Украшения. Аксессуары. Дизайн ногтей. Цвета. Нанесение. Ногти

Активные и интерактивные методы на уроках. Интерактивный метод

Стандартная или пассивная модель обучения использовалась в учебных заведениях с давних пор. Самый простор пример данной методики – лекция. И хотя такой способ преподавания был и остается одним из самых распространенных, интерактивное обучение постепенно становится все актуальнее.

Что такое интерактивное обучение?

Методики образования в дошкольных учреждениях, школах, вузах делятся на две большие группы – пассивные и активные. Пассивная модель предусматривает передачу знаний от преподавателя ученику посредством лекции и изучения материала в учебнике. Проверка знаний осуществляется с помощью опроса, тестирования, контрольных и других проверочных работ. Главные недостатки пассивного метода:

  • слабая обратная связь от учеников;
  • низкая степень персонализации – ученики воспринимаются не отдельными личностями, а группой;
  • отсутствие творческих заданий, требующих более сложной оценки.

Активные методы обучения стимулируют познавательную деятельность и творческие способности учащихся. Ученик в таком случае является активным участником процесса обучения, однако взаимодействует он в основном только с учителем. Актуальны активные методы для развития самостоятельности, самовоспитания, но они практически не учат работать в группе.

Интерактивное обучение – это одна из разновидностей активного метода обучения. Взаимодействие при интерактивном обучении осуществляется не только между педагогом и учеником, в данном случае все обучаемые контактируют и работают сообща (или в группах). Интерактивные методы обучения – это всегда взаимодействие, сотрудничество, поиск, диалог, игра между людьми или человеком и информационной средой. Используя активные и интерактивные методы обучения на уроках, педагог повышает объем усвоенного учениками материала до 90 процентов.

Интерактивные средства обучения

Использование интерактивных методов обучения начиналось с обычных наглядных пособий, плакатов, карт, моделей и т.д. Сегодня современные технологии интерактивного обучения включают новейшее оборудование:

  • планшеты;
  • компьютерные тренажеры;
  • виртуальные модели;
  • плазменные панели;
  • ноутбуки и т.д.

Интерактивность в обучении помогает решить следующие задачи:

  • уход от презентационной подачи материала к интерактивному взаимодействию с включением моторики;
  • экономия времени за счет отсутствия необходимости рисовать на доске схемы, формулы и диаграммы;
  • повышение эффективности подачи изучаемого материала, т.к. интерактивные средства обучения задействуют различные сенсорные системы учащегося;
  • легкость организации групповой работы или игр, полное вовлечение аудитории;
  • установление более глубокого контакта между учениками и преподавателем, улучшение климата внутри коллектива.

Интерактивные приемы обучения


Интерактивные методы обучения – игры, дискуссии, инсценировки, тренинги, тренировки и т.д. – требуют от педагога применения особых приемов. Этих приемов существует множество, и на различных стадиях занятия зачастую используются разные методики:

  • для включения в процесс используют «мозговой штурм», обсуждения, обыгрывания ситуации;
  • во время основной части занятия используют кластеры, метод активного чтения, дискуссии, продвинутые лекции, деловые игры;
  • для получения обратной связи необходимы такие приемы как «незаконченное предложение», эссе, сказка, мини-сочинение.

Психолого-педагогические условия интерактивного обучения

Задача образовательного учреждения для успешного обучения – предоставить условия для достижения индивидом максимального успеха. Психолого-педагогические условия для реализации интерактивного обучения включают:

Классификация интерактивных методов обучения

Интерактивные технологии обучения делятся на индивидуальные и групповые. К индивидуальным относят тренировки и выполнения практических заданий. Групповые интерактивные методы делятся на 3 подгруппы:

  • дискуссионные – обсуждения, дебаты, «мозговой штурм», «кейсы», анализ ситуаций, разработка проекта;
  • игровые – деловые, сюжетно-ролевые, дидактические и другие игры, интервью, проигрывания ситуаций, инсценировка;
  • тренинг-методы – психотехнические игры, все виды тренингов.

Интерактивные формы и методы обучения

Подбирая интерактивные формы обучения для проведения занятий, педагогу необходимо учесть соответствие метода:

  • теме, целям и задачам обучения;
  • особенностям группы, возрастным и интеллектуальным возможностям слушателей;
  • временным рамкам занятия;
  • опыту преподавателя;
  • логике учебного процесса.

Интерактивное обучение в детском саду

Интерактивные технологии и методы обучения в дошкольном учреждении используются в основном игровые. Игра для дошкольника – основной вид деятельности и через нее ребенка можно научить всему, что необходимо в его возрасте. Лучше всего для детского сада подходят сюжетно-ролевые игры, во время которых дети активно взаимодействуют и эффективно учатся, т.к. пережитые впечатления запоминаются более ярко.

Интерактивные методы обучения в школе

В школе интерактивное обучение позволяет использовать практически весь спектр методик. Интерактивные методы обучения в начальной школе – это:

  • сюжетно-ролевые и имитационные игры;
  • инсценировки;
  • игра в ассоциации и т.д.

Например, для учеников начальных классов хорошо подходит игра, смысл которой в том, чтобы научить чему-либо соседа по парте. Обучая одноклассника, ребенок учится использовать наглядные пособия и объяснять, а также сам гораздо глубже усваивает материал.

В средней и старшей школе к интерактивным методам обучения относятся технологии, направленные на развитие мышления и интеллекта (проектная деятельность, дебаты), взаимодействие с социумом (инсценировки, проигрывания ситуаций). К примеру, со старшеклассниками уже вполне можно сыграть в ролевую игру «Аквариум», суть которой в том, что часть группы разыгрывает сложную ситуацию, а остальные – анализируют ее со стороны. Цель игры – совместно рассмотреть ситуацию со всех точек зрения, разработать алгоритмы ее решения и выбрать лучший.

Материал можно использовать в 3 - 11 классах, всё зависит от выбранной темы предложенных игр..

ПРАВИЛА ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

1. В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все участники мероприятия. С этой целью полезно использовать технологии, позволяющие задействовать всех участников в процесс обсуждения.

2. Необходимо позаботится о психологической подготовке участников. Не все пришедшие на урок психологически готовы к непосредственному включению в те или иные формы работы. Сказывается известная закрепощенность, скованность, традиционность поведения. В это связи полезны разминки, постоянные поощрения учеников за активное участие в работе, предоставление возможности для самореализации ученика.

3. Обучающихся в технологии интерактивна не должно быть много. Количество участников и качество обучения могут быть в прямой зависимости. Важно. Чтобы каждый ребенок был услышан, каждой группе предоставлена возможность выступить по проблеме.

4. Отнестись со вниманием к подготовке помещения для работы, с таким расчетом, чтобы участникам было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах.

5. Отнеситесь со вниманием к вопросам процедуры и регламента. Об этом надо договориться в самом начале и постараться не нарушать его.

6. Отнеситесь со вниманием к делению участников мероприятия на отдельные группы. Можно на основе добровольности или случайного выбора.

7. Придерживаться принципа конфиденциальности.

8. Уважать мнение каждого, быть вежливым.

9. Быть доброжелательным по отношению к себе и другим (не критиковать).

