награждение.

Финальный флешмоб ««Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»»

Дорогие, друзья! Давайте помнить, что наша планета – наш общий дом, это земля и твоя, и моя. Будьте добры друг к другу и не причиняйте зла ни природе, ни людям!

ПУТЕВОЙ ЛИСТ ЭКОПОЕЗДА

станции

местоположение

баллы

Народные приметы

« SOS » или знаки говорят

Четыре стихии

Зеленый ящик

Музыка природы

Необычный зоопарк

С танцем по жизни

Игра – путешествие «экологический поезд»

Цель игры – познакомить с экологической ситуацией на нашей Земле, у нас в районе; сформировать желание беречь природу; воспитывать бережное отношение к ней, чувство сострадания к животным и чувство любви.

Ход игры:

(Шум ж/д вокзала)

1 ведущий: Уважаемые пассажиры! Наш экологический поезд готов к отправлению. Просим занять свои места и сесть удобно.

1 слайд – название путешествия

2 ведущий: Просим вас ознакомиться с маршрутом нашего путешествия:

2 слайд – название станций

1. Станция «Водная»

2. Станция «Зеленый дом»

3. Станция «Красная книга»

4. Станция «Всезнаек»

5.Станция «Школа» Счастливого вам пути!

1 ведущий: Наш поезд тронулся, и я прошу вас посмотреть в окно: мимо нас проносятся леса, поля, озера. Как удивительна, прекрасна и неповторима наша Родина.

3-6 слайды – пейзажи

2 ведущий: Но этот дивный мир очень нежен, хрупок и не может уцелеть без нашей любви, заботы, помощи. Будущее всего человечества зависит от совместных действий государств и народов.

1 ведущий: Для этого каждый человек должен внести свой вклад в дело спасения нашей планеты.

(стихи Е. Шкловского читают дети)

Смотрю на глобус – шар земной.

И вдруг вздохнул он, как живой.

И шепчут мне материки:

«Ты береги нас, береги».

В тревоге рощи и леса.

Роса на травах, как слеза.

И тихо просят родники

«Ты береги нас, береги».

Грустит глубокая река,

Свои, теряя берега,

«Ты береги нас, береги!»

Остановил олень свой бег:

«Будь человеком, человек!

В тебя мы верим, не солги

Ты береги нас, береги!»

Смотрю на глобус – шар земной,

Такой прекрасный и родной!

И шепчут губы на ветру:

«Я сберегу, вас, сберегу!»

2 ведущий: Человек уже причинил немало вреда природе. Пытаясь изменить её, люди не задумывались о ее последствиях.

1 ведущий: Наш поезд прибыл на станцию «Водная»

7 слайд – станция «Водная»

(стихи о воде читают дети)

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает,

Ледником в горах зовется,

Лентой серебристой вьется.

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться.

Смею вам я доложить:

Без неё нам не прожить!

2 ведущий: В катастрофическом состоянии находятся Чёрное, Азовское, Балтийское моря, озёра Ладога, Байкал.

1 ведущий: За последние 50 лет практически высохло Аральское море.

8 и 9 слайды – с видом Аральского моря

2 ведущий: Чистой воды остаётся все меньше и меньше, а виноват в этом сам человек. В реки, озера, моря сливаются грязные воды с заводов и фабрик, канализации крупных городов.

1 ведущий: Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоёмы попадает столько вредных веществ, что ими можно заполнить 10 тысяч товарных поездов.

2 ведущий: Р ека Теча в Челябинской области когда-то была красивой и богатой рыбой. Приносила жителям своих берегов огромную пользу и удовольствие. Люди купались в её водах, ловили рыбу. И никто не знал, что ожидает её впереди.

10-11 слайды – с рекой Течей

1 ведущий: Но однажды случилась авария на атомной электростанции «Маяк» и радиоактивные отходы были спущены в Течу. Жителей некоторых деревень эвакуировали, переодев в солдатскую одежду, не разрешили им взять даже самое необходимое. Бульдозерами все дома, скот свалили в огромные ямы и зарыли. Будто этих деревень и не было на земле никогда. Люди узнали, что нельзя купаться в реке, нельзя ловить рыбу и надо держаться от реки подальше. Течу загородили колючей проволокой.

2 ведущий: Но люди, не понимали опасности. Все равно они купались, ловили рыбу, выгуливали скот и птицу, собирали ягоды на берегу реки. Жители берегов реки начали болеть и умирать от рака и не знали, что виновата во всем река.

1 ведущий: Так загрязненная людьми река, без вины виноватая, до сих пор уносит жизни людей.

2 ведущий: Ребята, как же можно сохранить водоёмы? Что же делать? (выслушать предложения детей)

1 ведущий: Продолжаем наше путешествие. Просим занять свои места.

2 ведущий: У меня возник вопрос, а что же на нашей планете никто не занимается проблемами природы?

