Украшения. Аксессуары. Дизайн ногтей. Цвета. Нанесение. Ногти

Проект грибы для подготовительной группы дошкольников. Проект по безопасности в природе "Грибы- грибочки" (старший дошкольный возраст)






Актуальность: Дети в недостаточной степени имеют представление о многообразии деревьев, грибов которые растут в наших лесах. О том, что грибы, как растения и животные, образуют самостоятельное царство живой природы. Гри­бы размножаются спорами, а не семенами, как растения и не цветут. Д еревья (лес) очищают и увлажняют воздух, создают прохладу. Спиленное дерево - это строительный материал: из высушенных стволов делают доски, фанеру, мебель, игрушки, бумагу. Деревья растут медленно, поэтому их нужно беречь. Надо охранять деревья, заботиться о них. Актуальность: Дети в недостаточной степени имеют представление о многообразии деревьев, грибов которые растут в наших лесах. О том, что грибы, как растения и животные, образуют самостоятельное царство живой природы. Грибы размножаются спорами, а не семенами, как растения и не цветут. Деревья (лес) очищают и увлажняют воздух, создают прохладу. Спиленное дерево - это строительный материал: из высушенных стволов делают доски, фанеру, мебель, игрушки, бумагу. Деревья растут медленно, поэтому их нужно беречь. Надо охранять деревья, заботиться о них.




Задачи проекта: Обучающая: - углублять и расширять знания по теме; - называть основные (в данной местности), деревья, грибы; - сформулировать и употреблять имена существительных в родительном падеже множественного числа; - сформулировать правила поведения в лесу.


Развивающая: - проанализировать и применить полученные знания, на практике в решении поставленных задач; - использовать сенсорную информацию, полученную ранее, активизировать память, операции мышления (сравнение, классификация, анализ, синтез), включать воссоздающее и творческое воображение - обобщать главные признаки грибов, деревьев, сравнивать их особенности, выделять основные части; - действовать сообща со сверстниками, проявлять коммуникативные умения, отличать съедобные и не съедобные грибы, называть их, рассказывать об отличительных признаках; - использовать активный словарь (названия, признаки, действия), накопленных при изучении темы.




1-й этап: подготовительный Предварительная работа педагога Изготовление: – альбомов по лексическим темам: «Деревья», «Грибы»; – демонстрационный материал: «Осень», «Деревья», «Съедобные и ядовитые грибы»; – создание картотеки: стихов, пословиц, пальчиковых игр, игр на общую моторику, физкультминуток, загадок по теме: «Лес», «Грибы»; – составление кроссвордов о деревьях, грибах. – изготовление картотеки дидактических игр «Лес» – Заготовка материала для наблюдений, и изготовления поделок: (мох, грибы, ветки ели и сосны, ягоды, шишки ели и сосны, березовый гриб). - Изготовления гербария. Чтение художественных произведений. - Чтение авторских сказок В. Сутеева «Под грибом», В. Катаева «Дудочка и кувшинчик», Русской народной сказки «Про козу». - Просмотр мультфильма: «Под грибком» - Слушание музыки: «Голоса осеннего леса» Музыкальная деятельность - Хоровод «За грибами в лес пойдем» (используется мелодия хоровода «По малину в сад пойдем»). Работа с родителями: - Консультация для родителей и педагогов: «Лечебное воздействие звуков леса»; - подготовлена информационная консультация «Ядовитые и съедобные грибы» - участие родителей в сборе природного материала. - выставка поделок из природного материала родителей с детьми.




3-й этап: итоговый Выставка поделок из природного материала Беседы: Берегите леса, берегите от пожаров, от злых людей! Правила поведения в лесу! Сберегите леса для животных, ведь без леса им не прожить. Окружите леса заботой, птицы гнезда там будут вить. Царство грибов. Кому польза, кому вред, от ядовитых грибов. Это наше с вами родное, это наша родная земля. Сберегите леса! Сохраните! – Не устанем мы говорить.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида с.Великомихайловка Новооскольского района Белгородской области»

Проект средней группы: познавательно-игровой

Продолжительность проекта: одна неделя

Тема проекта: грибы

Руководитель проекта:

Светличная Елена Алексеевна

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида

с.Великомихайловка»

воспитатель

2013г.

Участники проекта: дети средней группы «Солнышко», воспитатель: Светличная. Е. А., родители.

  1. Введение

Актуальность проекта:

В сентябре в наших лесах настала грибная пора. Многие дети вместе с родителями ходили в лес за грибами. А в группе постоянно задавали вопросы о внешнем виде грибов, их названиях, строении, постоянно делали зарисовки, рассуждали о грибах. По-моему мнению возникла необходимость дать детям более глубокие и широкие знания о грибах. Было решено целенаправленно заниматься этой темой.

Основной целью проекта стало углубление естественнонаучных представлений и знаний детей о грибах, формирование познавательных навыков.

Задачи проекта:

Задачи развития ребёнка:

  • Формировать представления детей о грибах, об их строении, функциях и назначении частей, об их месте в лесном сообществе;
  • Развивать логическое мышление (составление загадок, придумывание сказок о грибах)

Задачи педагогической деятельности:

  • Познакомить с разнообразием грибов;
  • Познакомить со свойствами съедобных и несъедобных грибов;
  • Формировать умение получать информацию из разных источников.

Ожидаемый результат:

  • Получение информации из различных источников;
  • Продукты детской деятельности: сочинение загадок, изготовление поделок из природного материала;
  • Составление схемы заготовок грибов.
  1. Основная часть
  1. Подготовка к проведению проекта.

1. Подобрать методическую литературу по теме.

2. Подобрать художественную литературу по теме.

3. Подобрать дидактический материал, наглядные пособия (альбомы для рассматривания, картины, настольные игры)

4. Составить перспективный план.

2.2 Выполнение проекта.

Социализация.

Дидактические игры:

«Выросли грибы»

«Что лишнее?»