ИГРА «ЮРИДИЧЕСКИЙ ХОККЕЙ». Перед проведением игры участники знакомятся с литературой по заданной теме и готовя пять-восемь заданий. Группа распределяется на 2 команды. В них распределяются роли: нападение, защитники, вратарь. Команда нападения, которой выпало выступать первой, ставит вопрос группе защиты второй команды. Если защитники отвечают правильно. Их команда получает право ставить вопрос. Если неправильно. Вопрос переходит к вратарю. Если и тот не знает ответа. Команда получает гол. Обеим командам насчитываются баллы. Набранные во время игры.

МОЗГОВОЙ ШТУРМ . Метод стимулирования идей всех участников относительно определенной темы на протяжении ограниченного периода времени. После презентации темы, понятия, проблемы участникам предлагается выразить свои идеи, ассоциации, комментарии, фразы, связанные с темой.

РАБОТА В МАЛЫХ ГРУППАХ . Обсуждение конкретного вопроса, в котором принимают участие четыре-шесть участников, с целью выработки определенных решений, рекомендаций, советов. Такая форма дает возможность всем участникам принимать активное участие в обсуждении, а также ближе пообщаться. Все наработки малых групп обсуждаются позже всеми участниками мероприятия.

ТРЕНИНГ . Форма организации познавательной деятельности, которая предусматривает спланированную последовательность действий, направленных на то,

Чтобы помочь объекту деятельности научиться эффективно выполнять работу или задание.

Для проведения тренинга необходимо подготовить помещение: расставить стулья по кругу, подготовить достаточное количество бумаги, маркеры, скотч. После каждого упражнения необходимо вывешивать итоговые данные, чтобы участники видели итоговые данные, чтобы участники видели результаты совместной работы. Тренинг лучше всего начинать со знакомства. Следующий этап-ознакомление с темой, планом, целями и заданиями тренинга. Очень важным элементом тренинга является установление правил, благодаря которым работа в команде будет эффективнее, поможет наладить дисциплину. По окончании тренинга необходимо подвести итоги, обобщить полученную информацию.

АУКЦИОН ЗНАНИЙ . Это активная форма проверки знаний. Предлагается вопрос « на продажу», команды называют балы за это вопрос. Если предложений больше от команд не поступает руководитель говорит: «Продано». Зачитывается вопрос, команда «купившая» отвечает, если ответ правильный к начальному капиталу прибавляется то количество балов, которое назвала команда. Если ответ не правильный, от начального капитала отнимается это количество балов и право ответа переходит к другой команде.

РОЛЕВАЯ ИГРА. Учебная игра в ходе которой участники имитируют реальную ситуацию путем выполнения назначенных ролей. Цель проведения ролевой игры заключается в приобретении опыта поведения или обращения, а также определенных навыков. Каждый участник должен знать идею роли и цель ролевой игры вообще. Важно дать группе выйти из роли по окончании игры и каждому - сказать несколько слов о своих чувствах, впечатлениях или мыслях. Ролевую игру используют как наиболее эффективное средство наглядного освещения содержания и сути тематики.

МОДЕЛИРУЮЩАЯ ИГРА . Учебная игра, в ходе которой участники создают определенные модели, алгоритмы действий. В отличие от предыдущего вида, данная игра не требует от участников входа в роль, она требует анализа конкретных жизненных ситуаций или проблемы и определения шагов на пути к их решению.

ОБУЧАЯ - УЧУСЬ . Метод, сущность которого заключается в том, что объект процесса обучения превращается в субъект, выполняя временно его функции и обязанности. Этот метод направлен на получение информации и на ее распространение среди других участников группы. Полученная информация не считывается. А пересказывается. Иногда по несколько раз. Таким образом обеспечивается ее лучшее запоминание.

ПИРАМИДА. Учитель предлагает группе построить пирамиду из знаний по разным темам и положительных впечатлений.

МИКРОФОН . Используя домашнее задание, ученики должны выступить с речью, которая рассчитана на одну минуту. Главное правило - не прекращать речь пока не кончится одна минута.

МОЗАИКА . Участники разбиваются на пары или на малые группы. Парам или группам раздают выдержки с текстом по данной теме, без названия, разрывные части. Задание заключается в том, чтобы сложить выдержки и ответить, например, к какому законодательному акту принадлежит данный текст.

АНАЛИЗ СИТУАЦИИ. Участники делятся на 4 группы. Каждой группе дается ситуация, за ограниченный промежуток времени команды должны проанализировать ситуации и ответь на вопросы, какие права были нарушены или законодательства и др.

ЧЕМОДАН . На плакате перед участниками мероприятия нарисован чемодан, каждая группа по очереди должны рассказать какие знание по рассматриваемой теме они возьму в дорогу или даже ощущения от мероприятия или общения.

2.8. Круглый стол, дискуссия, дебаты

Круглый стол - это метод активного обучения, одна из организационных форм познавательной деятельности учащихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии. Характерной чертой «круглого стола» является сочетание тематической дискуссии с групповой консультацией .

Основной целью проведения «круглого стола» является выработка у учащихся профессиональных умений излагать мысли, аргументировать свои соображения, обосновывать предлагаемые решения и отстаивать свои убеждения. При этом происходит закрепление информации и самостоятельной работы с дополнительным материалом, а также выявление проблем и вопросов для обсуждения.

Важной задачей при организации «круглого стола» является:

    обсуждение в ходе дискуссии одной-двух проблемных, острых ситуаций по данной теме;

    иллюстрация мнений, положений с использованием различных наглядных материалов (схемы, диаграммы, графики, аудио-, видеозаписи, фото-, кинодокументы);

    тщательная подготовка основных выступающих (не ограничиваться докладами, обзорами, а высказывать свое мнение, доказательства, аргументы).

При проведении «круглого стола» необходимо учитывать некоторые особенности:

а) нужно, чтобы он был действительно круглым, т.е. процесс коммуникации, общения, происходил «глаза в глаза». Принцип «круглого стола» (не случайно он принят на переговорах), т.е. расположение участников лицом друг к другу, а не в затылок, как на обычном занятии, в целом приводит к возрастанию активности, увеличению числа высказываний, возможности личного включения каждого учащегося в обсуждение, повышает мотивацию учащихся, включает невербальные средства общения, такие как мимика, жесты, эмоциональные проявления.

б) преподаватель также располагался в общем кругу, как равноправный член группы, что создает менее формальную обстановку по сравнению собщепринятой, где он сидит отдельно от студентов они обращены к нему лицом. В классическом варианте участники адресуют свои высказывания преимущественно ему, а не друг другу. А если преподаватель сидит среди студентов, обращения членов группы друг к другу становятся более частыми и менее скованными, это также способствует формированию благоприятной обстановки для дискуссии и развития взаимопонимания между преподавателем и обучающимся.

«Круглый стол» целесообразно организовать следующим образом:

1) Преподавателем формулируются (рекомендуется привлекать и самих студентов) вопросы, обсуждение которых позволит всесторонне рассмотреть проблему;

2) Вопросы распределяются по подгруппам и раздаются участникам для целенаправленной подготовки;

3) Для освещения специфических вопросов могут быть приглашены специалисты (юрист, социолог, психолог, экономист);

4) В ходе занятия вопросы раскрываются в определенной последовательности.

