Украшения. Аксессуары. Дизайн ногтей. Цвета. Нанесение. Ногти

Интересные загадки для школьников 5 клаас.

Загадка первая. Для взрослых: чем отличаются загадки для детей 10 лет, от ? Нет, не только сложностью! В слове 10 лет две цифры, а в 5 — одна! Ровно в 2 раза больше. И сама цифра 10 тоже в 2 раза больше чем 5. И загадки для детей 10 лет ровно в 2 раза длиннее, чем для маленьких! 🙂 Шучу, конечно. Но доля правды в этих словах все-таки есть, потому что провести четкую грань: вот эти загадки для детей 10 лет годятся, а эти — уже нет, я так и не смог. В итоге, придется нам с вами доверяться моему чутью. Уж что выросло — то выросло. 🙂

Загадки для детей 10 лет — учеников 4-5 классов

В квартире нашей – робот.

У него – огромный хобот.

Любит робот чистоту.

И гудит, как будто «ТУ»

Он охотно пыль глотает,

Не болеет, не чихает.

(Пылесос)

Одной рукой – тебя встречает,

Другой рукою – провожает.

Папа, мама! Посмотри -

Полюс северный внутри!

Там сверкает снег и лед,

Там – сама зима живет.

(Холодильник).

На шесте стоит дворец,

Во дворце живет певец.

(Скворец)

Я – вроде сосен, вроде ёлок,

Но зимою – без иголок.

(Лиственница)

Как у нашей Аллочки

Ниточка на палочке.

Палочка – в руке,

А ниточка – в реке.

На нашей крыше верхолаз

Ловит новости для нас.

(Антенна)

Я молча гляжу на вас всех.

Вы смотрите все на меня.

С веселыми – вижу я смех,

С печальными – плачу и я.

Вы видите правду, пока

Я дома, на вашей стене.

Увидит старик - старика,

Ребенок - ребенка во мне.

(Зеркало)

Больно грызет, мелко жуёт,

А сама не глотает.

Сам он молчит,

А побьют, то кричит.

(Барабан).

Он всегда в работе,

Когда мы говорим.

Тогда лишь отдыхает,

Когда мы замолчим.

Есть горячая гармошка

В нашем доме под окошком.

Не поет и не играет.

Дом она обогревает.

(Батарея).

По лугу он важно ходит.

Из воды – сухим выходит.

Носит красные ботинки.

Всем подарит нам перинки.

Все время стучат,

Не велят нам скучать.

Все время – идут.

А с места не сойдут.

Я подмышкой полежу,

Что вам делать – укажу.

Толи уложу в кровать,

Толи будете гулять.

(Градусник).

Языка она не имеет,

Но, у кого она побывает,

Тот много чего заимеет

И много чего узнает.

Хоть без ног и без крыльев оно,

Но летит – не догонишь его. (Время).

И дом я украшаю,

И пыль всю собираю.

А еще – люди топчут ногами,

А потом даже бьют сапогами.

Колючий недотрога живет в глуши лесной.

Иголок – очень много, а нитки – ни одной.

Меня все топчут, а я – все лучше.

(Тропинка).

Ходит он в мундире ярком.

Носит шпоры для красы.

Целый день он – забияка.

Утром он для нас – часы.

Через поле, через лес,

Был он там, а нынче – здесь.

Он бежит по проводам.

Скажешь – здесь, а слышно – там.

(Телефон).

На тридцать два воина – один командир.

(Зубы и язык).

И не море, и – не земля.

И пешком не пройдешь,

И на корабле не поплывешь.

Если б не было его –

Не сказал бы ничего.

У нее – вся душа нараспашку.

И хоть пуговки есть – нет рубашки.

Не индюшка, а надувается.

И не птица, а заливается.

(Гармошка).

У этой толстухи – деревянное брюхо

И железный поясок.

Бьют его рукой и палкой.

Никому его не жалко.

И, за что беднягу бьют?

Да, за то, что он надут.

Мойдодыру я родня.

Поверни-ка ты меня!

Я холодною водою

Хорошо тебя умою.

Хобот – резиновый,

Желудок – парусиновый.

Как загудит его мотор –

Проглотит он пыль и сор.

(Пылесос).

Оно – тебе лишь дано,

А люди им пользуются.

В этой тканевой стране

По реке-простыне

Плывет горячий пароход

То – назад, а то – вперед.

А за ним – такая гладь,

И морщинки не видать.

В огне – не горит.

В воде – не тонет.

В земле – не гниет.

Дом – стеклянный пузырек.

Там таится огонек.

Днем он спит. А, как проснется –

Ярким пламенем зажжется.

Лист бумаги по утрам

Каждый день приносят нам.

На одном таком листе –

Много разных новостей.

На стене, на видном месте

Соберутся вести вместе.

А потом – его жильцы

Полетят во все концы.

(Почтовый ящик).

Ася, Ася – разлеглася.

Если встанет – до неба достанет.

Маленький, кругленький

По полу гуляет.

За хвост – не поймаешь.

Его ты раскрываешь – тебя он закрывает

А дождик пройдет – будет все наоборот.