«Определи на ощупь»

«Чудесный мешочек»

«Обведи грибок»

Игра в мяч «Назови грибы, ягоды, фрукты»

«Раз, два, три сыроежки(мухоморы,) собери»

«Угадай по описанию»

« Собрали звери урожай»

Настольные игры:

« Разрезные картинки»

«Домино»

«Лото»

Познание.

Беседа «Особенности внешнего вида грибов»

Природный мир – «Грибы – особое царство природы

Коммуникация.

Развитие речи.

Рассматривание фотографий грибов.

Рассматривание сюжетных картинок

Отгадывание загадок о грибах

Составление описательных рассказов по картинкам. Заучивание стихотворений о грибах.

Пальчиковая игра: « Пошли пальцы по грибы»

Чтение художественной литературы.

А. Толстой «Грибы»

В. Катаев «Грибы»

В. Зотов «Мухомор»

Потешка «Гриб-Грибок»

Стихотворение «Грибы» Н. Фадеева

В. Зотов «Подберезовик»

Н. Алиева «Гриб-волшебник»

Безопасность.

Беседа на тему: « Как не заблудиться в лесу»

« Где растут грибы и ягоды»

« Эти коварные двойнеки»

Развивающая среда.

Сюжетные картины на тему «Грибы».

Альбомы для рассматривания: « Грибы»,

Книжки-раскраски: « О грибах и ягодах», « В лесу»

Художественное творчество.

Работа по лепке: «Грибы»

Работа по аппликации: «Поможем белочке заготовить грибы на зиму ».

Работа с родителями.

Оформление папки-передвижки на тему: «Что ребенок должен знать о грибах и ягодах »

Беседа: «Семейный поход в лес за грибами»

Совместная деятельность.

Придумывание загадок о грибах.

Изготовление игры «Съедобный грибок положи в кузовок».

Поговорки и приметы.

Поиск информации в энциклопедиях.

Арифметические задачи.

Изготовление поделок из природного материала.

Самостоятельная деятельность.

Раскраска «Под грибом».

Изготовление атрибутов к празднику.

Схемы заготовок из грибов.

  1. Результат:

В процессе проекта дети проявляли активный познавательный интерес, узнали много нового о грибах, получая информацию и у родственников, и в книгах, и на прогулке. Яркий пример: на прогулке девочки заметили на участке 2 младшей группы возле кустов семейку грибов. Они отметили, что это не поганки. Показали всем детям. Спросили у воспитателя, что это за гриб. Выяснив, что это свинуха, её едят жареной со сметаной, девочки очень заинтересовались. В группе нашли этот гриб в энциклопедии и зарисовали его.

К изготовлению поделки «Грибной лес» в поиске природного материала были подключены и родители наших детей.


Детский сад "Аленький цветочек"

Воспитатель

Проект "Грибы и ягоды". Средняя группа.

Проект нацелен на то, чтобы расширить знания о съедобных и несъедобных грибах, ягодах. Какие грибы и ягоды видели и собирали в наших лесах? Являются ли грибы и ягоды частичкой живой природы? Какая роль грибов и ягод в жизни человека? Действительно ли ягоды нашего леса, полезны для здоровья людей?

Актуальность реализации проекта:

Природа дарит нам много красивого, вкусного, полезного. Особенно щедра на подарки осень. Сколько вкусных фруктов и овощей созревает у людей в огородах, сколько ярких цветов расцветает в садах. Так же не счесть даров, которые дарит природа, не требуя никаких усилий от человека. Это и ягоды, и грибы, и лекарственные травы. Когда люди болеют, как правило, они сразу бегут в аптеку и покупают дорогостоящие лекарства.

А ведь северные ягоды - это природная аптека. Ягоды всегда помогали нашим предкам восстановить силы, сохранить свое здоровье, удивительную жизненную энергию и молодость. Каждый человек должен любить и беречь природу.

А прививать любовь к ней нужно с раннего детства. Вот и в детском саду мы постоянно обращаемся к этой проблеме, рассматривая её с детьми со всех возможных сторон. Чтобы у ребёнка возникло желание беречь и охранять природу , он должен научиться видеть её красоту и понимать ценность для человека. Не каждый современный родитель ходит со своими детьми в лес. А ведь невозможно познакомиться с природой достаточно близко, не побывав в лесу в разные времена года. Осенний лес необычайно красив.

Именно поэтому мы с ребятами и родителями взялись реализовать проект «Грибы и ягоды». Шагая по ступенькам к финалу проектной деятельности , мы с ребятами узнаем много нового и интересного о родной природе, познакомимся с различными видами грибов, особенностями их произрастания и полезными свойствами, как для человека, так и для животных, птиц. Совместно с родителями оформим выставки в группе и украсим наш участок.

Цель: Обобщить знания детей о грибах и ягодах наших лесов.

Задачи:

Воспитательная:

Воспитывать у детей любовь и заботливое отношение к природе, показать ценность природы и её даров для каждого человека.

Обучающая:

Формировать у детей знания о грибах и ягодах их видах, о ценности грибов и ягод для человека и животных, птиц, расширять знания о лесах родного края, учить разбираться в грибах и ягодах, проявлять заботу о природе.

Вызвать познавательный интерес к целебным свойствам ягод, изучить применения ягод в жизни человека.

Закреплять знания детей о дарах леса, грибах и ягодах произрастающих в нашем лесу, о родном городе и его окрестностях;

Развивающая:

Развивать воображение, логическое мышление, любознательность, наблюдательность;

Развивать умения детей в продуктивной игровой и других видах детской деятельности.

развивать творческие способности детей, вовлекать родителей и детей в совместную деятельность.

Тип проекта:

творческий, информационно-исследовательский.

Вид проекта: семейный, групповой.

Проблема:

Дети не имеют достаточных знаний о грибах и ягодах, произрастающих в наших лесах.