Выступления специально подготовленных студентов обсуждаются и дополняются. Задаются вопросы, обучающиеся высказывают свои мнения, спорят, обосновывают свою точку зрения.

Основную часть «круглого стола» по любой тематике составляют дискуссия и дебаты.

Дискуссия (от лат. discussio - исследование, рассмотрение) - это всестороннее обсуждение спорного вопроса в публичном собрании, в частной беседе, споре. Другими словами, дискуссия заключается в коллективном обсуждении какого-либо вопроса, проблемы или сопоставлении информации, идей, мнений, предложений. Цели проведения дискуссии могут быть очень разнообразными: обучение, тренинг, диагностика, преобразование, изменение установок, стимулирование творчества и др.

1. Подготовка занятия. При организации дискуссии в учебном процессе обычно ставятся сразу несколько учебных целей, как чисто познавательных, так и коммуникативных. При этом цели дискуссии, конечно, тесно связаны с ее темой. Если тема обширна, содержит большой объем информации, в результате дискуссии могут быть достигнуты только такие цели, как сбор и упорядочение информации, поиск альтернатив, их теоретическая интерпретация и методологическое обоснование. Если тема дискуссии узкая, то дискуссия может закончиться принятием решения.

Во время дискуссии обучающиеся могут либо дополнять друг друга, либо противостоять один другому. В первом случае проявляются черты диалога, а во втором дискуссия приобретает характер спора. Как правило, в дискуссии присутствуют оба эти элемента, поэтому неправильно сводить понятие дискуссии только к спору. И взаимоисключающий спор, и взаимодополняющий, взаиморазвивающий диалог играют большую роль, так как первостепенное значение имеет факт сопоставления различных мнений по одному вопросу.

Для того чтобы организовать дискуссию и обмен информацией в полном смысле этого слова, чтобы «круглый стол» не превратился в мини-лекцию, монолог преподавателя, занятие необходимо тщательно подготовить. Для этого организатор «круглого стола» должен:

    заранее подготовить вопросы, которые можно было бы ставить на обсуждение по выводу дискуссии, чтобы не дать ей погаснуть;

    не допускать ухода за рамки обсуждаемой проблемы;

    обеспечить широкое вовлечение в разговор как можно большего количества студентов, а лучше - всех;

    не оставлять без внимания ни одного неверного суждения, но не давать сразу же правильный ответ; к этому следует подключать учащихся, своевременно организуя их критическую оценку;

    не торопиться самому отвечать на вопросы, касающиеся материала «круглого стола»: такие вопросы следует переадресовывать аудитории;

    следить за тем, чтобы объектом критики являлось мнение, а не участник, выразивший его.

    сравнивать разные точки зрения, вовлекая учащихся в коллективный анализ и обсуждение, помнить слова К.Д. Ушинского о том, что в основе познания всегда лежит сравнение.

В проведении дискуссии используются различные организационные методики.

Методика «вопрос – ответ». Данная методика – это разновидность простого собеседования; отличие состоит в том, что применяется определённая форма постановки вопросов для собеседования с участниками дискуссии-диалога.

Процедура «Обсуждение вполголоса». Данная методика предполагает проведение закрытой дискуссии в микрогруппах, после чего проводится общая дискуссия, в ходе которой мнение своей микрогруппы докладывает ее лидер и это мнение обсуждается всеми участниками.

Методика клиники. При использовании «методики клиники» каждый из участников разрабатывает свой вариант решения, предварительно представив на открытое обсуждение свой «диагноз» поставленной проблемной ситуации, затем это решение оценивается как руководителем, так и специально выделенной для этой цели группой экспертов по балльной шкале либо по заранее принятой системе «принимается – не принимается».

Методика «лабиринта». Этот вид дискуссии иначе называют методом последовательного обсуждения, он представляет собой своеобразную шаговую процедуру, в которой каждый последующий шаг делается другим участником. Обсуждению здесь подлежат все решения, даже неверные (тупиковые).

Методика эстафеты. Каждый заканчивающий выступление участник может передать слово тому, кому считает нужным.

Свободно плавающая дискуссия. Сущность данного вида дискуссии состоит в том, что группа к результату не приходит, но активность продолжается за рамками занятия. В основе такой процедуры групповой работы лежит «эффект Б.В. Зейгарник», характеризующийся высоким качеством запоминания незавершенных действий, поэтому участники продолжают «домысливать» наедине идеи, которые оказались незавершенными.

Эффективность проведения дискуссии зависит от таких факторов, как:

    подготовка (информированность и компетентность) студента по предложенной проблеме;

    семантическое однообразие (все термины, дефиниции, понятия и т.д. должны быть одинаково поняты всеми учащимися);

    корректность поведения участников;

    умение преподавателя проводить дискуссию.

Правильная организация «круглого стола» в форме дискуссии проходит три стадии развития: ориентация, оценка и консолидация.

2. Вступление. На первой стадии обучающиеся адаптируются к проблеме и друг к другу, т.е. в это время вырабатывается определенная установка на решение поставленной проблемы. При этом перед преподавателем (организатором дискуссии) ставятся следующие задачи:

    сформулировать проблему и цели дискуссии. Для этого надо объяснить, что обсуждается, что должно дать обсуждение.

    провести знакомство участников (если группа в таком составе собирается впервые). Для этого можно попросить представиться каждого студента или использовать метод «интервьюирования», который заключается в том, что участники разбиваются на пары и представляют друг друга после короткой ознакомительной (не более 5 минут), направленной беседы.

    создать необходимую мотивацию, т.е. изложить проблему, показать ее значимость, выявить в ней нерешенные и противоречивые вопросы, определить ожидаемый результат (решение).

    установить регламент дискуссии, а точнее, регламент выступлений.

    сформулировать правила ведения дискуссии, основное из которых - выступить должен каждый. Кроме того, необходимо: внимательно выслушивать выступающего, не перебивать, аргументировано подтверждать свою позицию, не повторяться, не допускать личной конфронтации, сохранять беспристрастность, не оценивать выступающих, не выслушав до конца и не поняв позицию.

    создать доброжелательную атмосферу, а также положительный эмоциональный фон. Здесь преподавателю могут помочь персонифицированные обращения к обучающимся, динамичное ведение беседы, использование мимики и жестов, и, конечно, улыбки. Следует помнить, что основой любого активного метода обучения является бесконфликтность!

    добиться однозначного семантического понимания терминов, понятий и т.п. Для этого с помощью вопросов и ответов следует уточнить понятийный аппарат, рабочие определения изучаемой темы. Систематическое уточнение понятийного аппарата сформирует у студентов установку, привычку оперировать только хорошо понятными терминами, не употреблять малопонятные слова, систематически пользоваться справочной литературой.

3. Основная часть. Вторая стадия - стадия оценки - обычно предполагает ситуацию сопоставления, конфронтации и даже конфликта идей, который в случае, неумелого руководства дискуссией может перерасти в конфликт личностей. На этой стадии перед преподавателем (организатором «круглого стола») ставятся следующие задачи:

    начать обмен мнениями, что предполагает предоставление слова конкретным участникам. Преподавателю не рекомендуется брать слово первым.

