Украшения. Аксессуары. Дизайн ногтей. Цвета. Нанесение. Ногти

Г. Селевко Энциклопедия образовательных технологий (1 том)

В основных государственных документах, которые касаются образовательных учреждений, часто фигурируют педагогические технологии. Классификация, таблица, отличительные признаки представлены ниже.

Постулаты современного образования

Идеология, используемая в современной школе, предполагает выделение трех основных моментов формирования гармонически развитой личности:

  • поиск эффективных средств для развития подрастающего поколения;
  • превращение школы в перспективный фактор усовершенствования российского общества;
  • совершенствование российской образовательной системы путем внедрения новых образовательных технологий

Инновации как средство развития российских школ

Что собой представляют Классификация (таблица по ФГОС) практически не отличается от классической системы, в ней представлены все те же инновационные методики, применяемые педагогами на разных ступенях обучения школьников. Классно-урочная система занятий предполагает применение учителями определенных программ по предмету, поэтому классификация педагогических технологий обучения осуществляется с учетом индивидуальных особенностей каждой конкретной учебной дисциплины.

Что такое технологии?

Само слово «технология» имеет различные трактовки. Например, в общем смысле - это прописанный детально путь проведения определенной деятельности на основе выбранного метода. Относительно технологий заметим, что речь идет о построении деятельности учителя таким образом, что в нее включены действия, выполняемые в строгой последовательности, с обязательным выдвижением прогнозируемого результата.

Особенности технологий

Методологическая система должна отвечать на следующие вопросы: «Как учить?», «Чему учить?», «Зачем учить?».

Образовательная технология предполагает результативное обучение. Существуют определенные критерии, согласно которым формулируется сущность образовательных технологий:

  • строгое и однозначное выявление цели обучения;
  • выбор содержания, структурирование материала;
  • оптимальность организации учебной деятельности;
  • приемы, методы, средства обучения.

Кроме того, должна быть учтена квалификация педагога, сформирована объективная методика выставления оценок.

Признаки педагогических технологий

Что представляет собой классификация педагогических технологий по Селевко? В таблице, предложенной автором, учтены определенные признаки:

  • гарантированность достижения поставленной цели, эффективность процесса обучения;
  • экономичность резерва учебных часов;
  • оптимизация деятельности педагога и достижение запланированных результатов в минимальные временные промежутки;
  • использование разнообразной электронно-вычислительной и аудиовизуальной техники;
  • конструирование и использование различных дидактических пособий и наглядных материалов.

На что ориентированы педагогические технологии?

Ниже представлена таблица: «Педагогические технологии». Классификация основана на определенных параметрах:

  • формирование положительной мотивации к образовательному процессу;
  • интенсификация коммуникативной среды;
  • развитие личности, которая способна к исследовательской и учебной деятельности, последующему продолжению обучения, осознанному профессиональному выбору;
  • охрана здоровья школьников.

Специфика технологий в педагогике

Классификация по ФГОС образовательных технологий в зарубежной и отечественной педагогике осуществляется разными авторами абсолютно по-разному. В связи с тем, что по новым образовательным стандартам на первый план выходит то есть, сама личность ребенка, в качестве приоритетных выделяют следующие технологии:

  1. Дифференцированное обучение. Что собой представляют подобные педагогические технологии? Классификация, таблица в ДОУ составлена в учетом психологических особенностей детей, основывается на разноуровневом подходе к каждому малышу. При составлении учебного материала, воспитатель ориентируется на мотивацию познавательной активности своих подопечных. Опытный педагог включает в свою профессиональную деятельность элементы дифференциального подхода, предлагаемого Н. П. Гузиком.
  2. Проектная деятельность. Классификация современных педагогических технологий предполагает выделение данной методики в отдельный блок. Именно в процессе проектирования у современных дошкольников и учеников образовательных учреждений формируется умение работать в команде. Учитель выступает в роли наставника, поэтому подрастающее поколение получает возможность саморазвиваться, понимать свою роль в современном обществе. Ребята, освоившие проектную технологию, более успешны в учебе, они быстрее адаптируются у современных реалиях.
  3. Игровые технологии. Классификация современных педагогических технологий предполагает выделение игры как эффективного средства обучения и воспитания в дошкольном и младшем школьном возрасте. В процессе игровой деятельности ребята получают навыки общения, обобщают и систематизируют новые знания.

Но это далеко не вся таблица: «Педагогические технологии». Классификация постоянно модернизируется с учетом инноваций, внедряемых в образовательную систему. Среди последних веяний - интерактивные технологии. Учитывая требования ФГОС, была модернизирована таблица «Педагогические технологии». Классификация по Г. К. Селевко теперь подразумевает и групповые обучающие методики. Благодаря им происходит формирование в условиях общеобразовательной школы толерантной, коммуникабельной личности, имеющей лидерские качества. Подобные технологии существенно увеличивают эффективность усвоения школьниками программного материала.

Проблемное обучение

Данная методика основывается на эвристическом (проблемном) подходе. Учащиеся приобретают навыки и умения в процессе самостоятельной деятельности, в результате чего происходит развитие их творческих и познавательных способностей.

Применение в современной образовательной системе перспективно-опережающего обучения допускается ФГОС второго поколения. Ребята учатся решать проблему разными способами, применяя конкретные знания в зависимости от специфики сложившейся ситуации. Каждый ребенок при таком подходе получает возможность на самостоятельное определение путей решения задач.

Технология педагогических мастерских

Что собой представляет таблица «Педагогические технологии»? Классификация всех методов и приемов, результативность которых доказана на практике, учитывает детского возраста, методологию предмета.

Исследования в современной школе

Моделирование, эксперимент, метод проектов невозможны без применения исследовательских технологий. В условиях школьной лаборатории ребята учатся определять количественное содержание в различных плодах и продуктах аскорбиновой кислоты, выявлять индивидуальные особенности пищевых продуктов. При проведении исследований, в качестве наставника к ребятам прикрепляется педагог. Опытный учитель только сопровождает эксперимент, предоставляет своему подопечному необходимую теоретическую информацию, учит практическим навыкам. Среди инноваций отметим технологию решения изобретательских (исследовательских) задач ТРИЗ. Для того чтобы учащийся мог самостоятельно искать способы решения задачи, поставленной ему педагогом, сначала он изучает научные литературные источники. Вместе с учителем молодой исследователь ставит задачи, определяет актуальность, выдвигает гипотезу своих опытов. Важным этапом в любой проектной и экспериментальной деятельности является обработка полученных результатов, сравнение их с первоначальной гипотезой.

Какова классификация современных педагогических технологий? Таблица, предложенная Селевко, содержит универсальные методики. Они в равной степени подходят для всех образовательных областей. Например, разновидностью ИКТ - технологий являются электронные образовательные ресурсы (ЭОР). Ребята получают навыки работы с разнообразными источниками информации, самостоятельно составляют свои образовательные маршруты.

Педагогика сотрудничества

С целью реализации гуманно-личностного подхода к ученику, в современных школах создаются все условия для осознанного выбора ребятами направления для своей будущей профессиональной деятельности.