1 ведущий: Конечно же, есть такие люди, которые защищают природу, которые оберегают все, что растет и всех животных от исчезновения.

2 ведущий: Кто же эти люди? Ребята, а вы знаете, как эти люди называются?

12 слайд – экологи

1 ведущий: Экологи говорят: нужно бережно относиться к окружающему миру, к Земле, потому что это наш дом. А дом нужно всегда беречь, защищать и содержать в чистоте.

2 ведущий: Как экологи называют Землю?

(ответы детей – «Зеленый дом»)

1 ведущий: Мы подъехали к следующей станции, которая так и называется – Зеленый дом.

13 слайд – станция «Зеленый дом»

2 ведущий: Подышим свежим воздухом, когда я была маленькая, здесь был лес.

1 ведущий: Но я не чувствую свежего воздуха, да и леса я не вижу.

2 ведущий: Люди уничтожали и продолжают уничтожать леса, которые являются «легкими планеты». Леса очищают воздух и являются уникальным сообществом живых организмов.

1 ведущий: Фабрики, заводы своими выбросами в атмосферу сделали воздух Земли практически непригодным для дыхания.

14-15 слайды – трубы заводов

2 ведущий: А как же спасти нашу атмосферу и свежий воздух?

(ответы детей)

1 ведущий: Мы прошли немного дальше и вот увидели лес.

16-17 слайды - лес

(звуки леса, пение птиц)

2 ведущий: Сядем в наш поезд, мы продолжаем путешествие.

1 ведущий: Пока поиграем: разделимся на команды. Каждая команда должна перепеть другую. А поём песни, в которых содержатся строчки о цветах, зверях, птицах.

2 ведущий: Мы подъезжаем к следующей станции.

1 ведущий: Её название вы сейчас угадаете. Как называется книга, в которую заносят растения, животных, нуждающихся в охране и защите человека?

2 ведущий: Станция «Красная книга».

18 слайд – станция «Красная книга»

Некоторые растения и животные стали редкими. Они внесены в красную книгу. Эта книга называется так потому, что красный цвет – сигнал опасности.

19 слайд – «Красная книга»

1 ведущий: Каких же зверей, птиц, занесенных в Красную книгу, вы знаете?

2 ведущий: Чем же полезны хищники, почему их тоже занесли в Красную книгу, потому что они такие злые?

(ответы детей)

1 ведущий: Какие растения занесены в Красную книгу?

2 ведущий: А как случилось, что растения тоже попали в Красную книгу?

(стихотворение читает ребенок)

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы –

Опустеют все поляны

И не будет красоты.

(рассказы детей)

2 ведущий: С давних пор люди занимаются хозяйством. Строят города, дороги, возделывают поля, тянут газопровод и нефтепровод. Все это необходимо и часто для этого уничтожаются леса. Много деревьев уничтожается ради получения древесины. С каждым годом потребности людей растут, а лесов становится все меньше.

1 ведущий: Зато все больше загрязняется воздух и водоемы, высыхают реки, озера. Поэтому страдают и погибают растения и животные, болеют люди.

2 ведущий: Люди истребляют животных ради мяса, красивого меха, ради развлечений.

1 ведущий: А какой же выход из этой ситуации вы предлагаете, ребята?

(ответы детей)

2 ведущий: Ну, подумаешь, пошли в лес и сорвали цветы, сломали несколько веточек, поймали бабочек… Я же одна…

1 ведущий: Это ты так думаешь, что одна. Одну рану нанесешь ты, другую рану – твой друг. А если весь класс, вся школа, весь город пойдут и нанесут раны природе? Ребята, природе трудно залечивать даже самые маленькие раны. Давайте подумаем почему?

(ответы детей)

2 ведущий: Наша планета Земля добра к нам. И мы должны отвечать ей теплом на тепло, любовью на любовь. Ученые – экологи бьют тревогу: природа в опасности! Но есть несколько простых правил, как вести себя на природе и они помогут сохранить нашу природу. А вы их знаете, ребята?

(ответы детей)

20 слайд – правила поведения

1 ведущий: Как долго мы находились на станции «Красная книга». Как много узнали!

2 ведущий: Наша дорога будет приятней, если мы станцуем танец маленьких утят.

1 ведущий: Следующая станция «Всезнайка».