Плещет теплая волна.

Под волною – белизна.

Ну-ка, дети, вспомните,

Что за море в комнате?

На пальце моем –

Ведерко вверх дном.

(Наперсток).

Весь мир она одевает.

Сама же – одежды не знает.

На пальце моем –

Ведерко вверх дном.

(Наперсток).

Птичка-невеличка.

Носик – стальной,

Хвостик – льняной.

Работает – кланяется.

Придет домой - растянется.

Всех на свете она обшивает.

То, что шьет - сама не надевает.

Сам – деревянный.

Голова – железная.

(Молоток).

У дядюшки Никона

Вся лысина потыкана.

(Наперсток).

Хожу на голове,

Хотя – и на ногах.

Хожу я босиком,

Хотя – и в сапогах.

(Гвоздь в сапоге).

Пушистый, мягкий, круглый,

Есть и хвост, но я не кот,

Часто прыгаю упруго,

Покачусь - и под комод.

Туловище – деревянное, а голова – железная.

(Топор, молоток).

Зубы имеют, а зубной боли не знают.

Вот такие загадки. Как вы считаете, детям 10 лет это будет в самый раз, или нужно посложнее? Так у нас и посложнее есть! И довольно много! Вот, к примеру, . Или для школьников. Да много есть интересного! Посмотрите в каталоге, и выберите себе сборник по душе!

Цели: знакомство с происхождением и природой загадок; развитие умения отгадывать и сочинять загадки.

План урока.

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Сообщение темы и целей урока.
  4. Беседа о загадках.
  5. Как сделана загадка.
  6. Творческая работа.
  7. Итог урока.

Словарная работа. Загадка, иносказание, прямое и отрицательное сравнение, метафора.

Оборудование: карточки с загадками, иллюстрации острова загадок, летучего корабля.

Ход урока

I. Организационный момент.

Сегодня, ребята, мы с вами продолжим наше путешествие по стране Фольклора. И из царства сказок отправимся на остров Загадок.

II. Проверка домашнего задания.

Но прежде, чем мы отправимся на остров, давайте вспомним,

Как сказки дошли до нас?

Какие средства передвижения используют сказочные герои?

III. Сообщение темы и целей урока. На доске: "ЗАГАДКИ".

А совершим мы наше путешествие на летучем корабле. Поудобнее устраивайтесь. Отправляемся на остров загадок. А чтобы вы не скучали во время путешествия; мы с вами узнаем, как появились загадки, будем учиться их отгадывать, а также попробуем сами сочинить загадку.

IV. Сообщение учителя.

Одним из малых жанров детского фольклора являются загадки. Загадки – увлечение детей. Они развивают сообразительность. Раньше их сочиняли взрослые люди, и они несли ответственность за них, так как зачастую от загадок зависела жизнь человека.

Во многих сказках предлагается герою загадка, и от этого ответа будет зависеть его жизнь или судьба.

В Древней Греции есть город Фивы, в одной из легенд жило там страшное чудовище Сфинкс, и он загадывал загадку, а кто не мог отгадать, то съедал и только один герой отгадал.

– Попробуйте и вы эту загадку отгадать.

Что ходит утром на 4 ногах,

В полдень – на 2 ногах,

А вечером на 3 ногах?

Ответ: Человек.

Почему вы так думаете?

Утро сравнивается с малышом, который не может ходить. Полдень с человеком, который хорошо ходит, а вечер сравнивается с пожилым человеком.

Знание загадок приносило счастье. В загадках используется иносказательная речь, т.е. это сравнение, иными словами рассказывается явление. Загадывающие стараются спрятать ответ.

– Как создаются загадки?

– Кто создает загадки?

А создают загадки люди с поэтическим дарованием. Посмотрите, какое воображение нужно иметь человеку, чтобы в горящей лучине увидеть "красного петушка, что по жердочке бежит", или посмотришь на обыкновенную редьку и сравнишь ее с девицей, томящейся в темнице:

"Сидит девица в темнице,

А коса на улице".

Многие образы в загадке поражают неожиданностью и красочностью. Загадка, обычно указывает на особые признаки к свойствам, которые присущи только загадываемому предмету. Недаром о загадке говорят, что она "без лица в личине". Настоящее лицо загадки скрывается под "личиной", и нам с вами отгадать надо, разоблачить того, что спрятано и скрыто в образе и качестве.

V. Как “сделана” загадка.

"Стоит девица в избе,
А коса – на дворе".

Кого надо нам разоблачить?

Девицу с косой.

Образ девицы с косой иносказательно говорит нам о каком-то предмете.

Что это за предмет?

Как получилась эта загадка?

Кто-то из наших предков посмотрел на печь и уподобил ее девице, а дым сравнил длинной косой, и получилась загадка.

В каждой загадке есть главные слова.

На какие слова нужно обратить внимание при отгадке?

"Серый, маленький Денис
На веревочке повис. (Паук. )

Имя человека нас запутывает (это имя взято для рифмы). Ребята, отгадать загадку бывает довольно трудно. Загадка – это очень хитро поставленный вопрос. Сейчас я вам загадаю загадку, а вы попробуете ее представить как поэтические образы и проинтонировать эти образы в движениях.