    собрать максимум мнений, идей, предложений. Для этого необходимо активизировать каждого студента. Выступая со своим мнением, каждый может сразу внести свои предложения, а может сначала просто выступить, а позже сформулировать свои предложения.

    не уходить от темы, что требует некоторой твердости организатора, а иногда даже авторитарности. Следует тактично останавливать отклоняющихся, направляя их в заданное «русло».

    поддерживать высокий уровень активности всех участников. Не допускать чрезмерной активности одних за счет других, соблюдать регламент, останавливать затянувшиеся монологи, подключать к разговору всех присутствующих.

    оперативно проводить анализ высказанных идей, мнений, позиций, предложений перед тем, как переходить к следующему витку дискуссии. Такой анализ, предварительные выводы или резюме целесообразно делать через определенные интервалы (каждые 10-15 минут), подводя при этом промежуточные итоги. Подведение промежуточных итогов очень полезно поручать учащимся, предлагая им временную роль ведущего.

4. Выводы (рефлексия). Третья стадия - стадия рефлексии - предполагает выработку определенных единых или компромиссных мнений, позиций, решений. На этом этапе осуществляется контролирующая функция занятия. Задачи, которые должен решить преподаватель, можно сформулировать следующим образом:

    проанализировать и оценить проведенную дискуссию, подвести итоги, результаты. Для этого надо сопоставить сформулированную в начале дискуссии цель с полученными результатами, сделать выводы, вынести решения, оценить результаты, выявить их положительные и отрицательные стороны.

    помочь участникам дискуссии прийти к согласованному мнению, чего можно достичь путем внимательного выслушивания различных толкований, поиска общих тенденций для принятия решений.

    принять групповое решение совместно с участниками. При этом следует подчеркнуть важность разнообразных позиций и подходов.

    в заключительном слове подвести группу к конструктивным выводам, имеющим познавательное и практическое значение.

    добиться чувства удовлетворения у большинства участников, т.е. поблагодарить всех студентов за активную работу, выделить тех, кто помог в решении проблемы.

При проведении «круглого стола» в форме дискуссии обучающиеся воспринимают не только высказанные идеи, новую информацию, мнения, но и носителей этих идей и мнений, и, прежде всего преподавателя. Поэтому целесообразно конкретизировать основные качества и умения, которыми организатор должен обладать в процессе проведения «круглого стола»:

    высокий профессионализм, хорошее знание материала в рамках учебной программы;

    речевая культура и, в частности, свободное и грамотное владение профессиональной терминологией;

    коммуникабельность, а точнее - коммуникативные умения, позволяющие преподавателю найти подход к каждому обучающемуся, заинтересованно и внимательно выслушать каждого, быть естественным, найти необходимые методы воздействия на учащихся, проявить требовательность, соблюдая при этом педагогический такт;

    быстрота реакции;

    способность лидировать;

    умение вести диалог;

    прогностические способности, позволяющие заранее предусмотреть все трудности в усвоении материала, а также спрогнозировать ход и результаты педагогического воздействия, предвидеть последствия своих действий;

    умение анализировать и корректировать ход дискуссии;

    умение владеть собой

    умение быть объективным.

Составной частью любой дискуссии является процедура вопросов и ответов. Умело поставленный вопрос (каков вопрос, таков и ответ) позволяет получить дополнительную информацию, уточнить позиции выступающего и тем самым определить дальнейшую тактику проведения «круглого стола».

С функциональной точки зрения, все вопросы можно разделить на две группы:

    уточняющие (закрытые) вопросы, направленные на выяснение истинности или ложности высказываний, грамматическим признаком которых обычно служит наличие в предложении частицы «ли», например: «Верно ли, что?», «Правильно ли я понял, что?». Ответить на такой вопрос можно только «да» или «нет».

    восполняющие (открытые) вопросы, направленные на выяснение новых свойств или качеств интересующих нас явлений, объектов. Их грамматический признак - наличие вопросительных слов: что, где, когда, как, почему и т.д.

С грамматической точки зрения, вопросы бывают простые и сложные, т.е. состоящие из нескольких простых. Простой вопрос содержит в себе упоминание только об одном объекте, предмете или явлении.

Если на вопросы смотреть с позиции правил проведения дискуссии, то среди них можно выделить корректные и некорректные как с содержательной точки зрения (некорректное использование информации), так и с коммуникативной точки зрения (например, вопросы, направленные на личность, а не на суть проблемы). Особое место занимают так называемые, провокационные или улавливающие вопросы. Такие вопросы задаются для того, чтобы сбить с толку оппонента, посеять недоверие к его высказываниям, переключить внимание на себя или нанести критический удар.

С преподавательской точки зрения, вопросы могут быть контролирующими, активизирующими внимание, активизирующими память, развивающими мышление.

В дискуссии предпочтительнее использовать простые вопросы, так как они не несут в себе двусмысленности, на них легко дать ясный и точный ответ. Если обучающийся задает сложные вопросы, целесообразно попросить его разделить свой вопрос на несколько простых.

В основе «круглого стола» в форме дебатов - свободное высказывание, обмен мнениями по предложенному обучающимся тематическому тезису. Участники дебатов приводят примеры, факты, аргументируют, логично доказывают, поясняют, дают информацию и т.д. Процедура дебатов не допускает личностных оценок, эмоциональных проявлений. Обсуждается тема, а не отношение к ней отдельных участников.

Основное отличие дебатов от дискуссий состоит в следующем: эта форма «круглого стола» посвящена однозначному ответу на поставленный вопрос – да или нет. Причем одна группа (утверждающие) является сторонниками положительного ответа, а другая группа (отрицающие) – сторонниками отрицательного ответа. Внутри каждой из групп могут образовываться 2 подгруппы, одна подгруппа – подбирает аргументы, а вторая – разрабатывает контраргументы.

Дебаты формируют:

    умение формировать и отстаивать свою позицию;

    ораторское мастерство и умение вести диалог;

    командный дух и лидерские качества.

«Круглый стол» в форме дебатов развивает способности и формирует необходимые навыки для ведения диалога:

    развитие критического мышления (рациональное, рефлексивное и творческое мышление, необходимое при формулировании, определении, обосновании и анализе обсуждаемых мыслей и идей);

    развитие коммуникативной культуры, навыков публичного выступления;

    формирование исследовательских навыков (приводимые аргументы требуют доказательства и примеров, для поиска которых необходима работа с источниками информации);

    формирование организационных навыков (подразумеваются не только организацию самого себя, но и излагаемых материалов);

    формирование навыков слушания и ведения записей.

В дебатах принимают участие две команды (одна утверждает тезис, а другая его отрицает). Команды в зависимости от формата дебатов состоят из двух или трех игроков (спикеров). Суть игры заключается в том, чтобы убедить нейтральную третью сторону, судей, в том, что ваши аргументы лучше (убедительнее), чем аргументы вашего оппонента.

Каждый этап дебатов имеет собственную структуру и систему используемых методов и приемов.

1. Подготовка занятия. Разработка подготовительного этапа для проведения «Дебатов». Для этого вместе с инициативными обучающимся определяют следующее:

    учебный предмет;

    тема «Дебатов» (несколько вариантов);

    цель «Дебатов»;

    принципы формирования команд;

    виды работы с информацией по теме «Дебатов»;

    подготовка команд к «Дебатам»;

    критерии оценки «Дебатов»;

    форма анализа и оценки «Дебатов».