21 слайд - станция «Всезнайка»

Что же мы знаем о нашей природе, о том, что нас окружает:

    Как называют «фруктовую» утку? (мандаринка)

    Какая птица оживляет часы? (кукушка)

    Какую птицу используют как ловчую? (сокол)

    Как называется любитель рано вставать? (жаворонок)

    А любитель поздно ложиться? (сова)

    Как кукует кукушка: с открытым или закрытым клювом? (закрытым)

    Для чего плачут дельфины? (для защиты глаз от повреждений)

    Какое насекомое, находясь в Подмосковье, чувствует землетрясение в Японии? (кузнечик)

    Какая рыба носит имя человека? (карп)

    Какой овощ самый распространенный на земле? (лук)

    Зачем зайцу большие уши? (чтобы не перегреться)

    «Умываются» ли насекомые? (многие очень тщательно)

    Самое большое млекопитающее? (кит)

    Самое маленькое млекопитающее? (летучая мышь)

    Каких птиц называют «птицей мира»? (голубей)

    Есть ли зубы у комаров? (да, 22 зуба)

    Какая птица не является водоплавающей, но живет у водоемов? (кулик, цапля, журавль)

    Чем дышат пиявки? (кожей)

    Какая вода в айсбергах: пресная или соленая? (пресная)

    Как муравьи спасаются от пожара? (тушат огонь)

    Личинки какого насекомого рыбаки называют мотылем? (комаров)

    Является ли городской воробей перелетной птицей? (нет)

2 ведущий: Ну, а теперь пора возвращаться в школу.

22 слайд – станция «Школа»

(дети читают стихи)

Все – все

Все на свете

На свете все нужны!

И мошки

Не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись

Без чудищ нелепых

И даже без хищников

Злых и свирепых!

Нужны все на свете подряд –

Кто делает мед

И кто делает яд.

Плохие дела

У кошки без мышки,

У мышки без кошки

Не лучше делишки.

Да! Если мы с кет-то не очень дружны,

Мы все-таки очень друг другу нужны.

А если нам кто-нибудь лишним покажется,

То это, конечно, ошибкой окажется…

Все – все

Все на свете

На свете все нужны!

И это все дети запомнить должны! Б. Заходер

Давайте, люди,

Дружить друг с другом,

Как птицы с небом,

Как ветер с лугом,

Как парус с морем,

Трава с дождями,

Как дружит солнце

Со всеми с нами.

Игровая программа направлена на:

Углубление экологических знаний обучающихся;

Развитие экологической этики учеников и познавательного интереса к различным проявлениям природы;

Воспитание гуманного отношения к природе, чувства ответственности за всё живое на Земле, любви к своей Родине.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровая программа «Экологический поезд» (для 2-ых классов)

Составитель:

Р.В.Перминова,

учитель МКОУ «Начальная общеобразовательная школа с.Ленинское» ЕАО.

Эл.адрес:[email protected]

Цели:

Углубление экологических знаний обучающихся;

Развитие экологической этики учеников и познавательного интереса к различным проявлениям природы;

Воспитание гуманного отношения к природе, чувства ответственности за всё живое на Земле, любви к своей Родине.

Оформление и реквизит:

Проектор;

Книжная выставка; плакаты;

Декорации цветов, деревьев, солнышко, река, рыбки, огонь

Подготовительная работа.

  1. Выбор названия (лесной патруль, воздушный патруль, морской патруль).
  2. Подготовка отличительных знаков: форма, эмблема, защита.

Ход праздника.

Показ фильма о природе. (Звучит музыка: звуки леса, шум воды).

Вед . Сегодня мы отправляемся в путешествие на экологическом поезде. В дороге мы узнаем много нового и интересного об окружающей нас природе. Научимся бережному отношению к ней. Да и просто пообщаемся друг с другом.

Итак, все удобно устроились в своих креслах. Наш поезд отправляется. (гудок поезда, музыка)

Вед . Ребята, чтобы нам в дороге было веселее ехать мы споем песню: (авторская)

Экопоезд вышел в путь, ты природе другом будь - это знает каждый.

Мы вокруг все приберем, мусор, ветки соберем - все в пакет бумажный.

И тогда, наверняка, зазвенит вокруг листва, птички, бабочки, кузнечики проснутся.

Зацветут вокруг цветы – мы с природою на «ты», так давай друг другу все мы улыбнемся.

1 станция «Зеленая аптека».

Ромашка:

Я ромашка-красота.

По мне гадает детвора.

Но и в другом полезна я:

Простуда если у тебя,

то завари ромашку в кружке

(я через час уже готова),

и обе будете здоровы.

Подорожник.

Подорожник у дороги-

листики да лопушки.

принимай меня от боли,

Зажили раны чтоб твои.

Мята.

Что за чудный запах это?

Мята выросла за лето.

улучшает аппетит

и здоровью не вредит.

Мать-и-мачеха.

А если кашель у тебя,

ты кипятком залей меня,

отвар целебный процеди,

попей, скорей в кровать иди.

Вед . А сейчас, мы вместе пополним наш список лекарственных растений (ответы на вопросы)

Это растение успокоит и поможет при бессоннице (валериана).

А это растение используется в народной медицине при лечении различных кожных заболеваний (чистотел).