"Выше леса стоячего,
Ниже облака ходячего,
Стоит безуглый дом,
Без дверей, без окон". (Гора. )

Первое движение (1 строка) – руки потянулись вверх,

Второе движение (2 строка) – руки опустились вниз,

Третье движение (3 строка) – руки пошли волнами (широким округлым движением показываем что-то большое и округлое).

Загадки бывают различных типов.

1. Где перечисляются различные признаки:

Кафтан на мне зеленый,

А сердце, как кумач.

На вкус, как сахар сладок,

А сам похож на мяч. (Арбуз. )

2. Краткая характеристика предмета:

Голубая простыня весь свет одевает. (Небо .)

(Здесь признак предмета и сравнение. )

3. Сравнение. Отрицательное сравнение.

Серебряные нити сшивают землю и небо. (Дождь. )

Летит, а не птица,

Воет, а не зверь. (Ветер. )

4. Метафора – свойства живого существа переносятся на неживое.

Под одной крышей четыре братца живут (стол, стул).

Отгадывание загадок и определение их тематики.

Итак, кратко о загадке мы можем сказать следующее:

VI. Составление загадок. Вот мы с вами и на острове загадок.

Со страницы книжки в гости
К вам я шла,
Чтобы разгадали вы меня, друзья,
Очень торопилась, и случилось так,
Что на куски разбилась, не собрать никак.
Помогите, помогите!
Из кусков меня сложите,
А потом вы вспомните меня, узнаете
И конечно разгадаете.

На парте у каждого ученика лежат наборы рассыпанных загадок, в цветных конвертиках.

– Из рассыпанных слов составить загадку.

1) Да, лежала, с иголками, под елками, побежала, подушечка, лежала, лежала.

Лежала под елками
Подушечка с иголками.
Лежала, лежала
Да и побежала. (Ежик .)

2) Скрываюсь, весной, летом, появляюсь, спать, ложусь, осенью, зимой, веселюсь, опять.

Зимой скрываюсь,
Весной появляюсь,
Летом веселюсь,
Осенью опять спать ложусь. (Река .)

3) Грызет, резвится, живет, и, орешки, не мышь, на, деревьях, в, лесу, не, птица.

Не мышь, не птица,
В лесу резвится,
На деревьях живет
И орешки грызет. (Белка. )

Перед вами иллюстрация к сказке А.С. Пушкина, угадайте, к какой. (Сказка о царе Салтане. )

– Каждая девица загадывает загадку и нам необходимо отгадать их.

1) Все его любят,
А поглядят на него,
Так каждый морщится. (Солнце ю)

2) Расколи лед –
Возьми серебро.
Разрежь серебро –
Возьми золото. (Яйцо .)

3) Зелена, а не луг,
Белая, а не снег,
Кудрява, а без волос. (Береза .)

VII. Подведение итога урока.

Д/з: приготовить "рассыпную" загадку, попробуйте сочинить свою.

О, математика земная, гордись прекрасная, собой.

Ты всем наукам мать родная и дорожат они тобой.

Твои расчёты величаво ведут к планетам корабли,

Не ради праздничной забавы, а ради гордости Земли!

В веках овеяна ты славой, светило всех земных светил.

Тебя царицей величавой недаром Гаусс окрестил.

Строга, логична, величава, стройна в полёте, как стрела

Твоя не меркнувшая слава в веках бессмертье обрела.

Я славлю разум человека, дела его волшебных рук,

Надежду нынешнего века, царицу всех земных наук!

ЗАГАДКИ

1. Какой ключ не отмыкает замок? (Скрипичный)

2. Какую траву и слепой узнает? (Крапиву)

3. Из какой посуды не едят? (Из пустой)

4. Сколько яиц можно съесть натощак? (Одно)

5. Петух, стоя на одной ноге весит 5кг. Сколько он будет весить, стоя на двух ногах? (5кг)

6. На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50)

7. У родителей 6 сыновей. Каждый имеет сестру. Сколько всего детей в семье? (7)

8. Тройка лошадей пробежала путь 30км. Сколько пробежала каждая лошадь? (30км)

9. Какое число приказывает? (Три)

10. Сколько единиц в дюжине? (12)

11. Сколько разных букв в названии нашей страны? (5)

12. Когда сутки короче: зимой или летом? (Одинаковы)

13. Катались 2 сына на трёхколёсных велосипедах, и их отец – на двухколёсном велосипеде. Сколько всего было колёс?(8)

14. Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка тянули-тянули и вытянули репку. Сколько глаз смотрело на репку?(12)

15. Какие два числа, если их перемножить, дают такой же результат, что и при их сложении? (2 и 2)

16. Из-под забора видно 6 пар лошадиных ног. Сколько этих животных во дворе? (3)

17. К однозначному числу приписали такую же цифру. Во сколько раз увеличилось число? (в 11 раз)

18. Чтобы дойти Ивану Васильевичу до работы требуется 1,5 часа. С работы, торопясь домой, он возвращается по той же дороге за 90 минут. Чем вы объясните такую разницу? (Нет разницы)

19. Сколько лет двадцатилетнему человеку было 4 года назад? (16)

20. Каким по счёту является “Ь” в названии последнего месяца осени? (6)

21. Сколько рогов у трех коров? (6)

22. Сколько музыкантов в квартете? (4)

23. Наименьшее двузначное число? (10)

24. Чему равен пуд? (16 кг)

25.Отрывок из стихотворения К.И.Чуковского “Мойдодыр”:

Одеяло убежало, улетела простыня,

И подушка, как лягушка, ускакала от меня.