Ожидаемые результаты: воспитание бережного отношения к природе, расширение знаний детей о грибах и ягодах, их ценности для человека, приобщать родителей и детей к совместной деятельности, установить с ними доверительные и партнёрские отношения. Дети узнают, какие ягоды растут в нашем крае, об их целебных свойствах, о применении ягод в медицине, кулинарии, косметологии .

Сроки проведения: с 12.05 – 31. 05. 2015 г.

Режим работы: во время и вне занятий.

Участники проекта: Воспитатели, дети, родители, музыкальный руководитель.

Возраст детей: 4-5 лет.

Форма проведения:

Игровая деятельность, беседы, заучивание стихов о грибах и ягодах, просмотр презентации «Грибы и ягоды наших лесов»,

Выставка книг «Грибная поляна», «Ягоды» фотоколлаж «Мы - грибники» (совместная деятельность детей и родителей), продуктивная деятельность: лепка, аппликация .

Материал и оборудование: Стихи, пословицы, маски для театрализованной деятельности, атрибуты для сюжетно-ролевой игры, музыкальная аппаратура, подборки детских песен, ноутбук, презентация «Грибы наших лесов», мультфильмов, макеты различных грибов и ягод, корзинка, бумага цветная, ножницы, картон, клей - карандаш, набор демонстрационных картинок «Грибы», «Ягоды», подборка детских книг о грибах и ягодах (для выставки в группе).

1 этап. Сообщение темы проекта детям и родителям с целью привлечения их к совместной деятельности. Знакомство с планом работы, распределение обязанностей с учётом пожеланий и возможностей родителей.

2. этап Поисковый

Узнать все о ягодах и грибах нашего леса.

Как выглядит растение, плод?

Где растет ягода?

Сроки созревания ягод и правила сбора.

Какие грибы растут в наших лесах.

Выяснить, кто еще в природе питается ягодами и грибами?

3 этап. Организация деятельности проекта.

3.1. Игровая деятельность.

*** Сюжетно-ролевая игра «Семья», «В лесу», «Магазин»,

«Больница».

Цель: развивать у детей самостоятельность в игре, учить подражать взрослым; уточнить особенности поведения в лесу и правил сбора в лес; учить коллективной игре, внимательному отношению друг к другу.

*** Настольно-печатная игра «Животные наших лесов», лото «Кто где живёт», «Овощи, фрукты».

Цель: расширять кругозор и обогащать словарный запас детей, развивать связную речь.

*** Словесные игры «Кто где живёт? », «Доскажи словечко », «Исправь ошибку», «Продолжи рассказ», «Съедобные, несъедобные».

Цель: расширять у детей знания об окружающем мире, учить различать съедобные и несъедобные грибы, развивать речь, память.

3.2. Художественно-речевая деятельность.

Цель: прививать любовь и бережное отношение к природе, воспитывать любовь и уважение к членам семьи, проявлять заботу о родных людях, учить внимательно слушать, развивать речь и память.

Чтение и заучивание стихов о грибах, и ягодах.

Беседа: «Кому полезны грибы», «Правила поведения в лесу», «Какие бывают грибы», «Какие бывают ягоды»

Чтение пословиц и поговорок о грибах и ягодах, отгадывание загадок.

Музыкально-театрализованная деятельность.

Цель: учить слушать музыку, выполнять движения в такт музыки по показу воспитателя и других детей, развивать дружелюбие по отношению друг к другу.

3.3. Художественно-эстетическая деятельность.

Цель: развивать творческие способности детей, учить доставить радость другому, доводить начатое дело до конца, прививать аккуратность в работе.

Аппликация из цветной бумаги «Братцы – грибочки».

Аппликация из цветной бумаги «Ягоды»

Лепка различных грибов: подосиновик, лисичка, боровик.

Оформление в группе выставки детских работ «Все грибочки хороши!»

«Ягоды на полянке».

3.4. Выставка. Фотоколлаж «Мы - грибники»

Цель: развить интерес детей к сбору грибов, обсудить ценность грибов для человеческого организма, познакомиться с семейными традициями ребят, вовлечь родителей в совместную деятельность с детьми.

4 этап. Продукт проектной деятельности.

4.1. Выставка книг «Грибная поляна»

4.2. Фотовыставка «Мы – грибники»

4.3. Выставка детского творчества «Все грибочки хороши!»

Вывод: Северные ягоды и грибы замечательный подарок короткого сибирского лета - кладезь витаминов и множества полезных веществ, помогающих восстановить здоровье и укрепить иммунитет.

Список используемой литературы

1. «Зелёный дом», Москва, Просвещение, 1997 – 254с

2. , Энциклопедический словарь юного биолога, Москва, Педагогика, 1986 – 352с

3. , "Грибы, растения и люди" - Москва:

Агропромиздат, 1986 - с.208

4. Васильков и ядовитые грибы средней полосы европейской части России (определитель), 2-е изд., г. Санкт-Петербург, изд. "Наука" 1995 г., - 189 стр.,

5. интернет – ресурсы:

ru. wikipedia. org› Список грибов, занесённых в Красную книгу России

dou158.ucoz. ru›index/proekt_quot_griby…jagody…379

Общая характеристика грибов насчитывают около ста тысячи различных видов, но многих из них не возможно увидеть невооруженным глазом. Грибы – удивительные создания, ведь их нельзя назвать ни растениями, ни животными. Они образуют особое самостоятельное царство и занимают промежуточное положение между животными и растениями. Изучают грибы микологи. Они–то и установили, что наиважнейшими признаками грибов является то, что свойственно по отдельности животному и растительному царствам. Грибы растут по всюду, но чаще всего на земле, лесной подстилке, на гниющей или живой древесине. Реже они встречаются на мусорной или навозной кучах и на месте пожарищ.