А кто из вас знает растение, применяемое для остановки кровотечений, а также для улучшения аппетита? (тысячелистник).

Вед. Молодцы! Все эти растения очень полезны, но необходимо помнить правила их сбора и хранения. После возвращения с нашего путешествия вы с ними ознакомитесь (раздаются памятки по классам)

Памятка.

  1. Запрещается сбор редких лекарственных трав, которые занесены в Красную книгу.
  2. Нельзя собирать растения вблизи дорог, а также больные и поврежденные.
  3. Цветки растений собирать во время их цветения, а корневища – поздней осенью.
  4. Сушат растения в тени.
  5. При сборе цветков часть оставлять на растении.

Вед . Вместе все пройдем – леса и горы,

путь наш труден и тенист.

охранять природу будем:

Каждый кустик, каждый лист.

ЗВУЧИТ ПЕСНЯ «Берегите природу»

(на мотив песни «Вместе весело шагать»)

Припев:

А цветы, трава, деревья, реки, птицы –

все в природе на века пусть сохранится.

очень многое зависит лишь от нас,

и поэтому всем вам даем такой наказ.

Припев:

Лес и поле, лес и поле!

посмотрите, как красиво все кругом,

ведь природа - это тоже чей-то дом!

а в лесах зверюшки разные пока живут!

Припев

Берегите травы, речку, лес и поле,

Лес и поле, лес и поле!

Не держите птиц, пожалуйста, в неволе, птиц в неволе, птиц в неволе!

Позаботьтесь вы о тех, кто беззащитен,

и, конечно, нашу Землю берегите!

Пусть рассвет встречает небо голубое –

Будет легче на Земле нам жить с тобою.

Припев:

Ну зачем, скажите, нам губить природу,

Губить природу, губить природу!

Ведь не станет жить нам лучше год от года, Год от года, год от года!

Вместе (хором) без музыки

Берегите эти земли, эти ветры! Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы, убивайте лишь зверей внутри себя.

  1. Станция «Игровая» Воздушный патруль

Игра «Радуга»

Слова для всех: Ах, да, радуга-дуга! Ах, да, радуга!

Вед . В небе гром, гроза. (руки вверх)

Закрывай глаза! (руками закрывают глаза)

Вед. Дождь прошел. Трава блестит. (смотрят под ноги)

В небе радуга стоит. (описывают круг руками)

Все: Ах, да, радуга-дуга! Ах, да, радуга!

Вед . Поскорей, поскорей выбегай из дверей. (бег на месте)

Все: Ах, да, радуга-дуга! Ах, да, радуга!

Вед . По траве босиком. (ходьба на месте)

Прямо в небо прыжком. (прыжки)

Все: Ах, да, радуга-дуга! Ах, да, радуга!

Вед . Ладушки! Ладушки! (хлопки)

По радуге, по радужке, по цветной дуге (полукруг)

на одной ноге (прыгают)

Все: Ах, да, радуга-дуга! Ах, да, радуга!

Вед . Вниз по радуге верхом (скачут как на лошадках)

и на землю кувырком! (движения руками)

Все: Ах, да, радуга-дуга! Ах, да, радуга! (все хлопают в ладоши)

3 Станция «Морской патруль»

Презентация фильма «Будущее воды зависит от нас»

Песенка «Ябеда»- расскажет нам о том, как трудно живется в подводном царстве животным.

4 Станция «Зеленый патруль»

Вед. А сейчас мы вспомним правила поведения в природе (игра «Угадай»)

Задание первое.

У меня очень много игрушек сделано из неё; она бывает разноцветной, её очень трудно сломать; предметы, сделанные из неё мало весят; если её поджечь, то становится чёрный едкий дым; её нельзя выбрасывать, так как в природе она не разлагается. /Пластмасса./

Задание второе.

Его делают из песка; чаще всего оно прозрачное; когда падает, оно разбивается; если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто; брошенное в лесу, оно может стать причиной пожара. /Стекло./

Задание третье.

Это получается, когда становится старым или ломается; это можно увидеть везде: в городе, деревне, вдоль дорог; это можно сдать и получить деньги; это можно переплавить, чтобы сделать что-то новое; это бывает цветным, и его можно сдать на переплавку и получить деньги. /Металлолом./

Задание четвёртое.

Его изобрели китайцы; у нас её получают из древесины; она легко горит; из неё получается много мусора; на ней обычно рисуют или пишут. /Бумага./

Задание пятое.

Его много в городе, но мало в деревне; особенно силён он в промышленном городе, где много заводов, фабрик, машин; от него люди болеют, нервничают, громко кричат и его становится всё больше; его издают разные приборы и машины; он вызывает загрязнение окружающей среды. А когда его слишком много, он вызывает у человека состояние, близкое к опьянению, действует как наркотик. /Шум./

Экологическая песня (на мотив песни «Выглянуло солнышко») (авторская)

Декорации: (дети в костюмах- перед яркий красочный –спина черная)

Солнышко

Цветы

Дерево с веточками

Река из голубых лент

Рыбки

Костер (ленты)

  1. Выглянуло солнышко, блещет на лугу.