Я – за свечку, свечка – в печку,

Я – за книжку, та – бежать

И вприпрыжку под кровать.

Я хочу напиться чаю, к самовару подбегаю,

Но пузатый от меня убежал, как от огня!

Что такое? Что случилось? Отчего же всё кругом

Завертелось, закружилось и помчалось колесом?

Утюги за сапогами, сапоги за пирогами,

Пироги за утюгами, кочерга за кушаком.

Всё вертится, всё кружится и несётся кувырком!..

Вопрос: Сколько предметов убежало от грязнули? (11)

26. К серой цапле на урок прилетело 7 сорок.

А из них лишь 3 сороки приготовили уроки.

Сколько лодырей сорок прилетело на урок? (4)

27. Я, Серёжа, Коля, Ванда – волейбольная команда.

Женя с Игорем пока – запасных два игрока.

А когда подучатся, сколько нас получится? (6)

28. Мы – большущая семья, самый младший – это я.

Юра, Шура, Клаша, Саша и Наташа тоже наша.

Мы по улице идём, говорят, что детский дом.

Сосчитайте поскорей, сколько нас в семье детей? (6)

29. Сидят рыбаки, стерегут поплавки.

Рыбак Корней поймал 13 окуней,

Рыбак Евсей – 4 карасей,

А рыбак Михаил двух сомов изловил.

Сколько рыб рыбаки натаскали из реки? (19)

30. Что за цифра акробатка? Если на голову встанет –

Ровно на 3 меньше станет. (9)

31. Он давно знакомый мой, каждый угол в нём прямой,

Все 4 стороны одинаковой длины.

Вам его представить рад. Как зовут его? (Квадрат)

32. Разделите число 1888 пополам, чтобы получилось два раза по 1000.

33. Зайцы пилят бревно. Они сделали 10 распилов. Сколько получилось чурбачков? (11)

34. Мальчик лёг спать в 8 часов вечера, поставив будильник так, чтобы он прозвенел в 9 часов утра. Сколько времени проспит мальчик? (1)

35. Когда Коля и Толя были маленькими, они часто пугались, и от страха у них по спинам бегали мурашки. У Коли по спине бегало 27 мурашек, а у Толи на 3 мурашки больше. Сколько всего мурашек бегало по спинам у мальчиков? (57)



1 слайд

Выявление тематики загадок, знакомство с наиболее распространенными видами загадок;

Развитие творческих способностей учащихся в процессе создания загадок, формирование логического мышления, устной речи учащихся, навыков выразительного чтения;

Воспитание интереса к устному народному творчеству, бережного и внимательного отношения к слову.

Ход урока

Организационный момент.

Проверка домашнего задания (Беседа по статье учебника «Загадки»).

Сегодня мы будем говорить об одном жанре устного народного творчества – загадках.

Как вы понимаете, что такое устное народное творчество?

Что такое фольклор? (ответы учеников).

Фольклор (в первом значении) – народное творчество. Различают словесный, музыкальный и танцевальный фольклор. Второе значение слова – совокупность обычаев, обрядов, песен и других явлений народного быта.

В народной культуре обычно слова связаны с музыкой, а музыка влечет за собой движение. Мы будем изучать словесный фольклор, но будем помнить, что даже словесный фольклор всегда мелодичен.

Почему мы называем фольклор коллективным творчеством?

Как передаются произведения фольклора новым поколениям людей?

Тема нашего урока – загадки. А что такое загадка? (Ответы учеников). Загадка – выражение, которое нуждается в разгадке. Придумывать загадки – значит находить важное, интересное, необычное в явлениях и предметах. Находить отгадки – определять предмет или явление по признакам,действиям и подобию.

2 слайд

Работа с таблицей . (В презентации заполнена левая часть таблицы. Совместно с учителем заполняется правая часть).

Устное народное творчество

Фольклор

От английских слов folk - народ, lore – мудрость. Фольклором называют искусство народа.

Жанры фольклора

Пестушки, потешки, поговорки, пословицы, загадки, прибаутки.

Загадки

Определение

Загадки представляют собой свод знаний и понятий.

Что выражается в загадках?

Стремление древних людей познать мир, открыть неизвестные его стороны.

При помощи каких художественных средств «сделаны» загадки?

Сравнение («Голубой шатёр весь мир накрыл»).

Антитеза (противопоставление) («Из живого – мертвое, из мертвого – живое»).

Отрицание («Не вода, а жидкое, не снег, а белое»).