Реализация разработанных занятий с обучающимися или коллегами. Обсуждение результатов.

Подготовка к дебатам начинается с определения темы (тезисов). В дебатах, как правило, она формулируется в виде утверждения, например: «Технический прогресс ведет к гибели цивилизации». При подборе темы необходимо учитывать требования, согласно которым «хорошая» тема должна:

    провоцировать интерес, затрагивая значимые для дебатеров проблемы;

    быть сбалансированной и давать одинаковые возможности командам в представлении качественных аргументов;

    иметь четкую формулировку;

    стимулировать исследовательскую работу;

    иметь положительную формулировку для утверждающей стороны.

Обобщенно структура подготовительного этапа может быть представлена следующим образом.

Работа с информацией

В современной педагогике все чаще говорят о необходимости применения новых технологий в обучении. Сегодня школа должна не только давать определенные знания по русскому языку, математике и физике, биологии и химии, географии, но и учить детей адаптироваться к различным обстоятельствам, переменам, развивать творческий потенциал ребенка и его коммуникативные навыки. Помочь с решением перечисленных выше проблем поможет интерактивный урок.

Три модели обучения

В педагогике сегодня выделяют три основные модели обучения:

  • Пассивная модель, которая предполагает, что ученики получают информацию по предмету, беседуя с учителем или же читая учебник. Школьники не получают творческих заданий, не работают в группах или парах, обсуждая тему урока или определенный вопрос. Наиболее простой моделью такого занятия можно считать урок-лекцию.
  • Активная модель предполагает стимулирование самостоятельно познавательной деятельности ребенка. Ученики получают индивидуальные творческие задания, общаются по теме урока с учителем. Но в ходе учебного процесса общение между учениками не происходит.
  • Интерактивная модель стремится к созданию комфортных условий обучения, при которых дети взаимодействуют не только с учителем, но и с другими учениками. При таком обучении происходит моделирование жизненных ситуаций, используются ролевые игры, групповая работа. Структура такого урока значительно отличается от структуры обычного.

Структура урока

В первую очередь педагогу стоит помнить, что интерактивный урок имеет несколько иную структуру, нежели обычный. Это связано с тем, что перед началом работы учеников следует мотивировать на получение результата, дать им стимул для дальнейшей работы.

Предлагается построение урока по следующей схеме:

  • Первый этап - мотивация. Он занимает до 5 % от общего времени занятия. Педагог должен заинтриговать учеников, подвести их к теме урока с помощью вопросов, цитат, притч, видеофрагментов и так далее.
  • Второй этап - представление темы, обозначение ожидаемых результатов. Занимает до 5% времени. Ученик должны понять, что им предстоит выучить, разобрать на уроке.
  • Третий этап - подача основной информации. Занимает он около 10% времени. На данном этапе учитель читает мини-лекцию, раздает краткие схемы или таблицы по теме урока. Как вариант, это может быть проверка домашнего задания или же презентация учениками мини-проектов, заданных заранее на дом.
  • Четвертый этап считается основным и занимает 60% всего времени интерактивного урока. Это практическая часть занятия, в ходе которой происходит практическое усвоение основного материала. Учитель заранее подбирает одну или две технологии для работы на уроке, подготавливает небольшой вводный инструктаж и ограничивает время на выполнение задания.

Последний этап - рефлексия и оценивание. Оно может занимать до 20% времени. Важно сравнить полученные результаты с ожидаемыми, озвученными в начале урока. Следует узнать, что дети узнали нового, как именно они работали, что им понравилось в работе.

Методы

Краткий список интерактивных методов урока (технологий) выглядит следующим образом:

  1. Мозговой штурм.
  2. Круглый стол (дискуссия или дебаты)
  3. Кейсы (анализ конкретных ситуаций).
  4. Деловые игры
  5. Ролевые игры.
  6. Мастер-классы.
  7. Работа в группах.
  8. Работа в парах.
  9. Метод карусели
  10. Лекция с проблемным изложением.
  11. Эвристическая беседа.
  12. Урок-семинар.
  13. Конференция.
  14. Метод проектов.
  15. Метод «ПРЕСС».
  16. Микрофон.

Также в качестве одной из новейших методов обучения выделяют урок с интерактивной доской. Но таким оборудованием до сих пор могут похвастаться лишь избранные учебные заведения.

Микрофон

Наиболее простой метод, применяемый как на обычном уроке, так и на интерактивном. Суть его проста. Учитель задает вопрос или просит высказаться по определенной теме и передает «микрофон» ученикам. Каждый ребенок берет его в руки и отвечает. В качестве микрофона может выступать что угодно - линейка, карандаш, ручка, пенал.

Интерактивные уроки в начальной школе могут вполне начинаться с этого метода или же заканчиваться им. С помощью «микрофона» учитель может подготовить детей к более серьезным интерактивным методам, таким как работа в группах.

Работа в малых группах

Еще один простой метод, который можно применять как в начальных классах, так и в старшей школе. В группу могут входить от 2 до 4 человек. Применяется метод для усвоения и закрепления знаний, проверки усвоенного. Каждая группа получает задание - оно может быть как одинаковым для всех учеников, так и отличаться. В ходе работы дети пытаются совместно решить поставленную задачу, вместе ищут ответ на поставленный вопрос, делятся своими идеями. Задания могут быть следующего плана: обсудить ситуацию, взять интервью, проанализировать проблему, протестировать соседа по парте.

Интерактивная игра

Одна из наиболее интересных и продуктивных технологий - игровая. Она позволяет создать максимальные условия для самореализации учеников. Такого рода интерактивные уроки в школе проводятся редко, так как они требуют высокого уровня подготовки как со стороны учителя, так и со стороны учеников.

Цель интерактивной игры - улучшение моделей поведения и их осознанное усвоение.

Игра должна иметь определенное содержание, соответствующее учебным планам; сюжет, развивающийся параллельно основному содержанию обучения; персонажей - активных участников процесса.

В зависимости от правил игры, ученики могут как перемещаться по классу, так и сидеть за своими столами.

Основные требования к игре:

Дидактическая цель ставится в форме игровой задачи.

Интерактивные уроки русского языкаи литературыможно проводить в виде деловой игры - суда. Ученики могут как провести суд на героем литературного произведения, так и осудить те или иные речевые ошибки, грамотность, правила. Тот же принцип можно использовать и на уроках истории.

Метод проектов

Интерактивные технологии на уроке технологии могут базироваться на методе проектов. В зависимости от темы, ученики выполняют как индивидуальные, так и групповые проекты, работая над дизайном помещения, создавая оригинальный подарок, моделируя одежду для последующего пошива.

После выполнения задания группа или ученик должны представить папку для защиты проекта, в котором поэтапно будет расписана выполненная работа, презентация.

Использование метода научит детей мыслить творчески, нестандартно, создавать что-то свое.

Интерактивная доска

Использование интерактивной доски на уроках - один из новейших методов, которым сегодня владеют далеко не все педагоги. Если в больших городах практически каждая школа имеет в своем распоряжении хотя бы несколько таких досок, то в маленьких городках и поселках о таком чуде техники в лучшем случае только читали в журналах и интернете.