Цветы луговые я в букет сорву.

Веток наломаю, разведу костер.

Неводом я рыбки наловлю в котел.

  1. Хорошо мне в поле, хорошо в лесу.

Речку голубую тоже я люблю.

Только, что случилось?

Сникло все вокруг…

Я одна в природе. Все исчезло вдруг.

Я одна в природе. Все исчезло вдруг (пауза)

  1. Вдруг глаза открыла.

Страшный сон исчез.

Берегите, дети, речку, луг и лес.

Берегите, дети, яркий край чудес!

Поднялось солнышко

Цветы кивают головками

Дерево машет веточками

Рыбки исчезают в реке

Ярко пылает костер

Поет и кружится

- ВСЕ декорации становятся темной стороной к зрителям

ВСЕ декорации вновь становятся лицом к зрителям

5 Станция «Конечная»

Чтоб радость завтрашнего дня

Сумел ты ощутить,

Должна быть чистою земля

И небо чистым быть.

Спасти поля, леса, луга

И чистую гладь рек-

Всю Землю-

Можешь только ты,

Разумный человек!

Хоровод дружбы.

Чаепитие (с лекарственными травами).


Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. Экологические игры способствуют не только получению знаний о предметах и явлениях природы, но и формируют навыки бережного и неразрушающего обращения с окружающей природой.

Играя, дети учатся: любить, познавать, беречь и множить.

Предлагаемые игры содержат интересные факты о жизни животных и растений, головоломки и замысловатые вопросы о природе и способствуют развитию любознательности.

Игра с мячом «Я знаю…»

Цель : Формировать умение называть несколько предметов объекта одного вида.

Развивать умение объединять предметы по общему признаку.

Игровые действия:

Дети становятся в круг, в центре – ведущий с мячом. Ведущий бросает мяч и называет класс объектов природы (птицы, деревья, цветы, животные, растения, насекомые, рыбы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю 5 названий цветов» и перечисляет (например, ромашка, василёк, одуванчик, клевер, кашка) и возвращает мяч ведущему. Второму ребёнку ведущий бросает мяч и говорит: «Птицы» и так далее.

«Птицы, рыбы, звери»

Цель: Упражнять детей в умении называть предмет определённой группы предметов.

Игровые действия:

Ведущий бросает мяч ребёнку и произносит слово «птицы». Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например, «воробей», и бросить мяч обратно. Следующий ребёнок должен назвать птицу, но не повториться. Аналогично проводится игра со словами «звери» и «рыбы».

«Угадай, что в руке»

Цель: Различать на ощупь овощи, фрукты и ягоды.

Игровые действия:

Дети стоят в кругу, руки держат за спиной. Воспитатель раскладывает в руки детям муляжи овощей, ягод и фруктов. Дети должны отгадать. Воспитатель показывает, например, грушу и просит определить, у кого такой же предмет объекта (фрукт, овощ, ягода).

«Угадай, какая птица поёт?»

Цель: Умение определять по звуковой записи голоса птиц.

Определять, какая птица поёт и как поёт (тонко, звучно, мелодично, крикливо, тихо, протяжно и так далее).

Воспитывать интерес и заботливое отношение к птицам.

Игровые действия:

Педагог предлагает послушать запись голосов птиц. Надо определить, какая птица поёт. Как можно определить по голосу какая птица поёт и как. Предложить детям поупражняться в произнесении звуков песенок птиц. В игре используется диск с записью голосов птиц.

«Растения леса, сада, огорода»

Цель: Расширять знания детей о растениях леса, сада и огорода.

Игровые действия: аналогично игры «Я знаю...»

«Сад - огород»

Цель: Закреплять знания детей о том, что растёт в саду или в огороде.

Развивать у детей память, внимание.

Игровые действия:

Воспитатель приносит корзину с овощами и фруктами.

Дети, я нечаянно перепутала овощи и фрукты. Помогите мне, пожалуйста. В процессе игры дети обобщают предметы одним словом, определяют место произрастания овощей и фруктов.

«Что это такое?»

Цель: Упражнять детей в умении отгадывать предметы живой или неживой природы.

Рассказывать признаки предметов.

Игровые действия:

Воспитатель или ведущий загадывает живой или неживой природы и начинает перечислять его признаки, а дети должны отгадать заданный предмет.

«Замысловатые вопросы»

Цель: Развивать сообразительность и находчивость.

Игровые действия:

Воспитатель читает загадку-задачку:

Росли четыре берёзы.