Коллективные творческие дела были особенно популярны во времена существования традиционной советской системы образования. Ребята целыми классами помогали людям пожилого возраста убирать дрова, носить воду. В настоящее время данная технология возвращается в образовательные учреждения в виде Педагоги вместе со своими воспитанниками стараются бескорыстно помогать тем людям, которые нуждаются в их помощи. МАО (методика активного обучения) представляет собой сумму педагогических приемов и действий, которые направлены на организацию учебной деятельности. С помощью определенных средств создаются условия, которые мотивируют ребят к инициативному, самостоятельному и творческому изучению нового материала в процессе образовательной деятельности.

Нюансы традиционных методик

Традиционные технологии основываются на объяснительном и иллюстративном варианте обучения. В случае применения такой технологии педагог в своей работе уделяет особое внимание передаче готового учебного материала. При подготовке к урокам педагог занимается поиском самых эффективных способов изложения новых знаний, наглядности, которая сопровождает его рассказ. Изложение информации, которая определяется границами учебной программы, в основном предполагает монолог педагога. Именно по этой причине часто в учебном процессе появляются многочисленные проблемы:

  • незначительные навыки самостоятельной деятельности школьников;
  • низкая культура общения;
  • отсутствие развернутого полноценного ответа школьников на рассматриваемый вопрос;
  • минимальное внимание аудитории, отсутствие желания работать в команде.

Причина кроется вовсе не в нежелании детей работать и учиться, а в специфике самой педагогической технологии. Учитель вынужден рассказывать материал, предусмотренный учебным планом, ребенок учит информацию, получает за ответ оценку. В класс педагог приходит с готовым заданием, его задача в подчинении класса определенному режиму, вовлечении ребят в учебную деятельность. Ни о каком индивидуальном развитии личности в таком случае речи не идет. Для того чтобы всеми воспитанниками был усвоен минимальный объем информации, происходит многократное повторение материала, используется промежуточный, итоговый виды контроля.

Учителя старшего возраста привыкли к такой методике работы, они убеждены в том, что только путем «зубрежки» можно передать подрастающему поколению прочный запас знаний, умений, практических навыков. Результаты статистических исследований свидетельствуют о том, что 73 % педагогического состава убеждены, что важно установить контакт. Дети отмечают необходимость самостоятельной деятельности, в их понимании педагог должен стать помощником и наставником, а не «надзирателем».

Заключение

Те требования, которые выдвигает современное общество к педагогу, образовательному процессу, предполагают применение инновационных методик и приемов работы. Федеральные образовательные стандарты второго поколения предполагают выбор таких методик работы, которые бы способствовали гармоническому развитию школьников. Ушли в прошлое те времена, когда учитель был главным действующим лицом на уроке. ФГОС предполагают активное участие в образовательном процессе самого школьника, помощь ему в поиске эффективных путей для повышения интеллектуального уровня, выбора направления для будущей профессиональной деятельности. Все разновидности образовательных педагогических технологий, классификация по ФГОС которых представлена в ОУ, помогает учителю успешно справляться с задачами, поставленными перед ним Министерством образования РФ.

Селевко Г.К.

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ

Москва
Народное образование
2005

Рецензенты:
В.Г. Бочарова - член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, г. Москва
К.Я. Вазина - доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой профессиональных, педагогических технологий ВГИПА, г. Нижний Новгород
А.Г. Каспржак - кандидат педагогических наук, засл. учитель школ РФ, г. Москва
А.М. Кушнир - доктор психологических наук, Москва
О.Г.Левина - кандидат педагогических наук, зам. директора МОУ «Провинциальный
колледж», г.Ярославль
Р.В. Овчарова - академик АПСН, доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой
общей и социальной психологии КГУ, г. Курган
Е.Н. Степанов - доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой теории и методики воспитания ИПКРО, г. Псков

Селевко Г.К.
Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. - М.: Народное образование,
2005.
Книга представляет учебно-методическое пособие нового поколения. Она состоит из двух томов, причем содержание второго тома представляет непосредственное продолжение первого; их разделение продиктовано исключительно большим объемом материала.
В двухтомнике описано около 500 технологий. Логика изложения опирается на классификацию технологий
по направлению модернизации традиционной системы обучения. Кроме того, в пособии описаны не только технологии обучения, но и воспитательные и социально-воспитательные технологии, выделены в отдельную главу
педагогические технологии на основе применения современных информационных средств
Методологической основой книги является концепция образовательной технологии Г.К. Селевко, согласно
которой технология представляет совокупность трех основных взаимосвязанных компонентов: научного, формально-описательного и процессуально-действенного.
В каждой из технологий четко прослеживается научно-концептуальная основа, излагаются существо и осо бенности содержания и применяемых методик, дается необходимый материал для освоения. Характеристики
технологий снабжены примерами их исторических и генетических прототипов (рубрика «Предтечи, разновидности, последователи»). В пособие также включены контрольные вопросы к содержанию глав и ответы на них.
Книга ориентирует читателя в огромном мире образовательных технологий настоящего и прошлого, а также
представляет и некоторые технологии будущего. Предназначена для студентов педагогических учебных заведений, учителей и широкого круга работников образования.

Селевко Г.К.
Народное образование

Оглавление
Предисловие к первому тому........................................................................................................ 7
Введение: Технологический подход в образовании..................................................................9
I. Базовые психолого-педагогические понятия образовательных технологий.................12
1.1. Основные категории и закономерности педагогики............................................................12
1.2. Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии............................16
1.3. Знания, умения, навыки (ЗУН)............................................................................................. 20
1.4. Способы умственных действий (СУД).................................................................................22
1.5. Самоуправляющие механизмы личности (СУМ)................................................................23
1.6. Сфера эстетических и нравственных качеств личности (СЭН)...........................................25
1.7. Действенно-практическая сфера личности (СДП)...............................................................26
1.8. Сфера творческих качеств (СТК)..........................................................................................27
1.9. Сфера психофизиологического развития (СПФР)...............................................................28
1.10. Возрастные и индивидуальные особенности личности.....................................................28
Вопросы и задания для самоконтроля.............................................................................................. 32

II. Теоретические основания современных образовательных и педагогических
технологий.......................................................................................................................................34
2.1. Современные трактовки понятия педагогической технологии...........................................35
2.2. Структура педагогической технологии................................................................................37
2.3. Терминологические взаимоотношения................................................................................39
2.4. Основные качества современных педагогических технологий...........................................43
2.5. Научные основы педагогических технологий..................................................................... 46
2.6. Классификация педагогических технологий....................................................................... 53
2.7. Описание, анализ и экспертиза педагогической технологии.............................................. 59
Вопросы и задания для самоконтроля.............................................................................................. 65

III. Современное традиционное обучение (ТО)....................................................................... 66
3.1. Классическая традиционная классно-урочная технология обучения................................. 68
3.2. Технология классического и современного урока...............................................................75
Урок в малочисленной сельской школе........................................................................................... 81

3.3. Пути совершенствования традиционной технологии..........................................................84
Вопросы и задания для самоконтроля.............................................................................................. 89

IV. Педагогические технологии на основе гуманно-личностной ориентации
педагогического процесса............................................................................................................ 90
4.1. Педагогика сотрудничества.................................................................................................. 92
4.2. Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили....................................................... 107
4.3. Система Е.Н. Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека
.....................................................................................................................................................110
4.4. Технология витагенного образования (А.С. Белкин).........................................................113
Предтечи, разновидности, последователи..................................................................................... 116
Вопросы и задания для самоконтроля............................................................................................ 123

V. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности
учащихся (активные методы обучения) ................................................................................ 124
5.1. Игровые технологии............................................................................................................127
Игровые технологии в дошкольном периоде................................................................................ 130
Игровые технологии в младшем школьном возрасте................................................................... 132
Игровые технологии в среднем и старшем школьном возрасте.................................................. 133

5.2. Проблемное обучение......................................................................................................... 140
5.3. Технология современного проектного обучения...............................................................145
5.4. Интерактивные технологии................................................................................................ 153
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП).................155

4
Технология проведения дискуссий................................................................................................ 158
Технология «Дебаты»...................................................................................................................... 161
Тренинговые технологии................................................................................................................ 168

5.5. Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е.И. Пассов)..............181
5.6. Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного
материала (В.Ф. Шаталов)......................................................................................................... 186
Вопросы и задания для самоконтроля............................................................................................ 191

VI. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации
учебного процесса........................................................................................................................193
6.1. Технология программированного обучения...................................................................... 196
6.2. Технологии уровневой дифференциации...........................................................................203
Модель «Внутриклассная (внутрипредметная) дифференциация» (Н.П. Гузик).......................205
Модель «Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов» (В.В.
Фирсов)............................................................................................................................................. 207
Модель «Смешанная дифференциация» (предметно-урочная дифференциация, «модель
сводных групп», «стратовая» дифференциация)........................................................................... 208

6.3. Технология дифференцированного обучения по интересам детей (И.Н. Закатова)........213
Модель «Профильное обучение».................................................................................................. 216

6.4. Технологии индивидуализации обучения (И. Унт, А.С. Границкая, В.Д. Шадриков)....224
Модель индивидуальных образовательных программ в рамках технологии продуктивного
образования..................................................................................................................................... 229
Модель индивидуальных образовательных программ в профильном обучении........................230

6.5. Коллективный способ обучения КСО (А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко).................................240
Вертикальный вариант (Красноярский)......................................................................................... 242
Горизонтальные варианты.............................................................................................................. 244

6.6. Технологии групповой деятельности................................................................................ 250
Модель: групповая работа в классе............................................................................................... 252
Модель: обучение в разновозрастных группах и классах (РВГ).................................................. 256
Модели коллективного творческого решения проблем................................................................ 258

6.7. Технология С.Н. Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием
опорных схем при комментируемом управлении.....................................................................261
Вопросы и задания для самоконтроля............................................................................................ 264

VII. Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и
реконструирования материала.................................................................................................266
7.1. «Экология и диалектика» (Л.В. Тарасов)........................................................................... 269
7.2. «Диалог культур» (В.С. Библер, С.Ю. Курганов).............................................................. 274
7.3. Укрупнение дидактических единиц - УДЕ (П.М. Эрдниев).............................................279
7.4. Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин,
Н.Ф. Талызина, М.Б. Волович)..................................................................................................282
7.5. Технологии модульного обучения (П.И. Третьяков, И.Б. Сенновский, М.А. Чошанов). 287
7.6. Технологии интеграции в образовании.............................................................................. 293
Интегральная образовательная технология В.В. Гузеева............................................................. 294
Модель «Технология воспитания экологической культуры» ....................................................... 298
Модель глобального образования.................................................................................................. 302
Концепция холистической педагогики.......................................................................................... 304
Концепция гражданского образования.......................................................................................... 307

7.7. Модели интеграции содержания в учебных дисциплинах................................................310
Модель «Интегрирование (объединение) учебных дисциплин» ................................................ 311
Модель «синхронизации» параллельных программ, учебных курсов и тем...............................312
Модель межпредметных связей...................................................................................................... 312

7.8. Технологии концентрированного обучения.......................................................................314
Модель суггестивного погружения............................................................................................... 316
Модель временнóго погружения М.П. Щетинина........................................................................ 317
Технология концентрации обучения с помощью знаково-символических структур.................319

5
Особенности идеографических моделей........................................................................................ 322

7.9. Дидактическая многомерная технология В.Э. Штейнберга..............................................326
Вопросы и задания для самоконтроля............................................................................................ 333

VIII. Частнопредметные педагогические технологии..........................................................335
8.1. Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А. Зайцев)............................ 337
8.2. Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе (В.Н. Зайцев)
.....................................................................................................................................................339
8.3. Технология обучения математике на основе решения задач (Р.Г. Хазанкин)..................342
8.4. Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков (А.А. Окунев).....345
8.5. Система поэтапного обучения физике (Н.Н. Палтышев).................................................. 348
8.6. Технология музыкального воспитания школьников Д.Б. Кабалевского.......................... 350
8.7. Технологии преподавания изобразительного искусства в школе.....................................356
8.8. Авторские педагогические технологии «Учителей года России».................................... 362
Авторская технология формирования нравственного выбора школьников «Учителя года - 90»
А.Е. Сутормина................................................................................................................................ 365
Авторская технология преподавания физики на основе интегративного принципа «Учителя
года - 91» В.А. Гербутова............................................................................................................... 366
Авторская технология формирования музыкального мышления «Учителя года России - 92»
А.В. Зарубы...................................................................................................................................... 368
Авторская технология преподавания русского языка и литературы «Учителя года России - 93»
О.Г. Парамонова.............................................................................................................................. 371
Авторская технология преподавания литературы «Учителя года России - 94» М.А. Нянковского
........................................................................................................................................................... 373
Авторская технология развития речи младших школьников «Учителя года России - 95»
З.В. Климентовской......................................................................................................................... 374
Авторская технология развития личности учащихся при изучении французского языка
«Учителя года России - 96» Е.А. Филипповой.............................................................................. 375
Авторская технология трудового обучения и воспитания «Учителя года России - 97»
А.Е. Глозмана................................................................................................................................... 376
Авторская технология преподавания математики «Учителя года-98» В.Л. Ильина..................378
Авторская технология музыкального воспитания «Учителя года России - 99» В.В. Шилова. .380
Авторская технология преподавания русского языка и литературы «Учителя года России-2000»
В.А. Морара..................................................................................................................................... 381
Авторская технология преподавания «Технологии» «Учителя года России - 2001»
А.В. Крылова..........................................................................................................................

Перечень современных педагогических технологий (по Селевко Г.)