Главная цель интерактивной доски - демонстрация во время урока текстовых и графических файлов, видео, разработка электронного протокола занятия.

Выделяют несколько видов досок:

- Активная - которая подключается к источнику питания и компьютеру. Работа с документами осуществляется с помощью стилуса.

- Электромагнитная , работающая с помощью специальных маркеров.

Интерактивная доска на базе технологии инфракрасного сканирования - это дисплей, оборудованный инфракрасными датчиками. Им можно управлять как при помощи стилуса, так и пальцами.

С помощью специального ПО учитель может добавлять пометки поверх изображения на экране, использовать шаблоны уроков, работать с графикой.

Другие методы

Другие интерактивные методы обучения на уроках, о которых стоит знать:

Преимущества интерактивного урока следующие:


Как добиться максимального эффекта

Использование новых методик и технологий обучения - залог успешного учебного процесса, более глубокого усвоения новых знаний, всестороннего развития личности ребенка. Для достижения целей учитель может провести урок с интерактивной доской, деловую или интерактивную игру, использовать метод проектов или ряд других, не менее интересных и действенных методик.

Куршева Елена Анатольевна, заместитель директора по УР

В Концепции модернизации российского образования сформулированы социальные требования к системе российского образования. В частности говорится, что развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, мобильные, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.

Происходящие в нашем обществе изменения создали реальные предпосылки для обновления всей системы образования, что находит свое отражение в разработке и введении в практику работы школы элементов нового содержания, новых образовательных технологий.

Сегодня многие методические новации и инновации связаны с реализацией интерактивного обучения, поскольку именно такое обучение обладает большими потенциальными возможностями для выполнения социального заказа современного общества.

В России использование активных и интерактивных методов широко практиковалось в 20-х гг. ХХ в. (проектный, лабораторно-бригадный метод, производственные, трудовые экскурсии, практики). Дальнейшая разработка этих методов присутствует в трудах Сухомлинского (60-егг.), а также “педагогики – сотрудничества” (70-80-егг) – Шаталова, Амонашвили, Лысенковой и других. В последние десятилетия ХХ в. американские коллеги проводили многочисленные эксперименты и научные исследования в области интерактивных методов, разработали детальные руководства для учителей. Все эти методы и наработки способствуют активному использованию интерактивных средств в массовой школе.

Вместе с тем следует отметить, что часто преподаватели считают, что для внедрения интерактивного обучения в образовательный процесс просто необходимо наличие компьютера, проектора в учебном кабинете, а лучше всего Smart – доски. Более того, среди учителей математики нередко бытует мнение о том, что единственным условием внедрения интерактивного обучения в образовательную практику является непосредственное использование компьютерных средств обучения. Таким образом, понимание того, что именно стоит за термином «интерактивное обучение», не стало пока достоянием широкой педагогической практики.

В педагогике существуют многочисленные классификации методов обучения. Нас интересует, та в основе, которой – роль обучающегося в процессе обучения; традиционно в ней выделяют три метода:

1) Пассивный метод

2) Активный метод

3) Интерактивный.

Более подробно остановимся на последних двух.

Активные методы обучения - методы , позволяющие активизировать учебный процесс, побудить обучаемого к творческому участию в нем.

Задачей активных методов обучения является обеспечение развития и саморазвития личности обучаемого на основе выявления его индивидуальных особенностей и способностей.

Активные методы обучения позволяют развивать мышление обучаемых; способствуют их вовлечению в решение проблем; не только расширяют и углубляют знания, но одновременно развивают практические навыки и умения.

Методы активного обучения это совокупность способов организации и управления учебно-познавательной деятельностью обучаемых, которые обладают следующими основными признаками:

§ вынужденная активность обучения;

§ самостоятельной выработкой решений обучаемым;

§ высокой степенью вовлечённости обучаемых в учебный процесс;

§ преимущественной направленностью на развитие или приобретения математических умений и навыков;

§ постоянной обработкой связью учащихся и учителя, и контролем за самостоятельной работой обучения.

Методы активного обучения обеспечивают и направленную активизацию психических процессов учащихся, т. е. стимулируют мышление при использовании конкретных проблемных ситуаций и проведении деловых игр облегчают запоминание при выделении главного на практических занятиях, возбуждают интерес к математике и вырабатывают потребность к самостоятельному приобретению знаний.

Для организации на занятиях активно познавательной деятельности учащихся решающее значение имеет оптимальное сочетание методов активного обучения. Подбор этих методов можно осуществить по алгоритму, включающему в себя: анализ содержания учебного материала, определение целей урока.

Цепь неудач может отвратить от математики и способных детей, с другой стороны, обучение должно идти близко к потолку возможностей ученика: ощущение успеха создаётся пониманием того, что удалось преодолеть значительные трудности. Поэтому к каждому уроку необходимо тщательно подбирать индивидуальные задания, карточки, учитывающие индивидуальные способности учащихся. Дифференцированное обучение способствует развитию интересов и способностей детей. Опыт показывает, что есть множество факторов, формирующих интерес к математике: это возбуждающие любопытство задачи, влияние учителя, родителей, честолюбие и т. д.

Наиболее надёжный способ повысить вероятность пробуждения интереса – обеспечить проявление всех этих факторов. Значительное влияние на развитие математических способностей оказывают коллективные обсуждения и работа.

Ввиду этого в своей работе мы применяем всевозможные командные соревнования такие как: урок – взаимообучения учащихся, урок – КВН и другие.

Приведу пример урока – взаимообучения учащихся в форме игры «Математический банкир». Класс делится на команды (лучше по два человека), каждая из которых представляет банк (президент банка и его заместитель). На столе разложены карточки с заданиями в перевернутом виде, каждая карточка имеет стоимость от 50 до 300 условных единиц в зависимости от сложности задачи. Это возможные вклады, инвестиции и т. д. Стартовый капитал каждого банка – 500 условных единиц Выбрав карточку с заданием и решив задачу, банк пополняет свой капитал на указанную сумму, если задача решена верно и терпит убытки на указанную сумму, если решение не верное. Ирга идет в течении урока или двух. В конце подводятся итоги – по капиталам банка.

Эту игру можно использовать при отработке навыков решения заданий по какой-либо теме. Дает возможность ребятам работать в своем темпе и выбирать свой уровень сложности заданий по данной теме.

В качестве еще одного примера – игра Математический брейн-ринг (ее можно использовать и на уроке и на занятиях математического кружка) . Основная ее цель – создать для школьника ситуацию, когда ему надо правильно и быстро решить задачу.

К началу игры ведущий должен иметь некоторый список задач, к которым указаны ответы.

Школьники разбиваются на команды. Каждой команде выдается листок, на котором она будет записывать ответы. Далее разыгрываются задачи. Разбор каждой происходит так:

1. Ведущий выдает (или просто читает) условие задачи командам, после чего они приступают к решению.

2. Сразу объявляется цена задачи по системе «баллы за ответ» + «баллы за решение».

3. Как только команда нашла ответ задачи, она его записывает на листочке и сдает ведущему.

4. Ведущий собирает ответы, учитывая порядок их поступления.