Виды загадок

Загадки-иносказания

Загадки-описания

Загадки-вопросы

Загадки-шутки

Загадки с числами

Загадки возникли в глубокой древности. Их происхождение связано с мифологическими представлениями. Мир тогда казался человеку таинственным, природа – живой, и всё это нашло отражение в загадках. Для первобытного человека природа одушевлена, разумна и враждебна. Поэтому ее нужно задобрить, обмануть. А для этого необходима тайная, условная речь, которая не будет понятна природе. Без этого знания представитель племени не мог стать равноправным членом общины.

Загадки принято было загадывать зимой, после Рождества, в мясоед и особенно – на Масленицу, нередко также до Рождества, на осенних посиделках и вечеринках, за общей работой или же на праздничных сборищах. Строго запрещалось загадывать загадки в период Великого поста, во время появления приплода у скота, потому что это якобы грозило ему болезнями.

Отмечена тесная связь загадок с обрядами, магическими действиями, направленными на обеспечение урожая и достижение успеха в скотоводстве. Отгадывая загадки о явлениях природы, животных и растениях, человек стремился воздействовать на силы природы, покорить их. Не случайно в мифах и преданиях враждебные человеку существа, олицетворяющие природные силы, отпускают пленных и даже погибают, если человек отгадывает предложенные им загадки.

Ребята, а теперь давайте вместе будем отгадывать загадки. Внимание на экран.

3- 8слайды

Вы хорошо отгадывали загадки. Дома вам нужно было подобрать загадки. Кто хочет загадать выбранные загадки своим одноклассникам? (Желающие загадывают загадки, весь класс отгадывает ).

Когда вы дома подбирали загадки, думаю, вы заметили, что тематика загадок очень разнообразна. Обратимся к таблице.

9 слайд

Темы загадок

Примеры

Небо, земля, явления природы

Два быка бодаются – вместе не сойдутся (Небо и земля).

Синенькая шубёнка весь мир накрыла (Небо).

Вода, реки, ручьи

Что вверх корнем растет? (Сосулька).

Кругом вода, а с питьём беда (Море).

Насекомые

Маленький мужичок, а острый топорок (Пчела).

Шли плотнички без топоров, срубили избу без углов (Муравейник).

Птицы

Шапочка алая, жилеточка нетканая, кафтанчик рябенький (Курица).

Не король, а в короне, не гусар, а при шпорах, на часы не заглядывает, а время знает (Петух).

Животные

По горам, по долам ходит шуба да кафтан (Овца).

Маленький шарик под лавкой лежит (Мышь).

Человек

Не часы, а тикает (Сердце).

Без чего не может жить человек? (Без имени).

Пашня, обработка хлеба

Железный нос в землю врос, роет, копает, землю разрыхляет (Плуг).

Согнута в дугу, летом – на лугу, зимой – на крюку (Коса).

Лес, деревья, кусты

Зимой с седой бородой, летом новая вырастает, осенью отпадает (Лиственный лес).

Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не голов (Берёза).

Овощи, ягоды

Не шит, не кроен, а весь в рубцах (Кочан капусты).

Посреди двора – золотая голова (Подсолнух).

Ребята, вы увидели, какое многообразие тем использовано в загадках. Конечно, эту таблицу можно продолжать еще очень долго. Тематика загадок отражает практический опыт человека, его повседневную бытовую и хозяйственную деятельность, его знания о мире. В загадках кодируются видимые и осязаемые реалии и явления: человек.

Обычно в загадке сталкиваются два предмета – описываемый и загадываемый, и в результате создается странная, совершенно фантастическая картина. Но в любом случае основным является такой способ загадывания загадки: указывается на свойства предмета загадывания, его функцию, способ изготовления, внешний вид – с замещением этого предмета другим.

10 слайд

Загадки бывают рифмованными:

Черный Ивашка

Деревянная рубашка,

Где носом ведет,

Там заметку кладет.

(Карандаш).

Работа в группах

11 слайд

Задание 1 группе

Существуют прямые загадки, в которых с помощью иносказаний, прямых и косвенных черт описывается загаданный предмет или явление. Например:

1. «Что такое: не лает, не кусает, а в дом не пускает?» (Замок).

2. «Еду в нем на верхней полке

К морю,к солнышку, на юг.

А колеса без умолку:

Тук-тук-тук! Тук-тук-тук!» (Поезд)

Выберите тему и составьте прямую загадку. Лучшую загадку загадайте классу.

12 слайд

Задание 2 группе

Загадки-обманки отличаются тем, что в них подразумевается одно решение, а на самом деле за игрой слов или другим обманным приемом кроется совсем другое. Например: «Кто грызет на ветку шишку? Ну, конечно, это …» (белка).

Выберите тему и составьте загадку-обманку. Лучшую загадку загадайте классу.

13 слайд

Задание 3 группе

Загадки на образное мышление обычно решаются, если рассматривать вопрос не буквально, а образно или широко, то есть включать в плоскость решения факторы, которые могут подразумеваться из-за двусмысленной трактовки вопроса или слов, которые в нем используются. Например: «Что можно приготовить, но нельзя съесть?» (Уроки).