Педагогические технологии на основе гуманно-личностной ориентации педагогического процесса

4.1. Педагогика сотрудничества

4.2. Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили

4.3. Система Е.Н. Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека

4.4. Технология витагенного образования (А.С. Белкин)

Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (активные методы обучения)

5.1. Игровые технологии

Игровые технологии в дошкольном периоде

Игровые технологии в младшем школьном возрасте

Игровые технологии в среднем и старшем школьном возрасте

5.2. Проблемное обучение

5.3. Технология современного проектного обучения

5.4. Интерактивные технологии

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП)

Технология проведения дискуссий

Технология «Дебаты»

Тренинговые технологии

5.5. Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е.И. Пассов)

5.6. Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф. Шаталов)

Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса

6.1. Технология программированного обучения

6.2. Технологии уровневой дифференциации

Дифференциация по уровню развития способностей

Модель «Внутриклассная (внутрипредметная) дифференциация» (Н.П. Гузик)

Модель «Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов» (В.В. Фирсов)

Модель «Смешанная дифференциация» (предметно-урочная дифференциация, «модель сводных групп», «стратовая» дифференциация)

6.3. Технология дифференцированного обучения по интересам детей (И.Н. Закатова)

6.4. Технология индивидуализации обучения (И. Унт, А.С. Границкая, В.Д. Шадриков)

Модель индивидуальных образовательных программ в рамках технологии продуктивного образования

Модель индивидуальных образовательных программ в профильном обучении

6.5. Коллективный способ обучения КСО (А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко)

6.6. Технологии групповой деятельности

Модель: групповая работа в классе

Модель: обучение в разновозрастных группах и классах (РВГ)

Модели коллективного творческого решения проблем

6.7. Технология С.Н. Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении

Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала

7.1. «Экология и диалектика» (Л.В. Тарасов)

7.2. «Диалог культур» (В.С. Библер, С.Ю. Курганов)

7.3. Укрупнение дидактических единиц - УДЕ (П.М. Эрдниев)

7.4. Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, М.Б. Волович)

7.5. Технологии модульного обучения (П.И. Третьяков, И.Б. Сенновский, М.А. Чошанов)

7.6. Технологии интеграции в образовании

Интегральная образовательная технология В.В. Гузеева

Технология воспитания экологической культуры

Концепция глобального образования

Концепция холистической педагогики

Концепция гражданского образования

7.7. Модели интеграции содержания учебных дисциплин

Модель «Интеграция естественнонаучных дисциплин»

Модель «синхронизации» параллельных программ, учебных курсов и тем

Модель «Интегрированные занятия (уроки)»

Модель «Интегрированные дни»

Модель межпредметных связей

7.8. Технологии концентрированного обучения

Модель суггестивного погружения

Модель временнoго погружения М.П. Щетинина

Технология концентрации обучения с помощью знаково-символических структур

Особенности идеографических моделей

Частнопредметные педагогические технологии

8.1. Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А. Зайцев)

8.2. Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе (В.Н. Зайцев)

8.3. Технология обучения математике на основе решения задач (Р.Г. Хазанкин)

8.4. Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков (А.А. Окунев)

8.5. Система поэтапного обучения физике (Н.Н. Палтышев)

8.6. Технология музыкального воспитания школьников Д.Б. Кабалевского

8.8. Технологии учебников и учебно-методических комплексов

Технология УМК «Образовательная программа «Школа 2000-2100»

Альтернативные технологии

9.1. Технология обучения детей с признаками одаренности

9.2. Технология продуктивного образования (Productive Learning)

9.3. Технология вероятностного образования (А.М. Лобок)

Особенности усвоения языковой культуры

Технология «Другая математика»

9.4. Технология мастерских

9.5. Технология эвристического образования (А.В. Хуторской)

Предтечи, разновидности, последователи

Природосообразные технологии

10.1. Природосообразные технологии обучения языку (А.М. Кушнир)

Природосообразная технология обучения чтению А.М. Кушнира

Природосообразная технология обучения письму А.М. Кушнира

Природосообразная технология обучения иностранному языку А.М. Кушнира

10.2. Технология свободной школы Саммерхилл (А. Нейлл)

10.3. Педагогика свободы Л.Н. Толстого

10.4. Вальдорфская педагогика (Р. Штейнер)

10.5. Технология саморазвития (М. Монтессори)

10.6. Технология Дальтон-план

10.7. Технология свободного труда (С. Френе)

10.8. Школа-парк (М. А. Балабан)

10.9. Целостная модель свободной школы Т.П. Войтенко

Технологии развивающего образования

Общие основы технологий развивающего образования

11.1. Система развивающего обучения Л.В. Занкова

11.2. Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова

11.3. Технология диагностического прямого развивающего обучения (А.А. Востриков)

11.4. Система развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П. Волков, Г.С. Альтшуллер, И.П. Иванов)

11.5. Личностно ориентированное развивающее обучение (И.С. Якиманская)

11.6. Технология саморазвития личности учащегося А.А. Ухтомского - Г.К. Селевко

11.8. Интегративная технология развивающего обучения Л.Г. Петерсон

Педагогические технологии на основе применения новых и новейших информационных средств

12.1. Технологии освоения информационной культуры

Модель «Информатизация (компьютеризация) ОУ»

12.2. Компьютер как объект и предмет изучения

12.3. Технология применения информационно-компьютерных средств в предметном обучении

12.4. Технологии компьютерного урока

12.5. Технология освоения и разработки средств компьютерной поддержки процесса обучения

12.6. Технология использования Internet в учебно-воспитательном процессе

Модель ТОГИС (В.В. Гузеев, г. Москва)

Технологии телекоммуникаций

12.7. Воспитание и социализация средствами массовой информации и коммуникации

12.8. Технология медиаобразования

Модель «Медиаобразование» как учебный курс

Модель «Медиаобразование, интегрированное с базовым»

Модель «Школьный Центр СМК»

12.9. Использование средств ИКТ в управлении школой

Социально-воспитательные технологии

13.1. Технология семейного воспитания

13.2. Технологии дошкольного воспитания

13.3. Технология «Школа – центр воспитания в социальной среде» (С.Т. Шацкий)

13.4. Технологии социально-педагогических комплексов

Модель «Школа – координатор воспитательной деятельности социальных институтов»

Модель «Содружество школы и производства»

Модель «Комплекс социально-педагогической поддержки ребенка»

Модель «СПК как специально спроектированная среда»

13.5. Технологии дополнительного образования

13.6. Технологии физического воспитания, сбережения и укрепления здоровья

13.7. Технологии трудового и профессионального воспитания и образования

Технология трудового воспитания и обучения в современной массовой школе

Технология контекстного профессионально-ориентированного обучения

13.8. Технология воспитания духовной культуры молодого поколения

13.9. Технологии религиозного (конфессионального) воспитания

13.10. Технологии воспитания и обучения детей с проблемами

Модель дифференциации и индивидуализации обучения

Технология работы с проблемными детьми в массовой школе

Технологии коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР

13.11. Технологии социально-педагогической реабилитации и поддержки детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности (инвалидов)

Технология работы с умственно отсталыми детьми

Технология работы с детьми с особыми образовательными потребностями

13.12. Технологии реабилитации детей с нарушением социальных связей и отношений

Модель «КДН – координационный центр социально-воспитательной работы в районе»

Модель «Центр социальной реабилитации несовершеннолетних»

Модель «Социальный приют»

Технология антиалкогольного и антинаркотического воспитания детей и подростков

Модель «Исправительное (пенитенциарное) учреждение»

13.13. Технологии воспитания субъектной социальной активности человека

13.14. Технология установления связей с общественностью (PR?технологии)

Воспитательные технологии

14.1. Технология коммунистического воспитания советского периода

14.2. Технология «жесткого» коллективного воспитания А.С. Макаренко

14.3. Технология коллективной творческой деятельности И.П. Иванова

14.4. Технология гуманного коллективного воспитания В.А. Сухомлинского

14.5. Технология воспитания на основе системного подхода (В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова)

14.6. Технологии воспитания в современной массовой школе

14.7. Технологии индивидуализированного воспитания

Обобщенная классификационная характеристика технологий индивидуализированного воспитания

Модель (технология) педагогической поддержки (О.С. Газман)

Технология тьюторского сопровождения индивидуальных образовательных программ (Т.М. Ковалева)

Технология нейролингвистического программирования

14.8. Воспитание в процессе обучения

14.9. Технология организации самовоспитания по А.И. Кочетову, Л.И. Рувинскому

15.1. Школа адаптирующей педагогики (Е.А. Ямбург, Б.А. Бройде)

15.2. Модель «Русская школа» (И.Ф. Гончаров)

15.4. Агрошкола А.А. Католикова

15.5. Школа Завтрашнего Дня (Д. Ховард)

15.6. Центр дистанционного образования «Эйдос» (Хуторской А.В., Андрианова Г.А.)