5. Решение задачи прекращается, когда собраны ответы от большей части команд.

6. Команды, которые дали верные ответы, получают «баллы за ответ». Команда, первой ответившая правильно, получает право рассказать решение. Решение оценивается по принципу «есть или нет»: команда получает либо все «баллы за решение», либо ничего.

Общее количество использованных задач зависит от затраченного времени и заранее не объявляется.

Когда розыгрыш задач закончен, подводится итог. Победителем признается команда, набравшая наибольшее число баллов.

Такая игра заставляет школьников работать в очень высоком темпе. Так, с шестиклассниками за 2 часа можно разобрать около 15–20 задач.

Брейн-ринг можно проводить по определенной теме. При этом самые первые задачи темы ученики решают сами, своими методами. Ведущий может показать другое решение, более удобное. Затем такая же ситуация повторяется на второй, третьей задаче. При повышении сложности заданий участникам ничего не остается, как воспользоваться новым методом.

Это очень мобильная игра. Так, в старших классах, где задачи требуют не только идеи, но и работы руками, можно давать сразу несколько задач. При этом ответы сдаются отдельно по каждой задаче. Как только все команды дали ответы, эта задача разбирается. Задачи можно добавлять в процессе игры.

Таким образом, активные методы обучения – это способы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только учитель, но активны и ученики.

Одной из эффективных форм как урочной, так и внеурочной деятельности, для активизации математических знаний учащихся и повышения интереса к предмету является математическая регата. (или фильм)

Описание различных способов решения задач – важнейшее средство развития творческого мышления у учащихся. Есть замечательные задачи, с помощью которых можно прекрасно продемонстрировать различные математические методы и приёмы.

Урок – бенефис одной задачи служит формированию у ребят интереса к процессу решения, а не только к отысканию правильного ответа, развитию математического мышления. Такие упражнения развивают математическую речь учащихся.

В последнее время забыта такая форма групповой познавательной деятельности как общественный смотр знаний. Хотя эта форма занимает основное место.

Так в рамках подготовки к устному экзамену по геометрии в 7 классе, проводим смотр знаний по одной из тем таких, как «Параллельность прямых».

Каждая группа была разбита на три команды по 5 человек. Заранее был составлен перечень вопросов (определений и теорем), которые учащиеся должны повторить в группах во внеурочное время. На последнем уроке перед смотром был проведен диктант по основным понятиям и решение простых задач, требующие для выполнения немного времени, итоги которого учитываются при подведении итогов.

При этом каждый ученик:

§ Увидел образец ответа у доски (План ответа, его полноту, логичность, обоснованность);

§ Оценил свои знания и умения со знаниями и умениями своих одноклассников и учащихся параллельного класса;

§ Был активным участником (так как план смотра предусматривает участие каждого игрока команды).

В развитии интереса к предмету нельзя полностью полагаться на содержание изучаемого материала. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет в них лишь созерцательный интерес к предмету, который не будет являться познавательным. Поэтому при формировании познавательного интереса школьников используются такие эффективные педагогические средства, как внеклассные мероприятия по предмету.

В своей работе мы стараемся использовать наиболее распространенные формы внеклассной работы: факультативы, кружки, недели математики, научно-исследовательская работу, олимпиады, турниры.

Математические игры имеют познавательное значение, поэтому в них на первый план выдвигается задача, для решения которой в мыслительной деятельности должны использоваться сравнения, анализ и синтез, суждения и умозаключения.

В этом году мы проводили городской конкурс по решению головоломок среди учащихся 5 – 8 классов.

1. Основные задачи Конкурса по решению головоломок – повышение интереса учащихся к предмету; развитие логического мышления; приобретение школьниками опыта участия в соревнованиях.

2. Участники Конкурса – команды численностью 4 человека.

3. Всем командам-участникам Конкурса выдается одинаковый набор различных заданий, на решение которых дается 30-40 мин.

4. За правильное решение задания (ответ) начисляется его стоимость в баллах, за неправильное решение (ответ) – снимается половина стоимости задания в баллах.

Приведу примеры игр, которые можно использовать на любом предмете изменив его содержание.

«Морской бой» излюбленная игра младших и старших школьников. Игровое поле – квадрат, состоящий из 10 столбцов и 10 строк. Координаты цели определяются именем столбца и строки.

В эту игру играют три команды. Одно поле на все команды. Все клетки кораблей закрашены. Клетки, касающиеся бортов корабля, обозначены буквой, соответствующей теме вопроса.

Участникам необходимо овладеть всеми кораблями. По очереди команды делают выстрелы. Ведущий открывает указанный квадратик. Если под ним окажется одна из палуб корабля, то этой команде сразу же начисляется 1 очко и дается право следующего хода. Если под ним окажется буква, то это значит, что рядом находится борт корабля. Команде задается соответствующий вопрос на обдумывание которого дается 30 сек. Если команда ответила не верно, то ответ может дать другая команда, кто быстрее, цена верного ответа – 2 очка, третьей попытки нет. Если никто не смог дать верного ответа, то ход переходит следующей команде. Если поле чистое – переход хода.

Побеждает команда, набравшая наибольшее число очков, остальным присуждается звание «участника».

Другой пример – это всем известная Своя игра. В игре участвуют пять команд, которые с экрана выбирают тему вопроса и его стоимость.

В игре встречаются подраунды:

- «Кот в мешке» .

- «Своя игра

- «Суперигра».

Победителем считается команда, набравшая наибольшее количество.

Традиционно в нашей школе проходит праздник посвящения в юные математики в 5 классе. Основной целью которого является повышение интереса к математике, поэтому в его проведении активное участие принимают сами учащиеся.

Учитывая тягу детей к яркому, таинственному и загадочному каждый математический праздник сопровождается презентацией.

Математический КВН имеет традиционные туры:

I тур – Исторический

II тур – Конкурс капитанов

III тур – Логические цепочки

IV тур – Текстовые задачи.

Но особенно наши дети любят математические вечера в виде

Открытого занятия математического кружка:

§ Например, для учащихся 6 классов по теме «Число. Системы счисления»

§ Для учащихся 7 классов, «Математическая гостиная», героями которого являются юные гимназисты Исаак Ньютон, Николай Лобачевский, Софья Ковалевская, Рэне Декарт, Михаил Ломоносов. Все они успели открыть для себя красоту математики, начали пробовать свои силы в самостоятельных работах и докладах.

Самым масштабным ежегодным мероприятием по математике в нашей школе является предметная неделя. При проведении «Недели математики» идет слияние всех активных форм и методов внеурочной, внеклассной деятельности, что является своеобразным смотром результатов работы за год.

«Недели математики» проводится в начале IV четверти. Мероприятия стараемся менять, но по традиции – это занимательные уроки и внеклассные мероприятия и игры по параллелям. Заканчивается неделя турниром математических боев среди учащихся 5 – 10 классов с учащимися физико-математического лицея № 39. (В этом учебном году планируется XIV турнир в городе Озерске.)

Внеурочная работа по математике предоставляет школьникам дополнительные возможности для развития способностей, прививает интерес к математике. Главное назначение внеклассной работы – не только расширение и углубление теоретического материала, изученного на уроках, но и развитие умений применять полученные на уроках знания к решению – нестандартных задач, воспитанию у учеников определенной культуры работы над задачей и развития интеллектуального потенциала каждого ученика.