На каждой берёзе –

По четыре больших ветки,

На каждой большой ветке –

По четыре маленьких ветки,

На каждой маленькой ветке –

По четыре яблока.

Сколько всего яблок?

«Летает, плавает, бегает»

Цель: Изображать способ передвижения объекта.

Игровые действия:

Ведущий называет или показывает детям объект живой природы и предлагает детям изобразить способ передвижения этого объекта. Например, при слове «медведь» дети начинают подражать ходьбе как медведь; «сорока» дети начинают махать руками и так далее.

«Перелёт птиц»

Цель: Узнавать и называть зимующих и перелётных птиц.

Закреплять понятие «зимующие», «перелётные».

Игровые действия:

На столе разложены предметные картинки птиц. Каждый участник игры берёт картинку и «превращается» в определённую птицу. Ребёнок говорит: «Я – ворона!», «Я – воробей!», «Я – журавль!», «Я – кукушка!» и так далее. По сигналу ведущего: «Раз, два, три на своё место лети!», дети, у которых картинки с изображением зимующих птиц бегут к условному изображению (зимний пейзаж), другие дети, у которых картинки с изображением перелётных птиц, бегут к другому условному знаку (весенний пейзаж). Играть можно несколько раз, дети должны брать разные картинки.

«Похожи - не похожи»

Цель: Развивать у детей умение абстрагировать, обобщать, выделять предметы,

Сходные по одним свойствам и отличные по другим, сопоставлять, сравнивать предметы либо изображения.

Игровые действия:

В игре используется игровой экран с тремя «окнами – прорезями», в которые вставляются ленты с условными обозначениями свойств; ленты – полоски с обозначениями свойств предметов. В первое и третье «окно» вставляются полоски с изображением предметов, во второе – полоска с обозначением свойств.

Варианты могут быть разные:

1 вариант : Ребёнку предлагается установить «экран» так, чтобы в первом и третьем окне разместились предметы, обладающие свойством, указанным во втором «окне».

На начальном этапе освоения игры освоения игры свойство задаётся взрослым, затем дети самостоятельно могут устанавливать понравившийся признак. Например, первое «окно» - яблоко, второе «окно» - круг, третье «окно» - мяч.

2 вариант: Один ребёнок устанавливает первое «окно», второй – выбирает и устанавливает свойство, которым данные обладает, третий – должен подобрать предмет, подходящий к первому и второму «окну». За каждый верный выбор дети получают фишку. После первого тура дети меняются местами.

3 вариант: используется на заключительных этапах освоения. Играть можно с большой группой детей. Ребёнок загадывает «загадку» - выстраивает в первом и в третьем «окне» изображения обладающие общим свойством, при этом второе «окно» скрыто. Остальные дети догадываются, чем изображённые предметы похожи. Ребёнок, верно назвавший общее свойство, получают право открыть второе «окно» или загадать новую «загадку».

«Кто где живёт?»

Цель: Определять место среды обитания животного, правильно определять место «дома» объекта.

Игровые действия:

У воспитателя картинки с изображениями животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, дупло, берлога, река, гнездо и так далее).

«Времена года»

Цель: Формировать у детей понятия о временах года и о зависимости жизни живой природы от сезонных изменений, происходящих в неживой природе.

Игровые действия:

Воспитатель рассказывает детям о том, что времена года постоянно сменяются. Дети называют последовательно времена года и характерные признаки.

Воспитатель показывает картинки с изображением времени года и картинки объектов, у которых происходят различные изменения, например, заяц белый – зима; распустившийся подснежник – весна, созрела земляника – лето и так далее. Дети должны объяснять содержание картинки.

«Вопрос – ответ»

Цель: Развивать умения отвечать на поставленные вопросы.

Проявлять находчивость, сообразительность.

Игровые действия:

Педагог задаёт вопросы, а дети отвечают

Вопросы:

1.Почему человек назад оглядывается? (потому что у него на затылке глаз нет).

2.От чего кошка бегает? (не умеет летать).

3.Каким гребнем голову не причешешь? (петушиным).

4.Сколько яиц можно съесть натощак? (одно: после первого уже не будет натощак).

5.От чего гусь плавает? (от берега).

6.Чем до неба докинешь? (взглядом).

7.По чему собака бегает? (по земле).

8.Что можно увидеть с закрытыми глазами? (сон).

9.Без чего хлеб не испечёшь? (без корки).

10. За чем во рту язык? (за зубами)

11. У кого есть шапка без головы, нога без сапога? (у гриба).

«Цветы» (подвижная игра)

Цель: Называть и различать цветы.

Воспитывать любовь и умение любоваться их красотой.

Игровые действия:

Дети вспоминают садовые и лесные цветы, сравнивают их.

Каждый участник игры выбирает для себя эмблему цветка. У каждого ребёнка своя картинка. Одно и тоже название не может быть у нескольких детей.