Технологии внутришкольного управления

16.1. Базовая технология управления общеобразовательной школой

Технология управления школой в режиме развития

Технология управления школой по результатам (по П.И. Третьякову)

16.2 Технология управления методической работой (Г.К. Селевко) Педагогические советы

16.3. Технология оптимизации управления образовательным учреждением (Ю.К. Бабанский)

16.4. Технология педагогического эксперимента

16.5. Технология внутришкольного мониторинга

16.6. Технологии проектирования и освоения технологий

ПЕРЕЧЕНЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОПФР

Технология саморазвития (Монтессори М.)

Технология педагогической поддержки (Газман О.С.)

Технология формирования изобразительной и конструктивной деятельности у детей с особенностями психофизического развития (Захарова Ю.В.)

Технология уровневой дифференциации (Гузик Н.П.)

Технология развивающего обучения (Занков Л.В.)

Технология личностно-ориентированного обучения (И.С.Якиманская)

Технология планирования коррекционной работы (Гладкая В.В.)

Технология коммуникативного обучения (Грек Л.В.)

Технология коллективно-творческой деятельности (И.П.Иванов)

Технология интерактивного обучения (Кашлев С.С.)

Технология индивидуальной коррекционно-развивающей работы (Е.М. Калинина, В.П. Пархоменко)

Технология дифференцированного обучения по интересам детей (Закатова И. Н.)

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) (Корзун А.В.)

Психосберегающие технологии (Пархомович В.Б.)

Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (Гальперин П.Я.)

Гуманно-личностная технология (Амоношвили Ш.А.)

Проблемное обучение (Дьюи Джон)

Коммуникативная технология обучения языку

Информационные технологии

Игровые технологии

Здоровьесберегающие технологии (Ковалько В.И.)

Здоровьесберегающие технологии (Базарный В.Ф.)

Технология уровневой дифференциации (Фирсов В.В.)

Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А. Зайцев)

Технология разноуровневого обучения

Технология развивающих игр (Никитин Б.П.)

Технология развивающего обучения (Эльконин Д.Б., Давыдов В.В.)

Технология проблемного обучения (Махмутов М.И.)

Технология педагогических мастерских (Ланжевен Поль, Валлон Анри, Пиаже Жан)

Технология наглядного моделирования

Технология критического мышления

Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Пассов Е.И.)

Технология коллективных творческих дел в работе с детьми с психофизическими особенностями (Н. Е. Щуркова)

Технология коллективного способа обучения (КСО) (Ривин А.Г., Дьяченко В.К.)

Технологии модульного обучения

Технология адаптивного обучения

Технология дифференциации и индивидуализации обучения

Технология индивидуального обучения (Т.Л.Лещинская, И.К. Боровская)

Технология индивидуального обучения (Унт И.Э., Границкая А.С., Шадриков В.Д.)

Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (Шаталов В.Ф.)

Образовательная модель «Шаг за шагом»

Перспективно-опережающее обучение при комментированном управлении с использованием опорных схем (С.Н. Лысенкова)

Проектное обучение

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) (Нестеренко А.А.)

Технологии компенсирующего обучения

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ

Материалы республиканского научно-практического семинара "Организация и содержание образовательного процесса с детьми дошкольного возраста с нарушениями зрения".

Вниманию родителей, педагогов, всех заинтересованных.

Изучение опыта Российской Федерации в организации дистанционного обучения лиц с инвалидностью

Всероссийский семинар для педагогов, работающих с детьми после кохлеарной имплантации

I республиканский конкурс "Лучшее учреждение специального образования"

IX республиканский конкурс «Компьютер. Образование. Интернет»

Материалы заключительного этапа V республиканского конкурса "Современные технологии в специальном образовании

Материалы из опыта работы вспомогательных школ г. Минска «Совершенствование коррекционной работы с учащимися с интеллектуальной недостаточностью»

Аннотированный список лучших конкурсных материалов IV республиканского конкурса «Современные педагогические технологии в обучении и воспитании детей с особенностями психофизического развития.Региональные модели специального образования»

Работы, представленные на заключительный этап республиканского конкурса «Современные педагогические технологии в обучении и воспитании детей с ОПФР. Региональные модели специального образования - 2010» педагогами системы специального образования Республики Беларусь

Коррекционная работа

Использование информационных технологий в обучении неслышащих детей на уроках естественно-математического цикла

Из опыта работы педагога -психолога Вилейской специальной общеобразовательной школы интерната для детей с ТНР

Наука. Инновации. Эксперименты.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ ПЛОЩАДКИ

Перечень учреждений образования, реализующих образовательные программы специального образования, на базе которых осуществляется экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования в 2014/2015 учебном году

О внесении изменений и дополнений в Инструкцию об экспериментальной и инновационной деятельности в учреждениях образования Республики Беларусь. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 1 сентября 2011г. № 251.

МАТЕРИАЛЫ СЕМИНАРОВ

Республиканские педагогические чтения «Воспитание детей с особенностями психофизического развития: проблемы, пути решения»

Материалы республиканского совещания «Создание адаптивного пространства на пути к инклюзивному образованию».

Материалы республиканского научно-практического семинара «Организация и содержание коррекционной работы с детьми раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха, компенсированным кохлеарным имплантом» (08.04.2014).

Секция (II Республиканские педагогические чтения «Инновационные тенденции в современном образовании» (15-16 ноября 2013 г.)

Республиканское совещание «Учреждения специального образования: вчера, сегодня, завтра» 19.09.2013

Республиканский научно-практический семинар "Организационно-методические аспекты языкового и математического образования во вспомогательной школе"

Республиканский научно-практический семинар «Подготовка конкурсных материалов к участию в республиканском конкурсе “Современные технологии в специальном образовании”» 20.02.13

Республиканское совещание "Актуальные вопросы специального образования"

Республиканский научно-практический семинар "Организация интегрироавнного обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования"

Республиканский семинар "Приоритетные направления коррекционно-развивающей работы с детьми раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха"

Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы у детей с особенностями психофизического развития

Создание условий для обучения и воспитания детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата в системе образования Республики Беларусь

Идеологическое сопровождение воспитательной работы в условиях школы (школы-интерната) для детей с ОПФР

Психолого-педагогическое сопровождение детей с особенностями психофизического развития в классах интегрированного обучения

Обеспечение индивидуально ориентированной коррекционно-педагогической помощи детям с особенностями психофизического развития через создание коррекционно-развивающей среды

Методическая работа в современном образовательном пространстве: особенности и тенденции

Современные компьютерные технологии как средство создания среды для развития личности ребенка с ОПФР

Коррекционная работа как фактор повышения качества специального образования

Педагогические технологии в обучении и воспитании детей с особенностями психофизического развития