Выберите тему и составьте загадку на образное мышление. Лучшую загадку загадайте классу.

14 слайд

Задание 4 группе

Математические загадки решаются с помощью подсчетов, но часто подразумевают использование и образного, и логического мышления. Например: «В пустой комнате в каждом углу сидело по одной кошке. Напротив каждой кошки было по одной кошке. Сколько всего кошек было в комнате?» (4 кошки).

Выберите тему и составьте математическую загадку. Лучшую загадку загадайте классу.

Индивидуальные сообщения учащихся.

«Загадка в русских сказках», «Загадка в наше время».

Произведения устного народного творчества – это богатство и украшение нашей речи. Они создавались народом и передавались из уст в уста. С древних времен люди хранили и передавали народную мудрость. Чтобы ребенок различал предметы по признакам или действиям, ему загадывали загадки. Загадки испытывают сообразительность человека.

Устное народное творчество существовало уже тогда, когда не была изобретена письменность. Сказки, загадки, пословицы и другие произведения фольклора передавались из уст в уста. Запоминали их со слуха. Когда появились книги, произведения народного творчества продолжали жить в народе. Когда человек что-то запоминает со слуха, то, рассказывая другому, он может немного забыть первоначальный вариант, изменить его и добавить что-то свое. Поэтому в разных частях нашей страны одни и те же произведения устного народного творчества могут звучать по-разному.

В современном мире загадка перестала играть культовую, мистическую, социальную роль. Однако, осталась культурная, образовательная и развлекательные функции загадки. Загадки глубоко проникли не только в фольклор, но и в мировую литературу, стали неотъемлемой частью культуры народов мира. Конечно, разгадывание загадок является прежде всего развлечением. Но в то же время загадка – вызов человеческой мысли и весомый мотив для нахождения ответа на нее. Ведь недаром говорят: «Загадка, разгадка да семь верст правды».

15 слайд

/Конкурсная программа предназначена для педагогов, работающих с учащимися 4 -5 классов, воспитателям – организаторам детского отдыха, учителям литературы. Загадки подобрала не сложные, потому что время на обдумывание не дается. Предварительной подготовки не требует. Собирала загадки много лет, к сожалению, данных о сборниках загадок нет. Стихотворение в начале праздника авторское. /

Цели и задачи: познакомить с многообразием тем русских загадок, развивать познавательный интерес, воображение, воспитывать любознательность, смекалку.

Действующие лица:
Ведущий
Девочка Женя

Ход мероприятия.
(Звучит веселая детская музыка. Появляется ведущий с книгой в руках, начинает читать)

Ведущий : «Жила девочка Женя. Однажды послала ее мама в магазин за баранками. Купила Женя семь баранок: две баранки с тмином для папы, две баранки с маком для мамы, две баранки с сахаром для себя и одну розовую баранку для братика Павлика.» так начинает свою сказку В.Катаев, которая называется «Цветик- семицветик». В этой сказке бабушка дарит девочке цветочек, который исполняет желания. Представляете, сегодня Женя у нас в гостях.

(появляется девочка)

Женя: Здравствуйте, ребята! Все было именно так. Я не хочу вспоминать содержание этой сказки, я вам принесла сегодня немного другой цветочек. В тоже семь лепестков, но на каждом задание, связанное с загадкой.

Ведущий: Вот здорово! А конкурсную программу мы назовем «В стране загадок».
Каждый из вас сейчас может привести в пример несколько загадок. Ведь это здорово, посоревноваться в сообразительности, немного поднапрячь свой ум.

Женя: Ребята! Объясните мне, как вы понимаете: что такое загадка.

(ребята своими словами объясняют свое понимание слова – загадка)

Женя: Конечно, загадка – это интересный заковыристый вопрос, на который нужно найти отгадку. Игра в загадки всегда развивающая и познавательная.
Эх, загадочка, загадка!
Ты зарядка для ума.
И всегда ведь есть отгадка,
Только спрятана она.

Ведущий: И ребенок, и папаша
Знает точно на зубок,
Что загадка – гордость наша
И разминка для ума.

Женя: Эй, ребята, не робей!
Соревнуйся веселей.
Обсуждай и вразумей,
Да ответ скажи скорей.

Ведущий: Ребята, а вы знаете, что люди с древних времен составляли и разгадывали загадки. В древности, когда мужчин посвящали в воины, загадывали им каверзные вопросы, которые нужно было непременно разгадать.

Женя: Да - да! Помните, в русских народных сказках герой тоже разгадывал загадки.

Ведущий: По-моему, уже пора начинать конкурс. Мы не будем организовывать команды, каждый участник, а их у нас 10, будет зарабатывать баллы сам себе. Победит тот, кто наберет большее количество баллов. По условиям конкурса один раз можно попросить задать другой вопрос, один раз попросить помощь зала. Всем условия понятны. Тогда начинаем.

Женя: Отрываем первый лепесток. (может выбрать лепесток любой человек из зала)
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли-
Нам задание скажи.