По жребию выбранный цветок, например, василёк, начинает игру.

Он называет какой-нибудь цветок, например мак или роза. Мак бежит, а василёк догоняет его. Когда маку грозит опасность быть пойманным, он называет какой-нибудь другой цветок, участвующий в игре. Убегает названный цветок.

Пойманный цветок меняет своё название и снова включается в игру. Побеждает тот, кто ни разу не был пойман.

«Головоломки»

Цель: Расширять знания детей о животном и растительном мире.

Способствовать умению размышлять, делать умозаключения.

Воспитывать доброжелательное отношение к животным и растениям.

Игровые действия:

Воспитатель или подготовленный ребёнок загадывает задачки – головоломки:

1.На грядке сидит шесть воробьёв, к ним прилетели ещё пять. Кот подкрался и схватил одного воробья. Сколько осталось воробьёв?

2.Пара лошадей пробежала 40 км. По скольку километров пробежала каждая лошадь?

3.На поляне росли садовые цветы: ромашки, васильки, розы, клевер, фиалка. Таня сорвала все 1 розу, 2 клевера, 3 ромашки. Сколько у Тани цветов в букете? (определить садовые и лесные цветы, сосчитать только лесные цветы).

4.В вазе лежат фрукты: бананы, апельсин, яблоки, помидор, огурец, лимоны. Сколько всего фруктов лежит в вазе?

5.На грядке выросли сочные, вкусные яблоки и мандарины, спелая вишня и баклажан. Сколько овощей выросло на грядке?

«Узнай по объявлениям»

Цель: Продолжать знакомить с особенностями животных и птиц (внешний вид, поведение, среда обитания)

Развивать логическое мышление.

Игровые действия:

Педагог предлагает детям поиграть. Объясняет правила в игре, надо внимательно послушать объявление и отгадать о ком идёт речь (животное или птица) говорится в объявлении. Тот, кто угадал, получает фишку и в конце игры подводится итог.

1.Приходите ко мне в гости! Адреса не имею. Свой домик ношу всегда на себе.

2.Друзья! Кому нужны иглы, обращаться ко мне.

3.Надоело ползать! Хочу взлететь. Кто одолжит крылья?

4.Помогу всем, у кого сломался будильник?

5.Прошу разбудить меня весной. Приходите лучше с мёдом.

6.Хочу свить гнездо. Одолжите, подарите пух и перья.

7.Что-то очень скучно стало одному выть на луну. Кто составит мне компанию?

8.Тому, кто найдёт мой хвост! Оставьте его себе на память. Я успешно ращу новый!

9.Уже 150 лет жду друга! Характер положительный. Недостаток только один - медлительность.

10. Всем, всем, всем! У кого возникла надобность в рогах. Раз в год обращайтесь ко мне.

11. Учу всем наукам! Из птенцов за короткое время делаю птиц. Прошу учесть, что занятия провожу ночью.

12. Добрым, но одиноким птицам могу помочь обрести семейное счастье! Высиживайте моих птенцов! Материнских чувств никогда не испытывала и испытывать не буду. Желаю счастья в личной жизни. Ку-ку!

13. Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу. Учитывая всё это, настоятельно прошу называть меня по имени-отчеству. Патрикеевной больше не называть!

«Где что зреет?»

Цель: Упражнять в умении использовать знания о растениях, сравнивать плод дерева с его листьями.

Игровые действия:

На фланелеграф выкладываются две ветки: на одной – плод и листья одного растения (яблоня), на другой – плоды и листья растений. (Например, листья крыжовника, а плоды груши). Ведущий задаёт вопрос: «Какие плоды созревают, а какие нет?». Дети исправляют ошибки, допущенные в составлении рисунка.

«Почтальон принёс письмо»

Цель: Развивать умение описывать предметы и узнавать их по описанию.

Игровые действия:

Воспитатель приносит в группу коробку и говорит, что почтальон принёс посылку. В посылке разные овощи и фрукты. Дети достают пакеты из коробки, заглядывают в них и описывают то, что им принёс почтальон. Остальные дети отгадывают.

«Птичка»

Цель: Различать деревья по листьям.

Воспитывать правильно вести себя в игре: не подсказывать друг другу, не перебивать сверстников.

Игровые действия:

Перед началом игры дети вспоминают различные деревья, сравнивают их по форме и величине листьев.

Дети должны перед игрой подобрать для себя фант – любую мелкую вещь, игрушку. Игроки усаживаются и выбирают собирателя фантов. Он садится в середину круга и остальным игрокам даёт названия деревьев (дуб, клён, липа и так далее) и дети берут и одевают веночек из листьев. Каждый должен запомнить своё название. Собиратель фантов говорит: «Прилетела птичка и села на дуб». Дуб должен ответить: «На дубу не была, улетела на ёлку». Ёлка называет другое дерево и так далее. Кто прозевает – отдаёт фант. В конце игры фанты выкупаются.