Современные подходы к организации методической работы в специальных учреждениях образования

Республиканский научно-практический семинар «Пути совершенствования диагностической деятельности психолого-медико-педагогических комиссий в ЦКРОиР в современных условиях»

Республиканский проблемный семинар "Преемственность в работе учителей-дефектологов дошкольных учреждений и школ, обеспечивающих получение специального образования" Доклады. Презентации

Презентации докладчиков II республиканских педагогических чтении «Воспитание детей с особенностями психофизического развития: проблемы, пути решения»

Материалы Республиканского круглого стола "Компетентностный подход в специальном образовании: методический аспект"

Республиканское совещание ”Система специального образования в Кодексе Республики Беларусь об образовании“

Материалы республиканского круглого стола «Педагогические технологии как одно из условий качества специального образования» 31.10.2011

Научно-практический семинар «Оказание коррекционно-педагогической помощи как фактор повышения качества образования детей с особенностями психофизического развития» 30.11.2011

Научно-практический семинар «Организация и содержание работы во втором отделении вспомогательной школы» 7-8.12.2011

Материалы республиканского научно-практического семинара «Организация трудового обучения во вспомогательной школе» 17.05.12

Круглый стол “Организационно-педагогические условия работы с детьми с нарушениями зрения ” 4.06.12

Презентации и сборник докладов III республиканских педагогических чтении «Воспитание детей с особенностями психофизического развития: проблемы, пути решения»

Презентации августовского пленарного заседания педагогов системы специального образования г.Минска «Деятельность системы специального образования в 2012 – 2013 учебном году».

Материалы Республиканского совещания "Использование информационных коммуникационных технологий при реализации образовательных программ специального образования" 14.09.2012

В теории и практике работы школ сегодня существует множество вариантов учебно-воспитательного процесса. Каждый автор и исполнитель привносит в педагогический процесс что-то свое, индивидуальное, в связи с чем говорят, что каждая конкретная технология является авторской. С этим мнением можно согласиться. Однако многие технологии по своим целям, содержанию, применяемым методам и средствам имеют достаточно много сходства и по этим общим признакам могут быть классифицированы в несколько обобщенных групп (рис. 3).

По сущностным и инструментально значимым свойствам (например, целевой ориентации, характеру взаимодействия учителя и ученика, организации обучения) выделяются следующие классы педагогических технологий.

По уровню применения выделяются общепедагогические, частнометодические (предметные) и локальные (модульные) технологии.

По философской основе: материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные (сциентистские) и религиозные, гуманистические и антигуманные, антропософские и теософские, прагматические и экзистенциалистские, свободного воспитания и принуждения и другие разновидности.

По ведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные, психогенные и идеалистские технологии. Сегодня общепринято, что личность есть результат совокупного влияния биогенных, социогенных и психогенных факторов , но конкретная технология может учитывать или делать ставку на какой-либо из них, считать его основным.

В принципе не существует таких монотехнологий, которые использовали бы только один какой-либо единственный фактор, метод, принцип - педагогическая технология всегда комплексна. Однако своим акцентом на ту или иную сторону процесса обучения технология становится характерной и получает от этого свое название.

По научной концепции усвоения опыта выделяются: ассоциативно-рефлек торные, бихевиористские, гештальттехнологии, интериоризаторские, развивающие Можно упомянуть еще малораспространенные технологии нейролингвистического программирования и суггестивные. По ориентации на личностные структуры: информационные технологии (формирование школьных знаний, умений, навыков по предметам - ЗУН); операц онные (формирование способов умственных действий - СУД); эмоциональнохудожественные и эмоционально-нравственные (формирование сферы эстетических и нравственных отношений - СЭН), технологии саморазвития (формирование самоуправляющих механизмов личности - СУМ); эвристические (развитие творческих способностей) и прикладные (формирование действенно-практической сферы -

По характеру содержания и структуры называются технологии: обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально-ориентированные, гуманитарные и технократические, различные отраслевые, частнопредметные, а также монотехнологии, комплексные (политехнологии) и проникающие технологии.

В монотехнологиях весь учебно-воспитательный процесс строится на какой-либо одной приоритетной, доминирующей идее, принципе, концепции, в комплексных -комбинируется из элементов различных монотехнологий. Технологии, элементы которых наиболее часто включаются в другие технологии и играют для них роль катализаторов, активизаторов, называют проникающими.

По типу организации и управления познавательной деятельностью В.П.

Беспалько предложена такая классификация педагогических систем (технологий). Взаимодействие учителя с учеником (управление) может быть разомкнутым (неконтролируемая и некорректируемая деятельность учащихся), цикличным (с контролем, самоконтролем и взаимоконтролем), рассеянным (фронтальным) или направленным (индивидуальным) и, наконец, ручным (вербальным) или автоматизированным (с помощью учебных средств). Сочетание этих признаков определяет следующие виды технологий (по В.П.Беспалько -дидактических систем):

1) классическое лекционное обучение (управление - разомкнутое, рассеянное, ручное);

2) обучение с помощью аудиовизуальных технических средств (разомкнутое, рассеянное, автоматизированное);

3) система «консультант» (разомкнутое, направленное, ручное);

4) обучение с помощью учебной книги (разомкнутое, направленное, автоматизированное) - самостоятельная работа;

5) система «малых групп» (цикличное, рассеянное, ручное) - групповые, дифференцированные способы обучения;

6) компьютерное обучение (цикличное, рассеянное, автоматизированное);

7) система «репетитор» (цикличное, направленное, ручное) - индивидуальное обучение;

8) «программное обучение» (цикличное, направленное, автоматизированное), для которого имеется заранее составленная программа.

В практике обычно выступают различные комбинации этих «монодидактических» систем, самыми распространенными из которых являются:

- традиционная классическая классно-урочная система Я. А. Коменского, представляющая комбинацию лекционного способа изложения и самостоятельной работы с книгой (дидахография);

- современное традиционное обучение, использующее дидахографию в сочетании с техническими средствами;

- групповые и дифференцированные способы обучения, когда педагог имеет возможность обмениваться информацией со всей группой, а также уделять внимание отдельным учащимся в качестве репетитора;

- программированное обучение, основывающееся на адаптивном программном управлении с частичным использованием всех остальных видов.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Здесь выделяется несколько типов технологий.

а) Авторитарные технологии, в которых педагог является единоличным субъектом учебно-воспитательного процесса, а ученик есть лишь «объект», «вин тик». Они отличаются жесткой организацией школьной жизни, подавлением ини циативы и самостоятельности учащихся, применением требований и принуждения.

б) Высокой степенью невнимания к личности ребенка отличаются дидакто-центрические технологии, в которых также господствуют субъект-объектные от ношения педагога и ученика , приоритет обучения над воспитанием, и самыми глав ными факторами формирования личности считаются дидактические средства. Дидактоцентрические технологии в ряде источников называют технократическими; однако последний термин, в отличие от первого, больше относится к характеру содержания, а не к стилю педагогических отношений.

в) Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бес конфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных по тенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством дос тижения какой-либо отвлеченной цели (что имеет место в авторитарных и дидактоцентрических технологиях). Такие технологии называют еще антропоцентрическими.

Таким образом, личностно-ориентированные технологии характеризуются антропоцентричностью, гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью разностороннее , свободное и творческое развитие ребенка.