Общая характеристика грибов Грибы - это обширная группа организмов. Tо, что мы собираем и называем грибом - лишь карпофор, баз идиома или плодовое тело. Сама же рабочая часть гриба, его вегетативное тело - мицелий или грибница, скрыта внутри субстрата, в почве, древесине или подстилке, и состоит из тончайших переплетенных нитей, гифов, которые и выполняют свои основные функции. Плодовые тела недолговечны. Они живут пять - десять суток, а грибница съедобных и ядовитых грибов существует несколько десятков и даже сотен лет. Она хорошо переносит сильные морозы и засуху. При этом грибница прекращает рост и развитие, как бы замирает. С наступлением благоприятных условий она снова начинает пробуждаться и разрастаться во все стороны. Развиваясь, грибница выделяет особые вещества - ферменты, под действием которых происходит разложение субстрата. Когда поверхность грибницы сильно увеличивается, она становится способной поглощать больше питательных


Условия произрастания грибов. Для роста грибов нужна соответствующая температура и влажность. Наблюдения показывает, что гриб хорошо растет при безветренной тихой погоде, свет для них не так важен. Тело грибов или грибниц, находясь в почве или в другой питательной среде, разрастается во всех направлениях. Продолжительность жизни грибов различна от одного года до нескольких десятилетий.






Рыжик Рыжики объединяют в группу видов пластинчатых грибов из рода млечник.. На территории России встречаются в лесистой местности – в европейской части, на Урале, Дальнем Востоке, в Сибири. Рыжики произрастают с июля по октябрь исключительно в хвойных лесах, образованных преимущественно елями и соснами. С этими хвойными деревьями образуют микоризу. Все рыжики являются ценными съедобными грибами. Строение. Окраска плодовых тел рыжиков обычно варьирует от розово- желтой или синевато-зеленой (в еловых лесах) до оранжево-красной (в сосновых борах). В плодовом теле различают шляпку и ножку. Диаметр шляпки составляет от 3 до 10 см. У молодых грибов она имеет плоско-выпуклую форму с подвернутым краем, по мере старения плодового тела шляпка становится воронковидной с прямым краем. От воронковидной ямки в центре шляпки к периферии отходят концентрические темные круги, выраженные в разной степени у разных видов. На нижней поверхности шляпки имеются узкие выемчатые, приросшие пластинки ярко-желтого или оранжевого цвета. При касании их легко повреждаются и приобретают зеленоватый оттенок. Ножка рыжика составляет в длину 5-6 см, в толщину 1-2 см, имеет такую же окраску, как и шляпка. Ножка цилиндрической формы, у молодых грибов плотная, со временем становится полой внутри, потому легко ломается при надавливании, а также приобретает при прикосновении зеленоватый оттенок. При повреждении плодового тела рыжика характерно выделение млечного сока, имеющего окраску различных оттенков красного цвета. Мякоть оранжевого цвета, как и покровы плодового тела, на разрезе зеленеет. Размножаются рыжики спорами.грибов млечник


Подосиновик красный Шляпка диаметром 415 (редко до 30) см, вначале полушаровидная с плотно прижатым к ножке краем, затем подушковидной-выпуклой формы, легко отделяется от ножки. Кожица красная, оранжевая или буровато-красная, гладкая или со слабой бархатистостью, не снимается. Мякоть мясистая, плотная, в шляпке упругая, с возрастом становится мягкой, в ножке продольно- волокнистая. Цвет на разрезе белый, в нижней части ножки синеватый, быстро синеет, затем чернеет. Вкус и запах не выражены. Цвет шляпки зависит от условий произрастания: в тополёвых лесах она с серым оттенком, в чистых осинниках тёмно-красная, в смешанных оранжевая или жёлто-красная. Экология и распространение Установлено, что в отличие от большинства представителей рода, подосиновик красный не имеет узкого предпочтения в выборе микоризного партнёра, а вступает в симбиоз с многими лиственными деревьями, но не с хвойными. Считается, что наиболее часто этот гриб обитает совместно с осиной и тополем, реже с ивой, может образовывать микоризу и с дубом, буком, грабом, берёзой. Растёт в лиственных и смешанных лесах под молодыми деревьями, в лиственном мелколесье, в осиновых порослях бывает обилен. В засушливое лето появляется в сырых высокоствольных осинниках. Чаще всего плодоносит редкими группами или одиночно на полянах и вдоль лесных дорог, в траве.


Подберезовик От светло-серого до темно-коричневого (цвет зависит, очевидно, от условий произрастания и вида дерева, с которым образована микориза), полушаровидная, затем подушкообразная, голая или тонко войлочная, диаметром до 15 см, в сырую погоду чуть слизистая. Мякоть белая, не меняющая цвета или слегка розовеющая, с приятным «грибным» запахом и вкусом. У старых грибов мякоть становится очень губчатая, водянистая. Длина до 15 см, диаметр до 3 см, сплошная, цилиндрическая, внизу несколько расширенная, серо-беловатая, покрытая темными продольным чешуйками. Мякоть ножки с возрастом становится деревянно- волокнистой, жесткой. Распространение: произрастает с начала лета до поздней осени в лиственных (предпочтительно березовых) и смешанных лесах, в некоторые годы весьма обильно. В удивительных количествах встречается порой в еловых посадках с вкраплением березы. Дает хорошие урожаи и в совсем молодых березняках, появляясь там едва ли не первым среди промысловых грибов.


Моховик гриб среднего размера. Ножка до 10 см, шляпка до см. Ножка у моховика жёлто- бурого плотная около 2 см диаметром, к низу немного расширенная. Молодые грибы формой чем-то немного похожи на подосиновик. Трубчатый слой плотный бывает оливкового или бурого оттенков (на фото разновидность именно с бурым слоем). Шляпка на ощупь бархатистая изредка (в сырую погоду) может быть слегка слизистой. Довольно плотно держится на ножке. Форма шляпки классическая грибная. Мякоть у моховика - плотная, желтоватого оттенка, на изломе и разрезе синеет. При кулинарной обработке и в соленьях - буреет. Запах и вкус гриба характерный грибной, приятный.Произрастает моховик жёлто-бурый в сосновых или смешанных сосново- лиственных лесах. Растёт с июня (обычно с конца) по октябрь (в условиях Томской области скорее по сентябрь), небольшими группами. Как и положено моховику - любит расти на мху.