Ведущий: Первый листок с загадками посвящен животным и птицам. Каждому загадываю загадку, через пять секунд вы говорите отгадку. Если вы не знаете, ответить может другой участник и заработать дополнительный балл.

Загадки о животных и птицах.
1. Днем спит, ночью летает и прохожих пугает. (сова)
2. Удивительный ребенок! Только вышел из пеленок, может плавать и нырять, как его родная мать. (утенок)
3. Заплелись густые травы, закудрявились луга. Да и сам я весь кудрявый, даже завитком рога. (баран)
4. Зубовато, серовато по полю рыщет. Козлят ищет. (волк)
5. Зверь я горбатый, очень нравлюсь ребятам. (верблюд)
6. Через море – океан, плывет чудо-великан. Пряча ус во рту, растянулся на версту. (кит)
7. Я в воде купался, а сухим остался. (гусь)
8. По горам да по долам ходит шуба да кафтан. (овца)
9. Он в мундире ярком, шпоры для красы. Днем он – забияка, поутру – часы. (петух)
10. Без расчески причесался и умылся без воды, в кресло мягкое забрался и запел на все лады. (кот)

Дополнительные:
1. Длинное ухо, комочек пуха. Прыгает ловко, грызет морковку. (кролик)
2. Эта маленькая крошка, рада даже хлебной крошке, потому что до темна в норке прячется она. (мышь)
3.В дом чужого не пущу, по хозяину грущу. (собака)
4. Голубой аэропланчик сел на белый одуванчик. (стрекоза)

Женя: Молодцы, ребята! Загадки были не сложные, это только начало. Будьте внимательны. Русские загадки славятся неповторимостью, разнообразием тем и форм. Идем дальше. Отрываем второй лепесток.
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли-
Нам задание скажи.

Ведущий: Загадки о школе, школьных учебных принадлежностях. Слушайте внимательно. Время на обдумывание у вас нет.

Загадки о школе:
1. Черный Ивашка, деревянная рубашка. Где носом поведет, там заметку кладет. (карандаш)
2. Человечки сели в ряд, нам о многом говорят. (буквы)
3. В школьной сумке я лежу, как ты учишься скажу. (дневник)
4. Сама мала, а ума придала. (книга)
5. В этой узенькой коробке ты найдешь карандаши, ручки, скрепки, кнопки, что угодно для души. (пенал)
6. Если ей работу дашь – зря трудился карандаш. (резинка)
7. Грамоты не знаю, а весь век пишу. (ручка)
8. Стоит дом, кто в него войдет, тот ума приобретет. (школа)
9. Проживают в умной книжке, эти умные мальчишки. Десять их, но братья эти сосчитают все на свете. (цифры)
10. По черному белым пишут то и дело. Потрут тряпицей – чиста страница. (школьная доска)

Дополнительные:
1. Поселились мудрецы в застекленные дворцы, в тишине наедине открывают тайны мне. (книги)
2. Новый дом несу в руке, дверца дома на замке. Тут жильцы бумажные, все ужасно важные. (портфель)
3. Не похож на человека, но имеет он сердечко. И бумаге круглый год, он сердечко отдает. (карандаш)
4. Сели птицы на страницы, знают быль и небылицы. (буквы)

Женя: Молодцы, ребята! Загадки с древних времен были средством развлечения, средством избавления от тоски. Для детей были задачи простые, а для взрослых посложнее. Целые вечера народ проводил в разгадывании загадок.

Ведущий: А у нас следующий лепесток и следующая тема загадок.
(кто-то отрывает лепесток)

Женя: Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли-
Нам задание скажи.
А попались нам загадки о природе и природных явлениях.

Ведущий: Условия прежние, на обдумывание времени нет, ответ произносим сразу.

Загадки о природе:
1. На дворе переполох: с неба сыплется горох. Съела шесть горошин Нина, у нее теперь ангина. (град)
2. Без досок, без топоров через речку мост готов. Мост как синее стекло: скользко, весело, светло. (лед)
3. Нашумела, нагремела, все промыла и ушла. И сады, и огороды всей округи полила. (гроза)
4. Он вошел – никто не видел, он сказал – никто не слышал, дунул в окно и исчез, а на окнах вырос лес. (мороз)
5. И не снег, и не лед, а серебром деревья уберет. (иней)
6. На минуту в землю врос разноцветный чудо-мост. Чудо-мастер смастерил мост высокий без перил. (радуга)
7. Люди ждут меня, зовут, а приду ним – прочь бегут. (дождь)
8. У древней старушки снег на макушке. (гора)
9. Всю ночь за облаками светил фонарь с рогами. (месяц)
10. Без рук, без ног, а ворота отворяет. (ветер)

Дополнительные:
1. Летит орлица по синему небу, крылья распластала, солнце застлала. (туча)
2. Красное коромысло через реку повисло. (радуга)
3. Конь бежит – земля дрожит. (гром)
4. Крупно дробно зачастил и всю землю напоил. (дождь)

Ведущий: Спасибо всем участникам, пока вы можете передохнуть. Следующий лепесток сорву я, и будет он для наших зрителей. Отвечать на мои загадки вы будете коллективно. Отвечаем весело и дружно.