В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества и технологии свободного воспитания.

г) Гуманно-личностные технологии отличаются прежде всего своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они «исповедуют» идеи всестороннего уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение.

д) Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии со трудничества, сотворчества.

е) Технологии свободного воспитания делают акцент на предоставление ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, ребенок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.

ж) Эзотерические технологии основаны на учении об эзотерическом («неосознаваемом», подсознательном) знании - Истине и путях, ведущих к ней. Педагогический процесс - это не сообщение , не общение, а приобщение к Истине. В эзотерической парадигме сам человек (ребенок) становится центром информационного взаимодействия со Вселенной.

Способу методу средство обучения определяют названия многих существующих технологий: догматические, репродуктивные, объяснительно-иллю тративные, программированного обучения, проблемного обучения, развивающего обучения, саморазвивающего обучения, диалогические, коммуникативные, игровые, творческие и др.

Массовая (традиционная) школьная технология, рассчитанная на усредненного ученика;

Технологии продвинутого уровня (углубленного изучения предметов, гимназического, лицейского, специального образования и др.);

Технологии компенсирующего обучения (педагогической коррекции, поддержки, выравнивания и т.п.);

Различные виктимологические технологии (сурдо-, орто-, тифло-, олигофренопедагогика);

Технологии работы с отклоняющимися (трудными и одаренными) детьми в рамках массовой школы.

И, наконец, названия большого класса современных технологий определяются содержанием тех модернизаций и модификаций, которым в них подвергается существующая традиционная система.

Монодидактические технологии применяются очень редко. Обычно учебный процесс строится так, что конструируется некоторая полидидактическая технология, которая объединяет, интегрирует ряд элементов различных монотехнологий на основе какой-либо приоритетной оригинальной авторской идеи. Существенно, что комбинированная дидактическая технология может обладать качествами, превосходящими качества каждой из входящих в нее технологий.

Обычно комбинированную технологию называют по той идее (монотехнологии), которая характеризует основную модернизацию, делает наибольший вклад в достижение целей обучения. По направлению модернизации традиционной системы можно выделить следующие группы технологий.

а) Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений. Это технологии с процессуальной ориентацией , приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, нежестким демократическим управлением и яркой гуманистической направленностью содержания.

К ним относятся педагогика сотрудничества, гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили, система преподавания литературы как предмета, формирующего человека Е.Н.Ильина и др.

б) Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Примеры: игровые технологии, проблемное обучение, технология обучения на основе конспектов опорных сигналов В.Ф.Шаталова, коммуникативное обучение Е.И.Пассова и др.

в) Педагогические технологии на основе эффективности организации и управления процессом обучения. Примеры: программированное обучение, технологии дифференцированного обучения (В.В. Фирсов, Н.П. Гузик), технологии индивидуализации обучения (А.С. Границкая, Инге Унт, В.Д. Шадриков), перспективноопережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении (С.Н. Лысенкова), групповые и коллективные способы обучения (И.Д. Первин, В.К. Дьяченко), компьютерные (информационные) технологии и др.

г) Педагогические технологии на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирована учебного материала: укрупнение дидактических единиц (УДЕ) П.М. Эрдниева, технология «Диалог культур» B.C. Библера и СЮ. Курганова, система «Экология и диалектика» Л.В.Тарасова, технология реализации теории поэтапного формирования умственных действий М.Б. Воловича и др.

д) Природосообразные, использующие методы народной педагогики, опирающиеся на естественные процессы развития ребенка; обучение по Л.Н. Толстому, воспитание грамотности по А. Кушниру, технология М. Монтессори и Др.

е) Альтернативные: вальдорфская педагогика Р.Штейнера, технология свободного труда С.Френе, технология вероятностного образования А.М.Лобка.

ж) Наконец, примерами комплексных политехнологий являются многие из действующих систем авторских школ (из наиболее известных - «Школа самоопределения» А.Н.Тубельского, «Русская школа» И.Ф.Гончарова, «Школа для всех» Е.А.Ямбурга, «Школа-парк» М.Балабана и др.).


В данной презентации рассматривается сущность педагогических технологий, их классификация, основные параметры. Дается краткая характеристика некоторых известных образовательных технологий. Материалы подготовлены по книге Селевко Германа Константиновича «Современные образовательные технологии» Образование - это индустрия, направленная в будущее. С.П.Капица


Понятие педагогической технологии Аспекты педагогической технологии Аспекты педагогической технологии Аспекты педагогической технологии Аспекты педагогической технологии Уровни педагогической технологии Уровни педагогической технологии Уровни педагогической технологии Уровни педагогической технологии Качества педагогической технологии Качества педагогической технологии Качества педагогической технологии Качества педагогической технологии


Описание и анализ педагогической технологии Идентификация Название технологии Концептуальная часть Концептуальная часть Концептуальная часть Концептуальная часть Особенности содержания образования Особенности содержания образования Особенности содержания образования Особенности содержания образования Процессуальная характеристика Процессуальная характеристика Процессуальная характеристика Процессуальная характеристика Программно - методическое обеспечение Программно - методическое обеспечение Программно - методическое обеспечение Программно - методическое обеспечение


По уровню примененияПо уровню примененияПо уровню примененияПо уровню применения По философской основеПо философской основеПо философской основеПо философской основе По ведущему фактору психического развитияПо ведущему фактору психического развитияПо ведущему фактору психического развитияПо ведущему фактору психического развития По концепции усвоенияПо концепции усвоенияПо концепции усвоенияПо концепции усвоения По ориентации на личностные структурыПо ориентации на личностные структурыПо ориентации на личностные структурыПо ориентации на личностные структуры По характеру содержания и структурыПо характеру содержания и структурыПо характеру содержания и структурыПо характеру содержания и структуры По организационным формамПо организационным формамПо организационным формамПо организационным формам По типу управления познавательной деятельностьюПо типу управления познавательной деятельностьюПо типу управления познавательной деятельностьюПо типу управления познавательной деятельностью По подходу к ребенкуПо подходу к ребенкуПо подходу к ребенкуПо подходу к ребенку По преобладающему (доминирующему) методуПо преобладающему (доминирующему) методуПо преобладающему (доминирующему) методуПо преобладающему (доминирующему) методу По направлению модернизации существующей традиционной системыПо направлению модернизации существующей традиционной системыПо направлению модернизации существующей традиционной системыПо направлению модернизации существующей традиционной системы Классификация педагогических технологий


Примеры педагогических технологий Современное традиционное обучение (ТО) Современное традиционное обучение (ТО) Современное традиционное обучение (ТО) Современное традиционное обучение (ТО) Компьютерные технологии обучения Компьютерные технологии обучения Компьютерные технологии обучения Компьютерные технологии обучения Система развивающего обучения Л.В.Занкова Система развивающего обучения Л.В.Занкова Система развивающего обучения Л.В.Занкова Система развивающего обучения Л.В.Занкова Игровые технологии. Игровые технологии. Игровые технологии. Игровые технологии. Педагогика сотрудничества Педагогика сотрудничества Педагогика сотрудничества Педагогика сотрудничества «Диалог культур» «Диалог культур» «Диалог культур» «Диалог культур» Вальдорфская педагогика (Р.Штейнер) Вальдорфская педагогика (Р.Штейнер) Вальдорфская педагогика (Р.Штейнер) Вальдорфская педагогика (Р.Штейнер)







Научный Научный: технологии - часть педагогической науки,изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения Процессуально - описательный Процессуально - описательный: описание процесса для достижения планируемых результатов обучения Процессуально - действенный Процессуально - действенный: осуществление педагогического процесса Аспекты педагогических технологий:


Уровни педагогической технологии: Общепедагогический Общепедагогический: образовательный процесс в данном регионе на определённой ступени обучения Частнометодический Частнометодический: совокупность методов и средств для реализации содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета Локальный Локальный: решение частных дидактических и воспитательных задач


Качества педагогических технологий: Концептуальность Концептуальность - опора на определённую научную концепцию; Системность Системность - взаимосвязь всех частей технологии; Управляемость Управляемость - проектирование процесса обучения; Эффективность Эффективность - гарантирование достижений определённого стандарта обучения; Воспроизводимость Воспроизводимость - возможность применения в других образовательных учреждениях.




