Опенок осенний Шляпка: Медово-желтая или ржаво-бурая, изредка желто-зеленоватая или буроватая, покрыта бурыми чешуйками, которые к середине гриба бывают более темными и более густыми. В зрелости чешуйки частично пропадают. У молодых грибов шляпка полу шаровидная, позже выпуклая, в зрелости плоская, в середине с небольшим бугорком. Диаметром мм. Пластинки вначале беловатые, позже желтоватые, 48 мм шириной, не частые, тонкие, нисходящие. Ножка: Цилиндрическая, утолщенная у основания, внутри ватообразная, мм длиной и 1025 мм толщиной, желтоватая и охряно-буроватая, волокнисто-хлопьевидная. У молодых плодовых тел ножка с шляпкой соединены пленчатым ватным покрывалом. После его разрыва на ножке остается кольцо. Мякоть: Белая, при срезе цвет не изменяется, в шляпке мягкая, в ножке твердая, волокнистая. Вяжущий вкус с невыразительным запахом. Произрастание: Растет с сентября по октябрь на стволах хвойных и лиственных деревьев большими группами.


Опенок летний Шляпка: Диаметр от 2 до 8 см, желто-бурого цвета, в центре более светлая (в сухую погоду зональность окраски не так сильно выражена, иногда вообще отсутствует), сначала выпуклая с бугорком в центре, затем плоско- выпуклая, в сырую погоду клейкая. Мякоть тонкая, светло-бурая, с приятным запахом и вкусом. Нередко случается, что шляпки грибов «нижнего яруса» покрываются коричневым слоем спорового порошка от верхних грибов, и создается впечатление, будто бы они гнилые. Пластинки: Сначала светло-желтые, затем ржаво-бурые, приросшие к ножке, иногда слабо нисходящие.. Ножка: Длина 3-8 см, толщина до 0,5 см, полая, цилиндрическая, изогнутая, жесткая, коричневая, с бурым пленчатым кольцом, ниже кольца темно-бурая. Распространение: Растет с июня по октябрь (обильно плодоносит, как правило, в июле-августе, не позже) на гниющей древесине, на пнях и валежнике лиственных деревьев, преимущественно березы. При подходящих условиях попадается в огромном количестве. На хвойных деревьях встречается редко.


Масленок Шляпка масленка имеет диаметр от 3 до 14 см, по мере созревания гриба, меняет форму. В начале роста она - полушаровидная, видоизменяется до округло-выпуклой, плосковыпуклой или плоской формы. Иногда принимает бугорчатую форму с поднятыми краями. Поверхностный слой – гладкий, со слизистым налетом. Цвет поверхности шляпки может варьироваться от светло-коричневого до шоколадного, также встречаются желто-бурые, серо-бурые или буро- оливковые оттенки шляпок. Кожица шляпки легко отделима от грибной мякоти. Мякоть шляпки имеет мягкую и сочную консистенцию, беловатый или желтоватый цвет. В ножке, мякоть – волокнистая, у основания имеет ржаво-буроватый оттенок. Трубчатый слой имеет желтоватый оттенок. Мелкие поры слоя имеют округлую форму. Они меняют свою окраску, по мере роста: от беловатого до темно-желтого. Ножка масленка длиной от 3 до 11 см и шириной от 1 до 2,5 см, имеет цилиндрическую форму, продольно- волокнистую структуру, беловатую или желтоватую окраску. На ножке располагается пленчатое кольцо (покрывало). Цвет кольца меняется от белого до коричневого, почти черного, цвета. Верхняя часть ножки лимонно-желтого или мучнистого оттенка, нижняя часть, располагающаяся под кольцом, имеет буроватый цвет. Масленок создает микоризу с двухвойной сосной, в основном с деревьями небольшого возраста. Произрастает в лесах соснового, сосново- березового, сосново-дубового типа. Предпочитает дренированную песчаную почву. Чаще маслята растут на полянах, лужайках, опушках, вдоль дорог, как в освещенных местах, так и в тени. Маслята произрастают под опавшей хвоей или в злаковых зарослях. Избегают влажного грунта, болот, торфяников. На урожайность маслят благотворно влияет санитарная рубка леса, пагубно воздействует сбор опавшей хвои, выгоны скота. Произрастает большими группами. Встречается совместный рост маслят с такими грибами, как: сыроежки, зеленушки, лисички, белые. Обильные росы и дожди могут стимулировать урожайность маслят. В горных районах эти грибы вырастают около камней, причина избирательности роста гриба – конденсация влаги на камнях. В летнее время маслята подвержены повреждению личинками насекомых, до 80% всей массы грибов могут оказаться «червивыми». В осенний период повреждающий процесс насекомыми резко уменьшается. Произрастание маслят распространено в Северном полушарии. Чаще встречается в умеренно холодном климате, но возможен рост в субтропиках и тропических регионах.


Волнушка розовая Произрастают волнушки в основном в берёзовых лесах, однако довольно часто они встречаются и в смешанных лиственных. Волнушка розовая достаточно плотный гриб, и этим он напоминает лисички. Благодаря такому свойству волнушки сохраняют свою форму во время сбора и перевозки, поэтому данный гриб – неоценимый коммерческий продукт. Однако же плотные края шляпки бывают только у молодых грибов, у старой волнушки они хрупкие, волны бесцветные, а шляпка более выпуклой формы. Пластинки гриба в возрасте из розовых превращаются в жёлтые, теперь внешне он скорее розовый груздь, чем волнушка. Волнушка розовая является представителем рода сыроежек, она относится к грибам средних размеров. Диаметр шляпки у волнушки достигает пятнадцати сантиметров. Если гриб растёт в условиях постоянной повышенной влажности, то он имеет липкую, крепкую шляпку. У молодой волнушки плотная ножка (диаметр – 3 см), с возрастом в ней возникают пустоты, вот почему она становится такой хрупкой. Светло-розовый цвет ножки совпадает с оттенком шляпки, на поверхности которой можно наблюдать выразительные концентрические круги или так называемые волны. Слой спор имеет нежно розовый или серый оттенок. Для образования микоризы служит береза, чаще более взрослые деревья. Произрастает в лесах березового и смешанного с березой типов. Плодоношение происходит группами. Места произрастания: северная часть лесной зоны.