«Снежный ком»

Цель: Расширять знания детей о перелётных птицах».

Развивать внимание и наблюдательность.

Игровые действия:

Ведущий показывает картинку, на которой изображена перелётная птица.

Дети смотрят на картинку и рассказывают о ней по очереди: первый ребёнок – первое предложение, второй ребёнок – предыдущее предложение и своё, третий ребёнок - повторяет два предыдущих и добавляет своё. Например: «Грач – перелётная птица». – «Грач – перелётная птица. Он большой и чёрный». – «Грач – перелётная птица. Он большой и чёрный. Место их обитания называется грачевник» и так далее.

«Кого чем угостим?»

Цель: Знать, чем питаются животные и птицы.

Игровые действия:

Ведущий перебрасывает мяч детям и называет объект (животное, птица), а дети отвечают и возвращают мяч ведущему. Например, воробей – крошки и семечки; синица - сало; корова – сено; кролик – морковка; кошка – мышка, молоко; белка – шишка, ягоды и так далее.

Игра «Хорошо – плохо»

Цель: Совершенствовать знания детей о явлениях живой и неживой природы, животных и растениях.

Игровые действия:

Воспитатель или педагог предлагает детям разные ситуации, а дети делают умозаключения, например: «Ясный солнечный день осенью – хорошо или плохо?», «В лесу пропали все волки – это хорошо или плохо?», «Каждый день идут дожди – это плохо или хорошо?», «Снежная зима – это хорошо или плохо?», «Все деревья зеленые – это хорошо или плохо?», «Много цветов в нашем саду – это плохо или хорошо?», «У бабушки в деревне есть корова – это хорошо или плохо?», «Исчезли все птицы на земле – это плохо или хорошо?» и так далее.

«Кто за кем?»

Цель: Показать детям, что в природе всё связано между собой.

Продолжать воспитывать у детей бережное отношение ко всем животным.

Игровые действия:

Воспитатель предлагает вызванному ребёнку соединить ленточкой всех животных, которые охотятся друг за другом. Другие дети тоже помогают найти правильные картинки с животными. Можно предложить начинать игру с растения, лягушки или комара.

«Каждому своё место»

Цель: Формировать у детей умение пользоваться схематическими изображениями обобщающих понятий.

Воспитывать самостоятельность, умение логически мыслить.

Игровые действия:

Педагог раздаёт по одной карточке каждому ребёнку (одного типа). Затем раздаёт каждому ребёнку поочерёдно по одной картинке. Дети, получив картинку, должны поместить её под схематическим изображением понятия, к которому подходит изображение на этой картинке. Когда все картинки разобраны, дети проверяют правильность своих действий и действий своих сверстников.

Дети должны самостоятельно проверить правильность выполнения задания и объяснить почему выполнили именно так.

«Сокол и лиса» (подвижная игра)

Цель: Расширять знания детей о диком животном и хищной птице.

Умение быстро действовать по сигналу ведущего.

Игровые действия:

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Сокол и лиса». Показывает картинку сокола и рассказывает о том, где живёт эта птица, как ведёт себя.

Вспомнить повадки лисы.

Выбрать «сокола» и лисы по желанию детей или использовать считалки.

Остальные дети – «соколята». Сокол учит своих соколят летать. Он легко бегает в разных направлениях и одновременно производит руками летательные движения. Стайка соколят бежит за соколом и точно повторяет его движения. В это время вдруг выскакивает из норы лиса.

Соколята быстро приседают на корточки, чтобы лиса их не заметила.

Появление лисы определяется сигналом ведущего. Лиса ловит тех, кто не успел присесть.

«Что будет, если …?»

Цель: Знать, что надо делать для того, чтобы беречь, сохранять и приумножать природу.

Развивать умения делать выводы и умозаключения.

Игровые действия:

Воспитатель задаёт ситуацию для обсуждения с детьми, из которой дети приходят к выводу, что необходимо соблюдать чувство меры и беречь природу. Например: что будет, если в реку один мальчик бросит банку из-под «колы»? А два? А три? А много мальчиков? Что будет, если в выходной из леса одна семья привезёт охапку подснежников? Две семьи? Пять? Что будет, если у одного водителя машина выбрасывает много выхлопных газов? Три машины? Половина водителей города? Что будет, если в лесу один человек включит магнитофон на полную мощность? Группа туристов? Все отдыхающие в лесу? (Аналогично – о костре, о сломанной ветке, о пойманной бабочке, о разорённом гнезде и так далее).

Литература

1. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2003.

2. Горькова Л. Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. М.: «Вако», 2007.

3. Кондратьева Н.Н. «Мы». Программа экологического образования детей, 2004.

4. Маханёва М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. М.: Аркти, 2004.