Догматические, репродуктивные Развивающее обучение Творческие Диалогические Саморазвивающее обучение Объяснительно- иллюстративные Проблемные, поисковые Программированное обучение Игровые Информационные, компьютерные По преобладающему (доминирующему) методу По преобладающему (доминирующему) методу


По направлению модернизации существующей традиционной системы По направлению модернизации существующей традиционной системы На основе гуманизации и демократизации отношений На основе эффективности организации и управления Природосообразные На основе активизации и интенсификации деятельности детей На основе методического и дидактического реконструирования материала Альтернативные Целостные технологии авторских школ


Современное традиционное обучение (ТО) Термин «традиционное обучение» подразумевает прежде всего классно-поурочную организацию обуче- ния, сложившуюся в 17 веке на принципах дидактики, сформулированных Я.А.Каменским, и до сих пор яв- ляющуюся преобладающей в школах мира. Классификационные параметры Классификационные параметры Классификационные параметры Классификационные параметры Целевые ориентации Целевые ориентации Целевые ориентации Целевые ориентации Концептуальные положения Концептуальные положения Концептуальные положения Концептуальные положения Особенности методики Особенности методики Особенности методики Особенности методики


Классификационные параметры ТО По уровню применения: общепедагогическая. По философской основе: педагогика принуждения. По основному фактору развития: социогенная - с допущениями биогенного фактора. По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная с опорой на суггестию (образец, пример). По ориентации на личностные структуры: информационная, ЗУН. По характеру содержания: светская, технократическая, общеобразовательная, дидактоцентрическая. По типу управления: традиционное классическое + ТСО. По организационным формам: классно-урочная, академическая. По подходу к ребёнку: авторитарная. По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная. По категории обучаемых: массовая.




Концептуальные положения Концептуальную основу ТО составляют принципы педагогики: научности (ложных знаний не может быть, могут быть только неполные); природосообразительности (обучение определяется развитием, не форсируется); последовательности и систематичности (последовательная линейная логика процесса, от частного к общему); доступности (от известного к неизвестному, от лёгкого к трудному, усвоение готовых ЗУН); прочности (повторение - мать учения); сознательности и активности (знай поставленную учителем задачу и будь активен в выполнении команд); принцип наглядности (привлечение различных органов чувств к восприятию); принцип связи теории с практикой (определённая часть учебного процесса отводится применению знаний); учёта возрастных и индивидуальных особенностей.


Особенности методики Традиционная технология представляет собой авторитарную педагогику требований Ученье весьма слабо связано с внутренней жизнью ученика, с его многообразными запросами и требованиями, отсутствуют условия для проявления индивидуальных способностей, творческих проявлений личности


Процессуальная характеристика Особенности методики, применения методов и средств обучения Мотивационная характеристика Организационные формы образовательного процесса Управление образовательным процессом (диагностика, планирование, регламент, коррекция) Категория учащихся, на которых рассчитана технология
















Особенности методики Компьютерные средства обучения являются интерактивными.Компьютер можно использовать на всех этапах процесса обучения. В функции учителя компьютер представляет:источник учебной информации, наглядное пособие, индивидуальное информационное пространство, тренажер, средство диагностики и контроля. В функции рабочего инструмента компьютер выступает как: средство подготовки текстов и их хранения, текстовый и графический редакторы,средство моделирования,...






















Концептуальные дидактические положения Целенаправленное развитие на основекомплексной развивающей системы. Системность и целостность содержания. Ведущая роль теоретических знаний. Обучение на высоком уровне трудности. Продвижение в изучении материала быстрыми темпами. Осознание ребенком процесса учения. Включение в процессе обучения не только рациональной,но и эмоциональной сферы (роль наблюдения и практических работ). Проблематизация содержания (коллизии). Вариативность процесса обучения, индивидуальный подход. Работа над развитием всех (сильных и слабых) детей.




Особенности содержания путь индуктивныйсравнения. анализирующего наблюдения Доминирующее начало в системе - путь индуктивный. Особое место отводится процессу сравнения. Главное внимание уделяется развитию анализирующего наблюдения. Основной мотивацией учебной деятельности является познавательный интерес. Методическая цель - создание на уроке условий для проявления постоянной активности учеников. Пути достижения: создание проблемных ситуаций, использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, составление и обсуждение плана урока вместе с учащимися, создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе. Ход познания - «от учеников».


Вальдорфская педагогика (Р.Штейнер) Вальдорфская педагогика является одной из разновидностей воплощения идей «свободного воспитания» и «гуманистической педагогики» Целевые ориентации Основные идеи Особенности методики Особенности содержания Любое обучение человека есть не что иное, как искусство содействовать стремлению природы к своему собственному развитию. И.Песталоцци


Целевые ориентации Воспитание призвано сформировать целостную личность: стремящуюся к максимальной реализации своих возможностей; открытую для восприятия нового опыта; способную на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Не столько знания, сколько способности Развитие самоопределения, индивидуальной от Не столько знания, сколько способности Развитие самоопределения, индивидуальной ответственности за свои действия.




Особенности методики Педагогика отношений, а не требований Метод погружения, «эпохальная» методика Обучение без учебников, без жёстких программ Индивидуализация Коллективное познавательное творчество на уроках Обучение самостоятельности, самоконтролю Много игры Отрицание отметки.


Особенности содержания Широкое дополнительное просвещение Межпредметные связи Обязательные предметы искусства: живопись, эвритмия, музыка Большая роль отводится трудовому воспитанию Гармоническое сочетание интеллектуального, эстетического и практически - трудового аспектов образования


Педагогика сотрудничества Педагогика сотрудничества является одной из наиболее всеобъемлющих педагогических обобщений 80-х годов Педагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа «проникающую»технологию,являющуюся воплощением нового педагогического мышления,источником прогрессивных идей и в той или иной мере входящей во многие современные педагогические технологии как их часть. Человек есть мера всех вещей Протагор








Классификационные характеристики По подходу к ребёнку: гуманно-личностная, субъект-субъектная гуманно-личностная, субъект-субъектная По преобладающему подходу: проблемно-поисковая проблемно-поисковая система малых групп По типу управления: система малых групп: ассоциативно- рефлекторная + поэтапная интериоризация По концепции усвоения: ассоциативно- рефлекторная + поэтапная интериоризация: гуманистическая По философской основе: гуманистическая