Белый гриб Белые грибы произрастают по всему миру, где климатические условия позволяют сформировать грибницу. Для формирования грибницы для белого гриба требуется почвенная среда, температура, влажность, климат, наличие леса. Белый гриб не поддается выращиванию в искусственных условиях. Грибница у белого гриба развивается десятками лет, представляя из себя своего рода паутину, в которой образуются узлы, где накапливается плод. Диаметр грибницы может достигать несколько десятков метров. С этой площади грибница собирает питательные вещества, включая необходимые для организма человека микроэлементы в известной только природе пропорции. Питательная среда для этого плода поступает по этой паутине. Плод может формироваться в течение нескольких лет, создавая критическую массу. При наличии этой массы, при определенных погодных условиях, происходит » извержение» плода, рост гриба. Масса гриба зависит от накопленной массы плода, а его размер меняется в процессе его надземной жизни. Структура у гриба трубчатая. В первые 2-3 дня гриб молодой, структура у него плотная, низ шляпки у него белый. Следующие 2-3 дня гриб разбухает, его трубки насыщаются влагой и расширяются, цвет низа шляпки изменяет свой окрас на желтый. Гриб все еще плотный, но уже созрел. Дальнейшие 2-3 дня гриб стареет, его трубки расширяются, набирая все больше влаги, цвет под шляпкой становится светло-зеленый, он разбухает, увеличиваясь в объеме и весе за счет набранной влаги. В последующие дни гриб разбухает на столько, что его структура напоминает вату, плотность его теряется, и он постепенно загнивает. Созревания гриба зависит от температуры окружающей среды. В июле-августе грибы созревают быстрее. При температуре ниже 10 градусов гриб созревает медленнее и плотность его выше.


Сыроежка пищевая Сыроежка пищевая произрастает в июне августе в лиственных и хвойных лесах, одиночно и по группам, встречается также на опушках, в кустарниках, на лужайках. Шляпка диаметром до 10 см, вначале полушаровидная, позднее плоско-выпуклая, вдавленная в центре, сухая, иногда морщинистая, с гладким или слабо рубчатым краем, с неснимающейся или слабо отделяющейся только с краю шляпки кожицей, розового, бордового, красного или красно- коричневого цвета, у многих грибов с крупными светлыми пятнами. Пластинки частые, прикрепленные или слегка низ-бегающие, ветвящиеся, узкие, белые или желтоватые. Ножка длиной до 8 см, толщиной до 4 см, плотная, цилиндрическая, ровная, книзу несколько суживающаяся, иногда морщинистая, белая. Мякоть плотная, белая, гладкая, сладковатая, с приятным фруктовым запахом.


Груздь Шляпка 520 см, сначала плоско-выпуклая, затем воронковидная с завёрнутым внутрь опушённым краем, плотная. Кожица слизистая, мокрая, молочно-белого или слегка желтоватого цвета с неясными водянистыми зонами, часто с прилипшими частичками почвы и опада. Ножка 37 см в высоту, 25 см, гладкая, белого или желтоватого цвета, иногда с жёлтыми пятнами или ямками. Мякоть плотная, крепкая, белая, с очень характерным запахом, напоминающим запах фруктов. Млечный сок белый, на вкус едкий. Пластинки довольно частые, широкие, белые с желтоватым оттенком. Шляпкапочвы опада Ножка Мякоть Млечный сок Пластинки Изменчивость У старых грибов ножка становится полой, пластинки желтеют. Цвет пластинок может меняться от желтоватого до кремового. На шляпке могут быть бурые пятна. Экология и распространение Экология Образует микоризу с березой. Встречается в лиственных и смешанных лесах (берёзовых, сосново- берёзовых, с липовым подлеском). Распространён в северных областях России, в Верхнем и Среднем Поволжье, на Урале, в Западной Сибири. Встречается нечасто, но обильно, растёт обычно большими группами. Оптимальная среднесуточная температура плодоношения 810 °C на поверхности почвы. Сезон август сентябрь.микоризуберезой лиственныхсмешанныхлиповым Поволжье УралеЗападной Сибири


Ложные опята К ложным опятам относят несколько видов грибов. Они имеют некоторое внешнее сходство со съедобными опятами. Не все из ложноопят содержат отравляющие токсины, но помня первое правило грибника - не собирать незнакомые и подозрительные грибы, лучше не экспериментировать и для себя занести их в разряд ядовитых. Для этого запомните отличительный признак ложных опят. Они имеют крикливо-яркие шляпки кирпично-красного или серно-желтого цвета, без чешуек, а у съедобных осенних опят шляпки неяр­ких тонов светло-коричневые с тонкими, мелкими коричне­выми чешуйками. У съедобных опят на ножке белое, хорошо заметное кольцо, у ложных почти незаметные остатки коль­ца. Это легко запомнить с помощью коротенького стишка: Имеет съедобный опенок На ножке кольцо из пленок, А у ложных опят Ноги голые до пят. Пластинки у ложных опят желтые, у старых зеленоватые или оливково-черные, в то время как у съедобных они желто­ вато-белые или кремовые. Ложные опята издают неприятный землистый запах, а съедобные приятный грибной аромат. Собирая опята не лишним будет, возвратясь из леса, еще раз тщательно проверить всю свою до­бычу. Еще раз напомню - главным отличительным признаком ложных опят является отсутствие хорошо заметного кольца.