Интерактивный метод – форма взаимодействия, ориентированная на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения.

Отсюда следует, что главная особенность интерактивного обучения в том, что процесс учения происходит в совместной деятельности, а все виды групповой формы могут быть отнесены к формам интерактивного обучения. Сюда же можно отнести и коллективный способ обучения, под которым понимается такая форма организации учебной деятельности, когда один учит всех, а все учат каждого.

Главные задачи интерактивных средств обучения:

· обеспечить диалоговый характер обучения, исключить монологическое преподнесение учебного материала;

· исключить дублирование информации, которая может быть получена учащимися самостоятельно из доступных источников;

§ способствовать отработке в различных формах коммуникативных компетенций учащихся.

В одной китайская притче говорится: «Скажи мне – и я забуду; покажи мне – и я запомню; дай сделать – и я пойму». В этих словах находит свое отражение суть интерактивного обучения.

К методам интерактивного обучения относятся те, которые способствуют вовлечению в активный процесс получения и переработки знаний:

§ «Мозговой штурм»;

§ Мини-лекция;

§ Работа в группах;

§ Ролевая игра;

§ Разработка проекта;

§ Решение ситуационных задач;

§ Инсценировка;

§ Проигрывание ситуаций;

§ Выступление в роли обучающего;

§ Обсуждение сюжетных рисунков и др.

Основой реализации интерактивных подходов к содержанию обучения является разработка и использование интерактивных заданий и упражнений, которые будут выполняться учащимися. Основное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что они направлены не только и не столько на закрепление уже изученного материала, сколько на изучение нового.

Именно поэтому каждое интерактивное задание – это творческое учебное задание, которое требует от учащихся не простого воспроизводства информации, а содержит бо/ льший или меньший элемент неизвестности и имеет, как правило, несколько подходов.

Приведу пример заданий по теме «Тригонометрические уравнения». На первых уроках по решению тригонометрических уравнений в учебниках даются задания на отработку формул корней уравнения. Мы добавляем вопросы к этим уравнениям:

§ Выбрать корни, принадлежащие промежутку;

§ Выбрать корни, удовлетворяющие условию.

И учащиеся должны использовать ранее изученный материал по свойствам тригонометрических функций.

Творческие задания активизируют эмоционально-волевые и интеллектуальные психические процессы, способствуют формированию творческих возможностей школьников.

1. Составление математических задач.

2. Составление математических кроссвордов.

3. Написание сказок, героями которых являются числа или геометрические фигуры.

4. Математические сочинения.

5. Доклады и рефераты.

6. Рисунки или аппликации к отдельным темам курса математики.

Особенно ребятам нравится выполнять творческие задания, которые помогают им активно участвовать в разработке элементов урока:

ü оформляя и защищая решения нестандартных задач, представляют исторический материал;

ü приводят различные приемы доказательства теорем, разнообразные способы решения заданий;

ü создают проекты по материалам повторения: «Уравнения и неравенства с модулем», «Графический способ решения текстовых задач», «Применение производной при решении задач».

Интерактивную работу можно применять и на уроках усвоения материала, и на уроках по применению знаний, а также делать её вместо опроса или обобщения.

Групповая работа – как форма интерактивного обучения представляет много возможностей для индивидуализации, особенно, если группы составлены из схожих по какому-либо признаку учащихся, причем тогда для каждой группы подбираются специальные задания. В малой группе учащийся находится в более благоприятных условиях, чем при фронтальной работе.

Отдельного внимания требует организация работы в малых группах, когда нужно решить сложные проблемы коллективным разумом. Существует несколько условий для эффективной организации такой работы. Прежде всего, ученики должны владеть знаниями и умениями для выполнения задания. В каждой группе ученик играет определённую роль, которую ему выбирает учитель (спикер, секретарь, посредник, докладчик). В обязанности спикера входит: читка задания группе, организация выполнения, приобщение группы к работе, подведение итогов работы и назначение докладчика. Секретарь ведёт записи работы группы, одновременно он должен быть готов высказывать свои мысли при подведении итогов. Посредник следит за временем и стимулирует работу в группе. Докладчик высказывает мысли группы, показывая результаты работы группы.

Каждая группа получает задания и чёткие инструкции по его выполнению. При этом учитель должен помогать в организации работы групп, не привлекая на себя особого внимания.

При подведении итогов работы ученики предлагают результаты работы. Учителем комментируется работа групп с точки зрения учебных задач. В конце каждого занятия ученики высказывают свое мнение о предложенной форме работы.

Один из видов групповой работы – игра математический бой – это соревнование двух команд в решении математических задач. Он состоит из двух частей. Сначала команды получают условия задач и определенное время на их решение. По истечении этого времени начинается собственно бой, когда команды в соответствии с правилами рассказывают друг другу решения задач. Если одна команда рассказывает решение, то другая оппонирует его, т. е. ищет в нем недостатки. После окончания доклада оппонент имеет право задавать вопросы докладчику. По итогам доклада и ответов на вопросы оппонент имеет право дать свою оценку докладу.

Учащиеся с удовольствием работают в группах любят советоваться, обмениваться мнениями. Они не только находят пути решения интересных задач, но и развивают математическую речь, приобретают навык составления научного доклада, умение выслушать и понять решение докладчика, задавать чёткие вопросы по существу, работать командой, выбирать определенную тактику игры. У детей просыпается вкус к хорошей работе.

Хочу предложить вашему вниманию фрагмент математического боя, учащимися 6 класса.

Интерактивные методы ни в коем случае не заменяют лекционные формы проведения занятий, но способствуют лучшему усвоению лекционного материала и, что особенно важно, формируют мнения, отношения, навыки поведения.

Предлагаю вашему вниманию фрагмент математического вечера Криминальная геометрия или дело принципа. Вы станете активными слушателями математического кружка. По окончании работы которого Вам необходимо назвать принципы решения многих задач и не только геометрических. Итак, заседание математического клуба «Криминальная геометрия или Дело принципа» происходит на Свердлова, 8 МОУ СОШ № 125.

Я надеюсь вы были внимательными и без труда сможете назвать эти принципы:

Принцип обратного хода – решение с конца
Принцип упрощения – сначала нужно перебрать са-мые простые и естественные пути
решения задачи.

Принцип аналогии – аналогичные рассуждения.

Принцип динамики – изменение по ходу решения задачи ее данных.

Принцип полноты решения – надо использовать все данные задачи и все время помнить о том, что они должны быть как-то использова-ны.

В чем же заключаются положительные моменты использования интерактивных методов обучения? При использовании интерактивных методов роль преподавателя резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана.

Психологами было установлено, что в условиях учебного общения наблюдается повышение точности восприятия, увеличивается результативность работы памяти, более интенсивно развиваются такие интеллектуальные и эмоциональные свойства личности, как – устойчивость внимания, умение его распределять; наблюдательность при восприятии; способность анализировать деятельность партнера, видеть его мотивы, цели. Интерактивное обучение помогает ребенку не только учиться, но и жить. Таким образом, интерактивное обучение – несомненно, интересное, творческое, перспективное направление нашей педагогики.