Загадки с коллективным ответом:
1. Дом в лесу многоэтажный,
На тропе жилец отважный.
Тащит ветку на спине,
Самого не видно мне.
Обойду, возьму правей,
До свиданья ….. (муравей)

2. И зелен куст, и густ
На грядке вырос куст.
Покопай немножко,
Под кустом … (картошка)

3. Спят во время зимней стужи
Только с виду неуклюжи.
Как почуют мед – визжат,
Угостите - …. (медвежат)

4. Распустила алый хвост,
Улетела в стаю звезд.
Человек построил эту
Межпланетную … (ракету)

5. Дом без окон и дверей,
Как зеленый сундучок.
В нем шесть кругленьких детей
Называется … (стручок)

6. Что за девица – краса
Скрылась в землю неспроста.
Там засела ловко
Сладкая … (морковка)

7. Что же это за предмет?
Рубашки есть застежек нет.
Собрала рубашки густо
Супермодница … (капуста)

Женя: Ух, как наши зрители умеют кричать. Молодцы! А участники заскучали. Отрываем следующий лепесток. (отрывают). Загадки – шутки выпали на этом этапе.

Ведущий: Слушайте внимательно. Можно брать помощь зала.

Загадки- шутки:
1. Какой малыш рождается с усами? (котенок)
2. Где находятся города без домов, реки без воды, леса без деревьев? (на географической карте)
3. Когда человек может мчаться со скоростью гоночного автомобиля? (когда он сидит в этом автомобиле)
4. Кто может прыгнуть выше дома? (любой, потому что дома не умеют прыгать)
5. Из какой посуды нельзя поесть? (из пустой)
6. Какой болезнью никто не болеет на земле? (морской)
7. Сколько яиц можно съесть натощак? (одно, остальные не натощак)
8. Из какого полотна нельзя сшить рубашку? (из железнодорожного)
9. Что принадлежит тебе, но употребляется другими? (имя)
10. Какое колесо автомобиля не вращается при спуске с горы? (запасное)

Дополнительные:
1. На какое дерево садится гавайский попугай во время ливня? (на мокрое)
2. Может ли дождь идти два дня подряд? (нет, между ними ночь)
3. У кого пятачок есть, а на него ничего не купишь? (поросенок)

Ведущий: Как вы видите, темой для загадок становится буквально все. И мне интересно, какое же будет у нас последнее задание для участников. Да-да я не ошибся, седьмой лепесток предназначен и для участников, и для зрителей. Женя оторви лепесток.

Женя: Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли-
Нам задание скажи.
Выпали загадки о человеке и инструментах.

Ведущий: Хорошая тема, посмотрим, насколько изучен вами человек – чудо природы. В этом конкурсе нельзя пользоваться никакими подсказками.

Загадки о человеке и инструментах:
1. Ношу их много лет, а счета им не знаю. (волосы)
2. Всю жизнь ходят в обгонку, а обогнать друг друга не могут. (ноги)
3. Если б не было его, не сказал бы ничего. (язык)
4. У двух матерей по пяти сыновей. (ноги и руки)
5. Два братца живут через дорогу, а друг друга не видят. (глаза)
6. За тобою он плетется, хоть на месте остается. (след)
7. В лес со мной заберешься, с пути не собьешься. (компас)
8. Наведен стеклянный глаз, щелкнет раз – и помнит вас. (фотоаппарат)
9. Толстый тонкого побьет – тонкий что-нибудь прибьет. (молоток и гвоздь)
10. Доску грызла и кусала, на пол крошек набросала, но не съела ни куска: знать невкусная доска. (пила)

Женя: Молодцы ребята! Наша счетная комиссия подсчитает все набранные вами баллы. Мы им дадим время. Ведь у нас остался еще один заветный лепесток. Он и для участников, и для зрителей. Ответы оцениваться не будут.

Ведущий: Загадки будут связаны со счетом и математикой. Они так и назваются /математические/

Математические загадки:
1. На столе стояло три стакана с вишней. Костя съел один стакан вишни, поставив пустой стакан на стол. Сколько стаканов на столе осталось? (три стакана)

2. К двум зайчатам в час обеда прискакали три соседа.
В огороде зайцы сели и по семь морковок съели.
Кто считать, ребята, ловок? Сколько съедено морковок? (35 морковок)

3. Я, Сережа, Коля, Ванда – волейбольная команда.
Женя и Игорем пока – запасных два игрока.
А когда подучаться, сколько нас получится? (6 игроков)

4. Мы за чаем не скучаем – по две чашки получаем.
Восемь чашек, восемь пар – выпиваем самовар.
Чашек пьем всего по паре. Сколько чашек в самоваре? (16 чашек воды)

5. В зоопарке он стоял, обезьянок все считал:
Две играли на песке, три уселись на доске,
А двенадцать спинки грели.
Сосчитать вы всех успели? (12 обезьян)

Подведение итогов. Награждение победителей.

Ведущий: Дорогие, друзья! Всем спасибо за интересный праздник загадок. И помните, если вы заскучали, возьмите сборник загадок.