Мухомор красный Шляпка гриба шаровидная в молодом возрасте, дорастает до 20 сантиметров в диаметре. В последствии становится распростертой вплоть до очень тонкой, цвет от крайнего красного, до рыжеватого. Вся поверхность шляпки усеяна крупными хлопьями белого или чуть кремового цвета. Пластинки спороносного слоя неровные, довольно частые, белые поначалу, у старых грибов желтеют. Ножка прямая, белая на, ножке расположено хорошо заметное кольцо, в основании хорошо различимый мешочек. Мякоть гриба светлая, с приятным грибным вкусом и запахом. Мухомор красный распространен повсеместно, образует микрозу с березой, реже с хвойными деревьями, в частности с сосной и елью.Яркая расцветка хорошо охраняет гриб от посягательств, в лучших традициях сигнализации в природе гриб, словно говорит: «Смотри, я ядовитый», поэтому спутать его с другими проблематично, из всех ядовитых собратьев мухомор красный можно считать самым честным. Наткнутся на красные мухоморы можно во всех видах лесов, при условии произрастания в них деревьев - спутников с конца июля до глубокой осени.


Мухомор пантерный В отличие от красного вида ядовитого гриба она обладает более спокойной окраской. Основной оттенок - оливковый, который может варьироваться между светло-зеленым и темно- коричневым цветами. Во взрослом состоянии диаметр шляпки достигает рекордных 13 см. На начальной стадии формирования тела гриба шляпка имеет форму шара. Затем происходит постепенное расправление краев до образования формы вогнутого блюдца. В некоторых случаях на наружной поверхности видны крупные белые хлопья с чешуйчатой структурой. Это остатки оболочки, в которой формируется начальная стадия формирования шляпки.Оборотная сторона шляпки имеет пластинчатую структуру. Цвет - белый. Расположение пластинок - плотное. На разрезе видная мякоть плотной тугой консистенции. Присутствует неприятный навязчивый запах. На вкус мякоть не определенная.Длина ножки стандартно в пределах 7-9 см. При этом отмечается небольшая толщина - всего лишь 1,5 см. Утолщение определяется в основании в виде клубня с полостью.Кольцо присутствует редко. Обычно оно достаточно размытое и быстро исчезает под воздействием проливных дождей.Первые экземпляры появляются сразу же после установления среднесуточной температуры воздуха выше 20 градусов по Цельсию. При этом важна соответствующая влажность почвенного грунта и отсутствие заморозков на почве.В средней полосе России это время совпадает обычно с началом июня. Для произрастания подходят лиственные и смешанные типы лесов. Образуют определенный симбиоз с хвойными породами деревьев.с хвойными породами деревьев.


О вреде грибов медики все чаще фиксируют отравления грибами. Причины – неумение отличать съедобные и несъедобные грибы, покупка грибов на стихийном рынке, отсутствие информации о влиянии глобальной человеческой деятельности на биохимический и видовой состав грибов и др. Часто собирают грибы уничтожая и грибницу. Переспелые, червивые и размякшие грибы в пищу не пригодны, т.к. могут стать причиной желудочно-кишечных заболеваний. В то же время они являются источником спор, обновляющих грибницы. Особенно опасными считаются 20 видов грибов – бледная поганка (мухомор зеленый), мухомор красный и др. виды мухоморов, строчек, ложные серо-желтый опенок, дождевик, лисичка, рыжеющий и темно-чешуйчатый шампиньон, сатанинский гриб и др. Чаще всего случаи тяжелых отравлений связаны не с ядовитыми, а с так называемыми условно съедобными грибами, в частности со свинушкой тонкой. При неправильном приготовлении происходит отравление. На разных стадиях развития грибы содержат различное количество ядов, оно меняется в зависимости от условий произрастания. Установлено, что грибы, растущие на гумусовых почвах и в условиях повышенной влажности, более ядовиты, чем те, что растут на бедных сухих почвах и в засушливые годы. Важно помнить, что после срезания гриба его нужно как можно скорее переработать, т.к. через 3-5 ч из-за начала белковой ткани тела гриба при комнатной температуре в нем накапливаются вторичные метаболиты. Грибы можно дольше хранить в холоде, но и не более суток после сбора. Хранят их, не перекладывая, в таре с жесткими стенками, т.к. в полиэтиленовых пакетах ускоряется процесс распада, а отсутствие воздуха и влага, выделяемая грибами, изменяют химизм реакций распада – образуются еще более вредные для здоровья вещества. Грибные блюда хранят в холодильнике в эмалированной либо глиняной посуде. Грибы съедобных видов могут накапливать токсические вещества, произрастая вблизи крупных автострад с оживленным движением транспорта, военных полигонов, химических производств, зон экологических катастроф и в радиационно-опасных местностях, каждая такая ситуация требует специального рассмотрения.


О пользе грибов Грибы содержат белки (более 5% массы грибов), жиры (около 1%), углеводы (3%), а также необходимые человеку макро- и микроэлементы – калий, кальций, цинк, медь, железо, кобальт. В свежих грибах содержатся также жирорастворимые витамины А и Д, витамины группы В, аскорбиновая (витамин С) и никотиновая (витамин РР) кислота. Грибы применяются и в лечебных целях, в научной медицине хорошо известно значение пенициллина и др. антибиотиков, содержащихся в грибах, для лечения инфекционных заболеваний. Чайный гриб, имеющий противовоспалительные и анестезирующие свойства, широко используется в восточной медицине. В народной медицине для лечения заболеваний нервной системы используется мухомор, алкоголизма – навозник, лучевой лейкопении и опухолей – березовый гриб чага. Противоопухолевыми и тонизирующими свойствами обладает и съедобный белый гриб (боровик), более известный своими вкусовыми свойствами. Его называют королем грибов. Правильно заготавливая и перерабатывая грибы, их можно использовать круглый год.


Правила грибника В лес за грибами нужно идти в удобной одежде и обуви – прогулка должна доставлять вам удовольствие. Собирайте только те грибы, которые хорошо вам известны. Если возникают сомнения, посоветуйтесь со специалистами. А если специалиста рядом нет, не берите сомнительный гриб. Нельзя собирать грибы в городе, и за городом вдоль шоссейных дорог. Не берите старые перезревшие грибы. Даже в съедобных боровиках, подберезовиках могут размножаться ядовитые для человека микроорганизмы. Не кладите свою «добычу» в полиэтиленовые пакеты! Грибы в них мнутся и ломаются. Кроме того, температура внутри пакета бывает настолько высокой, что грибы «задыхаются и портятся». Перерабатывать грибы нужно сразу же, как вернетесь домой из леса. Иначе за несколько часов грибы успеют зачервиветь. Грибы лучше срезать ножом. Но можно и аккуратно выкручивать из земли. Главное не ворошить, не разгребать под «корешком» мох, сухие листья, хвою, не разрушать грибницу. Мухоморы и поганки не сшибайте, не топчите ногами.



Грибы в народной мудрости Пословицы о грибах Бобы не грибы: не посеяв, не взойдут. Бояться волков, быть без грибов. Будет дождик, будут и грибки; а будут грибки, будет и кузовок. Возле леса жить голодному не быть. В карете цугом по грибы не ездят. В лесу шуметь - только грибы распугивать. Всяк грибок знает свой срок. Всякий гриб в руки берут, да не всякий гриб в кузов кладут. Выдранный гриб навек погиб, срезанный под корешок - дает приплода мешок. Где один гриб, там и другой. Гриб не хлеб, а ягода не трава. Грибные приметы и зимой живут. Грибы растут в деревне, а их и в городе знают. Грибы на одной ножке, не придут сами в лукошко. Дворянское кушанье - два грибка на тарелочке.


Про грибы Елена Долгих Если шляпка красная, Много белых точек, Значит, дело ясное – Ядовит грибочек! Мы его не станем брать, Чтоб не отравиться. Эту красочную рать Надо сторониться. Если неказист на вид, Прячется умело, Это самый вкусный гриб Под названьем «белый»! Осторожно его срежь, Положи в корзину, Маринуй, соли и ешь До весны, всю зиму! А на стареньком пенёчке, И особенно в тенёчке, Аж семьёй растут грибочки – Дружно, как солдаты, Тянутся опята. В ельнике – маслята. Те неприхотливые, Шапочки сопливые. Вроде некрасивые, Но пожаришь – классно! С этими всё ясно. Есть ещё грибочек – груздь, Из души прогонит грусть. Он по виду, как воронка, Беленький по цвету, Часто прячется в сторонку От дневного света. Груздь солёный – это что-то! Всех грибов вкуснее! До чего ж грибов охота, В лес пойдём скорее!

Проект в старшей группе

ТЕМА: "ГРИБЫ"

Характеристика проекта:

Тип проекта: познавательно-игровой;

Продолжительность проекта: одна недели;

Предмет проекта: грибы.

Актуальность проекта:

В сентябре в наших лесах настала грибная пора. Многие дети вместе с родителями ходили в лес за грибами. А в группе постоянно задавали вопросы о внешнем виде грибов, их названиях, строении, постоянно делали зарисовки, рассуждали о грибах. По-моему мнению возникла необходимость дать детям более глубокие и широкие знания о грибах. Было решено целенаправленно заниматься этой темой.

Основной целью проекта стало углубление естественнонаучных представлений и знаний детей о грибах, формирование познавательных навыков.

Для того чтобы узнать, что конкретно интересует детей, использовала метод трёх вопросов .

Проанализировав вопросы детей, я сформулировала задачи работы над проектом и составила перспективное планирование.

Задачи проекта:

Задачи развития ребёнка:

Формировать представления детей о грибах, об их строении, функциях и назначении частей, об их месте в лесном сообществе;

Развивать логическое мышление (составление загадок, придумывание сказок о грибах)

Задачи педагогической деятельности:

Познакомить с разнообразием грибов;

Познакомить со свойствами съедобных и несъедобных грибов;

Формировать умение получать информацию из разных источников.

Ожидаемый результат:

Получение информации из различных источников;

Продукты детской деятельности: сочинение загадок, изготовление поделок из природного материала;

Составление схемы заготовок грибов;

Подготовка к развлечению для детей группы «Грибы».

Деятельность по осуществлению проекта.

Занятия

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

1)Лепка«Мухомор. (Нанесение пластилина на поверхность). »

2)Ознакомление с художественной литературой «Чтение рассказа В. Сутеева « Под грибком».

3)Природный мир –«Грибное царство. Деревья и кустарники нашего двора»

4)Конструирование «Грибная поляна».

4)Музыкальное развитие – разучивание песен о грибах, частушек, танца-инсценировки песни «Грибочки».

Придумывание загадок о грибах.

Изготовление игры «Съедобный грибок положи в кузовок».

Поговорки и приметы.

Поиск информации в энциклопедиях.

Арифметические задачи.

Изготовление поделок из природного материала.

1. Изготовление книжек –раскладушек о ягодах и грибах вместе с ребёнком. «Грибное царство».

2.Изготовление атрибутов к развлечению.

3.Изготовление кулинарной энциклопедии. Конкурс «Кулинарные рецепты», «Кулинарные фантазии» блюд из грибов,рецепты

заготовок грибов.

4.Изготовление муляжей грибов из папье-маше.

5.Изготовление макета «Осенний лес»

Конкурс « Дары осени» - совместное изготовление родителей и детей поделок из природного материала.

Подготовка презентации – досуга - развлечения «Грибочки».

Взаимодействие со специалистами:

Музыкальный руководитель: частушки, танец, песни о грибах.

На занятиях по физической культуре: разучивание подвижных тематических игр.

Результат:

В процессе проекта дети проявляли активный познавательный интерес, узнали много нового о грибах, получая информацию и у родственников, и в книгах, и на прогулке. К изготовлению поделки «Грибной лес» в поиске материала были подключены и родители наших детей.

Особый интерес возник к подготовке праздника – дети с особой тщательностью изготавливали атрибуты к танцам и частушкам, а пели – одно слово – с душой.